`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Виталий Кобальчинский

Эпоха инноваций Apple уходит в закат?

+55
голосов

У инноваций есть много определений. Apple, которую называют одной из самых инновационных компаний в мире, предпочитает руководствоваться собственной формулировкой – инновация это создание продукта или услуги, которые революционизируют отрасли и приносят огромную пользу клиентам.

Думай иначе – под этим лозунгом Apple выпустила множество продуктов, которые поставили конкурентов в положение догоняющих. В число таких переосмысленных продуктов входят: Apple II – компьютер «все в одном» с цветной графикой, расширяемой памятью и многим другим; Mac – доступный, массовый ПК с графическим пользовательским интерфейсом и  мышью; ультратонкий, но при этом мощный MacBook Air; iPod и iTunes, «убившие» эру Walkmans; изящный смартфон без клавиатуры – iPhone и то же самое для персонального компьютера (iPad). Список относительно недавних нововведений Apple включает Apple Watch, Apple Pay, чипы серии A и M1.

Эпоха инноваций Apple уходит в закат?

Помимо этого (и смены Touch ID на Face ID), многое из того, что Apple сделала за последние несколько лет, трудно рассматривать как инновации. Скорее это были последовательные усовершенствования, призванные побудить потребителей покупать самые свежие модели.

В то же время Apple активно трансформируется из производителя оборудования в провайдера сервисов. Увеличивающиеся поступления средств от Apple Music, хранилища iCloud, iTunes и Apple Books, Apple Pay и Apple Pay Cash, TV и TV +, News +, Arcade, Fitness +, AppleCare +, Apple One и других новых предложений и пакетов услуг, а также увеличение базы платящих подписчиков, невзирая на участившиеся антимонопольные проблемы, могут превратить сервисы в обозримой перспективе в ведущий источник доходов компании.

Все это даёт критикам некоторые основания твердить о гибели Apple как инноватора. Насколько эти основания весомы?

Компании ставят в вину, что она не экспериментирует с телефонами, оснащёнными складывающимся экраном. Якобы отставая от конкурентов, таких как Motorola или Samsung с его Galaxy Z Flip 3 и Z Fold 3. Утверждают, что очки дополненной реальности (AR) Apple, которые могут появиться в этом или следующем году, нельзя считать инновацией, поскольку они копируют провальную технологию Google Glass.
    
    Однако правда заключается в том, что инновации Apple возникали не на пустом месте. Свои продукты компания всегда выпускала по следам конкурентных аналогов, добиваясь несравнимо большего рыночного резонанса. Бесклавиатурный смартфон тогда мало кому известной китайской фирмы Lenovo был у меня за пять лет до выхода первого iPhone, примерно тогда же в нишевом профессиональном рынке обретались предшественники iPad – жутко дорогие планшеты Fujitsu. Дебют Apple Watch состоялся через шесть лет после выхода первых смарт-часов Fitbit, но именно он вызвал «тектонический сдвиг» мобильной отрасли, перемещением функций смартфона на запястье.

В свете вышесказанного уже не вызывает огорчения, что Apple не спешит, зажмурив глаза, нырять вместе с другими в авантюру со складными экранами. Ещё одно направление, требующее интенсивных капиталовложений при неясных перспективах успеха – разработка машин с автономным управлением. Здесь скорее стоит рассчитывать на партнёрство Apple с устоявшимися игроками – Waymo, Cruise или Tesla.

Гораздо более злободневной проблемой для Apple является не застой инноваций, а её краткосрочные финансовые перспективы. Вслед за сногсшибательным ростом доходов в мартовском квартале (54%), произошедшим на пике цикла обновления iPhone 12 и на контрасте с прошлогодним периодом начала пандемии, аналитики резонно ожидают отката, на который налагаются ослабление доллара, штамм «дельта» коронавируса, а также уже начавшаяся рыночная коррекция всплеска PE (price to earnings – показатель окупаемости акций) индекса S&P 500. Стимулированный ростом цен акций группы техногигантов, FAANGM (Facebook, Apple, Amazon, Microsoft Google), он в начале текущего года увеличился на 80% по отношению к среднему значению. Выше этой величины PE был только на пике «мыльного пузыря» доткомов.

Ожидается, что рост продаж iPad и Mac резко замедлится, примерно до 20% (по сравнению с 79 и 70% в мартовском квартале). Новые iPhone будут раскупать несколько лучше, но все равно ниже мартовского уровня (66%), поскольку у iPhone 13 почти наверняка не будет значимых преимуществ относительно  iPhone 12.

Общий рост выручки может упасть с 28–32%, которые Apple в 2021 финансовом году, до 4% в 2022. Если же рост в этом году превысит ожидания, компания по итогам 2022 фискального периода даже может оказаться в убытке, считают аналитики.

Вы можете подписаться на нашу страницу в LinkedIn!

+55
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT