`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Роман Хархалис

"Не пугайтесь. Ради бога, не пугайтесь!"

+55
голосов

Опубликование сегодняшней квартальной отчетности "Астелит" предварялось небольшим мероприятием для прессы, на котором руководство компании попыталось донести до журналистов мысль (ну, по крайней мере, я ее так воспринял), вынесенную в заголовок. Говорили об изменении методики измерения абонентской базы. И судя по тому, что этот вопрос вообще поднимался, можно было догадаться, что по итогам III кв. 2010 г абонентская база сократится.

Впрочем, догадываться особо не нужно было, имея перед глазями ежемесячные отчеты iKS Consulting. Согласно им, только в сентябре абонентская база life:) сократилась на 94 тыс человек.

С одной стороны, движение со стороны оператора, правильное. Он вычеркивает из своей абонбазы "мертвые души" и фактически, приводит свою отчетность в формат, который де-факто устанавливается на рынке. Напомним, "Киевстар" провел аналогичные реформы год назад.

Сейчас "Астелит" сохраняет в своей статистике отдельные понятия "общей" и "активной" абонентской базы. "Активными" считаются абоненты, по чьим аккаунтам в течение последних 3 месяцев происходило хотя бы одно событие, приносящее доход компании. Отдельно отметим - не платное со стороны самого абонента, а более общее - к примеру, прием входящего звонка (за него заплатил либо другой абонент life:), либо другой оператор посредством интерконнекта), SMS (та же логика, хотя насчет интерконнектной платы за "приземление" SMS я не уверен), или включена переадресация на другой номер. Прием рекламных SMS или рассылок активностью не считается, поскольку такие рассылки производятся по базам, информация в которых может быть устаревшей. В общем, даже если есть сомнения по поводу доходов, логику поведения "живого" абонента эти критерии описывают достаточно точно.

После того, как абоненты выбывают из списка "живых", они сохраняются в общей абонбазе еще 9 месяцев, откуда, при отсутствии вышеописанной активности в течение этого периода, впоследствии вычеркиваются.

Подобное изменение методики подается как одно из мероприятий, повышающих эффективность бизнеса компании. Действительно, из школьного курса математики известно, что если из списка чисел вычеркнуть самые малые (а ARPU пасовного абонента = 0), среднее значение непременно возрастет. Понятно, что в ситуации с "Астелитом" для акционеров важнее прибыль и EBITDA, чем размер абонбазы и доля рынка. Да и вообще, новую методику стоит приветствовать потому, что она честнее.

Но есть вторая сторона вопроса. Доход "Астелита" в квартальном исчислении вырос на 5,1%, ARPU - на 4%, а вот абонбазы сократились намного больше: активная - на 21,3%, общая - на 16,2%. Сокращение абонбазы идет гораздо более быстрыми темпами, чем рост ARPU. Это наводит на мысль, что в сокращении абонбазы "виновато" не только изменение методики, но и другие процессы, связанные с реальным оттоком абонентов. Отсюда вопрос - не является ли изменение методики попыткой замаскировать другие проблемы в компании?

Да, маржа EBITDA выросла до вполне интересных для акционеров 25,3%, но явно благодаря не росту доходности абонентов (4% - это мало, очень мало, учитывая резкое изменение статистической базы; можно даже предположить, что если бы этого не произошло, мы бы увидели падение ARPU), а резкому сокращению расходов. Так, капитальные инвестиции уменьшились даже в сравнении с предыдущим кварталом (!) на 61,2% (!!!), до совсем уж скромных 5 млн долл. Впрочем, это может означать что компания всего лишь аккумулирует средства для покупки и реализации лицензии на 3G. В общем, следим за событиями.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+55
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

А что ж они хотели, вводя обязательную плату за продление бесплатных внутрисетевых - вот "шаровики" и посыпались... С такими тенденциями да еще и при сокращении капитальных инвестиций их база скоро достигнет масштабов еще одного "крупного" оператора - beeline'a.

Но в такой ситуации ARPU должен был резко подскочить. Чего мы не видим.

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT