`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

SaaS на поверку

В 2006 г. термин «ПО как сервис» (Software as a Service, SaaS) впервые появляется на страницах нашего издания. На тот момент SaaS уже получила небольшую долю на рынке, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса (основу здесь заложила своими веб-приложениями Salesforce.com). Дальше был только рост… рост количества поставщиков, сервисов, клиентов, сюрпризов, перспектив, проблем, в общем, всего, что присуще активному движению технологии в массы. Сегодня хотелось бы остановится на тех особенностях практического применения, которые присущи бизнес-модели SaaS, но о которых часто умалчивают.

А начнем мы с цифр, для понимания масштаба явления. Они здесь внушительные.

•    Весной прошлого года корпорация Microsoft объявила о том, число коммерческих пользователей ее облачного сервиса Office 365 достигло 120 млн.
•    Где-то в середине того же 2017 г. пионер SaaS Salesforce.com заявил, что его годовой прогноз доходов превысит 10 млрд долл.
•    Показатель от аналитиков: IDC прогнозирует, что в нынешнем году мировые расходы на облачные сервисы и инфраструктуру составят 160 млрд долл., причем на SaaS придется почти две третьих этой суммы.
•    Еще несколько показателей (из отчета State of the SaaS-Powered Workplace компании BetterCloud), которые приближают нас к теме сегодняшнего разговора – в данный момент 38% компаний почти полностью работают только с SaaS. Среднее количество используемых ежедневно веб-приложений – 16. 73% компаний отмечают, что к 2020 г. почти все используемые ими бизнес-приложения (80%+) будут относиться к классу «ПО как сервис».
•    И, наконец, нельзя не упомянуть небезынтересный факт, озвученный главным аналитиком исследовательской компании Constellation Research Рэем Вонгом (Ray Wang): с 2007 г. не была создана ни одна компания, выпускающая локально развертываемое ПО.

Есть все основания полагать, что модель SaaS в корне изменила то, как бизнес применяет программное обеспечение. Так, раньше мы имели дело с корпоративными лицензиями и локальным развертыванием приложений, которым предшествовали переговоры, презентации, демонстрации, подписание долгосрочных контрактов, приобретение ИТ-инфраструктуры, обеспечение ее технической поддержки и пр. Сейчас, благодаря SaaS, одно бизнес-подразделение или даже отдельный пользователь может получить в свое распоряжение приложение корпоративного уровня, располагая только веб-браузером и банковской картой. А если оно не подойдет, его без лишних вопросов сменят на другое. Простота и возможность выбора – вот ключ популярности SaaS. Неудивительно, что покупка нового on-premise-решения сейчас может выглядеть по меньшей мере странно.

Но ничто не совершенно. И, как показывает практика, у ПО, представленного как сервис, тоже есть определенные, что называется, подводные камни. Одни являются следствием простоты эксплуатации данной модели, другие – ее «коробочности». Как бы то ни было, их нельзя сбрасывать со счетов как тем, кто уже использует веб-приложения, так и тем, кто только планирует.

Во-первых, наблюдается плохая обозримость используемых веб-приложений. Большие универсальные SaaS-пакеты вроде Microsoft Office 365 получают свою долю внимания со стороны ИТ-руководителей. Однако если речь идет каком-то небольшом приложении, ему легко исчезнуть с радара корпоративного управления. Пару лет назад в Cisco подсчитали, что в больших компаниях в среднем используется в 15 раз больше облачных сервисов, чем думают (и санкционировали) их CIO. И эта разница вряд ли уменьшается. Как следствие – ухудшается управляемость. Нельзя управлять тем, что не видишь.

Во-вторых, как и на ранних этапах становления модели, есть вопросы, касающиеся безопасности. И они присутствуют на разных уровнях. Прежде всего веб-приложение может не соответствовать принятым в компании требованиям к ИТ-безопасности. Например, с помощью облачных средства совместной работы пользователи легко могут обсуждать коммерческие секреты – небезопасным и не получившим одобрения способом.

В-третьих, SaaS не так дешев как рекламируется. Нулевые капитальные расходы на самом деле не такие уж и нулевые. Да, подчас месячные платежи за использование «ПО как сервис» невысокие, плюс нередко присутствует возможность бесплатного предварительного ознакомления. Однако если нужно что-то большее, а именно дополнительные функциональные возможности, неизбежно происходит удорожание. Если требуется дополнительное обеспечение безопасности, это тоже отдельные деньги. Все это усугубляется тем, что SaaS – часть «теневой» ИТ-инфраструктуры, и никто попросту не знает, сколько реально тратится.

В-четвертых, есть сложности с эффективностью и управляемостью. Компании могут подписываться, скажем, на Office 365, но применяются ли реально все приложения пакета, если да – то как часто? Ответ на эти и подобные вопросы могут дать специальные инструменты мониторинга. Они же, в случае обнаружения неиспользуемых вещей, дадут возможность и отключить их. В противном случае понимания о том, что происходит и как улучшить ROI не будет. Что касается легкости в вопросе включения-отключения, тут тоже не все так гладко. Есть нюансы с автоматическим продлением подписки и пользовательскими авторизациями. Не говоря уже о том, что если в приложении используются большие объемы данных, миграция усложняется.

В-пятых, насущной остается проблема стыковки. А именно – в соединении крупных унаследованных систем с новыми облачными решениями. Ведь имеются десятки тысяч открытых API и сотни тысяч (если не миллионы), частных API, и все эти различные компоненты нуждаются в соединении. Неудивительно, что решающее данную проблему ПО промежуточного уровня начинает высоко цениться. Так, например, корпоративная шина Mule ESB, позволяющая легко интегрировать существующие системы безотносительно технологий, которые использовали приложения, скоро станет частью портфеля Salesforce.com. И обошлась она в немаленькую сумму 6,5 млрд долл.

В-шестых, кастомизация может быть непростой. Если говорить про стандартизированность решений, то она выгодна всем. Разработчику легче развивать и поддерживать стандартные возможности своих продуктов. Да и пользователи, как правило, довольны. По крайней мере до тех пор, пока речь не зайдет о чем-то более сложном и критичном для бизнеса, в таком случае неизбежно возникает вопрос о подгонке. Вопрос этот решаемый. К примеру, для нужд клиентов Salesforce.com существует целая армия консультантов, нередко дорогостоящих и порой с непонятным опытом.

Безусловно, SaaS продолжит набирать популярность как модель распространения ПО. И, как указывалось ранее, останется доминирующей среди облачных сервисов. Однако нельзя сбрасывать со счетов и ее ограничения. Нивелировать их – повысить уровень видимости, безопасности, экономической эффективности, интеграции и производительности – призваны новейшие инструменты управления и провайдеры облачных сервисов, обладающие необходимыми экспертными ресурсами.

Все могло быть и хуже

Недавнее исследование, проведенное компанией Unit4, выявило, что корпоративное ПО, призванное облегчить работу сотрудников, с этой задачей не справляется. Опрос 1057 американских офисных работников показал, что 76% респондентов равнодушно относится к тому, какие бизнес-программы используют, а 17% - откровенно ненавидят их. Вопрос в том, что могут сделать поставщики решений для изменения ситуации?

Наверное, для начала нужно признать, что проблема действительно есть. Поставщики корпоративного ПО просто не уделяли должного внимания конечным пользователям их продукции. Возможно, в приоритете была простота реализации (чтобы бэк-энд отрабатывал без каких-либо сложностей). Как бы то ни было, но факт остается фактом – применение рабочих инструментов для учета рабочего времени, затрат или выполнения других административных задач может вызвать приступ идиосинкразии.

Все могло быть и хуже

Какой из этих ответов лучше всего описывает чувства, которые вы испытываете при использовании корпоративных технологий и приложений в своей профессиональной деятельности?

Справедливости ради следует отметить, что некоторым поставщикам все же удается удовлетворить потребности пользователей. Их мало – около 7% – но они есть, те, кто «лучше бы отказался от своего первого ребенка, чем от рабочих программ». Для сравнения – если речь идет о персональных программах, показатель удовлетворенности вырастает до 26%. Вероятно, в этом и кроется частично причина негатива в сторону бизнес ПО. Его сравнивают с персональным программным обеспечением. И в большинстве случаев инновационные, легкие в использовании «домашние» технологии, к которым мы привыкли и даже любим, отсутствуют в стенах бизнес-центров. Почти половина опрошенных (49%) единодушна в том, что приложения и технологии, которые они используют для персональных нужд, более полезные и делают их продуктивнее, чем те, с которыми они вынуждены работать.

Как бы то ни было, но эти цифры не могут быть допустимыми для поставщиков бизнес-решений. Они как-то совсем не согласуются с тем, какие огромные суммы тратятся на R&D, как напыщенно анонсируются и подаются новые версий корпоративного ПО, с ценами на программные бизнес-решения, с прогнозами расходов на корпоративные технологии (а это, на минуточку, сотни миллиардов долларов ежегодно).

Конечно, ситуация могла быть и хуже, скажем, если бы большинство респондентов сказало бы не «да мне вообще…», а заявило бы о том, что используемые ежедневно программные средства усложняют работу, делают ее неприятной и раздражающей, и даже заставляют думать об увольнении (увольнении из-за программ, Карл!). Вот это была бы заявка.

Впрочем, не все так плохо. Пока... Пока это положение вещей похоже на анекдотичную историю про мышек и кактусы. Пока поставщики не достигли дна и не сделали свои продукты еще хуже с точки зрения пользователей. Пока те самые разгневанные пользователи не притянули на свою сторону индифферентных коллег (а это уже сила, которая, если ее приложить правильно, может и к смене поставщика привести, чисто гипотетически, конечно).

Итак. Предположим, сигнал вендорам отправлен. Чтобы соответствовать ожиданиям, корпоративные технологии не должны быть обременительными или даже обыкновенными, они должны давать возможность людям фокусироваться на своих главных обязанностях, а не заставлять их тратить часы на то, чтобы сделать что-то простое – вроде отчета.

Но чтобы принять меры, разработчикам мало призыва «сделай удобно, для людей». Нужна конкретика, и она есть в отчете. Исследование указывает на несколько важных отправных точек. Одна из них заключается в том, что среднестатистический пользователь для выполнения своих административных и операционных задач применяет от двух до четырех разных корпоративных приложений – и это много (хотя есть и те, кто использует как минимум 6 программ – таких 9%). Проблема в том, что в такой ситуации затягивается срок обучения, больше времени тратится на переключение (перелогинивание) с одного приложение на другое (т.е. с одной задачи на другую).

Все могло быть и хуже

Сколько различных корпоративных систем или приложений вы используете для выполнения административных и/или операционных задач ежедневно?

Именно лучшую интеграцию называют пользователи, когда их спрашивают про то, что бы они изменили, если бы у них была такая возможность. Дальше по списку – упрощение – повышение юзабилити и больше автоматизации для рутинных задач.

Все могло быть и хуже

Если бы вы могли изменить одну вещь в технологиях или приложениях, которые вы используете ежедневно, что бы вы сделали?

Следовательно, было бы здорово, если бы при разработке следующих версий своих программных решений вендоры поставили во главу угла потребности пользователей, для которых, собственно говоря, они и предназначены, и задались вопросом, как поднять пользовательский опыт и уйти от «да мне вообще…» к интуитивно-простому интегрированному ПО. Это не только сделает трудовые будни белых воротничков легче, но и даст им возможность уделять время более стратегически важным задачах.

Удобные вопросы для CIO

Что заботит CIO, какие проблемы стоят перед ними, какие у них приоритеты в распределении бюджетных средств, какие решения они используют, чем они довольны, а что вызывает у них нарекания и пр.? Ответы на эти и им подобные вопросы могут заинтересовать многих. Однако получить эту информацию непросто.

ИТ-руководители – люди чрезвычайно занятые, им бывает сложно найти время на то, что не относится непосредственно к их работе. Они не будут делиться этой информацией на каких-то форумах, это очевидно. А опрашивать индивидуально по email нужно время.

С любопытным решением этой проблемы недавно вышел стартап Pulse Q&A. Он призван изменить то, как происходит сбор и распространение этой важной информации. Идея возникла у создателей компании из-за трудностей, с которыми они столкнулись в рамках своих прошлых инициатив. Им нужно было пообщаться с сотнями ИТ-директоров для определения соответствия продукта рынку (product-market fit). И этот процесс у них занял несколько месяцев.

На помощь пришла концепция краудсорсинговой платформы, на базе которой можно проводить централизованные опросы и оперативно собирать ответы.

Компания была создана Майаном Метой (Mayank Mehta) в прошлом году и уже успела привлечь прилично участников (сарафанное радио, email-маркетинг, реклама в социальных сетях Facebook и LinkedIn сделали свое дело). В данный момент чат-бот Pulse для Facebook Messenger установлен уже у свыше 2000 CIO по всему миру.

Компания не поощряет финансово участников программы. Вместо этого они получают баллы, которые могут обменивать на информацию – т.е. ответы на свои вопросы. Драгоценное время ИТ-руководителя в обмен на возможность задавать вопросы другим CIO. Хм. Интересная модель, хотя и спорная.

Вопросы-ответы CIO

Pulse Q&A в виде чат-бота

Немаловажно, что ответы всегда анонимны. Это однозначно плюс, поскольку, как показывает практика (например, групп в LinkedIn), открытость имен респондентов пагубно влияет на откровенность.

У Pulse Q&A широкий набор целевых рынков – это генеральные (CEO) и финансовые директора (CFO), которые хотят понять бенчмарки CIO, директора по маркетингу (CMO), стремящиеся подогнать свои сообщения под нужды CIO, менеджеры хедж-фондов, пытающиеся проверить свои инвестиционные решения, а также журналисты, собирающие данные о влиянии технологий на бизнес.

Модель ценообразования для заинтересованных лиц все еще на стадии формирования. Но уже есть информация, что это удовольствие не из дешевых. Цена будет стартовать от 2500 долл. за 5 вопросов с сотней ответов на каждый. И желающих платить уже порядка двух десятков.

Вопросы-ответы CIO

Пример веб-отчета Pulse Q&A

В планах у компании значится расширение количества каналов – намечается использование Skype for Business и Slack. Естественно, будет продолжаться развитие сети вовлеченных CIO и совершенствование продукта в отношении простоты задавания вопросов и получения ответов. Также уже в числе «хотелок» - возможность общения между CIO, которых в данный момент заботит одна и та же проблема.

P.S.:
При попытке авторизоваться-зарегистрироваться в сервисе через LinkedIn я получил сообщение о том, что Pulse в настоящее время ориентирован сугубо на технических руководителей. И движок не смог автоматически проверить меня и отнести к CIO (наверное, это потому что я им и не являюсь…), и что меня позже проверят вручную. Если вы ИТ-руководитель, убедитесь, что у вас все корректно заполнено в профиле LinkedIn. Я так понимаю, это сэкономит время на вашу регистрацию.

Большие данные были на подходе…

Без малого семь лет назад я впервые узнал о тенденции и технологиях обработки больших объемов данных – проще говоря, «Больших данных», Big Data. Это была публикация Биг Дата Каминг, вышедшая из-под пера одного из интереснейших колумнистов «Компьютерного Обозрения» - Геннадия Армашулы, директора по развитию бизнеса Citia Business and Technology Consulting.

Чтобы не выйти за рамки краткого поста, отмечу лишь тот факт, что компания Citia BTC специализировалась на Business Intelligence и была в этой сфере одной из самых прогрессивных в Украине. Поэтому и неудивительно, что «сигнал» поступил оттуда, пусть и без конкретики (надо сказать, что ее в отношении Big Data и не будет никогда) и сколько-нибудь глубокого погружения в тему.

Тогда – в 2011 г. – о Big Data заговорили. Тренд, что называется, пошел в гору:

Big Data были на подходе…

Говорили много, со смыслом и без смысла. Называя панацеей от всех мнимых и реальных болезней, защитой от всех бед и напастей, обещая решения едва ли не всех мировых проблем. На поток были поставлен выпуск статей "What is Big Data?", "How Big Data Affects Strategy", "Big data: What’s your plan?", "Big Data, Analytics And The Future Of Marketing And Sales", "Retail Goes Shopping Through Big Data", "Big data and the future of ecology" и пр. В числе отписавшихся на тему Больших данных находился и я (см. Война и большие данные, Большая этика больших данных), каюсь.

А потом сменились мои приоритеты и я перестал следить за горячей темой.

Сейчас на дворе 2018 г. И вот что я вижу. Для начала – я вижу, что статьи, озаглавленные "Time to apply big data analytics", "How Retailers Can Tackle 3 Big Data Challenges", "Do you have a big data strategy?", "How big data could piece together our evolution" etc до сих пор продолжают выходить (но справедливости ради надо отметить, что этап материалов "What is Big Data?" вcе же пройден и ему на смену все чаще приходит тема "How Big Data Is Empowering AI and Machine Learning?"). Выходит, что воз и ныне там? И да, и нет.

Оказывается, ажиотаж вокруг Big Data достиг своего пика в 2015-2016 гг. Тогда произошло естественное отрезвление компаний, попробовавших себя на поприще Больших данных, и, как следствие, остановка роста уровня интереса (как видим по трендам Google). А тут еще и Gartner выпустила свой очередной отчет с кривой зрелости технологий (Hype Cycle for Emerging Technologies) впервые без Big Data.

Big Data были на подходе…

Big Data – пропал, но не без вести

Вкратце про отрезвление. Как показала практика, Большие данные приносят пользу только тем компаниям, которые продают решения, подпадающие под категорию Big Data. У потребителей все складывается не так радужно. Оказывается, одних только данных (которые в процессе опьянения начали называть новой нефтью) мало. Их нужно компетентно анализировать и делать выводы. А ведь наш «мудрец» был прав, говоря: «А сегодня в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее смотреть могут не только лишь все, мало кто может это делать». Перефразирую его слова – смотреть на большие данные могут не только лишь все, мало кто может из них пользу извлечь. Правило «garbage in – garbage out» здесь ой как уместно.

В 2011 г. консалтинговая компания McKinsey & Co. выпустила отчет, в котором превозносила бизнес-потенциал Больших данных и предсказывала, что эта технология станет «ключевым базисом конкуренции». Ритейлеры могут увеличить операционную прибыль на 60%, если реализуют ее потенциал, говорили они. Это будет прямой результат микротаргетинга и «автоматической точной настройки ассортимента и ценообразования в ответ на данные о продажах, поступающие в режиме реального времени».

В декабре 2016 г. McKinsey вернулись к этим прогнозам в другом отчете, указав, что американский ритейл реализовал только 30-40% потенциала от Big Data из-за «недостатка аналитических человеческих ресурсов» и «разобщенности данных внутри компаний». Но и это щедрая оценка. Объем операционной прибыли ритейла США немного ниже показателей 2011 г. Даже Walmart, ранний приверженец Больших данных, не смог достигнуть каких-либо заметных увеличений маржи в последние годы.

Конечно, это не самый строгий научный аргумент против шумихи вокруг Больших данных. В конце концов, результат мог быть, но его могли перекрыть другие факторы – усилившаяся конкуренция и новые экономические условия. Ясно одно – нет исследований, демонстрирующих, что эффект от применения Big Data наблюдается на макро-уровне. Но есть годовые отчеты Google, Facebook, Hortonworks и пр., говорящие о том, что схема для них работает.

Есть мнение, что для тех же ритейлеров разумнее будет не собирать информацию об онлайн-увлечениях покупателей, кусочков историй покупок, постов в социальных сетях и лайков чужих постов и т.п. С этой сборной солянкой – часто неполной, ошибочной и бесполезной – ничего хорошего не получится сделать. Вместо этого эксперты (которые не продают Big Data, это важно) советуют налаживать взаимодействие с покупателями в том, что касается сбора полезных данных. И, от греха подальше, не использовать в названии инициативы слова Big Data.

Теперь насчет кривой зрелости Gartner. В отчете Hype Cycle for Emerging Technologies Большие данные стабильно фигурировали в течение нескольких лет. В 2013 г., в самый разгар мании, концепция была возле «Пика завышенных ожиданий» (Peak of Inflated Expectations). А уже год спустя, по мере угасания энтузиазма, она начала соскальзывать вниз – в зону «Нижней точки разочарования» (Trough of Disillusionment). Здесь ее и видели в последний раз. В 2015 г. она уже по идее должна была начать карабкаться по «Склону просвещения» (Slope of Enlightenment) на пути к вожделенному «Плато производительности» (Plateau of Productivity). Но этого не произошло, Big Data бесследно исчезла.

Как пояснила позже автор отчета, аналитик Gartner Бетси Бартон (Betsy Burton), Большие данные уже получили широкое распространение в наших жизнях в рамках множества других циклов зрелости технологий, т.е. стала частью других технологий. “Этот цикл очень фокусный. Я смотрю прежде всего на технологические новшества, – отметила г-жа Бартон. – Я не считаю Big Data развивающейся технологией».

И если подумать, в этом есть рациональное зерно. Теперь Большие данные – неотъемлемый атрибут технологий, начиная от Интернета вещей и контентной аналитики до облачных вычислений и виртуальной реальности (и все они размещены на кривой зрелости технологий Gartner). Нельзя сказать, что Gartner своим отчетом убила Big Data (ведь, как я уже писал, статьи продолжают штамповаться), шумиха вокруг идеи все же слегка стихла.

Но свято место не бывает пусто, и с 2016 г. на смену ей пришли искусственный интеллект, машинное обучение, нейронные сети, глубокое обучение, обработка естественных языков, компьютерное зрение пр. Ну а какой Artificial Intelligence без Больших данных?..

Если раньше Big Data должны были изменить наши жизни, то теперь эта роль возложена на AI. Идея предлагается предельно простая – вместо того чтобы обучать машину, нужно просто «скормить» ей данные, естественно, большие. Помогать ей не нужно, она сама во всем разберется и сделает нужные выводы. Все именно так и было бы, если бы не имеющиеся и будущие ограничения, присущие AI. Как отмечают эксперты, AI отличается дороговизной, сложностью реализации, способностью выполнять только рутинные задачи восприятия, потребность в огромных объемах учебных данных. Конечно, в решении задачи определения паттернов машина с легкостью обходит человека. Но все равно нельзя преувеличивать возможности AI. Это не великий разум, и не технология, которая в ближайшее время сможет заменить человеческую интуицию. По всей видимости, мода на AI с нами еще как минимум несколько лет. Нужно потерпеть.

 

Предъявите билет

Последняя запись о небольших, но перспективных концептуальных инициативах IBM, с которыми нас познакомили специалисты компании во время дней для прессы в центре IBM Research и Швейцарской технической школе Цюриха (ETH Zurich).

Не откроем Америку, если сообщим, что самая важная составляющая билета – уникальный идентификатор, реализованный, как правило, в виде штрих-кода. На входе в зал именно он сканируется и если код еще не был использован, зрителя пропускают.

С точки зрения организатора мероприятия такая схема работы более-менее безопасна. Главное – обезопасить систему, генерирующую коды, и проблем не должно возникать. Однако для владельцев билетов все не так радужно. Прежде всего, присутствует опасность (пусть и небольшая), что выпущенный билет содержит ошибку в идентификаторе, и как следствие, не позволит попасть на мероприятие. И ее никак нельзя избежать, ведь проверить состояние билета невозможно. Отсюда и следующий немаловажный момент – у владельца отсутствуют способы безопасной продажи лишних билетов, поскольку у потенциального покупателя нет возможности выяснить, не продавался ли он другим людям ранее. Им остается только полагаться на порядочность продавца, а это в наше непростое время опрометчиво делать. Наконец, стали нередки ситуации, когда фотографии радостных обладателей билетов (так называемые билетные сэлфи) приводят к тому, что мошенники извлекают штрих-код из фото, создают копию билета и используют его.

Чтобы решить описанные проблемы, специалисты IBM разработали прототип системы, в которой билеты на концерты становятся сущностями в блокчейн. Основная идея предлагаемого решения состоит в том, что уникальный идентификатор билета совмещается с криптографической личностью текущего владельца в блокчейн и временнОй меткой. И каждая транзакция либо приводит к созданию нового билета либо к передаче билета новому владельцу либо делает билет недействительным (когда владелец собственно использует его для входа).

Как и другие рассматриваемые решения, система построена на базе Hyperledger Fabric. В ней эксплуатируются цифровые подписи для защиты всех транзакций. При этом управление билетами происходит в приложении на смартфоне.

В итоге легко решаются все текущие сложности с билетами, причем без ухудшения пользовательского опыта. Так, вопрос продажи недействительных билетов снимается с повестки дня, потому как в системе могут храниться только настоящие билеты. Использование билета – обычная транзакция в блокчейн, которая предотвращает перепродажу ставших недействительными билетов. Ситуация с повторной продажей одного и того же билета тоже исключается, ведь при передаче происходит «связывание» билета с новым владельцем. Наконец, «сэлфи атаки» тоже нивелируются – за счет того, что билет становится постоянно меняющимся (ведь время меняется, а с ним меняется и код). И даже если кто-то сфотографирует его, то получит статическую копию, действительную только на момент съемки (конечно, такое может произойти и на входе зал, но это слишком уж маловероятно).

Предъявите билет
Благодаря проекту, рожденному в IBM Research, любителям делать сэлфи с билетами на концерты больше не нужно опасаться, что их билеты украдут

Вместо резюме

На этом мы заканчиваем наш краткий экскурс в перспективные блокчейн-разработки, представленные IBM. Все они пока находятся на достаточно ранней стадии, однако работы активно ведутся и до промышленной эксплуатации дело может дойти очень быстро. При кажущейся простоте, у них несомненно есть потенциал «выстрелить», и даже найти применение в какой-то другой сфере. Как говорится в таких случаях, поживем – увидим.

Осторожно, контрафакт!

Продолжение записи о небольших, но перспективных концептуальных инициативах IBM, с которыми нас познакомили специалисты компании во время дней для прессы в центре IBM Research и Швейцарской технической школе Цюриха (ETH Zurich).

Диагностические средства (тесты) играют важную роль в вопросах анализа состояния организма, обнаружения и лечения разного рода инфекционных болезней. Самодиагностика с помощью тестов позволяет быстро получить результат дома, она не требует оборудования и специальных навыков.

Как правило, тесты сравнительно легко производить, и это их большой плюс. Однако из-за этого свойства они часто выступают предметом контрафакции. Традиционные методы защиты – наклеивание номеров изделий завода изготовителя, штрих- и QR-кодов – не особо препятствуют тому, чтобы подделки успешно выпускались и поставлялись на черный рынок. Нередки ситуации, когда мошенники меняют упаковку и бирки на одном тесте с тем чтобы выдать его за тест на другую болезнь, который продается по гораздо более высокой цене. К примеру, тест на малярию «легким движением руки» может превратиться в тест на ВИЧ… В ряде случаев происходит корректирование истекших сроков годности тестов, которые должны утилизироваться. Наконец, жулики не брезгуют и повторной продажей использованных тестов. Одним словом, потребность в надежных и недорогих средствах защиты диагностических средств назрела.

Удовлетворить эту потребность призван проект под названием Crypto Anchors. Его идея заключается в размещении защитного кода на самом диагностическом средстве. Защитный код, во-первых, уникальный для каждого продукта, и, во-вторых, невосстанавливаемый (после применения становится нечитаемым). При этом его легко можно отсканировать на смартфоне и проверить по базе.

Осторожно, контрафакт!
Пример оптического кода («крипто-якоря»). Такой код может размещаться на диагностических средствах и перед применением проверяться на смартфоне

С помощью технологии блокчейн защитные коды как бы «якорят» физические объекты, которыми выступают диагностические средства, в доменах кибербезопасности. Отсюда и название Crypto Anchors, т.е. «крипто-якоря».

Осторожно, контрафакт!
Фотография оптического кода, нанесенного на микрожидкостный тест, с возможностью очистки/изменения

Таким образом, получилось решение, которое одновременно и очень простое в изготовлении и невероятно сложное для подделывания.

Проект стартовал весной нынешнего года. Его ведут компания Precision Diagnostics и команда Industry Platforms and Blockchain центра IBM Research (Zurich). За это время они работали как над реализацией и проверкой кодов на тестах, так и над расширением концепции Crypto Anchors на лекарственные средства и вакцины.

Осторожно, контрафакт!
Воплощение оптического кода на нитроцеллулозе, показывающая применимость представленной технологии в «классической» экспресс-диагностике

Прототип Crypto Anchors – это точка отсчета для разработки IoT и блокчейн решений для медицинских тестов, обеспечивающих сквозную защиту по всей цепочке – от производителей до потребителей и пациентов.

 

Автомобиль как кошелек

Став пионером блокчейн-технологий, компания IBM в настоящее время считается обладателем самой сильной экспертизы в этой области, причем со значительным отрывом от конкурентов. Так показало недавнее исследование, проведенное Juniper Research.

Голубой гигант еще в 2015 г. выступил одним из основателей блокчейн-консорциума Hyperledger, а в текущем году первым из его участников запустил открытую платформу с нескольким сотнями приложений-прототипов. Ко всему этому можно еще добавить обширный список клиентов IBM, использующих блокчейн в различных отраслях, среди которых банковское дело, отслеживание активов и музыкальная индустрия.

Регалии и достижения весомые, согласитесь. Однако гораздо интереснее «кейсы» – примеры проектов этой набирающей популярность технологии. Поэтому, начиная с этой записи, мы вкратце расскажем о трех небольших, но перспективных концептуальных инициативах IBM, с которыми нас познакомили специалисты компании во время дней для прессы в центре IBM Research и Швейцарской технической школе Цюриха (ETH Zurich). И начнем мы с автомобильной темы...

Ведущие производители автомобилей, технологические компании, операторы мобильной связи и услуг сейчас увлечены идеей создания беспилотных авто. Работы в этом направлении идут активно, о чем можно судить хотя бы по ежедневным новостям в профильных СМИ. Между тем, создание полноценных решений в этой сфере невозможно без разработки цифровых автомобильных агентов, которые будут самостоятельно выполнять задания, в том числе проводить платежи без участия человека.

Над такой инициативой сейчас совместно работают компании ZF, UBS и IBM. Она состоит в создании открытой автомобильной транзакционной платформы. Естественно, построенной на базе технологии блокчейн, а если быть точнее – блокчейн-платформе Hyperledger Fabric. Система получила название Car eWallet и, судя по всему, у нее есть неплохие шансы радикально изменить то, как производители, поставщики и операторы обрабатывают цифровые транзакции, а также существенно упростить использование сервисов, доступных в автомобилях.

Автомобиль как кошелек

Электромобиль-прототип с Car eWallet, ранее носивший марку Opel

Car eWallet представляет из себя небольшого цифрового помощника, отвечающего за выполнение безопасных платежей. Его воплощение в жизнь стало возможным благодаря технологическим преимуществам, предлагаемых блокчейн и децентрализованными сетями. Они позволили исключить потребность в существовании одного центрального доверительного третьего лица. Вместо него происходит криптографически безопасная запись всех транзакций на основе умных контрактов. Она хранится как цепочка блоков данных на многих компьютерах и поддерживается в актуальном состоянии за счет изменений, генерируемых всеми участниками процесса. В результате рынок получит открытую и защищенную платформу с низкими транзакционными затратами.

А что в итоге получит «рядовой» водитель? К примеру, ему больше не нужно будет стоять в очереди для оплаты дорожного сбора. Отпадет необходимость поиска наличных средств или кредитных карт для оплаты парковки или зарядки электрокара. Вместо этого платить через Car eWallet будет сам автомобиль, ставший отдельной бизнес-единицей.

Впрочем, как и в случае с обычным кошельком, Car eWallet способен не только на оплаты, но и на прием платежей. Возможности системы будут весьма кстати для перспективных идей вроде совместного использования автомобилей. Т.е. вместо того чтобы просто стоять на парковке, машина может размещаться в сетях каршеринга и «зарабатывать» деньги на временных пользователях-водителях.

Автомобиль как кошелек

Проект Сar eWallet демонстрирует возможность того, что в будущем машина станет экономически независимой единицей

Наконец, еще одна потенциальная идея, о которой стоит упомянуть, понравится любителям ноу-хау в сфере еcommerce. Речь идет о… доставке товаров в багажник автомобиля. К примеру, Car eWallet может автоматически открывать багажник в момент, когда курьер показывает на камеру автомобиля специальный штрих-код (с упаковки посылки). При этом, очевидно, автомобиль остается защищенным от несанкционированного доступа.

ACM-ICPC 2012: главное - участие

Только что объявили результаты финала нынешнего чемпионата ACM-ICPC.

К сожалению, для Украины они не слишком отрадные. Наши команды не вошли в число призеров. Ребята из НТУ "ХПИ" с 5 задачами разместились на 21-й позиции, ТНУ с 4 -- на 41-м.

Победителем соревнований и золотым медалистом стала команда ИТМО, справившаяся с 9 задачами. Такое же количество задач, но потратив большее количество времени, решили ребята из Варшавского университета, они получили золото. Третий комплект золотых медалей заслужили студенты МФТИ, справившиеся с 8 задачами, а четвертый -- студенты Шанхайского транспортного университета с 7 задачами.

Серебро получили Беларусский государственный университет, Университет Сунь Ятсена (Чжуншань), Гарвардский университет и Китайский университет Гонконга. Все они смогли решить по 7 задач.

Бронза ушла в Университет Ватерлоо, МГУ, Токийский университет и Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники.

ACM-ICPC 2012: пусть победит сильнейший... и пусть это будет украинская команда!

Несколько минут назад в Варшавском университете стартовал финал ACM-ICPC 2012.

ACM-ICPC 2012 пусть победит сильнейший... и пусть это будет украинская команда!

Участникам предложено 12 задач, на решение которых у них есть 5 часов. Команда, правильно решившая наибольшее число задач и, при прочих равных результатах, затратившая на это меньше времени, будет признана победителем чемпионата и удостоится специальных стипендий, призов от спонсора чемпионата компании IBM, а также всяческих похвал.

ACM-ICPC 2012 пусть победит сильнейший... и пусть это будет украинская команда!

Ребята из НТУ «ХПИ» (iddqd, в центре):

ACM-ICPC 2012 пусть победит сильнейший... и пусть это будет украинская команда!

А вот команда из ТНУ им. Вернадского (Akai):

ACM-ICPC 2012 пусть победит сильнейший... и пусть это будет украинская команда!

Информация о результатах доступна в реальном времени:

ACM-ICPC 2012 пусть победит сильнейший... и пусть это будет украинская команда!

upd 1

Прошел первый час соревнований.

Первую задачу решил Стэнфордский университет (команда получит специальный приз).

Сейчас на первом месте с тремя решенными задачами ИТМО (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики). Команда ТНУ им. Вернадского уже решила две задачи. У НТУ "ХПИ" пока по нулям.

upd 2

Спустя еще один час.

На первом месте с пятью решенными задачами -- Московский физико-технический институт (МФТИ). На восьмом с четырьмя задачами расположилась команда НТУ "ХПИ". У ТНУ сейчас две решенные задачи, команда на 35-й позиции.

upd 3

Спустя еще один час.

Первая позиция у ИТМО (7 задач), затем идут МФТИ и Варшавский университет (6 задач), далее -- Токийский университет, МГУ, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского и Университет Ватерлоо (5 задач). У наших ребят по 4 решенные задачи -- они входят в группу из 17 команд.

upd 4

Спустя еще один час.

8 задач решили команды ИТМО и Варшавского университета, 7 -- МФТИ. 6 задач записали себе в счет Университет Ватерлоо, Шанхайский транспортный университет, Гарвардский университет, Китайский университет Гонконга.

НТУ "ХПИ" -- 5 задач, ТНУ -- 4.

Теперь таблица с результатами заморожена. Только команды знают, какие задачи они решили.

Лидирующие команды, в принципе, уже видны. Правда, у отстающих еще есть достаточно времени. На этих соревнованиях ситуация может поменяться за считанные минуты.

ACM-ICPC 2012 пусть победит сильнейший... и пусть это будет украинская команда!

В преддверии финала ACM-ICPC 2012

На днях в Варшаве (Польша) начался 36-й по счету финал Международного студенческого чемпионата мира по программированию ACM-ICPC (ACM International Collegiate Programming Contest), проходящего при поддержке компании IBM.

Вчера в Дворце культуры и науки (это здание -- роскошная «сталинская высотка», подарок Советского союза польскому народу) состоялась официальная церемония открытия. Сегодня на базе Варшавского университета проходила тестовая эксплуатация оборудования (на предмет корректного определения решений задач), завтра там же начнется главное действо.

В мероприятии будут принимать участие 112 лучших команд из вузов со всего мира.

Украину на соревнованиях представляют две команды: iddqd (Национальный технический университет «Харьковский Политехнический Институт») в составе тренера Леонида Любчика и участников Дмитрия Джулгакова, Игоря Бичурина и Влада Лисичкина; Akai (Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского) в составе тренера Александра Козлова и участников Александра Мангилева, Александра Миланина и Александра Винца.

Пожелаем удачи нашим ребятам.

Я как представитель украинской ИТ-прессы на чемпионате и очевидец событий буду рассказывать о ходе конкурса.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT