`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Вадим Уткин

UKRAINE.SYS is corrupted: Abort, Retry, Fail?

+1921
голос

На прошлой неделе отмечался международный день борьбы с коррупцией. Украина заняла 134 место из 180 в рейтинге оценки распространения коррупции в мире. За год мы “сдали” 16 пунктов - в 2007 году Украина была на 118 месте.

Ну є в українців така привичка - засіювати
новий кабінет.... Хто копійками, хто гривнями, хто доларом.

Игорь Зварыч,
экс-председатель Львовского
апелляционного административного суда


Нашими ближайшими “соседями” по уровню коррупции стала Нигерия, Уганда, Никарагуа, Вьетнам и Замбия. Как говорится, с такими друзьями и врагов не надо.

Из стран бывшего СССР высший уровень коррупции имеют Казахстан, Россия, Таджикистан, Беларусь, Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан и Киргизстан.

Вместе с тем, лучший, чем Украина результат имеют Польша, Латвия и Литва. Эстония, по какой-то причине, не попала в отчет Transparency International, но в прошлом году они стали наименее коррумпированной страной среди всех стран бывшего СССР.

Как странам Балтии удалось если не усмирить коррупцию, то хотя бы снизить ее уровень до приемлемого? Одним из инструментов борьбы со взятками и откатами стали IT инструменты. Литва и Эстония используют информационные технологии для преодоления коррупции как на уровне государства, так и на уровне “мелкой коррупции” - обращения гражданина в “присутственные места”.

Начнем с Литвы. Там взялись за дело с размахом и по государственному. В стране был создано единое хранилище данных (data warehouse) к которому подключено три основных ведомства: налоговая инспекция, служба социального страхования и таможня. Финансовая полиция и служба расследований финансовых преступлений активно пользуются Business Intelligence для нахождения подозрительных операций. Что такое “подозрительные” операции? Ну, например, это покупка объектов недвижимости государственными служащими или их родственниками. Или приобретение дорогих товаров или услуг руководителями государственных компаний (и их родственниками) после объявления результатов тендера. Современные средства BI позволяют находить закономерности и выявлять тенденции в огромных массивах вроде бы разрозненных данных. Сняли с банковских счетов крупную сумму в 1,9 млн. долларов, решился позитивно земельный вопрос, импортировали новый дорогой автомобиль - вуаля! - система сигнализирует - стоит копнуть глубже.

Эстонцы же начали давить гадину коррупции с самого низа, резонно полагая, что отсутствие прямого человеческого контакта исключит соблазн подкупа. У каждого жителя Эстонии есть идентификационная карточка с чипом, которая используется для голосования, для идентификации личности и в качестве электронной подписи. Практически все общение с коммунальными службами, дорожной полицией, налоговой инспекцией, да и вообще - с государством, происходит в дистанционном режиме. Ну вот нужно подписать эстонцу какой то документ или справочку - пожалуйте, получите его в электронном виде. Необходима подпись - подпишите электронным способом и отправьте нам обратно.

Как же так получилось, что эти маленькие нации смогли найти в себе силы чтобы с позором выгнать своих судей, одалживающих 2 млн. долларов “в колеги позыкою договором”?

Думаю есть два важнейших фактора. Первый, внешний - это жесткие требования Евросоюза, куда и Литва и Эстония так отчаянно стремились. Второй, внутренний - нетерпимость общественного мнения к порочности системы. И это, я полагаю, есть фундаментальный фактор.

Всеобщая вера в коррупционность системы согласно принципу, сформулированному социологом У. Томасом, становится важным фактором воспроизводства коррупции и в будущем: «Если люди верят в реальность даваемого ими определения ситуации, эти определения имеют реальные последствия». Иными словами, вера в коррупционность и невозможность изменения системы накладывает глубокий отпечаток на ожидания граждан в отношении представителей государства. При вынужденном контакте с чиновниками они действуют, исходя из допущения о коррупционности последних: предлагают взятки, преодолевая брезгливость и оправдывая свои действия словами “так делают все, так это работает в этой стране”.

Нет. Так делают не все. И это может работать иначе. Лучше.

+1921
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Что тут сказать - молодцы.
Особенно интересно теперь выглядит то злополучное постановление КМУ на закупки ИТ за госсредства в следующем году.

Я, честно говоря, как то пропустил его. Про что там идет речь?

Спасибо автору за то, что обоснованно и конструктивно, да что там (!), в принципе, за то, что поднял эту тему!

Коррупция - это один из факторов, которые довели нашу экономику в целом и IT-рынок в частности, к тому, что мы видим сегодня. Коррупция убивает профессиональный подход, примат школы, мастерства и опыта. Она убивает эффективность и качество. Она уничтожает доброе имя, память и душу.

В какой-то момент, один год тому назад, в каком-то хорошо знакомом (и даже респектабельном) обществе я с ужасом обнаружил, что меня окружают одни взяточники. А они все были представителями рынка и частной собственности! Но это был не сон и проснуться не удалось. Сегодня же, похоже, нас всех будят. Просыпайтесь!

Этой стране поможет только военная хунта лет на 25, автоматчики на улицах, декларация о расходах, всеобщая трудовая повинность и т.д. Другие меры бесполезны, ибо прогнило везде и насквозь.

Так было же уже :)

Похоже все таки необходимо действительно нечто иное...

Автоматчики и хунта тут как раз бесполезны вовсе.

Но пример Эстонии очень показателен.

Да, там населения по численности в 20 раз меньше и подобный проект обошелся бы у нас в очень немаленькую сумму. Но эти инвестиции, думаю, окупились бы в первый же год.

Да, ближе они по ментальности к Европе, чем мы... Но как первый шаг к борьбе с этой гидрой... Вместо ожидания того, что все мы вдруг превратимся в евпропейцев и будем действовать по европейски.

там населения по численности в 20 раз меньше и подобный проект обошелся бы у нас в очень немаленькую сумму

Ну почему же? Насколько я понимаю, немалая часть затрат уйдет единократно на разработку и отладку системы. Ну а размножить готовое уже несложно.

Т.е. мне кажется, что как раз за счет большего числа населения удельные расходы на 1 человека могли бы быть ощутимо меньше. Если бюджет не распилят :).

Разработка и отладка, возможно, обойдутся приблизительно в ту же сумму. Но количество населения влияет на условия эксплуатации системы, требования к её надежности и производительности.
Также играет роль территория государства и состояние коммуникаций.
Так что, сумма в Украине, конечно, будет больше.

Но для всего этого нужна пресловутая "политическая воля" и профессионализм людей, управляющих страной. А этого как раз пока не видать.

Результат залежить від реалізації ідеї. І з цим можуть виникнути проблеми, принаймні в Україні. Хочеться вірити, що зміни на краще не забаряться... Спонтанність один з улюблених прийомів еволюції (еволюції будь-чого). Нехай зміни відбудуться і в нашій країні. Давно вже час.

Интересный опыт государственных закупок имеет Швеция. Приведу пример опять из сферы IT, в частности, близкой мне темы - системы управления предприятиями (ERP). Любой, подчеркиваю, любой участник тендера на поставку бизнес ПО, соглашается на то, что его предложение будет по первому же запросу предоставлено другим участникам. Соответственно, и он может рассчитывать на то же самое по отношению к себе. Иными словами, участники тендера контролируют своих коллег и в случае необоснованных преференций (с их точки зрения) могут либо убедиться в безоговорочной победе конкурентного предложения, либо находить правду в суде.

Такая схема, конечно, предполагает работоспособность судов :)

Да уж, Вадим, нам о таком подходе к тендерам только мечтать. А то ведь, как только тендер, то те, кто откатов не дают, могут сразу сматывать удочки, а те, кто дает, сразу начинают искать кому и сколько.
Верно выше подметил Сергей Арабаджи, коррупция убивает профессионализм...

Якщо пам'ятаєте, то в Україні з самого початку все пішло не так. Не можливо порівнювати з Прибалтикою та Польшею.
Abort, Retry, Fail?
format C:

То, что реализовали в Латвии или Швеции сейчас нет возможности реализовать у нас, так как это только инструменты. Обезьяне можно дать лопату, но она не начнет сажать банановые деревья. Хотя, возможно, инструменты и могут ускорить процесс эволюции. На самом деле, подавляющее большинство населения удовлетворено тем уровнем корупции, который существует в Украине. Единственное, что представляется минусом, это собственное положение в корупционной иерархии. А вот решение этой проблемы, несомненно, намного затратнее чем любая IT задача.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT