Международное Общество Society for Information Management (SIM) выпустило свое очередное исследование «IT Trends Study for 2016», в котором определила наиболее заметные тенденции в IT и связанные с ними проблемы CIO и бизнес-лидеров.
История, цели и задачи SIM достаточно подробно описаны здесь. Мы же отметим только, что это − довольно представительная и влиятельная организация, которая была создана в 1968 г. на международной конференции Association for Computing Machinery (ACM) в Лас-Вегасе.
Описываемое исследование SIM собрало ответы более 1,2 тыс. IT-специалистов из 801 организации. При этом 490 респондентов идентифицировали себя как CIO. Исследование показало, что «выравнивание IT с бизнесом» остается высшим приоритетом, а интерес к аналитике и использованию облака продолжают быстро расти.
Полный отчет «The 2016 SIM IT Trends Study» можно скачать здесь.
IT бюджет предприятий как процент от дохода (469 опрошенных предприятий). Окончание последней рецессии принесло хорошие новости IT консультантам, разработчикам и производителям.
В листинге наибольших 10 управленческих проблем в IT 2016 г. девять ответов сохранились с прошлых лет. Сейчас они расположились следующим образом.
Примечание. Речь идет об основном бизнесе предприятия, если указано «бизнес», и только об IT, если указано «IT».
Как отмечено в отчете, выравнивание IT и бизнеса оставалось главным беспокойством лидеров в течение прошлых четырех лет, и оно входило в число трех основных проблем в течение 14 последних лет подряд.
Ответы на вопрос «Выровнены ли бизнес и IT на вашем предприятии»? (634 старших IT лидера, преимущественно из компаний США). Ну, в общем, все не так безнадежно − 80% респондентов ставят себе четверку или пятерку. Из оставшихся половина может сказать − «Мы работаем над этим»! Не хотят или не могут «выравниваться» последние десять процентов − это, в конце концов, их дело.
В то время, как указанные в таблице проблемы были названы всеми респондентами «самыми важными», IT лидеры перечислили отдельно и свои самые беспокоящие проблемы.
Кибербезопасность и частная жизнь (cybersecurity and privacy) возглавляют список с 46,4% респондентов. Однако в IT на второе место поставлена нехватка профессиональных знаний (28,3%), и только на третье − выравнивание IT с бизнесом (24%). С точки зрения того, куда лидеры инвестируют свои деньги, на первом месте оказались аналитика и большие данные (39,5%).
Разработка ПО (системного и прикладного) заняла второе место с 34,1%. Тут нужно сказать, что исследованием руководил Леон Каппельман (Leon Kappelman), преподаватель информационных систем и директор Information Systems Research Center в College of Business at the University of North Texas. Он отметил, что рост инвестиций в разработку ПО «удивителен».
«Мы добавили некоторые вопросы в этом году для получения более глубокой картины, и нашли, что многое из области ПО связано с интеграцией наследуемых систем, подстройкой под нужды конкретной организации (customization) и миграцией на новые системы», − сказал Каппельман. − «И хотя мы пока не знаем наверняка, я думаю, что большое увеличение инвестиций в ПО имеет отношение к перемещению в облако и соединению с ним».
Облачные вычисления заняли четвертую строчку в инвестиционном списке CIO (27,8%). Они также были в центре внимания исследователей. В целом 89,7% респондентов сообщили об увеличении использования облака, 10,3% сказали, что у них ничего не изменилось. Таким образом, никто не сообщил об уменьшении использования облака.
Однако есть и новая тенденция. Как оказалось, использование облака по отношению к IT-сервисам становится все более поляризованным. Если говорить сравнительно с 2015 г. об использовании облачных IT-сервисов в своей вычислительной инфраструктуре, то картина получается довольно странная, − и, вместе с тем, характерная.
С одной стороны, возросло на 44,1% число организаций, имеющих не более 5% сервисов. С другой − возросло на 61,3% число организаций, имеющих более 70% сервисов. Если тенденция сохранится, то через несколько лет можно будет говорить от отраслях, в которых облачные сервисы имеют исключительное значение, и о тех, где они практически не значимы.
«ПО как сервис» (Software-as-a-Service, SaaS) было главной облачной сервисной категорией (60,4%). За ней следуют «Инфраструктура как сервис» (Infrastructure-as-a-service IaaS) и «Платформа как сервис» (PaaS).
Пока можно сделать вывод о том, что построение сервисной экосистемы предприятия является сложной комплексной задачей, − которая нужна не всем (и/или не всем по плечу). CIO будут ее решать, все чаще общаясь с другими руководителями предприятия С-уровня и одновременно проводя больше времени с клиентами, поставщиками и персоналом своего IT подразделения.
Один из выводов исследования − в промышленности все больше CIO будет приходить извне, а не выращиваться внутри организаций, и они все более будут «не-IT». Этот вывод, в общем, не нов. Разве что он подтверждает и ранее высказывавшуюся точку зрения о том, что в мире создается своеобразное «облако» CIO. Лучшие независимые специалисты по цифровой трансформации предприятий и выравниванию IT с бизнесом, возможно, составят общемировое сообщество и будут свободно курсировать по всему миру, помогая предприятиям наилучшим образом приспособить IT к ускорению их основного бизнеса.
Кто принимает решения по построению корпоративной IT архитектуры, политики ее использования и инвестициям? Немного − финансовый директор. В значительной степени − наблюдательные комитеты по бизнесу и технике. Но больше всего − CIO. Так почему он не может быть приглашенным?
Другими словами, изменения ускоряются, и IT персонал внутри предприятия должен быть к ним готов. Однако должен появиться и специалист высокого класса, вооруженный знанием современного мирового опыта и не зависящий от внутренней иерархии в компании. Именно так сегодня видится роль CIO второго десятилетия 21-го века.
Его миссия может считаться законченной, если он построил сильную IT-команду и удостоверился, что IT служба понимает «критические цели» (critical objectives) высшего руководства и знает, как помочь в их достижении. Кстати, в описываемом отчете указывается, что пребывание CIO на одном предприятии за последнее десятилетие изменилось не слишком, − несмотря на кардинальные перемены во взглядах на корпоративные IT.
Длительность работы CIO на одном предприятии в последнее десятилетие. Можно предположить, что уход приглашенного CIO (который «выровнял бизнес и IT» может быть настолько болезненным для предприятия, что руководство предпочтет всеми возможными средствами удержать его.
От себя добавлю, что все эти «разброд и шатания» в поисках истинного назначения CIO продолжаются уже доброе десятилетие (если не два). За это время выдвигались самые разные гипотезы о месте CIO в организации, − и каждый раз оказывалось, что это опять несколько не то, чего хотело бизнес-руководство.
Что ж, может быть точка зрения Каппельмана окажется более близкой к истине и сложится некая «каста» CIO. Может быть, это будет как в футболе, по лигам − мирового, регионального и локального уровня?