Снижение спроса, вызванное стагнацией мировой экономики, негативно отражается на развитии многих ИТ-направлений. Не стал исключением и сегмент панелей TFT-LCD, который до недавних пор демонстрировал стабильный рост объемов выручки за счет выпуска все большего числа конечных устройств с ЖК-экранами. Но все же опыт предыдущих лет научил производителей заранее готовиться к трудным временам.
Неожиданный удар
Первые тревожные симптомы, выразившиеся в падении отпускных цен на ЖК-панели из-за их перепроизводства, были зафиксированы в середине прошлого года. Предпринятые участниками рынка превентивные меры свелись к радикальному пересмотру инвестиций в строительство новых заводов и регулированию объемов выработки. Как следствие, рынок избежал дальнейшего резкого снижения ASP в период традиционно невысоких продаж в начале нынешнего года.
Однако уже во II квартале рыночная конъюнктура подверглась коррективам. Прежде всего, ожидания высокого спроса на устройства с ЖК-панелями в Китае, связанные с летней Олимпиадой, не оправдались вследствие землетрясения в провинции Сычуань, а также из-за массовых волнений в Тибете, распространившихся на другие регионы страны. В то же время еще на одном крупном рынке сбыта ЖК-устройств – в США – экономический спад повлек за собой изменение потребительских предпочтений в пользу ЖК ТВ с относительно небольшими диагоналями экранов и общее снижение спроса на эти устройства. Как результат, LG Display и AU Optronics, ориентированные преимущественно на выпуск панелей крупных форматов, пришлось столкнуться со значительными складскими запасами матриц.
Замедление динамики спроса на ЖК-телевизоры заставило поставщиков приступить к оперативной переналадке линий на изготовление панелей для мониторов и ноутбуков. Отпускные цены на заготовки для этих устройств оставались вполне стабильными на протяжении всей первой четверти года, лишь в конце II квартала было отмечено незначительное снижение ASP. Согласно данным Displaybank, если в июне стоимость наиболее востребованных телевизионных матриц 32" и 37" WXGA уменьшилась на $10 до $310 и $503 соответственно, то падение цен на панели для ноутбуков и мониторов за тот же период не превысило $1–2. В частности, средняя стоимость заготовок для дисплеев 17" и портативных ПК 15,4" составила $121 и $99 соответственно.
Впрочем, для решения проблемы перепроизводства крупноформатных ЖК-панелей этих шагов оказалось недостаточно. Некоторые компании, к примеру AUO и CMO, поспешили объявить о сокращении выпуска матриц. Согласно оценкам корейской финансовой группы Goodmorning Shinhan Securities, эта проблема сохранится по крайней мере до второго полугодия 2009 г., но если мировые макроэкономические показатели в ближайшее время придут в норму, она может разрешиться и раньше.
Изменение средних цен на ЖК-панели различных формфакторов в 2008 г., долл.
Устройства |
Диагональ |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Мониторы |
17" Wide |
124 |
120 |
122 |
123 |
121 |
19" Wide |
125 |
122 |
125 |
127 |
125 |
Ноутбуки |
15,4" Wide |
103 |
99 |
98 |
100 |
99 |
ТВ |
32i" |
330 |
330 |
326 |
318 |
310 |
42" |
540 |
534 |
523 |
513 |
503 |
Перспективное планирование
Позитивную роль в нормализации рыночной атмосферы может сыграть назревающая смена потребительских предпочтений, связанная с размером экрана. На первый план активно выходят новые широкоформатные формфакторы. Прежде всего, на этапе коммерческого освоения уже находятся ноутбуки с диагональю экрана 15,6". Продвигаемый AUO, CMO, LG Display и Chunghwa Picture Tubes (CPT) формат поможет этим компаниям гораздо эффективнее использовать стеклянные подложки на фабриках нынешних поколений, снижая объем отходов. Эта инициатива уже нашла поддержку у Dell, Acer, ASUS, Toshiba и Lenovo, которые анонсировали или заявили о намерениях выпустить ноутбуки с диагональю экрана 15,6".
Те же цели преследует и миграция индустрии с матриц формата 16:10 к 16:9. Ожидается, что этими экранами, по своим характеристикам наилучшим образом подходящими для просмотра HD-контента, к 2012 г. будет оснащено 90% ноутбуков и 67% мониторов. Популяризация нового формфактора позволяет А-брендам осуществить весьма полезную для активизации продаж диверсификацию продуктовых линеек мобильных ПК. То же относится и к производителям дисплейных подложек. Например, LG Display, CMO и ряд других компаний уже объявили о строительстве фабрик 6G, главной задачей которых будет удовлетворение спроса исключительно на матрицы с соотношением сторон 16:9.
Серьезным подспорьем для индустрии должны стать и новые продуктовые ниши. Определяя наиболее перспективные с точки зрения роста продаж устройства, которые будут оснащаться плоскими панелями, наблюдатели выделяют OLED TV и нетбуки. Производство матриц для них в обозримом будущем должно превратиться в довольно устойчивый источник доходов. Аналитики DisplaySearch считают, что до 2015 г. включительно среднегодовой рост поставок панелей для упомянутых устройств составит 167 и 74% соответственно. Только в этом году выручка от продажи дисплеев OLED увеличится на 69%, до 827 млн долл., а в 2010 г. в количественном выражении объем сбыта окажется на 280% больше, чем в 2007 г. Иными словами, через три года крупнейшие поставщики панелей во главе с Samsung SDI, LG Display, Sony и CMEL отгрузят почти 17 млн органических дисплеев, большая часть из которых будет выполнена по технологии AM-OLED.
Личный зачет
Лидером отрасли ЖК остается Samsung SDI. В то же время уже несколько кварталов подряд она регистрирует чистые убытки. По состоянию на начало мая они составляли 30 млн долл. и в большей степени связаны с негативными результатами подразделений по производству ЭЛТ и плазменных устройств. Если с будущим ЭЛТ уже все достаточно ясно, то в направлении PDP компания по-прежнему испытывает серьезные проблемы c выпуском панелей премиум-класса 50" Full HD. И все же представители Samsung SDI уверены, что, увеличив консолидированные продажи по итогам года не менее чем на 24%, она сумеет вернуться в прибыльное русло.
LG Display закончила II квартал вполне успешно. При ожидаемой чистой прибыли в размере 731,5 млн долл. реальные показатели компании превысили 738 млн. Впрочем, аналитики сходятся во мнении, что для LG Display это был период пиковых доходов и до середины 2009 г. прибыль будет снижаться. Однако повод усомниться в столь мрачных прогнозах дают недавно заключенные LG Display долгосрочные контракты на поставку дисплеев для Apple iPod и продукции Dell.
Неожиданно низкие июньские продажи отразились на квартальных показателях AU Optronics. Доход компании во второй четверти года достиг 4,07 млрд долл, таким образом, квартальное падение выручки составило почти 10%. Столь слабый результат явился следствием сезонного снижения поставок широкоформатных панелей.
Chi Mei Optoelectronic объявила о сокращении объемов производства по меньшей мере на 10%, даже несмотря на завершение II квартала с доходом 3,2 млрд долл. (на 4,8% больше, чем в I квартале). Среди главных причин – уменьшение заказов на продукцию CMO со стороны ИТ-производителей и ожидаемое падение цен на панели для мониторов в III квартале.
Прогнозируя развитие событий на ближайшие месяцы, можно предположить, что выпадающий на III квартал старт «высокого» сезона продаж позволит производителям приблизиться к решению проблемы накопившихся складских запасов. А быть может, им даже удастся немного повысить цены на свои изделия.
Устройства с плоскими панелями, продажи которых растут наиболее динамично
Тип продукции |
Количество реализованных устройств в I квартале 2008 г.,
тыс. шт. |
Рост поставок за последний год, % |
Средний ежегодный рост поставок до 2015 г., % |
OLED TV |
5 |
- |
167 |
Нетбуки |
1129 |
2409 |
74 |
Цифровые фоторамки |
6560 |
646 |
32 |
Информационные дисплеи |
354 |
36 |
26 |
Ноутбуки |
32 998 |
44 |
17 |
ЖК ТВ |
27 865 |
78 |
12 |
Индустриальные дисплеи |
5812 |
37 |
10 |
Автомобильные дисплеи |
4608 |
24 |
9 |
Навигаторы |
12 540 |
181 |
9 |
Портативные медиаплееры |
11 498 |
-12 |
9 |
Всего |
881 705 |
15 |
9 |
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365