`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Последние дни MP3?

0 
 

Несмотря на то что в данный момент мировая индустрия звукозаписи ведет борьбу за то, чтобы поставить Internet-музыку вне закона, настоящие энтузиасты этого дела не унывают. Долгое время у них была одна отрада — распространенный формат MPEG Layer III, более известный в народе как MP3. И хотя пока — это по-прежнему стандарт де-факто для распространения композиций посредством Сети, к нему уже накопилось множество вполне обоснованных претензий. В связи с этим все чаще в источниках, посвященных теме компрессии звука, упоминается аббревиатура ААС. Именно форматам, основанным на этой технологии, пророчат великое будущее — предполагается, что они, наконец, все же «сведут в могилу» MP3.

Пока же «великой революции» не произошло, давайте попробуем пролить немного света на то, что скрывается под этой загадочной аббревиатурой. Итак, определение Advanced Audio Coding впервые появляется в документах ISO, касающихся разработки стандартов MPEG в середине 1997 г. Изначально данным термином обозначались дополнения, не укладывающиеся в основные спецификации (Layer I, II и III), которые в связи с этим были не совместимы с плейерами, поддерживающими такие кодеки.

Полностью разработка стандарта MPEG-2-ААС была завершена в октябре 1998 г., тогда же было опубликовано детальное описание формата и предложен reference source code для создания приложений на основе нового кодека. Правда, исходные коды можно было получить, только являясь членом группы MPEG, что в немалой степени тормозило развитие стандарта. В его разработке активное участие принимали AT&T, Dolby Laboratories, компания Sony и немецкий институт Фраунгофера, признанный лидер в этой области. Естественно, что именно они первыми воспользовались плодами своего труда — так появился формат а2Ь ААС от AT&T.

Важным нововведением была поддержка многоканального звука в отличие от обычных спецификаций MPEG, где использовалось только моно и стерео. Новый стандарт предусматривает 48 каналов основного аудио, 16 низкочастотных (subwoofer chanel), 16 каналов для мультиязычной поддержки и, кроме этого, −16 для любых пользовательских потоков данных. Именно эту возможность использовала AT&T, которая с помощью своей разработки организовала коммерческую сеть a2b music. Композиции, распространяемые посредством ее, содержали, помимо собственно звукового трека, небольшие видеоролики и тексты песен. К сожалению, качество данного кодека оставляло желать много лучшего, к тому же компания так и не представила широкой публике кодер — поэтому формат пока не получил распространения.

Еще одной попыткой вдохнуть жизнь в ААС стал кодек от компании Homeboy Software. Его разработчики пошли по другому пути — кодер и плейер Bit ААС раздавались совершенно бесплатно, но качество звука при этом было отвратительным. В то же время благодаря своей «фриварности» кодек некоторое время оставался весьма популярным — существовало несколько его вариаций и графических оболочек к нему. Авторитетные источники утверждают, что кодер от Homeboy не что иное, как компилированный под Windows MPEG-2-AAC ISO код.

Тем не менее разработка стандартов продолжалась, и вот в декабре 1999 г. была опубликована новая версия ААС — теперь уже в составе MPEG-4 version 2. По сути, теперь аббревиатура обозначает ту часть стандарта, которая описывает способ компрессии настоящих аудиоданных, поскольку набор инструментария MPEG-4 подразумевает также передачу синтезированного звука с помощью специального языка SAOL (Structured Audio Orhestra Language) и системы Text-To-Speech. Такой подход получил название Structured Audb. Теоретически этот кодек должен распознавать составляющие трека, как-то: речь, шумовые эффекты, синтезированные звуки и музыку, затем разбивать их на отдельные каналы, используя в каждом свою методику компрессии. Таким образом, можно добиваться беспрецедентного качества на очень низких битрейтах. Практическая реализация полной системы еще впереди, а вот удачные воплощения кодеков MPEG-4-AAC существуют и успешно работают уже сегодня.

Понижение битрейта, необходимого для передачи высококачественного аудио, достигается введением в спецификацию новых алгоритмов компрессии. Важнейший из них — прогрессивная технология Пте-to-Frequency, более известная в своей практической реализации компании Yamaha -формате TwinVQ. Кроме этого, для поддержки низкоскоростных потоков данных (как правило, при передаче речи) стандарт предписывает использование алгоритмов типа Linear Prediction.

Первой ласточкой стал кодек, разработанный компанией Liquid Audio, — Liquifier Pro ААС Работникам этой компании не давали покоя лавры AT&T, и они предприняли попытку составить последней разумную конкуренцию. Выпустив программное обеспечение, Liquid Audio организовала собственную сеть дистрибьюции музыки — Liquid Music Network. И попытка оказалась вполне удачной, поскольку аудио, сохраненное в формате Liquid, обладает завидным качеством даже при низких битрейтах (порядка 64-128 Kbps). Лишь от одного недостатка не удалось избавить свой продукт программистам -широкой доступности кодирующего ПО.

Поэтому самым популярным (и, пожалуй, наиболее удачным) на сегодняшний день является кодек, разработанный неизвестным человеком, называющим себя Astrid, соответственно и формат получил название Astrid/Quartex ААС. Качество звука, обработанного им, превосходит МРЗ/128 уже при 96 Kbps, а крайне низкий уровень шумов выводит его в несомненные лидеры.

По программная поддержка формата еще не гарантирует ему светлого будущего. Для его продвижения на рынок потребительской электроники необходимы аппаратные решения. В данный момент существует три специализированных DSP — Motorola DSP56300, Texas Instrument TMS320C5000 и Analog Devices ADSP21, поддерживающие декодирование как MP3, так и ААС На основе таких процессоров уже анонсировано несколько портативных устройств, например Toshiba Mobile Audio Player MEA110AS или Win-Jam WMA, который, помимо MPEG-4, может воспроизводить файлы Windows Media (кстати, в их основе тоже лежит спецификация ААС). Лицензировала ААС и компания S3, производитель популярной серии цифровых плейеров Rio.

Что ж, из сказанного выше ясно, что ААС постепенно находит поддержку среди разработчиков, хотя, надо признать, пока усилия их в какой-то степени разрозненны. Однако, несмотря ни на что, многие эксперты сходятся во мнении, что именно ААС является основным претендентом на роль преемника MP3. Впрочем, давайте повременим с выводами: говорить что-то вроде «MP3 умер, да здравствует ААС!» еще, конечно же, слишком рано.


Вы можете подписаться на наш Telegram-канал для получения наиболее интересной информации

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Slack подает жалобу на Microsoft и требует антимонопольного расследования от ЕС

 
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT