`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Почва для роста

Мировой рынок персональных устройств оказался на пороге очередной волны снижения потребительского спроса. Вслед за традиционными компьютерами и планшетами интерес потенциальных покупателей теряет главных двигатель последних лет — мобильные телефоны.

Виной всему жизненный цикл, который в последнее время у мобильных телефонов непрерывно удлиняется, не добавляя оптимизма участникам индустрии. В сложившихся условиях производители находятся в постоянном поиске новых функций, способных убедительно продемонстрировать конечным потребителям надобность не откладывать в долгий ящик обновление служивших им верой и правдой аппаратов. Однако оснований для модернизации многим пока что недостаточно.

Как прогнозирует Gartner, в нынешнем году глобальные поставки мобильных телефонов вырастут лишь на 1,6%, подобравшись к отметке в 1,9 млрд устройств. В аналогичном ключе высказываются и специалисты TrendForce, по мнению которых слабый спрос и низкие темпы обновления пользователями уже имеющихся гаджетов, а также продолжающееся подорожание отдельных комплектующих станут основными причинами для замедления развития мировой индустрии смартфонов. В настоящее время рост производства ожидается на уровне 2,8% «YoY», что будет соответствовать около 1,5 млрд выпущенных устройств. Более ранний прогноз предполагал позитивную динамику в районе 5%.

Опуская периодически возникающий вопрос дефицита и вытекающее из этого подорожание компонентов, а также коллапс некоторых емких рынков (к примеру, падение китайского после ликвидации щедрых операторских субсидий на аппараты) в экспертных кругах обращают внимание на главную проблему — отсутствие желания у потребителей менять уже имеющиеся смартфоны. Так, за период с 2017 по 2020 г. жизненный цикл устройств будет увеличиваться, причем наиболее четко этот процесс будет прослеживаться в высокомаржинальном сегменте моделей премиум-класса. Вследствие отсутствия каких-либо прорывных технологических новшеств пользователи продолжат опираться на уже имеющиеся в распоряжении модели.

С целью привлечения потребителей в настоящее время основная ставка делается на экраны с соотношением сторон 18:9, широкоугольные фронтальные камеры, а также богатые AI-возможности. Ожидается, что именно последние, в частности богатый инструментарий, связанный с искусственным интеллектом, уже после 2020 г. послужит толчком для сокращения срока использования устройств. Благодаря им, с задействованием развитого машинного обучения, биометрики и анализа поведения пользователя откроется возможность сформировать полноценного цифрового ассистента. Смартфоны получат возможность обучаться, планировать и успешно решать поставленные пользователями задачи. Все идет к тому, что будущий уровень внедрения и развития AI-технологий способен трансформировать смартфон в устройство, уровень безопасности и доверия к которому окажется гораздо выше, нежели у кредитных карт, паспортов или же традиционных ключей.

С другой стороны, несмотря на слабую динамику в штучном выражении, общие расходы конечных пользователей на устройства, к которым помимо телефонов также относят компьютеры и планшеты, продолжают увеличиваться. Главная тому причина — более высокие спецификации аппаратов, влекущие за собой рост средних отпускных цен. Если в 2017 г. показатель ASP вырос на 9,1%, то по итогам нынешнего года рост средних цен ожидается на уровне 5,6% «YoY». Это, в свою очередь, повлечет за собой рост общих расходов на устройства не менее чем на 7%.

Почва для роста

После зафиксированного в 2017 г. падения на 3% «YoY» в натуральном выражении мировой рынок устройств вернется к росту. Как ожидается, по итогам нынешнего года общий объем поставок последних превысит 2,3 млрд, тем самым на 1,3% будет улучшен результат годичной давности. Что характерно, позитивная динамика будет достигнута исключительно благодаря мобильным телефонам.

В ключе роста

Твердотельные накопители шаг за шагом завоевывают рыночные позиции, находя приверженцев как в потребительском, так и в более труднодоступном корпоративном сегментах.

Эксперты из Statista прогнозируют, что объем мирового рынка флэш-памяти по итогам нынешнего года превысит 56,76 млрд долл., тогда как годом ранее выручка от продаж составила около 51,67 млрд долл. Не менее четверти общего объема выпущенной флэш-памяти NAND в 2018 г. пойдет на производство клиентских и корпоративных SSD, оставшуюся часть разделят между собой смартфоны (37%), карты памяти (16%) и планшеты (13%).

Если в 2017 г. было выпущено 395 млн жестких дисков и 190 млн твердотельных накопителей, то в текущем году разрыв между конкурирующими продуктами сократится — при отгрузке 370 млн HDD будет поставлено 235 млн SSD. Как ожидается, в результате поставок 360 млн устройств, уже в 2021 г. твердотельные накопители опередят в натуральном исчислении (330 млн устройств) HDD.

Цифры схожего порядка можно обнаружить в отчетах Trendfocus, согласно которым в 2017 г. глобальные поставки твердотельных накопителей превысили 164 млн устройств. Результат предыдущего года был улучшен на 11,3%, а общая отгруженная в составе SSD физическая емкость увеличилась в экзабайтах на 20,8%.

Доминирующее положение сохраняют клиентские модули — в последнем квартале прошлого года на их долю пришлось 22 млн устройств общей емкостью 5,641 ЕВ. Несмотря на то, что продукты SATA SSD отчитались крупнейшим провалом среди прочих сегментов, за ними по-прежнему лучший объем поставок (около 4 млн устройств) и наибольшая суммарная емкость (3,274 ЕВ). Направление SAS SSD сократилось на 1,6% «QoQ», до 0,710 млн устройств, однако общая емкость незначительно выросла до 1,546 ЕВ. Поставки корпоративных SSD с интерфейсом PCIe увеличились до 1,433 млн при общей емкости 2,361 ЕВ. Переход от SATA к PCIe в некоторых сегментах все еще продолжается.

Как подсчитали в DRAMeXchange, по итогам первой календарной четверти текущего года поставщики твердотельных накопителей продолжили снижение средних отпускных цен на собственную продукцию. Одна из главных причин, помимо традиционно низкого сезона в начале года, является желание привлечь PC OEM к освоению продуктов, выполненных с использованием 64/72-слойной памяти 3D-NAND. Во второй четверти года игроки рынка продолжат увеличивать емкость собственных 64/72-слойных моделей, однако спрос останется сравнительно слабым вследствие имеющего место перепроизводства SSD. Как итог, контрактные цены на наиболее востребованные модели продолжат снижение.

Ноутбуки уверенно вошли в число наиболее крупных потребителей рассматриваемых устройств, однако в 2017 г. их проникновение в ноутбуки составило 45%, оказавшись ниже ожиданий экспертов. На фоне прогнозируемого снижения цен в нынешнем году рубеж в 50% все-таки будет взят. Удешевление накопителей приведет к тому, что на рынке продуктов для PC OEM наиболее массовыми станут модели емкостью 256 ГБ, тогда как модели объемом 512 ГБ займут их место не ранее 2019-2020 г.

Несмотря на преимущества в быстродействии относительно SATA III, уровень проникновения продуктов с интерфейсом PCIe в прошлом году составил около 30%, а уже по итогам нынешнего года в общем объеме поставок на их долю придется не менее половины. Поспособствует этому, в том числе, более широкая поддержка PCIe SSD платформами Intel.

SK Hynix, WD/Toshiba, Micron и Intel перешли к массовому производству 64/72-слойной памяти, вследствие чего проникновение архитектуры 3D-TLC в клиентских моделях достигнет 70% в 2018 г. Кроме того, уже во второй половине года производители приступят к массовому производству памяти по технологии 3D-QLC, что позволит увеличить емкость на одном чипе оставив цену на довольно конкурентном уровне.

Сложившаяся рыночная конъюнктура приведет, по мнению аналитиков IDC, к среднегодовому росту мировых поставок твердотельных накопителей в период с 2016 по 2021 г. в размере 15,1%. При CAGR на уровне 14,8% в 2021 г. выручка рынка достигнет объема в размере 33,6 млрд долл.

Ключевыми факторами, лежащими в основе достойных темпов развития рынка SSD называются широкий продуктовый спектр и удовлетворительная ценовая динамика при переходе к использованию производителями памяти 3D NAND. Ожидается, что дефицит поставок чипов памяти в нынешнем году начнет сходить на нет, провоцируя дальнейшую ценовую эрозию.

Среднегодовой рост поставок SSD для ПК и потребительской электроники за рассматриваемый период составит 15,8%, тогда как корпоративный сегмент будет увеличиваться гораздо быстрее за счет активного перехода заказчиков к флэш-оптимизированным системам. В частности, существенно возрастет уровень проникновения подобных устройств в серверы, сетевые хранилища данных (за счет роста популярности гибридных и полноценных флэш-массивов), ЦОД для крупных облачных провайдеров.

Носимые умнеют и уходят в отрыв

Для динамично растущей индустрии носимых гаджетов прошедший год характеризовался сдачей подконтрольных позиций моделями с базовой функциональностью, постепенно уступающим место более универсальным устройствам, поддерживающим стандарты сотовой связи и установку сторонних приложений. Подобное развитие событий существенно изменило расстановку сил на рынке и отразилось на перспективах дальнейшего развития многих ключевых игроков.

Как подсчитали в IDC, за период с октября по декабрь 2017 г. отгружено 37,9 млн wearable-устройств, вследствие чего на 7,7% был улучшен результат годичной давности. В целом за год зафиксировано увеличение рынка в натуральном выражении на 10,3%, что соответствует 115,4 млн направленных в каналы гаджетов. К слову, в 2016 г. темпы роста превысили 27% «YoY», однако имеющее место замедление не связано с ослаблением потребительского интереса — некоторые компании, опиравшиеся на сравнительно старые модели, покинули рынок, а оставшиеся вендоры, включая многочисленные стартапы, еще не успели полноценно их заменить. C другой стороны, хотя цены на индивидуальные продукты опускаются довольно медленно, потребители усиливают интерес к более совершенным продуктам известных брендов. Во многом из-за этого рынок носимых гаджетов с 2016 г. продемонстрировал описываемый двузначным числом рост средних отпускных цен на устройства.

Рассматриваемый квартал стал первым календарным периодом, по итогам которого Apple наконец-то заняла вершину рейтинга ведущих вендоров. Оценив достоинства носимых гаджетов с базовой функциональностью владельцы последних массово мигрировали на более совершенные модели, в том числе с поддержкой сотовых стандартов. Не удивительно, что при окончательном выборе именно предложения Apple зачастую оказывались оптимальными. Превзойдя ожидания экспертов, по итогам 2017 г. Apple улучшила поставки собственных умных часов более чем на 55% «YoY», достигнув вершины в 18 млн отгруженных устройств. Ведущую роль играли продукты семейства Series 3, на долю которых пришлось около 9 млн отгруженных гаджетов, или же почти половина от общего объема. По итогам финального квартала 2017 г. Watch разошлись тиражом в размере 8 млн, что более чем на 57,5% больше в годовом сравнении. Взятая высота квартальных поставок оказалась рекордной не только для Apple, но также для любого другого конкурирующего вендора. Вариации Apple Watch с поддержкой сотовых стандартов добились крайне высокого спроса на рынках США, Японии и Австралии, вследствие чего Apple Watch Series 3 завоевали титул наиболее продаваемого носимого гаджета с поддержкой LTE в мире. От квартала к кварталу поставки последних удваивались и по итогам финальной четверти остановились на отметке в 1,6 млн устройств.

Носимые умнеют и уходят в отрыв

Один из пионеров отрасли и бессменный лидер последних лет — Fitbit — остается в стадии глубокой трансформации бизнеса, в том числе связанной с расширением дистрибьюторской сети, продвижением ранее несвойственных бренду умных часов (Ionic) и наполнением приложениями собственной платформы Fitbit OS. Параллельно компания активно расширяет функциональность гаджетов в сторону здравоохранения, в том числе за счет сотрудничества с Dexcom и United Healthcare, а также участия в программах профильных государственных ведомств США.

Xiaomi ожидаемо ушла минус как по итогам квартала, так и за год в целом. Сложившаяся ситуация стала следствием опоры на сравнительно зрелое поколение гаджетов MiBand 2, которое по-прежнему превалирует в общих поставках вендора. Представленный последователь MiBand HRX пока что находится в тени бестселлера, а умная обувь Mijia Smart Shoes и второе поколение детских часов Mitu Kids Watch 2 все еще остаются нишевыми. Вопреки сформированной репутации крупного международного игрока на рынке смартфонов, основные продажи носимых гаджетов Xiaomi по-прежнему приходятся на Китай, тогда как прочие рынки осваивают менее 15% общих поставок.

В плюс относительно предыдущего года удалось выбраться Garmin. Как и Fitbit, большую ставку вендор сделал на линейку недорогих фитнес-трекеров, в том числе выпускаемых под брендом vivo. Это помогло базовым продуктам взять квартальный рубеж в 1 млн устройств. В то же время, благодаря двум vivo-моделям и High-End часам Fenix в сегменте умных часов Garmin сумела впервые приблизиться к аналогичной отметке в 1 млн устройств, а рост поставок умного направления изменялся гораздо динамичнее базового.

Huawei удалось добиться лучшего роста продаж среди Тор-5 и поспособствовал этому все еще безграничный китайский рынок. Третье поколение фитнес-трекеров Honor Band, разжившееся более емкой батареей, пульсометром и прочими полезными функциями позволило вендору стать вторым по популярности wearable-поставщиком в стране. Впрочем, на международном рынке позиции Huawei под натиском агрессивных конкурентов ослабли на 2% в натуральном выражении.

Носимые умнеют и уходят в отрыв

Если верить последним прогнозам IDC, при среднегодовом росте в размере 18,4% по итогам 2021 г. глобальный объем отгруженных носимых гаджетов превысит 222,3 млн шт. Часы останутся главным двигателем рынка — их общие поставки в basic- и smart-иcполнениях вырастут с 61,5 млн в 2017 г., до 149,5 млн по итогам 2021 г. Если обычные фитнес-браслеты в прошлом году взяли 39,8% общего рынка, то уже в 2021 г. их доля снизится до 21,5%. Поставки умных часов за аналогичный период вырастут с 31,6 до 71,5 млн шт. Лучшую среднегодовую динамику роста поставок продемонстрируют одеваемые на уши модели (без учета Bluetooth-гарнитур) — при CAGR 58,5% в 2021 г. их поставки превысят 10,6 млн устройств.

На рынке все теснее

Оставаясь локомотивом рынка потребительской электроники последних лет, индустрия смартфонов на всех парах входит в фазу зрелости. Рынок постепенно сбавляет темпы развития и, зачастую, уходит в минус на ранее ключевых направлениях.

Концовка года запомнилась одновременно двумя знаковыми для отрасли событиями. Во-первых, в последнем квартале многолетняя гегемония Samsung была наконец-то нарушена — Apple опередила корейского гиганта по количеству отгруженных устройств. Во-вторых, доселе крупнейший региональный рынок сбыта — китайский — впервые отчитался негативной динамикой роста.

C октября по декабрь IDC насчитала 403,5 млн направленных в каналы устройств, что меньше на 6,3% «YoY». В целом за год поставки снизился на 1% — с 1,473 до 1,472 млрд аппаратов. По методологии Strategy Analytics в последнем квартале зафиксирован спад поставок на 9% — с 438,7 млн до 400,2 млн смартфонов, однако по итогам года рынок вырос на 1% «YoY» и впервые взял высоту в 1,5 млрд отгруженных аппаратов.

На рынке все теснее

В числе главных причин спада оба аналитических центра называют отсутствие особой спешки потребителей крупных развитых рынков, таких как США или Китай, в переходе на новые поколения дорогих флагманских устройств. В контексте Поднебесной стоит отметить, что, похоже, подошла к концу долгая история роста крупнейшего рынка сбыта — в 2017 г. поставки устройств в страну впервые сократились. Согласно IDC спад достиг 4,9% «YoY», что соответствует 444,3 млн аппаратов. Крупные вендоры приложили недостаточно усилий в части запуска новинок, способных заинтересовать пользователя и вынудить отказаться от старых моделей, тогда как многочисленные малые игроки ощущали нешуточное давление со стороны членов Тор-5. Если верить ожиданиям Digitimes Research, то в текущей четверти Поднебесная оступится к предыдущему кварталу более чем на 30% — традиционно низкий сезон будет усилен слабым спросом сравнительно насыщенного рынка.

На рынке все теснее

Вопреки спаду к прошлому году в размере 1,3%, Apple смогла не только отгрузить высокие 77,3 млн смартфонов, но и выйти в лидеры рынка по итогам квартала. В целом за год общие поставки iPhone увеличились на 0,2% «YoY», до 215,8 млн аппаратов. Как подсчитали рыночные наблюдатели из Canalys, в IV квартале глобально поставлено по меньшей мере 29 млн iPhone X, что сделало флагманскую модель Apple наиболее продаваемым смартфоном предновогоднего сезона. Не менее интересен факт того, что около 7 млн из общей массы отгруженных устройств разошлись в Китае. Для устройства с ценником от 999 долл., которое еще на старте продаж, в начале ноября, испытывало проблемы с дефицитом отдельных комплектующих, в частности датчиков системы распознавания лиц Face ID, результат можно признать крайне достойным. Благодаря высокому уровню ASP выручка Apple от направления смартфонов в завершившемся 30 декабря квартале выросла на 13% «YoY» (+113% «QoQ»), до 61,6 млрд долл. Если в 2017 г. производство iPhone выросло лишь на 3%, то в нынешнем году рост ожидается на уровне 7,5%, что будет связываться с выходом очередного поколения недорогого iPhone SE и усовершенствованием ряда технологий, включая Face ID, в уже выпускаемых моделях.

Оставаясь под мощным прессом со стороны конкурентов на емких рынках Китая и Индии, Samsung сократила квартальные поставки на 4,4% «YoY», до 74,1 млн смартфонов. Тем не менее, по итогам 2017 г. налицо прирост в размере 1,9% и поставка 317,3 млн устройств. Глобальный успех корейского гиганта с недорогими моделями серии J (Junior) позволили сгладить провал на китайском рынке. Объем производства вендора в прошлом году вырос на 3%, до 320 млн устройств. Как ожидается, в 2018 г. лидерство корейцев сохранится, однако спад производства составит 3%.

Зацементировавшая за собой третью позицию Huawei испытывает нарастающий прессинг со стороны земляков OPPO и Vivo — количество отгруженных в IV квартале устройств упало почти на 10%, однако по итогам года у компании хороший плюс благодаря успешному продвижению семейства Honor на локальном китайском и международном рынках.

В первую пятерку также вошли Xiaomi и OPPO, причем первая оказалась единственным ведущим вендором, сработавшим в плюс по итогам квартала. Благодаря успешным продажам за пределами Китая, а именно в Индии и РФ, Xiaomi расширила подконтрольную долю более чем в два раза.

По подсчетам TrendForce, общемировой объем производства смартфонов в 2017 г. увеличился на 6,5% «YoY», превысив 1,46 млрд устройств. Достигнутая позитивная динамика стала возможной благодаря китайским брендам, рьяно осваивающим новые рыночные территории. Кроме того, позитивное влияние на рынок оказали телеком-операторы Поднебесной, активно субсидировавшие аппараты и предлагавшие недорогие, но щедрые по условиям тарифные планы.

На рынке все теснее

По итогам наступившего года темпы роста производства замедлятся и вряд ли превысят 5%. Ожидаемый объем выпуска смартфонов в 2018 г. — около 1,53 млрд аппаратов. Что интересно, на фоне появления новых крайне привлекательных моделей, таких как iPhone X, некитайские бренды впервые с 2015 г. отчитаются скромным ростом поставок, который вряд ли превысит 3%. Главным оружием в борьбе за искушенного потребителя в наступившем году должны стать экраны с соотношением сторон 18:9, широкоугольные фронтальные камеры, а также встроенные функции, опирающиеся на богатый технологический багаж искусственного интеллекта.

Новые высоты

Уже не вызывает сомнений, что прошедший год оказался одним из лучших для мирового полупроводникового сообщества. Помимо многочисленных технологических свершений в историю многомиллиардной отрасли вписаны очередные покоренные финансовые вершины и новые лидеры. Год наступивший обещает быть не менее знаковым.

Глобальная выручка мирового полупроводникового рынка в 2017 г., по версии Gartner, достигла 419,7 млрд долл., увеличившись на 22,2% в годовом сопоставлении. Обозначенный общий рост на две трети является заслугой одного из стержневых сегментов, объединяющих производителей памяти. Чипы NAND в прошлом году подорожали на 17% «YoY», а сегмент DRAM отчитался ростом контрактных цен на 44%. При этом, нередкий дефицит модулей позволил объединенному memory-направлению вырасти на рекордные 64% и обеспечить полупроводниковой индустрии почти треть (31%) глобальной выручки. В этом контексте неудивительно, что на первую позицию рейтинга впервые вышел крупнейший производитель чипов DRAM и NAND — Samsung Electronics. Intel, в свою очередь, освободила вершину, занимаемую с далекого 1992 г. Расположившись на непривычной второй строке корпорация нарастила выручку на 6,7%, чему поспособствовал высокий спрос на процессоры для ЦОД, используемых облачными и коммуникационными сервис-провайдерами. Направление Intel связанное с процессорами для ПК вышло в плюс на более скромные 1,9%.

Новые высоты

Продажи полупроводниковых fabless-компаний в прошлом году впервые преодолели рубеж в 100 млрд долл., причем общий результат десяти лучших из них оказался на 11% выше в годовом сопоставлении. По данным IC Insights, лидерство по-прежнему за Qualcomm, однако Broadcom методично сокращает отрыв. В первой десятке появились китайские HiSilicon, продукция которой активно поставлялась на нужды Huawei, а также Unigroup, чипы которой предназначались, в том числе для Spreadtrum и RDA.

Для контраста можно упомянуть тему слияний и поглощений, которая в прошлом году оказалась сравнительно незаметной — среди профильных компаний проведено около 20 сделок, в общем оцененных на 27,7 млрд долл. Для сравнения, 2015 и 2016 г., стали лучшими в истории — по их итогам сумма соглашений, связанных с M&A достигла 107,3 и 99,8 млрд долл. соответственно. Что интересно, 87% годового объема сделок пришлось на долю двух крупных соглашений о приобретении. Эти же две сделки оказались единственными, преодолевшими порог в 1 млрд долл. В частности, речь идет о поглощении за 18 млрд долл. бизнеса памяти Toshiba, а также приобретению силами Marvell за 6 млрд долл. компании Cavium. В том же 2015 г. было совершено десять сделок с порогом выше 1 млрд долл., а в 2016 г. — семь.

Прогнозы экспертных кругов относительно года наступившего не менее оптимистичны. IC Insights прогнозирует по итогам нынешнего года увеличение глобальных поставок полупроводников (интегральные схемы, оптоэлектроника, сенсоры, дискретные чипы и т.д.) на 9% в годовом сравнении. Ожидаемый рост позволит впервые преодолеть рубеж в 1 трлн шт., а именно достигнуть рекордной отметки в 1 075,1 млрд полупроводниковых изделий. Общий объем выручки индустрии в 2018 г. ожидается на уровне 451 млрд долл. С учетом прошлогоднего результата в размере 419 млрд долл. позитивная динамика должна составить не менее 7,5%. Как предполагается, начавшийся во второй половине 2016 г. и продолжавшийся весь прошлый год рост рынка памяти сохранится и в наступившем году. Увеличение контрактных цен на модули DRAM и NAND приведет к росту годовой выручки в сегменте памяти до 23,6 млрд долл. Без учета памяти мировой полупроводниковый рынок увеличится в 2018 г. на 4,6%, тогда как в прошлом году позитивная динамика составляла 9,4%. Ключевыми для индустрии будут сегменты программируемых логических микросхем (FPGA), интегральных микросхем специального назначения (ASIC), оптоэлектроники и неоптических сенсоров.

Среди основных потребителей полупроводниковой начинки особо выделяют автомобильную отрасль и Интернет вещей, которые за период с 2016 по 2021 г. будут расти на 70% быстрее, нежели полупроводниковая индустрия в целом. Так, глобальные продажи микросхем для автомобилей и прочих транспортных средств возрастут с 22,9 млрд долл. в 2016 г., до 42,9 млрд долл. по итогам 2021 г., а направление чипов для IoT за аналогичный период времени вырастет с 18,4 до 34,2 млрд долл. Если полупроводниковая индустрия будет расти среднегодовыми темпами в размере 7,9%, то направления автомобильных полупроводников и IoT будут расти с CAGR 13,4 и 13,2% соответственно.

Тем не менее, крупнейшим конечным рынком сбыта микросхем, который возьмет на себя около четверти общих продаж, останется индустрия мобильных телефонов. При среднегодовом росте на уровне 7,8% в конце прогнозного периода сегмент выйдет на объем в размере 105,6 млрд долл., В 2017 г. при росте на 24% продажи возросли до 89,7 млрд долл. Объем продаж микросхем для ПК в нынешнем году увеличится на 17,6% «YoY», до 69 млрд долл. Ощутимый спад ожидается в сегментах полупроводниковых продуктов для игровых консолей (CAGR −1,9%) и планшетов (CAGR −2,3%).

Samsung и Apple остаются крупнейшими потребителями полупроводников, совместными усилиями взяв почти пятую часть (19,5%) рынка. В денежном выражении общая сумма составила 81,8 млрд долл., что более чем на 20 млрд больше по индикатору «YoY». Как результат, за упомянутыми компаниями сохраняются две верхние строки рейтинга уже последние семь лет. Восемь компаний из Тор-10 позапрошлого года по итогам 2017 г. сохранили место в когорте лучших, причем первая пятерка не изменилась. В первую десятку возвратилась LG Electronics, а в роли новичка оказалась Western Digital. Нарастив связанные с чипами расходы на 5,7 млрд долл., на шестую позицию поднялась BBK Electronics. Что интересно, если еще десять лет назад Тор-10 потребителей обеспечивали рынку полупроводников не менее 31% общих продаж, то в 2017 г. это значение выросло до 40%. Более того, как прогнозируется, в 2021 г. компании из Тор-10 сделают свыше 45% глобальных затрат на полупроводники.

Новые высоты

Спад медленнее прогнозов

Прошедший год оказался отнюдь не самым худшим для мировой компьютерной индустрии. Более того, полученные предварительные результаты вынуждают отнести его к числу наиболее стабильных за последние шесть лет.

Помимо традиционно поддерживающих глобальные поставки на плаву корпоративных заказчиков ощутимое влияние на развитие индустрии оказывал дефицит отдельных ключевых компонентов, таких как твердотельные накопители и модули памяти DRAM. Не дожидаясь подорожания комплектующих, вендоры ПК наращивали заказы последних, а потребители, в свою очередь, не откладывали в долгий ящик приобретение новых устройств. Кроме того, с учетом продолжающегося сужения планшетного сегмента, многие рыночные игроки возвращали в фокус внимания ноутбуки, расширяя собственные продуктовые линейки за счет тонких, трансформирующихся систем и игровых моделей.

Отдельного упоминания заслуживает направление моноблоков, которое, после трех лет беспрерывного спада, наконец-то отчиталось ростом в натуральном выражении. В частности, по подсчетам Digitimes Research, глобальные поставки систем «All-In-One» выросли на 3% «YoY», до 13,92 млн устройств. Вследствие этого, их вклад в общие поставки настольных решений возрос до 13%. Что характерно, рост сохранится и по итогам наступившего года, а львиная доля сегмента (75%) останется под контролем трех крупнейших брендов – Lenovo (включая NEC), Apple и HP.

Исходя из предварительных подсчетов IDC, в финальном квартале прошлого года на мировой рынок отгружено 70,6 млн настольных и портативных ПК, а также рабочих станций. Вопреки ранним прогнозам, предрекающим очередной спад на уровне 1,7%, в натуральном выражении индустрия вышла в плюс на 0,7% «YoY». Основная поддержка рынку традиционных компьютеров была оказана коммерческими заказчиками, однако потребительское направление также улучшило спрос. Тем не менее, отмеченных в последние месяцы успехов оказалось явно недостаточно для роста по итогам года – за 2017 г. отгружено 259,5 млн ПК, что на 0,2% меньше в годовом сравнении. Слабым утешением в данной ситуации является тот факт, что прошедший год оказался для индустрии наиболее стабильным, начиная с 2011 г.

Другого мнения придерживаются в Gartner, методология которых предусматривает подсчет проданных в каналы устройств. Так, по итогам последней календарной четверти мировой рынок в натуральном выражении сократился на 2% «YoY», до 71,6 млн ПК, а в целом за прошлый год. глобальные поставки составили 262,5 млн устройств, или же на 2,8% меньше, нежели в 2016 г. Таким образом, эксперты из Стэмфорда занесли в актив индустрии тринадцатый подряд квартал снижения поставок и шестой год спада в годовом сравнении.

Спад медленнее прогнозов

Нельзя упустить из виду, что отрасль продолжает консолидироваться – если еще в 2011 г. четыре ведущих вендора контролировали не более 45% мировых поставок, то уже по итогам прошлого года за Тор-4 оказалось 64% рынка. Отняв у Lenovo звание лидера, HP небезуспешно закрепляется на Олимпе – с октября по декабрь ее поставки выросли на 8,3% «YoY», что стало седьмым кряду периодом роста. Более того, впервые с середины 2011 г. компании удалось отгрузить в течение квартала свыше 16 млн ПК, и довести долю на приоритетном рынке США до рекордных 34%. Поставки Lenovo, напротив, сокращаются четвертую четверть подряд. В конце года китайскому игроку удалось незначительно вырасти в странах EMEA и APeJ, однако вновь просесть в Северной Америке. Вопреки не менее слабым результатам в Северной Америке, Dell закончила год в позитивной зоне, поспособствовали чему успехи в Латинской Америке, странах EMEA и APeJ. Отрезок с октября по декабрь оказался для вендора единственным кварталом года, когда поставки превысили 11 млн устройств.

Спад медленнее прогнозов

Так или иначе, но основной движущей силой индустрии остаются ноутбуки. Однако если верить прогнозам Digitimes Research, в ближайшие пять лет среднегодовой спад глобальных поставок последних составит 3,2%. Таким образом, уже по итогам 2022 г. объем мирового рынка снизится до 140 млн устройств.

Ожидается, что актуальные технологические новинки, в частности искусственный интеллект, дополненная реальность, гибкие дисплеи и т.д. в будущем существенно сократят потребительский интерес к портативным системам. Тем не менее, благодаря стабильному повышению спроса в сегменте моделей для бизнес-использования в 2017 г. мировые поставки ноутбуков выросли на 4,6% «YoY», преодолев рубеж в 150 млн аппаратов, что является первым ростом за последние пять лет.

Если в корпоративной среде в наступившем году ожидается пик продаж, то потребительский сегмент войдет в очередной цикл рецессии. Даже нынешние действенные двигатели – игровые системы и хромбуки – уже не смогут отчитываться былыми высокими темпами роста. Как возможный итог, в 2018 г. мировой рынок ноутбуков выйдет в плюс на 2,7%, достигнув отметки в 160 млн отгруженных устройств. От роста бизнес-сектора в 2018 г. в наибольшем выигрыше окажутся HP и Dell. Первая останется на вершине рейтинга, а вторая, во многом благодаря росту корпоративных продаж после покупки EMC, продемонстрирует лучшую позитивную динамику.

Говоря о более отдаленной перспективе в IDC полагают, что при CAGR -0,9% поставки традиционных ПК сократятся с 260,2 млн в 2016 г., до 248,1 млн по итогам 2021 г. Если же принимать во внимание разъемные планшеты, такие как Microsoft Surface Pro, среднегодовой рост выйдет в плюс (+0,3%). На протяжении прогнозного периода признаки восстановления могут продемонстрировать лишь сегменты рабочих станций и ноутбуков.

К слову о трансформерах – с 2018 по 2021 гг. разъемные планшеты будут усиливать прессинг на компьютеры в традиционном исполнении зачастую отчитываясь двузначными темпам роста мировых поставок. Причем, Windows-планшеты займут почти половину рынка, а за линейкой Apple iPad Pro окажется 30-35%. Оставшаяся часть окажется под контролем различных Google-моделей. Несмотря на высокий интерес к подобным продуктам, их доля в общем объеме персональных компьютерных устройств (настольные и портативные системы, рабочие станции, а также планшеты в классическом и разъемном исполнениях) составила в 2017 г. лишь 5%, а по итогам 2021 г. увеличится до 9,4%.

Не до спада

Беспрерывный поток новинок, усиливающийся с приближением горячего предновогоднего сезона, не дает рынку смартфонов оступиться. Несмотряя на зрелость отдельных регионов в активе индустрии очередной рост по обоим ключевым временным отрезкам.

Хотя наиболее ожидаемые новинки авторства Apple появились в широкой продаже под занавес квартала, а сформировавший отложенный спрос iPhone X стартовал лишь в финальном квартале, по итогам периода с июля по сентябрь индустрия сохранила ритм устойчивого, описываемого однозначным числом роста. Позитивная динамика традиционно подкреплялась покупкой первого смартфона на развивающихся рынках Азии и обновлением флагманских Android-моделей в Западной Европе и других зрелых регионах. По предварительным подсчетам IDC, в третьем квартале OEM-поставщики глобально отгрузили не менее 373,1 млн смартфонов, улучшив результат годичной давности на 2,7%. В квартальном сопоставлении позитивная динамика оказалась выше — 7,4%. Согласно методологии Strategy Analytics, за данный период глобальные поставки смартфонов увеличились на 5% «YoY», с 374,9 до 393,1 млн устройств. Говоря о количестве произведенных в третьем квартале смартфонов, TrendForce называет на 6% превышающую прошлогодний результат цифру в 384 млн аппаратов.

Не до спада

Бессменный лидер рейтинга — Samsung — сдавать позиций не собирается, доказательством чему очередной уверенный рост поставок в районе 10%. Интерес к недорогим продуктам серий A и J остается довольно высоким на развивающихся и зрелых направлениях, а представленный 6,3-дюймовый Note8, вне всяких сомнений, сумеет реабилитироваться за прошлогоднее фиаско с Note 7 и усилит флагманское семейство S8, S8+. Квартальный объем его поставок оценивается в 4,4 млн экземпляров, что крайне высокий результат как для продукта, ориентированного не на количество, а на высокую маржу. Поставки Galaxy S8 колебались у отметки в 10,3 млн, причем на некоторых ключевых рынках устройства продавались с ощутимым дисконтом.

Не до спада

Доля расположившейся следом Apple (12,5%) за год не изменилась — количество отгруженных iPhone выросло на 2,6%, до 46,7 млн устройств. Позитивная динамика оказалась ниже средней по индустрии, однако на протяжении рассматриваемого периода в игру еще не вступил флагманский iPhone X, а восьмое поколение поступило на прилавки магазинов лишь в середине сентября. Не взирая на отложенный спрос, вызванный ожиданием юбилейной модели, старт iPhone 8 оказался вполне успешным, в особенности на крупных рынках Германии и Индии. Текущий календарный период для Apple обещает быть одним из лучших благодаря отличному вступлению в игру iPhone X, а также оптимально сбалансированному по цене, за счет снижения в конце третьего квартала стоимости SE, 6S и 7, портфолио.

Отлично поработав в Азии, Европе и Африке, благодаря смартфонам P10 и Nova 2 Huawei вновь сократил отрыв от Apple и уже в будущем году имеет все шансы для выхода на вторую строку рейтинга. Флагманские для вендора Mate 9 и P10 продолжают наращивать объемы в верхнем ценовом диапазоне, тогда как представители линейки Honor — 6x и Honor 8 — показывают отличные результаты в сегменте сбалансированных доступных и средних по цене продуктов. Ожидающие скорого выхода в свет Mate 10, Mate 10 Pro, и Porsche Design Mate 10 безусловно обострят конкуренцию в и без того тесном премиум-сегменте.

Oppo продолжает расти не только на приоритетном китайском рынке, где ее модель R11 (включая R11 Plus) стала наиболее популярным смартфоном квартала, но и активно подминает под себя международные рынки, прежде всего индийский. К слову, Индия оказалась главным катализатором успеха и для замкнувшей рейтинг лучших Xiaomi. Причем, в активе этого игрока лучшая позитивная динамика среди Тор-5 — за год поставки выросли более чем в два раза.

Не до спада

Вопреки очередной победе корейцев в командном первенстве, лидером в личном зачете остаются представители линейки Apple. Эксперты из Canalys подсчитали, что наиболее продаваемым на мировом рынке аппаратом стал iPhone 7, разошедшийся тиражом в размере 13 млн устройств. Еще один продукт Apple — iPhone 6s — оказался вторым по популярности смартфоном. Его достижение — свыше 7,9 млн купленных в течение квартала устройств. Замкнул первую тройку Samsung Galaxy J2 Prime (7,8 млн аппаратов). Недорогие модели А57 и R11 оказались бестселлерами на развивающихся рынках Азии, позволив Oppo занять две оставшиеся позиции Тор-5. С учетом того, что продажи iPhone 8 начались лишь в середине сентября, новое семейство не попало в перечень бестселлеров. Тем не менее, вклад восьмого поколения в общую копилку достиг 11,8 млн аппаратов. Для сравнения, линейка iPhone 7 в первый квартал продаж вышла на объем в размере 14 млн устройств. Что интересно, впервые модели Plus (6,3 млн поставленных Plus 8), обошли по популярности стержневую (отгружено 5,4 млн iPhone 8) модель.

Еще одна опора для ИТ

Прирастающая новыми рыночными направлениями экспансия Интернета вещей заметна невооруженным взглядом – IoT уже затронула практически все индустриальные уровни – от добычи полезных ископаемых, до производства, дистрибуции и потребления конечной продукции.

Как спрогнозировали исследователи из IHS Markit, в ближайшие тринадцать лет общемировая численность используемых изделий с поддержкой IoT и подключаемых устройств будет увеличиваться в среднем на 12% в год. Если по итогам нынешнего года их объем составит около 27 млрд, то уже в 2030 г. под силу преодолеть рубеж в 125 млрд устройств. В унисон с расширением аппаратного парка ожидается здоровый рост в сопутствующем направлении передачи связанных с IoT данных – в начале прогнозного периода динамика роста  по индикатору "YoY" составит 20-25% и выйдет на 50% в 2030 г.

Если отталкиваться от методологии Strategy Analytics, только в 2017 г. в мире будет использоваться около 20 млрд IoT- и подключаемых устройств. Причем, на протяжении последующих четырех лет их численность возрастет еще не менее чем на 10 млрд. единиц. На долю корпоративных IoT в настоящее время приходится свыше половины (52%) общей инсталлированной базы, однако многочисленные корпоративные заказчики, в последние годы остававшиеся для IoT главным двигателем роста, в начале 20-х годов уступят роль лидера рядовым потребителям.

Последние, в свою очередь, по достоинству оценят все преимущества умных домов и выведут рынок IoT на новый знаковый рубеж в 50 млрд используемых устройств. Именно системы умных домов в скором времени обещают стать одним из магистральных направлений для стабильного роста Интернета вещей – по итогам 2021 г. они опередят смартфоны в соревновании наиболее применяемых IoT либо подключаемых устройств. Тем не менее, темпы прироста парка IoT в 2017 г. достигнут 17%, однако замедлятся до 9% по итогам 2021 г.

Отмеченный высокий интерес к поддерживающим концепцию Интернета вещей продуктам оперативно отражается на смежных отраслях. В частности, помимо всплеска спроса на память DRAM и NAND мощный импульс развития полупроводниковая отрасль в этом году получает именно со стороны IoT. Как ожидают аналитики IC Insights, глобальные продажи связанных с IoT полупроводниковых изделий в 2017 г. вырастут не менее чем на 16,3% "YoY", до 21,3 млрд долл. При среднегодовом росте в пределах 15% через три года этот сегмент способен выйти на объем продаж в пределах 31,1 млрд долл.

В наибольшем выигрыше от экспансии Интернета вещей окажется направление O-S-D, объединяющее оптоэлектронику, дискретные полупроводники, а также сенсоры и датчики – в 2017 г. объем продаж здесь возрастет на 10,5% "YoY", до 75 млрд долл. Что интересно, впервые с 2014 г. рост прогнозируется одновременно во всех трех упомянутых направлениях. Более того, O-S-D отчитается крупнейшим за последние шесть лет объем продаж.

Еще одна опора для ИТ

В период до 2020 г. наиболее высокую среднегодовую динамику (32,9%) продемонстрируют полупроводники для подключаемых транспортных средств. Продажи полупроводниковой начинки для IoT-решений, нацеленных на развитие концепции умного города, будут увеличиваться с CAGR 8,9%. Сегмент IoT-полупроводников для промышленных нужд способен набрать среднегодовой темп роста в размере 14%, тогда как позитивная динамика в направлениях подключаемых домов и носимых IoT-систем составит 21,3% и 17,1% соответственно.

Рост не прослеживается

Ситуация с нехваткой отдельных комплектующих, наиболее остро заявившая о себе в первом полугодии, приблизилась к разрешению и уже не оказывала ощутимого влияния на объемы производства традиционных ПК. Тем не менее, высокая цена на память и накопленные складские запасы в ряде емких регионов сглаживали отдельные позитивные моменты в части объема поставок. Сезон back-to-school показал сравнительно высокие продажи на всех ключевых, за исключением США, региональных направлениях. В Штатах же хромбукам не удалось бросить рынку спасательный круг, однако удивил всплеск интереса к подобным продуктам за пределами сферы образования — преимущественно в рознице и финансовых услугах. Таким образом, незначительным снижением спроса на ПК к прошлому году отчитывались как зрелые, так и развивающиеся рынки. Исключением из общей картины были лишь вновь показавшие «плюс» Япония и Канада, а также частично восстановившаяся после провальных 2016 и первой половины 2017 г. Латинская Америка.

Действие обозначенных факторов стало следствием двенадцатого кряду квартала снижения глобальных поставок. Судя по подсчетам Gartner, в натуральном выражении рынок едва преодолел отметку в 67 млн на компьютеров в настольном и портативном исполнениях, а также рабочих станций. Как итог, негативная динамика в годовом сопоставлении достигла 3,6%. За период с июля по сентябрь глобальные поставки традиционных ПК не превысили 67,2 млн устройств, — на такой цифре настаивают в IDC. Относительно третьей четверти прошлого года снижение поставок устройств составило 0,5%, однако в более ранних прогнозах ожидался спад не менее чем на 1,4%.

От квартала к кварталу рынок EMEA демонстрирует прогресс на пути к стабилизации. Ключевую роль в этом играет растущий спрос на портативные системы, тогда как хронически «падающее» настольное направление с недавних пор частично поддерживается лишь интересом потребителей к специализированным игровым desktop-моделям. Объем локального рынка Gartner оценивает в 19 млн устройств, тем самым результат годичной давности был ухудшен лишь на 1,1%. Что характерно, Восточная Европа сохранила незначительный минус — процесс миграции корпоративных потребителей на Windows 10 еще не оказал должного позитивного эффекта на итоговые цифры.

Рост не прослеживается

На фоне традиционно высокого конкурентного прессинга продолжается рост общей доли пяти крупнейших вендоров — за ними уже около 75% мирового рынка. HP продолжает укреплять позиции на вершине рейтинга. Не в последнюю очередь благодаря отличным показателям в странах APAC, где рост сохраняется пять кварталов подряд, и двузначной позитивной динамике в Латинской Америке, вендор улучшил прошлогодний результат на здоровые 6%, оставив за собой уже без малого четверть рынка. Сравнительно недавно вытесненная с первой строки Тор-5 Lenovo остается в серой полосе — к крайне слабым, вызванным снижением интереса к ноутбукам, результатам в Северной Америке теперь добавился спад поставок в Азиатско-тихоокеанском регионе. Что интересно, негативная динамика китайского вендора в США оказалась худшей с момента приобретения в 2005 г. бизнеса ПК у IBM. Так или иначе, но Lenovo похоже приняла решение сместить акценты с наращивания рыночной доли в натуральном выражении к прибыльности бизнеса. Dell отчиталась на редкость слабым кварталом — вопреки хорошим результатам на международных рынках у замкнувшего Тор-3 игрока ощутимый провал на приоритетной, североамериканской территории.

Рост не прослеживается

Прогноз на конец года остается в негативной зоне — ожидается незначительный спад мировых поставок ПК как в квартальном, так и в годовом сравнениях. Вопреки нередким позитивным сигналам со стороны emerging-регионов, а также набирающему обороты циклу замены ПК в корпоративной среде переломить негативную тенденцию вряд ли получится.

Согласно первым прогнозам на будущий год, глобальные поставки традиционных (настольных и портативных) компьютеров сократятся в 2018 г. на 4,4%, однако с учетом ультрамобильного направления прогнозируется общий рост в размере 0,8%. Отдельного упоминания заслуживает сегмент корпоративных ПК, который, несмотря на подорожание некоторых компонентов, растет за счет массовой миграции заказчиков на Windows 10. Отдельный акцент аналитики ставят на Россию, где рост поставок корпоративных компьютеров составит 5% в 2017 г. и сохранится в будущем, а также Китай, где спрос на компьютеры заметно подстегнет появление доработанной и согласованной с правительством версии Windows 10.

NANDежная опора

Все идет к тому, что в нынешнем году мировую полупроводниковую отрасль ожидает долгожданный рекорд — ее объем впервые преодолеет знаковый рубеж в 400 млрд долл. Главным же «виновником» нового достижения будет индустрия флэш-памяти NAND, которая, наряду с направлением DRAM, больше года отчитывается беспрерывным ростом в натуральном и денежном выражениях.

Судя по свежим аналитическим выкладкам Gartner, доходы глобального рынка полупроводниковых продуктов в 2017 г. составят не менее 401,4 млрд долл., увеличившись на 16,8% в годовом сопоставлении. Для сравнения, отметка в 300 млрд долл. была взята семь лет назад, а рубеж в 200 млрд долл. преодолен в уже далеком 2000 г. Согласны с экспертами из Стэмфорда и в IC Insights, по мнению сотрудников которой, при росте в 15% «YoY» реален выход индустрии на итоговый объем в размере 419,1 млрд долл. Более того, уже в 2021 г. станем свидетелями новой эпохальной вехи — общегодовая выручка впервые превысит полтриллиона долл.

Флэш-память NAND, спрос на которую превышает предложение уже шестой квартал кряду, является основным инициатором будущего достижения. На протяжении текущего года высокий интерес к ней со стороны заказчиков был продиктован преимущественно необходимостью увеличения среднего размера памяти в смартфонах, а также заметно выросшими объемами потребления NAND серверной индустрией и крупными потребителями корпоративных SSD. В то же время, со стороны производителей памяти необходимое увеличение объема выпуска чипов ограничивалось разгаром масштабного технологического перехода от 2D-NAND к 3D-NAND, протекающего гораздо медленнее, нежели ожидалось ранее. Однако уже в будущем году аналитики ожидают достижение первого за много месяцев рыночного баланса. По данным DRAMeXchange, поставки в битовом исчислении увеличатся не менее чем на 42,9% «YoY», тогда как рост спроса вряд ли перешагнет отметку в 38%.

NANDежная опора

В технологическом плане наиболее слабым местом последнего времени являлась уже упомянутая миграция производителей от плоской к вертикальной NAND. Всем игрокам за исключением Samsung этот процесс дается крайне сложно, а некоторых, к примеру TMC, даже заставил искать новых владельцев, ведь инвестиции в фабрику по выпуску 3D-NAND с месячной емкостью порядка 80-100 тыс. подложек в настоящее время оценивается не менее чем в 8 млрд долл. Тем не менее, в 2018 г. ключевые игроки отрасли смогут вывести свои мощности по выпуску 64- и 72-слойных чипов 3D-NAND на зрелый уровень. Как вполне закономерный итог, в следующем году доля вертикальной NAND в общемировом объеме производства памяти NAND превысит 70%, увеличившись с 50% в 2017 г.

Возвращаясь к конкурентной борьбе следует отметить, что на сегодняшний день Toshiba и Western Digital контролируют 34,4% глобальных производственных мощностей по выпуску памяти NAND, а за Samsung — 36,9%. Однако по итогам второго квартала месячный объем изготовления чипов 3D-NAND у Toshiba Memory Corporation составлял лишь 10-15% от общего, тогда как у корейцев этот показатель преодолел рубеж в 40%. Ожидается, что уже в третьей календарной четверти отметку в 40% от общего объема производства преодолеет направление 3D-NAND у стратегических партнеров Micron и Intel. Samsung же в третьем квартале уже приступила к массовому производству 64-слойных чипов 3D-NAND. В финальной четверти года свыше половины выпускаемой корейцами флэш-памяти будет относиться к 3D-NAND, а по итогам 2018 г. ее доля увеличится до 60-70%. Для SK Hynix основной в настоящее время является 48-слойная технология, однако большая часть производственных мощностей в будущем году будет настроена на выпуск чипов по 72-слойной технологии. Если сегодня в сегменте вертикальной NAND работают 20-30% производственных мощностей чипмейкера, то к концу будущего года будет взят рубеж в 50%. Альянс Toshiba-Western Digital в первом полугодии сделал 48-слойную технологию основной в своем производственном процессе и к концу года около трети выпускаемой флэш-памяти будет относиться к 3D-NAND. В марте 2016 г. Toshiba приступила к строительству Fab 6 в японском Йоккаити. Как ранее планировалось, фабрика, ставшая плодом совместных финансовых вливаний с WD, начнет выпуск 3D-NAND уже в 2019 г., однако трещина в отношениях между инвесторами, вызванная продажей Toshiba своего подразделения памяти американо-японскому консорциуму во главе с фирмой прямых инвестиций Bain Capital, может внести коррективы в эти планы. Доля инвестиций Toshiba в Yokkaichi Operations составляет около 55%, а WD — 45%. То, как компании решат вопрос участия в производственных мощностях новой Fab 6 будет немаловажным для дальнейшего благополучия TMC и показателей индустрии NAND в целом. Пока что известно, о намерениях WD через международный арбитраж требовать от Toshiba прекращения инвестирования в завод Fab 6 в случае, если ее подразделение SanDisk будет отстранено от развития этого проекта.

NANDежная опора

 
 
IDC
Реклама
http://playfortuna.biz
playfortuna.biz

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT