Вячеслав Поврозник

исполнительный директор торговой сети «Фокстрот»

Объем розничных продаж ИТ-товаров в 2014 г. в гривневом эквиваленте показал незначительный рост в годовом сравнении – в пределах 15%. Однако, в долларах наблюдалось падение продаж, которое составило около 40%, а реализация товаров в штуках снизилась приблизительно на четверть. Это говорит о том, что рост продаж в гривне связан, в основном, с повышением цен на продукцию.

Ключевыми факторами, которые повлияли на рынок, являются политическая и экономическая ситуация в стране, снижение индекса потребительских настроений, девальвация гривны, нестабильность в банковском секторе, а соответственно снижение доли потребительского кредитования.

На 2015 г. ожидаем продажи ИТ-товаров ниже уровня 2014 г., до 10-25% в зависимости от группы товаров.

В прошлом году небольшой прирост в количественном выражении показали планшеты. Однако, по сравнению с динамикой данной группы в предыдущие годы, этот прирост незначительный. При этом на снижение спроса повлияли не только факторы внешней среды, описанные ранее. Также сказался рост продаж смартфонов, которые с развитием технологий составляют достойную альтернативу планшетам. Да и замена смартфона (покупка нового) происходит чаще, чем планшета. Ведь последние не могут похвастаться существенными инновациями, стимулирующими покупки новинок.

Еще до марта 2014 г. доля продаж в кредит, в товарообороте ИТ-товаров, превышала 50%. Начиная с марта доля постепенно уменьшалась и сейчас составляет около 25%.

Между каналами существует отличие в продажах ИТ-техники. Так, в традиционном канале (сети и специалисты) продолжается перетекание доли от ноутбуков в планшеты. При этом, в планшетах растет популярность таких характеристик, как 3G и функции телефона (возможность совершения звонков). В интернете же продаются более дорогие и технологичные товары. Соотношение продаж между ноутбуками и планшетами остается стабильным.