`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Давайте дружить домами

Как говорят в нашей стране "гуртом легше й батька бити". А в кризисные времена определенная консолидация может быть вполне оправданной. На днях две ведущие на российском игровом рынке компании "1C" и "СофтКлаб" обнародовали совместный пресс-релиз, в котором сообщили об "объединении усилий по ряду направлений деятельности, включая дистрибьюцию, издание и локализацию видеоигр и продуктов мультимедиа, а также мерчендайзинг, складскую и транспортную логистику". По мнению руководства компаний, в условиях экономического кризиса это решение поможет существенно повысить эффективность и устойчивость бизнес-процессов, что будет содействовать развитию отрасли интерактивных развлечений в целом.

Никаких упоминаний о слияниии/приобретении или суммах сделки в пресс-релизе не наблюдается. То есть, если исходить из этого , каждая из участниц новоиспеченного альянса остается самостоятельной. Но если направление, скажем "складской и транспортной логистики" или дистрибьюции у меня особых вопросов не вызывает (а действительно, почему бы тому же "СофтКлабу" не использовать хорошо развитые каналы "1С"), то вот как 1С и "Софтклаб" теперь будут разбираться между собой в плане локализации и издательской деятельности я представить себе не могу.

Дело еще и в том, что, как говорится, "по жизни" вотчиной "1С" были в первую очередь дешевые продукты для ПК в джевел-упаковках, тогда как компания "СофтКлаб" работала исключительно в премиум-сегменте боксовых игр от зарубежных производителей с большим упором на консольный ассортимент. Ну что ж, поживем - увидим, как развернутся события дальше. Но сам факт консолидации усилий двух крупнейших компаний безусловно повлияет на дальнейшее состояние игрового рынка наших соседей.

Богатые тоже плачут

На прошлой неделе компания Lazard Capital Markets пересмотрела свои оценки по третьему кварталу текущего финансового года для крупнейшего издателя игр Electronic Arts в сторону снижения. По нынешним подсчетам ее аналитиков «электроники» заработают не 2,14 млрд долларов, как предполагалось ранее, а 2,07 млрд; доходы на акцию будут не 1,3 доллара, а 1,23. Один из ведущих экспертов Lazard Capital Markets Колин Себастиан (Colin Sebastian) полагает, что многие из тайтлов, на коммерческий успех которых рассчитывала Electronic Arts в нынешнем предрождественском сезоне, например Need for Speed: Undercover (да уж, пресса достаточно поиздевалась над новой NFS), Mirror’s Edge и Rock Band 2, не дотянут до установленного для них «плана продаж», хотя общая ситуация может несколько выправиться за счет Dead Space, FIFA 09 и Left 4 Dead. Говорил Себастиан и о необходимости сокращений персонала, а также уменьшения списка игровых продуктов.

Аналитик как в воду глядел. Буквально на следующий день руководство EA, в том числе и сам CEO Джон Риччитьелло (John Riccitiello), обрисовали сложившуюся ситуацию примерно теми же словами, что и Себастиан. Дескать, доходы и прибыли на акцию будут меньшими, чем ожидалось. Причина простая: продажи игр от EA как в Штатах, так и в Европе не дотягивает до запланированного уровня, хотя конкретные «провалившиеся» или «недотянувшие» продукты названы не были. Кроме того, были озвучены грядущие меры по снижению расходов. Главные направления в этом плане — уменьшение продуктового портфолио на 2010 финансовый год, снижение количества сотрудников и консолидация офисов.

К концу финансового года, который для EA наступит 31 марта 2009 года планируется сокращение 1000 рабочих мест. Это примерно 10% от обшего количества сотрудников. По расчетам руководства это позволит сэкномить около 120 млн. долларов в год. Кроме того, Electronic Arts намеревается произвести солидную реструктуризацию, в процессе которой будут закрыты или "консолидированы" по меньшей мере девять студий и офисов. Уже объявлено, что расположенная в Ванкувере команда EA Black Box, ответственная за последние продукты из линейки Need For Speed сольется с близлежащей студией в Барнаби.

"Черная пятница" игровой индустрии

Последняя пятница ноября знаменует собой старт сезона предрождественских продаж. Этот период считается самым «жарким» для игровой индустрии и от него в наибольшей степени зависят коммерческие итоги всего года. Декабрь даст ответ и на вопрос о том, станет ли 2008 г. рекордным для рынка в целом или все-таки кризис даст о себе знать и в этой отрасли.

Пока оснований для пессимизма, похоже, нет. Это подтверждается недавним отчетом о показателях консольной индустрии США за октябрь, обнародованным компанией NPD Group. Объем продаж игрового ПО вырос по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 39% и достиг 513,9 млн долл., хотя эксперты прогнозировали более скромные итоги. Рост реализации игрового «железа» оказался не столь заметным – всего 5% (с 469,7 млн до 494,7 млн долл.). В общей сложности консольный сектор заработал 1,31 млрд долл., что на 18% превышает сумму за октябрь 2007 г. Из игровых проектов главным бестселлером стала ролевая игра Питера Молинье Fable 2. Этот эксклюзив для Xbox 360 разошелся тиражом в 800 тыс. копий. Кроме того в пятерке лидеров три продукта для Nintendo Wii – Wii Fit, Mario Kart и Wii Play, а также поступившая в продажу за четыре дня до окончания октября долгожданная Fallout 3 (она на третьей позиции).

Кстати, уже сегодня ясно, какой продукт станет рекордсменом ноября (а скорее всего и года в категории игр для PC). Это второе официальное дополнение к самой популярной массовой многопользовательской онлайновой игре World of Warcraft – Wrath of the Lich King. Мы можем с удовлетворением отметить, что наконец-то премьера суперхита в Украине состоялась одновременно со всем миром, а по сообщениям представителей компании «Софтпром», являющейся официальным дистрибьютором Blizzard в нашей стране, вся полученная ими партия разошлась буквально за два дня. Вообще же за первые сутки после старта продаж по всему миру было реализовано 2,8 млн копий. Таким образом, World of Warcraft: Wrath of the Lich King стала самой быстропродаваемой игрой для ПК в истории этой платформы. Прежний рекорд принадлежал первому дополнению к WoW – The Burning Crusade: 2,4 млн копий за 24 часа.

Куда движется игровая индустрия?

На прошлой неделе компания BMOCapitalMarkets провела 16 ежегодную конференцию конференцию инвесторов в индустрию интерактивных развлечений. Естественно, в ней приняли участие первые лица ведущих компаний игрового рынка. Некоторые из них выступили с весьма неожиданными заявлениями.

Так например, глава Take-TwoInteractiveСтросс Зелник (StraussZelnick) высказал мнение о том, что в ближайшем будущем наибольшие перспективы для бизнеса лежат в таких сферах как микротранзакции и загружаемый контент. А еще среди бизнес-моделей он выделяет вариант с подпиской, полагая, что наиболее удачным образом его могут внедрить компании, владеющие мощными и узнаваемыми брендами. Кстати, уже циркулировали слухи о возможной подписке на продукты с такими принадлежащими Take-Two IP,  как BioShock и GTA.

А вот босс EA Sports Питер Мур (Peter Moore) на той же конференции BMO Capital Markets потряс аудиторию спичем, главный тезис которого можно считать где-то даже еретическим: «консоли в прошлом, будущее за казуалками». Мур отметил, что следует быть ближе к массовому рынку. Во время демонстрации слайдов, изображающих такие брендовые продукты как Madden, Tiger Woods и FIFA (на которых во многом зиждилось финансовое благополучие EA), а также консоли Xbox 360 и PS3, он заявил, что все это технологии вчерашнего дня, а вот новый бренд EA Freestyle, игры по подписке, Nintendo и цифровая дистрибуция — это будущее. По словам Мура, Electronic Arts видит мощный потенциал роста в продуктовой категории, которую он назвал lifestyle sports.

Кому кризис на руку?

Последнее время только ленивый не отметился размышлениями о кризисе и его проявлениях во всевозможных сферах. Но, оказывается, в IT-индустрии есть люди, которые не боятся пресловутого кризиса. Более того, он до некоторой степени благотворно сказывается на их бизнесе.

На прошлой неделе в Киеве в течение трех дней проходила конференция Casual Connect East Europe 2008. Это единственный специализированный форум по казуальным играм в Восточной Европе.

Собственно данная индустрия  демонстрирует поистине впечатляющую динамику развития. В 2006 году оборот мирового рынка казуальных игр составил чуть меньше $1 млрд., в 2007 – уже $2,25 млрд. В казуальные игры играет 250 миллионов человек – каждый пятый пользователь Интернета по всему миру. Надо сказать, что по данным Alawar Entertainment (во многом благодаря усилиями именно этой компании сформировался казуальный рынок в странах СНГ)  доля  продукции от студий с постсоветского пространства в мировом производстве казуальных игр сегодня составляет около 30%  При этом потенциал российского и украинского рынков оценивается экспертами как очень высокий. Согласно прогнозам, в 2008 году российский рынок казуальных игр вырастет на 300%, с $10 млн до $30 млн.

Но вернемся к вопросу о кризисе. По словам многих докладчиков на  киевской Casual Connect  они как бы его и не почувствовали. Более того, продажи не только не снизились, но даже и выросли. Существует несколько вполне резонных объяснений этому явлению. Одно из них можно представить следующим образом. Людям жить вообще без развлечений очень трудно, посему некоторые из тех, кто из-за кризиса был вынужден отказаться от каких то «затратных» видов удовольствий (например, турпоездки или чего-то подобного) вполне может себе позволить потратить немного денег на игрушку, которая кроме всего прочего способна дать ему временное расслабление и помочь пережить трудные времена. А вы что думаете по этому поводу?

Угрожает ли рознице новая портативная консоль?

На прошлой неделе одна из участниц "большой консольной тройки", японская компания Nintendo анонсировала новую модель своей сверхудачной в коммерческом отношении двухэкранной портативной игровой системы, получившей название Nintendo DSi.

Да, только ленивый не преминул отпустить замечание о том, что в отличие от Apple Nintendo поставила маленькую буквочку «i» не в начале, а в конце. О тактико-технических характеристиках мы подробно говорить не будем, вам они и так отлично известны. Тем не менее, следует добавить несколько слов о скачиваемом контенте, который будет доступен через DS Shop.

Эта новость вызвалане менее бурную реакцию игроиндустриального сообщества, чем,собственно, технические параметры консоли. Так, например, аналитик Мэтью Дж. Фасслер из Goldman Sachs (его цитирует Business Week) полагает, что загружаемые игры для DS представляют в некотором роде опасность для розничных сетей типа GameStop или BestBuy, ведь вполне вероятно, что потребители предпочтут загружать игрушки, а не покупать картриджи в магазинах. Фасслер говорит, что поначалу контент конечно будет ограниченным, однако впоследствии ассортимент DS Shop достаточно быстро существенно расширится. Конечно же сама Nintendo еще не сказала ни слова о своей дальнейшей политике в сфере распространения игр для DS, в частности о намерениях прекратить выпуск продукции на картриджах, но, как говорится, чем черт не шутит. Будущее покажет.

 

Кто кому должен?

В августе CEO Warner Music Эдгар Бронфман-младший (Edgar Bronfman, Jr) пожаловался на то, что в рамках нынешних соглашений между звукозаписывающими компаниями и игроиздателями лицензионные отчисления, относящиеся к сверхпопулярным игровым брендам Guitar Hero и Rock Band, с точки зрения музыкальных компаний являются мизерными.

Но не тут то было. CEO Activision Blizzard Роберт Котик (Robert Kotick) в своем интервью небезызвестной Wall Street Journal не только не принял «защитную стойку», но даже «пошел в наступление», заявив, что включение той или иной композиции в игру настолько выгодно для музыкальных лейблов, что Activision вообще не должна им платить ни цента, наоборот — рекординговые компании пускай приплачивают за это. Кто знает? Может, Котик и прав? А вы как думаете, уважаемые читатели?

Цыплят по Рождеству считают

Аналитик  Джесси Дивинч (Jesse Divinch) из Electronic Entertainment Design на днях заметил, что Sony следует всерьез задуматься о снижении цены на PS3, если она хочет получить хоть какой-то шанс выиграть нынешней зимой (читай, в предрождественский сезон) у Xbox 360. Развивая свою мысль дальше, эксперт говорит, что накануне предпраздничного «сбора урожая свежей зелени» у PS3 не только самая высокая цена, но и целый ряд других минусов – самая бедная по количеству наименований библиотека игрового софта, слабая линейка эксклюзивов и, наконец, не слишком популярный онлайновый сервис.

Что касается положення Nintendo, то Дивинч считает, что ей нет нужды опасаться Microsoft или кого-либо еще. И в шутку добавляет, что она сама себе порой является злейшим врагом, когда темпы поставок ее консолей не удовлетворяют спрос на них.

Кстати, в беседе с представителями такого солидного издания, как Business Week курирующий вопросы интерактивного энтертейнмента вице-президент Microsoft Дон Мэттрик (Don Mattrick) заявил, что в период предрождественских продаж «Xbox 360 побьет PS3» и вообще в текущем поколении игровых платформ Microsoft продаст больше консолей, чем Sony. Отметим, что согласно прогнозам аналитиков из IDC к концу 2008 г. количество реализованных Nintendo Wii достигнет 44,5 млн. единиц, Xbox 360 – 27,7  млн., а PS3 – 24,2 млн. В настоящий момент, согласно данным сайта VG Chartz (vgchartz.com) на счету Wii – 31,78 млн.штук, у Xbox 360 – 20,53 млн. и, наконец, у PS3 – 15,22 млн.

В принципе стимулом для многих вышеупомянутых рассуждений стала новость о том, что Microsoft поменяла американские ценники на всех моделях Xbox 360. Итак, официально объявлено, что с 5 сентября рекомендованная розничная цена на Xbox 360 Arcade опускается ниже 200-долларовой отметки и становится равной 199,99 долларов. Модель среднего уровня будет продаваться за 299,99 долларов, а Xbox 360 Elite – за 399,99 долларов. Напомним, что совсем недавно майкрософтовская консоль подешевела в Японии и будем ждать снижения ценовой планки на нашем континенте.

Лучшее – враг хорошего?

На прошлой неделе в Лейпциге проходила выставка интерактивных развлечений Games Convention. За несколько лет организаторам удалось превратить ее в крупнейшее потребительское игровое шоу, кроме всего прочего включающего в себя и солидную b2b-компоненту.

С каждым годом масштабы GC увеличивались и нынче количество посетителей оказалось рекордным – 203 тысячи. Авторитет выставки в индустриальных кругах также постоянно рос. Казалось бы, всех все устраивает. Однако в первой половине этого года появились тревожные для GC сигналы, разразившиеся на днях можно сказать «погребальным» звоном, омрачившим радость организаторов  от очередного успешно проведенного мероприятия. 

Дело в том, что на сентябрь будущего года в Германии запланирована еще одна игровая выставка – GamesCom в Кельне. Практически сразу же после завершения нынешней лейпцигской  Games Convention местная ассоциация производителей развлекательного ПО BIU заявила, что поддержит именно кельнское мероприятие. Естественно, при этом она приводит вроде бы весьма основательные аргументы в пользу такого решения. А это значит, что Лейпциг в будущем может недосчитаться самых крупных экспонентов, продукция которых собственно и притягивает публику на выставки.

Кстати, нынешняя ситуация в Германии напоминает ту, которая сложилась несколько лет назад в Великобритании. Многие годы здесь безраздельно царила ECTS, затем появилась еще и EGN, но в конечном итоге обе выставки исчезли со сцены.  Не ждет ли нас повторение той печальной истории?

Может, в консерватории чего-то подправить?

В течение минувшей семидневки в центре внимания многих игроиндустриальных ресурсов оставался E3 Media & Business Summit. Аналитики и прочие персоны, причастные к бизнесу интерактивных развлечений, так сказать, «обсасывали косточки» случившегося в LA Convention Center мероприятия. В большинстве своем публикации полнились критическими стрелами в адрес организаторов.

Так например, весьма жесток (независимо от того, где вы поставите ударение в этом слове) был самый красноречивый аналитик Майл Пахтер (Michael Pachter) из Wedbush Morgan Securities . Основной тезис его выступления можно сформулировать его же словами «Если Entertainment Software Association (ESA) не изменит формат E3, то мероприятие обречено на вымирание». Он считает, что существенное уменьшение масштабов выставки, произведенное в прошлом году и сохранившееся в этом, было ошибкой руководства ее организатора, той же ESA. Пахтер упоминает о нескольких факторах, снижающих значимость E3 в том формате, в каком она существует сегодня. В прошлые годы благодаря своему участию в выставке издатели игр и производители консолей удовлетворяли нужды всех ключевых категорий заинтересованных лиц – прессы, ритейлеров, инвесторов и потребителей. Что же получается сейчас. Отсутствие «консюмерских элементов» резко уменшило количество телевизионных медиа, освещающих E3. Сдвиг по срокам на два месяца (с мая на июль) привел к тому, что, как и в прошлом году, так и нынче, на мероприятии было очень мало представителей розничных сетей.

Руководство ESA вроде бы признает, что время и формат выставки, мягко говоря, неудачны, но вместе с тем над ним висит «дамоклов меч» нежелания основных членов ассоциации тратить деньги на более масштабные шоу. По мнению Пахтера, следует найти баланс между 60 тыс. посетителей на прежних E3 и пятью тысячами на нынешних. А кроме того, он полагает, что более низкие цены на участие в выставке в ее сегодняшнем формате несопоставимы с потерями в миллионы долларов за счет бесплатного паблисити, полученного в случае удачного шоу, и выражает надежду на то, что организаторам удастся восстановить посещаемость до «управляемого», но достаточно большого количества посетителей.

Как я уже отмечал, многие топ-менеджеры не преминули высказать своего отрицательного отношения к прошедшему мероприятию. Столь влиятельная в индустрии персона, как CEO Electronic Arts Джон Риччитьелло (John Riccitiello) в интервью для San Francisco Chronicle выразился очень резко «I hate E3 like this». «Либо мы вернемся к старому формату, либо вынуждены будем проводить свои собственные «приватные» мероприятия». Президент американского подразделения Ubisoft Лоран Деток (Laurent Detoc) был не менее гневен в своих суждениях: «В этом году E3 ужасна. Раньше люди со всего мира с удовольствием ездили на выставку. Нынче она похожа на шоу трубопроводчиков в подвале». Культовый Шигейру Миямото (Shigeru Miyamoto) из Nintendo сказал, что его компания уже не рассматривает E3 как площадку для демонстрации новых продуктов для такой категории потребителей, как хардкорные игроки. В нынешнем формате она более приспособлена для изложения новых концепций, направленных на широкую аудиторию.

С тезисами на тему «Как нам что-то исправить в консерватории E3» засветился и небезызвестный глава EA Sports Питер Мур (Peter Moore), то есть в его выступлении содержался определенный конструктив. Ветеран индустрии выразил мнение о том, что с помощью издателей ESA может спасти некогда флагманское шоу от того самого «вымирания», о котором говорил Пахтер. Охарактеризовав E3 2008 как мероприятие «без души», Мур сообщил, что у него уже состоялись встречи с руководителями ESA, где обсуждались вопросы, касающиеся данной темы. Он также отметил, что с ощутимым чувством разочарования в структуре и логистике шоу уехали практически все его участники – издатели, пресса и финансовые аналитики. Один из путей «оздоровления» E3 Мур видит в более грамотном «использовании» играющего сообщества. «Правильное планирование в сочетании с привлечением наших самих больших фанов сможет вдохнуть в E3 ту страсть и эмоциональность, которую она потеряла».

Завершая небольшой обзор откликов на E3 Media & Business Summit 2008, приведу весьма показательный факт с цифрами – на «ключевом докладе» техасского губернатора Рика Перри (Rick Perry), проводившемся в зале, рассчитанном на 1000 человек, приуствовало всего…около 20 слушателей. Как говорится, no comments.

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT