`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Андрей Пеший, «Киевстар»: «Идеальный ИТ-департамент: нулевой бюджет + довольные пользователи = эффективные ИТ»

+610
голосов

Компанию «Киевстар», очевидно, представлять не нужно. Что касается начальника управления информационных технологий Андрея Пешего, то тем нашим читателям, которые следили за конкурсом Best CIO 2011, его имя тоже должно быть знакомо — он стал победителем в номинации «Телекоммуникации».

Андрей Пеший, «Киевстар» «Идеальный ИТ-департамент нулевой бюджет + довольные пользователи = эффективные ИТ»

Выпускник Киевского международного авиационного университета, получивший степень МВА в канадском университете New Brunswick, Андрей Пеший пришел в компанию в 1997 г. и за 13 лет прошел путь от инженера-программиста до CIO одного из крупнейших телекоммуникационных операторов Украины. Он принимал непосредственное участие в развитии ИТ в компании. Этот факт и определил наш первый вопрос.

Какие основные задачи возникали перед ИТ в компании в процессе ее развития?

Прежде всего, необходимо отдельно сказать о начальных этапах, когда наблюдался бурный рост мобильной связи в Украине. Соответственно и компания расширялась очень быстро, и нужно было это развитие обеспечить со стороны ИТ. Речь идет об увеличении нагрузки на оборудование, вызванное ростом количества абонентов и обслуживаемых звонков. Все это трансформировалось в требования к информационным системам (ИС). Вдобавок увеличивалось число сотрудников, которым нужно было оборудовать компьютерами рабочие места. Это, пожалуй, были основные факторы, которые оказывали влияние на развитие ИТ в процессе роста. Мы прошли множество этапов, от начала, когда было около 100 тыс. абонентов и нескольких десятков сотрудников, до компании, в которой сейчас около 25 млн. абонентов и примерно 5,5 тыс. сотрудников.

Важно также отметить, что и сам способ работы компании менялся — появилась зрелость ряда процессов, некоторые функции расширяются и, соответственно, внедряются новые системы. Это и CRM, и новые биллинговые системы, которых не было на начальном этапе, и вообще новые платформы, обеспечивающие услуги, о которых ранее могли только догадываться и мечтать. Примером может служить передача данных.

Какова сегодня общая структура информационных систем компании? Какие аппаратные и программные платформы используются?

Изначально в компании была выбрана централизованная модель, поэтому в филиалах устанавливалось оборудование только для обеспечения работы офисов. На определенном этапе были системы, которые обслуживали трафик абонентов, и с точки зрения архитектуры возникала необходимость располагать некоторые модули в региональных подразделениях. Но со временем все это было централизовано. И сегодня у нас полностью централизованная ИТ-инфраструктура.

В 1997 году начала выстраиваться ИТ-архитектура. На ранних этапах было много систем, которые мы разрабатывали самостоятельно, к примеру, элементы биллинговой системы. Но по мере роста количества абонентов и объемов обрабатываемой информации стало ясно, что необходимо переходить на промышленные решения. Знаковым событием стало внедрение биллинговой платформы компании Сomverse для предоставления предоплаченных сервисов. Сегодня она обслуживает более 20 млн. абонентов.

Говоря об инфраструктурных элементах, то мы шли в ногу с развитием технологий. Правда, начинали с самых простых компьютеров — серверов начального уровня. Однако многие аппаратно-программные комплексы компания внедряла в Украине первой. К примеру, в 2001-2002 гг. компания установила суперкомпьютер HP Superdome, а в 2010-2011 гг. внедрила комплекс Oracle Exadata.

Мы не отстаем от современных технологий, но и не всегда спешим, стремимся взвесить все «за» и «против» новых технологий. К примеру, сейчас внимательно присматриваемся к облачным вычислениям. Это очень интересно и заманчиво, однако есть много вопросов к методам реализации и стоимости подобных решений. Если же предоставлять облачные технологии как услугу нашим клиентам, то необходимо, прежде всего, оценить готовность к этому рынка.

Что касается непосредственно аппаратных платформ, то мы стремимся использовать то оборудование, которое наилучшим образом реализует свои функциональные возможности и показывает наилучшую производительность для наших приложений. Так, например, для биллинговых систем используется оборудование НР. Для бизнес-критических задач компания придерживается проверенного принципа «один сервер — одна задача». Но некоторые приложения все же были переведены на лезвийные системы в виртуализованную среду, поскольку сегодня эти системы уже обеспечивают достаточную производительность.

Какую роль с точки зрения руководства играют ИТ в бизнесе компании?

В телекоммуникационных компаниях роль ИТ сложно переоценить. И сейчас наблюдается устойчивая тенденция повышения этой роли. После кризиса многие компании задумались об оптимизации затрат. Весьма эффективным способом здесь является автоматизация бизнес-процессов, повышение эффективности операций. Соответственно, если раньше на ИТ возлагались лишь функции поддержки бизнеса, то сегодня ИТ обеспечивает ключевые процессы. С моей точки зрения, в нашей компании взаимодействие бизнеса и ИТ налажено достаточно тесно, начиная от формирования общих планов и заканчивая их реализацией. Мы представлены в правлении компании нашим техническим директором.

Как при этом вырабатываются решения о развитии ИТ-инфраструктуры, о внедрении новых аппаратных и программных платформ, откуда исходит инициатива?

Здесь нужно обозначить два направления. Это развитие приложений, или информационных систем, и развитие собственно инфраструктуры, которая обеспечивает работу этих приложений. Если говорить о приложениях, то здесь задачи формируются после тесного обсуждения с бизнесом их планов на текущий период и будущее, а также в соответствии со стратегией развития компании. Этим определяется, какие могут возникнуть потребности в вычислительных ресурсах, каким образом будет расширяться региональная сеть, сколько отделений и где будут открыты, где должна быть корпоративная сеть, где нужно будут увеличить ее пропускную способность. В соответствии с этими планами мы ищем возможности оптимизировать инфраструктуру, поскольку экстенсивное развитие далеко не самый лучший путь. После этого формируется план, который находит свое выражение в бюджете на следующий год.

Какова ваша роль в развитии ИТ в компании, участвуете ли вы в планировании бизнеса со стороны развития ИТ-инфраструктуры для его поддержки?

Безусловно, участвую. Меня приглашают для обсуждения стратегии компании, я встречаюсь со многими топ-менеджерами, и, в целом, ИТ-подразделение активно вовлечено в этот процесс.

С другой стороны, ИТ-специалисты не могут учить бизнес, как ему развиваться, они могут подсказать, как сделать тот или иной процесс более эффективным. Кроме этого, существуют определенные трудности в отображении задач бизнеса в задачи ИТ. Нереально требовать от бизнеса написать техническое задание, поэтому нам приходится изучать бизнес-процессы и помогать бизнесу сформулировать свои требования на языке ИТ.

Как осуществляется поддержка приложений и инфраструктуры. Силами отдела или используется аутсорсинг?

Если говорить о приложениях, то у нас есть несколько направлений. Это системы управления предприятием, биллинговые и CRM-системы и средства аналитической отчетности, или, как их называют, BI. Что касается ИТ-инфраструктуры, то там стоят задачи поддержки пользователей, корпоративной сети и инфраструктуры, которая обеспечивает работу приложений. Кроме этого, у нас есть отдельное направление — развитие и поддержка ЦОД. После объединения с «Beeline-Украина», у нас появился коммерческий ЦОД, услуги которого мы предоставляем для бизнес структур.

Основное сопровождение и поддержку мы осуществляем сами, однако у нас есть проекты, в которых используются услуги аутсорсинга. Например, в регионах таким образом обслуживаются рабочие места. При разработке ПО привлекаются также третьи компании. В то же время, «Киевстар» нельзя назвать компанией, которая активно использует аутсорсинг. В Украине еще мало провайдеров, которые могли бы обеспечить те требования, которые мы предъявляем.

Какими особенностями, на ваш взгляд, должна обладать «идеальная» ИТ-инфраструктура, чтобы удовлетворять запросы бизнеса крупного оператора связи?

Знаете, недавно довелось слышать такую «формулу»: «нулевой бюджет + довольные пользователи = эффективные ИТ». Речь именно про идеальную инфраструктуру, чего в природе не бывает (смеется). Но мы к подобному стремимся — в последние годы пытаемся снижать затраты на ИТ, но при этом сохранять темпы роста ИТ-услуг и повышать их качество.

С моей точки зрения, идеальная ИТ-инфраструктура должна быстро реагировать на потребности бизнеса, учитывать все тонкости и сложности работы, и говорить с бизнесом на его языке. И кроме того должна эффективно работать c приемлемым уровнем затрат. А, может быть, и приносить доход.

Традиционный заключительный вопрос о планах?

В любом случае, наши планы связаны с планами бизнеса. В первую очередь, в этом году нужно закончить процесс объединения с «Beeline-Украина». Кроме того, мы активно анализируем ситуацию и думаем над тем, как развивать направление коммерческих услуг на базе ЦОД, в том числе и облачных. На первом месте стоят такие услуги, как «инфраструктура как сервис» и «ПО как сервис». Ну и, конечно, работаем над тем, чтобы не повышать операционные затраты, а добиться их снижения, при условии сохранения или, если возможно, то повышения эффективности.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+610
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Очень интересное интервью, Пользуясь услугами киевстар. Очень инетресно как выглядит компания изнутри.

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT