`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Стратегии IT-компаний

За последнее время пришлось много поразмышлять о стратегиях и путях развития компаний, работающих на рынке потребительских IT-продуктов. Раньше было проще: ставь процессор помощнее, памяти побольше, видеокарту побыстрее, вот тебе и развитие. Сейчас приходится учитывать развитие смежных рынков, таких как телекоммуникации и контент, многое из них интегрировать в свой продукт. В итоге получается примерно следующая классификация.

Стратегия Apple - "дорогая железка, дешевый контент".
Продуктом компании является экосистема из контента, системы его дистрибуции, операционной системы терминального устройства и самого устройства. В этом случае экосистема играет роль конкурентного преимущества для устройства, позволяющего продавать его с высокой маржой. Разумеется, дизайн, спецификация и эргономика устройства тоже играет важную роль (особенно, в случае самой Apple), но главное - вот такое устройство экосистемы.

Стратегия Amazon - "дешевая железка, дорогой контент". Высокие цены на контент и наработанные каналы его продаж (основной бизнес компании лежит в области контента) позволяют субсидировать покупку терминальных устройств, и в результате продукты с привлекательными характеристиками продаются по беспрецедентно низким ценам. Примечательно, что такая стратегия вполне позволяет продавать устройства даже там, где не продается контент (вот почему Kindle официально доступны в СНГ и других регионах) - при низких ценах и минимальной убыточности эти продажи позволяют увеличить объемы заказов устройств, а значит, получить более низкие цены на комплектующие, а значит - снизить себестоимость устройств и, как ни странно, сократить убытки.

Стратегия Samsung - "эксклюзивная железка и никакого контента".
Эксклюзивный доступ к компонентам с уникальными и привлекательными для конечного потребителя характеристиками позволяет, в удачном случае, вообще не заботиться построением экосистемы. Пример - Samsung, которая самостоятельно производит великолепные AMOLED-экраны (и самые новые и лучшие модели оставляет эксклюзивно для себя), а также процессоры и память, которые доступны подразделениям конечных продуктов по внутренним ценам. Это позволяет закладывать в продукты больший запас рентабельности и, соответственно, либо больше зарабатывать, либо представлять продукты с выдающимися характеристиками по сравнимым с более простыми конкурентами ценам. Дальше - типовая маркетинговая стратегия "продажи цифр" - и успех в кармане.

Нужно еще понимать, что современный мир потребительских IT - это мир экосистем, так что продавать устройство "без экосистемы" все равно не получится. В итоге компании со стратегией Samsung де-факто занимают нишу поставщиков терминальных устройств для чужих экосистем (например, наиболее популярные смартфоны и планшеты Samsung на платформе Android - это терминалы для экосистемы Google). Но "терминалы для чужих экосистем" - это высококонкурентный рынок, на котором поставщики предлагают более-менее одинаковые решения. Правильно реализованная "стратегия Samsung" позволяет выделиться среди них за счет уникальных аппаратных технологий.

Стратегия Nokia-HTC-SonyEricsson - "эксклюзивный софт и никакого контента". Рискованная, как оказалось, стратегия, при которой ключевым преимуществом бренда является уникальный локальный (т.е., работающий непосредственно на устройстве) софт. Де-факто, такая стратегия требует соблюдения одного ключевого условия - контроля над операционной системой. Это четко видно на примере Nokia: имея возможность самостоятельно развивать Symbian, компания могла предлагать эргономические и функциональные решения, максимально соответствующие свойствам и сценариям использования именно ее продуктов.

Кажется парадоксальным, что для адептов "стратегии Nokia" переход на одну из моделей с собственной экосистемой (Apple или Amazon) представляет огромную сложность. Тем не менее, это так. Nokia попыталась развивать собственную экосистему OVI, но все закончилось крахом. Аналогичная попытка HTC (htcsense.com) толком даже не началась. Странно, потому что ключевые компоненты продуктов и в том и в другом случае технически одинаковы - это софт. Вероятно, в этих компаниях структуры разработки локального софта имеют приоритет перед структурами разработки серверных и облачных приложений, и поэтому оттягивают на себя ресурсы и внимание руководства. Странная, и на самом деле не до конца понятная мне картина.

Главная проблема этой стратегии в том, что контроль над операционной системой требует больших капиталовложений, а в случае реализации "стратегии Nokia" с чужой ОС возникает риск обесценивания собственных наработок. Фактически, разработчики компании, которые создают некую функциональность и оставляют ее эксклюзивно для продуктов компании, напрямую конкурируют с разработчиками ОС, которые реализуют туже функциональность и делают ее доступной для всех. Т.е., ресурсы компании расходуются практически впустую.

Стратегия Acer-HP - "нормальная железка, никакого контента". Она заключается в том, чтобы эволюционно развивать продукт, удерживая его характеристики на адекватном уровне, конкурируя при этом соотношением цена/функциональность. Хорошая стратегия для крупного игрока в большом устоявшемся сегменте. Но для небольшой компании она неприменима впринципе.

Стратегия "Китайская" - "дешевая железка, никакого контента". Честно говоря, затрудняюсь подобрать пример, наиболее точно иллюстрирующий эту идею. Суть ее в том, что компания фокусируется на поиске более дешевых способов реализации технических решений. Другими словами, она способствует тому, что технологии и характеристики из более высоких ценовых сегментов становятся доступны в более дешевых продуктах. К примеру, Archos в планшетном сегменте делает это за счет использования китайских ARM-процессоров и китайских же ODM-разработок, что позволяет при сопоставимых характеристиках получить продукт, существенно дешевле, чем у Samsung, ASUS, Acer. Этой же стратегии придерживаются сейчас практически все китайские компании. Почему я затрудняюсь выбрать полностью адекватный пример - потому что эту стратегию достаточно сложно отличить от банального урезания собственной маржи. Изначально была мысль сделать примером реализации такой стратегии AMD, но там, похоже, как раз просто режут маржу.

Наверное, есть и другие типовые пути развития потребительских IT-компаний, с удовольствием пообсуждаю.

Напоследок еще два небольших наблюдения. Во-первых, не все стратегии работают на всех региональных рынках. К примеру, в СНГ на нынешнем этапе принципиально неработоспособна стратегия Amazon, зато отлично себя показывают варианты Samsung и "Китайский", сравнительно неплохо - Nokia и Acer. Насчет модели Apple есть сомнения; лично я верю, что она вполне реальна, дело исключительно в деталях реализации.

Во-вторых, порой одна и та же компания придерживается разных стратегий в разных сегментах. Так, сама Apple в сегменте ноубуков придерживается "стратегии Nokia" - имея контроль над ОС, она представляет продукты, не столь "завязанные" на постоянное потребление нового контента и софта, сколько универсальные компьютеры, сильная сторона которых - программная часть. Samsung же, в сегменте устройств на Bada, а также все производители телевизоров в сегменте Smart TV сейчас с большим или меньшим успехом пытаются реализовать "стратегию Apple". И так далее.

Что думаете?

Краш-тест идей. Загрузка карт и путеводителей за границей

Вдоволь покатавшись по переговорам и по маршруту дом-работа, обратимся к проблематике тех, кто регулярно бывает за рубежом. На собственном опыте не раз испытал последствия главного противоречия архитектуры современных навигационных систем. Полезнее всего они могли бы быть в совершенно незнакомых местах, и главным образом - в дальних странах, где спросить "как пройти в библиотеку?" не факт что получится, ввиду пресловутого языкового барьера. Но как раз в этот момент доступ к навигации наиболее затруднен! Подготовиться заранее и загрузить в смартфон/планшет навигационную систему с картой подходящей страны? Теоретически, правильно, но кто у нас всегда готовится ко всему заранее? (может вам еще и вставать в 5 утра, читать книжки по саморазвитию и жить по графику? ага, щасс!) Плюс к этому, карты для систем с локальным хранением типа Garmin или TomTom стоят довольно дорого, и продаются не по странам, а по регионам, что применительно, к примеру, к Европе с ее высочайшей детализацией, означает огромные объемы файлов. Переплачиваем за ненужное, однозначно. Воспользоваться онлайновыми навигационными системами вроде Google Maps, которые подгружают только тот участок карты, который в данный момент нужен? Отличная идея, только в конце пути вас поджидает оператор с астрономическим счетом за дата-роуминг, расценки на который еще более грабительские, чем за голосовой.

Итак.

Проблема. Нужно загрузить в смартфон или планшет карту города/района/страны по факту прибытия в нее (т.е., без предварительной подготовки), в обход операторов сотовой связи, и гарантированно (т.е., вне зависимости от наличия в стране операторов более экзотических стандартов, таких как Mobile WiMAX).

Решение 1. Киоски для загрузки карт. В аэропортах, на вокзалах, на основных туристических маршрутах устанавливаются киоски, наподобие терминалов для электронных платежей, с помощью которых путешественник может загрузить на устройство карту города или страны. Можно бесплатно, а можно и за денежку, если поставить монето/купюро/картоприемник. Передача данных - через кабель MicroUSB (напомню, евростандарт для всех смартфонов), либо беспроводный - NFC, Bluetooth, ZigBee... Главное, чтобы соединение не нужно было полчаса настраивать.

Решение 2. Транслировать карты вещательным образом со спутника. Принцип такой. В планшете/смартфоне устанавливается спутниковый приемник. Спутник (тот же, что обеспечивает в регионе цифровое спутниковое телевидение и интернет) транслирует по определенному каналу поочередно карты всех стран региона в формате <заголовок - контейнер данных>. Смартфон, когда регистрируется в роуминге, по коду сети  оператора определяет, в какой он стране, включает спутниковый приемник, дожидается заголовка, соответствующего этой стране, принимает контейнер с картой и отключает спутниковый приемник. По идее, девайс должен успеть все это сделать, пока пользователь выходит из самолета и проходит паспортный контроль.

Решение 3. Wi-Fi, родимый. Но для этого он должен быть бесплатным в аэропортах и на вокзалах, что в Европе очень далеко не факт.

Решение 4. Купить SIM-карту местного оператора.

Какое решение, по-вашему, самое удобное?

Несколько слов о кризисе в HTC

На Mobile Review с увлечением обсуждают кризис в HTC. Действительно, есть ряд тревожных симптомов, таких как падение продаж, уход с ряда важных рынков, которые побуждают задуматься, а что же в компании не так. Но главным образом у меня после прочтения этой темы складывается впечатление, что "не туда смотрят".

Во-первых, предполагается, что причина кризиса - в неудачном модельном ряду, тогда как на самом деле неудачный модельный ряд - это следствие кризиса. Причина же кризиса в том, что внутри компании не те люди оказались не та тех местах. Не имею достоверной информации, что происходит на самом деле, но могу предположить, что HTC столкнулась с проблемой потери управляемости вследствие резкого роста. Объясняю, как действует этот механизм: пока в компании небольшое количество проектов, региональных рынков, направлений - работает "вертикаль власти", которая сложилась при основании компании, каждый знает, что делать, в каком порядке и кого слушать. По мере увеличения количества проектов, растет количество и "людей-проектов", между ними начинается борьба за ресурсы, приоритеты и т.п., так называемое, и так нелюбимое мною "кабинетное айкидо". Каждый по очереди бежит в кабинет руководителя и напевает ему, какой крут его собственный проект и какой отстой - все остальные. Этот плюрализм мнений дезориентирует руководство и вредит всем проектам и компании в целом. Повторюсь, может на самом деле оно все по-другому, но эта причина весьма вероятна.

Во-вторых, наивными кажутся предложения коллег журналистов и комментаторов по исправлению ситуации путем добавления в модельный ряд очередного Смартфона С Самым Большим ХХХ (подставить нужное: процессор, экран, камера, музыкальные возможности и т.д.). Таким хочу напомнить: HTC и так является признанным производителем смартфонов топ-класса. Еще более топовый продукт положение не спасет, а наоборот, его ухудшит. Не секрет, что продажи топовых решений всегда небольшие, а опыт прежних лет показывает, что дорогие устройства с одной гипертрофированной функцией - практически никому не нужны. Да, о них интересно писать статьи, и они получаются отличными, ими очень здорово пользоваться, если подарят, но чтобы покупать, да за такие деньжищи, да из своего кармана... нет уж.

Если говорить о перекосах в линейке, то HTC недостает как раз хорошего среднего и бюджетного сегмента. Компания запирает себя в рамках гиковской аудитории, тогда как конкуренты активно осваивают другие сегменты. Отмазки типа "HTC - премиальный бренд" даже слушать не хочется: во-первых, если сравнить продажи флагмана HTC с Apple iPhone, да посмотреть, кто и по каким принципам выбирает продукт Apple, сразу становится понятно, кто тут премиальный. И сразу становится очевидно, что HTC не может сформировать правильный посыл для той аудитории, которая покупает определенную модель "чтобы быть круче всех"/"чтобы быть как все крутые" - а именно это самая доходная аудитория в премиальном сегменте.

По факту, HTC давно уже является "компанией одного продукта", в плохом смысле этого слова, т.е., она выпускает много всего, но каждый раз получается одно и то же - и по дизайну, и по балансу характеристик. Недостаток разнообразия - одна из причин проблем.

Да, еще небольшой комментарий по этому пункту: "конкуренция техническими характеристиками" при нынешнем состоянии смартфонного сегмента возможна только при одном условии: эксклюзивном доступе к компонентам, что почти автоматически означает их самостоятельное или тесно-партнерское производство. Именно в этом - залог успеха Samsung. Но это уже другая история.

Странно, что заглох целый ряд перспективных направлений, которые могли бы позволить HTC выйти на новые быстрорастущие рынки. Так, в сегменте планшетов компании определенно было бы что сказать. HTC Flyer в свое время был исключительно хорош.

В-третьих, действительно можно насчитать определенное количество недостатков в продуктах и линейке, возникших "на ровном месте", которых можно было бы избежать - те же желтые экраны, к примеру. Это опять же говорит скорее не о проблемах в инженерных подразделениях, а о неправильной мотивации в управляющем звене.

Такие вот дела.

Краш-тест идей. Напоминания, срабатывающие от местоположения

Еще одна маленькая штучка, которой я бы с удовольствием пользовался. Причем именно в виде маленькой штучки, потому как в многофункциональных продуктах такое уже вроде бы есть, но там вместе с одной нужной функцией приходит 25 ненужных, с которыми приходится как-то бороться. Итак, поехали.

Проблема. Есть много событий и задач, о которых нужно напоминать не в определенное время, а в определенном месте. Все известные мне "напоминалки" и органайзеры построены на принципе напоминания в определенное время. Но они не позволяют решать простейших задач типа "Купи хлеба!". Все дело в том, что напомнить мне, чтобы я купил хлеба, нужно не в определенное время, а тогда, когда я прохожу мимо булочной. Да, я могу примерно спрогнозировать, когда я там буду, и выставить напоминание на это время. Но планы имеют свойство меняться, особенно ближе к вечеру. В итоге, есть большая вероятность, что в запланированное время  я буду в совершенно другом месте и занят совершенно другим. Напоминание сработает - и что? Я либо отключу его и постараюсь запомнить, что мне нужно купить хлеба (в итоге, разумеется, забуду), либо перепрограммирую напоминание на новое время (для этого нужно еще задуматься, когда я теперь буду возле булочной), что сложно и неудобно.

Решение. Приложение для смартфона, которое позволяло бы программировать напоминания, срабатывающие не в определенное время, а в определенном месте, по данным от GPS. Я создаю напоминание и указываю адрес, в определенном радиусе от которого (радиус тоже можно задавать, но это уже для маньяков) должно сработать оповещение. Как вариант, можно не вводить адрес, а просто тыкать пальцем в место на карте. Возможны и дополнительные опции, например, одноразовое срабатывание, или каждый раз, когда я окажусь в этом месте, или с дополнительными опциями (например, в определенные часы). После этого напоминание сохраняется и активируется, когда по данным GPS я попадаю в зону его действия.

Развитие. Поскольку в изолированном виде в приложении нет источников для монетизации, возможен такой вариант. Приложение является клиентом LBS, в которой содержится база данных коммерческих предприятий. В результате напоминание может срабатывать не по конкретному адресу, а возле любой булочной. В напоминании можно выбирать фильтры, по которым будут отбираться заведения - например, не любые булочные, а только такие, в которых пекут чиабату с маслинами, или те, возле которых можно удобно припарковаться, или не далее ХХХ м от маршрута движения.

Пользовались бы вы такой штукой?

Краш-тест идей. Электронная именная табличка для конференц-залов

Решил попробовать новый формат блога, ну или рубрику, если пожелаете. В этом формате буду публиковать идеи разнообразных продуктов или сервисов, которые приходят в голову. А приходят они в голову буквально каждый день, т.к. жизнь постоянно подбрасывает разнообразные ситуации и объекты, которые хотелось бы улучшить или чем-то заменить. Идеи эти не претендуют на немедленную реализацию, так что публикую я их с целью неспешно пообсуждать, на предмет интересно/неинтересно, нужно/не нужно, реально/нереально, пользовался/не пользовался бы кто-то из вас подобной штукой в реальной жизни, есть/нет аналогов. Сразу отвечу на вопрос "а если украдут?": во-первых, в нынешнем мире сама идея ничего не стоит, стоит реализация, так что мне, в принципе, не жалко. Ну а во-вторых, если станет жалко - я всегда могу прислать счет, а дата, которая проставляется в записи блога, служит отличным доказательством первенства, если что.

Итак, поехали, идея №1 - электронная именная табличка для конференц-залов и переговорных комнат.

Проблема. Если в большой переговорке собирается 5-10 незнакомых людей, обменивается визитками и начинает общаться, то с ходу запомнить, кто есть кто по именам, не всегда возможно. Да, есть методики художественного раскладывания визиток на столе, но они не всегда работают. Табличка с именем отлично решает эту проблему, но изготовлять и менять их для каждой встречи не представляется возможным.

В порядке бреда. Электронная именная табличка для конференц-залов

Решение. Электронная табличка, в виде настольного устройства с экраном, предположим, e-Ink, которая бы подгружала и отображала данные того человека, кто за ней сидит. Для этого можно сканировать и распознавать визитку (по технологии типа ABBYY BCR). А можно подгружать "визитку", которая хранится в смартфоне - по-моему, в любой ОС в апплете Контакты есть раздел Мои данные или Моя визитка, в котором можно заполнить информацию о себе. Этот способ предпочтительнее, так как поля промаркированы и система точно знает, где имя, где - фамилия, где - должность и т.д., тогда как из-за креативного оформления визиток ингода возникает путаница. Передавать информацию со смартфона на табличку можно через любой радиоинтерфейс ближней зоны - лучше всего через NFC, но можно использовать и другие.

Если интересно, давайте обсуждать.

Здравствуй, силикон!

На рынке ARM-процессоров для мобильных устройств (преимущественно, планшетов) идет маленькая большая война. Китайцы наступают (как водится - небольшими отрядами по 2-3 миллиона человек), и кому-то в этом сегменте скоро придется несладко.

Если кто больше полугода не интересовался списком производителей ARM-процессоров для смартфонов и планшетов, то его ждет большой сюрприз. К классике жанра - Nvidia, TI, Samsung, Freescale и Qualcomm добавилось около десятка производителей. При этом пресловутый Rockchip можно считать уже классикой, а есть еще Telechips, Amlogic, Skyviia, InfoTM, и ряд других китайских компаний, в том числе с такими милыми европейскому уху названиями, как "Здравствуй, силикон!" (Hisilicon - на самом деле, "дочка" Huawei) или "Всепобеждающий" (Allwinner), он же "Чип в коробке" (Boxchip). Масла в огонь добавляют активизировавшиеся на этом рынке VIA и NEC-Renesas. Предназначено все это разнообразие, естественно, в первую очередь для Android-планшетов низкого ценового диапазона, расплодившихся в последнее время без счету.

Нельзя при этом сказать, что дешевые китайские ARM-процессоры из рук вон плохи. Так, Rockchip RK2918, с которого фактически началось масовое распространение дешевых планшетов, которые только с появлением этого процессора начали работать достаточно стабильно, можно уверенно вписывать в перечень значимых для индустрии CPU, наряду с Qualcomm Snapdragon или Nvidia Tegra 2. Сейчас этот производитель замахивается на систему уже вполне премиального класса - RK3066 содержит два ядра Cortex A9, работающих на частоте 1,5 GHz; при этом 7-дюймовые планшеты на этом чипе должны уверенно вписываться в ценовой диапазон до $200 даже в наших пенатах. Boxchip (Allwinner) A10 с его одним 1-гигагерцевым ядром Cortex A8 - еще дешевле, и при этом быстро и стабильно работает, за счет чего в последние месцы уверенно перехватил пальму первенства у RK2918, и теперь большинство бюджетных ANdroid-планшетов базируются именно на нем. Привлекателен он не только ценой: на нем уверенно и быстро работает Android 4.0, также инженеры этой компании создали сверхкомпактную референсную плату, способную потягаться по сочетанию цены, компактности и производительности с нашумевшим Raspberry Pi.

Наступление китайцев на процессорном фронте связано сложными причинно-следственными связями с ситуацией на планшетном рынке. По логике, глобальные процессорные бренды со своей более высокой ценой и преимуществом в мощности (сейчас практически все их ключевые модели - двухъядерные) должны бы находить свое место в планшетах топ-класса, а их более скромные китайские братья - в простеньких моделях начального уровня. На деле так и есть, если бы не одно "но". Apple iPad с его ценой практически монополизировал топовый сегмент, и теперь уже ни для кого не секрет, что за сопоставимую с ним стоимость (и даже на $50-100) дешевле ничто иное не продается. Бюджетные же модели расходятся довольно бойко. Но... "свести" себестоимость планшета низкого ценового диапазона так, чтобы не остаться в убытке, используя при этом не китайский процессор, невозможно - таковы реалии цен.

Любопытно, что в такой ситуации будут делать Qualcomm, TI и другие мировае производители - "уходить в отрыв" по производительности так, чтобы предложить потребителю функциональность, недоступную китайцам в принципе? Или же снижать цены в попытке отвоевать рынок у конкурентов из Поднебесной?

Что такого в Raspberry Pi?

"Мировая компьютерная общественность" с давно не наблюдаемым мною интересом следит за стартом проекта микрокомпьютера Raspberry Pi. Начались продажи, первые счастливцы уже со смаком распаковывают, и на данный момент этот сладостный акт совершили якобы уже порядка 20 тысяч раз. Что же, спрашивается, такого в этом Raspberry?

Что такого в Raspberry Pi?

Как инженерное решение, девайс вполне изящен, это компьютер размером с кредитную карту (чуть больше, плюс не такой плоский, хоть и в основном зеленый) и по цене $35 (опять-таки, слышал слухи, что даже по $25). Можно, конечно, поязвить, что оно даже без корпуса, и коробка у него не цветная. Но игрушка явно не для тех, кому важны именно эти показатели.

Вполне очевидно, что устройство рассчитано на тех, кто покупает его просто для смеха (цена располагает) с целью поставить на него Arch Linux или что-то в этом роде. Ну, поставили. Вопрос - что с ним делать дальше?

Вот, к примеру, у этой штуки (кстати, не менее интересной с точки зрения миниатюризации) назначение вполне очевидно. Это - так называемый Android HDMI Dongle или "смартификатор", девайс, который, будучи воткнутым в телевизор, превращает оный в Smart TV на платформе Android. Назначение такой штуки, понятное пользователю, придумать уже намного проще - здесь и Android-игры на телевизоре, и продвинутый видеоплеинг, и установка приложений (из APK или альтернативных источников, разумеется; установка Android Market на устройство такого класса есть явное и неприкрытое пиратство), но самое главное - просмотр потокового видео из интернет-источников, наподобие Oll.tv или Megogo.net (пробовал - у такого просмотра кино есть ряд неоспоримых преимуществ перед скачиванием из торрентов). Обратите внимание на USB-шлейф: с его помощью устройство запитывается от USB-разъема телевизора. Остается только решить проблему с дистанционным управлением, т.к. инфракрасное в силу размещения донгла работать не может в принципе, а радиочастотное не поддерживается на печатной плате.

Ну а если кто ( небезосновательно) возразит, что TI OMAP4 - это дорого, то вот вам еще. Та же концепция, но в виде референсной платы от Boxchip, котрая является производителем одних из самых дешевых, и при этом вполне приличных ARM-совместимых китайских процессоров (на которых сейчас строятся чуть менее чем все бюджетные Android-планшеты). "Референс" означает, что взяв эту готовую разработку и спроектировав к ней корпус (что не является чем-то особенно сложным само по себе), любой дядюшка Ляо может начать производство примерно таких девайсов.

Что такого в Raspberry Pi?

Не надо пугаться цены, которую увидите по ссылке. Она отражает только уровень жадности данного конкретного дядюшки Ляо. "BOM Cost" (калькуляция себестоимости) референса от Boxchip примерно сопоставима со стоимостью Raspberry Pi, разница только в том, что Boxchip предлагает своим клинтам еще и готовую сборку Android 2.3, а сейчас уже и 4.0.

Так что бы лично вы сделали с девайсом типа Raspberry Pi, если бы он попал к вам в руки?

Три странности с "трансформерами"

Как и ожидалось, на Computex 2012 высыпали целый ворох "трансформеров". Да простит меня ASUS, но название первого "планшето-ноутбука" с отсоединяемым доком-клавиатурой я уже так приловчился использовать в качестве нарицательного, что по другому просто не могу. А как их еще называть? Ну ок, говорят еще "convertible". Посмотрим, какое название приживется.

"Трансформеры" - это один из немногих классов планшетов в которые я верю. Причины такого оптимизма подробно описывал здесь. Пока что тренды идут в предсказанном направлении, да еще как. Одна ASUS выкатила "трансформеров" целых 6 штук, на любой вкус, закрывая весь спектр диагоналей, от 10" до 14". За ней Acer, Samsung, далее (хоть по Computex еще не отчитались, но явно же что-то делают) HP, Toshiba, Lenovo, Sony. Далее - сонм B-брендов, еще далее - китайские ODM-щики. В общем, компьютеров такого класса скоро будет много.

Подытожил сегодня первую информацию о новых продуктах и заметил три закономерности, которые мне показались странными.

1. Все копируют конструкцию ASUS без малейшего страха. С моей точки зрения, "половинка ноутбука" с поворотным шарниром, на котором смонтирован крепеж для планшета, и сам планшет с разъемом на нижней грани - оптимальное решение для этого класса устройств. Но почему его используют и Acer, и Samsung, и явно же другие подтянутся. Разве ASUS не подаст на них в суд? Или эта конструкция как-то незаметно для меня перешла в public domain? Или ASUS продает лицензии? Кому что известно?

2. Никто не объявляет цену. Ну, по крайней мере, мне за сегодня ни одна цифра по "трансформерам" не попалась. Что бы это значило? Полагаю, что сами производители ее с трудом себе представляют. Каждый ждет, что скажут другие, чтобы сформировать более выгодное предложение. С одной стороны, трансформеры - это разновидность планшетов, а рынок планшетов сейчас представляет собой самый яркий образчик полета цен в пропасть. Рентабельности там нет, за 500 долларов продается только iPad, другие хоть минимально "живые" модели - в 2 и более раза дешевле (здесь я говорю только о крупноформатниках, в сегментах 5" и 7" свои законы). На другом фланге имеем "ультрабуки", которые своими чудовищными ценниками олицетворяют тоску компьютерной индустрии по временам высоких цен и высокой маржи. И сколько, позвольте поинтересоваться, спрашивать за трансформеры? С одной стороны, их потребительские преимущества перед iPad - налицо, и это неплохой повод вломить по максимуму, чуть ниже уровня ультрабуков, порядка $900 за комплект планшет+док. С другой - продажи ультрабуков явно не очень большие, и это четко соответствует "теоретическому" выводу о том, что покупатель сейчас сильно тяготеет к низкой цене. С третьей - всегда появится "паршивая овца", которая выпустит продукт с ценой существенно ниже рынка, так что низкая цена (или ее быстрое снижение), мне кажется, наиболее вероятной. С четвертой - здесь ключевую роль играют ценники Intel и Microsoft, которые гарантированно закладываются в себестоимость устройства (последний тоже: никто не купит в 2012 г ультрановый трансформер с DOS), а они низкими, скорее всего, не будут. Сложный клубок противоречий, посмотрим, куда он покатится...

3. В линейке ASUS нет продукта с Clover Trail. Есть топовые Transformer Book на Ivy Bridge. Есть нежданчик Tablet 810 на Medfield, который, в общем-то, изначально для Windows не предназначен. Есть футуристическо-экзотический Tablet 600 на ARM-платформе под Windows RT. А на Clover Trail, который именно под эту категорию устройств предназначен - нету! Уж не знает ли чего ASUS плохого об этой платформе?

Какие будут соображения?

Человек дешевле машины?

Помнится, еще сравнительно недавно одним из основных барьеров внедрения IT на предприятиях в Украине была дешевизна рабочей силы. "Посадить студента" оказывалось всячески дешевле, чем автоматизировать бизнес-процесс.

Было у одного знакомого, работающего в крупной украинской IT-компании, желание закупить регулярный аналитический отчет у одного опять-же известного рыночного ресурса. Цель - получить своего рода "dashboard", позволяющий ежемесячно мониторить ситуацию на вверенном знакомому рынке, отслеживать изменения цен на конкурирующие продукты, появление новиноу и т.п. Причем отчет стоил смешные для пакета профессиональной информации $700.

Естественно (а может быть не очень?), что при утверждении этой закупки всплыл аргумент "да за $700 можно человека в штат взять".

Вот и выбирай в такой ситуации. С одной стороны, трудоемкость такого отчета несколько меньше месячной загрузки хорошего аналитика, т.е., есть шанс, что человека можно будет озадачить чем-то еще и получить дополнительную выгоду. С другой стороны - ключевое слово здесь - "хорошего", а насколько сочетается это понятие и $700 в месяц - еще большой вопрос. С третьей - компания вносит таким образом посильную лепту в борьбу с кризисом и решение проблемы молодежной занятости. С четвертой - ценность отчета не только в трудозатратах на его составление, но и в какой-то информации, которой в открытом доступе может не оказаться. С пятой - у человека, как ни взгляни, масса специфических преимуществ, как то: способность заваривать кофе, декольте, ноги и т.д.

Одним словом, так и не отстоял знакомый закупку отчета. Хоть и не оставляет надежды, потому как сейчас - и человека нет, и мониторинг не ведется.

А вы как в таких случаях аргументируете преимущества IT-продукта перед "посадить студента"?

О пользе конкуренции

Выход "Яндекс.Навигатора" в свое время вызвал немало шума, тогда как вот эта новость, по сравнению с ним прошла практически незамеченной. А ведь навигационный сервис Google, первый среди бесплатных, долгое время был доступен вообще только на териитории США, и хотя к нему постепенно приобщались и другие страны, у меня не было никаких ожиданий, что он появится в обозримом будущем у нас - и вот, вуаля! Вот что конкуренция животворящая делает.

Честно говоря, у меня пока не было возможности основательно потестировать сервис "Яндекса", хотя я готовлюсь к этому ответственному занятию весьма серьезно, и даже купил в машину новый держатель для смартфона. Что ж, теперь можно будет сразу сравнить работу обоих сервисов. С "Яндексом" получилось проехаться всего пару раз, и для бесплатного сервиса он вполне неплох (хотя неумение перестраивать маршрут "на лету", если водитель с него сходит - это, конечно же, большой минус).

"Теоретически", продукт "Яндекс" должен быть лучше адаптирован к местным реалиям, чего стоят одни только "Пробки" (в Google Maps, насколько я знаю, такой сервис тоже есть, но не во всех странах), да и поиск на картах "Яндекса", на мой вкус, работает чуть лучше. Но все же я лучше сначала покатаюсь более основательно с обоими сервисами, а потом буду что-то утверждать.

Выход двух бесплатных навигационных систем, без сомнения, окажет влияние на два сегмента IT-рынка. Первый - это оснащение мобильных устройств со встроенным GPS-приемником. Если раньше Android-смартфоны и планшеты выходили в лучшем случае с предустановленными "Яндекс.Картами", помимо Google Maps, а установка полноценной навигационной системы либо оставалась на совести пользователя, либо уносила цену устройства в космос, то сейчас все такие устройства "из коробки" становятся навигаторами - у "Яндекса", скорее всего, будут очень лояльные условия по предустановке программы, ну а Google Maps (теперь и с функцией навигации) по умолчанию доступна на всех Android устройствах, которые проходят сертификацию Google. Из этого следует, что продавцам платных навигационных систем придется несладко: мало того, что у их продукта появился бесплатный аналог, так еще из-за конкуренции двух производителей практически не остается шансов, что бесплатные продукты будут, традиционно для freeware, унылыми и неполноценными. Наоборот, я ожидаю, что "Яндекс" и Google начнут наперегонки улучшать свои продукты.

Ну и, безусловно, новшества не пройдут мимо разработчиков карт, ведь продажа, сопровождение и обновление ГИС каждой из "враждующих сторон" наверняка будет весьма выгодной сделкой для картографов.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT