`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Спутниковое радио: все только начинается

+11
голос

Если говорить о различных «спутниковых» проектах, то история показывает, что в этой сфере были как крупные достижения, так и крупные поражения. Спутниковое телевидение оказалось идеей очень удачной, а вот спутниковая телефония и по сегодняшний день ведет активную борьбу за существование. В ближайшее время в США будут запущены два конкурентных проекта в области спутникового радио.

Компания Sirius (www.siriusradio.com), расположенная в Нью-Йорке, на данный момент имеет в активе три спутника (последний из которых был запущен в феврале нынешнего года с космодрома Байконур), физически обслуживающих территорию Соединенных Штатов. Также для крупных мегаполисов она планирует постройку около сотни передатчиков, усиливающих сигнал. В распоряжении фирмы ХМ Radio (www.xmradio.com), штаб-квартира которой находится в столице США, — два спутника, получивших имена Rock и Roil, вращающихся на геостационарной орбите. Управление спутниками осуществляет канадская компания Telesat Canada.

Упоминание сразу двух компаний неудивительно — во-первых, именно этим предприятиям на данный момент принадлежит 100% несуществующего пока рынка спутникового радио, а во-вторых, их бизнес-планы и концепции развития в целом схожи.

Основными потребителями услуг спутниковых радиостанций на данный момент являются автовладельцы, которые в придачу к различным возможностям своей аудиосистемы хотели бы получить доступ к любимым радиоканалам, вне зависимости от местонахождения или качества радиопередачи в округе. ХМ Radio и Sirius занимаются продвижением среди автомобильных компаний радиоприемников, работающих в диапазонах AM/FM и SAT — сокращенное название для каналов спутникового радио.

Вторая составляющая спутниковых передач — контент. Обе компании планируют заниматься контентом самостоятельно, для этого в их студии приглашаются высококлассные диск-жокеи, в обязанности которых будет входить ежедневное составление музыкальных программ различных направлений. В целом ситуация со спутниковым радио будет напоминать существующую сегодня с Web-радиоэфиром. На сайтах Spinner.com, ShoutCast.com или Live365.com вам предложат набор из десятков, сотен и тысяч станций, вещающих музыку определенных стилей и новости (на сайте Live365. com на момент написания этой статьи в прямом эфире можно было послушать более 30 тыс. радиостанций).

Также ведутся переговоры о партнерстве с ведущими американскими радиокомпаниями и вещательными корпорациями. ХМ Radio обещает к моменту запуска своего проекта предоставить около 100 каналов радио, среди которых можно будет выбрать такие информационные брэнды, как Associated Press, CNN, Discovery, BBC World и многие другие. Компания Sirius предлагает примерно тот же набор: сегодня в активе нью-йоркских предпринимателей числится и популярный в США общественный канал National Public Radio, однако поскольку никаких эксклюзивных сделок с поставщиками информационного наполнения не заключено, можно предполагать, что постепенно обе компании обзаведутся аналогичным набором радиостанций, а соревноваться будут только программы, производимые непосредственно Sirius и ХМ Radio.

Кроме этого, слушатели всегда смогут настроить свои приемники на волну местных AM- или FM-радиостанций. На данный момент оба оператора спутникового радио получили лицензию госкомитета США Federal Communications Commission на вещание в частотах S-Band. Этому предшествовало весьма серьезное противостояние со стороны радиовещателей, представленных NAB (National Association of Broadcasters), которые в развитии Sirius и ХМ Radio и сегодня видят потенциальную угрозу своей индустрии. В процессе выдачи лицензий двум компаниям представители NAB, пытаясь убедить FCC в нецелесообразности этого действия, даже привели такой пример: слушая спутниковое радио, спешащий на работу человек не услышит местного сигнала ЧП, предупреждающего о торнадо,землетрясении и другом стихийном бедствии. Тем не менее лицензии, за которые было уплачено больше 80 млн. долл., были выданы.

Что касается собственно радиоприемников, то производством этих устройств на сегодняшний день занялись Alpine Electronics, Fujitsu, Sony, Panasonic, Audiovox, Sharp, Sanyo, Motorola и ряд других корпораций и электронных брэндов, что в целом говорит о перспективности спутникового радио с точки зрения и этих гигантов. Пока не удалось найти никакой информации о том, будут ли радиоприемники совместимы с продукцией обеих компаний либо Sirius и ХМ Radio займутся продвижением собственных стандартов.

Как уже говорилось выше, основной сферой применения данных устройств на первых порах станут новые автомобили, в которые предполагается устанавливать радиоприемники AM/FM/SAT. В числе партнеров Sirius можно найти таких известных автопроизводителей, как Ford, DaimlerChiysler и BMW, а это означает, что в активе у Sirius имеются различные торговые марки: Ford, Jaguar, Chrysler, Dodge, Jeep, Mercedes-Benz, Lincoln, Mazda, Volvo, BMW и несколько грузовых моделей.

Если говорить об ХМ Radio, то в числе ее стратегических инвесторов — General Motors и American Honda Motor, и появление этих компаний среди партнеров в целом неудивительно. Также у ХМ Radio имеются договоры с Isuzu и Suzuki. Обе фирмы планируют запуск своего проекта во второй половине этого года, ориентировочная цена сервиса — $10 в месяц. Предполагаемый рынок оценивается в 200 млн. пользователей, что в целом дает весьма неплохой показатель — 24 млрд. долл, ежегодно (если 200 млн. пользователей согласятся ежемесячно платить компаниям по $10). И это только стоимость подписки. Следует учитывать интересы производителей спутниковых приемников и сторонних поставщиков контента. Не исключено, что на этот рынок будут также допущены рекламодатели, хотя количество рекламы и не будет так велико, как в наземных радиостанциях.

Согласятся ли пользователи платить в целом небольшую сумму за доступ к радио, если у них в машине уже имеется радиоприемник наземных каналов? В принципе, любители музыки сегодня могут получить желаемый стиль или музыкальное направление и без ежемесячной подписки — в любом крупном городе США найти радиостанцию, специализирующуюся на рок-музыке, рэпе, классике и т. д., можно без особых проблем. Что касается новостей, то крупные вещательные корпорации оказывают свое влияние и там: общественный канал NPR доступен на территории США рядом с более или менее большим населенным пунктом.

Руководители обеих компаний считают, что спрос на подобные услуги есть. Наземные радиостанции, помимо того что они бесплатны, также предлагают пользователю неустойчивый сигнал, безудержные рекламные потоки, и в целом их количество даже в крупных мегаполисах редко превышает несколько десятков, что не решает проблемы выбора, если вас интересует, скажем, только классика.

Sirius обещает исключить рекламу в случае получения прибыли от подписки, ХМ Radio допускает возможность присутствия рекламодателей в своем пространстве, однако их количество будет ограничено. По сути, система ХМ Radio будет напоминать кабельное телевидение — более высокое качество контента, меньшее количество рекламы по сравнению с традиционным.

Финансовый рынок, надо сказать, относится к перспективам Sirius и ХМ Radio более консервативно. Хотя в сегодняшней атмосфере недоверия к высоким технологиям трудно утверждать, отражает ли рыночная ситуация реальный подход к спутниковому радио.

Компании, в которые за все время развития было вложено около 3 млрд, долл., на момент написания этого материала можно купить за 1,1 млрд. Оба проекта, за которыми пока нет ничего, кроме бизнес-плана, спутников и партнерских соглашений, котируются в системе NASDAQ, компания ХМ Radio оценена инвесторами в 400 млн. долл., в то время как Sirius, по данным фондового рынка, имеет рыночную капитализацию в 700 млн. долл.

Акции ХМ Radio сегодня можно приобрести за шесть с лишним долларов, в то время как еще в сентябре прошлого года их продавали по цене $46. Котировки Sirius сегодня составляют $13 с максимальным годовым рекордом в $60, который удалось установить все в тот же благоприятный сентябрь прошлого года. Компании занимают далеко не первые места в рекомендационных списках фондовых аналитиков, однако это не мешает Sirius и ХМ Radio по-прежнему развивать инфраструктуру и готовиться к запуску своих проектов.

В конце 2001 года, наверняка, можно будет подводить итоги, выявлять преимущества и недостатки обоих проектов, если в намеченные сроки произойдет запуск сетей Sirius и ХМ Radio. В случае успеха вполне логичным будет распространение спутникового радио за пределы США. А это значит, что мы сможем по достоинству оценить новую технологию намного раньше, нежели это кажется сегодня.

Про AI-рішення Microsoft та AWS мовою бізнесу від практиків Сrayon — 8 і 9 грудня

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT