`

Schneider Electric - Узнайте все про энергоэффективность ЦОД


СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Что для вас является метрикой простоя серверной инфраструктуры?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Андрей Погорелый, CIOneer: «Роль CIO сегодня приобретает совершенно другой смысл»

+66
голосов

Сегодня у нас в гостях Андрей Погорелый, который последние несколько лет развивает проект CIOneer, а до этого более 16 лет работал на управленческих должностях в нескольких крупных компаниях. Кроме того, Андрей стал победителем BEST CIO 2011 в категории «Медиа» и с 2013 г. входит в жюри проекта. Наш разговор мы начали с традиционного вопроса о творческом пути.

С компьютерами я впервые столкнулся, когда проходил обучение в КПИ на факультете авиакосмических систем, однако ключевым для меня был наверное 1987 г. Тогда в Киев приехала выставка «Информатика в жизни США» и мы с друзьями простояли 7 часов в очереди, чтобы туда попасть. Мне показалось, что я оказался просто на другой планете. На тот момент ничего более продвинутого я не видел и это вне сомнений повлияло на выбор профессии.

Интервью

После окончания института я проработал 10 лет в международном гиганте Procter & Gamble, и 10 лет в группе Eastone. Между ними был год в компании Melexis в роли Global IT Ambassador.

Что дал опыт работы в международной корпорации с одной стороны, и в крупном украинском медиахолдинге — с другой?

Работа в крупных компаниях однозначно дает определенный настрой и возможность профессионального роста — понимание бизнеса в его различных аспектах, начиная от того, как организованы разные внутренние процессы и заканчивая тем, как выстраивается правильная финансовая отчетность. Причем все было на практике, очень важна вовлеченность и реальное понимание бизнес-процессов компании «в полях», что называется. С моей точки зрения, это является одним из наиболее эффективных инструментов для любого менеджера, так как зачастую разница в понимании процессов «сидя из офиса» и реально происходящего, создает ту дельту непонимания между офисным работником и полевым. Опыт и погружение в бизнес особенно важны для CIO, так как вопросы инноваций обычно лежат в его корзине, а без понимания как бизнес работает на самом деле ни о какой воронке инноваций говорить не приходится.

Кроме того опыт работы в крупных компаниях научил меня периодически выныривать из рутины (а она всегда есть) и смотреть на ИТ-подразделение со стороны — туда ли мы идем, соответствует ли это стратегии и целям бизнеса и что там, за горизонтом.

Иными словами CIO должен тратить 20% времени на оценку (возможно с помощью независимых экспертов), критическое мышление по отношению к бизнесу и ИТ, поиск возможных альтернатив.

Ну, и еще один важный момент — опыт, приобретенный на больших предприятиях, научил меня нормально относиться к неудачам и идти до конца в своих стремлениях. Ведь неудача это всего лишь ступень на пути к победе.

Это и есть путь CIO. По меньшей мере с точки зрения моего опыта.

Какие проекты на посту CIO были наиболее интересны и масштабны?

Проектов было много, одним из наиболее заметных, которые я могу упомянуть — трансформация ИТ в медиагруппе, когда нам необходимо было построить единую ИТ-инфраструктуру для телеканалов, обеспечить целостный и что самое главное масштабируемый подход к каналам передачи данных, унифицировать каталог услуг и так далее. Стоит отметить, что это был разгар кризиса — 2009 г., и финансирование любых проектов шло достаточно слабо, так как основные ресурсы были направлены на покупку контента. Таким образом, наш проект должен был показать высокий ROI при минимально возможных инвестициях.

Мы начали с подхода — было очень важно показать не только экономику проекта, но и дать бизнесу MVP, который позволил бы нам быстро завоевать доверие.

В связи с этим наша команда задалась задачей не только построить единую инфраструктуру, но и «обвязать» инфраструктурные услуги бизнес-сервисами, что в тот период времени практически никто не делал.

Далее необходимо было получить евангелистов среди менеджмента компании, и эта задача оказалась более сложной. Часть руководства оказалась готова поддержать программу трансформаций, часть сомневалась, но их удалось убедить нашей уверенностью в себе, а часть (небольшая) просто не верила в реализацию задуманного. Единственным моим аргументом была просьба просто не мешать нам три месяца и посмотреть на результат — и как ни странно мы получили среди этих людей впоследствии наибольших сторонников.

Как мне кажется, нам удалось тогда выполнить задачу по максимуму. Программа трансформации была реализована, телеканалы начали получать значительные объемы материалов не через спутник, а по наземным магистралям, мы получили гибкость для бизнеса и хороший TCO через реализацию правильной комбинации централизованных и локальных ИТ-услуг. Но самое важное, что мы получили масштабируемость на годы вперед. Но положа руку на сердце, могу сказать, что каждый проект был по своему интересен и я искренне благодарен тем, кто был в моей команде и тем, руководителям, кто принимал финальное решение, за возможность реализации планов.

После ряда удачно реализованных проектов и весьма удачной карьеры ИТ-директора, как возникла идея CIOneer, который вы сегодня развиваете?

Идея возникла в 2014 г., когда началась война. Многие специалисты уезжали за рубеж, и мы понимали, что Украину ожидает дефицит технических и управленческих кадров, поэтому первым нашим продуктом стал сервис «ИТ-директор как услуга». И даже несмотря на то, что рынок был не готов к такому предложению, мы активно работали над формированием, в определенном смысле, новой культуры потребления, и в результате сделали первые проекты. Работая над ними, мы увидели потребности наших клиентов совершенно иначе. В результате стало ясно, что на рынке есть необходимость в других качественных услугах в области ИТ-менеджмента. Поэтому мы расширили наш портфель продуктами «Бизнес трансформации», «ИТ для инвесторов», и другими, которые выходят за рамки первоначальной идеи, а она на самом деле была очень базовой.

Вторая важная часть для нас — это социальная составляющая CIOneer. Для некоторых компаний, которые по нашему мнению являются социально значимыми, мы делаем проекты бесплатно. Делаем это поскольку считаем, что ИТ должно давать новые смыслы отрасли и обществу и не все нужно измерять деньгами. Сейчас мы работаем над запуском отдельно стоящего некоммерческого проекта, и надеюсь, он станет проектом государственного масштаба. Если все пойдет, как мы ожидаем, в ближайшие несколько месяцев планируем сделать объявление о старте.

Если вернуться к первоначальной идее «ИТ-директор как услуга», не рассматривают ли ИТ-руководители любую активность в рамках CIOneer как определенную угрозу для себя?

Украина стала независимым государством 28 лет назад. В силу такой «молодости» бизнес-среды, практика независимой оценки у нас развита плохо и отношение к любому аудиту (не только ИТ) в основном негативное. И причина — на эти процессы смотрят больше как на угрозу карьере, чем на возможность улучшений, в отличие от того, что можно наблюдать в компаниях из стран развитых экономик.

Мы пытаемся менять такое восприятие. Каким образом? Прежде всего объясняем CIO, что наша задача помочь выявить проблемные места, дополнить компетенции нашим опытом и сделать максимум для того, чтобы получить успешный результат для бизнеса.

Часто мы помогаем ИТ-подразделениям обосновать действительно важные инвестиции в ИТ перед акционерами, т.е. мы выступаем «последней милей» между ИТ и бизнесом. И даже помогаем советами уже после окончания проектов.

Еще один важный момент. Мы изначально договариваемся с CEO бизнеса, что не являемся оружием против ИТ-директора. Однако если мы видим, что такая договоренность не соблюдается, отказываем клиенту. Имеем такое право.

В любом случае, у нас 80% обращений идет от CEO компаний. И тут дело в другом на самом деле, если стоит задача провести аудит, они это сделают с CIOneer, либо с другой компанией. Вопрос заключается лишь в том, как CIO заказчика к этому относится.

А какие проекты были реализованы в рамках CIOneer?

Мы не гонимся за количеством проектов, квалифицированный ресурс не может быть бесконечным. Фокусируемся на наших сильных управленческих компетенциях в ИТ, вокруг которых строим продукты и развиваем бизнес. Как в любом бизнесе были проекты как успешные, так и не очень, и для нас очень важно взять этот опыт с собой в будущее.

Из компаний, с которыми мы работали, могу назвать «Агромат», «Новая Почта», Preply. Есть проекты, которые в силу конфиденциальности, я не могу раскрывать. Но мы гордимся работой с каждым из клиентов — у кого-то это был классический ИТ-аудит, у кого-то активности, связанные с ИТ-трансформацией, либо с услугами IT Governance, у кого-то оценка готовности к GDPR. И уверенно могу сказать, что с большинством клиентов у нас сложились и продолжаются очень хорошие отношения как с СЕО, так и с CIO.

Давайте немного поговорим про CIO, правильный ИТ-директор, кто он сегодня, какими качествами должен обладать?

Как бы это не прозвучало радикально, но я бы хотел вообще убрать из лексикона украинского бизнеса слово ИТ-директор, начальник ИТ либо Директор Дирекции ИТ. Это рудимент, с моей точки зрения. Давайте говорить о роли CIO — сегодня она приобретает совершенно другой смысл. Этот смысл заключается в создании добавленной стоимости бизнесу через правильное и эффективное использование современных технологий, а в определенных случаях это бизнес лидерство, которое конвертируется в прибыль компании. И название должности именно CIO, Chief Information Officer — дословно описывает это очень точно. Это не просто директор департамента, внедряющего по какому-то плану ИТ, это не менеджер просто отдельного звена, это лидер, отвечающий за процессы, связанные с информацией, которая лежит в основе бизнеса.

В связи с этим CIO должен, по моему мнению, обладать рядом качеств. Во-первых, стратега, который понимает, как будет выглядеть компания, где он работает, через три года, а возможно и в более далекой перспективе. Во-вторых, это инноватор, который не побоится брать на себя ответственность. И наконец, в третьих — это хороший коммуникатор, причем как на уровне бизнеса, так и на уровне своей команды.

Как меняется роль CIO в последнее время?

Если на ваш вопрос отвечать очень коротко. Хороший CIO рано или поздно станет CEO (улыбается - ред.) И этому на украинском рынке уже есть примеры.

Есть ли какая-то специфика украинского рынка в контексте CIO?

Мы видим много разных клиентов и бизнесов и, к сожалению, в контексте, который мы обсуждаем, украинский рынок развит слабо. Здесь наблюдается по меньшей мере три проблемы.

Первая связана с пониманием самим бизнесом роли CIO и формирование ожиданий. Очень многие владельцы бизнесов и CEO компаний до сих пор смотрят на ИТ не как на стратегический ресурс, а просто как на обслуживающее подразделение, основное требование к которому «чтобы все работало». В условиях высокой скорости изменений рынков и технологий это просто непозволительно.

Вторая проблема — это образование. У нас очень сильная инженерная база, мы выпускаем много технических специалистов. У нас много компаний, которые разрабатывают программный продукт на заказ. Но у нас нет полноценного образования в рассматриваемой области — как стать CIO. Именно поэтому в большинстве своем мы (CIO) пытаемся удовлетворить внутреннего заказчика, и совершенно забываем о конечном потребителе, который платит деньгами за продукт/ услугу, предлагаемые  бизнесом.

И третья проблема — отсутствие высокой конкуренции. Например, в Украине на пальцах одной руки можно перечислить сертифицированных управленцев ИТ. Я имею в виду серьезные международные сертификации, а не дипломы об окончании курсов в Украине.

ОК, давайте в завершение нашего разговора поговорим про технологии. В частности, те же облака — не переоценена ли их всеобъемлющая роль? Как и ныне модного AI?

Нет, не переоценена. Облака дают гибкость бизнесу, сегодняшняя модель потребления облачных услуг оптимальна. ИТ-подразделения должны уходить от управления активами, которые больше не генерируют добавленную стоимость для бизнеса и перемещать фокус туда, где эту стоимость можно создать. Роль CIO как раз и заключается в том, чтобы определить перспективно эти области и начать подготовку к трансформации, тогда, когда другие этого еще не видят.

Что касается вашего вопроса в отношение искусственного интеллекта, то с моей точки зрения AI — вне сомнений имеет свой потенциал, который еще не раскрыт, но с другой стороны, этот комплекс технологий имеет и свои ограничения. По сути AI это некая сущность, которая обучаема кем-то/ чем-то и готова выдавать быстро результат, основанный на этом обучении. AI не сможет развиваться самостоятельно, сформировать свою экосистему, ему всегда будет нужен человек. Никакой AI не сможет формулировать потребности, проявлять искренние чувства и эмоции, а значит он никогда не приблизится к человеку. Если это когда либо произойдет, то это будет означать войну людей и роботов. Но пока этого не произошло, AI нужно максимально использовать (смеется - ред.) и использовать для сокращения рутинных задач, которых еще остается очень много.

Вообще, какое должно быть соотношение внимания CIO к новым технологиям и к тем базовым инструментам, которые выполняют какие-то текущие задачи?

Простое. Всегда необходимо оценивать применение той или иной технологии из бизнес-контекста — как повлияет ее реализация на бизнес компании и риски в будущем. Это, кстати, должно быть ключевым правилом для любого CIO.


Вы можете подписаться на наш Telegram-канал для получения наиболее интересной информации

+66
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT