Юлия Ратушная

директор по продажам компании ELKO Kiev

Прошлый год был, пожалуй, одним из самых сложных в истории украинской дистрибуции. С одной стороны, общая ситуация в стране и настроения в обществе отрицательно повлияли на покупательную способность населения. С другой стороны, обвальное падение курса национальной валюты сделало бизнес импортеров убыточным. В дополнение ко всему, наш рынок пока еще не привык к работе в условиях падения оборотов и, как следствие, многие игроки ведут себя не всегда разумно, не избавившись от привычки форсирования продаж любыми средствами.

Наиболее устойчивыми в кризисное время оказались те товарные категории, которые не были обременены большими товарными запасами (данная тенденция аналогична предыдущим кризисным периодам). Высокооборачиваемые сегменты рынка (например комплектующие к компьютерам) были быстро распроданы и не вызвали обвального снижения цен, даже несмотря на то, что рынок по ним упал по самым оптимистичным оценкам в два раза. С другой стороны, рынок смартфонов и планшетов показал самое скромное падение с точки зрения количества. Но, как и все товары, ориентированные на продажи конечному потребителю, продемонстрировал существенное снижение оборота в валюте цен закупки.

В 2015 г. нам следует ожидать изменений в сфере политики ведения бизнеса крупнейшими игроками. Те компании, которые не научатся следить за оборачиваемость складских остатков, не смогут пережить этот кризис. Кроме этого, постоянные колебания курса валют приводят к тому, что для обеспечения прибыльности бизнеса необходимо всеми силами стремиться продавать товар с положительной маржинальностью. Я думаю, в ближайший год мы увидим своего рода «переоценку ценностей» у основных игроков рынка, возможно даже реструктуризацию ассортиментных портфелей, которые приведут к фокусу на маржинальных сегментах.