`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Архитектурная


Недавно, будучи на сайте forbes.com, обратил внимание на колонку Боба Иванса (Bob Evans, The Hunt for Innovation: 10 Strategic Insights) от 11.11.2012 г. с любопытной картинкой, описывающей процесс вытеснения традиционных технологий «деструктивными» или «разрушающими». Плавно поднимающиеся линии «традиционных» перерезает резко взмывающая вверх «деструктивная», оставляя их внизу. График иллюстрирует универсальную закономерность для самых разных видов человеческой деятельности, но мы для начала поговорим о телекоммуникациях, поскольку именно в них соответствующий эффект наблюдается в последние два десятилетия особенно зримо.

Когда-то в употреблении были только домашние стационарные телефоны и «телефоны-автоматы» общего пользования. Особенностью стационарной связи было то, что для обмена информацией человек был привязан к месту нахождения телефонного аппарата. Вдруг в начале девяностых годов прошлого века появились пейджеры и пейджинг как услуга (это — в нашей стране, а в США — лет на тридцать раньше), и сразу же возможности по обмену информацией существенно расширились, даже несмотря на то, что на пейджер можно было передать лишь несколько цифр или короткую фразу типа «Перезвони Михаилу Лаптеву».

Несколькими годами позже появляется мобильная связь в стандарте GSM (другой стандарт, NMT, в расчет брать не будем из-за дороговизны и малой распространенности) и превращает пейджинг в «традиционную», а затем — просто в отмирающую технологию. В 2001 году — уход пейджинга с рынка Великобритании, в прошлом (или уже позапрошлом) году не стало пейджинга в нашей стране. И даже в США, где в ряде мест (больницы и т.п.) разрешено пользоваться только пейджерами, чтобы исключить влияние излучения передатчиков на электронные устройства для поддержания жизнедеятельности, доходы от этой услуги только за год сократились в три раза — с 6 до 2 миллиардов долларов.

В роли «новой» технологии мобильные телефоны пробыли относительно недолго и начали вытесняться смартфонами, а внутри семейства смартфонов аппараты с поддержкой стандартов 3G и LTE (там, где он есть) приходят на смену аппаратам с поддржкой GPRS и EDGE. Во всех случаях — одна и та же картина: попробовав новые возможности, пользователь не желает более от них отказываться и крайне неохотно возвращается к прежним, урезанным сценариям. Ваш покорный слуга сделал было попытку отказаться от смартфона, но в итоге все окончилось связкой «смартфон плюс планшет» с «фаблетом» («плафоном») в перспективе (Интернет по протоколу LTE тоже бы не помешал). И еще множество примеров подобного рода в смежных сферах, например — недавний заголовок на этом сайте: «Skype занял треть рынка международной телефонии».

Подводя итог этому мини-разделу — новые технологии имеют две особенности: пользоваться ими поначалу могут себе позволить далеко не все. Но те, кто может — при правильном их применении получают существенное конкурентное преимущество.

Исследователи жизненного цикла организаций приложили много усилий, пытаясь ответить на вопрос, что же делать компаниям, их руководителям, когда достигнут этап «постоянного роста» или «расцвета». Ответ, казалось бы, прост — меняться. Но «простой» ответ тянет за собой множество самых разнообразных необходимых действий — смену приоритетов, выработку новой стратегии и плана действий, затем — «реинжиниринг» компании, перестройку и обновление ее бизнес-процессов, материальных и информационных потоков, а также информационных систем. А самое главное — решимость самого высокого руководства на подобный шаг.

И когда такое решение (о «реинжиниринге») принимается, на арену выходит концепция имплементации «сервис-ориентированной архитектуры» корпоративных информационных систем (в других источниках — не «концепция», а ИТ-стратегия). Три важных принципа лежат в ее основе: первый — модульность и слабая связность, второй — обмен данными по протоколу SOAP (как варианты — jini, CORBA или REST), третий — инкапсуляция (разграничение технологий обработки данных и обмена ими).

Говорить о SOA как о чем-то революционно новом не стоит. Но то, что эта концепция обладает всеми чертами «деструктивной» или разрушающей традиционные подходы к построению корпоративной ИТ-инфраструктуры — вполне справедливо. Во-первых, потому, что когда она надлежащим образом воплощена в жизнь, она выводит организацию, ее применившую, на принципиально новый виток своего развития, не достижимый прежними средствами. Во-вторых, она снимает прежние ограничения на ее рост и размер. В третьих — она закладывает фундамент для менее болезненного обновления в следующем цикле, продлевая этап «расцвета».

Middleware (или ПО промежуточного слоя), к которому относятся и SOA-продукты — сегодня чуть ли ни наиболее активно развиваемая сфера научных исследований: десятки научных конференций и сотни докладов на них от ученых из университетов всего мира — от Шанхая и Токио на востоке до Сантьяго-де-Чили и Ванкувера на западе, высокие показатели «индекса цитирования» для ведущих работ и т.п. , что вполне понятно — всяческих уже существующих информационных систем много, задача научить их общаться друг с другом не менее важна, чем создать еще одну. Middleware сегодня — это и промышленные мероприятия: например, только в Российской Федерации конференции по SOA проводятся уже шесть лет каждые полгода, собирая представителей ведущих компаний этой страны; что уж говорить о более крупных рынках. Наконец — есть примеры успешных внедрений, хотя название одной из обзорных статей на ресурсе cnews.ru, датированное 2010 годом, достаточно красноречиво: «СОА в России: только для избранных».

К чему это я? Украинский ИТ-рынок по размерам — приблизительно одна десятая от российского (а тот — приблизительно во столько же раз меньше ИТ-рынка США). Но даже в нашей стране, по моему мнению, уже вполне созрели условия для более широкого перехода к использованию сервис-ориентированной архитектуры на практике — в системах электронного взаимодействия органов госвласти и в крупных банках, у телеком-операторов и в сетях розничной торговли — если вспомнить, что многие ведущие современные западные компании совершали решительные повороты в своем развитии как раз во времена с не самой благоприятной, мягко выражаясь, экономической обстановкой.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+99
голосов

Напечатать Отправить другу

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT