`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Что для вас является метрикой простоя серверной инфраструктуры?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Рынок графических чипов 1996–1998 гг.

+11
голос

Продолжая публикацию архивных материалов нашего издания предлагаем вашему вниманию статью из № 48 (167) «Компьютерного Обозрения» от 17 декабря 1998 г. Сегодня на рынке чипсетов для видеокарт всего три игрока. Двадцать лет назад их было под два десятка.

Если речь заходит о компонентах современного персонального компьютера, то по значимости, да и по стоимости, графическую подсистему, пожалуй, можно отнести сегодня к основным. Что, собственно, и объясняет, почему рынок графических чипов, весьма бурно развивавший ся в последнее время, остается лакомым кусочком «компьютерного пирога». За прошедшие два года ситуация в этом секторе индустрии изменилась кардинально, одна ко окончательный его раздел, судя по всему, еще впереди. Бывшие лидеры либо покинули бизнес, либо измени ли свои приоритеты, а в законодатели мод пробились дерзкие новички.

В 1996 г. общий объем сбыта графических чипов составлял 93,5 млн устройств, причем свыше 80% рынка принадлежало производителям 2Dчипов для desktopсистем — GUI или Windows акселераторам. При этом более 60% выпускаемых чипов приходилось на долю трех компаний, пионеров чипмейкерства для PC. Их названия знакомы нам с на чала 90х, это три кита компьютерной графики — S3 (основана в 1989 г.), Trident и Cirrus Logic (1984 г.). Пожалуй, более всего из них своими массовыми чипами S3 Trio, ViRGE и т. д. прославилась компания S3. Львиная доля компьютеров, производимых в 1995–1997 гг., комплектовалась видео имен но с этой начинкой. Более того, в этот же период 58% за рождающегося рынка 3D-видеокарт принадлежало все той же S3 (небольшая ремарка — под 3D-видеочипами в миро вой практике понимаются те из них, которые аппаратно поддерживают хотя бы несколько функций построения трех мерного изображения и работы со стандартными 3D API). Как известно, все чипы S3, хоть и минимально, но ускоряли 3D-часть.

Рынок графических чипов 1996–1998 гг.

Несколько иначе обстояли дела на рынке графических чипов для портативных систем. Большинство ноутбуков’96 содержали в себе видео-системы от компании Chips and Technologies (51% этого сегмента), которая в данный момент является подразделением Intel. Еще 40% приходилось на долю уже упоминавшихся выше Trident и Cirrus Logic.

Наступление 1997 г. ознаменовалось небывалым всплеском интереса к трехмерной графике и появлением новых игроков. Несмотря на то что лидирующие позиции попрежнему остались за S3, компания не анонсировала ни одного действительно революционного устройства, ограничившись эксплуатацией существующих, хорошо зарекомендовавших себя недорогих моделей. Еще хуже дела обстояли у бывших фаворитов Trident и Cirrus Logic, им пришлось несколько потесниться, уступая дорогу компаниям, которые сейчас по праву считаются законодателями мод на рынке. Это, в первую очередь, канадская ATI Technologies, основанная в 1985 г. выходцем из Китая Ky Хo (Ku Ho), которая, выпустив несколько удачных чипов и сделав грамотные маркетинговые ходы, привлекла внимание крупных производителей компьютеров. Заявили о себе и компании Matrox (G100), NVidia (Riva 128), 3Dlabs (Permedia 2). И, конечно же, стоит вспомнить небывалый взлет никому неизвестной фирмы 3Dfx, производившей ранее чипы для игровых автоматов. Хотя в количественном отношении объем продаж 3Dfx Voodoo и не назовешь астрономическим (менее миллиона единиц), по сути, именно выпуск в 1997 г. этого чипсета положил начало революции в графике и привел просто к небывалому развитию 3D. Рынок же портативных чипов практически не претерпел изменений, здесь произошло лишь перераспределение сферы влияния между тремя лидирующими компаниями в пользу увеличения доли ATI.

Рынок графических чипов 1996–1998 гг.

Но самые существенные перемены коснулись рынка в текущем году. Во-первых, количество выпускаемых «чистых» 2D чипов резко уменьшилось в пользу совмещенных 2D/3D видеокарт, более того, к началу следующего года 2D-видео, скорее всего, вообще перестанет существовать. Если говорить о конкретных компаниях, то ситуация также интересна. S3, своевременно не отреагировав на усиление конкуренции и новые тенденции в графике, лишь в августе смогла представить достойную альтернативу чипам других фирм — Savage3D. Причем судьба этого интересного графического процессора неясна до сих пор, в первую очередь, из-за того, что рекламируемая производителями технология сжатия текстур для шины AGP, являющаяся основным достоинством чипсета Savage, сейчас практически не поддерживается разработчиками графических приложений и игр. В третьем квартале доля рынка S3 по всем показателям упала ниже 20%, в то время как ATI, совершив еще несколько удачных покупок, в число которых входят и приобретение Tseng Labs, и недавнее поглощение Chromatic (одного из пионеров производства так называемых медиапроцессоров), заняла лидирующее положение на рынке (третий квартал — 33%, или 11 млн чипов). Основную роль здесь сыграло подписание этой компанией OEM-контрактов с ведущими производителями desktop-систем и ноутбуков, такими как Compaq, Dell, Packard Bell, Toshiba, Sun, NEC, HP, Acer, Apple, Hitachi, Siemens и други ми, а также успех чипсета 3D Rage Pro. Вслед за неудачей S3 с рынка практически самоудалились и Trident c Cirrus Logic, переключив свое внимание на другие сегменты.

Среди новых игроков необходимо отметить Intel, попытавшуюся выйти на рынок с чипсетом i740, что многими аналитиками толкуется неоднозначно. Вторым новичком является компания SiS, знакомая многим по чипсетам для материнских плат, которая решилась занять освободившийся рынок дешевых карт. Упрочили свое положение и такие компании, как Matrox и NVidia. Первая — выпустив чип G200, а для второй особенно удачным стал чип Riva TNT, который был настолько восторженно встречен публикой, что некоторые компании-производители карт, например Canopus, отказались от выпуска ускорителей на базе Voodoo2 в пользу нового детища NVidia. Однако этот факт вовсе не свидетельствует о том, что для компании 3Dfx год прошел неудачно. Лидер 3Dфронта выпустила в этом году два отличных чипа Voodoo2 и Voodoo Banshee (последний является совмещенным 2D/3D и, как явствует из последних пресс-релизов компании, на сегодняшний день его продано более 1 млн единиц).

Рынок графических чипов 1996–1998 гг.

Изменения коснулись и рынка портатив ных чипов — бывший лидер компания Chips and Technologies значительно уступила свои по зиции молодой, основанной в 1993 г., но активно набирающей обороты NeoMagic. Кроме того, свои интересы в этом сегменте продемонстрировали и гранды — Intel, ATI и S3. В этом году появился и рынок 3D-чипсетов для ноутбуков. За три квартала текущего года он составил почти 2 млн устройств и продолжает расти. Здесь случайных компаний нет, весь сег мент поделен между ATI, S3 и Trident, причем в третьем квартале доля ATI увеличилась до 43%.

Кроме всего уже сказанного выше, на рынке заметна тенденция к укрупнению капитала. Так, если в 1996 г. процент продаж, приходящийся на мелкие компании, составлял де сятую часть всех выпускаемых чипов, то сейчас доля не больших игроков меньше 2%. Так что самостоятельный выход на рынок независимых разработчиков, как, напри мер, многообещающей финской команды Bit Boys с чипом Glaze3D, кажется нам проблематичным.

Если позволительно строить прогнозы относительно такой быстроменяющейся области, как рынок видеочипсетов, то в ближайшее время можно ожидать еще большего усиления позиций фирмы ATI, которая совсем недавно начала поставки чипа нового поколения Rage 128, обещающего стать заметным явлением в индустрии. Должна обостриться борьба между NVidia и 3Dfx, последняя наконец поняла бесперспективность рынка «чистых» 3Dкарт и анонсировала выпуск в первом квартале 1999 г. 2D/3D-акселератора Voodoo3. Следует отметить, что судьба этого чипсета далеко не безоблачна, поскольку, если судить по анонсированным техническим характеристикам, Voodoo3 на момент своего выхода не будет бесспорным лидером. Позиция 3Dfx тем более неустойчива, что повсеместно отмечается снижение интереса разработчиков к API Glide для чипов этой компании в пользу универсальных Direct3D и OpenGL. Но и другие игроки не собираются сдаваться. Так, S3 анонсировала в начале следующего года переход на 0,18-микронную технологию. Своя козырная карта есть и у Intel, мечтающей взять реванш за i740. Одним словом, те изменения в раскладе сил, которые произошли в этом году, лишь начало.

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT