`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Что для вас является метрикой простоя серверной инфраструктуры?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Виталий Береза

ROI в проектах по автоматизации бизнес-процессов (RPA)

+11
голос

Robotic Process Automation, пожалуй, одна из самых обсуждаемых и перспективных технологий в сфере автоматизации бизнес-процессов. Кто-то сомневается в эффективности программной роботизации, а кто-то готов без каких-либо раздумий и расчетов приступить к полномасштабному развёртыванию этой новой на рынке технологии.

И тем, и другим стоит взвесить все за и против — попытаться оценить возможный эффект, который в корпоративном мире обозначается термином ROI.

Опыт общения с заказчиками говорит о том, что, чем меньше клиент знаком с теорией и практикой применения программных роботов, тем дальше от «истинных» он обычно получает результаты расчета ROI. Причем отклонения могут быть как в плюс, так и в минус.

Для примера, подробно разберем одну из самых распространённых ошибок — попытку сравнивать одного робота с одним сотрудником. Вроде бы все маркетинговые материалы только об этом и твердят: программные роботы — это ваши цифровые сотрудники. Однако считать так не совсем корректно. Нередко также от руководителей подразделений, где используется наёмный труд, можно услышать: «мне дешевле содержать работника на зарплате, близкой к минимальной, чем тратиться на внедрение каких-то роботов». Если приходится слышать такие утверждения от клиентов, значит самое время детально проговорить с ними. И объяснить, как работают роботы и какие затраты необходимо учитывать и как проводить сравнение корректно.

Какие же затраты несёт компания на работающего в офисе сотрудника?

1. Прямые:

  • зарплата;

  • налоги на зарплату, единый социальный взнос и прочее;

  • премии, вознаграждения;

  • компенсация больничных;

  • оплачиваемый отпуск.

2. Косвенные:

  • аренда офиса, охрана;

  • коммунальные платежи;

  • рабочее место (мебель, телефония, компьютер, программное обеспечение, ИТ-инфраструктура).

3. Дополнительные (опциональные) затраты:

  • социальные обязательства работодателя (страхование, корпоративные мероприятия);

  • тимбилдинги, тренинги, обучение, сертификация. Таким образом, очевидно, что не вполне корректно напрямую сравнивать зарплату сотрудника и стоимость разработки и эксплуатации робота для автоматизации бизнес-процессов.

Но даже если мы точно смогли рассчитать затраты на одного сотрудника, можем ли мы просто умножить эту сумму на количество высвобождаемых сотрудников? Ответ на этот вопрос напрямую зависит от бизнес-процесса. Можно встретить ситуацию, когда один или несколько сотрудников выполняют в компании только один бизнес-процесс, и при этом их трудовая занятость составляет 100%, а именно: 8 часов в день на протяжении 20 рабочих дней в месяц. Бывают и другие ситуации, когда один сотрудник может быть задействован на 20% в одном процессе, на 40% в другом и т. д. В этом случае мы можем говорить, что роботизация одного процесса высвобождает в компании, например, 0,4 FTE (Full Time Employee — сотрудник, работающий полный день). Роботизация другого процесса — 0,3 FTE и т. д. Для того, чтобы экономический эффект от автоматизации бизнес-процессов стал для компании осязаемым, а не измерялся свободным временем сотрудников, часть работы которых взяли на себя роботы, необходимо по итогам роботизации проводить перераспределение задач среди исполнителей. И только после этого компания может получить полностью высвобождаемого сотрудника, что позволяет, например, перевести его в другой департамент, вместо того, чтобы нанимать туда нового человека.

Теперь попробуем обозначить затраты, которые несёт компания при внедрении и эксплуатации роботов.

1. Прямые:

  • Стоимость приобретения лицензий. Как правило, ПО для роботов лицензируется на 1 год.

  • Стоимость сервиса по роботизации бизнес-процесса, куда входят все этапы — от анализа процесса до ввода роботов в промышленную эксплуатацию. Этот этап может выполняться как внешним провайдером услуг по роботизации, так и силами компании.

  • Стоимость поддержания роботов в актуальном рабочем состоянии. Бизнес-процессы в каждой компании постоянно претерпевают изменения, и роботов необходимо подстраивать под изменившиеся условия.

2. Косвенные:

  • Роботам тоже нужно рабочее место, правда, виртуальное. Как правило, это виртуальная машина в дата-центре, на которой должна быть установлена операционная система и те приложения, с которыми робот будет взаимодействовать.

  • Затраты на электроэнергию и обслуживание виртуальной машины со стороны ИТ-департамента.

При расчете ROI важно понимать, что вы не будете останавливаться на роботизации одного-двух процессов, и роботы будут работать в вашей компании годами, обрабатывая десятки, если не сотни бизнес-процессов. Соответственно, затраты на сервис по роботизации правильно просчитывать на несколько лет, в течение которых бизнес-процесс гарантированно будет востребован. Затраты на лицензии также необходимо относить на несколько роботизируемых процессов, так как робот может работать 24 часа в сутки, выполняет операции быстрее человека, и, соответственно, будет выполнять несколько бизнес-процессов по очереди. Стоит также отметить, что в 99% случаев некорректно считать, что один робот соответствует одному процессу.

На показатель ROI на начальном этапе оказывает существенное влияние и политика лицензирования роботов со стороны вендоров. Так, некоторые поставщики продают роботов пакетами от 10 шт. Это вполне подходящий вариант для крупной корпорации, но компания среднего размера может начать свой проект со значительно меньшего числа роботов (2–3 лицензии) и наращивать их число постепенно, по мере готовности алгоритмов автоматизации бизнес-процессов. В этом случае платить за роботов, простаивающих в ожидании, пока для них подготовят алгоритмы, нет никакого смысла. Соответственно, важно правильно рассчитать количество и объем процессов, планируемых к роботизации на период времени, для которого делается расчет ROI. Необходимо также помнить, что есть еще и решения open source, позволяющие создать роботов, совершенно не инвестируя в лицензии, но это тема отдельного материала, так как в таком подходе есть как свои плюсы, так и минусы.

К факторам, косвенно влияющим на ROI, также можно отнести:

  • Повышение скорости обработки процессов. Если, например, страховая компания сможет с помощью роботов сократить время обработки запросов на возмещение с недель до дней, то она получит конкретное и осязаемое преимущество перед конкурентами на рынке.

  • Сокращение количества ошибок. Как правило, работодатели стараются избегать сверхурочных часов для сотрудников, так как анализ показывает, что в это время сотрудники допускают много ошибок, что в итоге приводит к операционным рискам и дополнительным затратам на их исправление.

  • Роботизация может оказаться дешевле и быстрее, чем работы по полноценной ИT-интеграции. Всегда имеет смысл сравнить, что окажется проще, дешевле и быстрее: провести полноценную автоматизацию бизнес-процесса, например, внедрив новый функционал в существующие системы, или ввести в процесс роботов в качестве исполнителей.

Тщательный расчет ROI в ваших условиях это важная часть проекта. Не следует полностью полагаться на методики, предлагаемые вендорами — они всегда универсальны, а значит, не учитывают особенности компании-заказчика и построены так, чтобы не замечать факторы, понижающие ROI клиента, и показывать только положительные факторы. Кроме того, при более-менее равных ценах за робота на разных рынках стоимость человеко-часа может различаться в разы. И в Украине робот может окупаться в 2 раза дольше, чем в другой стране. Но и самостоятельно рассчитать ROI для незнакомой технологии очень сложно. Необходимо понимать не только общие принципы технологии, но и различные нюансы, осознание которых приходит только с опытом внедрения первых проектов.

И в заключение, еще один совет — рассматривайте роботизацию как средство оптимизации затрат. Привлекайте квалифицированного партнера, считайте вместе эффект, выбирайте наиболее подходящую для вашей среды RPA-платформу, и с высокой вероятностью вы сможете достичь поставленных целей по сокращению затрат и улучшению общей операционной производительности.

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Дійсно корисні поради. Я б ще додав трохи про рівень зрілості організації з точки зору бізнес-процесів. Найбільш "безболісна" роботизація можлива тільки на рівні _оптимізація_. Але у нас часто вважають, що модними інструментами автоматизації можливо і побудувати (формалізувати) процеси, і, одночасно, одразу ж їх оптимізувати.

Так, зрілість замовника дуже важлива. Але наразі в Україні до роботизації готові ті замовники, що вже вийшли на потрібний рівень. Можливо згодом, коли роботизація пошириться, виникне ця проблема.
А взагалі тема зрілості замовника - це окреме питання на окремий блог.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT