`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Виталий Береза

Выбор оптимальной RPA платформы

0 
 

Сегодня на рынке уже имеется достаточно широкий выбор поставщиков платформ RPA (Robotic Process Automation). При этом есть как явные лидеры — компании, специализирующиеся только (или преимущественно) в области RPA, так и игроки, для которых данная технология — это расширение их линейки продуктов в области автоматизации бизнес-процессов.

Обойдемся без упоминания имен компаний-производителей, чтобы избежать обвинений в скрытой рекламе, лучше сконцентрируемся на рекомендациях — на что необходимо обратить внимание при выборе RPA-платформы.

Итак, на сегодняшний день на рынке представлено около десяти достаточно серьезных игроков. Три-четыре из них являются очевидными лидерами как по наработанной клиентской базе, так и по доступному функционалу платформ. Еще столько же компаний отстают от лидеров, но имеют все шансы догнать их в ближайшие годы, если правильно выстроят свою стратегию развития. И есть нишевые игроки, в основном, это компании, работающие в других направлениях, и продвигающие свои RPA решения в рамках своего портфеля клиентов. На что же следует обратить внимание при выборе поставщика платформы в первую очередь?

1. Технологические особенности платформы.

Каждая платформа имеет свои сильные и слабые стороны с технической точки зрения. Одновременно с этим, и заказчики имеют разные бизнес-процессы, и если для одного возможность работать со сканированными документами, зачастую не очень хорошего качества, является ключевым требованием к платформе, то другой может вообще не задействовать механизм распознавания образов (Optical Character Recognition, OCR). Кроме того, одни и те же механизмы в разных платформах могут быть реализованы совершенно по-разному, и то что идеально реализовано для одного клиента, для другого может превратиться в существенную проблему. В целом, к наиболее востребованным технологическим особенностям платформ можно отнести:

  • Возможности работы с системами распознавания текстов и образов. Большинство платформ в базовой версии включают в свой состав то или иное OCR решение. Некоторые платформы позволяют интегрировать в них и другие доступные на рынке OCR продукты.

  • Поддержка роботов в attended и unattended режимах, то есть возможность запускать роботов как на рабочих станциях пользователей, так и на виртуальных машинах в корпоративных датацентрах.

  • Способы запуска роботов (по расписанию, по событию, вручную пользователем) и их взаимодействие с бизнес-пользователями.

  • Возможности расширения заложенного в платформу функционала с использованием внешних модулей.

  • Интеграция в платформу элементов искусственного интеллекта и машинного обучения.

2. Лицензионные особенности платформ RPA и их ценовая политика.

Большинство производителей RPA платформ лицензируют своё ПО на 1 год. То есть заказчик должен каждый год оплачивать стоимость роботов, их систем управления и рабочих мест разработчиков. Это несколько отличается от общепринятой практики лицензирования ПО, но очевидно, данная модель принята из логики предназначения программных роботов, которые призваны заменить сотрудников, выполняющих рутинные операции. А как известно, во многих странах оплата труда базируется на годовом доходе, и прямое сравнение стоимости робота и ЗП сотрудника в этом случае проводить легче (как и что необходимо считать при подсчете RoI вы можете почитать в предыдущем блоге).

Отличий же в политике лицензирования и стоимости платформ гораздо больше. Остановимся на этом моменте подробнее, так как он может значительно влиять на RoI проекта.

Как правило, все платформы включают в себя три основные компоненты:

  • Роботы, одного или нескольких типов, различающиеся функциональностью или средой обитания (виртуальная среда или рабочее место сотрудника).

  • Рабочее место разработчика алгоритмов роботизации.

  • Серверная составляющая платформы, включающая в себя базу данных, систему централизованного управления роботами и мониторинга их состояния, репозиторий версий алгоритмов роботизации бизнес-процессов, хранилище аккаунтов и паролей, используемых роботами при доступе к бизнес-системам и т.д.

В зависимости от исповедуемого подхода производителя платформы, все эти компоненты могут лицензироваться как отдельно, так и пакетами, на один или несколько лет. Почему это может быть критически важно для заказчика? Потому, что на начальном этапе проекта роботизация процессов происходит постепенно: один — два процесса разрабатываются в первые 2 месяца и переводятся в продуктивный режим. На данном этапе загрузка одного робота может составлять, например, 20% от его емкости (напомним, что робот может работать 24 часа в сутки и выполняет операции в разы быстрее человека). Еще через 2 месяца в продуктивном режиме уже могут работать 6-8 процессов, что требует использования 2-3 роботов. Через год после старта проекта роботизации реальная потребность в роботах может составлять 6-10 роботов. И тут заказчик может задать себе вопрос: а нужно ли мне покупать пакет из 10 роботов и системы управления минимум на 3 года (стандартное условие одного из лидеров рынка RPA), если я в первый год гарантированно не смогу нагрузить их работой?

Также сильно платформы могут различаться по цене: стоимость одного робота может вариироваться от USD 1200 до USD 10 000.

3. Масштабируемость платформы.

Для корпоративных заказчиков возможность масштабирования платформы является не менее важным показателем, чем её функциональность. Под масштабированием имеются ввиду такие возможности как:

  • Эффективное управление одновременно десятками и сотнями роботов, обрабатывающих сотни бизнес-процессов.

  • Отказоустойчивость, резервное копирование, возможность быстрого восстановления после сбоев, поддержка контроля версионности алгоритмов роботизации, возможности территориально-распределенного внедрения (разнесение системы по разным датацентрам) и т.д.

4. Перспективность платформы.

Как будут выглядеть программные роботы через 3 — 5 лет? Пока однозначно можно сказать только одно: развитие технологии RPA будет взрывным. Применение технологий искусственного интеллекта и машинного обучения смогут поднять возможности роботов на принципиально новый уровень. Те компании, которые сегодня стоят перед вопросом выбора платформы должны задуматься о том, что сможет предложить производитель их RPA платформы в будущем. Лидеры рынка уже сегодня закладывают в свои продукты те основы, которые завтра станут фундаментом для платформ роботизации нового поколения. И при выборе того или иного поставщика имеет смысл проанализировать планы развития платформы уже сегодня, потому что менять платформу завтра будет очень дорого.

Отдельно следует рассказать об open source решениях. Как обычно коммерческим платформам существует альтернатива в виде open source наработок по теме RPA. Перспектива получить RPA платформу без инвестиций в лицензии выглядит заманчиво, и однозначно должна рассматриваться небольшими компаниями, имеющими достаточно квалифицированные ресурсы для разработки роботов. Но как только речь заходит о крупных заказчиках, минусы open source начинают перевешивать экономию на покупке лицензий. Если Вы всерьез рассматриваете возможность использования роботов на open source, то вы должны понимать, что:

  • Готовых продуктов нет. Вам придется самостоятельно подбирать компоненты (модули, библиотеки) и собирать их в единое решение.

  • Поддержка оказывается открытым сообществом, без каких-либо обязательств и SLA.

  • Централизованной системы управления роботами для open source пока не существует. Вам придется или управлять роботами вручную, или инвестировать в собственную разработку системы управления и мониторинга.

  • Требования к квалификации разработчиков на open source значительно выше, чем к разработчикам на коммерческих платформах.

Итоги

Для правильного выбора RPA платформы начинать следует с подробного анализа своего бизнеса. Ни один ответственный консультант не ответит вам на вопрос, какой поставщик является оптимальным именно для вас, не проанализировав ваши бизнес-процессы, не ознакомившись с вашими стратегическими целями и планами развития. Сначала заказчик должен ответить себе на несколько вопросов:

  • Какие цели компания ставит начиная проект по роботизации?

  • Сколько процессов планируется роботизировать в первый год, во второй, в третий?

  • Какие технологические аспекты свойственны бизнес-процессам моей компании? Возможно, важно обрабатывать неструктурированные данные, а возможно, все процессы завязаны на нестандартное бизнес-приложение, с которым далеко не любая RPA платформа может эффективно взаимодействовать.

  • Планирует ли компания инвестировать в построение своего центра компетенции RPA или будет полагаться на услуги внешних консультантов?

Ответы на эти вопросы и консалтинг от профессиональной компании-провайдера RPA услуг позволят вам обоснованно выбрать надежную RPA платформу, способную обеспечить требования Вашего бизнеса как сегодня, так и в перспективе 10-15 лет.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT