`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Мировой рынок BI: аналитика только начинается

+44
голоса

Очередной ежегодный отчет Gartner о мировом рынке платформ бизнес-аналитики получился едва ли не самым интересным за последние годы. Эксперты уделили много внимания средствам исследования данных, мобильным технологиям, облачным вычислениям, а также системам с открытыми исходными текстами.

Первый аналитический

В нынешнем году исследователи Gartner изменили название отчета с «Business Intelligence Platforms» на «Business Intelligence and Analytics Platforms» для того, чтобы подчеркнуть возрастающую роль аналитических возможностей информационных систем, которые строят современные предприятия. По наблюдениям экспертов Gartner, компании-заказчики переходят от подготовки описательных отчетов, отражающих текущее состояние бизнеса, к так называемому диагностическому анализу и визуальному представлению данных. Они наглядно демонстрируют, почему показатели в одних областях снизились, а в других выросли. Следующим шагом станет применение прогнозной аналитики, которая даст представление о том, куда движется компания. И, наконец, на вооружение будет принята предписывающая аналитика, подсказывающая пользователям решения для достижения оптимальных результатов.

Мировой рынок BI: аналитика только начинается

На рынке BI-систем продолжает доминировать четверка мегавендоров — Microsoft, IBM, SAP и Oracle, добившиеся статуса стандарта у своих заказчиков

В основе этого течения — децентрализация и расширение масштаба эксплуатации BI в компаниях, которые стали возможны благодаря появлению нового поколения средств исследования данных (data discovery, представляют собой решения выявления скрытых взаимосвязей, позволяющие профилировать сведения, просматривать содержимое таблиц и визуализировать коррелированные статистики для выявления информации, пригодной для анализа). Пионерами инструментов такого рода считаются компании QlikTech, Tableau Software и Tibco Software. Однако став свидетелями их успеха, конкуренты тоже обзавелись собственными средствами исследования данных — разработав самостоятельно или получив в результате приобретений. В числе таких поставщиков Actuate (Quiterian), IBM (Cognos Insight), MicroStrategy (Visual Insight), Microsoft (PowerPivot и Power View), Oracle (Endeca), SAP (Visual Intelligence) и SAS (Visual Analytics).

«Все клиенты, с которыми я общался, намерены сделать исследование данных важной составляющей своих аналитических решений», — отмечает Курт Шлегель (Kurt Schlegel), вице-президент по исследованиям Gartner. Основной эффект от использования таких инструментов состоит в ускорении принятия решений, поскольку пользователи становятся свободными в сфере исследовании данных и открытия чего-то нового без потребности в обращении к ИТ-специалистам (для построения новых кубов данных или отчетов).

Неудивительно, что Tableau и Tibco были в этом году перемещены из зоны претендентов в зону лидеров «магического квадранта». Третий пионер средств data discovery — QlikTech — здесь уже с 2011 г., за рассматриваемый период он лишь укрепил свои позиции.

Если же говорить о компаниях, находящихся в авангарде в сфере предписывающей аналитики, то это признанные рынком лидеры: IBM (SPSS Decision Management Suite), SAS (Real-Time Decision Manager) и Oracle (Siebel Real Time Decisions).

Всего же в нынешнем отчете указано 24 компании различных размеров и направлений. Как полагает Курт Шлегель, возможно, в следующем году отчет будет существенно переработан — слишком уж много новых активностей на рынке. Как вариант, он будет разделен на два: на классическую бизнес-аналитику «зеркала заднего вида» (описательную и диагностическую) и прогнозно-предписывающую. Впрочем, это может быть проблематично, так как QlikTech и другие поставщики сейчас активно работают над дополнением своих продуктовых портфелей инструментами предсказательной аналитики, и их будет трудно отделить.

С высоты птичьего полета

По оценкам Gartner, в прошлом году мировой рынок бизнес-аналитики достиг отметки 12,9 млрд долл. В нынешнем году прогнозируется его увеличение на 7% (до 13,8 млрд долл.), а в 2016 г. его объем должен вырасти до 17,1 млрд долл.

По словам Дэна Соммера (Dan Sommer), главного аналитика Gartner, BI и прочие инициативы, направленные на улучшение процессов принятия решений, продолжают оставаться приоритетным направлением для конечных потребителей. Как результат, бизнес-аналитика выросла до уровня четвертого крупнейшего сегмента рынка корпоративного ПО. «По мере того как все больше информации создается, бизнес-модели требуют обновления, и все очевиднее, что анализ больших данных станет ключевым стимулом следующего экономического цикла», — подчеркнул он.

Мировой рынок BI: аналитика только начинается

Ожидается, что в перспективе рынок BI будет демонстрировать умеренные темпы роста

Аппетит ИТ-лидеров к BI-инструментам подогревается тактическими инициативами в рамках департаментов и рабочих групп, а также отдельных сотрудников. Их практически неиссякаемый источник сегодня: облачные вычисления, мобильные приложения, социальные сети и увеличение объемов информации. Между тем, в ближайшее время росту будут препятствовать вялые макропоказатели, а вместе с ними и сокращение многомиллионных BI-сделок. Ожидается, что в нынешнем году и перспективе рынок BI будет демонстрировать умеренные темпы роста — на уровне одноцифровых значений.

«Хотя это зрелый рынок и BI-решения выступают приоритетными для CIO уже не один год, все еще присутствует неудовлетворенный спрос. У каждой компании есть множество направлений (среди них управление человеческими ресурсами, маркетинг, социальная активность и др.), которые еще только должны прийти к технологиям бизнес-аналитики, — подчеркнул Курт Шлегер. — Дескриптивная аналитика присутствует во многих крупных организациях в традиционных сферах, например, финансах и продажах, ожидается рост внедрений в сфере диагностической, прогнозной и предписывающей аналитики. А если учесть, что множество компаний среднего масштаба еще даже не приступали к каким бы то ни было BI-инициативам, все идет к тому, что рынок подобных решений продолжит оставаться одним из самых быстрорастущих в софтверной индустрии».

Кроме того, потенциальным стимулом развития рынка может стать распространение сервисов класса «Данные как услуга» (Data-as-a-Service). Современная бизнес-модель по большей части созидательная — организации приобретают лицензии на инструментальное ПО для создания собственных аналитических приложений. Но со временем компании будут все чаще прибегать к подписке на сервисы доставки отраслевых данных, предполагающие объединение информации со встроенными аналитическими возможностями. В перспективе ожидается, что большинство поставщиков, независимо от их бизнес-моделей, будут предлагать решения класса Data-as-a-Service. Следовательно, все больше компаний будет стремиться к оснащению своих Data-as-a-Service-продуктов аналитическими технологиями, а это, несомненно, вызовет существенный рыночный рост.

Как и на рынке систем управления хранилищами данных, в сегмент платформ бизнес-аналитики стремительно проникают течения, связанные с большими данными. Они выражаются в активном сотрудничестве компаний на ниве разработки совместных решений, выпуске разного рода соединительных схем (с Hadoop), расширении поддержки языка R, интеграции с популярными NoSQL СУБД и др. Есть мнение, что путь в корпоративные среды технологиям больших данных будет проторен именно BI-средствами.

Все идет к тому, что разделение между рынками систем построения информационных хранилищ, бизнес-аналитики и больших данных в скором времени станет проблематичным. Наблюдатели допускают, что в перспективе они вообще сольются и будут рассматриваться как единое целое.

Большая четверка (MISO)

Как и в материале-анализе рынка СУБД для хранилищ данных, мы не будем останавливаться на всех лидерах. Сфокусируемся на главных игроках, присутствующих в Украине, прежде всего на четверке мегавендоров «MISO», состоящей из Microsoft, IBM, SAP и Oracle. MISO-поставщики, получив статус стандарта у своих заказчиков, продолжают занимать доминирующее положение на рынке бизнес-аналитики. Они располагают развитыми продуктовыми BI-портфолио, сформированными нередко за счет поглощений, что делает их труднопреодолимыми барьерами для входа на рынок. Даже для «чистых» игроков вроде MicroStrategy, SAS и Informtion Builders компании большой четверки — слишком крепкий орешек, поскольку их продукты (и корпоративные лицензионные соглашения) выходят за рамки BI.

Мировой рынок BI: аналитика только начинается
Дэн Соммер: «Все клиенты, с которыми я общался, намерены сделать исследование данных важной составляющей своих аналитических решений»

Между тем, аналитики указывают, что каждому представителю MISO не хватает как минимум одного ключевого элемента. К примеру, Microsoft и Oracle не могут похвастаться мобильными технологиями. Империи Ларри Эллисона к тому же недостает наработок в сфере интерактивной визуализации данных. Для ПО от IBM характерна нехватка производительности и легкости применения. А SAP до сих пор не добилась интеграции и стабильности функционирования своих продуктов SAP BW и Business Objects.

В общем, и сильные уязвимы. Причем угроза исходит от множества малых игроков, не обремененных унаследованным кодом, располагающих меньшими кодовыми базами (в силу отсутствия или крайне малого числа поглощений) и, как правило, сфокусированностью на новых направлениях: мобильных технологиях, облачных вычислениях и больших данных.

Остановимся вкратце на каждом игроке MISO. Начнем с Microsoft. По результатам прошлого года корпорация получила наивысший рейтинг в отношении «возможностей продвижения продуктов». Excel 2013 был обогащен BI-возможностями и средствами исследования данных. Больше того, у Microsoft в планах уже в этом году выпустить обновления с новыми BI-механизмами, укрепив позицию Excel как самого распространенного средства бизнес-аналитики. Наряду с SharePoint и SQL Server, поставщик предлагает BI-средства огромному числу потребителей, которые применяют их не только для аналитических задач.

Данное обстоятельство также вызывает опасения у специалистов Gartner. Универсальность программ делает их применение для BI-нужд более сложным. Microsoft оставляет построение аналитических решений самим заказчикам, а это может сказываться на темпах потребления ПО. Кроме того, подход «сделай сам» держит цены на продукты компании на относительно низком уровне, между тем, общая стоимость владения BI-решениями Microsoft выходит практически равной ее конкурентам.

Microsoft пасет задних в сфере мобильной бизнес-аналитики. Технически возможно работать с Power View (новая технология визуализации, анализа и представления данных) на планшете с ОС Windows 8 на борту, но все остальные современные платформы — iOS, Android и даже Windows RT — выпадают. Power View все еще работает на базе Silverlight, поддерживаемой только полноценными операционными системами (Windows и Mac OS X). Этот обстоятельство и не позволило Редмондскому гиганту выйти на первое место с точки зрения полноты видения потребностей рынка...

За нее это сделала IBM — благодаря наиболее цельному плану развития продуктов и стратегическому видению. Также компания получила баллы за успешную миграцию большой части пользовательской базы платформы Cognos 8 BI на новую 10-ю версию. Не остались незамеченными и другие активности Голубого гиганта в прошлом году, включая приобретения Tealeaf Technology, Varicent Software и Vivisimo. Расплатой аппетиту IBM — непростые задачи интеграции ПО. Они, конечно, решаются, но требуют времени.

В 2012 г. SAP выпустила инструмент SAP Visual Intelligence, позволяющий творчески визуализировать и анализировать информацию. Это десктопное ПО, дополняющее решения семейства SAP BusinessObjects Explorer. С целью обеспечить работу с большими данными, компания предложила также ее расширенную версию — продукт SAP Predictive Analysis, представляющий собой средство визуализации, статистического анализа и добычи данных, и наделенного поддержкой языка R и in-memory-технологий. Мобильные BI-технологии также были фокусом для SAP в прошлом году. Поставщик представил мобильное предложение SAP BusinessObjects Mobile, ориентированное на iPad.

Прочными позициями по-прежнему может похвастаться Oracle. Ключевое преимущество этого поставщика в сфере BI — взаимодействие с бизнес-приложениями (E-Business Suite, PeopleSoft, JD Edwards, Siebel, Fusion Applications). Он предлагает свыше 80 пакетов встроенных средств интеграции и аналитики. Также эксперты по-достоинству оценили интеграцию ресурсов компании Endeca и выпуск платформы для исследования данных Oracle Endeca Information Discovery. Слабые места Империи Ларри Эллисона (помимо уже упоминавшихся мобильных технологий): трудности с поддержкой заказчиков и сложность использования ПО.

BI-игра в открытую

В мире больших данных доминируют технологии, распространяемые с открытыми исходными текстами. В BI-среде такая схема скорее исключение из правил. Компании, работающие на ниве открытых исходных текстов, очень интересны сами по себе. Модель Open Source в их руках, по большей части, выступает средством вирусного маркетинга. Эти поставщики вышли на рынок отнюдь не для благотворительности, а для зарабатывания, и у них это неплохо получается — большинство серьезных заказчиков, попробовав бесплатные релизы ПО (Community Edition), позже переходят на коммерческие редакции с расширенными возможностями.

Два крупнейших поставщика сегмента Open Source — Pentaho и Jaspersoft, размещенные аналитиками Gartner в самом центре области нишевых игроков. Оба получают существенную часть доходов от производителей оригинального оборудования (OEM) и независимых разработчиков ПО (ISV), использующих их продукты для расширения собственных приложений. Кроме того, их объединяет стремление к обеспечению поддержки Hadoop и возможности доступа NoSQL-данным. Это выделяет их из общей массы игроков.

Мировой рынок BI: аналитика только начинается

Согласно данным Gartner, по итогам прошлого года лишь 11,34% организаций используют мобильные BI-решения, а в нынешнем году этот показатель должен увеличиться в три раза

Есть еще Actuate, американская компания, стоящая за разработкой открытого компонента построения отчетности BIRT. Она вошла в квадрант впервые. В этом заслуга приобретения испанской Quiterian, состоявшегося в конце прошлого года, и давшего поставщику в распоряжение возможности добычи данных, анализа социальных медиа и прогнозной аналитики.

Наконец, в отчете упомянут еще один поставщик открытого BI ПО — SpagoBI, это потенциальный претендент на вхождение в будущем году.

Небо и земля

Два из трех новичков отчета — компании Birst и GoodData — представители облачных поставщиков. Хотя, конечно, для рынка бизнес-аналитики эта модель уже не в диковинку. Так, сегодня облачные варианты BI-платформ есть и у рассмотренных выше Open Source игроков Pentaho и Jaspersoft, и у Tableau, и у IBM, и у SAP, и у MicroStrategy, и у Tibco Spotfire.

Любопытно, что облачные поставщики — в особенности Birst — успешны не столько благодаря экономически привлекательному cloud-варианту доставки ПО, сколько удобству использования их решений, широте функциональности и сравнительно низкой стоимости владения. К тому же они не ограничиваются облачным подходом, предлагая и традиционный — в виде аппаратно-программного комплекса (Birst Appliance). В компании нацелены на заказчиков, путь в «облака» которых лежит через собственный ЦОД. Чтобы избежать сложностей с установкой, настройкой и оптимизацией BI-решений, идеальный вариант для них — приобретение «коробочной» платформы.

Между тем, рынок облачных BI-систем все еще далек от зрелости, отмечают эксперты Gartner. Только 33% респондентов выразили интерес к облачной BI-конфигурации. По оценкам аналитиков, реальная востребованность таких решений будет наблюдаться лишь через два года.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+44
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT