`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Что для вас является метрикой простоя серверной инфраструктуры?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

В классе с Texas Instruments

Мероприятие Texas Instruments под название DLP University, посвященное внедрению проекторных технологий в систему обучения, прошло в Москве 22 мая. Событие собрало основных партнеров-производителей проекторов, дистрибьюторов и системных интеграторов, представителей учебных заведений, разработчиков специализированного ПО. Слоган мероприятия – «DLP: In a class by itself» – можно перевести как «DLP: уникально».

Для рынка проекторов компания Texas Instruments выполняет примерно ту же роль, что Intel для рынка ПК. Она создает основной компонент DLP-проектора, определяет главные векторы развития и совершенствования технологии. Кроме того, компания разрабатывает чипсеты для проекторов, элементы оптической системы (например, цветовые колеса), экспериментирует с различными источниками света. Поэтому неудивительно, что TI берет на себя объединяющую роль производителей проекторов и ПО для продвижения на рынок новых решений.

Последние годы технология DLP активно развивается и лидерство компании Texas Instruments укрепляется. Ранее производитель осторожно оценивал свою долю в 50% общего рынка проекторов. В этом году компания уже уверенно заявляет о мировом доминировании своей технологии среди проекторов всех видов. Доля DLP-систем в странах Восточной Европы достигла 75%. В некоторых сегментах рынка эти устройства находятся практически вне конкуренции: 85% цифровых кинотеатров во всем мире используют эту технологии, 100% встроенных проекторов малой мощности работают на чипе DLP.

Кроме докладов сотрудников компании TI и аналитиков Futuresource, представивших данные о состоянии рынка Восточной Европы, интересно было познакомиться с практическим опытом внедрения проекторных технологий в процесс обучения. Об этом рассказал в своей презентации руководитель кафедры экономики Московского Государственного Университета им.Ломоносова, где уже не первый год экспериментируют с различными новинками.

Особый интерес вызывают возможности 3D-технологий в образовании, ведь именно с помощью технологии DLP Link можно создавать недорогие и простые в управлении классы. Новый чипсет Texas Instrument 442x ASIC максимально упрощает демонстрацию 3D-фильмов – проекторы на этом чипсете «понимают» практически любой 3D-сигнал – в любом формате, с любого источника, в любом разрешении вплоть до FullHD. А включить режим воспроизведения 3D можно нажатием одной кнопки. Кстати, разрешение FullHD становится для проекторов таким же стандартом, как и для мониторов и телевизоров, только с опозданием на несколько лет. Сейчас уже практически все вендоры представили проекторы FullHD среднего класса с ценой около 1 тыс. долл. Не нужно говорить о том, насколько важен единый стандарт разрешения для переноса изображения на проектор с компьютеров и планшетов.

Планшеты также становятся важным фактором, влияющим на развитие проекторов. Современные чипсеты упрощают подключение беспроводных устройств, улучшают возможности интерактивной и групповой работы: скажем, ученики работают на компьютере, а учитель делает комментарии с планшета.

Свою продукцию для создания обучающих курсов демонстрировали компании Gaia (www.gaia3d.co.uk), designmate (www.designmate.com), Volfoni (www.volfoni.com), Navtech (http://www.navtechllc.com), VirtualBio (www.virtualbiotk.com), Presente3D (http://www.presente3d.com). Основной акцент делался на возможностях максимального вовлечения учеников, перевода из пассивного состояния слушанья в активное взаимодействие с учителем и материалом.

Кстати, далеко не все ПО для создания и работы с 3D-данными дорого и сложно. Например, компания Presente3D, разработчики которой трудятся в Киеве, предлагает простой и недорогой способ добавления 3D-контента в Power Point. Продукты Presente3D уже успешно продаются, причем, в основном, на развивающихся рынках.

В отличие от большинства других сегментов рынка, будущее проекторов видится весьма радужным. По данным Futuresource за последние два года продажи проекционного оборудования для классов возросли на 44% и эта тенденция не прекращается. На текущий момент продажи образовательным учреждениям составляют 45% от общего числа реализованных устройств. У проекторов появляются новые функции, такие как беспроводные интерфейсы, интерактивные модули. Они позволяют проекторам лучше конкурировать с другими технологиями – дисплеями, интерактивными досками.

3D в образовании… Время пришло?

Несколько лет назад в Европе, как раз на пике интереса к 3D-технологиям, проводилось исследование, как они влияют на процесс обучения школьников. С учетом запаздывания украинского рынка, да и прогресса в самих устройствах, думаю, эта тема вполне актуальна сейчас и для нас.

3D в образовании… Время пришло?

Исследование, о котором речь, было организовано доктором Энн Бамфорд и проводилось в шести странах: Франции, Германии, Италии, Голландии, Турции, Великобритании и Швеции. Проектом было охвачено 740 учеников возраста от 10 до 13 лет из школ самого разного уровня: частных и государственных, городских и сельских. Спонсором исследования выступила компания Texas Instruments, производитель DLP-систем для проекторов.

Одна половина школьников проходила курс обучения с использованием обычных проекторных презентаций, другая – с применением 3D-возможностей. Школьники тестировались до и после курса обучений, после чего сравнивались относительные результаты двух групп.

Выводы, полученные исследователями, в общем-то, абсолютно предсказуемы и очевидны: все измеренные параметры оказались выше у детей, прошедший курс обучения 3D.

Почему очевидно? Взять, например, скорость и глубину усвоения материала. Демонстрация трехмерной модели предмета позволит быстрее познакомиться с ним, наглядней представить и запомнить. Или такой параметр как «усидчивость и внимательность». Если школьнику надеть очки, то скорее всего, некоторое время он меньше будет отвлекаться на своих товарищей, а сосредоточится именно на фильме. По параметру «усидчивость и внимательность», кстати, разрыв оказался самым большим – 92% против 46% для обычной презентации.

Все очевидно, но признаюсь, мне не приходилось слышать о проектах внедрения в Украине и России технологии обучения с использованием 3D, даже в пилотных проектах. Хотя сделать это относительно просто и недорого. Сейчас практически все проекторы поддерживают технологию 3D, на устройствах технологии DLP она реализована очень просто, не требует калибровки и настройки. Отличие класса, готового к 3D-презентации от обычного состоит только в комплекте очков и DVD-плеере с портом HDMI 1.4.

Огромные возможности открываются и для создателей обучающего ПО, начиная от локализации многочисленных иностранных курсов, до создания собственных оригинальных – возможности украинских аниматоров хорошо известны в мире, да и наших программистов. Одним словом, польза от 3D в образовании может быть всесторонняя, выиграют все… Дело лишь за малым…

Новый порог яркости

Последние три, а то и четыре года твердотельные источники света, находят все более широкое применение: от автомобильных фар и светофоров до подсветки ЖК-мониторов.

Многие производители проекторов уже начали выпуск устройств, использующих в качестве источников света светодиоды и лазеры. Среди представленных продуктов редко встречаются проекторы для делового применения или для домашнего кинотеатра. В основном выпускаются нано- и пикопроекторы; их встраивают в мобильные телефоны и планшеты, комбинируют с различными гаджетами и плеерами.

Твердотельные источники света теоретически выигрывают по всем параметрам: у них шире спектр излучения, выше КПД, они долговечней, у них отсутствует деградация цветности. Да еще светоотдачу — важнейший показатель источника света, своего рода КПД — обещают довести до 20 люмен/Ватт. Единственный параметр, по которому лазеры и светодиоды пока еще уступают лампам — цена. За источник света яркостью 2000 люмен нужно заплатить около 300 долларов. Дороговизна лазеров и светодиодов тормозит их проникновение в сегмент мощных полноценных «мейнстримных» устройств. Однако, в прошлом году многие производители вплотную подошли к созданию конкурентоспособных моделей и даже выпустили несколько успешных проекторов.

По-видимому, такая ценовая ситуация подстегивает производителей ламп. Они вынуждены конкурировать, искать пути повышения привлекательности своей продукции и защищать позиции, которые еще недавно были казалось бы незыблемыми. Так недавно компания Osram выпустила новые проекторные лампы, существенно улучшив характеристики своих предшественников. Новые лампы, которые будут устанавливаться в ряд проекторов, в том числе и базовых моделей, самых доступных, имеют яркость 3000 люмен и гарантированный ресурс 10 тысяч часов. При этом их мощность всего 190 Ватт, что резко улучшает показатель светоотдачи до 15 люмен/Ватт. При этом цена лампы осталась на прежнем уровне и существенно ниже 200 долларов.

Особенно замечателен факт, что лампы с повышенной светоотдачей и, соответственно, яркостью, используются в моделях самых разных уровней, в том числе и начального. Уже сейчас на рынке, в том числе и в Украине, представлены проекторы с показателем яркости в 3000 люмен стоимостью около 300 долларов.

Что значит для покупателей появление проекторов с такими характеристиками? Еще недавно яркость проекторов начального уровня составляла чуть больше 2000 люмен, а показатель дорогих инсталляционных проекторов — 4000-5000 люмен. Наиболее востребованными являлись как раз модели с яркостью около 3000 люмен. Они позволяли получать четкую яркую картинку в среднезатемненом помещении для аудитории в несколько десятков человек. Таким образом, новые проекторы существенно перекрывают с большим запасом требования яркости для подавляющего большинства практических ситуаций. Теперь при покупке проектора можно сосредоточиться на других параметрах — удобстве установки и управления, качестве цветопередачи.

Что же остается делать производителям светодиодных и ламп и лазеров? Как это ни банально — понижать цену. Ведь преимущества долговечности (20-30 тысяч часов против 10 тысяч часов у ламп) и цветопередачи (на несколько процентов, иногда даже на несколько десятков процентов шире цветовой охват) явно недостаточно для того, чтобы вывести их из нишевого применения и составить серьезную конкуренцию офисным, инсталляционным и кинотеатральным проекторам, работающим на традиционных лампах.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT