В прошлом году на COMDEX Fall 2002 Билл Гейтс анонсировал новую инициативу Microsoft -- Smart Personal Objects Technology (SPOT), которая спустя несколько месяцев уже на ином шоу, 2003 International CES (Consumer Electronics Show), нашла воплощение в нескольких продуктах. Так, Citizen Watch и Fossil представили часы с настраиваемым циферблатом и рядом дополнительных функций, в частности для обмена данными с другими устройствами. Проект продолжает развиваться.
Вначале восьмидесятых компания Atari задумалась об альтернативных способах доставки
программных продуктов на свои игровые компьютеры. В качестве одного из вариантов
Atari уже тогда рассматривала цифровую сеть FM-радиостанций, получивших распространение
по всей территории США. К работе был подключен инженер Ларри Карр (Larry Karr).
Однако мир так никогда и не увидел реализацию грандиозного даже по нашим временам
проекта Atari. Оттесненная на обочину рынка производителями IBM PC, она спустя
какое-то время вообще покинула бизнес. Ларри Карр, как и большинство других сотрудников
этой славной компании, остался не у дел, но он по праву мог гордиться званием
одного из немногих специалистов по созданию цифровых сетей на основе FM-передатчиков.
Фирма
SCA Data Systems, которую
позднее основал Карр, заняла на рынке специфическую нишу -- она разрабатывала
DSP-модемы и оборудование для спутников под заказ. Когда в 2000 г. Ларри сообщили,
что с ним хотел бы пообщаться Билл Гейтс, глава небольшой компании весьма удивился...
Три последующих года для Карра прошли довольно однообразно -- он, теперь уже сотрудник
Microsoft Research, семь дней в неделю корпел над новой цифровой сетью крупнейшего
софтверного производителя. И вот в январе нынешнего года на выставке CES в Лас-Вегасе
были представлены плоды трудов его команды.
Когда речь идет о новых продуктах Microsoft, чаще всего вспоминают персональные
компьютеры или КПК, но в контексте подключения к Internet. На этом фоне SPOT стала
заметным исключением -- в качестве клиентов предполагалось использовать весьма
далекие от компьютеров устройства, в частности наручные часы, а для обеспечения
доставки данных на них Microsoft заручилась поддержкой американских и канадских
FM-радиостанций.
Редмондский гигант привлек к партнерскому сотрудничеству компании Fossil, Citizen, Abacus и Suunto, которые уже не один десяток лет работают на часовом рынке. В сеть MSN Direct включены около 100 крупнейших городов США (при этом покрыты все 50 штатов) и ряд мегаполисов соседней Канады. Американское коммуникационное ведомство FCC (Federal Communications Commission) запрещает FM-радиостанциям применять дополнительные антенны и усилители для оптимизации сигнала, поэтому в крупных городах Microsoft зачастую была вынуждена подписывать соглашения с двумя FM-радиостанциями.
Технология DirectBand, разработанная Ларри Карром в рамках проекта Microsoft Research, предусматривает использование FM-передатчиков для доставки небольших объемов данных на устройства-приемники. В роли последних, к слову, могут выступать не только наручные часы. Уже сейчас имеются прототипы брелоков, кулонов и даже кухонных часов, работающих как SPOT-клиенты. Однако FM-передатчики поддерживают лишь одностороннюю трансляцию, поэтому интерактивность SPOT-устройств будет существенно ограниченнее, чем, скажем, у мобильных телефонов и пейджеров.
На сайте
MSN Direct размещена
информация о "каналах", доступ к которым предоставляется клиентам SPOT-услуг.
На наручные часы и брелоки можно получать заголовки новостей, сообщения о погоде,
дорожных инцидентах и пробках в городе, об итогах спортивных матчей, фондовые
котировки, а также о календарных событиях, занесенных в клиент Microsoft Outlook,
или личные сообщения, отправленные на SPOT-устройство.
Предполагается, что наручные часы от нескольких производителей, подписавших договор с Microsoft, будут продаваться за $100--300. Помимо их покупки, пользователю придется оформить подписку на MSN Direct. На сегодняшний день жителям США и Канады предлагается два ценовых варианта -- $10 ежемесячно или $60 за весь год. Каждый пакет обеспечивает передачу неограниченного количества сообщений и покрытие во всех городах, где присутствует DirectBand.
Чипсеты для SPOT-устройств выпускает National Semiconductors по спецификациям Ларри Карра. В них используются микропроцессор на основе архитектуры ARM и RF-приемник, работающий на частотах FM-радиостанций. Одним из обязательных условий со стороны Microsoft в процессе разработки новой технологии было низкое энергопотребление чипсета. Но о реальных требованиях к аккумуляторам мы узнаем только после начала продаж SPOT-новинок, первые из которых обещаны к осени этого года.
Судя по моделям, представленным на
сайте
производителя, все наручные часы, имеющие технологию SPOT, содержат монохромные
экраны. Наличие полноцветных LCD-дисплеев, которые уже давно установлены в карманных
ПК и мобильных телефонах, наверняка сделало бы продукт более привлекательным,
однако здесь снова таки стоит вспомнить о требованиях к энергопотреблению.
Microsoft пока явно не определилась с основным рынком, куда станут продвигать
SPOT-устройства. Их можно было бы назвать идеальными компаньонами для тинейджеров,
если бы не трехзначные ценники. Покупатели же с доходом выше среднего уже сегодня
имеют доступ к более современным беспроводным продуктам и более скоростным каналам
связи. Цена в $60 за год вряд ли покажется привлекательной, учитывая падение стоимости
информационных услуг мобильных операторов и таких сервисов, как MMS или доступ
к Web с карманного ПК. Выход Microsoft на рынок наручных устройств, похоже, все-таки
начнется с сегмента состоятельных клиентов -- недавно компания
объявила
о промо-акции, на которой возможности технологии SPOT будут продемонстрированы
каждому, кто приглашен концерном DaimlerChrysler на тестовый драйв нового автомобиля
Mercedes-Benz.
Насколько удачной окажется идея SPOT с точки зрения бизнеса, покажет, конечно же, время, но в Microsoft ему придают большое значение, а это уже само по себе немало.
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365