Еще раз о проблемах и предназначении CIO

9 ноябрь, 2016 - 14:42Александр Черников

Международное Общество Society for Information Management (SIM) выпустило свое очередное исследование «IT Trends Study for 2016», в котором определила наиболее заметные тенденции в IT и связанные с ними проблемы CIO и бизнес-лидеров.

Еще раз о проблемах и предназначении CIO

История, цели и задачи SIM достаточно подробно описаны здесь. Мы же отметим только, что это − довольно представительная и влиятельная организация, которая была создана в 1968 г. на международной конференции Association for Computing Machinery (ACM) в Лас-Вегасе.

Описываемое исследование SIM собрало ответы более 1,2 тыс. IT-специалистов из 801 организации. При этом 490 респондентов идентифицировали себя как CIO. Исследование показало, что «выравнивание IT с бизнесом» остается высшим приоритетом, а интерес к аналитике и использованию облака продолжают быстро расти.

Полный отчет «The 2016 SIM IT Trends Study» можно скачать здесь.

Еще раз о проблемах и предназначении CIO

IT бюджет предприятий как процент от дохода (469 опрошенных предприятий). Окончание последней рецессии принесло хорошие новости IT консультантам, разработчикам и производителям.

В листинге наибольших 10 управленческих проблем в IT 2016 г. девять ответов сохранились с прошлых лет. Сейчас они расположились следующим образом.

Еще раз о проблемах и предназначении CIO

Примечание. Речь идет об основном бизнесе предприятия, если указано «бизнес», и только об IT, если указано «IT».

Как отмечено в отчете, выравнивание IT и бизнеса оставалось главным беспокойством лидеров в течение прошлых четырех лет, и оно входило в число трех основных проблем в течение 14 последних лет подряд.

Еще раз о проблемах и предназначении CIO

Ответы на вопрос «Выровнены ли бизнес и IT на вашем предприятии»? (634 старших IT лидера, преимущественно из компаний США). Ну, в общем, все не так безнадежно − 80% респондентов ставят себе четверку или пятерку. Из оставшихся половина может сказать − «Мы работаем над этим»! Не хотят или не могут «выравниваться» последние десять процентов − это, в конце концов, их дело.

В то время, как указанные в таблице проблемы были названы всеми респондентами «самыми важными», IT лидеры перечислили отдельно и свои самые беспокоящие проблемы.

Кибербезопасность и частная жизнь (cybersecurity and privacy) возглавляют список с 46,4% респондентов. Однако в IT на второе место поставлена нехватка профессиональных знаний (28,3%), и только на третье − выравнивание IT с бизнесом (24%). С точки зрения того, куда лидеры инвестируют свои деньги, на первом месте оказались аналитика и большие данные (39,5%).

Разработка ПО (системного и прикладного) заняла второе место с 34,1%. Тут нужно сказать, что исследованием руководил Леон Каппельман (Leon Kappelman), преподаватель информационных систем и директор Information Systems Research Center в College of Business at the University of North Texas. Он отметил, что рост инвестиций в разработку ПО «удивителен».

«Мы добавили некоторые вопросы в этом году для получения более глубокой картины, и нашли, что многое из области ПО связано с интеграцией наследуемых систем, подстройкой под нужды конкретной организации (customization) и миграцией на новые системы», − сказал Каппельман. − «И хотя мы пока не знаем наверняка, я думаю, что большое увеличение инвестиций в ПО имеет отношение к перемещению в облако и соединению с ним».

Облачные вычисления заняли четвертую строчку в инвестиционном списке CIO (27,8%). Они также были в центре внимания исследователей. В целом 89,7% респондентов сообщили об увеличении использования облака, 10,3% сказали, что у них ничего не изменилось. Таким образом, никто не сообщил об уменьшении использования облака.

Однако есть и новая тенденция. Как оказалось, использование облака по отношению к IT-сервисам становится все более поляризованным. Если говорить сравнительно с 2015 г. об использовании облачных IT-сервисов в своей вычислительной инфраструктуре, то картина получается довольно странная, − и, вместе с тем, характерная.

С одной стороны, возросло на 44,1% число организаций, имеющих не более 5% сервисов. С другой − возросло на 61,3% число организаций, имеющих более 70% сервисов. Если тенденция сохранится, то через несколько лет можно будет говорить от отраслях, в которых облачные сервисы имеют исключительное значение, и о тех, где они практически не значимы.

«ПО как сервис» (Software-as-a-Service, SaaS) было главной облачной сервисной категорией (60,4%). За ней следуют «Инфраструктура как сервис» (Infrastructure-as-a-service IaaS) и «Платформа как сервис» (PaaS).

Пока можно сделать вывод о том, что построение сервисной экосистемы предприятия является сложной комплексной задачей, − которая нужна не всем (и/или не всем по плечу). CIO будут ее решать, все чаще общаясь с другими руководителями предприятия С-уровня и одновременно проводя больше времени с клиентами, поставщиками и персоналом своего IT подразделения.

Один из выводов исследования − в промышленности все больше CIO будет приходить извне, а не выращиваться внутри организаций, и они все более будут «не-IT». Этот вывод, в общем, не нов. Разве что он подтверждает и ранее высказывавшуюся точку зрения о том, что в мире создается своеобразное «облако» CIO. Лучшие независимые специалисты по цифровой трансформации предприятий и выравниванию IT с бизнесом, возможно, составят общемировое сообщество и будут свободно курсировать по всему миру, помогая предприятиям наилучшим образом приспособить IT к ускорению их основного бизнеса.

Еще раз о проблемах и предназначении CIO

Кто принимает решения по построению корпоративной IT архитектуры, политики ее использования и инвестициям? Немного − финансовый директор. В значительной степени − наблюдательные комитеты по бизнесу и технике. Но больше всего − CIO. Так почему он не может быть приглашенным?

Другими словами, изменения ускоряются, и IT персонал внутри предприятия должен быть к ним готов. Однако должен появиться и специалист высокого класса, вооруженный знанием современного мирового опыта и не зависящий от внутренней иерархии в компании. Именно так сегодня видится роль CIO второго десятилетия 21-го века.

Его миссия может считаться законченной, если он построил сильную IT-команду и удостоверился, что IT служба понимает «критические цели» (critical objectives) высшего руководства и знает, как помочь в их достижении. Кстати, в описываемом отчете указывается, что пребывание CIO на одном предприятии за последнее десятилетие изменилось не слишком, − несмотря на кардинальные перемены во взглядах на корпоративные IT.

Еще раз о проблемах и предназначении CIO

Длительность работы CIO на одном предприятии в последнее десятилетие. Можно предположить, что уход приглашенного CIO (который «выровнял бизнес и IT» может быть настолько болезненным для предприятия, что руководство предпочтет всеми возможными средствами удержать его.

От себя добавлю, что все эти «разброд и шатания» в поисках истинного назначения CIO продолжаются уже доброе десятилетие (если не два). За это время выдвигались самые разные гипотезы о месте CIO в организации, − и каждый раз оказывалось, что это опять несколько не то, чего хотело бизнес-руководство.

Что ж, может быть точка зрения Каппельмана окажется более близкой к истине и сложится некая «каста» CIO. Может быть, это будет как в футболе, по лигам − мирового, регионального и локального уровня?