Проблема спама, несомненно, становится все острее. Каждый из тех, чей электронный адрес по той или иной причине "светится" в общественной части Internet, ощущает это, что называется, на собственной шкуре. Скажем, если еще полгода назад доля нежелательной почты в моем редакционном почтовом ящике не достигала и 30%, то сегодня она уже перешагнула отметку 2/3.
Конечно, спам нельзя поставить вровень с другими видами угроз вроде вирусов или
хакерских атак. Тем не менее он отнимает наше время и трафик, а стало быть, пусть
косвенно, -- деньги. Не случайно данную проблему серьезно изучают и пытаются решать,
в том числе и законодательно на государственном и даже надгосударственном уровне,
в наиболее экономически и технологически развитых странах. Отсюда же и интерес
со стороны известнейших разработчиков программного обеспечения.
Различные
антиспамовые средства существуют на рынке относительно давно (белый и черный списки
-- неизменные спутники электронной почты, наверное, с момента ее появления), однако
когда за дело берется Microsoft, это, согласитесь, симптом. Действительно, софтверный
гигант, выпускающий, пожалуй, самые популярные почтовые серверы и клиенты, впервые
реализовал серьезные инструменты борьбы с нежелательной корреспонденцией. Так,
в Exchange 2003 уже выполняется проверка обратных адресов через RBL-списки, а
в следующем году планируется выпуск Exchange Intelligent Message Filter на основе
патентованной технологии SmartScreen, учитывающей более полумиллиона характеристик
электронных писем. Последняя количественная оценка, кстати, однозначно свидетельствует
о применении статистических (байесовских) алгоритмов, которые, как известно, Microsoft
Research начала разрабатывать
задолго до "открытия"
Пола Грэма, а источником данных (в высшей степени адекватным и представительным)
выступает служба Hotmail.
Однако применение статистических методов на серверной стороне не всегда оправдано.
Скажем, если лично на вас словосочетание "маркетинговая акция" действует
как красная тряпка на быка, то рекламный отдел к нему может относиться гораздо
лояльнее. Подобных примеров найдется множество, и все они сведутся к различиям
в предпочтениях пользователей, а общий фильтр их, конечно же, учесть не сумеет.
Неслучайно та же Microsoft параллельно существенно доработала средства борьбы
со спамом в Outlook 2003, и хотя подробности его функционирования не обнародованы
(впрочем, энтузиасты попытались разобраться в этом самостоятельно,
www.mapilab.com/articles/outlook_spam_filter.html),
очевидно, что применена система комплексного ранжирования, использующая, по крайней
мере, статистический и формальный подходы. Таким образом, наиболее принципиальная
борьба со спамом пока ведется на последнем рубеже, т. е. на наших с вами компьютерах.
Потому особенно примечательно и важно, что созданием современных индивидуальных
антиспамовых средств занялись весьма серьезные и авторитетные разработчики, среди
которых особенно хочется выделить Symantec.
Хотя компания давно выпускает средства обеспечения компьютерной безопасности --
и на серверной стороне, и на клиентской, -- проблеме спама она уделила внимание
едва ли не впервые (была одна робкая и не слишком удачная попытка в Norton Internet
Security 2003). Norton AntiSpam 2004 функционирует по принципу пакетного межсетевого
экрана, контролирующего только протокол POP3, что, с нашей точки зрения, оптимально
для подобных задач (для сравнения, лучшие продукты данного класса работают по
принципу сервера-посредника и в некоторых случаях требуют довольно нетривиальной
настройки). Эта технология отработана в Norton Antivirus до мелочей вроде защиты
от тайм-аутов при работе с почтовым сервером, поэтому построить на ее основе новый
продукт не составило труда.
Тем не менее Norton AntiSpam 2004 дополнительно встраивается в Outlook, Eudora и даже Outlook Express -- в виде меню или панели инструментов, в основном, для реклассификации сообщений, благодаря чему заметно упрощает жизнь пользователям. Это действительно еще одно важное отличие от большинства популярных продуктов, ведь выискивать отдельные неправильно классифицированные письма на русском и украинском языке (а избежать этого невозможно, особенно на первых порах) во внутреннем протоколе любой антиспамовой программы не так-то просто ввиду традиционного отсутствия поддержки всего многообразия кириллических кодировок.
Что касается собственно алгоритма фильтрации, то в первую очередь его эффективность
обусловлена применением какой-то разновидности байесовского подхода. Явно он нигде
не описан, но в документации прямо говорится о присутствии словарной базы для
английского языка и необходимости "тренировки" Norton AntiSpam 2004
для работы с прочими. Тем не менее в моем конкретном случае программа out-of-box
корректно выявляла около 75% спама, а через две недели -- свыше 90%. Так что наличие
готовой статистической информации даже для одного английского языка (как наиболее
распространенного в Internet) -- большой плюс по сравнению с аналогичными решениями,
предлагающими собирать ее с нуля. Впрочем, по характеру работы фильтра можно с
полной уверенностью сказать, что в нем также реализован комплексный подход, учитывающий
формальные признаки (некорректно оформленные заголовки сообщений и пр.), -- во
всяком случае творчество отечественных спамеров частично распознавалось с первого
же дня.
В остальном программа работает вполне традиционно -- письма только помечаются, но не удаляются, а в Outlook, Outlook Express и Eudora автоматически складываются в специальную папку (при реклассификации переносятся обратно в Inbox, правда, маркер в строке Subject уже не удаляется). В Outlook также есть возможность обслуживать учетные записи Hotmail -- в данном случае фильтр работает уже внутри почтового клиента. Доступны три уровня "категоричности" при определении спама, можно и вовсе отказаться от получения корреспонденции от неизвестных адресатов. Естественно, имеются инструменты для работы с белым и черным списками, а в качестве бонуса предлагается блокировка Web-рекламы и всплывающих окон -- точно в той форме, в которой эти механизмы реализованы в Norton Internet Security.
Таким образом, Norton AntiSpam 2004, пожалуй, наиболее простое, удобное и эффективное
индивидуальное средство для борьбы со спамом из виденных нами. Формально программа
Symantec делает то же самое, что и, скажем, SpamPal, однако настолько "прозрачно",
ненавязчиво и предупредительно, что можно и вовсе забыть о ее существовании (конечно,
при условии использования уже упоминавшихся почтовых клиентов). Правда, Norton
AntiSpam 2004 -- продукт все же коммерческий, в Internet его можно приобрести
примерно за $35 да еще и претендовать на какой-нибудь "откат". Но если
рассматривать борьбу со спамом именно в контексте экономии времени, затраты эти,
на наш взгляд, окупятся чрезвычайно быстро.
|
Программа построена таким
образом, что пользователь может даже не знать ее "в лицо"
|
|
Для двух с небольшим недель
работы/тренировки -- результат весьма приличный
|
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365