`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

В борьбе за рост

Вне всяких сомнений, прошлый год оказался пиковым для индустрии смартфонов — постепенное снижение потребительского спроса ближе к концу года привело к первому за историю развития отрасли росту, не описываемому двузначным числом. Несмотря на это, в нынешнем году эксперты ожидают частичное восстановление былых темпов развития индустрии и результат первого квартала — отличное подтверждение столь оптимистичных прогнозов.

Высокая активность китайских игроков по освоению новых рыночных территорий, а также хороший старт потенциальных флагманов рынка — Samsung Galaxy S8 и Huawei P10 — доказали, что инновации все еще возможны и традиционное, свойственное началу года затишье, не особо сложное препятствие для рассматриваемого рынка. Как итог, в отличие от начала 2016 г. индустрия не только осталась в позитивной зоне по поставкам, но также сумела превзойти ожидания относительно величины роста. Подкрепить полученный в начале года импульс способен долгожданный выход новой версии iPhone, который, безусловно, подведет достойную черту под первым десятилетием успешного развития смартфона Apple, удивив рядом интересных сюрпризов.

По предварительным оценкам IDC, в первой календарной четверти глобально отгружено 347,4 млн смартфонов, благодаря чему результат аналогичного периода прошлого года был оказался на 4,3% выше. Сохраняющийся потребительский интерес к устройствам во всех без исключения ценовых диапазонах позволил улучшить более ранний прогноз аналитиков, ожидавших позитивную динамику не выше 3,6%. Цифры схожего порядка получили исследователи из Strategy Analytics, по подсчетам которых в каналы ушло 353,3 млн аппаратов. С учетом того, что годом ранее мировые поставки не превысили 333,1 млн устройств, позитивная динамика в годовом сопоставлении составила 6%. К слову, в начале предыдущего года было отмечено падение рынка на 3%, однако благодаря восстановлению экономики в ряде ключевых регионов, а также высокому потребительскому спросу в Китае и Бразилии, рынок без труда возвратился в плюс.

В борьбе за рост

При отсутствии заметной позитивной динамики значительный отрыв от конкурентов позволил Samsung сохранить место во главе рейтинга. Существенные скидки на Galaxy S7 и S7 edge, успешные продажи недорогой линейки J на зрелых и развивающихся рынках, а также обновленные А7, А5 и А3 позволили вендору направить в каналы почти 80 млн устройств. Устойчивые слухи о выходе специальной версии iPhone, посвященной десятой годовщине бренда, сформировали отложенный спрос. Однако по итогам квартала Apple все же вышла в незначительный плюс. После высокого предновогоднего сезона поставки вендора держались за счет обновленного iPhone SE и (Product)Red. Замкнувшая первую тройку Huawei отчиталась превышающим 20% ростом. Залог успеха — успешное продвижение в премиум-сегменте линеек P и Mate, а также Y и Honor в классе доступных устройств.

Что характерно, каждое шестое отгруженное с января по март устройство относилось к числу пяти наиболее популярных моделей. С результатом в 21,5 млн аппаратов лидером рейтинга оказался Apple iPhone 7, рыночная доля которого составила 6,1%. Вторая строка Тор-5 также принадлежит Apple — количество отгруженных iPhone 7 Plus достигло 17,4 млн шт. (доля рынка 4,9%). Замкнула первую тройку OPPO R9s — модель среднего ценового диапазона с акцентом на качественную камеру, которая, во многом благодаря покупателям из Поднебесной, добилась поставок в размере 8,9 млн устройств (доля 2,5%). Последние места в первой пятерке достались Samsung. В частности, смартфоны Galaxy J3 (2016) и Galaxy J5 (2016) разошлись тиражом 6,1 млн и 5,0 млн устройств, что соответствует рыночному присутствию в размере 1,7% и 1,4% соответственно.

В борьбе за рост

Рассуждая о результатах текущего квартала наблюдатели сходятся во мнении, что беспрерывный рост отпускных цен на мобильную DRAM может повлечь за собой нежелательное подорожание конечных устройств и, как следствие, привести к некоторому охлаждению потребительской активности. Пытаясь предубедить возможное негативное развитие событий вендоры рассматривают различные пути, одним из которых может стать ограничение объема используемой памяти. Аналитики TrendForce уверены, что сложившаяся ситуация в нынешнем году приведет к замедлению роста среднего объема памяти в выпускаемых смартфонах. Ожидается, что в 2017 г. средний объем DRAM в рассматриваемых устройствах вряд ли превысит 3,2 ГБ, тогда как еще в конце прошлого года прогноз находился на уровне 3,7 ГБ. В 2016 г. средний объем DRAM в смартфонах достиг отметки в 2,4 ГБ, а в нынешнем году ожидалось его значительное увеличение во многом за счет перехода в массовую стадию производства чипов LPDDR4. Тем не менее, динамика роста среднего объема памяти в устройствах едва превысит 33%. Один из крупнейших потребителей мобильной DRAM — Apple — в нынешнем году вряд ли нарастит объем памяти в новых версиях iPhone до 4 ГБ. Так, модель с AMOLED-экраном 5,8″ будет оснащена 3 ГБ DRAM, iPhone с ЖК-экраном диагональю 5,5″ будет работать с 2 ГБ. Аналогичный объем памяти будет иметь и iPhone с ЖК-экраном 4,7″.

Споткнулись о память

Подведенные отраслевыми экспертами промежуточные итоги развития мирового компьютерного рынка оказались довольно неоднозначными — от первого за несколько последних лет плюса до незначительного, но, все же, падения. Впрочем, подобная ситуация неудивительна, ведь на протяжении многих кварталов в натуральном выражении рынок отчитывается довольно слабой динамикой, не уходящей далеко влево либо вправо от нулевой отметки.

Как и во второй половине прошлого года, сохраняющийся дефицит отдельных компонентов, в частности памяти DRAM и NAND, заставлял вендоров наращивать имеющиеся складские запасы с целью обезопаситься от возможной нехватки готовых устройств после очередного повышения цен на комплектующие. В контексте же активности потребителей, последние по-прежнему воздерживались от замены устаревших ПК, а многие даже поставили на компьютерах крест, всецело перестроившись на работу с устройствами альтернативного форм-фактора. Отчасти ситуацию исправили традиционный рост в сегменте игровых систем, а также вхождение в фазу зрелости рынка смартфонов и, в особенности, планшетов. Бизнес-сегмент, в свою очередь, все еще рассматривает компьютер в качестве важного рабочего инструмента и в отмеченном оживлении общих поставок весомую роль, безусловно, сыграл именно рост спроса на устройства со стороны корпоративных потребителей.

Как итог, IDC насчитала 60,3 млн отгруженных за период с января по март настольных и портативных систем, а также рабочих станций. Несмотря на прогнозируемый в начале года спад в районе 1,8%, полученный результат привел к фиксации первого с начала 2012 г. роста в размере 0,6%. Эксперты из Gartner, в свою очередь, насчитали 62,1 млн заказанных у вендоров ПК, что на 2,4% меньше в годовом сопоставлении. Причем, впервые с 2007 г. квартальный объем глобальных поставок опустился ниже отметки в 63 млн устройств, к которым по методологии компании относятся настольные и портативные системы, а также ультрамобильный премиум-класс (например, Microsoft Surface), без учета хромбуков.

Споткнулись о память

Поставки компьютеров в страны EMEA Gartner оценила в 17,9 млн устройств (- 6,9% «YoY»). Что характерно, спад был отмечен практически во всех крупных странах региона за исключением РФ. IDC в свою очередь, насчитала 17,4 млн отгруженных на локальный рынок компьютеров, благодаря чему на 1,6% был улучшен результат годичной давности. Хотя настольное направление продолжило сужаться, отчитавшись спадом на 12,0% «YoY», выход EMEA в плюс оказался возможным благодаря сегменту ноутбуков, выросшему в поставках на 8,9% «YoY». Причем, позитивной динамикой отчитались как Западная Европа (+9,2%), так и субрегион CEMA (+8,3%). Каналы Западной Европы активно наполнялись в ожидании связанного с нехваткой комплектующих подорожания портативных систем, а в странах CEMA действенным стимулятором роста оказался благоприятный курс валют относительно доллара США. Как итог, в коммерческом сегменте поставки ноутбуков выросли на 18,6% и 11,2% в CEMA и Западной Европе соответственно. Потребительское направление также отчиталось увеличением поставок — на 8,1% в Западной Европе и 7,5% в CEMA. Количество отгруженных в страны Центральной и Восточной Европы ПК выросло на 4,5% «YoY». Причем, поставки ноутбуков увеличились на 11,7%, тогда как desktop-системы отчитались снижением на 7,7%.

Споткнулись о память

IDC констатирует, что в общемировом рейтинге HP сумела возвратить себе первую позицию, что произошло во многом за счет широкой продуктовой линейки ноутбуков, показавших отличные результаты во всех без исключения регионах. Позитивная динамика Lenovo оказалась крайне низкой — в пределах 1,7% — став следствием первого, с середины 2009 г., снижения поставок на приоритетном североамериканском рынке. Замкнувшая первую тройку Dell также выросла в поставках за счет устойчивого спроса на ноутбуки. Причем, в активе Dell четвертый кряду квартал роста, вызванный, в том числе, расширением заказов со стороны крупных предприятий.

Споткнулись о память

По мнению рыночных наблюдателей, текущую календарную четверть индустрия окончит в негативной зоне, а непрерывное подорожание памяти, в том числе готовых твердотельных накопителей, сыграет в этом не последнюю роль. Причем, проблема роста цен на ПК не потеряет своей актуальности на протяжении всего 2017 г. Свое негативное влияние в среднесрочной перспективе также будут оказывать решения альтернативных форм-факторов, в частности планшеты разъемной конструкции. Изучив развитие мирового рынка персональных компьютерных устройств (настольные и портативные ПК, рабочие станции и планшеты), в IDC спрогнозировали его спад за период с 2016 по 2021 г. со среднегодовым показателем −0,8%. В прошлом году общий объем поставок достиг 435 млн, однако по итогам 2021 г. результат вряд ли превысит 418,2 млн устройств. Если количество отгруженных традиционных компьютеров через пять лет упадет до 252 млн устройств (CAGR −0,6%), то планшеты разъемной конструкции, напротив, вырастут в поставках до 308 млн шт (CAGR +1,8%). Доля ноутбуков в общих поставках персональных компьютерных устройств за пять лет увеличится с 36 до 39%, а позиции традиционных планшетов сократятся до 26%. В то же время, контролируемая разъемными планшетами доля рынка увеличится с 4,9 до 13,4%.

Реальность виртуальная, рост реальный

Несмотря на сравнительно раннюю стадию развития индустрия технологий виртуальной и дополненной реальности (AR/VR) переживает бум взрывного роста инвестиций и обладает высоким потенциалом как для уже вошедших в рынок компаний, так и для новых поставщиков технологических и продуктовых решений.

Выход в свет новых устройств и их стабильное удешевление, рост специализированного контента как для потребителей, так и корпоративного сектора являются основными факторами оживленного развития рассматриваемой отрасли. Согласно выводам IDC, глобальные поставки различных устройств с поддержкой AR/VR в ближайшие годы увеличатся почти в десять раз — с 10,1 млн в 2016 г., до 99,4 млн по итогам 2021 г. Таким образом, среднегодовой рост по итогам прогнозного периода достигнет весомых 58%.

В денежном выражении по итогам нынешнего года глобальный рынок средств VR/AR имеет все основания для увеличения более чем на 130% «YoY». В частности, если еще в 2016 г. общие доходы составили 6,1 млрд долл., то за текущий год этот показатель возрастет до 13,9 млрд долл. В последующем рынок сохранит не менее высокие темпы развития и, как результат, при CAGR в пределах 198% уже в 2020 г. выйдет на общую выручку в размере 143,3 млрд долл.

Реальность виртуальная, рост реальный

Ожидаемая динамика развития с легкостью перенесет индустрию VR/AR из узкой ниши решений для энтузиастов в действительно массовый сегмент. Вполне закономерно, крупнейшее направление сформируют домашние пользователи. Причем, наиболее быстрорастущую категорию (CAGR +287,4%) сформируют различные игровые продукты. Особые надежды рыночные игроки возлагают и на корпоративных заказчиков, которые, при помощи устройств виртуальной и дополненной реальности, смогут существенно повысить продуктивность собственных работников. Внедрение решений с поддержкой дополненной реальности в таких областях, как медицина, образование, логистика и производство, уже приобретает действительно массовый характер. Наиболее заинтересованными в AR/VR-средствах будут такие вертикальные рынки, как производство и дизайн, здравоохранение, транспортные услуги и розница. Причем, одни только дискретное производство и ритейл принесут в 2017 г. выручку свыше 1 млрд долл. каждая. Более того, при среднегодовом росте в размере 238,7% именно дискретное производство через четыре года окажется ключевой отраслью в части затрат на AR/VR. Высоким показателем CAGR также отметятся транспортные услуги (233,7%) и здравоохранение (231,8%).

Вполне естественно, крупнейшим по уровню расходов на VR/AR регионом (4,3 млрд долл. в 2017 г.) останется Северная Америка. Следом разместятся страны APeJ (2,6 млрд долл.) и Западная Европа, на долю которой придется около 2,5 млрд долл.

Отдельного рассмотрения заслуживает сегмент программных разработок, находящийся, аналогично аппаратному направлению, на этапе активного становления. Что характерно, активный рост отслеживается не только в сегменте ПО для Oculus Rift, HTC Vive и PlayStation VR, но также для мобильных VR-продуктов. Согласно подсчетам аналитиков из Sensor Tower, в 2016 г. из App Store и Google Play было загружено около 226 млн различных игр и приложений для виртуальной реальности, что на 276% больше в годовом сопоставлении. Уже в начальной четверти нынешнего года общее количество загрузок соответствующего ПО для двух основных мобильных платформ превысило 85 млн, что на 205% больше в годовом сравнении. Всего же за период с января 2015 г. по апрель 2017 г. пользователями загружено 371 млн программных продуктов с поддержкой VR. Причем, в расчет не принимается загрузка подобного контента из магазина Oculus Store, в том числе для Samsung Gear VR. За обозначенный двухлетний период наиболее загружаемыми (56%) из App Store и Google Play разработками были игры. Причем в 2016 г. из App Store загружено 36,9 млн игр (+229%), а в начальной четверти 2017 г. — 23,7 млн игр (+246% «YoY»). На значительном удалении от первой строки рейтинга разместились развлекательные приложения (17%), инструменты для работы с фото- и видеоконтентом (10%), утилиты (4%) и разработки для путешественников (3%).

Реальность виртуальная, рост реальный

Ставка на образование

Несмотря на низкую прибыльность и сравнительно малую долю в общем объеме продаж, рынок мобильных компьютеров для образовательных нужд не выпадает из фокуса внимания крупнейших игроков компьютерной индустрии. Тем интереснее тенденции, фиксируемые наблюдателями на его территории в последнее время.

Традиционно крупнейшим потребителем устройств для образовательного сектора остаются США. Так, во многом благодаря американской программе дистанционного обучения К-12, недорогие ноутбуки, нетбуки, планшеты и хромбуки по итогам прошлого года вышли на общий объем поставок (без учета устройств концепции BYOD) в пределах 12,6 млн шт. Достигнутый результат оказался на 18% выше, нежели годом ранее. Описываемая двузначным числом позитивная динамика сохранится и по итогам текущего года. В то же время, общемировые поставки без учета Штатов снизились на 26%, до 13,6 млн компьютеров, однако по итогам нынешнего года стоит ожидать их возвращения в зону уверенного роста и достижения рубежа в 15,8 млн отгруженных устройств. В региональном рассмотрении картина спроса крайне неоднородная и характеризуется островками повышенного интереса к подобным продуктам преимущественно в Китае, Скандинавии и странах Бенилюкса. Тем не менее, полученные аналитиками из Futuresource Consulting результаты выглядят весьма обнадеживающими, особенно на фоне непрекращающегося сужения глобального рынка ПК и, также ушедшего в минус, планшетного направления. В частности, за 2016 г. IDC насчитала 260 млн отгруженных компьютеров (-5,7% «YoY»), а общие поставки планшетов, по оценкам TrendForce, снизились на 6,6%, до 157,4 млн аппаратов.

Отдельного упоминания заслуживает борьба за место в образовательном секторе, развернувшаяся между основными ОС. Если еще несколько лет назад те же американские колледжи отдавали предпочтение преимущественно продукции Apple, то в настоящее время пользовательские пристрастия кардинально изменились. Уже в 2015 г. за хромбуками была половина общих поставок, а в 2016 г. их присутствие достигло 58%. При неизменной доли Windows (22%), позиции iOS за аналогичный временной промежуток снизились с 19 до 14%, а Mac OS — с 6 до 5%. С другой стороны, доля ОС от Microsoft в регионе «Rest of World» выросла с 56 до 65%, Mac OS уменьшилась с 2 до 1%, а поставки моделей под iOS увеличились с 8 до 9%. Портативные системы с предустановленной Chrome OS за пределами США пока что остаются в аутсайдерах, однако по итогам нынешнего года их доля в общих поставках способна увеличиться до 6%, с 3% в прошлом году.

Ставка на образование

Секрет успеха хромбуков кроется не только в их доступности (часто стоимость устройств оказывается ниже 120 долл.). Образовательное сообщество привлекает широкий модельный ряд и наличие высокопродуктивного инструментария через G-Suite, легкая интеграция со сторонними программными разработками и платформами, а также удобная система управления обучением Google Classroom, интегрированная с Google Drive, Gmail и другими сервисами. И хотя, в случае с последним упомянутым преимуществом, конкуренты принялись активно развивать собственные решения аналогичной функциональной наполненности (Apple Classroom, Microsoft Classroom, Microsoft School Data sSync, InTune) догнать лидера достаточно проблематично.

Изменить расстановку сил представляется вполне возможным за счет аппаратного фактора, в частности ставки на продукты категории «2-в-1». Данный сегмент в образовательной сфере находится в стадии становления, выглядит весьма многообещающим и закрепиться на нем способны все без исключения игроки. Именно гибридные модели станут наиболее привлекательными для потребителей в нынешнем году и, предвидев это, Microsoft и Google (через своих многочисленных партнеров) анонсировали широкую гамму подобных продуктов с акцентом на образовательные задачи и ценником ниже 300 долл.

Так или иначе, но модели с ОС от Microsoft сохранят доминирующее положении на зрелых и развивающихся рынках, особенно благодаря получению крупных государственных контрактов в emerging-регионах. Подавляющее же большинство хромбуков (не менее 90%) продолжит расходиться в США.

Компьютеры дорожают

Уже ставшая привычной картина беспрерывного снижения глобальных поставок ПК в последние месяцы дополняется новыми штрихами — средняя стоимость конечных устройств демонстрирует тенденцию к росту.

Главной тому причиной отнюдь не резкий всплеск потребительского интереса, либо начало очередного масштабного цикла обновления систем корпоративным сектором, все гораздо проще — начиная с середины второго полугодия 2016 г. производители компьютеров нередко сталкиваются с нехваткой ряда ключевых компонентов. В число наиболее дефицитных попали память DRAM, твердотельные накопители, батареи и, даже, ЖК-экраны. Причем, если с последними двумя позициями проблемы могут разрешиться достаточно оперативно, то закрытие вопроса с нехваткой памяти — дело не одного квартала.

По мнению исследователей из DRAMeXchange, несмотря на увеличение мощностей по обработке подложек на 6% «YoY», в нынешнем году ожидается заметный рост цен на флэш-память стандарта NAND. Удорожание связывается, преимущественно, с широким освоением ключевыми игроками архитектуры 3D-NAND при резком снижении выпуска чипов 2D-NAND. По итогам 2017 г. именно 3D-NAND станет главным двигателем роста рынка флэш-памяти в битовом исчислении, а уже в третьем квартале будущего года на долю 2D-NAND придется менее половины общих поставок. Что характерно, на фоне замедления роста спроса на память со стороны производителей смартфонов и существенного спада интереса к планшетам, в роли ведущего потребителя NAND активно осваиваются твердотельные накопители. Прогнозируется, что в 2017 г. на нужды SSD уйдет не менее 40% произведенной флэш-памяти. Причем, в финальном квартале нынешнего года твердотельными накопителями будут оснащены свыше половины поставленных на мировой рынок ноутбуков. Уверенный рост спроса на SSD также будут демонстрировать заинтересованные в новых серверах и ЦОД корпоративные заказчики. Таким образом, при ограниченном предложении в текущем квартале DRAMeXchange ожидает увеличение контрактных цен на SSD в районе 10-15% «QoQ», что станет наиболее высоким показателем роста за последние два года. Более того, во второй четверти рост сохранится и достигнет 5-10%.

Ситуация аналогичного характера прослеживается в сегменте памяти DRAM. В частности, по итогам финальной четверти 2016 г. из-за недостаточного предложения на рынке контрактные цены на модули PC DRAM увеличились более чем на 30% в квартальном сопоставлении. Все идет к тому, что за период с января по март уровень роста цен окажется еще выше — в районе 40% «QoQ». Высокий спрос на память для смартфонов и серверов вынудил трех ключевых чипмейкеров — Samsung, SK Hynix и Micron — переориентировать многие производственные мощности на выпуск мобильной и серверной DRAM, сократив объем изготовления ориентированных на ПК чипов. Как итог, стабильно снижавшиеся средние цены на модули памяти, в течение второго полугодия 2016 г. пошли резко вверх. Закономерно, позитивная динамика цен на PC DRAM потянула за собой вверх средние цены на мобильную и серверную DRAM. Анализ запланированных на нынешний год капитальных расходов ведущих чипмейкеров, в частности констатация довольно умеренного их увеличения, дает все основания утверждать, что заметного расширения существующих производственных мощностей полупроводниковые компании не планируют. Наблюдавшейся в последние годы масштабной технологической миграции также не ожидается, так как поставщики заинтересованы в удержании приемлемой для себя высокой маржинальности выпускаемых продуктов.

К удорожанию ПК приложат руку и поставщики процессоров. Так, в прошлом году стоимость чипов Intel выросла на 7%. Однако, в этой связи необходимо принять во внимание, что в общей массе отгруженных процессоров компания нарастила долю наиболее дорогих Core i7, в том числе для игровых и VR-систем.

В контексте подорожание ПК не сбрасывается со счетов и фактор компьютерных вендоров — на фоне беспрерывного сужения рынка оставшиеся в игре поставщики не против сохранить прибыльность собственного бизнеса за счет повышения отпускных цен на выпускаемые устройства. В этой связи, как полагают в Gartner, удорожание коснется, прежде всего, емких продуктовых категорий, в которых покупатели готовы смириться с новыми ценниками. К ним относятся системы для геймеров и ПК в конфигурациях, удовлетворяющих требованиям наиболее активной в потребительском плане возрастной группы — поколения миллениалов. Подобный поворот событий вряд ли поставит крест на сегменте устройств бюджетного уровня — предложение тех же недорогих лэптопов сохранится, однако производители постепенно теряют к нему интерес. Безусловно, усилится тенденция к ограничению количества предлагаемых на рынке конфигураций, что будет подталкивать потребителей к подзабытой практике последующего самостоятельного апгрейда имеющихся систем.

OLED идут нарасхват

Активные матрицы на органических светодиодах активно расширяют свое присутствие на рынке и в скором времени уверено опередят по популярности ЖК-экраны на тонкопленочных транзисторах в наиболее востребованной продуктовой категории — смартфонах. Традиционно, для ставшей востребованной технологии, применяющие ее производители электроники нередко сталкиваются с дефицитом дисплеев, стимулируя, тем самым, расширение узкого круга выпускающих AMOLED компаний.

Уже в 2019 г. количество поставленных на мировой рынок смартфонов с экранами OLED превысит аналогичный показатель моделей с дисплеями TFT-LCD, — такое мнение высказали аналитики Display Supply Chain Consultants (DSCC). Прогнозируется, что при среднегодовом росте в пределах 52%, общая площадь изготовленных «органических» панелей увеличится с 7,5 млн кв.м. в 2016 г., до 40,4 млн кв.м. по итогам 2021 г., а количество выпущенных панелей за аналогичный период возрастет с 389 млн, до 1,34 млрд шт. Практически все (99%) выпущенные дисплеи будут уходить на нужды мобильных устройств, в частности смартфонов, гаджетов виртуальной реальности и умных часов. Менее динамично будет изменяться спрос со стороны производителей OLED TV. Тем не менее, при CAGR 66%, уже в 2021 г. производители телевизоров освоят почти 7 млн подобных панелей.

Что характерно, если на сегодняшний день в сегменте AMOLED все еще господствуют корейские производители, в 2016 г. совместно контролировавшие 92% рынка, то уже через пять лет за ними останется около 60%. Агрессивно развивающиеся китайские компании, напротив, нарастят собственный вклад с 6 до 32%. Так, несмотря на явное доминирование Samsung Display, представители Поднебесной успешно осваивают относительно новое для себя направление, а помогают им в этом локальные бренды смартфонов. По информации IHS Markit, лишь за последний год общий уровень использования подобных дисплеев Xiaomi, Huawei, OPPO и Vivo увеличился с 8 до 13,6%. Справедливости ради стоит отметить, что та же Samsung не справляется с имеющимися объемами заказов и именно поэтому многие крупные бренды переключаются на альтернативные предложения.

В этой связи важно обозначить, что на фоне активного перехода Samsung к выпуску гибких OLED-дисплеев, китайские компании расширяют присутствие в сегменте классических AMOLED. В ближайшие несколько лет китайским производителям будет трудно претендовать на крупные заказы от международных вендоров вследствие заметного технологического отставания от той же Samsung Display. К примеру, EverDisplay Optronics в нынешнем году выйдет на уровень производства, достигнутый корейцами в далеком 2014 г. Панели Full HD AMOLED способны выпускать лишь EverDisplay и Truly Opto-Electronics, тогда как Kunshan Govisionox Optoelectronics, BOE Technology и Tianma Micro-electronics смогут приступить к их производству не ранее конца 2017 — середины 2018 г. Гибкие дисплеи с подложкой из полиимида Samsung запустила в серию еще в середине 2014 г., тогда как китайские производители вряд ли выйдут на стадию массового изготовления последних раньше будущего года. Тем не менее, Bloomberg сообщает о том, что Apple приступила к тестированию AMOLED от BOE и в случае заключения контракта с китайским производителем нынешний рыночный ландшафт наверняка претерпит существенные изменения.

OLED идут нарасхват

Если мощности семи крупнейших китайский производителей AMOLED в прошлом году аналитики Digitimes Research оценили в 272 тыс. кв.м., то, при CAGR 131,9% по итогам 2020 г. это показатель увеличится до 7 864 млн кв.м. Через четыре года крупнейшим локальным производителем, контролирующим свыше трети (35%) китайского производства будет BOE Technology. Для сравнения, за аналогичный временной отрезок общие производственные мощности Samsung Display и LG Display увеличатся с 4 945 млн до 15 130 млн кв. м. Причем, доля гибких панелей в общем объеме производства возрастет у корейцев с 46,1% в 2016 г., до 72,6% по итогам 2020 г.

На фоне нарастающего интереса производителей смартфонов к гибким дисплеям, объем их глобальных поставок в 2017 г. достигнет 139 млн шт. Если ожидания IHS Markit, подтвердятся, результат 2016 г. будет улучшен на 135%. Некоторые крупные китайские бренды смартфонов (Vivo и Xiaomi) уже представили модели, оснащенные гибкими AMOLED. В скором времени, как упоминалось выше, собственную модель с их использованием представит Apple. Как результат, по итогам 2017 г. пятая часть в общих поставках матриц на органических светодиодах будет принадлежать гибким AMOLED. Львиная доля (76%) выпущенных гибких дисплеев уйдет производителям смартфонов. Вторым крупнейшим потребителем окажутся выпускающие умные часы компании. Не ранее 2023 г. к числу крупных потребителей также присоединятся производители устройств виртуальной реальности, автомобильных мониторов и OLED TV.

В русле устойчивого роста

Невзирая на пессимистичные ожидания, в 2016 г. полупроводниковая индустрия сработала относительно стабильно, записав в свой актив очередной рост выручки к предыдущему календарному периоду. Более того, первые прогнозы говорят о том, что в нынешнем году достигнутый результат будет значительно улучшен.

Если верить подсчетам Gartner, общие доходы производителей полупроводниковых изделий по итогам прошлого года достигли 339,7 млрд долл., увеличившись на 1,5% относительно суммы в 334,8 млрд долл., зафиксированной годом ранее. Что характерно, динамика роста выручки чипмейкеров лагеря Тор-25 оказалась гораздо выше (+7,9% «YoY»), нежели в среднем по индустрии, позволив оставить на откуп остальным чуть менее четверти общего пирога.

В русле устойчивого роста

После откровенно провальных первых месяцев, во втором полугодии отрасль восстановилась за счет необходимости пополнения запасов компонентов производителями конечных устройств, улучшения конъюнктуры спроса на смартфоны и прочие массовые продукты в свете выхода ожидаемых моделей, а также роста отпускных цен на отдельные востребованные продукты, в частности память. Беспроводные коммуникации и компьютерная индустрия оставались крупнейшими рынками сбыта чипов, однако если в первом сегменте отмечено увеличение выручки на 9,6%, то второй просел на 8,3% «YoY».

Традиционно высокой для последних лет была активность участников рынка в части слияний и поглощений. Согласно аналитическим выкладкам IC Insights, количество связанных с M&A сделок перевалило за два десятка, а их общая сумма превысила 98,5 млрд долл. Для сравнения, в рекордном 2015 г. было заключено свыше 30 сделок на общую сумму 103,3 млрд долл. К слову, почти половина из пятнадцати наиболее громких, за многолетний период становления полупроводниковой индустрии договоренностей была достигнута в 2015-2016 г., а крупнейшим в истории стало именно прошлогоднее приобретение Qualcomm за 39 млрд долл. компании NXP Semiconductors. Наиболее щедрыми покупателями двух последних лет были компании из США – за два года они потратили 104,5 млрд долл., или же 51,8% от общей суммы. Следом разместился регион APAC (46,4 млрд долл., 23%), причем вклад Китая составил 8,3 млрд долл. Наибольшим спросом пользовались fabless– (сумма сделок 90,9 млрд долл. или же 45,0% от общей) и IDM-компании (78,7 млрд долл., 38,9%).

В русле устойчивого роста

После успешных 2013 и 2014 гг., рост выручки по итогам которых превышал 20%, магистральные для индустрии направления DRAM и NAND в начале прошлого года столкнулись с высокой наполненностью складов у ключевых потребителей и, как следствие, производители вынужденно снижали цены на выпускаемую продукцию. Вопреки тому, что ближе к рубежу полугодий поставки восстановились, а отпускные цены на чипы памяти в III-IV кварталах ощутимо выросли, общие доходы производителей снизились на 1% (IC Insights), оказавшись ниже 78 млрд долл. Статистику вниз потянул сегмент DRAM, остававшийся вдохновителем роста индустрии в 2013 и 2014 гг., но сократившийся в 2015 г. на 3% и на 10% в 2016 г. Однако уже в наступившем году, на фоне повышения средних отпускных цен, ожидается возврат утраченных позиций и увеличение доходов в пределах 11%. В то же время, память NAND в 2017 г. сохранит позитивную динамику и способна выйти на рост выручки в пределах 10%.

Общий рост рынка памяти в 2017 г. составит 10%, позволив добиться рекордного размера выручки в размере 85,3 млрд долл. В частности, как полагают исследователи из DRAMeXchange, несмотря на увеличение мощностей по обработке подложек на 6% «YoY», возможен заметный рост цен на флэш-память NAND. Удорожание связывается, преимущественно, с широким освоением ключевыми игроками архитектуры 3D-NAND при резком снижении выпуска чипов 2D-NAND. По итогам 2017 г. именно 3D-NAND станет главным двигателем роста рынка флэш-памяти в битовом исчислении, а уже в третьем квартале будущего года на долю 2D-NAND придется менее половины общих поставок.

На фоне замедления роста спроса на память со стороны производителей смартфонов и существенного спада спроса в сегменте планшетов, рынок твердотельных накопителей активно осваивается в роли ведущего потребителя NAND. Прогнозируется, что в 2017 г. на нужды SSD уйдет не менее 40% от произведенной флэш-памяти. К слову, по подсчетам DRAMeXchange, в финальном квартале 2017 г. твердотельными накопителями будут оснащены свыше половины поставленных на мировой рынок ноутбуков. Уверенный рост спроса на SSD также будут демонстрировать корпоративные заказчики, в частности заинтересованные в новых серверах и ЦОД потребители.

Сохранив тенденцию к росту, в 2020 г. объем рынка памяти превысит 100 млрд долл., а в 2021 г. без труда выйдет на рубеж в 110 млрд долл. Среднегодовой рост доходов за период с 2016 по 2021 г. составит 7,3%, что на 2,4% выше, нежели прогнозируемый рост полупроводниковой индустрии в целом.

В 2017 г. Gartner оценивает рост полупроводниковой индустрии на уровне 7,2%, что приведет к выручке в размере 364,1 млрд долл. По мнению экспертов, основными двигателями развития отрасли будут, прежде всего, необходимость пополнения крупными потребителями имеющихся складских запасов, а также рост средних отпускных цен на продукты в некоторых массовых сегментах. В частности, помимо памяти, речь идет о различных микросхемах для специализированного применения (ASSP), а также дискретных и аналоговых чипах, нашедших место в многочисленных продуктах концепции Интернета Вещей. Несмотря на сравнительно малую долю в общих доходах, наиболее динамично развивающимися будут рынки индустриальных чипов, а также чипов для автомобильной отрасли и рынка устройств хранения данных. Особенный интерес к данным направлениям объясняется ожидаемым замедлением роста в сегментах традиционных крупных потребителей, связанных со смартфонами и ПК.

Результат родом из прошлого

Ситуация в мировой компьютерной индустрии продолжает характеризоваться снижением спроса на традиционные ПК. Несмотря на ряд инноваций и продвижение новых форм-факторов, оставшиеся в игре вендоры не сумели вывести рынок из затянувшегося пике и занесли в историю пятый кряду год сокращения поставок.

Начало года было далеко не лучшим – вследствие накопившихся высоких складских запасов, продолжавшегося бесплатного перевода уже имеющихся компьютеров на Windows 10, а также замедления активности корпоративных заказчиков после масштабной миграции с ПК под управлением завершившей официальную поддержку Windows XP, интерес к новым устройствам ощутимо просел. Однако уже в середине года спрос, особенно со стороны корпоративных заказчиков, стабилизировался и в финальной календарной четверти четыре из шести вендоров сумели нарастить поставки по измерителю «YoY».

Позитивные сдвиги также наблюдались в потребительском направлении, конкурентный прессинг на который со стороны новых планшетов и смартфонов заметно ослаб. Тем не менее, многие приверженцы традиционных ПК все чаще полагаются на имеющиеся мобильные гаджеты, а это заметно удлиняет ранее устоявшийся цикл замены ПК. В экспертных кругах сходятся во мнении, что в настоящее время цикл обновления компьютеров потребителями увеличился с 3-4 до 5-6 лет. Исключение, пожалуй, составляют лишь обновляемые каждые два года игровые системы, однако их вклад в общие поставки не превышает 5%. К слову, в 2016 г. аналитики MIC (Market Intelligence & Consulting Institute) зафиксировали свыше 12 млн поставленных на мировой рынок игровых компьютеров (чуть более 7 млн ноутбуков и 5,3 млн десктопов), тогда как годом ранее было отгружено около 10 млн подобных устройств.

Аналогичный вклад внесли решения «All-in-one» – не более 12 млн моноблоков насчитали аналитики Digitimes Research. Зафиксированный объем оказался на 4,8% меньше в годовом сравнении. Что характерно, тенденция на снижение поставок сохранится здесь и в нынешнем году. Тем не менее, вопреки негативной динамике, в общих поставках настольных систем рассматриваемые продукты взяли по меньшей мере 10,4% рынка, что является лучшим результатом за всю историю развития сегмента. Под контролем трех ведущих вендоров – Lenovo, HP и Apple – оказалось 72,3% сегмента, однако спад поставок у двух последних в 2016 г. превысил 10%.

Ряд активно продвигаемых на протяжении всего года инновационных решений, в частности выход интересных моделей форм-фактора 2-в-1, появление более тонких и легких ноутбуков, удлинившийся период автономной работы устройств от батарей все же не позволили рынку возвратиться в плюс. Впрочем, итоговая картина могла быть гораздо лучше, если бы во втором полугодии производители не столкнулись с нехваткой отдельных компонентов, в частности твердотельных накопителей, дисплеев и модулей памяти.

Как итог, по подсчетам IDC, в финальном квартале прошлого года глобальные поставки настольных ПК, портативных систем и рабочих станций превысили 70,2 млн устройств, вследствие чего негативная динамика в годовом сравнении составила лишь 1,5%. Полученный по измерителю «YoY» результат оказался одним из лучших с начала погружения по итогам 2012 г. рынка в минус. Эксперты Gartner насчитали 72,6 млн ПК, из-за чего результат аналогичного квартала 2015 г. оказался на 3,7% хуже.

В целом за 2016 г. поставки в каналы достигли 260 млн устройств (IDC), снизившись на 5,7% к предыдущему году. Gartner, в свою очередь, говорит о 269,7 млн отгруженных заказчикам компьютеров, что на 6,2% меньше по индикатору «YoY». Как итог, по общим поставкам рынок возвратился к результату, зафиксированному в уже далеком 2007 г.

Результат родом из прошлого

Вопреки воздействию на рынок причин общеэкономического и политического характера поставки компьютеров в обозримой перспективе продолжат стабилизироваться и в 2018 г. индустрия способна выйти в долгожданный, однако незначительный плюс. Конкуренция со стороны устройств альтернативных форм-факторов, а также удлинение жизненного цикла ПК все еще будут оказывать негативное влияние, но оно окажется минимальным, особенно в коммерческом сегменте. Несмотря на сравнительно недавнюю вспышку интереса к планшетам разъемной конструкции, в нынешнем году их поставки вряд ли превысят 14% от общих поставок ноутбуков и также особо не отразятся на общих показателях индустрии. Как результат, первые прогнозы на текущий год говорят о сокращении глобальных поставок компьютеров в годовом сопоставлении в пределах 2%.

Результат родом из прошлого

Планшеты. Рост возможен?

На фоне устойчивой тенденции к снижению поставок ведущие производители планшетов находятся в поисках действенных стимуляторов спроса. Похоже, что в обозримой перспективе модели разъемной конструкции окажутся единственной опорой сравнительно молодого рынка.

Не более 43 млн планшетов отгружено на мировой рынок в третьем квартале, — к такому выводу пришли в IDC. В годовом сопоставлении снижение поставок достигло 14,7%, тогда как к предыдущему кварталу зафиксирован рост (+9,8%), объяснимый подготовкой крупных вендоров к предрождественским продажам. Эксперты Strategy Analytics, в свою очередь, насчитали 46,6 млн отгруженных устройств, что оказалось на 10% хуже в годовом сопоставлении. В то же время, несмотря на спад в натуральном выражении, средние отпускные цены на планшеты увеличились на 7%, что объясняется переходом многих компаний к выпуску устройств разъемной конструкции.

Планшеты. Рост возможен?

Detachable-планшеты, все чаще рассматриваемые в качестве полноценной замены ноутбукам, наводняют рынок как в нижнем, так и в верхнем ценовых диапазонах. И если недорогие, стоимостью до 200 долл., модели от RCA и прочих производителей обладают соответствующими цене характеристиками и продвигаются преимущественно на развивающихся рынках, то премиум-устройства от Apple и Microsoft активно обзаводятся приверженцами на зрелых направлениях. К примеру, при спаде поставок планшетов в Западной Европе на 6,7% «YoY», до 8,2 млн аппаратов, разъемные модели в третьем квартале добились роста в пределах 48,4%. Как итог, присутствие последних на локальном рынке за год выросло с 13,8% до 21,9%. Причем почти половину сегмента «2-в-1» Западной Европы контролируют именно Apple iPad Pro и Microsoft Surface Pro.

Успех разъемных моделей способствовал уверенному расширению присутствия на рынке ОС Windows. По оценкам Strategy Analytics, в третьем квартале за ними было уже около 16% мирового рынка (+25% «YoY», 7,3 млн устройств), тогда как поставки Android-моделей за год снизились на 17%, до 30,1 млн аппаратов (доля рынка 65%), а доля Apple выросла почти на 1%, до 19,9%.

Планшеты. Рост возможен?

В личном зачете Apple вне досягаемости. Семейства iPad Air и Mini по-прежнему обеспечивают лидеру более чем две трети общих поставок. C другой стороны, высокомаржинальные iPad Pro сумели удержать выручку вендора от резкого сокращения вопреки падению общих поставок более чем на 6%.

Печальная история Note 7 практически не оказала негативного влияния на планшетный бизнес Samsung. Тем не менее, состоящая преимущественно из моделей традиционного форм-фактора линейка отчиталась спадом поставок более чем на 19%. Попытка же корейцев в начале 2016 г. выйти в сегмент разъемных продуктов с планшетом TabPro S пока что не принесла ощутимых результатов из-за неконкурентной стоимости последнего.

Благодаря щедрым скидкам, предложенным в начале июля на традиционных распродажах Prime Day, рассматриваемый календарный период стал для Amazon.com рекордным по объемам продаж. Это обстоятельство не преминуло отразится и на «планшетной» отчетности компании — рост поставок семейства Fire превысил 300%. Недавно выпущенный в свет Fire HD 8 способен поддержать продажи в предновогодний период. По итогам же третьей календарной четверти за вендором 7,3% мирового рынка при поставках 3,1 млн планшетов

Вследствие ситуации с относительным насыщением, аналитики ожидают возвращения рынка в плюс не ранее 2018 г. Причем, позитивная динамика сохранится по крайней мере до 2020 г. и позволит в конце прогнозного периода выйти на объем глобальных поставок в размере 194,2 млн планшетов.

На фоне растущего интереса потребителей к моделям разъемной конструкции, устройства с малой диагональю продолжат сдавать позиции. Так, если в нынешнем году за моделями с диагональю 9″ и ниже будет не менее 55% мирового рынка, то в 2020 г. подконтрольная доля сократится до 40%. Более того, если в 2016 г. 85% всех отгруженных планшетов будут выполнены в классическом форм-факторе, то в 2020 г. их доля сократится до 68%.

Apple MacBook Pro. Уверенный старт

Первые результаты анализа потребительских предпочтений говорят о том, что, несмотря на всю неоднозначность заявленных новшеств, недавно представленный MacBook Pro от Apple станет наиболее востребованным портативным компьютером последнего года.

Согласно выводам экспертов компании Slice Intelligence, основной задачей которых является мониторинг активности интернет-покупателей, недавний выход в свет обновленного семейства ноутбуков MacBook Pro уже можно считать не только одним из лучших для производителя, но и непревзойденным за всю историю онлайновых продаж мобильных компьютеров. В частности, за первые пять дней свободного онлайнового распространения свежей генерации популярного ноутбука вендору удалось получить выручку, в семь раз превысившую аналогичный показатель 12-дюймового MacBook, запущенного в продажу в апреле 2015 г. Причем, общие продажи новой модели в денежном выражении уже достигли 82% выручки, сгенерированной упомянутой 12-дюймовой моделью за весь период присутствия на рынке. Более того, удалось аккумулировать больше выручки, нежели любому другому представленному на мировом рынке за последний год ноутбуку. В частности, далеко позади остались стартовые результаты таких передовиков, как Microsoft Surface Book, Asus Chromebook Flip и Lenovo’s Yoga 900.

Apple MacBook Pro. Уверенный старт

Подобное развитие ситуации, безусловно, позитивно отразится на лояльности к бренду и новинка, несмотря на сравнительно высокую стоимость, способна вернуть в ряды поклонников продукции Apple пользователей, ранее их покинувших. А их, как оказывается, сравнительно много — исходя из подсчетов Slice, не менее 40% купивших в 2014 г. MacBook от Apple позднее отдали предпочтение продукции производителей других марок. Причем, наиболее востребованными у данной категории потребителей были решения от Dell и Asus. В тор-5 также вошли Acer, HP и Lenovo.

Apple MacBook Pro. Уверенный старт

В гендерном рассмотрении статистика первых продаж обновленного MacBook Pro сравнима с аналогичными результатами продаж часов Apple Watch, которые датируются апрелем прошлого года. В частности, 81% первых покупателей нового лэптопа Apple (и 80% покупателей Watch) были мужчинами.

Ну что же, наблюдение весьма интересное, а подтвердить либо опровергнуть его сможем уже в январе 2017 г., после публикации ближайшей официальной отчетности Apple.

 
 
IDC
Реклама
Описание, фото, отзывы об отдыхе в отеле Derby Garibaldi
teplo-std.ru
Качественные хомуты для крепления труб в наличии на складе по низким ценам
altayhorse.ru
Продажа дач в твоем городе. Актуальные цены на дачи от владельцев
kolodec-expert.ru

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT