Многие поставщики систем для автоматизации управления предприятием смещают свое внимание на заказчиков из категории малого и среднего бизнеса. О перспективах этого сегмента и своих планах рассказывают представители ведущих компаний-разработчиков.
Алексей Егорченков
руководитель направления по работе с корпоративными клиентами компании «1С Украина»
Большинство отечественных предприятий относится к сегменту малого и среднего бизнеса. Потому ведущие поставщики ERP-систем в Украине переориентируются на эту категорию заказчиков. Для нашей же компании SMB был, по сути, отправной точкой в развитии линейки экономических программных продуктов.
В нынешней ситуации предприятия особенно нуждаются в инструментах для оценки эффективности персонала, бизнеса и т. д. Кроме того, решение должно внедрятся без сложных длительных доработок, а бюджеты – быть приемлемыми и обоснованными. В частности, поэтому приоритетной для нас является разработка отраслевых «коробочных» продуктов, позволяющих сократить сроки внедрения и стоимость проекта.
Одна из главных проблем на сегодня – слабое понимание основ внедряемой системы. Поэтому наша компания активно развивает образовательное направление, а при реализации проектов мы настоятельно рекомендуем проводить обучение пользователей.
Безусловно, данный сегмент будет расти, хотя, возможно, и не столь стремительно, как ожидалось. На первое же место выйдет развитие средств интеграции, масштабирования, мобильности.
Владимир Михайлов
технический директор корпорации «Информационные технологии»
В нашей классификации предприятия со штатом до 250 человек относятся к малому бизнесу, и доля этих заказчиков у нас не превышает 5%. В данном сегменте как такового рынка ERP-систем нет, есть рынок программ для автоматизации отдельных функций. Средними мы считаем компании с количеством сотрудников до 1 тыс.
Основными потребителями ERP-решений являются пищевая промышленность, торговые и металлообрабатывающие предприятия. В связи с экономическим кризисом спрос на наши решения со стороны SMB практически исчез. Одновременно отмечается усиление интереса крупных компаний, что объясняется, на наш взгляд, снижением загруженности руководящих работников и их желанием усовершенствовать бизнес-процессы.
Предпосылкой развития рынка ERP в сегменте SMB является повышение уровня менеджмента таких компаний, а основные проблемы обычно заключаются в отсутствии формализованных бизнес-процессов и преобладании «ручных» методов управления. На ближайшие полтора-два года я не вижу особых перспектив ERP-систем на рынке малых и средних предприятий. Возможно, они появятся через некоторое время вместе с общим подъемом экономики.
Дмитрий Попинако
генеральный директор компании Innoware
Предприятия с числом сотрудников в пределах 250 составляют примерно 30% наших клиентов, остальные относятся к крупным компаниям. Главный заказчик – это розничная торговля. Однако в последнее время объем продаж сократился в разы, поскольку многие сейчас думают не о развитии, а о выживании.
Основная на сегодня проблема заключается в тенденции к сокращению объемов проектов. Поэтому консалтинговые фирмы сейчас концентрируются не на комплексных сложных внедрениях, а на инструментах для решения насущных задач. Это побуждает и нас разрабатывать максимально целевые решения, ориентированные на конкретные задачи и потребности заказчика. Компании, которые не смогут изменить свои подходы, повысить оборачиваемость продукции и продажи с полки, покинут рынок.
Также мы вынуждены снижать цены на свои услуги, ради чего ведется постоянная работа по оптимизации деятельности компании на всех уровнях и повышению собственной эффективности.
Полагаю, сегмент решений для SMB будет расти быстрее, чем для крупных предприятий. В текущих экономических условиях малому и среднему бизнесу присуща бoльшая динамика развития.
Андрей Филатов
управляющий директор SAP Ukraine
Мы разделяем компании по годовому обороту, верхняя граница которого для SMB находится на уровне 500 млн евро. Для государственного или банковского сектора критерии другие.
Массовое проникновение ERP-решений на украинский рынок началось не так давно, поэтому он еще далек от насыщения. Для нас SMB на данный момент является приоритетом. Свою часть в этом сегменте в Украине мы оцениваем в 20–25% и ожидаем, что в ближайшие два года доля таких решений в нашем доходе увеличится до 40–50%.
В первую очередь ERP востребованы в розничных сетях, производстве товаров народного потребления, машиностроении, транспортных и логистических компаниях. Сейчас все испытывают трудности и стремятся к сокращению расходов и повышению эффективности, чего во многом позволяют достичь ERP-системы. С другой стороны, представителям сегмента SMB сегодня очень трудно инвестировать в крупные ИТ-проекты, поскольку они сильно страдают из-за отсутствия кредитов.
По этой причине один из вопросов, которому мы уделяем внимание во время наших семинаров и конференций, – финансирование внедренческих проектов. Также в ближайшие месяцы мы планируем предложить заказчикам возможность аренды решений SAP на один-три года.
Александр Хуторной
руководитель отдела продаж центрального офиса корпорации «Галактика» в Украине
Активный интерес к ERP-системам в SMB проявляется уже несколько лет, и это общемировая тенденция. У корпорации «Галактика» в Украине на долю заказчиков из малого бизнеса приходится менее 5%, а на средний – около 25%. Наибольший спрос на подобные решения мы видим со стороны машиностроения, пищевой промышленности, строительства, транспорта, оптовой торговли.
Нестабильная ситуация в стране приводит к тому, что некоторые компании откладывают инвестиционные проекты. Другие же, напротив, воспринимают ERP как важный инструмент снижения издержек, повышения эффективности и управляемости бизнеса.
Сдерживающими факторами являются достаточно высокая стоимость таких решений, дополнительные трудозатраты на внедрение и необходимость упорядочения бизнес-процессов.
Для заказчиков из категории малого и среднего бизнеса нами разработано специальное предложение «Галактика Прогресс». Мы ожидаем, что динамика развития данного направления будет выше, чем в сегменте крупных предприятий. Соответственно, конкуренция среди поставщиков ERP-систем для SMB возрастет.
Максим Матяш
директор департамента бизнес-приложений компании Oracle
В конце 2007 г. Oracle приняла решение сконцентрироваться на клиентах с оборотом свыше 50 млн долл., т. е. на предприятиях среднего масштаба. На сегодня из 53 наших клиентов по бизнес-приложениям 12 (или 23%) относятся именно к этой категории. Стабильный спрос на системы такого класса демонстрируют предприятия пищевой индустрии, дистрибьюторские и строительные компании, а также другие заказчики, соответствующие упомянутому критерию.
Основными предпосылками развития направления автоматизации бизнеса до последнего времени являлся рост конкуренции, приводящий к необходимости оптимизации ключевых показателей. В условиях же кризиса особенно актуальными стали, например, задачи планирования и прогнозирования спроса. За прошедшие пару месяцев мы ощутили возобновление интереса к предлагаемым нами решениям. Похоже, что участники рынка адаптировались к новым реалиям и стремятся компенсировать потерю темпа за счет совершенствования бизнес-процессов.
Корпорация Oracle ежегодно инвестирует около 10% своего дохода на развитие новых технологий. Это относится и к ERP-системе Oracle JDEdwards EnterpriseOne для сегмента SMB, которая на сегодня применяет уже более десяти клиентов в Украине и пятьюдесяти в СНГ. Кроме того, мы предлагаем в этом регионе сервис onDemand, включающий аренду ПО Oracle Siebel CRM, а также использование ресурсов наших и партнерских для хостинга и аутсорсинга бизнес-приложений клиентов.
Про DCIM у забезпеченні успішної роботи ІТ-директора