`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Что для вас является метрикой простоя серверной инфраструктуры?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

IV Национальный форум ИТ-директоров органов власти

+33
голоса

На форуме, организованном U-LEAD, Государственным агентством по вопросам электронного правительства Украины и E-government Academy, обсуждался вопрос, как влияет уровень технологического развития на общество.

Мероприятие открыл приветственным словом государственный секретарь Кабинета Министров Украины Владимир Бондаренко, который отметил важность сложившейся традиции поводить форум и делиться мыслями, на каком этапе мы находимся и что необходимо сделать. Все мы осознаем, что от обсуждения до реализации порой лежит длинный путь, на котором множество препятствий, сказал он. На примере Украины и ее достижений по внедрению электронных сервисов, открытых данных, приоритезациии ИТ можно увидеть, что от разговоров до действий сделано очень много, в частности, и Государственным агентством по вопросам электронного правительства Украины. Почему это все важно? Мы говорим про то, что ИТ – это не просто модное слово, не просто подражание тому, что делается в мире, это обычная потребность и запрос нашего общества, которое хочет получать максимально качественные сервисы с минимальными затратами времени, минимальными контактами с госслужащими, с максимальной подотчетностью чиновников. И необходимо ясно понимать, что большинство задуманных реформ невозможно без внедрения электронных сервисов.

По мнению Чрезвычайного и Полномочного Посла Королевства Швеции в Украине Мартина Хагстрема (Martin Hagström), этот форум чрезвычайно важен для Украины. Цифровизация, с одной стороны, является проблемой, а с другой – предоставляет много возможностей, и их все необходимо использовать. Почему Швеция поддерживает такие проекты в Украине? В первую очередь, это часть общей помощи Украине. У Швеции есть опыт в этой области, которым она может поделиться. Швеция очень рано адаптирует новые тенденции, и в стране очень хорошо налажено сотрудничество между властью, бизнесом и обычными гражданами. И это дает положительные результаты. Правительство Швеции уделяет очень много внимания цифровизации, страна входит в тройку лидеров в мире по скорости доступа к Интернету как проводного, так и беспроводного. Поставлена цель, чтобы через два года 95% населения имело высокоскоростной доступ к Интернету. Это обеспечит большую прозрачность действий власти и поможет преодолеть коррупцию.

IV Национальный форум ИТ-директоров органов власти
Мартин Хагстрем: «Правительство Швеции поставило цель, чтобы через два года 95% населения имела высокоскоростной доступ к Интернету»

Чрезвычайный и Полномочный Посол Эстонии в Украине Герт Антсу (Gert Antsu) сделал акцент в своем выступлении на том, что электронное правительство является ключевой составляющей прозрачности, эффективности и комфорта. С точки зрения эстонцев, комфорт – это когда можно не говорить с чиновниками, когда бюрократические вопросы можно решить самостоятельно. Эстонии удалось многого достичь в этом плане, и она рада поделиться своим опытом. Электронное правительство для Эстонии – часть ее идентичности. Эстонские специалисты работают над некоторыми решениями в Украине. Например, эстонская компания «Кибернетика» выиграла тендер на создание системы «Трембита», которая будет основой электронного правительства в Украине. Система будет готова к концу текущего года и должна послужить мощным толчком процесса в целом. Все эти усилия являются частью большого проекта ЕС и некоторых стран, членов U-LEAD, в числе которых Германия, Польша, Дания. В Эстонии работают над развитием электронного правительства на протяжении 20 лет, поскольку постоянно требуются обновления и улучшения. В заключение Посол обещал, что Эстония будет всячески помогать и способствовать реализации электронного правительства в Украине.

IV Национальный форум ИТ-директоров органов власти

Герт Антсу: «Электронное правительство является ключевой составляющей прозрачности, эффективности и комфорта»

Руководитель программ сотрудничества ЕС в Украине Штефан Шлойнинг (Stefan Schleuning), похвалив скорость Интернета в Киеве, отметил, что ИТ входит в первую тройку развитых секторов в Украине. Что касается административной реформы в системе правительства, то здесь наблюдается высокая активность и достигнут значительный прогресс. Реорганизация министерств, процедуры принятия новых законов, электронное правительство – это замечательные программы, которые действительно изменяют взаимодействие органов власти и граждан. Это бизнес-процесс, это установление связей между бизнесом, гражданами и государством, это улучшение бизнес-климата, ликвидация коррупции. Европейское сообщество и ЕС поддерживает процессы реформирования в Украине в целом, и за последние три года было много сделано.

IV Национальный форум ИТ-директоров органов власти
Штефан Шлойнинг: «Электронное правительство – это замечательные программы, которые действительно изменяют взаимодействие органов власти и граждан»

В своем выступлении глава Госагентства по вопросам электронного правительства в Украине Александр Рыженко обратил внимание на то, что состав участников данного форума значительно расширился. За четыре года от начала первого форума Украина значительно продвинулась на пути к электронному правительству. Электронное правительство является ключом к реформам в Украине, и хотя уже сделано немало, предстоит еще большая работа. Сотрудники агентства не только перенимают опыт других стран, но и делятся своим. В то же время встречаются бюрократические преграды, существуют риски кибербезопасности. Агентство работает над тем, чтобы сделать систему электронного правительства качественной и безопасной.

IV Национальный форум ИТ-директоров органов власти

Александр Рыженко: «Электронное правительство – это замечательные программы, которые действительно изменяют взаимодействие органов власти и граждан»

С мультидонорской программой, которая поддерживает децентрализацию и региональные политические реформы, участников форума ознакомил Камеран Худур (Kameran Khudhur), первый секретарь Посольства Швеции в Украине и программный директор U-LEAD от Sida. Программа финансируется ЕС. Концепция реформы предусматривает определение путей, механизмов и сроков формирования эффективного местного самоуправления и территориальных органов власти с целью создания и поддержания адекватной жизненной среды для граждан. А также для обеспечения высококвалифицированных и доступных правительственных сервисов, удовлетворения интересов граждан во всех секторах жизни на территориях их проживания, координации интересов власти и территориальных общин. Программа предназначена для замены старого подхода к предоставлению услуг гражданам более современным. Это требует изменений в законах, возможно, необходимо будет создать новые структуры, организовать тренинги. Здесь основным является развитие ИТ, создание новых решений, помогающих бороться с проблемами, которые могут возникнуть в будущем. В Украине уже создан первый центр предоставления услуг, и его сотрудникам нужен доступ к ИТ-решениям для эффективной работы. Если говорить о таких решениях, то ожидание является довольно высоким. В то же время выступающий выразил уверенность, что Украина справится с этими вызовами. 

Ханнес Асток (Hannes Astok), заместитель директора Академии электронного управления Эстонии, остановился на проекте e-gov, который был разработан для Украины с целью привнесения наилучшего европейского опыта в области электронного правительства. Эстония вместе со Швецией, США и другими странами поддерживала развитие электронного правительства, начиная с 2012 г. А с 2014 г. осуществляется сотрудничество с государственными агентствами, которые отвечают за электронное правительство, для того чтобы развернуть эти процессы по всей территории Украины. Но это сотрудничество присутствует не только на уровне государственных агентств, оно намного шире. Сотрудничество охватывает муниципалитеты, представителей Академии, неправительственные организации, органы местного управления. В проекте есть два компонента. Первый – это «Трембита» - система электронного взаимодействия государственных электронных ресурсов, а второй – улей, представляющий программу цифровизации для административных сервисов.

IV Национальный форум ИТ-директоров органов власти

Ханнес Асток: «Трембита» - это система электронного взаимодействия государственных электронных ресурсов»

Уже упоминалось, что Украина имеет очень большой потенциал в сфере ИТ, и в стране есть группа по внедрению электронного правительства из восьми человек, которую возглавляет Мари Педак, и семь из них являются гражданами Украины. Таким образом, потенциал нашей страны уже используется для того, чтобы внедрить систему электронного правительства.

В обсуждении о влиянии технологического развития на общество приняли участие Линнар Вийк (Linnar Viik), директор программы «Умное правительство», Алексей Выскуб, первый заместитель главы Государственного агентства по вопросам электронного правительства Украины, Александр Животовский, глава НКРСИ, и Владимир Бондаренко.

Панельная дискуссия началась с выступления Линнара Вийка, в котором он обещал рассказать нечто большее, чем просто об электронном правительстве. Он отметил, что люди, которые здесь собрались, изменяют не только работу министерств или государственных агентств, они изменяют все общество. Никто не предполагал, насколько быстро будет происходить цифровая трансформация. За последние месяцы сгенерирован объем данных больший, чем создало человечество до 2010 г. Даже если эти данные являются качественными, то мы не всегда умеем ими пользоваться. Но в конце туннеля появляется  свет, и мы видим, что происходят перемены в том, как работают ИТ и другие сферы бизнеса.

Сегодня все изменяется очень быстро, и это влияет на порядок вещей. Мы воспринимаем роботов как дружественных к человеку систем, которые помогают людям и берут на себя нудную работу. Однако они могут намного больше. В мае 1997 г. был первый шок - компьютер, Deep Blue обыграл чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова. Сегодня же любой смартфон может обыграть чемпиона. В 2011 г. состоялась другая веха: IBM Watson победил в игре, называемой Jeopardy (рискуй). Она заключается в умении задавать правильные вопросы. В 2018 г. компьютерная программа AlfaGo выиграла в го у чемпиона мира. Все это приводит нас к разным сценариям. Один из них тот, что, по прогнозам аналитиков, меньше чем за 10 лет 50% всех видов работ в ЕС изменится, изменится контекст рынка труда. И мы также должны изменяться.

IV Национальный форум ИТ-директоров органов власти
Камеран Худур: «Мультидонорская программа предназначена для замены старого подхода к предоставлению услуг гражданам более современным»

Что касается цифровой трансформации, то не везде она происходит успешно. Где-то процесс идет быстрее, где-то медленнее. Дело в том, что есть разница между странами. Первое - важно, чтобы в стране был «голод» к цифровым технологиям. Если страна хочет измениться, она пойдет по пути цифровой трансформации. Но для этого должно чего-то не хватать. В благополучных странах этот процесс замедлен. А второе – это компетенции. В некоторых странах нет корреляции между тем, что нужно, и тем, что есть. Даже ИТ-специалисты не всегда готовы к переменам. Сочетание голода и компетенций – лучший стимул для цифровой трансформации. Формировать в стране потребность в трансформации должен внутренний рынок. В Украине он очень большой, и необходимо привлекать к работе на нем локальные компании. 

Алексей Выскуб поделился опытом предоставления электронных услуг населению. Он заметил, что одним из главных вызовов для Агентства является необходимость донести неизбежность электронного правительства, в первую очередь, чиновникам. За год, прошедший от предыдущего форума, была сформирована среднесрочная государственная политика в сфере электронного правительства, электронной демократии, цифровой экономики. Были утверждены соответствующие концепции, планы действий, которые определяют цели развития этих трех направлений до 2020 г. В документах, в частности, определяются цифровые права граждан, цифровое рабочее место, цифровые базовые сервисы в образовании, медицине и т. п.

Сегодня в обществе существует запрос на эффективное и прозрачное государство. Управление государством определяется набором конкретных административных процессов, которые формализованы. Электронное администрирование заключается в постепенной замене этих неэффективных процессов на прозрачные и понятные для граждан процессы, основанные на ИТ. В то же время этот процесс перемен оказывается достаточно сложным. К нему должны быть готовы и чиновники, и граждане.

IV Национальный форум ИТ-директоров органов власти

Аку Хильве: «Важно, чтобы все игроки в сфере кибербезопасности соблюдали единую стратегию»

Для того чтобы пользоваться электронными сервисами в регионах, должен быть решен вопрос доступа к Интернету. О сложившейся ситуации рассказал Александр Животовский. Он привел следующие цифры. В стране насчитывается 5 тыс. интернет-провайдеров, предоставляющих фиксированный доступ. Согласно отчетам, которые предоставили 2,3 тыс. провайдеров, в Украине насчитывается приблизительно 6,2 млн. абонентов. В то же время ЕС поставил перед собой цель, что все домохозяйства к 2020 г. должны иметь доступ к Интернету не менее 30 Мб/с, а половина из них – не менее 100 Мб/с. К этим показателям ближе всего находится концепция Национального плана ШПД. Она подразумевает, что государство признает, что уровень доступа к Интернету недостаточный, и обязуется тратить на это ресурсы – это или финансы, или дополнительное регулирование. "Говоря о плане ШПД, мы возвращаемся к проблеме №1: где определенные данные о том, достаточно ли в стране проникновение Интернета в общем, и достаточные ли скорости доступа? Таких данных не существует, поскольку операторы их не подают", отметил выступающий.

В заключение обсуждения участники попытались ответить на вопрос, на какие прорывные технологии Украина сегодня должна делать ставку?

По мнению Владимира Бондаренко, нужно ориентироваться на запросы общества, на то, что сегодня необходимо обычному гражданину. Как уже упоминалось выше, существует план развития цифровизации до 2020 г. И первое, что зафиксировано в концепции, это симбиоз запросов и возможностей. Если говорить о том, что нужно еще сделать, то, наверное, нужно больше информировать население об уже доступных сервисах. Необходимо также, чтобы чиновники меньше боялись электронных сервисов и отказались от бумажных услуг. Александр Животовский добавил, что мы находимся в таком состоянии, что надеяться на то, что какая-нибудь передовая технология, скажем, блокчейн, нас выведет вперед, не следует. Сейчас более важна работа по цифровизации сервисов – она приносит больший эффект.

С этим согласился и Алексей Выскуб. Очень важно, сказал он, чтобы цифровая экономика стала приоритетом государства на всех уровнях. Международный опыт показывает, что резкий рост экономики возможен только при условии цифровизации бизнеса и разных отраслей. На второе место выступающий поставил электронное правительство.

Однако Линнар Вийк считает, что дело не в технологиях, а в проблемах, которые необходимо решить. Мы иногда переоцениваем возможности новых технологий. Нужно определить, какие технологии необходимо использовать. Не всегда новые технологии могут спасти. Нужно хорошо делать свою работу с имеющимися технологиями.

IV Национальный форум ИТ-директоров органов власти

Нельзя обойти вопросы безопасности, которые обсуждались на форуме. Старший советник и начальник отдела гражданского ИКТ-сектора в Министерстве финансов Финляндии Аку Хильве (Aku Hilve) рассказал, как обеспечивается цифровая безопасность в гражданском секторе Финляндии. Почему же за кибербезопасность отвечает Министерство финансов? Роли в этой области формировались следующим образом. Здесь докладчик обратился к предыстории финского общества и правительства. Финны очень ценят открытость и прозрачность, стараются избегать коррупции и ищут консенсус. Последний является критически важным для кооперации между министерствами, правительственными органами и частным сектором. Предыдущее правительство было достаточно успешным в вопросах цифровизации, поскольку были консолидированы все усилия в этой сфере. Есть успехи и в электронном правительстве. Так, базовые реестры являются открытыми. За все функции и роли отвечают соответствующие министерства. В частности, за кибербезопасность отвечает Министерство финансов. Оно владеет определенными рычагами для разработки средств кибербезопасности и во многих вещах независимо от правительства. Важно также, чтобы все игроки в сфере кибербезопасности соблюдали единую стратегию. В то же время каждая организация в государственном секторе несет ответственность за обеспечение своей кибербезопасности. Они могут руководствоваться соответствующими путевыми картами и резолюциями правительства относительно безопасности информации. Безопасность должна быть составной частью всех процессов, и за ее построение и поддержание отвечать должно руководство. Однако важную роль здесь играет законодательство, поскольку технологии внедрить гораздо легче, чем имплементировать закон.

В заключение отметим, что форум проходил два дня в трех параллельных потоках, и в целом были прочитаны 26 докладов, в которых освещались такие темы, как интероперабельность, открытые данные, электронный документооборот, электронные услуги, кибербезопасность и ряд других. Записи видеостримов со всех сессий можно найти на сайте форума.

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT