`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Мобильные телефоны и смартфоны: передышка и перегруппировка

Статья опубликована в №3 (714) от 2 февраля

02
голоса

Для мировой индустрии мобильных устройств год 2009-й выдался сложным, но не катастрофическим. Отсутствие роста количества реализованных терминалов сопровождалось активным технологическим «перевооружением» продуктов, переориентацией потребителей на другие их классы и модели использования. По-видимому, те изменения, которые происходят, являются залогом будущего увеличения продаж.

Сколько мобильных терминалов было продано в мире в 2009 г.? По приблизительным подсчетам Gartner, объем мирового рынка застыл на отметке 1,2 млрд штук. Застыл потому, что символические 0,67% спада по сравнению с результатом 2008 г. можно скорее считать погрешностью оценки, чем реальной физической величиной. Спад был бы сильнее, но его компенсировал рост в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в частности в Китае, где экономический подъем продолжается, а финансовая активность не убывает, а также в Западной Европе. Здесь роль «ускорителя» для рынка мобильных терминалов, по-видимому, сыграло операторское субсидирование.

Мобильные телефоны и смартфоны передышка и перегруппировка

Отрицательный результат «обеспечили» в основном регионы развивающихся стран – Восточная Европа и Латинская Америка, где спад продаж, хоть и далекий от украинских 50%, все же ощущается. Налицо типичная для таких экономик проблема: сокращение валютных поступлений в страну ведет к быстрому и значительному уменьшению импорта, в состав которого входят и мобильные телефоны, а скромные доходы операторов, низкая финансовая дисциплина населения и дороговизна денежных ресурсов не позволяют запустить механизм субсидирования. Почти такие же, чуть меньше 15%, показатели спада в Японии, что неудивительно, так как сложные экономические условия в этой стране общеизвестны.

Что касается смартфонов, то объем этого сегмента, по мнению Gartner, составляет 14% всего мирового рынка мобильных устройств (примерно 170 млн штук). По данным же Canalys, в III квартале 2009 г. в мире было реализовано 41,4 млн смартфонов, что хорошо соотносится с подсчетами Gartner. Согласно утверждению той же Canalys, годовой прирост в сегменте по отношению к третьей четверти 2008 г. составил чуть меньше 4%, что для «кризисного» года опять-таки весьма неплохо.

Давайте рассмотрим, что же стоит за этими цифрами. Обратимся к рынку смартфонов, к которому сейчас приковано внимание и аналитиков, и вендоров. Что интересного происходило на нем в 2009 г.?

Без сомнения, самыми заметными были события, связанные с платформой Android. Именно в прошедшем году рынок Android-устройств перестал быть сценой для одного актера: помимо HTC, на него вышли практически все известные на сегодня производители мобильных телефонов и смартфонов. Сама ОС претерпела два обновления – появились версии 1.6 и 2.0, каждый раз с заметно улучшенной функциональностью, а также были завершены работы над версией 2.1, которая увидела свет в самом начале нынешнего года. Анализируя модельные ряды коммуникаторов на этой ОС, легко обнаружить, что за прошедший год сформировались две типовые категории этих устройств – рассчитанные на сбалансированное использование аппараты с экранами 2,8–3,2" и «заточенные» преимущественно для работы с Интернетом и мультимедиапродукты с дисплеями 3,7–4". В обоих случаях на выбор предлагаются моноблоки и боковые слайдеры с QWERTY-клавиатурами. Полным ходом идут также эксперименты по установке Android на разного рода планшеты.

Однако коммерческие успехи платформы оказались гораздо скромнее, чем ожидалось. По данным Canalys, на сегодня Android занимает только 3% мирового рынка смартфонов, и это притом что данная ОС специально проектировалась для того, чтобы пробить «стену» между смартфонным и телефонным сегментами и вырваться на просторы действительно массового рынка. Причины подобного положения дел, думается, надо искать в ценовой политике производителей. Они начали освоение платформы с устройств самого высокого ценового сегмента, что по определению не может обеспечить высоких продаж. Если говорить в масштабах украинского рынка, то в первой фазе (с середины лета) был освоен 750-долларовый сегмент, и только к самому концу года появились первые продукты в 400–450-долларовом, тогда как граница массового рынка для устройств с сенсорным управлением, по опыту производителей телефонов, проходит на уровне примерно $250. Сыграла роль и некоторая «сырость» ОС с ее жесткой и достаточно неудобной файловой системой и привязкой многих системных апплетов к карте SD.

Мобильные телефоны и смартфоны передышка и перегруппировка

С Windows Mobile тоже не все гладко. Публика холодно приняла очередное косметическое обновление до версии 6.5, критика за медленное и бессистемное развитие звучала уже повсеместно. В Microsoft отреагировали крупной ротацией кадров в подразделении, отвечающем за эту платформу, и полным ходом работают над радикально усовершенствованной Windows Mobile 7. Весьма вероятно, что анонс этой версии состоится на выставке Mobile World Congress 2010 уже в феврале, но первые устройства на ее основе появятся только осенью или вообще в 2011 г. Тем временем доля устройств на Windows Mobile быстро сокращается – по информации Canalys, в III квартале 2009 г. их было продано на 33% (!) меньше, чем за такой же период 2008 г. Действовать редмондской компании в этих условиях нужно предельно быстро, а Windows Mobile 7, чтобы переломить ситуацию, просто обязана стать шедевром.

Операционная система Symbian, главным образом усилиями Nokia, пока лидирует среди смартфонных ОС по количеству проданных устройств, а спрос на нее стабилен. Она осталась в виде лишь одной платформы, Nokia S60, которая только к концу 2008 г. смогла обзавестись версией с поддержкой сенсорных экранов. Реакция потребителей на первую модель на S60 5th Edition, Nokia 5800 XpressMusic, была весьма обнадеживающей, но уже в 2009 г. развитие платформы забуксовало. Да, ее удалось лицензировать конкурентам, Samsung и Sony Ericsson, причем первая создала действительно интересный смартфон i8910 Omnia HD, но последующие продукты самой Nokia оказались блеклыми и недоработанными в программной части. В итоге Symbian OS все больше отстает от конкурентов в функциональности и гибкости интерфейса. Осознав все сложности прямой конкуренции с Nokia, в LG и Samsung публично объявили об отказе от дальнейшей разработки продуктов на этой платформе. Сама же Nokia разрывается между поддержкой и развитием Symbian и созданием ОС нового поколения на ядре Linux – Maemo OS. Несмотря на то что разработке уже не один год, на ее основе выпущен только один смартфон (N900), да и он не привлек особого внимания пользователей. Эта несогласованность в развитии платформ и несет в себе угрозу для финской компании.

Apple пока вполне контролирует ситуацию с развитием iPhone OS: несмотря на отсутствие принципиальных новшеств в модели 3Gs и запредельную дороговизну этого продукта на свободных рынках, она смогла поставить в III квартале 2009 г. на 6,7% больше своих смартфонов, чем за такой же период 2008 г. Однако эти успехи меркнут перед достижениями RIM, увеличившей квартальные продажи смартфонов BlackBerry на целых 40%, если верить Canalys.

Каким будет для производителей и покупателей мобильных терминалов год 2010-й? Большинство экспертов полагают, что с ним придет новая волна роста рынка (по мнению Gartner, на 9%), а процентная доля смартфонов может существенно увеличиться. Если говорить о технологиях и продуктах, вполне очевидно, что продолжится рост Android – он будет медленным, но уверенным. Очень вероятно, что производители под давлением конкуренции преодолеют ценовой барьер, отделяющий Android-смартфоны от массового рынка, и тогда продажи могут резко ускориться. Да и от «детских болезней» платформа, вероятнее всего, излечится. А вот интриги года на этот раз две. Первая загадка – успеет ли Microsoft выпустить Windows Mobile 7, и если да, то какой она получится. Вторая – как Apple будет развивать линейку iPhone. Но скорее всего, помимо ответов на эти вопросы, 2010 г. принесет нам еще немало интересных новостей.

Объем мирового и региональных рынков мобильных устройств в 2008–2010 гг.
Регион 2008 г., млн шт. 2009 г., млн шт. (оценка) Рост 2009 г. к 2008 г., % 2010 г., млн шт. (прогноз)
Азиатско-Тихоокеанский 453,1 479,862 5,91 546,77
Восточная Европа 96,068 81,145 -15,53 84,995
Япония 40,588 34,871 -14,09 34,897
Латинская Америка 142,323 119,737 -15,87 126,772
Средний Восток и Африка 133,471 128,879 -3,44 140,305
Северная Америка 182,245 182,571 0,18 190,13
Западная Европа 174,455 186,95 7,16 198,498
Весь мир 1222,252 1214,018 -0,67 1322,371
Источник: Gartner.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

02
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Неплохой отчёт об мобильном рынке, правда , на мой взгляд, всё будет понятно в сентябре - све ОС будут обновлены и тогда будет схватка за лидерство.

Непонятно одно, откуда взялась "Windows Mobile 7"? Майрософт же четко сказала - "Windows Mobile 7" не будет и не ждите, а будет "Windows Phone 7".

Linux is like a wigwam - no windows, no gates, aрache inside!

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT