Снижение спроса, вызванное стагнацией мировой экономики, негативно отражается на развитии многих ИТ-направлений. Не стал исключением и сегмент панелей TFT-LCD, который до недавних пор демонстрировал стабильный рост объемов выручки за счет выпуска все большего числа конечных устройств с ЖК-экранами. Но все же опыт предыдущих лет научил производителей заранее готовиться к трудным временам.
Первые тревожные симптомы, выразившиеся в падении отпускных цен на ЖК-панели из-за их перепроизводства, были зафиксированы в середине прошлого года. Предпринятые участниками рынка превентивные меры свелись к радикальному пересмотру инвестиций в строительство новых заводов и регулированию объемов выработки. Как следствие, рынок избежал дальнейшего резкого снижения ASP в период традиционно невысоких продаж в начале нынешнего года.
Однако уже во II квартале рыночная конъюнктура подверглась коррективам. Прежде всего, ожидания высокого спроса на устройства с ЖК-панелями в Китае, связанные с летней Олимпиадой, не оправдались вследствие землетрясения в провинции Сычуань, а также из-за массовых волнений в Тибете, распространившихся на другие регионы страны. В то же время еще на одном крупном рынке сбыта ЖК-устройств – в США – экономический спад повлек за собой изменение потребительских предпочтений в пользу ЖК ТВ с относительно небольшими диагоналями экранов и общее снижение спроса на эти устройства. Как результат, LG Display и AU Optronics, ориентированные преимущественно на выпуск панелей крупных форматов, пришлось столкнуться со значительными складскими запасами матриц.
Замедление динамики спроса на ЖК-телевизоры заставило поставщиков приступить к оперативной переналадке линий на изготовление панелей для мониторов и ноутбуков. Отпускные цены на заготовки для этих устройств оставались вполне стабильными на протяжении всей первой четверти года, лишь в конце II квартала было отмечено незначительное снижение ASP. Согласно данным Displaybank, если в июне стоимость наиболее востребованных телевизионных матриц 32" и 37" WXGA уменьшилась на $10 до $310 и $503 соответственно, то падение цен на панели для ноутбуков и мониторов за тот же период не превысило $1–2. В частности, средняя стоимость заготовок для дисплеев 17" и портативных ПК 15,4" составила $121 и $99 соответственно.
Впрочем, для решения проблемы перепроизводства крупноформатных ЖК-панелей этих шагов оказалось недостаточно. Некоторые компании, к примеру AUO и CMO, поспешили объявить о сокращении выпуска матриц. Согласно оценкам корейской финансовой группы Goodmorning Shinhan Securities, эта проблема сохранится по крайней мере до второго полугодия 2009 г., но если мировые макроэкономические показатели в ближайшее время придут в норму, она может разрешиться и раньше.
Устройства | Диагональ | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь |
Мониторы | 17" Wide | 124 | 120 | 122 | 123 | 121 |
19" Wide | 125 | 122 | 125 | 127 | 125 | |
Ноутбуки | 15,4" Wide | 103 | 99 | 98 | 100 | 99 |
ТВ | 32i" | 330 | 330 | 326 | 318 | 310 |
42" | 540 | 534 | 523 | 513 | 503 | |
По данным Displaybank. |
Позитивную роль в нормализации рыночной атмосферы может сыграть назревающая смена потребительских предпочтений, связанная с размером экрана. На первый план активно выходят новые широкоформатные формфакторы. Прежде всего, на этапе коммерческого освоения уже находятся ноутбуки с диагональю экрана 15,6". Продвигаемый AUO, CMO, LG Display и Chunghwa Picture Tubes (CPT) формат поможет этим компаниям гораздо эффективнее использовать стеклянные подложки на фабриках нынешних поколений, снижая объем отходов. Эта инициатива уже нашла поддержку у Dell, Acer, ASUS, Toshiba и Lenovo, которые анонсировали или заявили о намерениях выпустить ноутбуки с диагональю экрана 15,6".
Те же цели преследует и миграция индустрии с матриц формата 16:10 к 16:9. Ожидается, что этими экранами, по своим характеристикам наилучшим образом подходящими для просмотра HD-контента, к 2012 г. будет оснащено 90% ноутбуков и 67% мониторов. Популяризация нового формфактора позволяет А-брендам осуществить весьма полезную для активизации продаж диверсификацию продуктовых линеек мобильных ПК. То же относится и к производителям дисплейных подложек. Например, LG Display, CMO и ряд других компаний уже объявили о строительстве фабрик 6G, главной задачей которых будет удовлетворение спроса исключительно на матрицы с соотношением сторон 16:9.
Серьезным подспорьем для индустрии должны стать и новые продуктовые ниши. Определяя наиболее перспективные с точки зрения роста продаж устройства, которые будут оснащаться плоскими панелями, наблюдатели выделяют OLED TV и нетбуки. Производство матриц для них в обозримом будущем должно превратиться в довольно устойчивый источник доходов. Аналитики DisplaySearch считают, что до 2015 г. включительно среднегодовой рост поставок панелей для упомянутых устройств составит 167 и 74% соответственно. Только в этом году выручка от продажи дисплеев OLED увеличится на 69%, до 827 млн долл., а в 2010 г. в количественном выражении объем сбыта окажется на 280% больше, чем в 2007 г. Иными словами, через три года крупнейшие поставщики панелей во главе с Samsung SDI, LG Display, Sony и CMEL отгрузят почти 17 млн органических дисплеев, большая часть из которых будет выполнена по технологии AM-OLED.
Лидером отрасли ЖК остается Samsung SDI. В то же время уже несколько кварталов подряд она регистрирует чистые убытки. По состоянию на начало мая они составляли 30 млн долл. и в большей степени связаны с негативными результатами подразделений по производству ЭЛТ и плазменных устройств. Если с будущим ЭЛТ уже все достаточно ясно, то в направлении PDP компания по-прежнему испытывает серьезные проблемы c выпуском панелей премиум-класса 50" Full HD. И все же представители Samsung SDI уверены, что, увеличив консолидированные продажи по итогам года не менее чем на 24%, она сумеет вернуться в прибыльное русло.
LG Display закончила II квартал вполне успешно. При ожидаемой чистой прибыли в размере 731,5 млн долл. реальные показатели компании превысили 738 млн. Впрочем, аналитики сходятся во мнении, что для LG Display это был период пиковых доходов и до середины 2009 г. прибыль будет снижаться. Однако повод усомниться в столь мрачных прогнозах дают недавно заключенные LG Display долгосрочные контракты на поставку дисплеев для Apple iPod и продукции Dell.
Неожиданно низкие июньские продажи отразились на квартальных показателях AU Optronics. Доход компании во второй четверти года достиг 4,07 млрд долл, таким образом, квартальное падение выручки составило почти 10%. Столь слабый результат явился следствием сезонного снижения поставок широкоформатных панелей.
Chi Mei Optoelectronic объявила о сокращении объемов производства по меньшей мере на 10%, даже несмотря на завершение II квартала с доходом 3,2 млрд долл. (на 4,8% больше, чем в I квартале). Среди главных причин – уменьшение заказов на продукцию CMO со стороны ИТ-производителей и ожидаемое падение цен на панели для мониторов в III квартале.
Прогнозируя развитие событий на ближайшие месяцы, можно предположить, что выпадающий на III квартал старт «высокого» сезона продаж позволит производителям приблизиться к решению проблемы накопившихся складских запасов. А быть может, им даже удастся немного повысить цены на свои изделия.
Тип продукции | Количество реализованных устройств в I квартале 2008 г., тыс. шт. |
Рост поставок за последний год, % | Средний ежегодный рост поставок до 2015 г., % |
OLED TV | 5 | - | 167 |
Нетбуки | 1129 | 2409 | 74 |
Цифровые фоторамки | 6560 | 646 | 32 |
Информационные дисплеи | 354 | 36 | 26 |
Ноутбуки | 32 998 | 44 | 17 |
ЖК ТВ | 27 865 | 78 | 12 |
Индустриальные дисплеи | 5812 | 37 | 10 |
Автомобильные дисплеи | 4608 | 24 | 9 |
Навигаторы | 12 540 | 181 | 9 |
Портативные медиаплееры | 11 498 | -12 | 9 |
Всего | 881 705 | 15 | 9 |
По данным DisplaySearch. |