`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Андрей Кухар

Предъявите билет

+33
голоса

Последняя запись о небольших, но перспективных концептуальных инициативах IBM, с которыми нас познакомили специалисты компании во время дней для прессы в центре IBM Research и Швейцарской технической школе Цюриха (ETH Zurich).

Не откроем Америку, если сообщим, что самая важная составляющая билета – уникальный идентификатор, реализованный, как правило, в виде штрих-кода. На входе в зал именно он сканируется и если код еще не был использован, зрителя пропускают.

С точки зрения организатора мероприятия такая схема работы более-менее безопасна. Главное – обезопасить систему, генерирующую коды, и проблем не должно возникать. Однако для владельцев билетов все не так радужно. Прежде всего, присутствует опасность (пусть и небольшая), что выпущенный билет содержит ошибку в идентификаторе, и как следствие, не позволит попасть на мероприятие. И ее никак нельзя избежать, ведь проверить состояние билета невозможно. Отсюда и следующий немаловажный момент – у владельца отсутствуют способы безопасной продажи лишних билетов, поскольку у потенциального покупателя нет возможности выяснить, не продавался ли он другим людям ранее. Им остается только полагаться на порядочность продавца, а это в наше непростое время опрометчиво делать. Наконец, стали нередки ситуации, когда фотографии радостных обладателей билетов (так называемые билетные сэлфи) приводят к тому, что мошенники извлекают штрих-код из фото, создают копию билета и используют его.

Чтобы решить описанные проблемы, специалисты IBM разработали прототип системы, в которой билеты на концерты становятся сущностями в блокчейн. Основная идея предлагаемого решения состоит в том, что уникальный идентификатор билета совмещается с криптографической личностью текущего владельца в блокчейн и временнОй меткой. И каждая транзакция либо приводит к созданию нового билета либо к передаче билета новому владельцу либо делает билет недействительным (когда владелец собственно использует его для входа).

Как и другие рассматриваемые решения, система построена на базе Hyperledger Fabric. В ней эксплуатируются цифровые подписи для защиты всех транзакций. При этом управление билетами происходит в приложении на смартфоне.

В итоге легко решаются все текущие сложности с билетами, причем без ухудшения пользовательского опыта. Так, вопрос продажи недействительных билетов снимается с повестки дня, потому как в системе могут храниться только настоящие билеты. Использование билета – обычная транзакция в блокчейн, которая предотвращает перепродажу ставших недействительными билетов. Ситуация с повторной продажей одного и того же билета тоже исключается, ведь при передаче происходит «связывание» билета с новым владельцем. Наконец, «сэлфи атаки» тоже нивелируются – за счет того, что билет становится постоянно меняющимся (ведь время меняется, а с ним меняется и код). И даже если кто-то сфотографирует его, то получит статическую копию, действительную только на момент съемки (конечно, такое может произойти и на входе зал, но это слишком уж маловероятно).

Предъявите билет
Благодаря проекту, рожденному в IBM Research, любителям делать сэлфи с билетами на концерты больше не нужно опасаться, что их билеты украдут

Вместо резюме

На этом мы заканчиваем наш краткий экскурс в перспективные блокчейн-разработки, представленные IBM. Все они пока находятся на достаточно ранней стадии, однако работы активно ведутся и до промышленной эксплуатации дело может дойти очень быстро. При кажущейся простоте, у них несомненно есть потенциал «выстрелить», и даже найти применение в какой-то другой сфере. Как говорится в таких случаях, поживем – увидим.

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT