`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Андрей Зубинский

Реальный работающий IoT

+1111
голосов

Кажется, пора об этом хоть что-то написать. Потому что у многих создаётся иллюзия, что очередной и вполне очевидный виток технологической трансформации M2M (Machine 2 Machine, межмашинных коммуникаций) – всего лишь очередная «истерика» (hype).

Давайте посмотрим на небольшой срез того, что есть (большую аналитику в этой области делать – дорогое удовольствие), но постараемся «широкодиапазонно» по возможности.

Это мусорные баки Барселоны:

Реальный работающий IoT

Если присмотреться к крышкам баков, можно увидеть вот такой «наплыв» на них:

Реальный работающий IoT

Внутри пластикового «наплыва» - сенсор заполненности бака и IoT-компьютерчик с радиоканалом.

За технологической начинкой и «интернетом умных мусорных баков» стоит компания с ирландской регистрацией и очевидным названием  SmartBin. Компания существует с 2010 года, и, что характерно, является торговым филиалом бОльшей компании с не менее очевидным названием - M2M Telematics Ltd. Просто идеальная иллюстрация к сказке «откуда у IoT ноги растут».

Что даёт городу «интернет мусорных баков»? Данные от мусорных контейнеров в реальном времени собираются сервисами, на основании этих данных автоматически планируются маршруты движения мусоросборочных машин (которых больше сотни). Экономия городского бюджета на топливе для мусоровозов – раз. Уменьшенная нагрузка на дороги – два. Ровный режим работы утилизационных компаний – три. Есть ещё четыре-пять-шесть-надцать.

Прост ли «интернет мусорных баков»? Очень непрост. Начиная с датчика заполненности – если судить по наличию в нём DSP (цифрового процессора обработки сигналов), очень непростая и хитрая это задача – надёжно выяснить заполненность мусорного бака. Разработчикам SmartBin это удалось. Как и прочее. Просто потому что их систему используют порядка 100 городов. А над IoT-данными, полученными от «интернета мусорных баков», надстраиваются всякие крайне небесполезные аналитические вещи. Вплоть до уточнения расписания отпусков водителей мусоровозов. Потому что город живёт своей жизнью, и повторяющиеся паттерны его поведения могут быть довольно неожиданными и устойчивыми. Вот выудить их из реальности – задачка ещё та.

А вот вроде как обычная парковка в той же Барселоне. Парковочное место. С неконтактными IoT-датчиками наличия автомобиля на нём. И с сервисом, где в реальном времени можно сразу найти ближайшее свободное парковочное место без 40-минутных блужданий по улочкам (а это обычное мучение в старинных городах Европы, кстати):

Реальный работающий IoT

За такой парковочной службой стоит IoT-сервис. И он же уже интегрируется с сервисами дорожных информационных табло, предупреждающих водителей, например, просто не заезжать в район если там негде припарковать машину. Это ещё один сервис. Аналогичный и большой парковочный IoT-сервис в стадии «обкатки» развёрнут в Сан-Франциско, в нём уже «обинтернечены» 8200 парковочных мест.

А вот из совсем другой оперы совсем внезапное – «воздушный трактор». Ну, он так называется, Air Tractor (потому что 802-я модель «тягает» по небу 4 тонны груза):

Реальный работающий IoT

Машина очень популярна в сельском хозяйстве США. И у её «начинки» есть удивительные возможности. Главная – бортовые системы «воздушного трактора» способны каждые несколько метров полёта изменять концентрацию жидких удобрений для прецизионного их внесения. А чтобы так точно вносить удобрения, надо очень точно знать в куда и сколько. Пока нормой является точная разметка полей и дорогие ручные измерения параметров (которых для хорошего выращивания пшеницы, оказывается, в американской агроинженерии принято оценивать целых 43). В стадии «обкатки» - развёртываемые на полях беспроводные IoT-сети. Если «воздушные тракторы» уже являются частями IoT-систем сами по себе (логистика, всё логистика – самолётам нужны запчасти, топливо, удобрения надо свозить на промежуточные торговые базы, etc), то интеграция с «умным полем», что очевидно, позволяет снизить расходы на те же полевые измерения (которые весьма недёшевы) и увеличить точность внесения удобрений (а это – снижение себестоимости зерна, увеличение в итоге его качества и в целом – повышение живучести сельского хозяйства).

Концерн John Deere (35 миллиардов годового дохода), производитель сельхозтехники, фактически уже использует собственную сеть сенсоров своих машин в сугубо IoT-системе, например, для оценки будущих урожаев. Потому что объёмы выпуска запчастей и спрос на новые машины непременно взаимосвязаны с будущим урожаем (об очевидной финансовой стороне вопроса, кстати, можно и не говорить). Потому John Deere уже несколько лет трансформирует свою M2M-систему в IoT-систему (и очень охотно нанимает на работу профессиональных аналитиков со знанием статистики и умением языка R). Интеграция IoT «умных полей» с IoT производителей сельхозмашин, удобрений, гербицидов и пестицидов и прочего, без чего невозможны агросистемы – задача №1, её никто не скрывает, и в эту область буквально «вваливаются» большие деньги, потому что рынок, грубо говоря, еды, растёт и будет расти с ростом численности населения, а плодородных земель больше не становится. В общем, много лишних слов не нужно, достаточно посмотреть что предлагают электронные подразделения John Deere (3 завода в США + центр логистики), чтобы увидеть классические узлы IoT во всей красе (и страницу сенсоров обязательно посмотреть, замечательные сенсоры у John Deere).

Вот ещё одна картинка:

Реальный работающий IoT

Это IoT-станция (если точнее - пограничный роутер) беспроводной меш-сети проекта «умной агрокультуры» в Риас Бахас (Галисия). Там выращивают сорт белого винограда Алварино и делают из него замечательное вино. Проект начинался в 2012 году, но оказался настолько успешным, что за первый год «разросся» от тестовой инсталляции до охвата четырёхсот (из почти тысячи) винодельческих хозяйств и виноградников. Чистая IoT-система мониторинга, управления поливом и оптимизации использования удобрений и фунгицидов. Итоги двухлетней эксплуатации – снижение на 20% расходов и количества химии, прирост урожайности – на 15%.

А вот совершенно иной мир – некоммерческая IoT-система Air Quality Egg, строящаяся силами открытого сообщества, порядка 950 IoT-датчиков содержания в воздухе NO2 и CO. Накопленные и получаемые ею данные со временем вполне могут стать основой для чего-то полезного (например, дополнительным источником данных для управления городским трафиком, это уже зависит от воображения).

В общем, я всё это писал для того, чтобы попытаться показать, что IoT одновременно не «нечто революционное», а, напротив, постоянно изменяющийся продукт непрерывной эволюции, и вовсе не hype (безусловно, вокруг IoT технологий много безграмотного и многословного hype, но так бывает всегда, публику надо кормить «рреволюциями», иначе она скучает).

В первой фазе, которую мы наблюдаем, идёт формирование основ IoT-систем фактически дополнением хорошо известных M2M решений web-технологиями с открытыми API и доступом к базам данных. Вторая фаза – формирование новых интегральных сервисов на основе результатов первой фазы. Третья – физические обратные связи с реальным миром. Ну и всё это, в конце концов, именно для того, чтобы придать новые свойства обычным предметам или процессам.

Вот, собственно, и все «тайны». И никаких web-управляемых кофеварок. Конечно, если кому такая штука нужна – это уже без проблем решается малыми деньгами и кровью.

Откланиваюсь

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+1111
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Понятно, вся проблема в определении.

The Internet of Things (IoT) refers to uniquely identifiable objects and their virtual representations in an Internet-like structure.

Today however, the term Internet of Things (commonly abbreviated as IoT) is used to denote advanced connectivity of devices, systems and services that goes beyond the traditional machine-to-machine (M2M) and covers a variety of protocols, domains and applications.

Все примеры выше это М2М, никак не более того.

вы знаете, вся проблема не "в определении", а только в том, что вы пытаетесь увидеть то, что очень хотите увидеть, потому что в него поверили и приняли сердцем.

а ведь даже педовикия (очень спорный источник для всяких новых определений), откуда вы это скопировали, о чём-то настоятельно предупреждает именно в этой статье двумя большими текстовыми боксами. по-моему, содержимого этих двух боксов более чем достаточно, чтобы не начинать разборки с "понятно, всё проблема в...".

вокруг терминологии всяких эволюционирующих явлений всегда ведутся споры (стоит вспомнить, что само словосочетание IoT придумано ещё в 1999 г), так что лучше на определения не ссылаться вообще, никто пока толком не знает, что оно такое.

если вас тревожит очевидное, то да, IoT - это новый виток M2M, в котором действительно есть 3 главных нюанса:
1. доступность "узловой" аппаратуры и каналов связи,
2. унификация протоколов, использование "классических интернет" или неоклассических (6LoWPAN) уровней стека OSI вместо тьмы чёрти чего
3. отображение интегрированных ресурсов M2M-сети на web-API, чтобы можно было надстраивать сторонние сервисы над всем этим хозяйством.

пока это так.

в классических M2M системах встраиваемые контроллеры стоили очень дорого (и стоят, потому что это в основном промышленные приложения, со своими требованиями и спецификой). в IoT - копеечные.

в классических M2M системах протоколы - узкоотраслевые стандарты, с грудой унаследованных ужасов (http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_automation_protocols).

в классических M2M системах "интеграцией всего" занимаются SCADA, которые стоят как пол самолёта, требуют очень специфической подготовки программистов, из-за опять же отраслевых стандартов используют кучу морально устаревшего хлама даже на уровне системной архитектуры (ключевое слово - OPC, со всем "индустриальным" барахлом вроде COM/DCOM).
в IoT вместо этого - совсем новые программные стеки из непромышленных систем, совсем другие СУБД (особенно для временных рядов) etc

да, всё это в идеале приводит к единому адресному пространству узлов (потому что 6LoWPAN тот же - это IPv6), да, формируется "интернет-подобная структура", конечно.
но главное не это, всё-таки.

в M2M-системах результат интеграции данных наглухо закрыт для всех сторонних, это системы специального назначения с крайне ограниченным доступом. они нужны, и они будут всегда (только семимильными шагами будут трансформироваться в те же IoT-системы, потому что так рациональнее и дешевле).

в IoT-системах, напротив, смысл их создания - в открытии API и данных (коммерческом ли, бесплатном ли - не важно совершенно). чтобы над самой системой можно было создавать сервисы. а уж какими будут эти сервисы - дело вооражения создателей и потребностей общества.

кажется, всё.

больше не просите, пожалуйста, заниматься толкованием смутных статей педовикии.

"в IoT-системах, напротив, смысл их создания - в открытии API и данных (коммерческом ли, бесплатном ли - не важно совершенно). чтобы над самой системой можно было создавать сервисы. а уж какими будут эти сервисы - дело вооражения создателей и потребностей общества."

Не могу не согласиться. Мне просто интересно как с учетом этого вы пришли к выводу что приведенные в вашей статье примеры это примеры IoT ? Вы имеете доступ к API мусорного бака ? Или напрямую к датчикам телеметрии John Deere ? Вы можете получить к ним доступ за деньги ? Не думаю. SFpark это интересный продукт, но они предоставляют API к своей проприетарной системе электронно контролируемых платных парковок, а не просто позволяют искать свободные места по всему городу. Разница более чем значительная. Если бы каждое парковочное место в городе было обородовано датчиком - вот это был бы настоящий IoT, но этого не будет потому что это непросто монетизировать, и в этом главная проблема IoT.

То есть никакого отношения эти фактически проприетарные сети датчиков (кроме пожалуй Air Quality Egg) к IoT не имели и не имеют, не так ли ?

Википедию можно пинать сколько угодно, но ее главное свойство эти пир-ревью сотен тысяч пользователей и если что-то там не так оно будет пристрелено практически моментально, что и гарантирует очень высокий уровень достоверности.

Ну а про хайп IoT можно поговорить с другой точки зрения просто посмотрев кто за хайпом стоит.

Испанцы = молодцы! :)

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT