Всякий раз, когда возникает необходимость улучшить свое физическое или психическое состояние, каждый из нас обращается к специалисту – врачу, психоаналитику или, скажем, народному целителю. Но это в лучшем случае… А чаще, под воздействием рекламных текстов, диагноз устанавливается самостоятельно и приобретается очередное чудодейственное средство, которое должно обеспечить стопроцентный результат.
Также поступают и корпорации. Когда снижается эффективность, падает рентабельность или клиент уходит к другому, они обращаются или к специалистам (бизнес-консультантам, гуру управления), или идут прямиком за «лекарствами».
Как следствие, возникает не просто интерес, а своеобразная мода на корпоративные ИС как на панацею от всего и вся... Самый модный список рецептов – CRM, ERP, BI. Имена производителей этих систем и их клиентов мирового уровня впечатляют, но позвольте простой вопрос: насколько эти технологии применимы в наших реалиях?
Украинской свободной рыночной экономике 15 лет. Сколько у нас этих самых корпораций? С одной стороны, можно по пальцам пересчитать, а с другой – кто считал?
Ну, допустим, в компании работает 500 сотрудников и она имеет приличный доход. Внедряем все вышеперечисленное по порядку? Ответ в 99 случаях из 100 будет «да». Но учтены ли все специфические для нашего рынка и данной конкретной компании условия? Позволяют ли эти условия говорить о необходимости и своевременности внедрения, скажем, CRM?
Выскажу некий крайний тезис, чтобы уважаемому читателю было проще понять мои сомнения: «Проект внедрения системы такого масштаба может похоронить вполне успешное предприятие».
А теперь, почему? В большинстве своем украинские корпорации очень молоды и неопытны в вопросах корпоративного управления. Неопытны их менеджеры, которые еще вчера были и не менеджерами, а инженерами, врачами, педагогами, и это в лучшем случае. Неопытны сотрудники фронт-офиса: продавцы, сервис-инженеры, секретари. Зачастую они даже не могут поговорить с клиентом вежливо. Сотрудники бэк-офиса типичной украинской компании, зажатые между топ-менеджментом и фронт-офисом, говоря простым языком, частенько не знают, откуда что берется. В результате они или стараются вообще ничего не делать и не брать на себя ответственности, или делают как велено, не вникая в роль своего труда в достижении целей компании.
Бурный рост приводит к тому, что на подавляющем большинстве средних и крупных предприятий не прописаны бизнес-процессы и процедуры. Всем нам хорошо знакома картина, когда во вполне успешной компании внутри царит чуть ли не хаос. Во всяком случае, порядком это назвать сложно. А можно ли автоматизировать беспорядок? Вопрос риторический. В голове у менеджера должен быть порядок: цели, методы и средства их достижения. Права и обязанности, роли и сценарии. Откуда и что берется!
Но если бы только это. У компании должна быть бизнес-культура. Должна присутствовать единая система ценностей, понятий и определений. И не просто формально описанная, а существовать де-факто как «образ компании», так и «образ» ее сотрудника. Сотрудник не должен работать в толпе и выполнять что-то непонятно для чего. Он должен идентифицировать себя в компании как специалист, необходимый для достижения общего успеха, а компания должна идентифицировать себя на рынке, а этот рынок – в экономике страны.
Далее. В компании должно быть достаточное количество управленцев. А среди них достаточное количество менеджеров с опытом и необходимыми бизнес-знаниями.
Ну и наконец, последнее. Какая часть украинской экономики находится в тени? Высшие чины нашего государства называют цифру около 50%. И здесь уже каждый сам решает, что первично, справедливые законы и налогообложение или автоматизированная система управления прозрачным и понятным бизнесом.
Если кому-то покажется, что я намеренно усложняю ситуацию, то: а) я сошлюсь на определения из курса business studies средней западноевропейской школы; б) по-пробую дать свой рецепт корпоративного счастья.
Итак. Начните с себя и с людей, которые вас окружают. Займитесь собственным образованием. Помогут книги, очные и заочные бизнес-школы, тренинги, семинары и конференции. Займитесь самоидентификацией. Себя, как лидера проекта, и вашей компании на ее целевом рынке. Каковы позиционирование ваших продуктов и вашей фирмы в целом? Каково место, роль и цель вашего бизнеса? Помогут здравый смысл и предпринимательская смекалка.
А еще проще. Нет его, единого рецепта корпоративного счастья. Все строго индивидуально, поэтому будьте очень внимательны, когда выбираете модные и дорогие «лекарства». Не всем они годятся, тем более в нашей молодой и развивающейся стране.
Конечно же, я не против новых технологий и «лекарств» в том числе. Они, безусловно, помогают. Я против самолечения и слепого следования моде.
Як RPA-платформа допомогла SkyUр автоматизувати оплату рахунків
+44 голоса |
хорошо про законодательство сказано, один абзац и всё сказано. действительно, часто боятся автоматизировать из-за боязни что вся информация из ИС попадёт в "чужие" руки - будь то госорганы, конкуренты либо недобросовестные сотрудники.