`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Дом, который построил... кто?

+11
голос

Несмотря на то что термин «цифровой дом» (digital home, не путать с smart home – «умным домом») прочно вошел в обиход как специалистов, так и энтузиастов IT-отрасли, попытки отыскать его формальное определение вряд ли приведут к успеху. Однако собственное видение того, каким должен быть цифровой дом, есть не только у каждого крупного производителя ПК, но и у других игроков рынка. Попробуем обобщить эту картину и разобраться: что же такое цифровой дом, из каких компонентов он состоит, какие задачи выполняет?

Дом, который построил... кто?
По мнению альянса DLNA, на сегодняшний день отрасли потребительской электроники, мобильной связи и ПК (Интернет) существуют в виде отдельных островов...
Дом, который построил... кто?
...задача же, решаемая в рамках концепции «цифрового дома» – объединение их в единую сеть с широкими возможностями взаимодействия между устройствами

Итак, для начала постараемся все же определиться с терминами, по крайней мере в рамках данной публикации. Под цифровым домом в самом общем случае мы будем подразумевать совокупность в пределах одного отдельно взятого жилища (квартиры) цифровых и аналоговых (это важно) устройств, способных к обмену информацией между собой и с «внешним миром». Центральная роль здесь традиционно отводится домашнему ПК, который посредством компьютерной сети соединен с прочими компонентами, хотя, по большому счету, как будет видно дальше, без него можно обойтись. Стоп, чуть не забыли самое главное – а для чего вообще все эти устройства надо объединять в сеть и надо ли вообще?

Соответствующий раздел сайта компании Intel, одного из главных апологетов идеи цифрового дома, украшен лозунгом: «The Digital Home: Delivering Digital Entertainment Anytime, Anywhere». И первый абзац, посвященный описанию цифрового дома, повествует о том же: в эпоху цифровых технологий на передний план выходит проблема доступности контента. Если у вас дома не один, а несколько ПК, то вне зависимости от того, за консолью какого из них вы в данный момент находитесь, было бы неплохо иметь возможность доступа к Интернету, а равно и к собственным документам, цифровым фото, фоно- и фильмотекам. И кстати, совсем необязательно «привязываться» к клавиатуре и монитору, ведь очевидно, что просматривать (в том числе всей семьей) фото и видео лучше на большом экране ТВ, а слушать музыку – на стереосистеме. И если раньше производители в один голос твердили о том, что вскоре на смену многим традиционным АV-устройствам придет именно ПК, то нынче высказываются более осторожные мнения: пусть даже ПК их и не заменит (как минимум на данном этапе), но, по крайней мере, он должен с ними взаимодействовать.

Таким образом, проблема цифрового дома – это, по большому счету, проблема взаимодействия, т. е. обмена информацией между различными цифровыми и аналоговыми устройствами и ПК, между несколькими ПК в домашней сети, между домашней сетью и Интернетом и т.д. Путям и способам решения данной проблемы и посвящен наш обзор.

Компоненты цифрового дома

Дом, который построил... кто?
Media Center PC уже доступны и от отечественных производителей: системы Everest SU125339...
Дом, который построил... кто?
...и «Квазар-Микро» Premium MC2

Настольные компьютеры. После крайне успешного старта мобильной технологии Centrino компания Intel не прочь повторить такой успех и в других областях. В частности, для настольных ПК будущего предлагается платформа под названием Viiv. Список ее ключевых особенностей пока уточняется и дополняется, и компьютеры на базе Viiv будут доступны на рынке, по-видимому, не раннее 2006 г. На сегодняшний же день технологи Intel Digital Home Group насчитали в рамках цифрового дома четыре типа домашних настольных ПК: Creativity PC, Entertainment PC, Lifestyle PC и Extreme Gaming PC. Подразумевается, что все они характеризуются разным функциональным назначением и, соответственно, разными подходами к оснащению и комплектации. Так, Extreme Gaming PC представляет собой производительный ПК, оснащенный мощной игровой видеокартой; Entertainment PC предназначен для воспроизведения музыки, DVD и цифрового контента из Интернета; а с помощью Creativity PC пользователи смогут редактировать фото- и видеоматериалы.

Однако такое деление (вызванное, очевидно, стремлением убедить потребителей в необходимости иметь дома больше одного ПК) может оказаться чересчур искусственным. Все же компьютер, тем более домашний, задумывался как универсальное устройство, посредством которого можно выполнять широчайший круг задач, в том числе и все вышеперечисленные, и совсем не обязательно для этого иметь отдельные ПК. Тем не менее концепция Entertainment PC получила поддержку Microsoft (в их терминологии она именуется Media Center PC) и успешно продвигается – в частности, даже на нашем рынке уже можно приобрести такие ПК от отечественных производителей.

Портативные компьютеры. В данной сфере меньше всего неясностей и белых пятен. Платформа Intel Centrino установила стандарт на то, каким должен быть современный ноутбук, и добавить к этому, по сути, нечего. Бум на портативные ПК, наблюдаемый в последнее время, привел к тому, что все больше пользователей предпочитают работать только с ноутбуком – как на службе, так и дома, в некоторых случаях вообще избавляясь от настольных ПК.

Конечно, еще во многом современные портативные ПК уступают последним – все же и стоимость их выше, и производительность меньше, особенно в играх (хотя как раз в этой области есть и существенные сдвиги). Но все же, один раз привыкнув работать и развлекаться, не будучи привязанным к рабочему месту, отказать себе в этой привычке в дальнейшем практически невозможно. Поэтому если в вашем доме появляется второй ПК, то с вероятностью 80% им будет именно ноутбук.

Прочие цифровые устройства. Их в наше время насчитывается великое множество. Прежде всего это традиционная периферия ПК – принтеры, сканеры (либо МФУ), системы конференц-связи, хранилища данных (network storage) и т. д. С этими все более или менее понятно, так как сетевые функции у них появились давным-давно.

Дом, который построил... кто?
Беспроводная интернет-камера D-Link DCS-6620G с десятикратным увеличением и моторизированными приводами

Однако есть еще цифровые фото- и видеокамеры, МР3-плееры, мобильные телефоны и прочие гэджеты, коими современный человек в изобилии окружает себя в повседневной жизни. Они тоже могут являться полноценными участниками сети цифрового дома, и хотя на текущий момент большинство из них рассчитано на подключение к конкретному ПК (посредством USB либо Bluetooth, в перспективе – Wireless USB), не исключено, что в ближайшем будущем мы увидим в них полноценные беспроводные сетевые интерфейсы. Стоящие же несколько особняком КПК уже давно комплектуются беспроводными интерфейсами – и Bluetooth, и Wi-Fi (а если уж на то пошло, то и GSM/GPRS).

К данной категории стоит отнести и такой особый вид специализированных компьютеров, как игровые консоли. С выходом Sony PlayStation II и Microsoft XBox 360 все большее количество домашних пользователей обращают на них свое внимание, и понятно почему – далеко не каждый Entertainment PC способен потягаться с ними в качестве видеоизображения, уровне графики в играх и, главное, в простоте применения. Поэтому производителям настольных ПК предстоит немало потрудиться, чтобы доказать преимущества перед такими специализированными устройствами в развлекательной сфере – если они, конечно, есть. Впрочем, дискуссии «ПК vs. консоли» до настоящего времени остаются весьма популярными в кругах любителей компьютерных игр, и чем закончится такое противостояние, пока неясно.

Дом, который построил... кто?
Стереосистема Linksys WMLS11b может подключаться к беспроводной домашней сети и Интернету для воспроизведения сжатых форматов или потокового аудио
Дом, который построил... кто?
Linksys WMA11b: беспроводной Media Adapter позволяет обычной стереосистеме стать полноценным участником домашней сети

Аналоговые устройства. Сюда относятся прежде всего телевизоры, домашние кинотеатры, акустические системы класса Hi-Fi и другие устройства. Их традиционно тяжело представить включенными в состав компьютерной сети, однако для домашних ПК «подружиться» с ними жизненно важно. И хотя любой компьютер может быть оснащен видеокартой с ТВ-выходом или звуковой платой, производителям еще предстоит убедить пользователей в реальности предоставляемых ПК преимуществ (как универсальной развлекательной платформы). На поверку же зачастую оказывается, что у специализированных устройств и качество изображения и/или звука повыше, и стоимость не столь уж высока, да и освоить их не в пример проще, чем ПК... Впрочем, над всеми этими проблемами в IT-индустрии ведутся интенсивные работы, и сейчас ситуация уже гораздо лучше, чем пару лет назад.

Для сопряжения аналоговых устройств с ПК могут использоваться различные методы. Наиболее простым, дешевым и эффективным является обычное проводное соединение (возможно, с промежуточным усилением сигнала), однако топология конкретного жилища не всегда допускает такую возможность.

Для подобных случаев предусмотрены решения разных уровней. Существуют специальные радиоудлинители для аудио- и видеосигналов, причем наиболее совершенные из них способны не только транслировать сигнал от передатчика, подключенного к ПК, к приемнику со стороны аналогового устройства, но и передавать в обратном направлении сигналы от ИК-пультов ДУ, обеспечивая тем самым обратную связь.

К наиболее комплексным решениям можно отнести так называемые digital media adapters. Эти продукты, выпуском которых занимается большое количество компаний, являются полноценными сетевыми устройствами, способными принимать и декодировать цифровой контент (поток) в требуемый аналоговый формат. Одновременно они могут обеспечивать удаленное управление ходом воспроизведения либо полноценное удаленное управление ПК. Но такие решения обычно довольно дороги (так как базируются на производительных микроконтроллерах и DSP), а функционируют они зачастую далеко не столь беспроблемно, как традиционные ПК, подключенные непосредственно к аналоговому устройству, поэтому выпускающим их компаниям еще есть над чем поработать.

Кстати говоря, многие энтузиасты цифрового дома довольно эффективно решают проблему такого цифрового медиаадаптера с помощью... все тех же игровых консолей, в частности X-Box. При стоимости приставки на западном рынке около $150 (плюс необходимая для некоторых применений модификация «X-Box Media Center» за $50) она способна выполнять функции декодера цифрового аудио либо видеопотока не хуже, чем обычный универсальный ПК. Будучи при этом полноценным сетевым устройством, она обеспечивает необходимую гибкость в управлении, не теряя простоты. А если вспомнить, что все эти функции для X-Box являются, по существу, лишь вспомогательными (основная все же игровая), то производителям вышеозначенных digital media adapters предстоит серьезно потрудиться над собственными продуктами, чтобы они были конкурентоспособными на фоне X-Box Media Center.

Дом, который построил... кто?
D-Link DI-624: интернет-шлюз со встроенным 4-портовым коммутатором и беспроводной точкой доступа 802.11g
Дом, который построил... кто?
Мост Ethernet-to-Powerline D-Link DHP-100: альтернативный вариант домашней сети
Дом, который построил... кто?
Linksys WMCE54AG: беспроводной двухстандартный (802.11a/g) расширитель для Media Center PC
Дом, который построил... кто?
D-Link DWL-G132 AirPlus Xtreme G: беспроводной USB- адаптер 802.11g с поддержкой фирменных высокоскоростных режимов
Дом, который построил... кто?
Linksys WRT54GX: беспроводной 802.11g маршрутизатор с поддержкой фирменной технологии SRX
Дом, который построил... кто?
D-Link DI-624: интернет-шлюз со встроенным 4-портовым коммутатором и точкой доступа 802.11g
Дом, который построил... кто?
ZyXEL P-334WT: точка доступа 802.11g + коммутатор Ethernet + сетевой экран

Инфраструктура. Поскольку мы говорим о том, что цифровой дом представляет собой прежде всего сеть устройств, настало время обсудить ее ключевые компоненты. И если еще совсем недавно единственным реальным вариантом для домашней сети был 100Base-T Ethernet по витой паре, то сейчас ситуация резко изменилась, и множество пользователей предпочитает разворачивать дома беспроводную сеть, чаще всего стандарта 802.11g. Это опять-таки связано с широким распространением портативных ПК на базе Centrino, изначально оснащенных адаптерами беспроводной связи.

Соответствующих продуктов, предназначенных для организации беспроводной сети, на рынке сейчас огромное количество – начиная от различных Wi-Fi-адаптеров (как в формате карт PCI или PCMCIA, так и USB) и заканчивая разнообразнейшими вариациями на тему «ADSL либо кабельный модем + n-портовый 100Base-T Ethernet-коммутатор + Wi-Fi-точка доступа 802.11b/g + принт-сервер + VPN-маршрутизатор + аппаратный брандмауэр» и т. п.

Несмотря на очевидное удобство и другие преимущества беспроводной связи, в данной сфере до сих пор остаются нерешенными множество проблем. Прежде всего это вопросы безопасности – мало того что беспроводные сети подвержены попыткам несанкционированного доступа на порядок чаще, но к тому же действительно надежные средства защиты от таких атак появились лишь в последнее время. Хотя по-прежнему количество и сложность стандартов в этой области вполне способны отпугнуть даже подготовленного пользователя. На закуску – случай почти из разряда анекдотов: когда совсем недавно автор этих строк наконец решился развернуть дома беспроводную сеть, ему в руки совершенно случайно попало оригинальное издание книги из серии «для чайников» под названием «Hacking wireless networks for dummies», сам факт существования которой заставил серьезно задуматься над возможными альтернативами.

Кроме того, со времен повсеместного распространения мобильных телефонов не прекратились разговоры о вреде здоровью, причиняемом электромагнитным излучением высокой частоты – хотя его величину никто не берется оценить даже приблизительно, но очевидно, что здоровее от постоянного пребывания в зоне радиоизлучения еще никто не стал.

Наконец, пропускная способность сетей стандарта 802.11g (54 Mbps) для многих применений уже недостаточна даже при условии 100%-ного качества связи. Производители беспроводного оборудования с нетерпением поглядывают в сторону Wi-Fi-альянса, точнее, рабочей группы IEEE, которая все никак не может утвердить следующую версию стандарта, 802.11n, где эта проблема должна быть решена (пропускная способность в перспективе до 480 Mbps). В ожидании этого разработчики вынуждены прибегнуть к созданию собственных решений, предоставляющих возможность связи на более высоких скоростях. О технологии MIMO в продуктах от D-Link мы не так давно писали, аналогичные есть также у Linksys и других компаний, однако, разумеется, в высокоскоростных режимах ни о какой совместимости между такими продуктами речь не идет, что очень ограничивает их применение.

Как же быть, если разворачивать беспроводную сеть по каким-либо причинам нежелательно, а прокладывать витую пару по всему дому – затруднительно? К счастью, здесь все же есть пути для маневра. Даже Intel, один из активнейших игроков в области беспроводной связи, недавно пересмотрела свои взгляды и возобновила членство в HomePlug Powerline Alliance, который занимается разработкой средств передачи данных по сетям электропитания. Современные продукты, выполненные по этой технологии, предоставляют вполне достаточную пропускную способность и надежность соединения в пределах дома, хотя, конечно, здесь тоже есть свои нюансы.

Широкополосное соединение с Интернетом. Хотя мы разместили этот компонент на последнем месте, его значение сегодня трудно переоценить. Если еще 5 лет назад компьютер с выходом в Сеть казался диковинкой, то сегодня любой «обособленный» ПК выглядит анахронизмом. Концепция же цифрового дома без возможности подключения к Интернету теряет львиную долю своей привлекательности и становится совершенно нежизнеспособной.

На Интернет и предоставляемые им развлекательные возможности основные игроки IT-рынка возлагают огромные надежды – например, Intel вообще ведет речь о становлении целой индустрии (!) цифровых развлечений, и в данном случае есть все основания полагать, что это отнюдь не преувеличение. Все больше людей знакомятся с Интернетом, все больше свободного времени они в нем проводят за поиском информации, общением, играми и всем тем, что нынче именуется «потреблением цифрового контента». Плюс к этому с распространением широкополосных подключений в скором времени и в Украине получат развитие технологии медиавещания: интернет-радио, видео по запросу и т. д.

С точки зрения пользователей в данном случае ситуация также совершенно однозначна: даже в нашей стране использование dial-up для доступа в Интернет уже не является приемлемым, причем в том числе и по экономическим соображениям: если вы до сих пор «сидите на модеме», подсчитайте ваши ежемесячные затраты на dial-up и телефонную связь, а потом поинтересуйтесь тарифами на услуги широкополосного доступа по ADSL либо ТВ-кабелю. Думается, выводы окажутся довольно очевидными, особенно если пользователей Интернета в семье более одного – как совершенно справедливо гласят рекламные проспекты провайдеров, при таком подключении и скорость ощутимо выше, и телефон всегда свободен (и Интернет, соответственно, всегда доступен), а затраты при этом если и возрастают, то незначительно.

Отдельного рассмотрения заслуживают домашние сети. Их привлекательность заключается прежде всего в большом количестве информации, контента и игровых серверов внутри такой сети. Также помимо ТВ-кабеля, ADSL, выделенных некоммутируемых линий и других технологий, в скором будущем обещает появиться еще одна возможность широкополосного подключения к Интернету, на этот раз беспроводная. Речь идет о стандарте WiMAX, разработанном специально для решения проблемы связи на значительных расстояниях, когда использование проводного соединения по каким-либо причинам невозможно либо невыгодно.

Безопасность цифрового дома

Данный вопрос отнюдь не зря вынесен в отдельный раздел. С появлением в квартире вместо единственного домашнего ПК компьютерной сети, да еще обладающей «выходом наружу», количество проблем, которые могут свалиться на ее пользователей, значительно возрастает. Да и проблемы эти по своей сути оказываются довольно «взрослыми», и для их решения и предотвращения возникновения нужно как минимум хорошо представлять, как устроена сеть – а многие ли из домашних пользователей имеют для этого соответствующее образование?

Впрочем, к чести производителей надо отметить, что многие из них уже предлагают наработанные методики и рекомендации по защите домашних сетей. И Intel, и Microsoft отлично осознают собственную заинтересованность в том, чтобы пользователь знал о проблеме безопасности (точнее, о путях ее решения) как можно больше. Так, с выходом Service Pack 2 Windows XP начала активно «убеждать» пользователей применять «триаду безопасности»: сетевой экран, антивирусное ПО и службу автоматических обновлений. Однако это все же отдельная тема, которая уже неоднократно затрагивалась на страницах нашего еженедельника и, к сожалению, наверняка будет регулярно обсуждаться в будущем.

Пожалуй, к данному разделу стоит также отнести проблему защиты цифрового контента (точнее, авторских прав), весьма актуальную в наше время. К сожалению, в этой области, как и в защите прикладного ПО, несмотря на все старания индустрии, дела до сих пор обстоят не лучшим образом. Любая система защиты, сколь бы комплектной она не была, при соответствующих затратах времени и средств может быть взломана. Беда в том, что будучи обойденной один раз, такая защита для пиратов больше не существует; а вот законопослушным пользователям, как это ни печально, она подчас вполне способна доставить массу неприятных эмоций.

Проблемы и перспективы

Самой существенной проблемой на сегодняшний день по-прежнему остается высокая сложность в разворачивании и настройке сети между устройствами цифрового дома. Данная задача пока по плечу лишь IT-специалистам или хорошо подготовленным пользователям, знакомым с принципами организации и функционирования IP-сети.

Для большей унификации процесса подключения в единую сеть ПК и продуктов класса потребительской электроники, выполняющих различные функции и отличающихся собственными архитектурными особенностями, была разработана технология Universal Plug'n'Play. В идеале будущие версии этого стандарта и его полная поддержка всеми производителями избавят пользователей от головной боли в виде установки драйверов устройств или «прописывания» IP-адресов.

Дальнейшей стандартизацией и совершенствованием путей коммуникации между устройствами занимается организация под названием DLNA (Digital Living Network Alliance), которая, помимо продвижения на рынок потребительской электроники стандарта UPnP AV, предусмотрела также программу сертификации «DLNA Certification And Logo Program». Наличие соответствующего логотипа на устройстве придаст пользователю уверенности в его применимости в составе цифрового дома.

Для соответствия спецификациям DLNA все производимые устройства должны отвечать следующим требованиям:

1. Поддержка Ethernet и/или беспроводной связи (802.11a/b/g).

2. Поддержка сетей на базе IP- и HTTP-протоколов.

3. Соответствие архитектуре UPnP Device Architecture 1.0.

4. Архитектура UPnP AV 1.0.

5. Воспроизведение JPEG, LPCM и MPEG-2 как базовых форматов данных.

Что ж, будем надеяться, что индустрия примет этот почин, и создание цифрового дома не потребует от пользователя больших усилий и углубленных знаний сети. Хотя пока что, по-видимому, до того светлого цифрового будущего, которое красочно рисуется в каждой статье по цифровому дому и в документах а-ля DLNA Use Case Scenarios White Paper, еще не очень близко.

Цифровой дом, Entertainment PC и домохозяйки

Развивая экспансию ПК на рынок потребительской электроники и в полном соответствии с пожеланиями большинства пользователей, производители выдвинули тезис о том, что Entertainment PC, являющийся центром цифрового дома, прежде всего должен быть прост в освоении и управлении. Данный лозунг был с энтузиазмом подхвачен индустрией, и это легко объяснить, учитывая миллиардные емкости рынка потребительских устройств. Казалось бы, для достижения желанной цели – массовой покупки конечными пользователями домашних ПК в супермаркетах электроники (в идеале с тех же полок, где размещаются DVD-плееры или ТВ) – осталось совсем немного. Однако при более внимательном рассмотрении шансы полного воплощения в жизнь данной концепции оказываются весьма призрачными, несмотря на все старания IT-сообщества. И на это есть веские причины.

Современный ПК, в отличие от любого потребительского устройства, по своей сути является универсальным инструментом. При соответствующем оснащении аппаратным и программным обеспечением он способен решать огромное количество задач – разумеется, если их уровень не превышает интеллектуальных способностей хозяина. Однако именно эта универсальность, умноженная на проблемы стандартизации, и делает его практическое применение столь сложным с точки зрения неподготовленных пользователей. И хотя с появлением графических интерфейсов дело сдвинулось с мертвой точки, но, по большому счету, воз и ныне там – вспомните, как давно вы объясняли кому-либо из домашних, как выполнить на ПК какую-нибудь элементарную операцию?

При этом еще на заре компьютеризации стало совершенно очевидным, что нет смысла пытаться научить машину понимать человека – гораздо проще, эффективнее и, главное, несоизмеримо дешевле обучить человека языку компьютеров. Бурное развитие IT-индустрии в последние годы наглядно демонстрирует верность выбранного пути – ПК до сих пор не стал понимать ни человеческую речь, ни письменность, но уровень компьютерной грамотности среди людей самых разных кругов значительно возрос.

Кроме того, открытость архитектуры «Windows + x86», которая позволила ей завоевать мир, оказалась настоящей палкой о двух концах с точки зрения простоты и легкости в освоении ПК. Давно ли вам, уважаемый читатель, доводилось давать рекомендации пользователям по апгрейду домашнего компьютера? Подчас даже IT-специалисту бывает очень непросто не заблудиться в многообразии технологий, платформ, стандартов, разъемов, интерфейсов, протоколов и т. п.

То же самое можно сказать и о программном обеспечении для ОС Windows, а точнее – о великом множестве форматов данных, используемых в сфере мультимедиа. Шутка ли, различных вариантов кодирования одного только видео на сегодня существует не меньше сотни, пусть даже современными может считаться лишь пятая их часть. То же самое касается и аудио, а с появлением домашних кинотеатров и многоканального звука картина усложнилась на порядок. Первыми жертвами здесь уже стали производители потребительских «всеядных» DVD-плееров и аудиосистем с поддержкой воспроизведения сжатых форматов, столкнувшиеся с высокой стоимостью послепродажного сопровождения таких продуктов.

Не зря многие эксперты утверждают, что освоение пользователем одной из закрытых платформ не в пример проще, чем Wintel. Классическим примером здесь можно считать, например, Macintosh (хотя с выходом Mac OS X и в свете последних событий в лагере Apple приходится уже подыскивать другие, более удачные примеры).

Ну и конечно, в свете стремления к тотальному «упрощению» ПК нельзя оставить без внимания Интернет с его безграничными возможностями (что характерно, безграничными как для пользователей, так и для всяческого рода мошенников и злоумышленников). Современный World Wide Web является настолько разнородной средой, что его освоение для простых смертных – задачка почище изучения основ работы с ПК. Причем никаких мер по унификации и структуризации содержимого здесь не проводится в принципе (если не считать таковой индексацию контента поисковыми системами), и в будущем такое положение дел, по-видимому, лишь усугубится. И как прикажете упрощать это?..

Вообще, мысль о том, что с настройкой и управлением Entertainment PC должна без проблем справляться любая домохозяйка, очень созвучна весьма популярной в начале предыдущего века сентенции о способностях любой кухарки управлять страной – любопытное совпадение, вы не находите? Ну, что касается последнего утверждения, то, кажется, история уже вынесла однозначный вердикт о его адекватности реалиям; нам же остается лишь с интересом наблюдать за попытками индустрии создать «Windows-ПК с человеческим лицом» – хотя, право-слово, наверняка затрачиваемыми на это немалыми ресурсами можно было бы распорядиться более рационально, пустив их, скажем, на дополнительное IT-образование пользователей. Впрочем, здесь читатель вполне может вспомнить расхожую шутку о том, что почему-то все, кто знает, как именно надо управлять государством, в большинстве своем уже работают таксистами и парикмахерами – и будет, по-видимому, совершенно прав.

Определенные работы по усовершенствованию usability Windows-ПК как развлекательной платформы, безусловно, нужны. Однако здесь очень сложно (но очень важно) обозначить их границы, дабы ради достижения столь благой цели вместе с водой не выплеснуть и ребенка (либо, что более вероятно, не потратить кучу времени и сил на достижение заведомо нереальной цели). Поэтому, как ни крути, а пока что ПК был, есть и будет довольно сложным в освоении устройством. Применительно к «цифровому дому» это означает, что беспроблемное функционирование всей системы без регулярного вмешательства IT-специалиста на данном этапе, увы, практически недостижимо.

А вместо того чтобы «ждать милостей от IT-индустрии», новообращенному жителю «цифрового дома» будет гораздо эффективнее пройти хотя бы элементарные курсы компьютерного ликбеза. Если же такой вариант не устраивает (часто в качестве аргумента проводят аналогию с водителем автомобиля, который совершенно не обязательно должен одновременно быть и автомехаником, хотя, по вышеизложенным причинам, ее уместность здесь под большим вопросом) – к вашим услугам закрытые платформы, в частности современные игровые приставки. В плане развлекательных возможностей они уже вполне могут потягаться с ПК, но освоить их, по замыслу разработчиков, должно быть по-настоящему просто, даже если вы никогда не имели дело ни с чем сложнее ТВ.

Выводы

На сакраментальный вопрос «Кому нужен цифровой дом?» есть несколько вариантов ответа. Прежде всего его основной элемент – домашняя сеть устройств – понадобится тем, у кого в доме уже более одного ПК, так как проблемы обмена данными между ними и общего доступа в Интернет рано или поздно появляются у всех. Что же касается интеграции ПК с потребительскими устройствами, то необходимость такого шага каждый должен решать для себя. Все-таки жилищные условия в нашей стране значительно отличаются от таковых на Западе (особенно в США), где средний класс, являющийся в данном случае главной целевой группой, обитает в собственных частных коттеджах, а не многоквартирных домах.

Если уж вы твердо решили приобщиться к светлому цифровому будущему, сделать это будет несложно. Даже если ваш ПК – единственный в доме, первым этапом может стать его широкополосное подключение к Интернету и/или к бытовым устройствам – ТВ и стереосистеме. С появлением ноутбука, КПК и других устройств с помощью Wi-Fi-маршрутизатора будет несложно организовать беспроводную сеть. Дальше останется лишь наращивать количество цифровых устройств в доме в соответствии с потребностями его обитателей.

В качестве же заключения хочется привести фрагмент обсуждения новой консоли X-Box 360 пользователями из сообщества forums.xbox.com, которое от технических аспектов неожиданно перешло в философскую плоскость:

Kaedo: «Смешно, право. Именно об этом я и говорю – сначала 400 фунтов или около того за XBox 360, плюс игры, манипуляторы, соединители и т. д., потом я захочу перейти на Windows MCE (этот этап уже почти закончен – сегодня я потратил день на ее установку), а дальше мне захочется – нет, мне точно понадобится! – большой LCD ТВ высокого разрешения, чтобы наслаждаться всем этим по полной. После, естественно, я захочу усовершенствовать систему окружающего звучания, а еще было бы неплохо обзавестись креслом-качалкой. И в итоге окажется, что мне, черт возьми, нужен дом размером побольше, не говоря уже о количестве потраченных денег. Это когда-нибудь закончится вообще?»

Falko: «Для современного общества, а значит, и для тебя лично, жизненно важно, чтобы ответ на этот вопрос оказался отрицательным. Иначе наш мир развалится, и в твоем доме ничего не будет работать. Если у тебя вообще останется дом...»

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT