Что важней для консультанта?

5 апрель, 2008 - 17:08Александр Черников

Вот иногда спрашивают – а как стать ИТ-консультантом? Нужно ли для этого пройти определенный учебный курс или это зависит от того, какие навыки имеет человек?

Вряд ли есть определенный ответ на данный вопрос. Скорее всего, это – соединение «книжного ума» (book smarts), практического опыта, полученного на рабочем месте (on-the-job knowledge) и… чего-то еще. Вот вокруг этого «чего-то еще» обычно и разгорается битва за право называться ИТ-консультантом.

 
==
 
Даже в США ни одно учебное заведение не предлагает обучение на ИТ-консультанта. Само слово «консультант» предполагает, что носитель этого гордого звания обладает каким-то особенным, экстраординарным знанием и способностью проникновения в суть проблемы клента, который готов заплатить ему за это. А такие активы обычно приобретаются через «школу тяжелых ударов» (school of hard knocks).
 
Вуз или колледж в состоянии научить каким-то понятиям, терминологии и базовым методам, общему анализу проблем. Но это не обязательно дает именно ИТ-образование. Степень, полученная по иным направлениям, часто обеспечивает ее владельцу свежий, нетрадиционный взгляд на проблему и неожиданные подходы к ее решению.
 
Конечно, как-то поддерживать себя «в курсе» нужно. Но для этого все реже читают книгу за книгой, отдавая предпочтение фрагментарному, но более целевому изучению материалов из интернет плюс блоги. Вот и в данном случае, читатели этого поста, обменявшись мнениями, вполне могут извлечь для себя что-то полезное. Но и опыт, и знание все еще не делают человека ИТ-консультантом. Можно быть новым Никлаусом Виртом и никто не узнает об этом, пока у вас не будет соответствующей репутации.
 
Так может быть, это «что-то», с которого мы начали, и есть набор определенных человеческих качеств, которые обеспечивают ИТ-консультанту устойчивую положительную или отрицательную репутацию в своей среде и, соответственно, «профпригодность» к тому, чтобы зарабатывать на этом поприще?
 
===
 
Довольно давно задавшись этим вопросом, я периодически интересовался у специалистов разных компаний (консалтинговых и продуктовых, наших и зарубежных), что они думают по данному вопросу. В результате в моей записной книжке за последние год-два образовалась вот такая сборная солянка:
 
- важны общие способности человека. Иначе говоря, талантливый человек талантлив во всем;
 
- мудрость консультанта заключается в том, что он способен различить то, что является существенным, вместе с тем придерживаясь принципа, что никакой принцип не панацея;
 
- лучший консультант имеет ум бизнесмена. Разрабатывая техническое решение, он заранее думает о том, как это будет воздействовать на бизнес клиента;
 
- моя жена говорит мне, что я порой слишком честен. Да, но зато мои клиенты доверяют мне и это уже сослужило мне хорошую службу;
 
- менее опытные консультанты имеют тенденцию всегда опаздывать туда, где может быть работа для них;
 
- плохой консультант ненадежен;
 
- успешно вести дела с заказчиком мне в свое время помогли книги по супружеским взаимоотношениям. Это навык сказать клиенту, что он неправ, не потеряв его как клиента.
 
- что лучше: образование или опыт? Ни то, ни другое. Самое важное, чтобы клиент был доволен работой и рекомендовал вас другому клиенту;
 
- практически любой молодой парень или девушка могут стать консультантом по задачам низшего уровня и делать свою работу хорошо. Дальше – по способностям;
 
- и опыт, и образование бессмысленны, если нет заботы о клиенте;
 
- наличие степени/свидетельства просто-напросто расширяет ваши возможности, а это никогда не плохо;
 
- опыт консультанта должен затрагивать людей, бизнес, политику, ситуации и много других аспектов, слишком разнообразных, чтобы все их перечислить;
 
- у консультанта должна быть гибкость, чтобы приспосабливаться к изменяющейся окружающей среде; скорее широкие, чем односторонне глубокие знания; и он не должен ограничивать себя какой-то одной отраслью.
 
- многие путают консультанта и подрядчика. Подрядчик делает определенную работу с определенным навыком, Для консультанта, советника, широкое образование и опыт лучше. Но что действительно отличает консультанта от подрядчика, это дисциплинированный подход к решению проблемы и высокая степень навыков общения. А вообще, не все подрядчики – консультанты, но большинство консультантов - подрядчики.