Иван Павлик

руководитель бизнеса «Потребительская электроника» компании COMFY

В 2014 г. мы наблюдали два основных тренда: объем рынка в натуральном выражении значительно сокращался, а в гривневом оставался примерно на уровне 2013 г., что связано с девальвацией национальной валюты.

Начиная с весны мы наблюдали значительное сокращение рынка в штучном выражении. Падение L-f-L (Like-for-Like sales, сопоставимые продажи) составляло около 60%. Уменьшение объемов продаж в натуральном выражении наблюдалось практически во всех категориях.

По нашим прогнозам в 2015 г. рынок в штучном выражении продолжит сокращаться, но в денежном выражении (в гривнах) даже вырастет. Основная причина этому рост средней цены продажи. Что, в свою очередь, связано с негативными тенденциями в экономике Украины (девальвацией гривны).

В первую очередь хотелось бы отметить тот факт, что в 2014 г. рынок стал более цивилизованным с точки зрения ввоза товара в страну. Так же заслуживает внимания ажиотажный спрос, который периодически возникал в связи с очередным падением гривны. Впервые эта ситуация появилась в конце марта – апреле, и так или иначе возникала во втором полугодии.

Наша компания продолжила развитие мультиканальной стратегии продаж. Мы предоставили клиентам возможность приобрести товар любым удобным способом: в магазине, онлайн, через контакт-центр или мобильное приложение. Независимо от канала коммуникации покупатель получил единую цену и уровень сервиса. Такая стратегия обеспечила достаточно высокую эффективность компании в минувшем году, и остается основным вектором развития в текущем.

В натуральном выражении в 2014 г. в меньшей степени пострадали продажи планшетов, смартфонов и телевизоров, в большей – ноутбуков. Покупатели в первую очередь были ориентированы на приобретение бытовой техники. В целом, наименьшее падение показали те категории товаров, которые в докризисный период демонстрировали самый значительный рост.

Весь минувший год доля товаров, приобретаемых в кредит, сокращалась. В среднем, за прошлый год доля таких продаж в Comfy не превышала 30%. Что было вызвано значительным ухудшением условий кредитования со стороны банков. В текущем году, в связи со сложной ситуацией в сфере потребительского кредитования, этот тренд также сохранится, и доля продаж товаров в кредит будет сокращаться.

Наибольшее падение в структуре продаж на рынке пришлось на специализированные магазины по продаже ИТ-техники. При этом сети остались на прежнем уровне. Если говорить о крупных категориях, например ноутбуках, тут изменение произошло за счет сокращения доли продаж несетевых компьютерных магазинов и небольших локальных сетей, мобильных специалистов, а также крупных сетей. В категории планшетов структура также изменилась – за счет роста доли мобильных специалистов, потеряли ИТ-специалисты и немного крупная розница. Безусловно, растут интернет-продажи. В целом, в 2015 г. рынок будет консолидироваться.