`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Украинский ИТ-рынок 2014: вполовину

+55
голосов

Политическая нестабильность в стране и боевые действия на востоке, депрессивное состояние экономики и стремительная девальвация гривны привели к резкому падению украинского ИТ-рынка и его откату на десятилетие назад. По данным аналитиков и оценкам игроков рынка, его объем в 2014 г. сократился примерно вдвое, в годовом сравнении. О том, какие продуктовые сегменты пострадали больше, а какие меньше, о тенденциях года ушедшего и перспективах на текущих – читайте в нашем традиционном итоговом материале.

Аппаратное обеспечение

Настольные и мобильные ПК

Украинский ИТ-рынок 2014 вполовину

Под давлением неблагоприятных обстоятельств украинский рынок персональных вычислительных устройств снижается уже не первый год и в 2014 г., по оценкам компании IDC, его объем в денежном выражении, не дотянув до 790 млн. долл., рухнул на ощутимые 53% относительно показателей не лучшего 2013 г. Причем в отличие от прошлых лет негативная тенденция затронула даже рынок планшетов, поставки которых сократились почти на четверть – до 252 млн. долл. Сбыт настольных ПК уменьшился на 57% и едва превысил 167,5 млн. долл. Худшую динамику, как и в 2013 г., показали мобильные ПК – этот сегмент упал на 62% и принес меньше 370 млн. долл.

По данным компании GfK Ukraine, розничные продажи настольных ПК в натуральном выражении сократились на 42% – до 241 тыс. шт. Из-за снижения средней цены на 10% объем рынка в денежном измерении упал на 48% и составил 117,4 млн. долл.

Закономерно наиболее востребованными стали недорогие системы. Выраженную положительную динамику показали только десктопы ценовой категории до 400 долл., которые в результате заняли около четверти рынка. Между тем, на фоне общего негатива почти в полтора раза нарастили долю моноблоки – на них пришлось 12% в деньгах и почти 7% в штуках.

Продажи мобильных ПК, согласно подсчетам GfK Ukraine, сократились на 46% – до 862 тыс. единиц или 430 млн. долл. При этом средняя цена реализованного ноутбука также уменьшилась и сравнялась с данным показателем для настольных ПК – 500 долл.

С точки зрения диагонали экрана наиболее популярными остаются пятнадцатидюймовые ноутбуки. Они улучшили свои позиции еще на 4% и заняли более 77% рынка в деньгах. Остальные сегменты потеряли в той или иной степени. Второе место, как и годом ранее, заняли устройства с диагональю от 17 дюймов (т.н. desktop replacement, DTR) – чуть больше 11%. Интересно, что де-факто самыми востребованными ноутбуками в итоге стали далеко не самые мобильные ПК. Впрочем, как показывает статистика, примерно та же история и с мобильным Интернетом.

Худшая динамика у нетбуков – падение втрое. В результате за ними теперь всего 1% продаж. Больше даже у сравнительно новой категории – планшетных ноутбуков или трансформеров, которые стоят заметно дороже.

Данная тенденция прослеживается и в ценовых сегментах. Сбыт устройств от 1 тыс. долл. подрос и теперь им принадлежит почти 10% рынка. Наибольший спад показали модели стоимостью от 600 до 700 долл. Мейнстримом стали ноутбуки в диапазоне 300-500 долл. – свыше 47% продаж в деньгах и почти 60% в штуках. Т.е. по сути кризис поляризовал спрос, наиболее ощутимо ударив по среднему ценовому сегменту.

От былого неудержимого роста продаж медиа-планшетов не осталось и следа. Даже они не смогли преодолеть негативные тенденции 2014 г., хотя еще недавно прибавляли многократно каждый год. В результате их сбыт сократился до 1,39 млн. штук. Отметим, по методике GfK Ukraine к данной категории относятся устройства с экраном более 5,5 дюймов, оснащенные ARM или другим специализированным процессором и работающие на основе одной из мобильных ОС.

Из-за существенного уменьшения средней цены, которая снижалась из квартала в квартал и в последней четверти едва превысила 170 долл., объем рынка планшетов в деньгах сократился на пятую часть и составил 274 млн. долл.

Если рассматривать ситуацию с точки зрения ценовых категорий, наибольший рост – в 1,5 раза в деньгах – показали устройства стоимостью от 100 до 300 долл. Теперь за ними почти треть сегмента в денежном измерении и больше 40% в натуральном. В целом свыше 77% рынка в деньгах и 92% в штуках приходится на медиа-планшеты стоимостью до 400 долл.

Неудивительно, что по популярности у покупателей продолжают лидировать сравнительно недорогие семидюймовые планшеты – 59% рынка в штуках. По деньгам они на втором месте с долей 38%. Наибольшее падение показали устройства с экраном десять дюймов – теперь всего четверть продаж в штуках. Правда, в деньгах за ними все еще первое место и почти 43%. А наилучшей динамикой могут похвастать восьмидюймовые модели, которые на падающем рынке прибавили около 5%.

Существенно снизились и продажи устройств для чтения электронных книг. Несмотря на некоторый рост средней цены (до 121 долл.), их сбыт в деньгах сократился на 43% – до 17,1 млн. долл., а в натуральном выражении на 46% – в целом за год было реализовано чуть более 140 тыс. штук. В данной продуктовой группе наибольший спад пришелся на модели с экраном семь дюймов – в пять раз в деньгах. Львиная доля продаж пришлась на читалки с шестидюймовым экраном (почти 85% рынка) и на базе электронной бумаги (97%).

Украинский ИТ-рынок 2014 вполовину

Алексей Кононский
менеджер по работе с партнерами компании Dell в Украине и странах СНГ

В 2014 г. спрос еще больше сместился в сегмент бюджетных устройств с ценником до 400 долл. Стоит заметить, что сейчас такие лэптопы – это вполне комфортные для работы и мощные решения. Именно на эти устройства мы делаем ставку в потребительском сегменте. Больше информации >>

 

Украинский ИТ-рынок 2014 вполовину

Виталий Подольников
руководитель направления «десктопы и моноблоки» представительства компании Lenovo

Корпоративные клиенты в прошлом году заморозили значительную часть проектов. Ситуация в стране оказывает большее влияние на данную категорию клиентов, чем на потребительский сегмент. При этом формируется значительный отложенный спрос. Больше информации >>

 

Мнение эксперта

Владимир Поздняков

региональный менеджер IDC в Украине, Беларуси, Молдове и странах Закавказья

Украинский ИТ-рынок 2014 вполовину

По предварительным оценкам IDC, в 2014 г. украинский рынок ИКТ (включая профессиональные услуги, ПО, ИТ-оборудование, телефоны и смартфоны) сократился на 42% и «достиг» отметки в 2,4 млрд. долл., что примерно соответствует уровню 2009 г. К сожалению, это еще не «дно» и в нашем прогнозе на текущий год – дальнейшее падение до 2 млрд. долл.

В минувшем году лидерами по темпам падения стали ПК (-60,7%), периферийные устройства (-48,5%) и традиционные телефоны (-58,3%). Единственный сегмент, где аналитики зафиксировали рост (около 50%) – «облачные» услуги. Но этот рынок еще настолько мал (порядка 10 млн. долл.), что говорить о каком-то значимом его влиянии на отрасль пока рано.

На мой взгляд, нет смысла анализировать причины падения, они известны всем. Лучше подумать о том, как пережить очередные трудные времена, чтобы через пару лет встретить «бум» восстановления во всеоружии, как минимум с профессиональной командой. За два предстоящих года ИТ-рынок Украины изменится до неузнаваемости. Балласт утонет сам, пену смоет шторм. Умельцы «заносить» и «пилить» уступят дорогу знающим как сделать качественно и ответственно, умеющим реализовать быстро и в рамках бюджета.

Безусловно, трудно оставаться оптимистом, когда за год рынок сокращается практически вдвое, а национальная валюта дешевеет втрое. Сложно искать позитив, когда вокруг – сокращения персонала и банкротства предприятий. И, тем не менее, как бы банально это не звучало, Украина – огромный рынок с нереализованным потенциалом! А все ключевые показатели, характеризующие этот потенциал, как известно, привязаны к населению (ВВП/чел, ИТ-затраты/чел). Поэтому не забываем, что наше главное богатство – это люди. Сохраним его вместе!

Мониторы

Украинский ИТ-рынок 2014 вполовину

Несмотря на попытки производителей привить пользователям идею, что с растущей популярностью мобильных устройств необходимость в мониторах не отпадает, и появление моделей с возможностью подключения смартфонов, планшетов и ноутбуков, пока основной схемой остается использование отдельных дисплеев в паре с компьютером. Поэтому логично, что рынок устройств отображения снижается вслед за ПК.

Ситуацию несколько спасает постоянное совершенствование технических характеристик и возможностей мониторов, что отчасти стимулирует обновление парка. И все же в 2014 г. их продажи снизились на 47% и составили 57,9 млн. долл. в денежном выражении и 360 тыс. в натуральном, по оценкам аналитиков GfK Ukraine. Отметим, что в данном случае речь идет исключительно о моделях без ТВ-тюнера.

В плане структуры продаж по диагоналям существенных изменений не наблюдалось. Лишь немного прибавили мониторы с экраном от 23 дюймов. В результате на сегмент 23-24 дюйма теперь приходится почти 40% рынка в деньгах и 31% в штуках. Модели 20-22 дюйма, напротив, лидируют в натуральном выражении (примерно 39%), но занимают второе место по деньгам с долей 34%.

Укрепили свое лидерство мониторы с соотношением сторон 16:9 – за ними уже 92% в деньгах и свыше 95% в штуках. Подавляющее большинство современных устройств основаны на светодиодной подсветке – более 98% рынка в денежном выражении и почти 99% в натуральном. Еще немного прибавили за год модели с разрешением Full HD – теперь им принадлежит около 73% продаж в деньгах и более 69% в штуках.

Согласно предварительным подсчетам IDC, поставки мониторов в Украину упали почти на 53% и не дотянули даже до 370 тыс. штук. Лидерами остаются модели с экраном 21 дюйм (доля 37%). За ними следуют 18 дюймов (25%) и 23 дюйма (14%).

Из тенденций аналитики IDC обращают внимание на появление в сегменте мониторов для ПК устройств с диагоналями 32 и 34 дюйма. Раньше такие размеры встречались только в категории профессиональных широкоформатных дисплеев (рекламные мониторы, доски объявлений, демонстрационные панели и т.д.).

Украинский ИТ-рынок 2014 вполовину

Николай Вихтюк
менеджер по работе с клиентами компании MMD в Украине и Молдове

В гораздо меньшем объеме стали продаваться мониторы с диагональю 25 дюймов и выше, а также дорогие бизнес-модели. Однако наибольшие потери вендоры несут в сегменте «бюджетных» мониторов с диагоналями 18,5-21,5 дюймов, из-за острой конкуренции. Больше информации >>

 

Украинский ИТ-рынок 2014 вполовину

Евгений Легкоступ
директор по продажам ИТ-техники и мобильных устройств компании «LG Electronics Украина»

LG Electronics существенно укрепила свою позицию на украинском рынке мониторов. Это произошло за счет того, что компания работает на условиях DDP. То есть, мы осуществляем самостоятельный импорт продукции и продаем ее дистрибьюторам за гривны. Больше информации >>

 

Печатная периферия

Украинский ИТ-рынок 2014 вполовину

Помимо негативных экономических факторов, давление на рынок печатающей периферии оказывают также технологические тенденции – развитие и растущая популярность мобильных устройств и облачных сервисов значительно упрощают пользователям обмен информацией. Поэтому неудивительно, что по данным GfK Ukraine, отечественный рынок принтеров в 2014 г. сократился еще вдвое. Его объем в денежном выражении составил 18,7 млн. долл., а в натуральном – 128 тыс. штук. Впрочем, ведущие производители печатающей техники стараются держаться в русле и в прошлом году вышло немало новых моделей с поддержкой возможности прямой печати с мобильных устройств и из Интернета.

Что касается технологий, то лазерные принтеры в минувшем году увеличили разрыв – теперь за ними почти 70% рынка в деньгах и около 73% в штуках.

С точки зрения ценовых сегментов. Наибольший рост показала категория 100-150 долл. – им теперь принадлежит около 37% рынка в деньгах. Сильнее остальных сократились сегменты 200-250 долл. и свыше 300 долл. Почти две трети продаж принтеров в 2014 г. пришлось на устройства стоимостью от 50 до 200 долл.

Чуть меньше, чем в принтерах, но также существенно сократился сбыт многофункциональных печатающих устройств (МФУ) – 47 млн. долл. (-39%) или 313,9 тыс. шт. (-43%). И это при том, что их возможности богаче, а средняя цена всего на восемь долларов выше, чем у принтеров.

Расстановка сил между технологиями печати тут практически не изменилась и, по данным GfK Ukraine, за лазерными МФУ почти 58% в деньгах и около 38% в штуках.

Наибольшее падение в денежном и натуральном выражениях показал сегмент недорогих МФУ стоимостью от 50 до 70 долл. Напротив лучший рост продемонстрировали категории 100-150 и 250-300 долл. Самый востребованный сегмент – 150-200 долл. – почти 24% в деньгах. В целом же, более половины рынка за устройствами с ценником от 100 до 250 долл.

Предварительные данные специалистов IDC фиксируют схожую динамику. По их оценкам поставки принтеров в Украину в 2014 г. сократились на 42% в деньгах (13,77 млн. долл.) и на 37% в единицах (79,5 тыс. шт.). Динамика рынка МФУ была еще хуже – минус 44% в денежном выражении (38,06 млн. долл.) и снижение на 43% в натуральном (220,6 тыс. штук).

Украинский ИТ-рынок 2014 вполовину

Андрей Лейко
менеджер по вопросам регионального развития компании «Canon Украина»

Стоит отметить два основных направления развития печатной техники, на которых концентрируется Canon в Украине. Первое – это увеличение доли и улучшение характеристик беспроводных устройств. Второе – рост популярности моделей с более емкими картриджами. Больше информации >>

 

Украинский ИТ-рынок 2014 вполовину

Тарас Чабановский
директор представительства компании OKI в Украине

Непрогнозируемость ситуации в стране привела к отмене целого ряда крупных проектов, которые существенно влияют на объем рынка в целом. Как всегда в такой ситуации четко прослеживается параллель между масштабами девальвации и уменьшением рынка в деньгах. Больше информации >>

 

 

Украинский ИТ-рынок 2014 вполовину

Олег Кристюк
директор по маркетингу и развитию бизнеса ColorWay

Как показала практика, несмотря на то, что рынок печати предлагает продукцию не первой необходимости, он имеет своего постоянного покупателя, как в потребительском, так и корпоративном сегментах. Необходимость в печати определенных видов документов присутствуют всегда. Больше >>

 

 

Серверы и системы хранения данных

В условиях экономической нестабильности, потери части территории страны и напряженной обстановки в районах, прилегающих к зоне боевых действий, многим предприятиям становится не до развития бизнеса. Компании думают не про инвестиции, а про выживание. Крупные инфраструктурные проекты откладываются на неопределенное время, а финансирование выделяется только на самое необходимое для поддержания жизнедеятельности.

Динамика падения украинского рынка серверов нарастала с каждым кварталом и если в первой четверти он сократился относительно аналогичного периода 2013 г. на 20%, то во второй уже на 38%, а в целом за год поставки упали в денежном выражении почти на 41%, до 40,86 млн. долл., или около 6400 юнитов, по предварительным оценкам киевского офиса IDC. Такие показатели примерно соответствуют уровню 2002-2003 гг.

Из-за девальвации национальной валюты и существенного сокращения бюджетов, заказчики предпочитали приобретать системы исключительно под решение насущных задач, без вложений на перспективу. Поэтому в наиболее массовом сегменте серверов архитектуры x86 меньше пострадали продажи систем локальных производителей. Благодаря чему рыночная доля последних несколько увеличилась. В тройку лидеров, как и в прошлом году, вошли НР, Dell и «Навигатор», судя по информации от самих игроков рынка.

В целом, по данным IDC, сегмент x86 уменьшился на 45% с лишним, до 30,65 млн. долл. Динамика в натуральном выражении оказалась еще хуже – почти минус 50%.

В тоже время, продажи высокоуровневых серверов RISC/EPIC в Украине пострадали меньше – они снизились примерно на 21% в деньгах и несколько превысили 10 млн. долл. Дорогие модели как правило приобретаются под критичные для крупного бизнеса приложения, либо используются под виртуализацию, и если уж у компании есть потребность в подобной системе, то заменить ее решением попроще сложно. Тройка лидеров в данном сегменте традиционно включает HP, IBM и Oracle.

Поставки внешних систем хранения (СХД) в Украину, по предварительным данным IDC, в прошлом году сократились на 42% в денежном выражении и оцениваются в 21,56 млн. долл. В натуральном измерении рынок просел больше чем на 47% и составил около 570 юнитов.

Украинский ИТ-рынок 2014 вполовину

Андрей Сивенюк
маркетинг-менеджер компании Dell в Украине и СНГ

Мы наблюдаем увеличение доли серверов x86 местной сборки, хотя в штучном объеме они сокращаются. Это закономерный процесс в условиях роста валюты. Однако вендоры только усиливают конкурентную борьбу. Больше информации >>

 

 

Украинский ИТ-рынок 2014 вполовину

Сергей Синиченко
руководитель подразделения серверов, СХД и сетевого оборудования представительства компании Hewlett-Packard в Украине

Основное ожидание рынка связано с затишьем на востоке Украины и последующим развитием проектов по реконструкции экономики страны с привлечением ресурсной поддержки со стороны зарубежных доноров. Больше информации >>

 

 

Украинский ИТ-рынок 2014 вполовину

Евгений Войтович
руководитель проектного отдела компании Integrity System

Меньше остальных просели поставки Hi-End систем хранения. Так как если на них есть реальные задачи, то их уже ничем не заменишь. В отличие от СХД среднего класса или начального уровня, где всегда можно попытаться подобрать более бюджетное решение. Больше информации >>

 

 

Украинский ИТ-рынок 2014 вполовину

Юрий Жуковский
аналитик компании Entry

Виртуализация и консолидация вычислительных ресурсов привела к тому, что потребителями СХД становятся компании от 50 ПК – те, кто ранее обходился без них. Этому способствовало снижение цен на традиционные СХД и появление доступных программных технологий. Больше информации >>

 

 

Каналы сбыта

Украинский ИТ-рынок 2014 вполовину

Наглядным свидетельством того, как политические события в стране, аннексия Крыма и боевые действия на востоке сказались на украинской экономике, можно считать изменение сезонной структуры продаж основных продуктовых групп ИТ-техники. Если до сих пор многие годы чаще всего наиболее слабым становился второй квартал, а лучшим – четвертый. То в 2014 г., по информации GfK Ukraine, максимальные результаты были получены в первой четверти – примерно треть годовых продаж практически во всех товарных категориях. Очевидно, причина не в том, что с января по март, в разгар противостояний в Киеве, потребители спешили приобретать электронику, а в том, что после этого их активность снизилась и носила спорадический характер. По данным представителей розницы, спрос значительно упал, а всплески обычно приходились на периоды резкого снижения курса гривны, которая в начале 2014 г. похоже навсегда покинула ставший за несколько лет привычным уровень в 8 грн за доллар и отправилась ставить антирекорды.

По причине девальвации наблюдалось и другое явление: объем рынка в натуральном выражении значительно сокращался, а в гривневом оставался примерно на уровне 2013 г. Поскольку вся ИТ-продукция импортируется, готовая, либо в виде комплектующих, оценка объемов продаж в валюте представляется наиболее адекватной и она показывает, что рынок значительно сократился.

Кроме того, из-за стремительного обесценивания национальной валюты и падения покупательной способности населения, в большинстве сегментов спрос сместился в нижний ценовой сегмент. Хотя в некоторых категориях, например в ноутбуках, устройства премиального класса даже несколько увеличили рыночную долю.

Существенное влияние на активность покупателей оказало также сокращение программ кредитование, в виду тяжелого положения банковского сектора. Так, если в прошлые годы продажи электроники в кредит составляли не менее половины, а иногда и три четверти, то в 2014 г. они сократились до 20-25%.

Если рассматривать структуру продаж основных категорий ИТ-продукции по каналам сбыта, видно что универсальные магазины электроники в прошлом году нарастили долю в сбыте печатающей периферии и стационарных компьютеров, но несколько сдали в планшетах и электронных книгах. Корпоративный канал усилил позиции в настольных и мобильных ПК, а также мониторах. Салоны средств связи и офисной техники прибавили в сбыте планшетов и принтеров. Однако, ухудшили показатели в мобильных ПК и читалках. ИТ-розница смогла лишь несколько улучшить позиции в ноутбуках и электронных книгах. В результате, практически во всех ключевых сегментах на сегодня лидируют магазины бытовой техники и электроники. Только в стационарных ПК лучшие показатели у B2B-канала (почти 57%), а в принтерах пока еще на первом месте ИТ-розница (около 33%).

Украинский ИТ-рынок 2014 вполовину

Юлия Ратушная
директор по продажам компании ELKO Kiev

В 2015 г. нам следует ожидать изменений в сфере политики ведения бизнеса крупнейшими игроками. Те компании, которые не научатся следить за оборачиваемость складских остатков, не смогут пережить этот кризис. Больше >>

 

 

Украинский ИТ-рынок 2014 вполовину

Сергей Яковлев
коммерческий директор компании MTI

Наиболее стабильными продажи были в нижнем ценовом сегменте. Периодически мы видели всплески спроса на волне очередной девальвации или плохих ожиданий. Это касалось товаров, в которые покупатели были готовы вложить свои сбережения или ранее откладывали эту покупку. Больше >>

 

 

Украинский ИТ-рынок 2014 вполовину

Иван Павлик
руководитель бизнеса «Потребительская электроника» компании COMFY

Весь минувший год доля товаров, приобретаемых в кредит, сокращалась. В среднем, за прошлый год доля таких продаж в Comfy не превышала 30%. Что было вызвано значительным ухудшением условий кредитования со стороны банков. Больше >>

 

 

Украинский ИТ-рынок 2014 вполовину

Вячеслав Поврозник
исполнительный директор торговой сети «Фокстрот»

Ключевыми факторами, которые повлияли на рынок, являются политическая и экономическая ситуация в стране, снижение индекса потребительских настроений, девальвация гривны, нестабильность в банковском секторе, а соответственно снижение доли потребительского кредитования. Больше >>

 

 

Мнение эксперта

Валентина Печончик

ведущий эксперт направления ИТ и офисной техники компании GfK Ukraine

Украинский ИТ-рынок 2014 вполовину

Прошлый год закончился прогнозируемым падением. Ключевые группы ИТ-техники (компьютеры, ноутбуки, мониторы) в объемах продаж потеряли 42, 46 и 47% соответственно. Даже стремительно растущая категория медиа-планшетов, по нашим данным, упала на 3%. Тогда как еще в начале 2014 г. мы ожидали небольшой рост. Объемы продаж печатной техники (МФУ, принтеры, сканеры) снизились на 46%. Единственная категория, которая показала положительную динамику, – это смартфоны (12% роста год к году).

Впервые за все года мы не увидели классического роста продаж в высокий сезон, или так называемый back-to-school. Обострение боевых действий на востоке, девальвация гривны (и как следствие рост цен), падение покупательских способности и настроений – все это негативно отобразилось на продажах. В категории ноутбуков на второе полугодие пришлось лишь 50% годовых продаж, тогда как в предыдущие годы этот показатель в среднем равнялся 60-65%. Но все же основной причиной снижения продаж следует назвать колебание курса национальной валюты и рост цен. За год средний чек ноутбука в рознице в гривневом эквиваленте увеличился на 33%, побил психологическую отметку и составил почти 5700 грн. Таким образом, в декабре в сегменте выше 5000 грн. продалось 86% всех ноутбуков. В структуре сегментов значимых изменений не произошло. Доля нетбуков продолжает сокращаться. Единственным сегментом, продажи которого выросли год к году, стали планшетные ноутбуки (так называемые гибридные, или два-в-одном). Но их доля на рынке составила всего лишь 1,4%.

Рынки настольных ПК и мониторов в 2014 г. достигли своих исторических минимумов. В структуре продаж стационарных компьютеров продолжает расти доля моноблоков (с 5 до 8% в натуральном выражении). В мониторах же среди ключевых тенденций можно выделить увеличение спроса на модели с IPS-матрицей (доля выросла с 26 до 37%). И слегка увеличилась доля мониторов с диагональю 23" и выше (с 33 до 35%).

Как уже было сказано, рынок медиа-планшетов тоже показал падение на 3% и составил 1,39 млн. единиц. Но, стоит отметить, что в первом полугодии 2014 г. рынок еще рос: +46% от аналогичного периода 2013 г. Решающим оказалось второе полугодие – рынок упал на 25%. Среднерыночная цена планшета в гривнах увеличилась не так сильно, как в ноутбуках: +12% и составила 2255 грн. Это произошло за счет удешевления существующих линеек и выхода на рынок других бюджетных вариантов. В структуре производителей В-, С-бренды продолжают терять позиции (40%) под давлением более агрессивной ценовой политики А-брендов (60%).

Среди ключевых категорий телеком рынка продажи мобильных телефонов демонстрируют падение на 36% в натуральном выражении, в то же время смартфоны, даже несмотря на такой сложный год, показали рост на 12%. Здесь вполне прогнозируемо продажи перетекают в сегмент большой диагонали от 5 дюймов.

Ощущения на 2015 г. нерадостные. Нестабильность на валютном рынке, тяжелая экономическая ситуация, похоже, будет продолжаться и в этом году. Как результат – дальнейшее снижение продаж. Покупатель, скорее всего, будет искать более бюджетные варианты. В условиях, в которых живет сегодня наша страна, более точный прогноз дать сложно.

Системная интеграция

Существенное сокращение ИТ-бюджетов, естественно, отразилось и на рынке системной интеграции. Учитывая традиционно высокую долю в проектах аппаратного обеспечения, продажи которого, как мы знаем, значительно упали, а также фактическое прекращение работы в нескольких регионах, неудивительно, что игроки рынка системной интеграции говорят о его падении в два-три раза. По некоторым субъективным оценкам он не дотянул до 200 млн. долл. Фактически, подавляющее большинство проектов, которые реализовывались, были направлены на оптимизацию инфраструктуры и самую критичную модернизацию для перегруженных сервисов.

Единственное направление, показавшее рост – облачные сервисы и услуги по их интеграции в существующую инфраструктуру предприятия. Связано это было, прежде всего, с острой необходимостью компаний с востока страны выехать в более спокойные регионы. Однако, несмотря на высокую динамику, объем этого сегмента еще невелик и потому значительного влияния на весь ИТ-рынок он не оказывает.

Отраслевую специфику прошлого года характеризует минимальное количество внедрений в государственном секторе, в том числе из-за высоких рисков неплатежей. Между тем, некоторые игроки рынка верят в его перспективы в будущем, с началом технической модернизации органов государственно власти, которые могут осуществляться при поддержке зарубежных доноров. Также значительно уменьшилось число и объемы проектов в промышленном секторе. Одной из немногих отраслей, продолжающей инвестировать в развитие ИТ стал ритейл.

К сожалению, пока причин для оптимизма не наблюдается. Экономика страны находится в крайне сложном состоянии и в обозримой перспективе едва ли заметно улучшится. Для этого как минимум требуется прекращение боевых действий, которые дестабилизируют ситуацию в стране и увеличивают нагрузку на и без того проблемный государственный бюджет. Поэтому в 2015 г. украинский ИТ-рынок скорее всего продолжит падение в долларовом эквиваленте. Остается только надеется, что такое положение дел не затянется на долгие годы и что вслед за падением наступит период устойчивого экономического роста страны.

Украинский ИТ-рынок 2014 вполовину

Максим Агеев
генеральный директор компании De Novo

Большинство корпоративных потребителей спасало либо свои ИТ-активы (Крым, Донбасс), либо остатки ИТ-бюджетов, и этим определили профиль наиболее востребованных задач. Некоторые предприятия завершали начатые ранее важные проекты. Больше информации >>

 

 

Украинский ИТ-рынок 2014 вполовину

Николай Довженко
вице-президент компании «Инком»

В условиях экономической неопределенности компании практически не инвестируют в крупные проекты, поэтому чаще обращаются за услугами к поставщикам, переводя ИТ-затраты из капитальных в операционные. Больше информации >>

 

 

 

Украинский ИТ-рынок 2014 вполовину

Олег Литвин
директор компании «ЛанТек»

Важной сферой, обладающей, на мой взгляд, значительным потенциалом развития может стать государственный сектор. Технологичная пропасть, которая отделяет нас от Европы, бесспорно должна сокращаться. Больше информации >>

 

 

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+55
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT