`

Schneider Electric - Узнайте все про энергоэффективность ЦОД


СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Что для вас является метрикой простоя серверной инфраструктуры?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Черников

Еще раз о проблемах и предназначении CIO

+33
голоса

Международное Общество Society for Information Management (SIM) выпустило свое очередное исследование «IT Trends Study for 2016», в котором определила наиболее заметные тенденции в IT и связанные с ними проблемы CIO и бизнес-лидеров.

Еще раз о проблемах и предназначении CIO

История, цели и задачи SIM достаточно подробно описаны здесь. Мы же отметим только, что это − довольно представительная и влиятельная организация, которая была создана в 1968 г. на международной конференции Association for Computing Machinery (ACM) в Лас-Вегасе.

Описываемое исследование SIM собрало ответы более 1,2 тыс. IT-специалистов из 801 организации. При этом 490 респондентов идентифицировали себя как CIO. Исследование показало, что «выравнивание IT с бизнесом» остается высшим приоритетом, а интерес к аналитике и использованию облака продолжают быстро расти.

Полный отчет «The 2016 SIM IT Trends Study» можно скачать здесь.

Еще раз о проблемах и предназначении CIO

IT бюджет предприятий как процент от дохода (469 опрошенных предприятий). Окончание последней рецессии принесло хорошие новости IT консультантам, разработчикам и производителям.

В листинге наибольших 10 управленческих проблем в IT 2016 г. девять ответов сохранились с прошлых лет. Сейчас они расположились следующим образом.

Еще раз о проблемах и предназначении CIO

Примечание. Речь идет об основном бизнесе предприятия, если указано «бизнес», и только об IT, если указано «IT».

Как отмечено в отчете, выравнивание IT и бизнеса оставалось главным беспокойством лидеров в течение прошлых четырех лет, и оно входило в число трех основных проблем в течение 14 последних лет подряд.

Еще раз о проблемах и предназначении CIO

Ответы на вопрос «Выровнены ли бизнес и IT на вашем предприятии»? (634 старших IT лидера, преимущественно из компаний США). Ну, в общем, все не так безнадежно − 80% респондентов ставят себе четверку или пятерку. Из оставшихся половина может сказать − «Мы работаем над этим»! Не хотят или не могут «выравниваться» последние десять процентов − это, в конце концов, их дело.

В то время, как указанные в таблице проблемы были названы всеми респондентами «самыми важными», IT лидеры перечислили отдельно и свои самые беспокоящие проблемы.

Кибербезопасность и частная жизнь (cybersecurity and privacy) возглавляют список с 46,4% респондентов. Однако в IT на второе место поставлена нехватка профессиональных знаний (28,3%), и только на третье − выравнивание IT с бизнесом (24%). С точки зрения того, куда лидеры инвестируют свои деньги, на первом месте оказались аналитика и большие данные (39,5%).

Разработка ПО (системного и прикладного) заняла второе место с 34,1%. Тут нужно сказать, что исследованием руководил Леон Каппельман (Leon Kappelman), преподаватель информационных систем и директор Information Systems Research Center в College of Business at the University of North Texas. Он отметил, что рост инвестиций в разработку ПО «удивителен».

«Мы добавили некоторые вопросы в этом году для получения более глубокой картины, и нашли, что многое из области ПО связано с интеграцией наследуемых систем, подстройкой под нужды конкретной организации (customization) и миграцией на новые системы», − сказал Каппельман. − «И хотя мы пока не знаем наверняка, я думаю, что большое увеличение инвестиций в ПО имеет отношение к перемещению в облако и соединению с ним».

Облачные вычисления заняли четвертую строчку в инвестиционном списке CIO (27,8%). Они также были в центре внимания исследователей. В целом 89,7% респондентов сообщили об увеличении использования облака, 10,3% сказали, что у них ничего не изменилось. Таким образом, никто не сообщил об уменьшении использования облака.

Однако есть и новая тенденция. Как оказалось, использование облака по отношению к IT-сервисам становится все более поляризованным. Если говорить сравнительно с 2015 г. об использовании облачных IT-сервисов в своей вычислительной инфраструктуре, то картина получается довольно странная, − и, вместе с тем, характерная.

С одной стороны, возросло на 44,1% число организаций, имеющих не более 5% сервисов. С другой − возросло на 61,3% число организаций, имеющих более 70% сервисов. Если тенденция сохранится, то через несколько лет можно будет говорить от отраслях, в которых облачные сервисы имеют исключительное значение, и о тех, где они практически не значимы.

«ПО как сервис» (Software-as-a-Service, SaaS) было главной облачной сервисной категорией (60,4%). За ней следуют «Инфраструктура как сервис» (Infrastructure-as-a-service IaaS) и «Платформа как сервис» (PaaS).

Пока можно сделать вывод о том, что построение сервисной экосистемы предприятия является сложной комплексной задачей, − которая нужна не всем (и/или не всем по плечу). CIO будут ее решать, все чаще общаясь с другими руководителями предприятия С-уровня и одновременно проводя больше времени с клиентами, поставщиками и персоналом своего IT подразделения.

Один из выводов исследования − в промышленности все больше CIO будет приходить извне, а не выращиваться внутри организаций, и они все более будут «не-IT». Этот вывод, в общем, не нов. Разве что он подтверждает и ранее высказывавшуюся точку зрения о том, что в мире создается своеобразное «облако» CIO. Лучшие независимые специалисты по цифровой трансформации предприятий и выравниванию IT с бизнесом, возможно, составят общемировое сообщество и будут свободно курсировать по всему миру, помогая предприятиям наилучшим образом приспособить IT к ускорению их основного бизнеса.

Еще раз о проблемах и предназначении CIO

Кто принимает решения по построению корпоративной IT архитектуры, политики ее использования и инвестициям? Немного − финансовый директор. В значительной степени − наблюдательные комитеты по бизнесу и технике. Но больше всего − CIO. Так почему он не может быть приглашенным?

Другими словами, изменения ускоряются, и IT персонал внутри предприятия должен быть к ним готов. Однако должен появиться и специалист высокого класса, вооруженный знанием современного мирового опыта и не зависящий от внутренней иерархии в компании. Именно так сегодня видится роль CIO второго десятилетия 21-го века.

Его миссия может считаться законченной, если он построил сильную IT-команду и удостоверился, что IT служба понимает «критические цели» (critical objectives) высшего руководства и знает, как помочь в их достижении. Кстати, в описываемом отчете указывается, что пребывание CIO на одном предприятии за последнее десятилетие изменилось не слишком, − несмотря на кардинальные перемены во взглядах на корпоративные IT.

Еще раз о проблемах и предназначении CIO

Длительность работы CIO на одном предприятии в последнее десятилетие. Можно предположить, что уход приглашенного CIO (который «выровнял бизнес и IT» может быть настолько болезненным для предприятия, что руководство предпочтет всеми возможными средствами удержать его.

От себя добавлю, что все эти «разброд и шатания» в поисках истинного назначения CIO продолжаются уже доброе десятилетие (если не два). За это время выдвигались самые разные гипотезы о месте CIO в организации, − и каждый раз оказывалось, что это опять несколько не то, чего хотело бизнес-руководство.

Что ж, может быть точка зрения Каппельмана окажется более близкой к истине и сложится некая «каста» CIO. Может быть, это будет как в футболе, по лигам − мирового, регионального и локального уровня?


Вы можете подписаться на наш Telegram-канал для получения наиболее интересной информации

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Я видел много статей о роли IT, трансформации CIO и IT, в целом, business alignment, пригодности специалистов на позицию CIO и т.д. и т.п.
Каждый раз когда вижу очередную публикацию, - все более убеждаюсь, что информационные технологии сильно опережают legacy ограниченный набор упрощенных бизнес методик, кочующих из статьи в статью.

Бизнес коучи не способны постигнуть возможности, которые современные информационные технологии дают бизнесу.
И выводы в статьях отражают уровень понимания IT, достигнутый бизнес коучами.

Чтобы быть принятыми и признанными в профессиональном сообществе, ограниченный набор упрощенных бизнес методик
должен быть переосмыслен, переписан (создан заново), заново протестирован и одобрен, с учетом применимости в различных
отраслях.

Иначе, будучи примененными для одной, особо взятой, но являющейся неотъемлемой частью бизнеса компании - IT сфере,
legacy ограниченный набор упрощенных бизнес методик нанесет вред бизнесу компании, в целом.

Вы льстите себе (не лично себе,а как представителю касты), считая что разрыв понимания возникает по причине "крутости" ИТ. Представьте себе, что финансовый директор видит в ИТ-шниках кого-то слегка круче сантехника. Тогда всё встаёт на свои места и основная проблема - выравнивание бизнеса и ит - получает очень простое решение.

Это, скорее, не кастовая, а видовая разница.

Опыт научил меня отличать представителей вида "homo business" от профессионалов и руководителей вида "homo sapiens" (к homo business отношу мба и прочий комсомол).

Есть военная мудрость : если выстрелить из пушки, то снаряд летит по дуговой траектории. Если же пушку положить на бок, то можно стрелять за угол.

Эта старинная военная мудрость точно иллюстрирует предел понимания финансовым директором сферы ИТ.

В силу видовой разницы между homo business и homo sapiens, оценки одних другими не имеют смысла, отвлекают ресурсы компании на лишние задачи и вносят нервозность в среду профессионалов и руководителей CXX уровня.

Ведущие западные компании следуют правилу :

CIO reports to the CFO (Cost center)
CIO reports to the COO (Business Enabler)
CIO reports to the CEO (Strategic partner)

Иными словами, правильная организационная структура компании нивелирует потенциальный межвидовой конфликт между "homo businees" и "homo sapiens".

Посыл про пушку - правильный. Но ситуацию усугубляет тот факт, что в организации, где есть место терминам типа "СхО" или "Enabler", бюджет ИТ редко дотягивает до 3% всего бюджета организации. И руководитель такого подразделения вряд ли может надеяться на "партнёрство" со стороны старших товарищей, даже если он умеет считать TCO и ROI.
Финансовый директор: "...мне тут не хватает на обслуживание служебного автомобиля, а этот халявщик собирается купить новый ёршик в санузел!"
P.S. И, да, я бы оставил слово _каста_, т.к. это более точно описывает нас, включая зашоренность и свою мифологию.

CXX появляется сразу с приходом иностранного инвестора.

Процент мало что говорит.
Так, на верфи, бюджет ICT/CAD/ERP 1 - 3%. А в денежном выражении - это 3 - 7 миллионов Евро.
А в конструкторском бюро, бюджет ICT/CAD/ERP - это около полумиллиона Евро, а в процентах - это более 40% бюджета всей компании.

Занятно, но в европейской группе верфей и КБ, скажем при покупке роутера, не нужно считать экономический эффект, TCO, ROI и др.
Это проходит по позиции "инфраструктура" и не требует обоснований.

В этой же группе, убыточными были верфи и КБ, где CIO report to CFO.
Наоборот, прибыльными, - те, где CIO report to CEO.
Ясно, что это не главная причина, Но, совпадение очень значимое.

"Старшие товарищи" вида homo business, даже если они вооружатся лозунгом : Переведем весь CAPEX в OPEX, в структуре принятия решений, - они лишнее звено.

Еще, что очень плохо дается виду homo business, - это итерационный подход.
Их предел, - линейные схемы.

"...Один из выводов исследования − в промышленности все больше CIO будет приходить извне, а не выращиваться внутри организаций,
и они все более будут «не-IT». Этот вывод, в общем, не нов. Разве что он подтверждает и ранее высказывавшуюся точку зрения о том,
что в мире создается своеобразное «облако» CIO. "

Такие откровения возникают после очередных выпусков в бизнес школах. Даже в англоязычных группах CIO на Linkedin появлялись посты типа "Что делает финансового директора уникально квалифицированным чтобы возглавить ИТ?"
Разумеется было большое количество лаконичных ответов : "Ничего."

Тем не менее, интересно обкатать принцип - Топ руководитель должен быть со стороны", в целом, в обществе.

Так, выросший до уровня руководителя, но не имеющий шансов получить позицию CXX медик, может стать CFO.
Финансист станет топ руководителем в театре.
Театральный работник - в пищевой промышленности.
Пищевик - в науке.
Ученый - в ИТ, - CIO.
Разумеется ИТ-шники также заслуживают топ позиций в медицине, или,
на худой конец, в бизнес школах : легко возглавят кафедры Лидерства, Проактивности и Командного Духа.

Можно враз решить проблему дефицита грамотных управленцев, в стране.

Кадровый бум обеспечен. А вот теперь, - переход к "ОБЛАКУ РУКОВОДИТЕЛЕЙ CXX" уровня, в масштабах всей страны.

 
 
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT