`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Роман Хархалис

Переносимость мобильных номеров: подводные камни

+1010
голосов

Компания "Астелит" организовала очередное "информационное погружение" журналистов, пишущих о телекоммуникациях, в тему переносимости мобильных номеров. В сумме получилось вполне интересно, есть любопытные статистические сведения из украинского и европейского опыта внедрения этой функции, а также внушительный ликбез о принципах действия и вариантах построения систем MNP (Mobile Number Portability). Расскажу об этом подробнее в одном из следующих выпусков "Компьютерного обозрения". Сегодня же я хотел бы поговорить о других аспектах этой проблемы.

"Астелит", он же life:), является главным апологетом внедрения переносимости мобильноо номера  в Украине. Напомню, MNP - это принцип, при котором  абонент, при переходе от одного оператора к другому сохраняет за собой один и тот же номер мобильного телефона. Не секрет, что желание сохранить текущий номер мобильного сейчас является одним из самых сильных, если не главным фактором, из-за которого люди, недовольные условиями у своего нынешнего оператора, воздерживаются от его смены. Да, внедрение MNP было бы выгодно большому количеству людей. Да, практически во всех европейских странах такое правило дейстует. Да, принцип MNP значительно улучшает конкурентную среду, делает ее более справедливой.

Почему именно life:) больше всех заинтересована в переносимости мобильного номера?

Наиболее распространена версия, согласно которой life:) рассчитывает на большой приток тех абонентов от двух лидирующих национальных операторов, которые ныне недовольны их условиями, и от перехода их удерживает только то, что они дорожат номерами, розданными уже сотням и тысячам родных, знкомых и главное - клиентов. Но позвольте... Как известно, абоненты делятся на "легких" и "тяжелых". "Легкие" - всегда стремятся к минимизации расходов и охотно меняют оператора ради выгодной акции, номера они при этом меняют с легкостью. MNP на них никак не повлияет (разве что бегать будут еще больше), да и life:), согласно последним веяниям, такой клиентуре не больно-то и рад.

Что касается "тяжелых" абонентов, то их голым нулем не заманишь, они руководствуются целым комплексом критериев, от качества связи до престижности марки. Кто у нас по качеству связи первый? "Киевстар". Да, мы говорим не о реальном качестве, а о его восприятии - это вещь субъективная, но именно под ее действием люди принимают решения. Так вот, по восприятию качества "Киевстар" лидирует с большим отрывом. Как вы думаете, побегут "тяжелые", в основном корпоративные абоненты "Киевстара" в life:)? Я вот сильно опасаюсь, как бы они в противоположную сторону не побежали. А вот "МТС" находится в более угрожаемом положении, так как именно у нее масса людей с "историческими" номерами, которым по 10 лет и более, а восприятие качества сети далеко не такое положительное - эти люди на своей шкуре испытали все прелести этапа резкого снижения качества связи у этого оператора. Вот в их миграцию в "Киевстар" я верю очень даже легко. Итак, какую картину мы видим? Компания, больше других вложившая усилий в торжество MNP, получит новую порцию малоплатящих абонентов, на излишнюю многочисленность и скупость которых она и так жалуется, а вот перед солидными ее клиентами появится новый соблазн... Основной противник MNP, "Киевстар", наоборот, может избавиться от "легких" абонентов и пополнить ряды "тяжелых" - то и другое ему на руку. А пострадает, по видимому, старающаяся отгородиться от MNP-дебатов "МТС".

А вот еще один аспект проблемы MNP. До сих пор в Украине существовала строгая система распределения номерной емкости с использованием area codes, кодов сетей и регионов. Эта система очень хорошо, наизусть выучена абсолютным большинством абонентов. Любого разбуди в 3 часа ночи, и он без раздумий скажет, что 067 - это "Киевстар", 063 - Life:), а 044 - город Киев. С внедрением MNP произойдет одномоментное "взбалтывание" этой структуры. В нашей стране проблемы, решаемые с помощью MNP, накапливались годами, поэтому процент миграции будет немалый, на 30%, я думаю, можно рассчитывать смело. Что это значит? Простые люди перестанут навскидку различать, у кого какой оператор, а следовательно -  перестанут изначально знать, какой звонок будет внутрисетевым, а какой - на другого оператора. Да, life:) обещает после набора информировать голосом железной тетки: "Этот звонок внутрисетевой". Но если абонент активно пользуется льготной тарификацией, то решение, звонить или нет, он обычно принимает ДО попытки вызова. Что будет, когда он потеряет априорную уверенность в направлении звонка? Он станет меньше звонить! Особенно - в тех ситуациях, когда рассчитывает на нулевой или льготный тариф; если человек не зациклен на экономии и готов расстаться с деньгами, он не будет задумываться, а просто наберет номер. Итак, какой может быть эффект от внедрения MNP для Life:)?

Снижение популярности нулевых тарифов, уменьшение объема использования льготной связи и как следствие - рост средней стоимости минуты, уменьшение среднемесячного трафика на одного абонента (обе тенденции в мире телеком-бизнеа считаются улучшением операционных показателей) и некоторое снижение нагрузки на сеть. Так может "Астелит" именно за это и сражается?

Ну и еще одна проблема MNP в Украине связана с аномально высоким количеством абонентов припейда, причем припейда анонимного. Резонный вопрос - на основании чего система будет переносить номер от одного оператора к другому? На основании чего номер будет "привязываться" к физическому лицу? На основании звонка в колл-центр с заявлением типа "Это мой номер, я хочу его перенести в Beeline"? А как проверить правомочность такого заявления? Юрий Курмаз из "Астелит" утверждает, что 60% от припейд-абонентов Life:) зарегистрировали свои персональные данный в БД "Астелита", и эти записи являются основанием для установления соответствия между номером и физическим лицом. Что ж, для внутренних нужд Life:) этого может быть и достаточно. Но для взаимодействия между операторами и решения возможных споров - я почему-то уверен, что нет.

Одним словом, с внедрением MNP без решения вопроса идентификации абонентов, есть хорошие шансы, что проснувшись поутру, вы обнаружите, что ваш номер обслуживается уже не в Life:) а скажем, в Beeline - из-за чьей-то дружеской шутки, злого умысла или просто ошибки. Так что внедрение MNP, по всей вероятности, будет сопровождаться масштабной кампанией регистрации GSM-абонентов - как минимум тех, кто захочет воспользоваться услугой. Иначе она останется уделом немногочисленных контрактных пользователей. И это еще один "подводный камень" MNP.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+1010
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Романе, не забувайте що у мережах мобільного зв'язку абонент ідентифікується по IMSI, а його абоненський номер - ніщо, тому:

a. повна дупа із HLR-ами і маршрутизацією;
b. при зміні оператора треба йти нозями у офіс, писати паперову
заяву і отримувати нову SIM-карту із тим-же номером.
99% що буде вибраний метод b., а це уж проходили - будь-який анонімний абонент може піти і замінити загублену/вкрадену SIM-карту, проблем я не бачу

Насколько я понял, переносимость не имеет обратной силы, а будет распространяться исключительно на новые номера с отдельным кодом региона.
А иначе - будет полный бардак.

Думаю що ні, бардака не буде, переносимість у мобільних мережах реалізувати технічно реально. Але фішка у тому, зараз ніхто не знає, як воно буде. І Астеліт не знає, і НКРЗ не знає, і автори закону не знають, зараз лише про усе будуть домовлятись

Нет, в планах как раз распространить принцип переносимости на все существующие номера.

Но как тогда быть с тарификацией? Звонишь и не знаешь, во сколько обойдется звонок.
Впрочем, это дело нескорое, доживем - увидим.

Если не будет систем оповещения о "тарифной зоне" ("Вы звоните на свою сеть" - "Вы звоните на чужую сеть") до установления соединения, то да - лотерея.

Вообще-то, MNP лучше всего сочетается с едиными тарифами на все сети.

Кстати, вопрос: кто знает, какие тарифы преобладают в Европе - с разделением на внутрисетевые/внесетевые, или единые?

Мне почему-то кажется, что единые.

тоже самое что с чёрным списком и базой IMEI.
Сделать то сделали,а пользоваться так и не начали.
Закон принят,а вот практическое его использование может затянуться не на 1 год. Единственно, что может подстегнуть операторов ускорить этот процесс, массовые судебные иски абонентов с требованиями сохранить номер при переходе к другому оператору. Но это из области фантастики. не та правовая культура.

З списками IMEI ситуація трохи інша, але і там є прогрес - оператори ставлять/тестують EIR*-и, от-от вони будуть повністю готові. Вони не вигідні усім операторам, а MNP принаймі один гравець на ринку хоче :) Проте поки ніхто нікого відключати не буде (я про це писав нещодавно)

EIR - Equipment Identity Register, база без якої відключати "чорні" IMEI неможливо

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT