`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Украинский ИТ-рынок 2013

+88
голосов

В текущей ситуации строить прогнозы о перспективах ИТ-рынка – дело неблагодарное, поскольку пока совершенно не ясно, как будет развиваться ситуация в стране. Можно только предположить, что основные продуктовые тенденции сохранятся, а интерес потребителей к бюджетным решениям усилится. Однако, это никак не мешает подвести итоги прошлого года, и, как минимум, выделить ключевые тренды. Ведь стремительный успех планшетов пока скорее имеет отношение к потребительскому рынку, чем к корпоративному. Во всяком случае, в 2013 г. они не удержали украинский ИТ-рынок от падения. Впрочем, обо всем по порядку.

Аппаратное обеспечение

Настольные и мобильные ПК

Украинский ИТ-рынок 2013

В 2013 г. украинский рынок персональных компьютеров продолжил падение, в результате чего его объем снизился до уровня 2008 г., по данным компании IDC. В минувшем году суммарные поставки ПК сократились на 9% и составили 2,38 млн. единиц. Причем, в отличие от 2012 г., в этот раз наибольшую негативную динамику показали мобильные системы – их поставки упали более чем на 11%, до 1,58 млн. единиц. Емкость этого сегмента в деньгах сжалась и вовсе на четверть, до 978 млн. долл. В то время как настольные ПК в натуральном выражении уменьшились только на 4%, до 796,6 тыс. шт. (389 млн. долл.). Еще немного прибавили моноблоки, чья рыночная доля теперь составляет 3,8%. А вот ультрапортативные ноутбуки выросли почти вдвое, до 77 тыс. единиц.

По оценкам компании GfK Ukraine, розничные продажи настольных ПК в 2013 г. снизились на 11%, до 417 тыс. шт. Между тем, за счет роста средней цены на 3% (до 558 долл.), объем рынка в денежном выражении сокращался менее стремительно и составил 225,8 млн. долл. Почти на 5% увеличилась доля систем дороже 1 тыс. долл. – им принадлежит уже 19,6% в продажах десктопов. Очевидно, речь идет о производительных конфигурациях, используемых для современных игр, обработки видео и графики. Вместе с настольными ПК стоимостью от 400 до 600 долл. они дают более половины дохода. Доля систем all-in-one увеличилась почти вдвое – до 8,5%. Ввиду менее удачного III квартала, продажи десктопов во втором полугодии несколько уменьшились и составили примерно 56%. А вот последняя четверть 2013 г., как это ни странно, оказалась более успешной, чем в 2012 г., – почти треть годового объема.

Сбыт мобильных ПК, по данным GfK Ukraine, в прошлом году сократился на 4% и составил 1,59 млн. шт. Причем, из-за продолжающегося снижения средней цены (до 524 долл.) падение сегмента в денежном выражении достигло 9%, а его объем – 815 млн. долл. Однако, как и прежде, ноутбуки остаются крупнейшей товарной группой рынка персональных вычислителей с долей 48%.

С точки зрения ценовых категорий рост показали только дешевые лэптопы стоимостью до 500 долл. Более 70% общего объема заняли системы в ценовом коридоре 300-700 долл.

Если же рассматривать структуру продаж по диагоналям, то наибольший прирост показали устройства с экраном 17 дюймов и выше – на них теперь приходится 12%. Немного нарастили долю компактные модели 11 и 13-14 дюймов. Тем не менее, три четверти сбыта по-прежнему за 15-дюймовыми ноутбуками.

Ожидаемо продолжили падение нетбуки – их продажи в 2013 г. сократились в два раза и сейчас они занимают чуть больше 3% рынка в денежном выражении. Зато сбыт ультрапортативных ноутбуков увеличился более чем вдвое – им теперь принадлежит без малого 9%. А лидерами по темпам роста стали гибридные устройства, чьи продажи повысились почти втрое. Хотя рыночная доля этой молодой товарной категории на конец прошлого года едва превысила 1%, некоторые эксперты сулят им неплохие перспективы.

Согласно подсчетам аналитиков IDC, поставки планшетных компьютеров в Украину по итогам 2013 г. выросли на 206,4% и составили 1,145 млн. шт. Объем этого сегмента в денежном выражении превысил 328 млн. долл. – всего на 16% меньше рынка настольных ПК. Безусловными лидерами в поставках стали семидюймовые устройства, чья доля выросла с 34 до 51%. Модели с диагональю экрана 9,7 дюймов и более, напротив, сдали позиции, потеряв те же 17%. Им теперь принадлежит 32% рынка.

Специалисты GfK Ukraine также констатируют стремительный рост медиа-планшетов. Напомним, по методике компании к данной категории относятся устройства с экраном более 5,5 дюймов, оснащенные ARM или другим специализированным процессором и работающие на основе одной из мобильных ОС. Их сбыт, по оценкам аналитиков, в прошлом году повысился вчетверо и составил впечатляющие 1,428 млн. шт. Интересно, что почти 70% продаж планшетов пришлось на второе полугодие, а в IV квартале было реализовано свыше 41% годового объема – больше, чем за первые шесть месяцев.

Ввиду стремительного падения средней цены, которая за год снизилась на 34% и составила 247 долл., объем рынка медиа-планшетов в денежном выражении вырос скромнее – на 160% и немного не дотянул до 345 млн. долл.

Как видим, если по количеству реализуемых устройств планшеты уже почти сравнялись с ноутбуками, то в деньгах они пока еще уступают более чем вдвое. Впрочем, если существующие тенденции для обеих товарных категорий сохранятся, возможно, где-то осенью объемы этих сегментов в деньгах и сравняются. Хотя представить себе, что поставщикам удастся за год сбыть свыше 5 млн. планшетов, сложно.

Основные продажи с точки зрения диагоналей, по данным GfK Ukraine, приходятся на семидюймовые устройства – они заметно прибавили, и сейчас за ними 57% рынка в количественном выражении. Но в денежном они приносят только 36% дохода. В то время как потерявшие за год 20% десятидюймовые модели все еще составляют почти половину емкости рынка в деньгах.

С точки зрения ценовых категорий рост показали только устройства стоимостью до 400 долл. – на эту группу пришлось больше 61% продаж в денежном выражении. Лидерами по темпам роста стали модели от 100 до 300 долл.

На фоне растущей популярности планшетов закономерно снижаются продажи читалок. И если в количественном выражении объем этого сегмента уменьшился всего на 2%, до 264 тыс. единиц, то в денежном, из-за снижения цен, – на ощутимых 15%, до примерно 30 млн. долл. Можно констатировать, что на сегодня типичная электронная книга – это устройство с шестидюймовым экраном (72% рынка в денежном и 64% в натуральном выражении), изготовленном по технологии электронных чернил (84% продаж в деньгах).

Оценки специалистов IDC еще более пессимистичные – сокращение поставок читалок на 18% – до 151 тыс. шт., из которых 88% пришлось на шестидюймовые модели. При этом более половины (52%) составили устройства дешевле 100 долл.

Украинский ИТ-рынок 2013

Валерий Базыленко
директор по продажам компании ASUS в Украине

По нашим оценкам, в 2013 г. продажи планшетных устройств в штучном выражении были сравнимы с ноутбуками, а в 2014 г. превысят их. Украинский рынок планшетов будет приближаться к насыщению, которое, скорее всего, произойдет в 2015 г. Больше >>

 

Украинский ИТ-рынок 2013

Александр Костюк
директор департамента компьютерных систем компании «Навигатор»

Рынок ПК сократился где-то на 10%, наши продажи чуть меньше. Прежде всего, причиной стало падение спроса в рознице. Однако, сокращение наблюдается также и в корпоративном секторе. Обусловлено это, в первую очередь, экономической ситуацией в стране Больше >>

Мнение эксперта

Владимир Поздняков

региональный менеджер IDC в Украине, Беларуси, Молдове и странах Закавказья

Украинский ИТ-рынок 2013

Ровно год назад я имел неосторожность предположить, что тяжелобольная украинская экономика вместе с ИТ-рынком рано или поздно окажется в отделении реанимации. К сожалению, это произошло намного быстрее и трагичнее. Сегодня в реанимации находится вся страна и в такое время говорить о бизнесе (и вообще о работе) невыносимо трудно.

Однако, если все же оглянуться назад и попытаться оценить Украину «образца» 2013 г., то к концу года мы имели следующее состояние ИТ-рынка (данные предварительные): емкость 2,83 млрд. долл. (падение более 10% относительно 2012 г.). Если учитывать продажи смартфонов\ телефонов – следует добавить еще 1,22 млрд. долл. и тогда можно говорить о совокупном росте примерно в 2%, до 4,05 млрд. долл. Более всего в прошлом году сократился рынок оборудования – на 11,4% (здесь и далее – в денежном выражении). Лидером по темпам падения ожидаемо стал сегмент ПК (минус 23%), а рост продемонстрировали только дисковые СХД (6,6%), планшеты (92%), ну, и конечно, смартфоны (126%).

Из наиболее значимых фактов, которые свидетельствуют о серьезных переменах в структуре рынка, я бы выделил три.

Во-первых, передел рынка персональных устройств (настольные и мобильные ПК, планшеты, смартфоны) в пользу носимых, в первую очередь, благодаря массовому переходу пользователей телефонов на смартфоны.

Во-вторых, облачные услуги – это уже не маркетинговые уловки, а полноценный рынок, пусть пока и не большой (4-5 млн. долл.), но вполне способный в ближайшие годы подпортить бизнес многим неповоротливым интеграторам и реселлерам. Здесь же стоит отметить, что для проектного бизнеса 2013 г. стал годом виртуализованных ЦОДов с пре-интегрированной инфраструктурой (Vblock, FlexPod).

В-третьих, с дистанции в забеге за долю рынка сходят даже самые рьяные «спортсмены». Другими словами, вендоры прекращают погоню за market share, переключаясь на более адекватные для измерения успешности бизнеса KPI. И это не может не радовать.

В нынешнем году, конечно, не стоит ожидать роста рынка ИТ. По крайней мере, первая его половина пройдет под тяжелым грузом экономических проблем. Тем не менее, за последний год в Украине сформировался значительный отложенный спрос на большие национальные проекты, сопоставимый с 2008-2009 гг. Почти наверняка в 2014 г. ситуация усугубится, а значит, через некоторое время после стабилизации следует ожидать всплеска закупок со стороны государства и крупного бизнеса. Он может превысить 2011 г., причем, без всяких Евро-2012.

Мониторы

Украинский ИТ-рынок 2013

Рынок мониторов в прошлом году не принес каких-то особых сюрпризов и преимущественно находился под воздействием тех же тенденций, что и в 2012 г. В первую очередь, речь идет о влиянии продолжающего свое падение рынка настольных ПК. Все больше производителей пытаются компенсировать этот фактор выпуском моделей с расширенными мультимедийными возможностями, приспособленных для использования в связке с мобильными устройствами, а также пробуют силы в набирающем популярность сегменте моноблоков. Однако заметных в масштабах рынка результатов это пока не принесло.

Так, согласно подсчетам GfK Ukraine, в 2013 г. продажи мониторов в Украине сократились на 16% и составили 680 тыс. единиц. Отметим, что по методике компании в это количество не входят модели со встроенным ТВ-тюнером. Средняя цена реализуемого устройства немного подросла и достигла 166 долл. Благодаря этому падение рынка в денежном выражении оказалось меньшим – на 13%, до 110 млн. долл.

Положительная динамика наблюдалась только в сегменте мониторов с диагональю от 23 дюймов. На 6,5% увеличилась доля моделей 23-24 дюйма. По итогам 2013 г. им принадлежало около 38% рынка в деньгах и 30% в штуках. Почти вдвое, до 8%, выросли устройства с экраном 25 дюймов и выше. Больше всех потеряли мониторы 18-19 дюймов – сейчас за ними 17,4% в деньгах, хотя все еще около четверти продаж в количественном выражении. Основу же составляют модели 20-24 дюйма – 74% рынка.

Существенно прибавили мониторы с LED-подсветкой – они выросли на 19% и теперь на них, по данным GfK Ukraine, приходится более 92% сбыта в денежном выражении. Еще немного подросла доля широкоформатных устройств с соотношением сторон 16:9 – им принадлежит почти 91% рынка. Модели с разрешением экрана Full HD прибавили 6,7%, в результате на них пришлось 70,4% продаж в деньгах. А вот 3D-мониторы так и не смогли заинтересовать потребителя. И без того ничтожный интерес к ним снизился, в результате чего их сбыт составил всего около 1%.

По оценкам специалистов IDC, поставки мониторов в Украину в 2013 г. уменьшились на 6%, до 782 тыс. штук. И, по всей видимости, в текущем году падение будет еще большим. С точки зрения структуры продаж по диагоналям лидерами остаются модели 21 дюйм (почти 36% поставок). За ними следуют 18 дюймов – 26,4% и 23 дюйма – 15,2%. Доля LED-мониторов выросла с 46 до 54% рынка, по сравнению с 2012 г. Что же касается соотношения сторон, то здесь львиная часть за 16:9 – 93% поставок.

Украинский ИТ-рынок 2013

Игорь Хамаза
менеджер по развитию бизнеса ПО и периферии компании Dell в Украине, СНГ и Балтике

Безусловно, спрос на мониторы постепенно снижается по сравнению со временами господствования настольных ПК. Однако, в этом сегменте еще есть за что побороться, а спрос постепенно смещается в сегмент диагоналей 24" и более Больше >>

Украинский ИТ-рынок 2013

Дмитрий Немиров
менеджер по развитию бизнеса компании ViewSonic в Украине

Цены продолжали снижаться, постепенно увеличивалась средняя диагональ. Некоторые малопопулярные сегменты полностью исчезли, вместо них производители начали экспериментировать с новыми. Цены на матрицы IPS вплотную приблизились к TN, из-за чего доля первых резко выросла Больше >>

Печатная периферия

Украинский ИТ-рынок 2013

Продолжает свое пике и отечественный рынок печатающей периферии. Так, по оценкам аналитиков GfK Ukraine, его объем в денежном выражении за прошлый год снизился еще на 11%, до 36,8 млн. долл., а в количественном – на 17%, до 255 тыс. штук.

В разрезе технологий печати рост показали струйные принтеры, чья доля в продажах увеличилась до 29% в деньгах, и светодиодные устройства – до 2,8%. Впрочем, лазерные аппараты хоть и сдали немного, все равно дают свыше 65% продаж.

С точки зрения ценовых сегментов упрочили позиции категории 100-150, 200-250 и свыше 300 долл. Больше других просели самые недорогие принтеры стоимостью 50-100 долл. – их рыночная доля в деньгах сократилась на 9%, а в штуках – на 5%. Однако, в количественном выражении основные продажи приходятся на устройства в диапазоне 50-150 долл. – 62,9% сбыта.

Более впечатляющие показатели демонстрирует сегмент многофункциональных устройств. Их доля в общем объеме рынка печатающей периферии выросла до 67%. Впрочем, это и не удивительно, учитывая, что их возможности шире, а средняя цена ниже, чем у принтеров.

Продажи МФУ, по сведениям GfK Ukraine, в денежном выражении выросли на 3% и достигли 76,6 млн. долл. И это при сокращении сбыта в штуках на 7%, до 547 тыс. шт.

Упрочили свои позиции МФУ на основе лазерной технологии печати – по итогам 2013 г. они оставили за собой почти 59% в деньгах. При этом в натуральном выражении им принадлежит всего 36%. В то время как со струйными МФУ ситуация практически обратная – больше 63% в штуках, но только 40% – в денежном выражении.

Динамичнее всего росла ценовая категория 150-200 долл., вторая по темпам за ней – 200-250 долл. В целом на эти две категории приходится без малого 45% продаж в деньгах. В штучном выражении лидируют модели стоимостью 50-70 долл. – им принадлежит 30% рынка.

По данным компании IDC, поставки печатающих устройств в Украину в 2013 г. сократились примерно на 7% и немного не дотянули до 515 тыс. единиц. Объем рынка в деньгах составил 91,5 млн. долл. При этом три четверти поставок пришлось на МФУ.

Столь существенная разница в оценках двух аналитических компаний, по всей видимости, свидетельствует о том, что значительная часть печатающих устройств реализуется не через розничные сети, а посредством дилеров и интеграторов.

Украинский ИТ-рынок 2013

Екатерина Крючкова
менеджер по маркетингу представительства OKI Europe в Украине

Несмотря на то, что 20% всех поставок оборудования приходилось на расширение парка устройств, все-таки основной объем поставок был заменой имеющейся техники. При этом в целом прослеживается тенденция уменьшения парка оборудования за счет перехода от персональных устройств к моделям для группового пользования Больше >>

 

Украинский ИТ-рынок 2013

Андрей Лейко
специалист по продукт-маркетингу компании «Кенон Украина»

На фоне общего снижения рынка печати в 2013 г. различные продуктовые группы вели себя противоречиво. Так, рынок струйных МФУ продолжил падение, которое составило почти 11% по сравнению с 2012 г. Рынок лазерных МФУ показал уверенный рост – около 15%. Продажи струйных принтеров снизились на 13%, а лазерных – на 17% Больше >>

Расходные материалы

Неизменным спутником и дополнительным индикатором состояния рынка печатающей периферии является сегмент расходных материалов. Учитывая падение первого, продажи во втором закономерно снижаются. Так, по оценкам аналитиков компании IDC, в первом полугодии 2013 г. было продано около 2 млн. условных картриджей для устройств, использующих электрографическую печать, и примерно 8,5 млн. – для струйных. Данных за второе полугодие пока нет. Однако, с января по июнь снижение к 2012 г. составило 20% у лазерных «расходников» и 35% в случае чернильных. Отметим, что под условным подразумевается новый, либо перезаправленный картридж.

Игроки рынка оценивают его ориентировочный объем в деньгах в диапазоне 100-140 млн. долл. Причем, если в количественном выражении в продажах с большим отрывом лидируют струйные «расходники», то в денежном – лазерные. По всей видимости, связано это с разницей в цене и ресурсе этих видов картриджей.

Учитывая разрыв в стоимости оригинальных и так называемых «совместимых» расходных материалов, последних на украинском рынке традиционно реализуется значительно больше. Соотношение продаж этих двух категорий из года в год мало меняется и, по данным IDC, в первом полугодии 2013 г. составило 4 к 96 для чернильных картриджей и 11 к 89 у тонерных. Несмотря на вполне однозначные перспективы лишиться фирменной гарантии на устройство и маркетинговые усилия отдельных поставщиков печатной техники, большинство пользователей предпочитают не оригинал.

В силу тех же соображений снижения затрат на печать «расходники» сторонних производителей востребованы и в бизнес среде. Правда, тут предпочтение традиционно отдается электрографическим устройствам и материалам для них. Кроме того, как свидетельствуют игроки рынка, корпоративные заказчики проявляют все больший интерес к комплексным решениям по оптимизации парка печатающей техники и затрат на ее обслуживание. Набирает популярность аутсорсинг печати, при котором сервисная компания может брать на себя заботы по поставке, обслуживанию и ремонту техники, а клиент платит только за фактически отпечатанные страницы.

Украинский ИТ-рынок 2013

Александра Добродеева
начальник отдела управления продажами группы компаний «В.М.»

Несмотря на снижение продаж устройств печати, как в лазерном, так и в струйном сегментах, спрос на расходные материалы в 2013 г. существенно не изменился. По нашим оценкам, общий объем украинского рынка оригинальных и совместимых расходных материалов в прошлом году составил около 140 млн. долл. Больше >>

 

Украинский ИТ-рынок 2013

Юрий Козубенко
руководитель отдела позиционирования компании WWM

В 2013 г., как и предшествующем, прослеживалась тенденция уменьшения потребности в печати у пользователей. Это объясняется увеличением количества планшетов, смартфонов, ноутбуков и других цифровых устройств, в которых можно хранить и распространять документы, фотографии, прочую информацию в электронном виде Больше >>

 

Украинский ИТ-рынок 2013

Олег Кристюк
директор по маркетингу и развитию бизнеса компании ColorWay

В корпоративном сегменте совместимые расходные материалы также пользуются большой популярностью. Сегодня – это уже норма. В тендерах закладывается ее приобретение, т.к. экономически это более выгодно. Что касается распределения между лазерными и струйными расходными материалами, то тут по-прежнему лидируют лазерные Больше >>

Серверы и системы хранения данных

После нескольких лет нестабильного роста, в прошлом году украинский рынок серверов сжался на 16%, по данным компании IDC. В результате его объем опустился ниже уровня 2010 г. – до 68,7 млн. долл. И это несмотря на то, что в IV квартале поставки немного подросли в годовом сравнении и достигли 26,1 млн. долл. Меньше было только в 2009 г., когда емкость рынка составила около 50 млн. долл. Впрочем, специалисты ожидают, что в текущем году снижение показателей продолжится и, возможно, даже ускорится.

Традиционно основная часть отгрузок приходится на системы архитектуры х86. Несмотря на то, что в 2013 г. их поставки в натуральном выражении уменьшились почти на 17% (до уровня 12 тыс. единиц), а в деньгах на 9%, они заняли больше 80% серверного рынка в денежном выражении.

Лидером сегмента остается компания HP с долей более 41% и значительным отрывом от конкурентов. За ней следует Dell (15,4%) и укрепившийся на третьем месте «Навигатор» (10,7%). Совокупная доля местных производителей составила 28,8%.

Рынок высокопроизводительных серверов RISC/EPIC в Украине по итогам 2013 г. рухнул на 37%, его объем оценивается в 13 млн. долл. Столь существенное падение вызвано резким сокращением спроса на модели High-End, продажи которых принесли всего 2,2 млн. долл. (менее пятой части результатов 2012 г.). На этом фоне поставки недорогих одно- и двухсокетных RISC-систем увеличились в три с лишним раза и достигли 3,3 млн. долл.

Тройка ключевых игроков в сегменте non-x86 серверов не претерпела изменений – IBM, HP и Oracle. Причем тут с большим отрывом лидирует IBM, которой принадлежит почти 67% рынка.

Поставки внешних систем хранения (СХД) в прошлом году увеличились на 6,6% и составили около 36,8 млн. долл. И это при том, что по результатам первого полугодия было зафиксировано снижение на 3,3% относительно аналогичного периода 2012 г. Можно сказать без преувеличения, что итоговый рост стал возможен благодаря сверхуспешному IV кварталу, продажи которого повысились на 49% в годовом сопоставлении и достигли 14,85 млн. долл. – больше, чем за все первое полугодие.

Среди производителей лидирует компания НР с долей 28,7%. Вторую и третью ступеньки пьедестала занимают HDS (21,4%) и IBM (16,9%).

Благодаря ряду успешных внедрений в банковском секторе, телекоме и ритейле, поставки систем High-End выросли более чем на 70% и достигли 12 млн. долл. Повысились также продажи решений начального уровня – на 35%, до 9,3 млн. долл. А вот сбыт систем среднего уровня уменьшился на 22,4%, составив 15,6 млн. долл. Аналитики полагают, что в этом году возможно замедление роста объема поставок СХД. Это приведет к накоплению отложенного спроса, который реализуется после стабилизации обстановки.

Украинский ИТ-рынок 2013

Александр Костюк
директор департамента компьютерных систем компании «Навигатор»

Рынок серверов упал на 15% к прошлому году и его объем составил около 12,5 тыс. штук. Наши продажи напротив выросли на 30% и мы заняли третье место на рынке, обогнав IBM. Падение в основном коснулось А-брендов и в первую очередь НР Больше >>

 

Украинский ИТ-рынок 2013

Сергей Синиченко
руководитель подразделения серверов, СХД и сетевого оборудования представительства компании Hewlett-Packard в Украине

Заказчики все чаще строят свою стратегию развития исходя из 3-5 летнего горизонта планирования. Именно в таком режиме эффективность ИТ-затрат возможно сделать максимально высокой по всем параметрам и во всех измерениях: плотность, производительность, энергоэффективность, поддержка, обслуживание, масштабирование и т.д. Больше >>

 

Украинский ИТ-рынок 2013

Андрей Сивенюк
маркетинг менеджер Dell в Украине и СНГ

В условиях виртуализации и построения «облачных» структур приобретают популярность блейд-решения, более компактные и более экономные системы. К тому же, усиливается значение отказоустойчивости: заказчики, понимая это, создают резервные площадки Больше >>

 

Украинский ИТ-рынок 2013

Юрий Жуковский
аналитик компании Entry

«Эмиграция» ИТ-инфраструктуры предприятий за пределы Украины порадовала европейских и американских операторов облачных сервисов, а у нас привела к снижению спроса, как на недорогие решения для хостинга, так и на высокопроизводительные системы Больше >>

Каналы сбыта

Украинский ИТ-рынок 2013

Прошлый год запомнился несколькими громкими слияниями. Экономическая нестабильность последних лет заметно усложнила жизнь всем игрокам. В условиях стагнации или падения рынка усиливается конкуренция, ужесточается борьба за клиента. Одни справляются с ситуацией лучше, другие хуже. Крупные игроки, как правило, имеют больший запас прочности. А наиболее удачливые и решительные стремятся воспользоваться ситуацией для расширения бизнеса. О поглощении «Технополисом» сети магазинов электроники и бытовой техники «Эльдорадо» мы писали в прошлогоднем материале.

Событием же осени, безусловно, стало объявление о слиянии компаний MTI и MDM. Обе входят в десятку крупнейших ИТ-дистрибьюторов. И объединение двух заметных игроков – событие конечно же нерядовое. По словам Сергея Яковлева, коммерческого директора дивизиона ИТ-дистрибуции MTI, основной целью данного шага было усиление позиций компании на рынке за счет повышения эффективности внутренних бизнес-процессов и увеличения объемов продаж. Благодаря этому поглощению дистрибьютору удалось привлечь новых клиентов, поскольку большая часть партнеров MDM стала сотрудничать с MTI. Кроме того, в компанию перешел практически весь торговый персонал MDM. За счет этого удалось повысить не только объемы продаж на одного сотрудника, но и прибыльность. Насколько продолжительным окажется этот эффект, покажет будущее. Между тем, господин Яковлев отметил, что результаты IV квартала полностью оправдали ожидания.

Важной тенденцией года стало также увеличение продаж посредством интернет-канала. Аналитики GfK Ukraine отмечают, например, что в 2013 г. каждый пятый продукт в категории крупной бытовой техники продавался через Сеть. А это, к слову, не самая популярная товарная группа в интернет-магазинах. Большинство потребителей предпочитают таким образом приобретать смартфоны и ноутбуки, аксессуары, одежду, косметику и парфюмерию.

Если же рассматривать структуру продаж основных категорий ИТ-продукции по каналам сбыта, то универсальные магазины электроники в прошлом году нарастили долю в сбыте стационарных, мобильных и планшетных компьютеров, мониторов и печатающей периферии. Салоны мобильный связи прибавили в планшетах, электронных книгах и периферии. Корпоративный канал усилил позиции в настольных ПК, мониторах и планшетах. А вот ИТ-розница сдала по всем «фронтам». В прочем, не смотря на это, она по-прежнему сильна в принтерах (42,4% продаж в деньгах), МФУ (40%) и мониторах (38,4%). Гипермаркеты электроники с большим отрывом лидируют в ноутбуках (58% в денежном выражении), планшетах (51%) и электронных книгах (56%). В свою очередь, B2B-канал является основным для стационарных ПК (48%).

Украинский ИТ-рынок 2013

Александр Грабовецкий
директор по маркетингу компании Diweave

Общественно-политические события последних месяцев безусловно сказываются на бизнесе дистрибьюторов. Причем по всем направлениям – от завоза продукции… до собственно реализации продукции – подавляющее большинство партнеров старается отойти от схемы закупки на склад к закупкам под конкретных клиентов Больше >>

 

Украинский ИТ-рынок 2013

Сергей Яковлев
коммерческий директор дивизиона ИТ-дистрибуции компании MTI

Ключевой тенденцией рынка в 2013 г. стала ориентация покупателей на небольшие мобильные устройства. Если говорить о корпоративном рынке, то наблюдалось некоторое затишье, проектов было немного. Для меня наиболее запомнившимся событием года, безусловно, стало объединение MTI и MDM Больше >>

 

Украинский ИТ-рынок 2013

Максим Гаджиев-Кравцов
ведущий аналитик компании COMFY

Полагаю в 2014 г. продолжит рост интернет-канал, за счет активного развития мультиканальных продаж не только крупными, но и мелким игроками. Продолжится рост планшетов, ожидается показатель около 100-150% (2013 г. – 300%). Смартфоны вытеснят мобильные телефоны с рынка, ожидаемое соотношение продаж в деньгах 9 к 1. Продолжится рост смартфонов с большими диагоналями Больше >>

Мнение эксперта

Валентина Печончик

ведущий эксперт направления ИТ и офисной техники компании GfK Ukraine

Украинский ИТ-рынок 2013

В прошлом году продажи ноутбуков впервые показали отрицательную динамику роста. С января по июнь рынок еще показывал небольшой рост (+3%), но второе полугодие было заметно хуже, особенно IV квартал (продажи ноутбуков снизились на 14% относительно аналогичного периода 2012 г.). Такое падение продаж частично можно объяснить бурным ростом продаж медиа планшетов.

По итогам 2013 г. в целом рынок ноутбуков упал на 4% в натуральном выражении и на 9% в денежном. Средняя цена снизилась на 5% и составила $525. Уменьшение средней цены произошло во всех сегментах ноутбуков.

Продажи нетбуков продолжают снижаться, что вполне очевидно. Их доля в 2013 г. составила 6% в штучном и 3% в денежном выражении.

В то же время растет спрос на тонкие ноутбуки (их доля увеличилась с 2 до 6% в штуках и с 4 до 9% в деньгах). В прошлом году увеличилось количество игроков, почти все вендоры представили свои новинки в данном сегменте. Спрос во многом был подогрет появлением бюджетных тонких ноутбуков (до $800). Гибридным ноутбукам (трасформерам) в 2013 г. не удалось добиться значимых результатов в продажах (меньше 1%). Вопрос высокой цены остается основной причиной. По итогам года средняя цена таких устройств была около $700 (для сравнения, это цена 17-дюймового ноутбука).

Продажи стационарных компьютеров, так же как и мониторов продолжают падать. В десктопах растет сегмент моноблоков – по ним наблюдался двукратный рост продаж (до 5% в натуральном и 9% в денежном выражении). В мониторах же спрос смещается в сторону дисплеев с диагональю от 23 дюймов, доля которых увеличилась за год с 24 до 34% в штуках и с 36 до 46% в деньгах. Пользователи заменяют мониторы с меньшей диагональю.

Наиболее обсуждаемым в 2013 г. можно назвать рынок медиа планшетов. Их продажи превысили даже самые смелые ожидания годичной давности – 1,4 млн. штук с оборотом 345 млн. долл. В натуральном выражении рынок вплотную подошел к объему рынка ноутбуков (1,59 млн шт), но в денежном основной оборот компьютерного рынка пока генерируют все же ноутбуки.

Спрос на планшеты существует во всех ценовых категориях, но наибольший рост продаж наблюдается в бюджетном сегменте. Половина всех устройств были проданы по цене до $200, это объясняется широким предложением от В- и С-брендов. Сильное удешевление планшета также объясняется ростом доли 7-дюймовых устройств, в 2013 г. она составила 57% (против 43% в 2012 г.). Но, не смотря на это, почти 50% всех продаж в натуральном и 75% в денежном выражении генерируется крупными всемирно известными компаниями (А-брендами).

Бурный рост планшетов коснулся также рынка электронных книг. Сильный рост продаж 2012 г. сменился стагнацией рынка в 2013 г. На 20% упал спрос на книжки с LCD-экраном и сместился в сторону устройств с экраном на технологии e-ink.

Еще одной быстрорастущей категорией были и остаются смартфоны. Этот сегмент в прошлом году вырос на 65% в натуральном и 57% в денежном выражении и составил 3,64 млн устройств с оборотом 879 млн долл. Наиболее значимым трендом тут можно с уверенностью назвать бум продаж смартфонов с диагональю 4-5 дюймов. Если в 2012 г. на этот сегмент приходилось всего 15% продаж, то в 2013 г. уже 53% (в натуральном выражении). Также с 0,6 до 7% выросла доля так называемых фаблетов. Это говорит о том, что потребитель предъявляет все больше требований к своему смартфону, желая получить максимально многофункциональное устройство.

Системная интеграция

Консенсуса в оценках объема украинского рынка системной интеграции его непосредственными участниками традиционно нет. Связано это с отсутствием единой общепризнанной методики. Ввиду чего каждая компания по-своему учитывает составляющие проектов: поставку аппаратного и программного обеспечения, консалтинг, различные виды ИТ-услуг. В результате относительно 2013 г. имеем разброс оценок от 550 до 900 млн. долл. Поэтому в данном случае общая цифра ценности не представляет и может послужить разве что для каких-то очень приблизительных сопоставлений.

Учитывая сказанное, гораздо интереснее динамика, и тут, к сожалению, даже оптимистично настроенные игроки рынка вынуждены констатировать сокращение минимум на 5%. В минувшем году резко уменьшилось количество проектов в государственном секторе – часть из них была «заморожена», стали расти неплатежи по существующим контрактам. Наблюдалось также снижение активности корпоративных заказчиков.

Характерными чертами украинского рынка остаются значительный перекос в сторону оборудования и зависимость от крупного бизнеса. Впрочем, доля ИТ-услуг в общем объеме продолжает расти и, по наблюдениям экспертов, в прошлом году это направление осталось примерно на уровне 2012 г. – его, как и год назад, оценивают ориентировочно в 280 млн. долл.

Все эти факторы стимулируют интеграторов активнее работать с SMB-клиентами, осваивать перспективные направления, развивать соответствующие компетенции и углублять специализацию. Кроме того, на рынке появляется все больше новых «нишевых» игроков. Как правило, это сравнительно небольшие коллективы, объединяющие выходцев из крупных компаний. Они имеют узкую специализацию и за счет этого конкурируют с грандами.

К наиболее востребованным среди заказчиков направлениям можно отнести оптимизацию и консолидацию ИТ, виртуализацию, решения в области информационной безопасности, системы хранения и управления массивами данных, бизнес-аналитику, мобильные технологии. Растет спрос на услуги ИТ-аутсорсинга. В прошлом году были реализованы довольно масштабные и интересные проекты в области внедрения CRM- и ERP-систем, построения контакт-центров, систем видеоконференцсвязи и IP-телефонии. Постепенно переходит в практическую плоскость интерес заказчиков к облачным вычислениям.

Что же касается перспектив на текущий год, в силу известных событий они пока выглядят неопределенными. По всей видимости, в сложившейся политической и экономической ситуации большинство заказчиков займет выжидательную позицию. Кроме того, ввиду колебаний курса гривны вся импортная составляющая ИТ-рынка попадает в зону риска. Поэтому, наиболее вероятный вариант развития событий – дальнейшее сокращение сегмента системной интеграции. Оптимисты не исключают частичного его восстановления. Однако на достижение показателей 2013 г. не рассчитывают даже они.

Украинский ИТ-рынок 2013

Максим Агеев
генеральный директор компании De Novo

Спрос на облачные решения со стороны средних и крупных предприятий растет постоянно. При этом прослеживается четкая тенденция – во внешнее облако редко выносится вся инфраструктура, преобладает совместное использование собственной инфраструктуры и облачных ресурсов Больше >>

 

Украинский ИТ-рынок 2013

Николай Довженко
вице-президент компании «Инком»

На украинском рынке системной интеграции усиливается отраслевая специализация: компании станут наращивать свою компетенцию в двух сферах – отраслевой и технологической. К драйверам развития ИТ-рынка можно отнести продолжение модернизации крупных предприятий, а также оптимизацию ИТ, переход в «облака» Больше >>

 

Украинский ИТ-рынок 2013

Алексей Игнатенко
директор по развитию бизнеса компании Integrity Systems

Среди основных трендов отечественного рынка системной интеграции в прошлом году я бы отметил усиление тенденции на его дробление. Имеется ввиду появление достаточно большого количества новых игроков, параллельно с уменьшением доли рынка существующих лидеров Больше >>

 

Украинский ИТ-рынок 2013

Тарас Козак
и.о. генерального директора «Энвижн-Украина»

Многие тенденции прошлого года – спрос на облачные сервисы, мобильные технологии, информационную безопасность, BI и т.д. – наверняка сохранят актуальность и в этом году. Также будут востребованы решения, связанные с запуском емких с точки зрения ИТ клиентских сервисов Больше >>

 

Украинский ИТ-рынок 2013

Владимир Люлька
генеральный директор компании Supportio

Пока что перевес на стороне частных автоматизированных облаков, но интерес к публичным сервисам, таким как Office 365 и Google Apps тоже растет. Наблюдается отдельный спрос на решения в области Big Data и BI со стороны корпоративного заказчика Больше >>

+88
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Интересно как повлияют на рынок события в Крыму? Комментарии в статье готовились до них

Если Крымом и ограничится - то практически никак.
Во-первых, на автономию приходилось порядка 1-2% в дилерских продажах и чуть больше в прямых, если считать централизованные закупки (через Киев). В целом, по нашим оценкам, вряд ли более 3% от объемов ИТ-рынка.
Во-вторых, большая часть поставок все равно будет идти через Украину, а не через Россию.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT