`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Черников

Что важней для консультанта?

+17
голосов

Вот иногда спрашивают – а как стать ИТ-консультантом? Нужно ли для этого пройти определенный учебный курс или это зависит от того, какие навыки имеет человек?

Вряд ли есть определенный ответ на данный вопрос. Скорее всего, это – соединение «книжного ума» (book smarts), практического опыта, полученного на рабочем месте (on-the-job knowledge) и… чего-то еще. Вот вокруг этого «чего-то еще» обычно и разгорается битва за право называться ИТ-консультантом.

 
==
 
Даже в США ни одно учебное заведение не предлагает обучение на ИТ-консультанта. Само слово «консультант» предполагает, что носитель этого гордого звания обладает каким-то особенным, экстраординарным знанием и способностью проникновения в суть проблемы клента, который готов заплатить ему за это. А такие активы обычно приобретаются через «школу тяжелых ударов» (school of hard knocks).
 
Вуз или колледж в состоянии научить каким-то понятиям, терминологии и базовым методам, общему анализу проблем. Но это не обязательно дает именно ИТ-образование. Степень, полученная по иным направлениям, часто обеспечивает ее владельцу свежий, нетрадиционный взгляд на проблему и неожиданные подходы к ее решению.
 
Конечно, как-то поддерживать себя «в курсе» нужно. Но для этого все реже читают книгу за книгой, отдавая предпочтение фрагментарному, но более целевому изучению материалов из интернет плюс блоги. Вот и в данном случае, читатели этого поста, обменявшись мнениями, вполне могут извлечь для себя что-то полезное. Но и опыт, и знание все еще не делают человека ИТ-консультантом. Можно быть новым Никлаусом Виртом и никто не узнает об этом, пока у вас не будет соответствующей репутации.
 
Так может быть, это «что-то», с которого мы начали, и есть набор определенных человеческих качеств, которые обеспечивают ИТ-консультанту устойчивую положительную или отрицательную репутацию в своей среде и, соответственно, «профпригодность» к тому, чтобы зарабатывать на этом поприще?
 
===
 
Довольно давно задавшись этим вопросом, я периодически интересовался у специалистов разных компаний (консалтинговых и продуктовых, наших и зарубежных), что они думают по данному вопросу. В результате в моей записной книжке за последние год-два образовалась вот такая сборная солянка:
 
- важны общие способности человека. Иначе говоря, талантливый человек талантлив во всем;
 
- мудрость консультанта заключается в том, что он способен различить то, что является существенным, вместе с тем придерживаясь принципа, что никакой принцип не панацея;
 
- лучший консультант имеет ум бизнесмена. Разрабатывая техническое решение, он заранее думает о том, как это будет воздействовать на бизнес клиента;
 
- моя жена говорит мне, что я порой слишком честен. Да, но зато мои клиенты доверяют мне и это уже сослужило мне хорошую службу;
 
- менее опытные консультанты имеют тенденцию всегда опаздывать туда, где может быть работа для них;
 
- плохой консультант ненадежен;
 
- успешно вести дела с заказчиком мне в свое время помогли книги по супружеским взаимоотношениям. Это навык сказать клиенту, что он неправ, не потеряв его как клиента.
 
- что лучше: образование или опыт? Ни то, ни другое. Самое важное, чтобы клиент был доволен работой и рекомендовал вас другому клиенту;
 
- практически любой молодой парень или девушка могут стать консультантом по задачам низшего уровня и делать свою работу хорошо. Дальше – по способностям;
 
- и опыт, и образование бессмысленны, если нет заботы о клиенте;
 
- наличие степени/свидетельства просто-напросто расширяет ваши возможности, а это никогда не плохо;
 
- опыт консультанта должен затрагивать людей, бизнес, политику, ситуации и много других аспектов, слишком разнообразных, чтобы все их перечислить;
 
- у консультанта должна быть гибкость, чтобы приспосабливаться к изменяющейся окружающей среде; скорее широкие, чем односторонне глубокие знания; и он не должен ограничивать себя какой-то одной отраслью.
 
- многие путают консультанта и подрядчика. Подрядчик делает определенную работу с определенным навыком, Для консультанта, советника, широкое образование и опыт лучше. Но что действительно отличает консультанта от подрядчика, это дисциплинированный подход к решению проблемы и высокая степень навыков общения. А вообще, не все подрядчики – консультанты, но большинство консультантов - подрядчики.
 
+17
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Мне показалось, что комментарии западных спецов более конкретны - видимо, они лучше себе представляют предмет обсуждения.
Характерно, что у нас в стране до сих пор многие руководители путают понятия "бизнес-консультант" и "ИТ-консультант".

Все эти размытые цитаты ещё раз доказывают истинность известного анекдота про консультантов (задачей которых была лишь демонстрация перед всем миром собственной крутизны) :(

Поскольку, я не писатель, буду краток, тезисен и, по возможности, базисен. Если будет желание подискутировать - вопрос решим.

А как стать консультантом по строительству?

Я считаю, нельзя быть "ИТ-контультантом". Пойдите к консалтеру по SAP и спросите его о методах цифровой обработки видео - он вас пошлёт. Потому, что

  1. он крут,
  2. он настолько крут, что не стоит лезть к нему со всякими мелочными вопросами,
  3. он банально этого не знает,
  4. только SAP вечен,
    (вместо SAP поставьте любое другое понятие)

Вывод - консультантом можно быть в какой-то конкретной области. И чем конкретнее (в некотором роде "уже") область тем

  1. больше толк от профильного консультанта,
  2. тем проше клиенту понять, будет ли толк от каждого конкретного консультанта, ибо чётче критерии и конкретнее разговоры

На практике, консультанты, к примеру, "по серверам вообще", оказывается, продают 2-3 своих бренда (из которых хорошо знают 1-2), ещё немного знают о 3-4 брендах конкурентов на СВОЁМ (локальном географически или по сегменту) рынке, что-то где-то слышали о чём-то смежном и ничего не знают об остальном. Консультанты "по моторам", в 90% случаев оказываются автомеханиками с богатейшим опытом, но виновато разводят руками при задаче разобраться в моторе электровоза.

Сферический консультант в вакууме

Для того, чтобы быть успешным консультантом в предметной области X надо (IMHO):

  • осознавать, что предметная область есть некое пространство решений (проведем аналогию с фазовым простанством физики)
  • обладать видением базиса этого пространства (или одного из возможных базисов), например для пространства ИТ-безопасности АИС существует базис по имени Common Criteria (+некоторая необходимая обвязка) )
  • обладать актуальным и, по возможности, полным знанием мат. части по каждому из векторов базиса
  • при невозможности обладания ПОЛНЫМ знанием:
    • видеть границы применимости (в данном случае - границы пространства)
    • уметь быстро восполнять знания
    • задача - сводить ущерб/риск от неполного знания предметного пространства к величине пренебрежимо малого порядка
  • уметь строить взаимные отображения пространства бизнес-потребностей заказчика на пространство предметной области (по сути - подбирать подходящее решение)
  • обладать базовым знанием в смежных областях
  • Важные навыки для успешной бизнес-деятельности:
    • Soft skills
    • Авторитет

Отдельно подчеркну слово "авторитет" и отмечу, что "авторитет" и "бренд" - понятия разные.

Как достичь высокого звания
Тут буду солидарен с автором

  • Фундаментальное образование в предметной области
  • Опыт
  • Постоянный update знаний (слежение за рынком решений, продуктов, технологий)
  • Знание специфики рынка, на котором работаешь
  • Опыт
  • Опыт

Опыт 3 раза потому, что: "опыт реализации решений и работы с продуктами", "опыт работы с заказчиком", "опыт работы рынка, на которм работаешь"

Почему же около 70% IT проектов не завершаются up to spec (или не завершаются вообще)?

  1. Заказчик не готов
  2. Консультант, вместо того, чтобы объяснить заказчику, что тот не готов и продать СТРАТЕГИЮ подготовки, был слишком занят продажей себя. Это та предметная область, в которой у нас эксперты почти все (помните "бренд"?).

Конструктивные комментарии приветствуются. "КГ/АМ" писать только с разъяснениями. Всё вышенаписанное - моё имхо после нескольких лет работы в проектах разного масштаба и направленности в сегментах от SMB до крупного гос/промышленного сектора, заслушивания большого количества докладов "консультантов, экспертов, авторитетов" на отраслевых мероприятиях. Может, где-то есть места, где всё иначе. Хочется верить ;)

на мой взгляд ИТ консультанта (ИТК) для SMB, как минимум в этой сфере (SMB) - ИТК имеет место быть. На этапе создания и развития Бизнеса некоторые бизнес-решения возможны только с помощью конкретных ИТ (без ИТ, подобные бизнес-решения могут быть дороже их отдачи или просто не эффективны).
Пример такой проблемной области, понятно - хранение/доступ к информации и коммуникации, платежные системы. Посмотрим на Cloud ИТ-решения. Может будующий бизнесмен разобраться в их настройке, выбрать? Конечно может, но время (в денежном эквивалента), которое он на это потратит будет намного больше, чем то, что он потратит на постановку задачи ИТК, который выберет лучшее решение и настроит его. Для наглядности: о чем речь:
Communications (mail, Web-conferences),
Data storage (+Access): web sites, Accounting Communications+Data: CRM, eCommerce..
Cloud решения может "потянуть" один ИТК и может разобраться как их настраивать, увязывать между собой.
Мне не нравится определения ИТК, как поставщика решений одного производителя (за исключением того, что решение очень сложное и предназначено для среднего и большого бизнеса). ИТ-консультант также не Бизнес-Консультант (БК), так как ИТК не привносит изменений в бизнес, он работает над его воплощением в технологии (для Cloud решений - он же и подрядчик). ИМХО, БК меняет концепции бизнеса, а не вополощает его в технологию. Например: БК может обосновать необходимость СRM, а ИТК - предложит оптимальное СRM решение.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT