`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Предъявите билет

Последняя запись о небольших, но перспективных концептуальных инициативах IBM, с которыми нас познакомили специалисты компании во время дней для прессы в центре IBM Research и Швейцарской технической школе Цюриха (ETH Zurich).

Не откроем Америку, если сообщим, что самая важная составляющая билета – уникальный идентификатор, реализованный, как правило, в виде штрих-кода. На входе в зал именно он сканируется и если код еще не был использован, зрителя пропускают.

С точки зрения организатора мероприятия такая схема работы более-менее безопасна. Главное – обезопасить систему, генерирующую коды, и проблем не должно возникать. Однако для владельцев билетов все не так радужно. Прежде всего, присутствует опасность (пусть и небольшая), что выпущенный билет содержит ошибку в идентификаторе, и как следствие, не позволит попасть на мероприятие. И ее никак нельзя избежать, ведь проверить состояние билета невозможно. Отсюда и следующий немаловажный момент – у владельца отсутствуют способы безопасной продажи лишних билетов, поскольку у потенциального покупателя нет возможности выяснить, не продавался ли он другим людям ранее. Им остается только полагаться на порядочность продавца, а это в наше непростое время опрометчиво делать. Наконец, стали нередки ситуации, когда фотографии радостных обладателей билетов (так называемые билетные сэлфи) приводят к тому, что мошенники извлекают штрих-код из фото, создают копию билета и используют его.

Чтобы решить описанные проблемы, специалисты IBM разработали прототип системы, в которой билеты на концерты становятся сущностями в блокчейн. Основная идея предлагаемого решения состоит в том, что уникальный идентификатор билета совмещается с криптографической личностью текущего владельца в блокчейн и временнОй меткой. И каждая транзакция либо приводит к созданию нового билета либо к передаче билета новому владельцу либо делает билет недействительным (когда владелец собственно использует его для входа).

Как и другие рассматриваемые решения, система построена на базе Hyperledger Fabric. В ней эксплуатируются цифровые подписи для защиты всех транзакций. При этом управление билетами происходит в приложении на смартфоне.

В итоге легко решаются все текущие сложности с билетами, причем без ухудшения пользовательского опыта. Так, вопрос продажи недействительных билетов снимается с повестки дня, потому как в системе могут храниться только настоящие билеты. Использование билета – обычная транзакция в блокчейн, которая предотвращает перепродажу ставших недействительными билетов. Ситуация с повторной продажей одного и того же билета тоже исключается, ведь при передаче происходит «связывание» билета с новым владельцем. Наконец, «сэлфи атаки» тоже нивелируются – за счет того, что билет становится постоянно меняющимся (ведь время меняется, а с ним меняется и код). И даже если кто-то сфотографирует его, то получит статическую копию, действительную только на момент съемки (конечно, такое может произойти и на входе зал, но это слишком уж маловероятно).

Предъявите билет
Благодаря проекту, рожденному в IBM Research, любителям делать сэлфи с билетами на концерты больше не нужно опасаться, что их билеты украдут

Вместо резюме

На этом мы заканчиваем наш краткий экскурс в перспективные блокчейн-разработки, представленные IBM. Все они пока находятся на достаточно ранней стадии, однако работы активно ведутся и до промышленной эксплуатации дело может дойти очень быстро. При кажущейся простоте, у них несомненно есть потенциал «выстрелить», и даже найти применение в какой-то другой сфере. Как говорится в таких случаях, поживем – увидим.

Осторожно, контрафакт!

Продолжение записи о небольших, но перспективных концептуальных инициативах IBM, с которыми нас познакомили специалисты компании во время дней для прессы в центре IBM Research и Швейцарской технической школе Цюриха (ETH Zurich).

Диагностические средства (тесты) играют важную роль в вопросах анализа состояния организма, обнаружения и лечения разного рода инфекционных болезней. Самодиагностика с помощью тестов позволяет быстро получить результат дома, она не требует оборудования и специальных навыков.

Как правило, тесты сравнительно легко производить, и это их большой плюс. Однако из-за этого свойства они часто выступают предметом контрафакции. Традиционные методы защиты – наклеивание номеров изделий завода изготовителя, штрих- и QR-кодов – не особо препятствуют тому, чтобы подделки успешно выпускались и поставлялись на черный рынок. Нередки ситуации, когда мошенники меняют упаковку и бирки на одном тесте с тем чтобы выдать его за тест на другую болезнь, который продается по гораздо более высокой цене. К примеру, тест на малярию «легким движением руки» может превратиться в тест на ВИЧ… В ряде случаев происходит корректирование истекших сроков годности тестов, которые должны утилизироваться. Наконец, жулики не брезгуют и повторной продажей использованных тестов. Одним словом, потребность в надежных и недорогих средствах защиты диагностических средств назрела.

Удовлетворить эту потребность призван проект под названием Crypto Anchors. Его идея заключается в размещении защитного кода на самом диагностическом средстве. Защитный код, во-первых, уникальный для каждого продукта, и, во-вторых, невосстанавливаемый (после применения становится нечитаемым). При этом его легко можно отсканировать на смартфоне и проверить по базе.

Осторожно, контрафакт!
Пример оптического кода («крипто-якоря»). Такой код может размещаться на диагностических средствах и перед применением проверяться на смартфоне

С помощью технологии блокчейн защитные коды как бы «якорят» физические объекты, которыми выступают диагностические средства, в доменах кибербезопасности. Отсюда и название Crypto Anchors, т.е. «крипто-якоря».

Осторожно, контрафакт!
Фотография оптического кода, нанесенного на микрожидкостный тест, с возможностью очистки/изменения

Таким образом, получилось решение, которое одновременно и очень простое в изготовлении и невероятно сложное для подделывания.

Проект стартовал весной нынешнего года. Его ведут компания Precision Diagnostics и команда Industry Platforms and Blockchain центра IBM Research (Zurich). За это время они работали как над реализацией и проверкой кодов на тестах, так и над расширением концепции Crypto Anchors на лекарственные средства и вакцины.

Осторожно, контрафакт!
Воплощение оптического кода на нитроцеллулозе, показывающая применимость представленной технологии в «классической» экспресс-диагностике

Прототип Crypto Anchors – это точка отсчета для разработки IoT и блокчейн решений для медицинских тестов, обеспечивающих сквозную защиту по всей цепочке – от производителей до потребителей и пациентов.

 

Автомобиль как кошелек

Став пионером блокчейн-технологий, компания IBM в настоящее время считается обладателем самой сильной экспертизы в этой области, причем со значительным отрывом от конкурентов. Так показало недавнее исследование, проведенное Juniper Research.

Голубой гигант еще в 2015 г. выступил одним из основателей блокчейн-консорциума Hyperledger, а в текущем году первым из его участников запустил открытую платформу с нескольким сотнями приложений-прототипов. Ко всему этому можно еще добавить обширный список клиентов IBM, использующих блокчейн в различных отраслях, среди которых банковское дело, отслеживание активов и музыкальная индустрия.

Регалии и достижения весомые, согласитесь. Однако гораздо интереснее «кейсы» – примеры проектов этой набирающей популярность технологии. Поэтому, начиная с этой записи, мы вкратце расскажем о трех небольших, но перспективных концептуальных инициативах IBM, с которыми нас познакомили специалисты компании во время дней для прессы в центре IBM Research и Швейцарской технической школе Цюриха (ETH Zurich). И начнем мы с автомобильной темы...

Ведущие производители автомобилей, технологические компании, операторы мобильной связи и услуг сейчас увлечены идеей создания беспилотных авто. Работы в этом направлении идут активно, о чем можно судить хотя бы по ежедневным новостям в профильных СМИ. Между тем, создание полноценных решений в этой сфере невозможно без разработки цифровых автомобильных агентов, которые будут самостоятельно выполнять задания, в том числе проводить платежи без участия человека.

Над такой инициативой сейчас совместно работают компании ZF, UBS и IBM. Она состоит в создании открытой автомобильной транзакционной платформы. Естественно, построенной на базе технологии блокчейн, а если быть точнее – блокчейн-платформе Hyperledger Fabric. Система получила название Car eWallet и, судя по всему, у нее есть неплохие шансы радикально изменить то, как производители, поставщики и операторы обрабатывают цифровые транзакции, а также существенно упростить использование сервисов, доступных в автомобилях.

Автомобиль как кошелек

Электромобиль-прототип с Car eWallet, ранее носивший марку Opel

Car eWallet представляет из себя небольшого цифрового помощника, отвечающего за выполнение безопасных платежей. Его воплощение в жизнь стало возможным благодаря технологическим преимуществам, предлагаемых блокчейн и децентрализованными сетями. Они позволили исключить потребность в существовании одного центрального доверительного третьего лица. Вместо него происходит криптографически безопасная запись всех транзакций на основе умных контрактов. Она хранится как цепочка блоков данных на многих компьютерах и поддерживается в актуальном состоянии за счет изменений, генерируемых всеми участниками процесса. В результате рынок получит открытую и защищенную платформу с низкими транзакционными затратами.

А что в итоге получит «рядовой» водитель? К примеру, ему больше не нужно будет стоять в очереди для оплаты дорожного сбора. Отпадет необходимость поиска наличных средств или кредитных карт для оплаты парковки или зарядки электрокара. Вместо этого платить через Car eWallet будет сам автомобиль, ставший отдельной бизнес-единицей.

Впрочем, как и в случае с обычным кошельком, Car eWallet способен не только на оплаты, но и на прием платежей. Возможности системы будут весьма кстати для перспективных идей вроде совместного использования автомобилей. Т.е. вместо того чтобы просто стоять на парковке, машина может размещаться в сетях каршеринга и «зарабатывать» деньги на временных пользователях-водителях.

Автомобиль как кошелек

Проект Сar eWallet демонстрирует возможность того, что в будущем машина станет экономически независимой единицей

Наконец, еще одна потенциальная идея, о которой стоит упомянуть, понравится любителям ноу-хау в сфере еcommerce. Речь идет о… доставке товаров в багажник автомобиля. К примеру, Car eWallet может автоматически открывать багажник в момент, когда курьер показывает на камеру автомобиля специальный штрих-код (с упаковки посылки). При этом, очевидно, автомобиль остается защищенным от несанкционированного доступа.

ACM-ICPC 2012: главное - участие

Только что объявили результаты финала нынешнего чемпионата ACM-ICPC.

К сожалению, для Украины они не слишком отрадные. Наши команды не вошли в число призеров. Ребята из НТУ "ХПИ" с 5 задачами разместились на 21-й позиции, ТНУ с 4 -- на 41-м.

Победителем соревнований и золотым медалистом стала команда ИТМО, справившаяся с 9 задачами. Такое же количество задач, но потратив большее количество времени, решили ребята из Варшавского университета, они получили золото. Третий комплект золотых медалей заслужили студенты МФТИ, справившиеся с 8 задачами, а четвертый -- студенты Шанхайского транспортного университета с 7 задачами.

Серебро получили Беларусский государственный университет, Университет Сунь Ятсена (Чжуншань), Гарвардский университет и Китайский университет Гонконга. Все они смогли решить по 7 задач.

Бронза ушла в Университет Ватерлоо, МГУ, Токийский университет и Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники.

ACM-ICPC 2012: пусть победит сильнейший... и пусть это будет украинская команда!

Несколько минут назад в Варшавском университете стартовал финал ACM-ICPC 2012.

ACM-ICPC 2012 пусть победит сильнейший... и пусть это будет украинская команда!

Участникам предложено 12 задач, на решение которых у них есть 5 часов. Команда, правильно решившая наибольшее число задач и, при прочих равных результатах, затратившая на это меньше времени, будет признана победителем чемпионата и удостоится специальных стипендий, призов от спонсора чемпионата компании IBM, а также всяческих похвал.

ACM-ICPC 2012 пусть победит сильнейший... и пусть это будет украинская команда!

Ребята из НТУ «ХПИ» (iddqd, в центре):

ACM-ICPC 2012 пусть победит сильнейший... и пусть это будет украинская команда!

А вот команда из ТНУ им. Вернадского (Akai):

ACM-ICPC 2012 пусть победит сильнейший... и пусть это будет украинская команда!

Информация о результатах доступна в реальном времени:

ACM-ICPC 2012 пусть победит сильнейший... и пусть это будет украинская команда!

upd 1

Прошел первый час соревнований.

Первую задачу решил Стэнфордский университет (команда получит специальный приз).

Сейчас на первом месте с тремя решенными задачами ИТМО (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики). Команда ТНУ им. Вернадского уже решила две задачи. У НТУ "ХПИ" пока по нулям.

upd 2

Спустя еще один час.

На первом месте с пятью решенными задачами -- Московский физико-технический институт (МФТИ). На восьмом с четырьмя задачами расположилась команда НТУ "ХПИ". У ТНУ сейчас две решенные задачи, команда на 35-й позиции.

upd 3

Спустя еще один час.

Первая позиция у ИТМО (7 задач), затем идут МФТИ и Варшавский университет (6 задач), далее -- Токийский университет, МГУ, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского и Университет Ватерлоо (5 задач). У наших ребят по 4 решенные задачи -- они входят в группу из 17 команд.

upd 4

Спустя еще один час.

8 задач решили команды ИТМО и Варшавского университета, 7 -- МФТИ. 6 задач записали себе в счет Университет Ватерлоо, Шанхайский транспортный университет, Гарвардский университет, Китайский университет Гонконга.

НТУ "ХПИ" -- 5 задач, ТНУ -- 4.

Теперь таблица с результатами заморожена. Только команды знают, какие задачи они решили.

Лидирующие команды, в принципе, уже видны. Правда, у отстающих еще есть достаточно времени. На этих соревнованиях ситуация может поменяться за считанные минуты.

ACM-ICPC 2012 пусть победит сильнейший... и пусть это будет украинская команда!

В преддверии финала ACM-ICPC 2012

На днях в Варшаве (Польша) начался 36-й по счету финал Международного студенческого чемпионата мира по программированию ACM-ICPC (ACM International Collegiate Programming Contest), проходящего при поддержке компании IBM.

Вчера в Дворце культуры и науки (это здание -- роскошная «сталинская высотка», подарок Советского союза польскому народу) состоялась официальная церемония открытия. Сегодня на базе Варшавского университета проходила тестовая эксплуатация оборудования (на предмет корректного определения решений задач), завтра там же начнется главное действо.

В мероприятии будут принимать участие 112 лучших команд из вузов со всего мира.

Украину на соревнованиях представляют две команды: iddqd (Национальный технический университет «Харьковский Политехнический Институт») в составе тренера Леонида Любчика и участников Дмитрия Джулгакова, Игоря Бичурина и Влада Лисичкина; Akai (Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского) в составе тренера Александра Козлова и участников Александра Мангилева, Александра Миланина и Александра Винца.

Пожелаем удачи нашим ребятам.

Я как представитель украинской ИТ-прессы на чемпионате и очевидец событий буду рассказывать о ходе конкурса.

Интернет и журналистика

На сайте The Economist недавно велась любопытная дискуссия о влиянии Интернета на журналистику. Лично для меня данное воздействие по большей части негативное, в этой связи я если не обеими руками, то по крайней мере одной рукой за взвешенную точку зрения Николаса Карра.

Карр приводит весьма удручающие статистические данные о рынке труда в США. Так, с 2001 по 2009 гг. штат журналистов новостных изданий сократился на 25% и продолжил уменьшаться в «турбулентные» 2010-2011 гг. По Украине у меня нет данных, но по ощущениям ситуация здесь еще хуже. Если рассматривать сферу ИТ-журналистики, то за последние годы как минимум половина журналов закрылась или сменила формат с бумажного на электронный (что, естественно, привело к существенному уплотнению штатов). Я, как и многие мои коллеги, остался без работы, которую любил.

Конечно, нельзя забывать, что свою лепту внес экономический кризис и ошибки менеджмента издательских домов, но все же именно Интернет – главная сила, повлиявшая на профессиональную журналистику и издательский бизнес. Именно в Сеть ушли читатели и рекламодатели.

Но что дал взамен Интернет? О рекламодателях я не буду судить, в этом деле я чудовищно некомпетентен.

Читатели же получили оперативный доступ ко множеству разнообразных источников информации. К традиционным новостям и статьям прибавились блоги, микроблоги, видеоканалы, социальные сети etc. Оперативность – вещь, которую, конечно, трудно переоценить, но, на мой взгляд, гораздо важнее то, какой ценой она дается…

Проблема № раз – материалы теперь готовятся быстро, без кропотливой, вдумчивой работы, как следствие уменьшается их глубина, ухудшается читабельность (как правило, сведения не проходят через процедуру литературной правки), и что самое важное – уровень достоверности падает. А ведь еще С. Джексон метко констатировал: «То, что написано без усилий обычно читается без удовольствия».

Проблема № два – читатели теперь сами должны искать интересующую их информацию, фильтровать и анализировать. А это неминуемые затраты драгоценного времени. В противном случае вы потребляете лишь крохи информации (в данном случае поддержать разговор о прочитанном будет непросто).

Проблема № три – читатели превращаются в блогеров, которые претендуют на звание журналистов-хроникеров. В этом ничего хорошего я не вижу, поскольку между ними фундаментальная разница: журналист (я имею в виду журналист обыкновенный) по природе нейтрален и объективен, так как подкрепляет свои выкладки фактами, блогер же субъективен, он пишет о том, что волнует прежде всего его лично, руководствуясь часто одними только эмоциями, не разобравшись в ситуации. Это не что иное, как блогеристика, и, боюсь, не ровен час она положит конец второй древнейшей профессии.

Не читал, но советую

Рекомендую к прочтению новую книгу известного американского писателя-провокатора Николаса Карра (Nocholas Carr) «The Shallows: Mind, Memory and Media in an Age of Instant Information», посвященную влиянию Сети на изменения принципов мышления, чтения и памяти.

Не читал, но советуюО начале работы над ней я в свое время писал, пророча ей успех, как и об ее насущной проблематике.

И вот на днях стало известно, что она номинировалась на престижную Пулитцеровскую премию. И даже вышла в финал в своей категории. А для преимущественно технологической книги это большое достижение.

Я вчера начал ее читать и вам советую. Она довольно легко читается, и водянистостью, присущей многим книгам американских авторов, не страдает.

Работу в электронном виде (в том числе и аудио-книгу) можно без особых трудностей найти на просторах Интернета, так что ссылки не даю.

Слухи о смерти SOA преувеличены

Лас-вегасская конференция IBM Impact 2011 позади, как и последовавший сразу за ней отпуск, настала пора вспоминать, о чем говорилось на мероприятии.

А говорилось прежде всего про сервис-ориентированный подход к построению ИТ- и бизнес-систем. Концепция эта, представленная в начале двухтысячных, остается едва ли не самой непонятной в современном ИТ-мире (хотя о ней и написана книга из пресловутой серии «Для чайников»). Пик ее обсуждений на Западе пришелся примерно на 2006-2007 гг.

В скобках позволительно будет сказать, что к нам в Украину SOA фактически не пришла до сих пор. Посвященные ей мероприятия были считанными, в каком-то роде даже притянутыми за уши. Реальных проектов почти что и не было.

В последнее время в прессе преимущественно встречаются толки о том, что многообещающая SOA не столь многообещающа, а если говорить начистоту – ошибка ИТ-природы, безнадежно переоцененная, мало на что годная концепция. Из любопытства попробуйте сделать запрос «SOA is Dead» и вы поймете, о чем я говорю.

Но IBM, как и другие ведущие поставщики корпоративного ПО, продолжают с завидным упорством продвигать ее. Я понимаю, что инвестиции в разработки сделаны и их нужно возвращать, непонятно только, как нормально продавать продукты на фоне всех этих «SOA is Dead», какие новые слова нужно применять (старые ведь уже не действуют).

Поэтому когда у меня появилась возможность пообщаться с Робом Хайем (Rob High), главным архитектором платформы SOA, носящим почетное звание IBM Fellow, я ее не упустил. Будучи в цейтноте, я задал только один вопрос, что называется, в лоб: «Если SOA настолько замечательная идея, откуда набралось столько unsuccess stories, что впору вешать ярлык «don’t touch this»? В чем главная причина разочарования клиентов?».

По словам г-на Хайа, дело в том, что потребители SOA разделились на два больших лагеря: те, кто взял на вооружение концепцию и использовал ее всецело, и те, кто начал ее применять, но локально – на уровне ИТ, и не поднялся до уровня бизнес-систем. Первые (естественно, дорогой ценой) пошли до конца, но они добились своих целей и у них все в порядке. Жалоб от них не поступает.

Источник пораженческих настроений – второй лагерь. Его представители местечково пробовали переходить на сервис-ориентированную архитектуру, но по каким-то причинам на этом и остановились. Как следствие – обещанный той же IBM эффект не был достигнут. По большему счету такие разочарованные компании не более чем заложники собственной негибкости, недальновидности, нерешительности, и в конце концов банальной скупости.

На мой взгляд, убедительно. А что вы думаете по этому поводу?

Положительное влияние

Сейчас в сказочном Лас-Вегасе, в грандиозном комплексе The Venetian Resort Hotel & Casino, проходит конференция IBM Impact 2011, всецело посвященная таким темам, как SOA, BPM и Business Agility (подразумевается способность предприятий к быстрой адаптации к новым условиям работы).

Если я ничего не путаю, «Компьютерное Обозрение» присутствует на данном мероприятии впервые. За что спасибо российскому офису IBM.

Скоро на сайте появится полноценный материал, освещающий это интересное событие, а пока я «по горячим следам» поделюсь своими первыми впечатлениями.

Лейтмотив конференции – Changing the Way Business and IT Leaders Work (вольный перевод: как улучшить работу бизнес- и ИТ-руководителей) – не говорит, по сути, ни о чем. Ситуация проясняется лишь после прослушивания ключевых докладов. В двух словах, речь идет о преобразовании схем функционирования компаний и организаций, их адаптации к современным, резко меняющимся, исключительно непростым условиям рынка. Для этого необходимо прибегнуть к таким передовым концепциям, как сервис-ориентированная архитектура (навести порядок в ИТ-хозяйстве, прежде всего за счет тесной интеграции ПО); управление бизнес-процессами (повысить уровень управляемости бизнеса, преимущественно за счет структурирования бизнес-процессов); виртуализация и облачные вычисления (сократить затраты).

Обращает на себя внимание тот факт, что IBM в полной мере их поддерживает в своих новых продуктах и услугах (Business Process Manager, Blueworks Live, Business Monitor, BPM Industry Packs, предложениях в рамках инициативы Smarter Commerce и др) и продолжает двигаться в данном направлении. Судя по тому, что мероприятие собрало порядка 8 тыс. участников (30%-ное увеличение по сравнению с прошлым годом), эти вещи сегодня более чем актуальные. Кризис кризисом, а полезная информация, получаемая из первых рук, как и раньше в цене, не говоря уже о множестве возможностей для налаживания бизнес-отношений.

Впрочем, бизнес бизнесом, а наиболее впечатляющим на мероприятии пока был доклад, поднимающий вопросы, связанные с более активным использованием ИТ в сфере здравоохранения. Доктор Джеффри Барнс (Dr. Jeffery Burns) из Бостонской детской больницы (Children's Hospital Boston) рассказал о прототипе приложения (Adult Learning Cycle), позволяющего студентам и практикующим врачам получать важные медицинские сведения в интерактивном режиме (принцип обучения действием). К самой идее такой системы класса e-Learning он пришел после того как изрядно намучился, когда с помощью системы видеоконференцсвязи помогал коллеге из Гватемалы спасать умирающую от заражения крови девочку.

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT