`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Что для вас является метрикой простоя серверной инфраструктуры?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Андрей Тищенко

Казус Прозорро

+79
голосов

Наблюдение последних месяцев: участников серверных тендеров на торговых площадках стало намного меньше, часто торги не проводятся — за отсутствием предложений.

Почему так? Всех распугала прозрачность? Работает отрицательная селекция?

Очевидно, поставщикам недосуг заполнять тонны сопровождающих бумаг, не относящихся к делу. Кто знает цену своему труду — не рвется в конкурсы «на отжимание». Специалисты предпочитают отдавать свое время и силы тем, кто действительно нуждается в экспертизе и живом соучастии.

Тендеры Прозорро не убили коррупционную составляющую в госсекторе: кому надо протянуть закупки у своих, давно наловчились обходить любые препятствия и отклонять сторонние заявки по надуманным причинам. Зато они поделились с коммерческими организациями основным навыком «освоителей бюджетов» — имитации деятельности. Редкая закупка на открытом рынке сейчас проходит без многоэтажных согласований. Над одним специалистом, принимающим решение по сути, сидит десяток контролеров, единственная задача которых — отслеживать «признаки коррупции». Это ничего, что они в предмете закупок не смыслят. Зато сильны в процедурных вопросах и умеют сличать цифры/буквы.

Размножение дармоедов — и есть основной итог повального увлечения площадками как инструментом хозяйственной деятельности. Форма, обходящаяся без содержания, плодит имитаторов и симулякры.

+79
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Задача тендерных площадок - создание здоровой конкурентной среды. Как оно получается на практике, видно всем.

1. Недобросовестная конкуренция
Исправно работает механизм дискриминирующих условий: извращенных ТЗ, нелепых сопроводительных справок, надуманных оснований для отказа. Даже если речь о чем-то простом - простынях и наволочках для железной дороги - закупки легко канализируются в нужную сторону. Что уж говорить о серверах и системах хранения. За детально прописанными техническими параметрами всегда видны уши вендора/продавца. Не ТЗ, а кроссворды для праздно шатающихся.

2. Нецелевое расходование средств
Хорошо, дали коррупционеру по рукам, не позволили переплатить за вещь (а точно не дали?). А так уж тому государственному банку нужна та СХД за миллион? Скажут, конечно нужна - ведь именно она заявлена как предмет торгов. Кто-то проводил экспертизу? На торги выносился аудит инфраструктуры, проводился конкурс решений? Да нет же. Что написано - то и предлагайте, или вон из песочницы. До сих пор в памяти державный телеканал, купивший втридорога модную ленточную библиотеку "на вырост" (потом сломавшуюся и по сей день мертвую - денег за ежегодную поддержку нет и не было, чинить вендор за бесплатно не стал). А ведь могли обойтись решением попроще...

3. Неоправданный оптимизм
Традиций платить за качественную работу в стране нет. Считается, если тебе выпала честь поставки оборудования, то все сопровождение ты делаешь по умолчанию. Но если предмет тендера - набор артикулов, то справедливым результатом надо считать поставку коробок до двери заказчика. А дальше - сама-сама. Так и стоит у некоторых нераспакованное, купленное на конкурентной основе.

"Квалификация", "экспертиза", "результативность", "уместность"? Нет, не слышали.

Узагалі-то, всі чомусь плутають Прозорро і закон про публічні закупівлі: Прозорро — це лише механізм забезпечення прозорості закупівель — він відпрацьовує на 99% — дійсно видно що і як сталося в ході закупівлі, вся документація доступна. А що у нас недосконалий закон — це питання інше. Що в нас решта законів узагалі криві — це навіть третє питання!
Не розумію докорів саме Прозорро, хоча розумію невдоволеність тим, як його реклямують самі чиновники.

Невже до Прозорро все було так гарно, що нині так погано? Якось не віриться мені.

Текст не о том, хороший Прозорро или плохой. Нет уверенности, что он успешно решает задачу искоренения коррупции в держзакупках. Зато есть очевидное влияние на коммерческий сектор - где перенимают те же карго-культы, которые прежде отправляло только государство.

Так Прозорро й не повинна нищити корупцію. Завдання Прозорро — прозорість закупівель. Це завдання система виконує чудово — все фіксується, все відображається.
А викорінення корупції — це законодавство, судочинство теж, це НАБУ та інші агенції. Не треба на технічну систему покладати суддійські та контролюючі функції. Навпаки, для контролю закупівель, оскільки Прозорро його не робить, вигадали Дозорро — але там небагато громадянської активності, на жаль.
Те, що приватний сектор переймає чиновницькі практики — це геть інше питання, що воно тяжіє, можливо, до відтоку освічених кадрів, залишаючи ось таких недолугих фахівців.

Андрей, я же понятно написал, что у меня нет ни малейших претензий к создателям системы Прозорро, как нет претензий к техническим площадкам, сопровождающим торги. Каждый считает, что он хорошо делает свою работу, а плохо у других: в законодательстве, контролирующих и карающих органах. Я сокрушаюсь только одному - катастрофическому падению квалификации в ИТ. По госсектору иллюзий не было и нет. Но распиаренная до небес польза тендеров привела к тому, что теперь и у коммерсантов все решают юристы, логисты и особисты. Процедуры становятся важнее результата. А работать кто будет?

З одного боку, все же мені здається, що це пов’язано з відтоком кадрів зі країни. З іншого боку, це може бути така еволюція, бо як інакше приймати рішення як не на підставі чітких формально зафіксованих відомостей? Що "забагато літер"©, ну, може з часом минеться, може такий модний тимчасовий тренд лише...

Вы и сами понимаете, что тот, кто плодит тонны бумаг:
- не занимается продуктивным трудом, ему некогда
- подменяет решение задач набором процедур
- прежде всего, защищает свою дупу - перенося ответственность на кого-то другого (вендора, поставщика, тендерный комитет, законодателя).

Нежелание и неспособность принимать ответственные самостоятельные решения - вот это и есть модный тренд. Не уверен, что временный.

Все как у С.Паркинсона... Перечисленные пункты можно свести к одному - несоответствие занимаемой должности. Прозорро (лично мне эта площадка не нравится, но!) просто проявила эту печальную ситуацию. Пролила, так сказать, свет.

С бюджетом все понятно. К сожалению, пока 2-3-4, а лучше 5 министров не вылетят за глупость, а не в связи с переходом на другую работу, вряд ли что-то изменится. Хотя определенные подвижки таки есть.

Частные фирмы. Да, уровень низкий. Как, собственно, и средний уровень специалистов IT (да, много их, много... но мало). Очень средний. Причины? их не одна. В том числе и невысокий уровень подготовки (с педагогической точки зрения картина очень интересная - вроде бы мотивация есть и сильная, не соответствует преподаватель - Интернет в руки... а вот поди ж ты...). И традиционная с советских времен сверхспециализация - для вторичных (цельнотянутых) технологий оно лучше чтобы инженеры звезд с небес не хватали. Хотя, наверное, одна из главных - а учат то кто? много там состоявшихся программистов или сисадминов? отож... Ну, это проблема не только IT. Что должно радовать, но почему-то нет.

ТЗ под конкретного производителя не есть зло само по себе - как и тендер не есть абсолютное добро. Нормальный специалист и должен четко понимать, что именно ему и сейчас надо. Как он достигает просветления, сам или с помощью консультантов, аудиторов есть вопрос другой, технический. Ну и так далее.
IMHO

"Прозрачность закупок" - техническая задача, которую Прозорро худо-бедно решает. Тогда не надо преувеличивать его роль в хозяйственной жизни страны. И не распространять его практики на (пока еще) живые рынки. Назовите его прямо - реестром сделок, "логом транзакций". Да хоть "украинским блокчейном". Журналом "Здоровье".

В идею Прозорро закладывались механизмы предквалификации, но они не используются. Пространство принятия решений сужено до двух осей: "артикул-цена". Даже если ты добросовестный участник торгов, ты вынужден форматировать свои предложения под заявки - и твоего мнения не спрашивают, как соотносится ТЗ с реальной задачей. Если же речь о сговоре, ТЗ просто прописывается под победителя. В любом случае, происходит подмена понятий: "решить задачу" - на "купить набор артикулов". Зато прозрачно, по всем процедурам.

Вот свежий пример - презентации внедренной системы «Безопасный город Киев» в рамках проекта Kyiv Smart City:
https://www.facebook.com/a.meshkovoy/posts/1334288713373484?__tn__=K-R . Концепция прошла все тендерные повороты. Но...не взлетело.

.

Андрей, чисто для себя, как говорил Печкин, с целью повышения грамотности... вы говорите о проблеме, которая состоит в том, что проекты, составленные (предположим) квалифицированными специалистами со стороны поставщика, оцениваются некомпетентными неспециалистами со стороны покупателя?

При этом в конечном итоге оказывается, что соотнесение собственно проекта (товара) с нуждами покупателя - таинство из разряда мифов.

Соответственно, в отсутствие нужды в компетентноя работе со стороны поставщика, компетентность участников рынка тоже просела?

Или вы о чем-то другом?

Игнат, я бы не стал вообще вспоминать Прозорро (по нему качественно топчутся более серьезные исследователи: https://blogs.pravda.com.ua/authors/liamets/5b97654fa6f83/). Но я вижу по нашим сделкам, что, под влиянием моды на тендеры, происходит перераспределение ролей в частных компаниях. Носителей компетенций слушают все меньше. Руководство компаний занято поиском злоупотреблений, а не эффективностью ИТ. Это и понятно: "результативность решений" для управленцев действительно является таинством. Для ее оценки нужна компетенция, а лучше - сторонние мнения ("тендер подходов"). Контролировать издержки, сличая формализованные ТЗ, всяко проще.

Согласен я и с тем, что компетентность просела по обе стороны прилавка. Но если наш собственный бизнес построен на экспертизе, кому понравится, когда закупками начинают командовать вахтеры и завхозы, ссылаясь на "передовой опыт Прозорро". Нам искренне жаль специалистов на стороне заказчика, которые добросовестно делают свою работу, а о них вытирают ноги.

Что делать?

Вступать в либертарианские партии :) Чем меньше "государства" в государстве - тем лучше.

Этого нам изменить не под силу, поэтому занимаемся чем можем:
- боремся с формализованными подходами
- показываем силу компетенций
- участвуем в просветительских (а не продажных) движениях
- собираем думающих пользователей в кружки по интересам.

Практика "малых дел" не озеленит пустыню целиком, но поддержать оазисы живыми - уже хороший результат.

Будьмо :).

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT