`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Кентавры против терминаторов – идея автономного ИИ теряет популярность

Когда мировые экономики в конечном итоге выйдут из разрушительной стагнации, вызванной пандемией коронавируса, миллионы сидевших дома устремятся на рабочие места. Но там многие из них обнаружат, что им приходится конкурировать или работать рядом с машинами. Проблема растущей автономности роботов становится всё более злободневной, что находит отражение в повышенном внимании к известным антагонистам самой идеи независимо думающих и действующих механизмов.

Среди этих «новых луддитов» не последнее место занимает доктор компьютерных наук Мэрилендского университета Бен Шнайдерман (Ben Shneiderman). Он уже несколько десятков лет находится в оппозиции к таким оптимистам искусственного интеллекта, как Элон Маск, предостерегая от слепой автоматизации задач с помощью компьютеров. Он утверждает, что полностью самостоятельные машины, это шаг в неверном направлении, и, что для технологической индустрии будет опасной ошибкой следовать по пути растущей автономности роботов.

Отстаивать свою точку зрения, заключающуюся в том, что роботы должны сотрудничать с людьми, а не заменять их, доктор Шнайдерман, известный пионерскими разработками в области взаимодействия человека с компьютером, начал в 1982 г. Тогда при его участии была организована Конференция по человеческим факторам в компьютерных системах.

Однако конфликт идей автономности и сотрудничества возник гораздо раньше, практически сразу с появлением интерактивных компьютерных технологий. Ещё в 1962 году в окрестностях Стэнфорда были одновременно созданы две лаборатории. Стэнфордскую лабораторию искусственного интеллекта создал Джон Маккарти (John McCarthy), автор самого термина «искусственный интеллект», с целью разработать за десять лет думающую машину. Ему в противовес другая легенда ИТ, Дуглас Энгельбарт (Douglas Engelbart) – изобретатель компьютерной мыши – учредил Центр исследований дополняющих технологий для экспериментов с новыми инструментами и методами совместной работы и обработки информации. Он же противопоставил концепции ИИ «увеличение интеллекта» (Intelligence Augmentation).

 Доктор Шнейдерман призывает отказаться от одномерного подхода, в соответствии с которым  автоматизация неизбежно должна развиваться от машин с ручным управлением к системам, работающим без вмешательства человека.

На состоявшейся в этом году в Финиксе (штат Аризона) конференции по автономным системам, Шнайдерман назвал вопиющим примером высокой степени автоматизации при низком человеческом вмешательстве систему улучшения полётного контроля, MCAS, которую считают виновницей двух катастроф  Boeing 737 Max. «Конструкторы настолько были уверены, что их автономная система не сможет выйти из строя, – написал он в неопубликованной, но получившей широкую известность статье, – что её существование не было описано в руководстве, и пилоты не были обучены тому, как переходить на ручное управление».

Проблемы одномерного вектора развития по мнению Шнайдермана состоят не только в риске создания небезопасных машин, но и в освобождении людей от моральной ответственности за действия автономных системам, начиная от автомобилей и заканчивая высокотехнологичным оружием.

В качестве альтернативы, он предагает «двумерную» модель, допускающую совмещение человеческого контроля с высоким уровнем автоматизации. За несколькими исключениями, такими как автомобильные подушки безопасности и стержни регуляторы мощности ядерного реактора, по его мнению, целью конструкторов автоматизированных систем должно стать расширение компьютерными средствами возможностей самих людей. Он также считает необходимой мерой оснащение каждого робота подобием «чёрного ящика», регистратора полётной телеметрии, устанавливаемого в авиалайнерах.

Идеи, исповедуемые Шнайдерманом созвучны концепции «кентавра», изначально родившейся в шахматной среде, где полностью автономные шахматные компьютеры неизменно проигрывали связке из компьютера и человеческого игрока. Позднее, влиятельным сторонником подхода «кентавр» в отношении систем вооружения и, соответственно, противником «роботов-убийц» стал Роберт Уорк (Robert O. Work), заместитель министра обороны при Обаме и Трампе,

Популяризатором «гуманистического» или «ориентированного на человека» ИИ выступает и Джилл Пратт (Gill Pratt), руководитель Исследовательского института компании Toyota, где работают над созданием Guardian – системы «суперпродвинутой помощи водителю».

Шнайдерман также напоминает, что от применения автономных систем отказались ВВС США, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) и Совет по оборонным наукам (Defense Science Board) комитет гражданских экспертов, консультирующий Министерство обороны США по вопросам науки и техники.

Позиция 72-летнего Шнайдермана находит поддержку в научной и инженерной среде. Критикуются, в основном, отдельные аспекты «двумерного» подхода. Так, Мисси Каммингс (Missy Cummings), директор Лаборатории человека и автономии в Университете Дьюка (штат Северная Каролина), уточнила, что уровень сотрудничества должен быть прямо пропорционален степени ненадёжности конкретной системы и серьезности последствий ошибок её ИИ.

Точность классификации ИИ-моделью ошибок в ПО приближается к 100%

Компьютерные баги остаются на слуху уже 75 лет, с того дня когда программист Грейс Хоппер (Grace Brewster Murray Hopper) обнаружила источник неполадок в работе Harvard Mark II — бабочку, замкнувшую контакты.

За прошедшее с тех пор время «жучки» стали причиной множества происшествий, зачастую, имевших катастрофические последствия. В 80-х ошибка программиста привела к гибели как минимум, пяти пациентов, проходивших курс лучевой терапии на не вовремя забарахлившей установке Therac-25. В 1962 г., как сейчас полагают, из-за допущенной опечатки при вводе кода, едва начавшись, бесславно закончилась на дне Атлантики миссия посланного к Венере космического зонда Mariner 1.

Стартап Coralogix, предлагающий SaaS-платформу мониторинга программных процессов, утверждает, что на каждые 1000 строк кода приходится, в среднем, 70 ошибок. При этом, на исправление каждой из ошибок уходит в 30 раз больше времени, чем заняло написание самого кода. Только в США на выявление и устранение багов, по оценкам Coralogix, ежегодно тратится 113 млрд долл.

Из сказанного понятно то повышенное внимание, с которым было встречено недавнее заявление компании Microsoft. Она анонсировала успешное создание модели машинного обучения, которая способна точно идентифицировать особо опасные недоработки безопасности в 97 случаях из 100.

В докладе, опубликованном онлайн, Скотт Кристиансен (Scott Christiansen), старший менеджер программы безопасности Microsoft сообщил: «Мы обнаружили, что, сочетая модели машинного обучения с опытом экспертов, можем значительно улучшить выявление и классификацию проблем безопасности».

Ещё более впечатляющую эффективность — 99% — модель Microsoft, демонстрирует определяя, представляет ли найденная ошибка риск для безопасности.

В основу новой системы обнаружения багов Microsoft заложила два статистических алгоритма. Один, под названием частотность терминов — обратная частотность документов (TF-IDF), ведёт поиск в больших собраниях документов по ключевым словам и вычисляет релевантность результатов. Другой — модель логической регрессии (логит) — определяет вероятность возникновения определённого события.

В первую очередь программа разделяет ошибки на безопасные и представляющие угрозу. Затем, для второго класса проблем следует уточнение степени риска с распределением на под-категории: критических, важных и незначительных угроз.

По словам Кристиансена, Microsoft поставила перед ними задачу, создать систему, которая максимально приблизилась бы по точности выявления ошибок к эксперту безопасности.

«Каждый день разработчики ПО видят длинный список функций и ошибок, которые необходимо устранить, — говорит Кристиансен. — Специалисты по безопасности пытаются помочь, используя автоматизированные инструменты для распределения ошибок по приоритетности, но слишком часто инженеры тратят время на ложные срабатывания или упускают критическую уязвимость безопасности из-за ошибочной классификации. Для решения этой проблемы, команды по аналитике данных и безопасности собрались вместе, чтобы исследовать, как тут может пригодиться машинное обучение».

Модель вобрала в себя почти 20 лет исторических данных Microsoft о 13 миллионах программных продуктов и ошибок. Она также постоянно переучивается с учётом новой информации, проверенной экспертами безопасности компании: ведь каждый месяц в репозиториях GitHub и AzureDevOps добавляется почти 30 тысяч свежих ошибок, генерируемых 47 тысячами разработчиков Microsoft.

В конечном итоге Microsoft планирует выложить результаты этой работы с открытым исходным кодом на GitHub.

Коронавирус отвесил Интернету «волшебный пинок»

Cui prodest? Если руководствоваться логикой древних римлян, в непонятной ситуации первым делом спрашивавших «Кому это выгодно?», то виновником шествующей по миру пандемии (наряду с фармацевтической индустрией) является Интернет.

В условиях самоизоляции, подключение к Сети стало той пуповиной, что связывает нас с огромным внешним миром. С его помощью мы работаем, учимся и видимся с друзьями. К тому же, Интернет также стал главным способом разнообразить пребывание в четырёх стенах, помогающим иногда забывать, что «Стране нужно больше футболистов».

Коронавирус отвесил Интернету «волшебный пинок»

По статистике глобального провайдера инфраструктурных сервисов, фирмы Cloudflare, за период с января по конец марта в большинстве крупных городов трафик Интернет подскочил примерно на четверть. На некоторые онлайновые сервисы спрос буквально зашкаливает. В особенности это справедливо для видеочатов, заменившие собой встречи с коллегами, родственниками и друзьями, для игровых движков, таких как Steam, и для онлайновых продуктовых магазинов, впервые увидевших виртуальные очереди длиной в десятки тысяч человек.

Cloudflare отмечает, что рост трафика сильно варьируется от страны к стране. Если в Италии использование Сети увеличилось на 40%, то в Южной Корее, где активность пользователей Интернета и раньше была высока, изменение не столь выражено.

Самое же удивительное во всей этой ситуации, заключается в том, что распределённая архитектура Всемирной Сети, изначально спроектированная с целью устранения потенциальных заторов, вполне достойно справляется с внезапно возросшей нагрузкой. Разумеется, локальных проблем стало больше — бывает, что Wi-Fi тормозит, веб-страницы не грузятся, а видеозвонки неожиданно обрываются — но все они решаются в рабочем порядке. RIPE и Ookla, организации, ведущие мониторинг скорости подключения во всем мире, регистрируют лишь незначительные замедления, например, вызванные устаревшей инфраструктурой «последней мили».

Наряду с увеличением общего объёма трафика изменилась картина его распределения на протяжении суток. Вместо традиционного скачка потребления в послерабочее время с пиком в 19:30, теперь дневной максимум располагается перед полуднем. Генеральный директор Cloudflare, Мэтью Принс (Matthew Prince), предполагает, что на позднее утро сейчас приходится большинство виртуальных совещаний и занятий в онлайновых классах.

Cloudflare также визуализировала карты подключений к Сети. Зелёный цвет демонстрирует возросшую активность в пригородах и «спальных районах» в рабочее время на фоне выделенного красным цветом спада онлайновых подключений в городских центрах вследствие оттока служащих из офисов.

Разумеется, отказоустойчивая архитектура Интернета не является панацеей. Осознавая это, крупные провайдеры онлайнового видео, включая Netflix, YouTube, Facebook и Disney+, откликнулись на призыв еврокомиссара по интернет-рынкам Тьери Бретона (Thierry Breton) и согласились превентивно снизить качество транслируемого в Европе потокового видео. Аналогично, Sony, Microsoft и Valve (оператор Steam) сократили рассылку обновлений видеоигр или ограничили их часами, когда Сеть наименее загружена.

В связи с COVID-19 публика привыкла слышать плохие новости, однако, как отмечает Мэт Рохан (Matthew Roughan), лидер Internet Topology Zoo, австралийского проекта картографирования Сети, функционирование Интернета вызывает до смешного мало нареканий.

Теш Дурвасула (Tesh Durvasula), генеральный директор CyrusOne, считает, что нынешнему благополучию мы обязаны индустриализации и коммерциализации Интернета. Два десятилетия назад Сеть могло лихорадить из-за одного крупного мероприятия, вроде Олимпиады. Но теперь вокруг инфраструктуры Интернета выросла могучая отрасль. Телекоммуникационные компании, такие как Comcast, производители контента (Netflix), гиганты розничной торговли (Amazon), провайдеры виртуальных хранилищ (Dropbox), а также множество других центров обработки данных и облачных сервисов, подключили новые и модернизировали старые соединения, установили миллионы сверхбыстрых серверов. «Индустриализация Интернета создала мощный комплекс сетей, который по большей части работает просто отлично», — говорит Дурвасула.

Вместо того, чтобы послать сети в нокаут, пандемия COVID-19 фактически привела к их расширению, причём, самому быстрому за многие годы. В стремлении удовлетворить спрос, интернет-гиганты, такие как Netflix и Equinix, имеющая 200 ЦОД по всему миру, ускоренными темпами развертывают обновления.

Equinix ранее предполагала увеличить свою пропускную способность с 10 до 100 гигабайт в течение года или двух, но теперь это будет сделано за несколько недель. Netflix собирается установить сотни добавочных серверов не только в самых крупных ЦОД каждого региона, но и во второстепенных по значению компьютерных хабах, что позволит быстрее транслировать локальные копии фильмов из её каталогов в дома подписчиков. Ближе к своим клиентам старается стать и Zoom: она анализирует трафик и в партнёрстве с сетевыми провайдерами создаёт выделенные подключения в наиболее загруженных локациях.

В США кабельный провайдер Comcast отменил лимитирование трафика и планирует сделать безлимит постоянным. В ЮАР власти ввели послабления для сотовых операторов, что позволило тем предложить миллионам людей, входящих в Сеть только с мобильного телефона, дешёвые или даже бесплатные тарифные планы. Они также открыли для онлайнового трафика участки радиодиапазона, прежде зарезервированные для телевидения.

Нужно осознавать, что есть тысячи потенциальных узких мест, способных замедлить совершенствование Интернета. Кабели нуждаются в замене, серверы — в ремонте. Поставки нового оборудования могут оказаться под угрозой из-за разрушения карантином сложившихся цепочек поставок.

Но в целом можно сказать, что благодаря этим испытаниям Интернет становится сильнее, чем когда-либо. Никакая другая коммунальная служба — электро-, водо-, газоснабжения или пассажироперевозок — не могла бы справиться с таким увеличением использования, говорит Принс: «Интернет был создан, чтобы справиться с этим».

Alkira кардинально упрощает построение многооблачных сетей

Стартап Alkira, получивший 30 млн долл. от известных венчурных фондов Kleiner Perkins Caufield & Byers, Sequoia Capital Operations и GV Management (прежде, Google Ventures), вышел из подполья с первым NaaS (Networking-as-a-Service) предложением, которое позволяет облачным архитекторам создавать и развёртывать многооблачные сети за считанные минуты.

Свой дебютный продукт под названием Cloud Services Exchange (CSX), Alkira рекламирует как «первое унифицированное, предоставляемое по требованию многооблачное предложение», решающее задачу соединения компаний с несколькими облачными провайдерами, а тех — между собой, для обмена данными и разработки распределённых приложений.

Alkira кардинально упрощает построение многооблачных сетей

Эта задача весьма неординарная, так как каждый облачный сервис использует свои собственные сетевые протоколы и приложения, такие как балансировщики нагрузки и брандмауэры. Объединение облачных сервисов в общую сеть требует от инженеров изучения нюансов каждого сервиса и создания коннекторов вручную.

Разработанная стартапом архитектура использует глобальную распределённую сеть так называемых Cloud Exchange Point, многооблачных «точек присутствия», каждая из которых предоставляет полный набор средств маршрутизации и сетевых сервисов. Alkira реализует своё решение как программную надстройку над существующей региональной инфраструктурой ведущих облачных провайдеров.

Зарегистрированные клиенты с помощью простых экранных меню выбирают сеть, сетевые сервисы и облачные платформы, которые они хотят подключить, уточняя ряд деталей, например, марку эмулируемого брандмауэра. «Спустя 40 минут вся ваша облачная инфраструктура готова и работает», — сказал в интервью Амир Хан (Amir Khan), один из основателей и генеральный директор Alkira. Ранее, Хан учредил фирму Viptela, специализирующуюся на программно-конфигурируемых сетях, и в 2017 году продал её Cisco Systems за 610 млн долл.

«Мы абстрагируем всё, — говорит брат Амира, Атиф Хан (Atif Khan), занимающий в Alkira пост технического директора. — Заказчики просто предъявляют нам требования, а мы предоставляем им услуги».

Alkira кардинально упрощает построение многооблачных сетей

Подключение клиентов производится одним из трёх способов: через безопасный сетевой протокол Ipsec поверх любого транспорта, в рамках программно-конфигурируемой сети WAN, либо с помощью служб мультипротокольной коммутации (MPLS), предпочитаемых крупными компаниями.

Сервис Alkira сопоставим с услугами межсоединения, которые предоставляют своим заказчикам многие коллокационные фирмы. В этом смысле, по словам Амир Хана, CSX вторгается в область интересов крупных коллокаторов, таких как Equinix: «Мы предоставляем вам виртуальную коллокацию и виртуализированную облачную сеть для всех ваших рабочих станций, независимо от региона их размещения».

Cloud Services Exchange уже доступен. Компания собирается продвигать его через сеть партнёров, прежде всего, через телекоммуникационные фирмы.

Амир Хан утверждает, что у ранних клиентов Alkira отмечается снижение затрат до 40% за счёт упрощения сетей и оплаты за использование — без стартовых капиталовложений. Один из заказчиков благодаря Cloud Services Exchange смог сократить количество узлов, необходимых для работы его сети с 380 до 60.

Альянс CXL и Gen-Z изменит баланс сил в «интерфейсных войнах»

Группы CXL и Gen-Z, работающие над двумя открытыми версиями интерфейса, который должен прийти на смену быстро устаревающей шине PCIe, анонсировали подписание меморандума о взаимопонимании (MoU). Этот шаг открывает двери для сотрудничества прежних конкурентов и даёт основания надеяться, что комбинированная спецификация шины CXL-Gen-Z увидит свет ещё до конца этого года.

CXL и Gen-Z это семантические протоколы чтения и записи памяти, ориентированные на совместное использование памяти и ресурсов хранения с малой задержкой для центральных процессоров, GPU, ускорителей ИИ или массивов программируемой логики (FPGA). CXL лучше обеспечивает согласование вычислений на уровне узлов, в то время как Gen-Z наиболее оптимально работает на уровне стойки и ряда.

Альянс CXL и Gen-Z изменит баланс сил в «интерфейсных войнах»

«Технологии CXL и Gen-Z очень хорошо работают вместе, и это соглашение облегчает сотрудничество между нашими организациями, что в конечном итоге принесет пользу всей отрасли», — сказал Куртис Боуман (Kurtis Bowman), президент консорциума Gen-Z, насчитывающего более четырёх десятков участников, включая AMD, ARM, Broadcom, Cray, Dell EMC, HPE, Huawei, IDT, Micron, Samsung, SK hynix, Xilinx.

Условиями MoU оговорено образование совместной рабочей группы для улучшения взаимодействия между их протоколами, лучшего использования дополняющих друг друга сильных сторон каждого из них. Для того, чтобы присоединиться к этой рабочей группе, претендующая компания должна одновременно быть промоутером или участником консорциума CXL и обычным или ассоциированным членом консорциума Gen-Z.

Сегодня происходит переход со стандарта PCIe gen 3 на PCI 4.0, обеспечивающий двукратный рост пропускной способности. Далее на очереди PCIe 5, однако даже эта будущая шина считается слишком медленной для потребностей нынешних многоядерных процессоров.

Над альтернативными спецификациями работают сразу четыре консорциума: CXL, Gen-Z, CCIX и OpenCAPI. Из них только Compute Express Link (CXL) пользуется поддержкой всех четырёх главных производителей процессоров — AMD, ARM, IBM и Intel. Кроме того, за этим протоколом стоят такие тяжеловесы ИТ-отрасли, как Alibaba, Cisco, Dell EMC, Facebook, Google, HPE, Huawei и Microsoft.

Это фактически означает, что сближение CXL и Gen-Z, оставляет двум их конкурентам возможность претендовать только на статус нишевых игроков. Учреждённые в 2016 году OpenCAPI (Open Coherent Accelerator Processor Interface) и CCIX (Cache Coherent Interconnect for Accelerators) позиционируются как коалиции противников Intel и не имеют столь широкой поддержки в индустрии.

Чип, спроектируй себя сам!

Одна из ключевых задач компьютерного проектирования заключается в разработке максимально эргономичного варианта компоновки микросхемы с сохранением заданных производительности, мощности и энергоэффективности.

Этот процесс известен как поуровневое планирование (floor planning). В отличие, например, от планирования интерьера помещений, для цифровых схем оптимизация компоновки включает тысячи элементов и происходит на многих уровнях, напоминая игру в трёхмерный Тетрис.

Можно понять, что поэтапное планирование чипов это весьма трудоёмкое занятие, которое отнимает много времени. При этом, кропотливо рассчитанная раскладка/разводка быстро устаревает из-за непрерывного совершенствования компонентов микросхем. Проект чипа в среднем сохраняет актуальность от двух до пяти лет, и время между его обновлениями постоянно сокращается под давлением рыночной конкуренции.

Исследователи из Google Анна Голди (Anna Goldie) и Азалия Мирхосейни (Azalia Mirhoseini) объявили об этапном достижении в поуровневом проектировании чипов. Они разработали алгоритм, который обучается автоматически компоновать микроэлектронные схемы.

За ничтожную долю того времени, которое обычно тратят на такое проектирование, интеллектуальная система успевает проанализировать миллионы комбинаций вместо тысяч, считающихся нормой сейчас, благодаря чему чипы получаются более быстрыми, дешёвыми и миниатюрными.

Концепция обучения с подкреплением, а проще говоря «кнута и пряника», которую применили создатели алгоритма, заключается в оценке каждого сгенерированного ИИ-системой дизайна чипа с помощью «наград» и «наказаний». Заставляя интеллектуальную модель реагировать на положительные и отрицательные стимулы, её обучение направляют в нужную сторону, и, понемногу, она начинает «понимать», чего от неё хотят.

Всестороннее тестирование алгоритма показало, что искусственный интеллект проектирует чипы более эффективно, чем это делают профессиональные инженеры-микроэлектронщики. В статье, выложенной на допечатном сервере arXiv.org Корнеллского университета (Великобритания), Голди и Мирхосейни утверждают, что ключом к успеху их работы – потенциальному уменьшению цикла разработки микросхем – стало возникновение своего рода симбиотических отношений между искусственным интеллектом и аппаратным обеспечением, при которых каждый из участников стимулирует прогресс в другом.

В перспективе, новый алгоритм Google может помочь в возвращении индустрии к постулированному Муром ежегодному удвоению количества транзисторов в чипе. Однако для этого ему придётся научиться перебирать и оценивать варианты расстановки не миллионов, а миллиардов компонентов: в современном процессоре AMD Epyc Rome насчитывается 39,5 млрд транзисторов.

Zoom стал синонимом удалённого общения в эпоху COVID-19. Почему?

Zoom стал синонимом удалённого общения в эпоху COVID-19. Почему?

Эпидемия коронавируса и паника вокруг неё нашли отражение во всплеске популярности видеосервисов. Люди, запертые у себя дома все шире используют их для удалённой работы, персонального общения и всевозможных виртуальных посиделок. Для этого у них имеется море возможностей, однако из всех доступных и бесплатных служб видеозвонков они все чаще отдают предпочтение Zoom, выбирая его вместо более известных и устоявшихся на рынке конкурентов, таких как GoToMeeting, Skype, Google Hangouts и Microsoft Teams.

Zoom взобрался на верхнюю строчку рейтингов самых популярных приложений для iOS в десятках стран. Успехам компании не могут нарадоваться инвесторы: стоимость акций превосходит доход в 58! раз  (у Microsoft отношение цены к продажам составляет всего 8) и с 19 февраля она выросла на 26%, тогда как индекс S&P 500 за тот же период упал на 32%.

В чём же секрет Zoom? Если вкратце, то своему успеху сервис обязан недостаткам своих конкурентов.

Компания Zoom выпускает исключительно продукты для видеокоммуникаций, благодаря чему имеет возможность сосредоточить все свои усилия и внимание на их улучшении. Ей нет нужды, как Apple продвигать и защищать свою экосистему: в отличие от FaceTime для iOS, Zoom работает также на Android и на любых настольных ПК.

Многие популярные видеосервисы имеют непростую историю. Так, дебютировавший в 2003 г. Skype сменил множество хозяев, от eBay, до частных инвесторов и Microsoft, каждый из которых имел своё видение того, каким должен быть этот продукт. Сейчас Skype  являет собой классический пример распухшего кода, который плохо работает и изобилует ошибками, ждущими исправления годами.

В Zoom отсутствует такая злободневная для Skype проблема, как спам, посторонний в принципе не может самостоятельно добавиться в список ваших контактов. Кроме того, Zoom выгодно отличают малая задержка и надёжность соединения.

Фирмы, ранее использовавшие Skype, говорят, что Zoom предлагает более высокое качество видео, меньше прерываний и лучший общий опыт использования. «Они сделали что-то хитроумное с помощью своей видеоинженерии, что вытягивает хорошие звук и видео даже в условия очень нестабильного подключения»: говорит Ида Аален (Ida Aalen), соучредитель стартапа Confrere, базирующегося в Осло. Она критикует пользовательский интерфейс Zoom, его кнопки, цвета и расширенные настройки, но признает, что все недочёты перевешивает надёжность работы видеосервиса.

Не секрет, что для огромной массы неискушенных потребителей идеалом является интерфейс с всего одной большой кнопкой, причём, желательно, чтобы её кто-нибудь нажимал за вас. Zoom довольно близко подобрался к этому идеалу. Конечно, для того, чтобы организовать видеовстречу требуется приложить определённые усилия, однако присоединиться к ней можно по ссылке e-mail, для этого даже не нужно заводить учётную запись.

Свою роль в притягательности Zoom для потребителей играют и мелкие «фишки», например, возможность сделать виртуальным фоном фотографию или видео. Её оценила даже Microsoft, на днях анонсировавшая аналогичную опцию для Teams.

Для бесплатных эккаунтов разрешены видеозвонки продолжительностью до 40 минут и с участием менее 100 человек. Этого достаточно, чтобы сервис можно было считать фактически бесплатным для львиной доли сценариев использования. С 13 марта компания начала удалять  40-минутный лимит в тысячах школ США и всего мира, что ещё больше добавило популярности основателю и гендиректору Zoom Эрику Юаню (Eric Yuan), объявившего об этой антикризисной инициативе.

Средства взлома промышленных систем становятся общедоступными

В отчёте, опубликованном FireEye, эксперты по кибербезопасности ее аналитической службы Mandiant Threat Intelligence предупреждают, что обилие широкодоступных средств взлома индустриальных систем управления (ICS) повышает риски для организаций, работающих в промышленности.

«Хотя некоторые из инструментов, включенных в наш список, были созданы еще в 2004 году, большая часть разработок относится к последнему десятилетию», – заявила FireEye.

Средства взлома промышленных систем становятся общедоступными

Наряду с универсальными инструментами, сканирующими общие индикаторы, которые присутствуют во всех сетях ICS, FireEye обнаружила и средства, разработанные для взлома оборудования ICS конкретных OEM-производителей, включая Schneider Electric, GE, ABB, Digi International, Rockwell Automation и Wind River Systems.. Главной же их целью является Siemens: на продукцию этой компании потенциально ориентировано 60% специализированных инструментов промышленных хакеров.

FireEye также отмечает разнообразие предложений, атакующих сети и устройства ICS. Её сотрудники нашли утилиты, сканирующиe сети в поисках оборудования ICS, инструменты для взаимодействия с ячеистыми (mesh) радиосетями, с ИК-портами, служащими для соединения устройств ICS между собой, для атак ransomware и многие другие.

Средства взлома промышленных систем становятся общедоступными

Используя эти готовые решения даже преступники, не имеющие опыта разработки, могут нажатием нескольких кнопок организовывать и проводить сложные и многоуровневые атаки на ответственные компоненты промышленной инфраструктуры.

Согласно FireEye, большинство хакерских инструментов ICS, которые отслеживались Mandiant Threat Intelligence с 2010 г., это модули эксплойтов для трёх самых популярных на сегодняшний день платформ тестирования на проникновение. Бесплатные (Metasploit) и коммерческие (Core Impact, Immunity Canvas) действуют как репозитории, которые могут содержать сотни модулей для различных уязвимостей, сетей и устройств. Они предназначены для вполне законной оценки состояния безопасности предприятий, однако хакеры регулярно пользуются ими с менее благовидными намерениями.

Кроме того, с 2017 года участники сообщества Open Source работают над созданием новых фреймворков тестирования на проникновение для ICS. К наиболее известным представителям этого поколения платформ ручного тестирования ICS относят Autosploit, Industrial Exploitation Framework (ICSSPLOIT) и Industrial Security Exploitation Framework.

FireEye подчёркивает, что компании должны знать о наличии и расширенных функциях этих инструментов и уметь противодействовать их использованию в руках злоумышленника.

Средства взлома промышленных систем становятся общедоступными

Премия Тьюринга досталась творцам компьютерной анимации из Pixar

Вчера, Ассоциация вычислительных машин (ACM), крупнейшее в мире сообщество профессионалов компьютерной отрасли, назвала двух новых обладателей премии имени Алана Тьюринга – британского математика, заложившего теоретические основы информатики и искусственного интеллекта.

Премия Тьюринга досталась творцам компьютерной анимации из Pixar

Звание лауреатов этой престижнейшей награды в области ИТ и прилагающийся к ней миллион долларов в этого раз разделили между собой Пэт Ханрахан (Patrick “Pat” Hanrahan) и Эд Кэтмалл (Ed Catmull), стоявшие у истоков того, что называют термином CGI – компьютерное генерирование реалистичных изображений.
 
Премия присуждается за деятельность, оставившую «весомый и продолжительный» след в развитии компьютерных технологий. Работа бывших коллег по студии Pixar полностью отвечает этому определению, так как она вдохнула новую жизнь не только в мультипликацию, но и в спецэффекты для Голливуда, в компьютерные видеоигры, в виртуальную реальность и создала «новую форму артистического самовыражения». За свою более чем полувековую историю премия Тьюринга только второй раз вручается пионерам компьютерной графики.

В опубликованном пресс-релизе ACM говорится, что Ханрахан и Кэтмалл «фундаментально повлияли на область компьютерной графики через концептуальные инновации и вклад в программное/аппаратное обеспечение. Их работа произвела революцию в кинопроизводстве, породив новый жанр художественных анимационных фильмов, целиком созданных на компьютере».

Ханрахан присоединился к Pixar в 1986, вскоре после того, как Стив Джобс сформировал эту компанию на основе анимационной студии, купленной у Джорджа Лукаса. Кэтмалл к тому времени уже семь лет занимался компьютерной графикой в Lucasfilm.

Как исследователь, Кэтмалл разработал ранние методы сглаживания полигональных поверхностей, Z-буферизации и наложения текстур в трехмерных средах, имеющие фундаментальное значение для генерирования реалистичной компьютерной графики.  Поэтому он стал хорошим наставником для Ханрахана – биофизика и нейробиолога, делавшего тогда первые шаги в практически несуществующей ещё дисциплине CGI. 

Премия Тьюринга досталась творцам компьютерной анимации из Pixar

На протяжении всего трёх лет, поведённых в Pixar, Ханрахан под руководством Кэтмалла создал ряд инструментов и методов, определивших облик современной компьютерной анимации. В частности он был архитектором системы RenderMan, сделавшей возможным применение сложного освещения и шейдеров к 3D-сцене, благодаря чему финальное изображение получалось почти неотличимым от реальности.

Приступая к этой работе, сам Ханрахан считал, что тогдашний уровень развития технологий не позволит им сделать полнометражный компьютерный фильм.  «Я не думал, что будет возможно создать образы, которые люди посчитают реальными, без прогресса искусственного интеллекта», – вспоминает он

Кэтмалл настоял тогда, и в 1994 увидела свет «История Игрушек». ПО RenderMan использовалось и продолжает использоваться для создания многих популярных фильмов, включая «В поисках Немо» и «Тачки». Технические достижения Pixar в кинематографе были отмечены тремя премиями Оскар.

Кэтмалл возглавлял Pixar в течение трёх десятков лет, а Ханрахан имеет за плечами успешную академическую карьеру в Стэнфорде и создание компании Tableau, выпускающей приложения для визуализации данных.

Однако сами лауреаты наиболее значительным своим достижением считают создание симбиоза искусства и технологий.

«Больше всего горжусь атмосферой в Pixar, где многие годы нами поддерживался баланс технологии и искусства», – сказал Кэтмалл. – Мы состыковали группу художников, которые хотят сделать что-то новое, с техническими людьми, которые работают над тем, чего люди обычно не видят. Это привело к действительно феноменальной синергии между этими двумя сторонами».

Магнитооптика придет на смену HDD?

Материалы, известные под общим термином «перовскиты» уже используются в солнечных батареях, где быстро становятся реальной альтернативой кремниевым солнечным элементам. Однако диапазон перспективных приложений перовскитов неуклонно расширяется.

Последней новостью с этого фронта стало использование перовскитов физиками из Швейцарской Политехнической школы в Лозанне (EPFL) для быстрого и обратимого изменения полярности магнитного бита оптическим способом – под воздействием видимого света.

«Нам было известно, что свет можно использовать для перезаписи магнитных спинов, но до сих пор для этого требовалось охладить оборудование до – 180 градусов Цельсия, – пишет Ласло Форро (László Forró), один из авторов статьи об этой работе в журнале PNAS (Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA). – Главной проблемой было заставить эту технологию работать при комнатной температуре».

Для этого швейцарские исследователи разместили тонкую плёнку галоидного перовскитного материала поверх ферромагнетика – оксидного перовскита. Полученная таким образом гетероструктура представляет новый класс светопоглощающих материалов. Сами авторы рассказывают об этом в статье так: «Мы использовали сэндвич из материала с высокой светочувствительностью (йодид метиламмония/свинца, MAPbI3) и ферромагнетика (манганит лантана/стронция, LSMO). Освещение MAPbI3 направляет носители заряда в LSMO (процесс, называемый фотолегированием) и уменьшает его намагниченность».

Ласло Форро и его коллеги по EPFL Балинт Нафради (Bálint Náfrádi) и Эндре Хорват (Endre Horváth) утверждают, что магнитооптические накопители на основе их метода будут компактнее, быстрее и дешевле сегодняшних HDD и смогут стать жизнеспособной альтернативой гибридной технологии термомагнитной записи и магнитного считывания (HAMR).

В настоящее время они ведут поиск инвесторов, которые поддержали бы заявку на патент, и промышленных партнеров для создания концептуального образца нового устройства.

Магнитооптика придет на смену HDD?

 
 
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT