Главной заботой экспедиторских компаний остается неуклонное повышение эффективности транспортировки грузов. На рентабельность перевозок влияет огромное количество факторов, которые человек не всегда может предусмотреть и учесть. Чем больше автопарк у предприятия -- тем сложнее контролировать его работу и, что важнее, оперативно влиять на ситуацию.
Эффективность мониторинга удаленных объектов, тем более динамичных, а не статичных,
зависит от двух вещей: во-первых, от качества связи, во-вторых -- от способности
внутренней системы автоматизации собирать и учитывать все параметры движения транспорта.
Контроль же при этом необходим на всех стадиях: от загрузки до возвращения автомобиля
из рейса.
Многие экспедиторы уже ощутили реальную пользу от АСУ. Мы же хотим рассказать читателям о том, как она может работать, на примере украинской Транспортно-экспедиторской компании "Орлан Транс Групп".
|
Терминал позволяет водителям
и диспетчерам обмениваться произвольными сообщениями
|
История проекта автоматизации берет начало в 1999 г. К этому времени автопарк
группы компаний заметно расширился, вследствие чего возникла острая необходимость
в автоматизации хотя бы нескольких наиболее трудоемких и часто выполняемых функций
диспетчеров. Работающая "ERP-система" на базе MS Excel уже не могла
справиться с возрастающим объемом информации, и руководство приняло решение о
глобальной перестройке автоматизированной системы, которая имела бы возможность
масштабирования по мере роста предприятия и решала бы все традиционные задачи
экспедиторской компании, а также учитывала специфические требования.
Доступные в то время украинскому потребителю зарубежные разработки либо не были приспособлены к отечественным условиям ведения бизнеса, либо решали большинство задач, но слишком дорого стоили. По итогам объявленного тендера "Орлан Транс Групп" выбрала отечественную систему SmartMap, которая за счет близости разработчиков могла совершенствоваться и приводиться в соответствие с требованиями компании сразу после их появления.
|
Спутниковая антенна купольного
типа может крепиться в любой части автомобиля
|
Одной из главных задач "Орлан Транс Групп" была визуализация контроля
перевозок. Возникла необходимость в мощной и масштабируемой компьютерной геоинформационной
системе (ГИС), отображающей все дороги Украины и других европейских государств.
Карту планировалось использовать для операций, требующих точности и напрямую влияющих
на рентабельность перевозок. Прежде всего это касалось расчета оптимальных маршрутов,
при котором необходимо учитывать административные значения и качество покрытия
дорог, их протяженность, наличие населенных пунктов, АЗС, пограничных постов на
пути следования. Для подобных задач ГИС должна предусматривать работу с объектами
(участками дорог, районами, городами и пр.) -- возможность, которую не могут предоставить
растровые карты. Для планирования маршрутов была приобретена векторная ГИС, рассчитанная
на проведение всех вышеперечисленных операций и позволяющая диспетчеру контролировать
выполнение рейса.
Однако offline-расчеты маршрутов не решали других задач, направленных на повышение эффективности перевозок: не было возможности учитывать текущее местонахождение автомобиля и его простои в ходе рейса, а также участки ремонтируемых дорог, погодные условия и другие факторы, влияющие на среднюю скорость движения и расход топлива.
|
Структура системы управления
перевозками
|
Любой логистик знает, что самая трудная задача -- это избежать перегона порожнего
транспортного средства, влекущего невосполнимые затраты на топливо, износ оборудования,
оплату труда. Поэтому экспедиторские компании стремятся во что бы то ни стало
заполнить автомобили любым грузом на обратный путь, поскольку даже если перевозка
будет в целом нерентабельной, она позволит владельцу грузовика снизить затраты
на его возвращение.
Поэтому возникла необходимость в двусторонней связи диспетчеров с водителями, а также во внедрении системы определения координат автомобиля. Применение для этого наземных сетей мобильной связи стандартов GSM, DAMPS или NMT исключалось по двум причинам. Во-первых, наземная связь не распространяется на всей территории -- качественный прием возможен в крупных населенных пунктах и на центральных трассах, но не "в поле". Во-вторых, если в Украине использование привычных мобильных телефонов оправдано, то дорогостоящий международный роуминг сделал бы расходы компании на телекоммуникации весьма ощутимыми. Выбранная в результате система спутниковой связи лишена этих недостатков.
|
Павел Гайдай, генеральный директор
"Орлан Транс Групп": "Использование системы управления перевозками
увеличивает прямой валовой доход компании на 14%"
|
В автомобилях "Орлан Транс Групп" установлена аппаратура спутниковой
сети EMSAT. Комплект оборудования состоит из внешней антенны, приемопередатчика
(или так называемого спутникового модема) и пользовательского терминала с ЖК-дисплеем,
клавишами или сенсорными кнопками для набора произвольных текстовых сообщений.
Приемопередатчик -- центральное устройство автомобиля, к которому можно подключить до 256 внешних датчиков. В грузовиках "Орлан Транс Групп" модем принимает и с помощью спутниковой антенны передает сведения, полученные от GPS-приемника, пользовательского терминала и датчика замка зажигания. Причем интерпретация данных в зависимости от устройств, которые их сформировали, происходит только на Internet-шлюзе провайдера в Киеве. В некоторых автомобилях установлены голосовые терминалы, а также мобильные факсимильные аппараты.
Информация от GPS-приемника попадает в БД, которая содержит сведения о марке, модели, типе и бортовом номере автомобиля, ФИО водителя и прочие неоперативные данные. Местонахождение грузовика переводится из географического формата GPS "широта-долгота" в более приспособленный для визуализации на электронной карте формат пиксельных координат по горизонтали и вертикали.
По показаниям датчика замка зажигания диспетчер может определить, движется грузовик или стоит, и при необходимости внести поправки в график рейса.
Компьютерный интерфейс утилиты для общения диспетчера с водителем очень похож на ICQ. Причем в системе предусмотрено дублирование сообщений, исходящих от водителя, на пейджер диспетчера или на его мобильный телефон в виде SMS. Это позволяет держать постоянную связь даже ночью или в выходные дни, чтобы при необходимости сообщить диспетчеру о непредвиденных обстоятельствах и возможных изменениях в графике движения.
|
Визуализация управления существенно
облегчила труд диспетчеров
|
Позже в качестве провайдеров спутниковой связи, кроме EMSAT, стали использоваться
и другие сети -- EutelTRACKS, Inmarsat и SpaceChecker. Каждая из них имеет собственный
комплект оборудования для организации спутниковой связи, а также свои протоколы
обмена и даже разное количество цифр в абонентских номерах. Возникла и была решена
проблема унификации всех получаемых и передаваемых данных независимо от спутниковой
системы, которой пользуется водитель автомобиля.
Инструмент визуального контроля перевозок предполагал применение и постоянную актуализацию части back-office, которая объединяет многочисленные справочники. К статичной и редко меняющейся информации относятся базы данных по автопарку, включая важнейшие транспортные характеристики автомобиля -- грузоподъемность, вместительность топливного бака, рекомендуемую скорость передвижения, бортовой номер и ФИО водителей. Сюда же входят таблицы заказчиков и партнеров, названия и индексы европейских населенных пунктов, а также служебные сведения о спутниковых модемах, установленных в автомашинах.
Оперативная часть справочников содержит постоянно обновляемые сведения о заказах, таможенных нормативах в различных государствах, курсах валют, стоимости топлива в странах Европы и т. д.
С помощью таких баз данных пользователи системы управления перевозками могут получать экономические сводки, касающиеся текущей рентабельности рейсов, эффективности эксплуатации автомашины за определенный период, а также сведения о работе с тем или иным заказчиком.
Если обновление большинства баз данных возможно силами диспетчеров или партнеров "Орлан Транс Групп", то для проведения ряда экономических оценок необходима актуальная первичная информация от государственных организаций, и в этом заключается проблема: большинство из них очень неохотно идут на сотрудничество. Пока оно ограничивается лишь получением официальных погодных сводок для различных регионов Европы и котировок мировых валют по курсу НБУ. О состоянии дорог и ситуации на пограничных пунктах информируют пока только сами водители.
Рост требований клиентов экспедиторских компаний влечет за собой совершенствование системы обслуживания и как следствие -- системы автоматизации. В частности, недавно "Орлан Транс Групп" предоставила своим клиентам услугу мониторинга движения груза. Теперь заказчики могут самостоятельно контролировать текущее местоположение автомобилей, которые транспортируют их грузы, по Internet.
Пока с помощью SmartMap можно управлять только автомобилями бориспольской транспортной базы "Орлан Транс". Тем временем во Франции и Германии группа компаний представлена экспедиторскими подразделениями, которые также должны быть охвачены информационными потоками. В перспективе у диспетчеров появится возможность управлять всеми автомобильными ресурсами "Орлан Транс Групп" централизованно из Киева.
Про DCIM у забезпеченні успішної роботи ІТ-директора