`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Что для вас является метрикой простоя серверной инфраструктуры?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Что CIO должны знать про корпоративные лицензионные соглашения

+11
голос

Задача максимизации экономической эффективности использования корпоративного ПО требует сбалансированного подхода. Недопотребление может привести к тому, что часть финансов компании будет тратиться впустую, в то время как слишком высокий уровень потребления чреват дополнительной финансовой нагрузкой.

Корпоративные лицензионные соглашения (Enterprise License Agreements, ELA) представляют собой договора, в которых сформулированы условия передачи ПО от производителя клиенту по льготной цене на определенный период времени (зачастую трехлетний период). Хотя они сокращают доходы продавцов, они все равно им выгодны. В то же время они полезны и покупателям, получающим доступ к необходимым программным решениям с существенной скидкой.

Оптимальный вариант для клиента – когда он расходует общую долларовую стоимость соглашения, хуже – когда ограничения по потреблению из соглашения не достигаются или превышены.

Известен такой случай. Одну компанию из списка Fortune 1000 внезапно оповестили о том, что используемая ею серверная хранения данных стоимостью 10 млн долл. (согласно корпоративному соглашению) полностью израсходована. И это произошло на половине 36-месячного срока действия соглашения. C учетом того, что система критически важная (для непрерывности бизнеса), ситуация была серьезной. Конечно, сама компания виновна в таком положении вещей, поскольку оставила без внимания процесс расхода лицензий. Как показал аудит – одни компоненты перерасходовались, а другие – недорасходовались.

Еще обнаружилась проблема со схемой замены ПО, которая должна описывать сценарии начисления и применения кредитов за неиспользованные элементы решений.

И в довершение - мониторинг использования лицензионного соглашения поставщика также не давал реальные цифры.

И только после того как все ошибки были обнаружены и учтены, поставщик вернул 2 млн долл. в состав ELA.

В общем, произошел активнейший сбор всех возможных граблей. И, по мнению экспертов, этот пример не является чем-то из ряда вон выходящим. Предприятия, уже заключившие лицензионные соглашения или только планирующие, должны быть в курсе лучших практик обсуждения и мониторинга использования соглашения. Это позволит уберечься от дорогостоящих ошибок. 

Что CIO должны знать про корпоративные лицензионные соглашения

Список 5 лучших практик подписания корпоративных лицензионных соглашений от экспертов выглядит так.

1. Обязательно пропишите право на аудит

В большинстве современных лицензионных соглашений есть пункты, позволяющие поставщику проводить проверки используемых лицензий и при обнаружении расхождений запрашивать дополнительную плату. Естественно, это подчас может сказываться на нормальной работе предприятия.

Поэтому критически важно обсуждать вопрос аудита и указывать в соглашении положение о праве клиента на инициацию проверки. Без него потребитель попросту отказывается от своего права на аудит соглашения и проверку развертывания и использования ПО.

2. Включите в соглашение определение понятия «развертывание»

Необходимо обсудить и достичь консенсуса по вопросу определения развертывания ПО. Это позволит избежать недоразумений в процессе аудита.

К примеру, разработчики программных решений могут определять  «развертывание» ПО как момент, когда произошло приобретение необходимого оборудования, а не тогда, когда состоялась его фактическая инсталляция.

Это важно по той причине, что ПО, связанное с хранением данных, управлением сетями и другим оборудованием, может эксплуатироваться только после установки соответствующего «железа». А поставщики могут «ускорить» начало срока действия лицензий и поддержки, если зафиксируют факт развертывания при покупке оборудования. Есть и вендоры, которые считают развертыванием поставку оборудования клиента от реселлера или производителя. Но и это не самый идеальный вариант, ведь до реальной установки могут пройти дни и недели.

Все это следует учитывать. И лучше всего четко указывать в соглашении, что подразумевается под «развертыванием ПО», и следить за тем днем, когда «железо» и программы будут запущены в эксплуатацию.

3. Добейтесь ясности в вопросе о возможной замене ПО

Вопрос о замене ПО в рамках корпоративного соглашения может быть непростым. Вендоры позволяют предприятиям получать кредитные средства за элементы ПО, которые не были использованы. Если схема замены ПО будет прописана невразумительно, кредиты (в случае их начисления) нельзя будет применить для получения других продуктов и они попросту сгорят.

Следовательно, в лицензионные соглашения критически важно добавить внятные положения по поводу процедуры замены ПО, включая примеры того, как элементы одного продукта могут быть трансформированы в кредитные средства и как эти кредитные средства могут быть потрачены на покупку других решений.

4. Будьте бдительны в отношении отчетов об использовании ПО от третьих сторон

Ряд поставщиков программных решений отдают на аутсорсинг бизнес-процессы отслеживания потребления своей продукции. Это нередко бухгалтерские фирмы. И у них может даже не быть представления о том, для чего и как используется то или иное ПО. Данное обстоятельство может создавать сложности с трекингом реального уровня потребления.

К примеру, ПО, полученное в результате покупки оборудования, может быть легко упущено из виду, а по бумагам будет проходить расходование ПО, приобретенное отдельно.

Поэтому эксперты советуют сформировать процесс периодических запросов отчетов о потреблении ПО у поставщика с дальнейшим их распространением и проверкой внутри предприятия.

5. Выделите внутренние ресурсы для отслеживания расходов по лицензионным соглашениям

Наконец, должен быть налажен регулярный мониторинг потребления ПО в рамках лицензионных соглашений. Это позволит максимизировать их применение и исключить ситуации, когда нехватка необходимых решений приводит к остановке отдельных бизнес-процессов и нормальной деятельности компании.

Выделение ресурсов под эту задачу обеспечит ясность в отношении технической среды организации, а также прогнозирование, управление и максимизацию использования лицензионных соглашений. И что немаловажно - собственные сотрудники смогут дать важную обратную связь при рассмотрении вариантов покупки аппаратного или программного обеспечения и расчета общей стоимости владения.

В общем, лицензионные соглашения могут быть полезным инструментом при условии, если они тщательно обсуждаются и внимательно готовятся.

 

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT