Финальный этап Imagine Cup 2007 прошел в начале августа в Сеуле – городе, в котором, по мнению его жителей, идеально сочетаются традиции и новизна. Впрочем, выглядит он как суперсовременный мегаполис, напичканный небоскребами, мостами, хитроумными дорожными развязками, а также диковинными электронными устройствами (вроде таксофонов с сенсорными экранами), способными удивить и европейца, и заокеанского гостя. Одним словом, выбор для организации студенческих технологических состязаний вполне удачный, тем более что и местная общественность – от студентов-волонтеров до самого мэра – отнеслась к ним со всем вниманием и почти трогательной заботой.
|
Для нас нынешний заключительный этап Imagine Cup, пожалуй, интереснее всех предыдущих вместе взятых. В него впервые за пятилетнюю историю этих соревнований пробились украинские студенты, причем сразу в четырех конкурсах – три из них (за исключением Software Design, где предварительный отбор теперь проходит на национальном уровне) проводились в онлайновом режиме. Соответственно, это само по себе является заметным успехом, поскольку в каждом случае наши ребята входили в лучшую мировую шестерку. В результате украинская команда оказалась третьей по численности из Центральной и Восточной Европы, уступив по этому показателю только Польше и Румынии, но опередив даже Россию. Вообще же в отборочных этапах 2007 г. состязались свыше 100 тыс. студентов из более чем ста стран, а в финале участвовали около 350 человек из 60 стран.
|
Джо Вилсон (Joe Wilson), директор академических инициатив в Microsoft: «Технологии способны изменить мир к лучшему, и потому каждый раз наши соревнования подчинены какой-то социальной теме» |
Соревнования Imagine Cup 2007 имели и еще одну важную особенность – они были официально одобрены и поддержаны ЮНЕСКО, и, видимо, не только в силу выбранной тематики (напомним, что перед участниками стояла задача «представить мир, в котором технологии открывают всем и каждому путь к лучшему образованию»). Д-р Абдул Вахид Хан (Abdul Waheed Khan), заместитель генерального директора ЮНЕСКО, высоко оценил вклад информационных и коммуникационных технологий в развитие образования, ведь они позволяют эффективно преодолевать расстояния, социальные и культурные различия. Он также отметил, что хотя современные ICT-решения недешевы, они окупаются сторицей, поскольку оказываются гораздо эффективнее большинства прежних средств и методов. А поддержка и организация мероприятий, подобных Imagine Cup, способствуют их популяризации и притоку необходимых инвестиций.
Традиционно список соревновательных дисциплин Imagine Cup каждый год слегка меняется. Одним из интересных нововведений на этот раз стал конкурс Embedded Development, в рамках которого участникам предлагается разрабатывать собственные устройства и решения для платформы Windows CE. Были представлены самые разнообразные проекты – от библиотечных систем на базе RFID и напичканного электроникой манекена для отработки процедур искусственного дыхания и закрытого массажа сердца до фактически самодельной игровой приставки и специальной программной среды для учебных курсов. Последний, созданный командой Бразилии, и стал победителем. А второе и третье места достались соответственно Румынии и Китаю.
|
Роман Кашляк – первый украинский призер Imagine Cup |
Кстати, ранее конкурс встраиваемых разработок проводился самостоятельно, однако его перенос в Imagine Cup, вероятно, поможет четче позиционировать традиционный Software Design, который в прошлом году был явно перегружен программно-аппаратными решениями. Конечно, полностью избежать этого не удалось и сейчас (в силу ограничений Embedded Development), однако чисто программных решений стало гораздо больше, и два из них вышли в призеры. Первое место, наибольшая премия и переходящий кубок достались команде Таиланда, создавшей 3D-среду для обработки литературных текстов – процесс включает съемку страниц, распознавание, коррекцию, поиск и отображение дополнительной информации, такой как изображения или энциклопедические статьи. Третье несколько неожиданно досталось представителям Ямайки – их решение на поверку оказалось развитой, но довольно типичной системой дистанционного образования с возможностью объединения в одном классе учащихся, говорящих на различных языках, – за счет привлечения онлайновых сервисов перевода.
|
Девять студентов и руководитель команды Software Design А. Е. Дорошенко (справа вверху) – весьма солидное представительство Украины на Imagine Cup |
Второе же место получили хозяева Imagine Cup 2007, предложившие проект, идейно близкий к украинскому. Южнокорейские студенты создали специальные перчатки и программную прослойку, обеспечивающую двустороннее общение с компьютером (посредством специальной дактильной азбуки) людей с одновременными нарушениями зрения и слуха. К сожалению, наша команда находилась с ними в одном потоке и, вероятно, поэтому не смогла пробиться выше полуфинала. Впрочем, попасть в список 12 лучших (из 55 претендентов!) – тоже довольно почетно.
Еще одно новшество Imagine Cup 2007 – появление наряду с Short Film конкурса Digital Photo. Вообще это выглядит несколько странно, ведь обе сугубо креативные дисциплины, по большому счету, не имеют прямого отношения к IT. Возможно, однако, что их присутствие отражает повсеместный сдвиг в сторону так называемого цифрового образа жизни, и в этом контексте они, пожалуй, уместны. Один из членов жюри, Джей Соу (Jae Soh), профессор кинематографии Сеульского института искусств, видит как раз позитивный момент в том, что студенты соревнуются (и, естественно, следят за успехами товарищей, общаются между собой и т. д.) в столь разных дисциплинах – по его мнению, это поможет им лучше понять запросы современного мира и оценить весь спектр средств и возможностей для решения актуальных проблем, как технических, так и социальных.
|
Команда Таиланда – счастливые обладатели первой премии в Software Design и переходящего кубка |
Приятно было осознать, что отечественным студентам, отличающимся довольно высоким уровнем технической и научной подготовки, не чужда и творческая жилка. В каждом из этих конкурсов были представлены украинские команды, а ведь в финал выходили только шесть участников со всего мира! К сожалению, добиться больших успехов им не удалось – вероятно, сказался недостаток опыта подобных соревнований. А победителями в обеих категориях стали представители Польши, не в первый раз приехавшие на Imagine Cup.
Наконец, самым удачным для наших соотечественников оказался четвертый конкурс – алгоритмы. Роман Кашляк из КНУ имени Тараса Шевченко сумел завоевать здесь второе место. А первое, кстати, как и в прошлом году, досталось полякам.
Итак, Imagine Cup 2007 завершен – на повестке дня Imagine Cup 2008, финал которого пройдет в Париже. Вся информация о будущих соревнованиях уже размещена на официальном сайте, а выбранная тема – окружающая среда – видится довольно непростой (с точки зрения Software Design). Впрочем, может быть, именно это поможет участникам представить действительно небанальные проекты. Очень хочется надеяться, что украинское студенчество проявит к Imagine Cup 2008 еще больший интерес, ведь нынешняя команда доказала, что мы можем выступать достойно и бороться за самые высокие награды.
Не плестись в хвосте
Представители Центральной и Восточной Европы традиционно сильно выступают на Imagine Cup, и есть все основания полагать, что появление в этом своеобразном клубе Украины отнюдь не понизит средний уровень. Об этом мы решили поговорить с человеком, который знает ситуацию не понаслышке, – Андреем Тереховым, руководителем академических программ Microsoft в CEE.
Андрей, судя по всему вы должны быть довольны результатами своего региона?
Да, результаты, прямо скажем, хорошие. Преимущественно за счет мегауспеха Польши, победившей в трех категориях (алгоритмы, фотография, короткометражный фильм), а также получившей признание от BT и приглашение на семинар Innovation Accelerator. Если бы подсчитывался суммарный рейтинг, они наверняка были бы первыми.
И чем бы вы объяснили такой феномен, тем более что он прослеживается на протяжении нескольких последних лет?
Прежде всего, у них сильная высшая школа и подготовленные студенты, которые, к тому же, по-хорошему амбициозны, т. е. всегда нацелены на победу. Кроме того, очень важен высокий уровень осведомленности об Imagine Cup. К примеру, общее количество студентов, принявших участие в отборочных соревнованиях в Польше, гораздо больше, чем в России или Украине – пожалуй, даже вместе взятых.
А как вы оцениваете выступление именно Украины?
Несомненно, как успех. Прежде всего стоит отметить довольно большое число ваших студентов, пробившихся в финал. Для первого опыта это вообще беспрецедентно. Так же, как и выход вашей команды в полуфинал Software Design. Ну а второе место вашего участника в конкурсе алгоритмов просто не требует комментариев.
Кстати, он полагает, что мог бы выступить и лучше, но несколько не рассчитал свои силы в этом 24-часовом марафоне...
Видимо, это недостаток опыта. Я не перестаю обращать внимание на то, что соревнования все усложняются. Это неизбежный процесс по мере того, как участники накапливают соответствующие навыки и умения. Побеждать становится все труднее, и этому нужно учиться.
Похоже, это в полной мере относится к команде Польши, которая из года в год завоевывает первое место в алгоритмах?
Поляки вообще сегодня сильны в алгоритмах и программировании, я наблюдал за их успехами не только на Imagine Cup. Как я уже говорил, это – результат формирования соответствующей школы и, конечно, наличия амбиций, стремления побеждать, где только можно.
А насколько решение судей по Software Design совпало с вашими представлениями?
Не вполне, конечно, хотя команды Кореи и Таиланда я для себя, безусловно, отмечал. Впрочем, вряд ли кто-то был способен предсказать итоговые результаты. Для того мы и собираем весьма представительное жюри, чтобы учесть самые разные точки зрения. Что касается Ямайки, то у них также есть несомненные плюсы – очень точное попадание в тематику и яркая презентация.
Ждут ли нас в следующем году какие-то изменения?
Не слишком большие. Web Development сольется с Software Design, что на данном этапе вполне логично – в последнем трудно представить развитую конкурсную работу без Web-составляющей. Зато появится Game Development – создание игр на платформе Microsoft XNA для десктопов и Xbox.
А вам не кажется, что фотография и короткометражный фильм несколько выбиваются из общей IT-направленности соревнований?
Пожалуй, нет. Они действительно отличаются от прочих дисциплин, как, к примеру, и Interface Design. Но зато придают Imagine Cup некую завершенность – креативную составляющую я считаю довольно важной, иначе все превратилось бы в состязание «умников».
Напоследок, что бы вы могли пожелать или посоветовать нашим студентам?
Прежде всего принимать самое активное участие в Imagine Cup. Массовость очень важна для отбора действительно перспективных проектов и талантливых людей. Тем более что разнообразие конкурсов в рамках этих соревнований позволит практически любому выбрать для себя что-то подходящее и сосредоточиться на том, что у него получается лучше всего.
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365
Игорь, спасибо за статью.
Сергей,
Short Film
всегда пожалуйста.
напишу и лучше - дайте только повод ;)
Согласен с Сергеем. Интервью с Тереховым напрашивалось у меня еще в Корее, очень неординарный и открытый человек, располагает к разговору и имеет интересную точку зрения. Так что попали в точку! Довольно интересный материал, но хотелось бы более развернутого изложения (даже учитывая что я все видел своими глазами). Не принимайте за критику, это пожелания. Успехов, надеюсь увидимся в Париже. Спасибо.
Антон, Short Film.
да отчего ж, критикуйте :)
к сожалению, почти всегда есть ограничения и по объему, и по времени, - и преодолеть их не всегда просто.