`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Не до спада

Беспрерывный поток новинок, усиливающийся с приближением горячего предновогоднего сезона, не дает рынку смартфонов оступиться. Несмотряя на зрелость отдельных регионов в активе индустрии очередной рост по обоим ключевым временным отрезкам.

Хотя наиболее ожидаемые новинки авторства Apple появились в широкой продаже под занавес квартала, а сформировавший отложенный спрос iPhone X стартовал лишь в финальном квартале, по итогам периода с июля по сентябрь индустрия сохранила ритм устойчивого, описываемого однозначным числом роста. Позитивная динамика традиционно подкреплялась покупкой первого смартфона на развивающихся рынках Азии и обновлением флагманских Android-моделей в Западной Европе и других зрелых регионах. По предварительным подсчетам IDC, в третьем квартале OEM-поставщики глобально отгрузили не менее 373,1 млн смартфонов, улучшив результат годичной давности на 2,7%. В квартальном сопоставлении позитивная динамика оказалась выше — 7,4%. Согласно методологии Strategy Analytics, за данный период глобальные поставки смартфонов увеличились на 5% «YoY», с 374,9 до 393,1 млн устройств. Говоря о количестве произведенных в третьем квартале смартфонов, TrendForce называет на 6% превышающую прошлогодний результат цифру в 384 млн аппаратов.

Не до спада

Бессменный лидер рейтинга — Samsung — сдавать позиций не собирается, доказательством чему очередной уверенный рост поставок в районе 10%. Интерес к недорогим продуктам серий A и J остается довольно высоким на развивающихся и зрелых направлениях, а представленный 6,3-дюймовый Note8, вне всяких сомнений, сумеет реабилитироваться за прошлогоднее фиаско с Note 7 и усилит флагманское семейство S8, S8+. Квартальный объем его поставок оценивается в 4,4 млн экземпляров, что крайне высокий результат как для продукта, ориентированного не на количество, а на высокую маржу. Поставки Galaxy S8 колебались у отметки в 10,3 млн, причем на некоторых ключевых рынках устройства продавались с ощутимым дисконтом.

Не до спада

Доля расположившейся следом Apple (12,5%) за год не изменилась — количество отгруженных iPhone выросло на 2,6%, до 46,7 млн устройств. Позитивная динамика оказалась ниже средней по индустрии, однако на протяжении рассматриваемого периода в игру еще не вступил флагманский iPhone X, а восьмое поколение поступило на прилавки магазинов лишь в середине сентября. Не взирая на отложенный спрос, вызванный ожиданием юбилейной модели, старт iPhone 8 оказался вполне успешным, в особенности на крупных рынках Германии и Индии. Текущий календарный период для Apple обещает быть одним из лучших благодаря отличному вступлению в игру iPhone X, а также оптимально сбалансированному по цене, за счет снижения в конце третьего квартала стоимости SE, 6S и 7, портфолио.

Отлично поработав в Азии, Европе и Африке, благодаря смартфонам P10 и Nova 2 Huawei вновь сократил отрыв от Apple и уже в будущем году имеет все шансы для выхода на вторую строку рейтинга. Флагманские для вендора Mate 9 и P10 продолжают наращивать объемы в верхнем ценовом диапазоне, тогда как представители линейки Honor — 6x и Honor 8 — показывают отличные результаты в сегменте сбалансированных доступных и средних по цене продуктов. Ожидающие скорого выхода в свет Mate 10, Mate 10 Pro, и Porsche Design Mate 10 безусловно обострят конкуренцию в и без того тесном премиум-сегменте.

Oppo продолжает расти не только на приоритетном китайском рынке, где ее модель R11 (включая R11 Plus) стала наиболее популярным смартфоном квартала, но и активно подминает под себя международные рынки, прежде всего индийский. К слову, Индия оказалась главным катализатором успеха и для замкнувшей рейтинг лучших Xiaomi. Причем, в активе этого игрока лучшая позитивная динамика среди Тор-5 — за год поставки выросли более чем в два раза.

Не до спада

Вопреки очередной победе корейцев в командном первенстве, лидером в личном зачете остаются представители линейки Apple. Эксперты из Canalys подсчитали, что наиболее продаваемым на мировом рынке аппаратом стал iPhone 7, разошедшийся тиражом в размере 13 млн устройств. Еще один продукт Apple — iPhone 6s — оказался вторым по популярности смартфоном. Его достижение — свыше 7,9 млн купленных в течение квартала устройств. Замкнул первую тройку Samsung Galaxy J2 Prime (7,8 млн аппаратов). Недорогие модели А57 и R11 оказались бестселлерами на развивающихся рынках Азии, позволив Oppo занять две оставшиеся позиции Тор-5. С учетом того, что продажи iPhone 8 начались лишь в середине сентября, новое семейство не попало в перечень бестселлеров. Тем не менее, вклад восьмого поколения в общую копилку достиг 11,8 млн аппаратов. Для сравнения, линейка iPhone 7 в первый квартал продаж вышла на объем в размере 14 млн устройств. Что интересно, впервые модели Plus (6,3 млн поставленных Plus 8), обошли по популярности стержневую (отгружено 5,4 млн iPhone 8) модель.

Еще одна опора для ИТ

Прирастающая новыми рыночными направлениями экспансия Интернета вещей заметна невооруженным взглядом – IoT уже затронула практически все индустриальные уровни – от добычи полезных ископаемых, до производства, дистрибуции и потребления конечной продукции.

Как спрогнозировали исследователи из IHS Markit, в ближайшие тринадцать лет общемировая численность используемых изделий с поддержкой IoT и подключаемых устройств будет увеличиваться в среднем на 12% в год. Если по итогам нынешнего года их объем составит около 27 млрд, то уже в 2030 г. под силу преодолеть рубеж в 125 млрд устройств. В унисон с расширением аппаратного парка ожидается здоровый рост в сопутствующем направлении передачи связанных с IoT данных – в начале прогнозного периода динамика роста  по индикатору "YoY" составит 20-25% и выйдет на 50% в 2030 г.

Если отталкиваться от методологии Strategy Analytics, только в 2017 г. в мире будет использоваться около 20 млрд IoT- и подключаемых устройств. Причем, на протяжении последующих четырех лет их численность возрастет еще не менее чем на 10 млрд. единиц. На долю корпоративных IoT в настоящее время приходится свыше половины (52%) общей инсталлированной базы, однако многочисленные корпоративные заказчики, в последние годы остававшиеся для IoT главным двигателем роста, в начале 20-х годов уступят роль лидера рядовым потребителям.

Последние, в свою очередь, по достоинству оценят все преимущества умных домов и выведут рынок IoT на новый знаковый рубеж в 50 млрд используемых устройств. Именно системы умных домов в скором времени обещают стать одним из магистральных направлений для стабильного роста Интернета вещей – по итогам 2021 г. они опередят смартфоны в соревновании наиболее применяемых IoT либо подключаемых устройств. Тем не менее, темпы прироста парка IoT в 2017 г. достигнут 17%, однако замедлятся до 9% по итогам 2021 г.

Отмеченный высокий интерес к поддерживающим концепцию Интернета вещей продуктам оперативно отражается на смежных отраслях. В частности, помимо всплеска спроса на память DRAM и NAND мощный импульс развития полупроводниковая отрасль в этом году получает именно со стороны IoT. Как ожидают аналитики IC Insights, глобальные продажи связанных с IoT полупроводниковых изделий в 2017 г. вырастут не менее чем на 16,3% "YoY", до 21,3 млрд долл. При среднегодовом росте в пределах 15% через три года этот сегмент способен выйти на объем продаж в пределах 31,1 млрд долл.

В наибольшем выигрыше от экспансии Интернета вещей окажется направление O-S-D, объединяющее оптоэлектронику, дискретные полупроводники, а также сенсоры и датчики – в 2017 г. объем продаж здесь возрастет на 10,5% "YoY", до 75 млрд долл. Что интересно, впервые с 2014 г. рост прогнозируется одновременно во всех трех упомянутых направлениях. Более того, O-S-D отчитается крупнейшим за последние шесть лет объем продаж.

Еще одна опора для ИТ

В период до 2020 г. наиболее высокую среднегодовую динамику (32,9%) продемонстрируют полупроводники для подключаемых транспортных средств. Продажи полупроводниковой начинки для IoT-решений, нацеленных на развитие концепции умного города, будут увеличиваться с CAGR 8,9%. Сегмент IoT-полупроводников для промышленных нужд способен набрать среднегодовой темп роста в размере 14%, тогда как позитивная динамика в направлениях подключаемых домов и носимых IoT-систем составит 21,3% и 17,1% соответственно.

Рост не прослеживается

Ситуация с нехваткой отдельных комплектующих, наиболее остро заявившая о себе в первом полугодии, приблизилась к разрешению и уже не оказывала ощутимого влияния на объемы производства традиционных ПК. Тем не менее, высокая цена на память и накопленные складские запасы в ряде емких регионов сглаживали отдельные позитивные моменты в части объема поставок. Сезон back-to-school показал сравнительно высокие продажи на всех ключевых, за исключением США, региональных направлениях. В Штатах же хромбукам не удалось бросить рынку спасательный круг, однако удивил всплеск интереса к подобным продуктам за пределами сферы образования — преимущественно в рознице и финансовых услугах. Таким образом, незначительным снижением спроса на ПК к прошлому году отчитывались как зрелые, так и развивающиеся рынки. Исключением из общей картины были лишь вновь показавшие «плюс» Япония и Канада, а также частично восстановившаяся после провальных 2016 и первой половины 2017 г. Латинская Америка.

Действие обозначенных факторов стало следствием двенадцатого кряду квартала снижения глобальных поставок. Судя по подсчетам Gartner, в натуральном выражении рынок едва преодолел отметку в 67 млн на компьютеров в настольном и портативном исполнениях, а также рабочих станций. Как итог, негативная динамика в годовом сопоставлении достигла 3,6%. За период с июля по сентябрь глобальные поставки традиционных ПК не превысили 67,2 млн устройств, — на такой цифре настаивают в IDC. Относительно третьей четверти прошлого года снижение поставок устройств составило 0,5%, однако в более ранних прогнозах ожидался спад не менее чем на 1,4%.

От квартала к кварталу рынок EMEA демонстрирует прогресс на пути к стабилизации. Ключевую роль в этом играет растущий спрос на портативные системы, тогда как хронически «падающее» настольное направление с недавних пор частично поддерживается лишь интересом потребителей к специализированным игровым desktop-моделям. Объем локального рынка Gartner оценивает в 19 млн устройств, тем самым результат годичной давности был ухудшен лишь на 1,1%. Что характерно, Восточная Европа сохранила незначительный минус — процесс миграции корпоративных потребителей на Windows 10 еще не оказал должного позитивного эффекта на итоговые цифры.

Рост не прослеживается

На фоне традиционно высокого конкурентного прессинга продолжается рост общей доли пяти крупнейших вендоров — за ними уже около 75% мирового рынка. HP продолжает укреплять позиции на вершине рейтинга. Не в последнюю очередь благодаря отличным показателям в странах APAC, где рост сохраняется пять кварталов подряд, и двузначной позитивной динамике в Латинской Америке, вендор улучшил прошлогодний результат на здоровые 6%, оставив за собой уже без малого четверть рынка. Сравнительно недавно вытесненная с первой строки Тор-5 Lenovo остается в серой полосе — к крайне слабым, вызванным снижением интереса к ноутбукам, результатам в Северной Америке теперь добавился спад поставок в Азиатско-тихоокеанском регионе. Что интересно, негативная динамика китайского вендора в США оказалась худшей с момента приобретения в 2005 г. бизнеса ПК у IBM. Так или иначе, но Lenovo похоже приняла решение сместить акценты с наращивания рыночной доли в натуральном выражении к прибыльности бизнеса. Dell отчиталась на редкость слабым кварталом — вопреки хорошим результатам на международных рынках у замкнувшего Тор-3 игрока ощутимый провал на приоритетной, североамериканской территории.

Рост не прослеживается

Прогноз на конец года остается в негативной зоне — ожидается незначительный спад мировых поставок ПК как в квартальном, так и в годовом сравнениях. Вопреки нередким позитивным сигналам со стороны emerging-регионов, а также набирающему обороты циклу замены ПК в корпоративной среде переломить негативную тенденцию вряд ли получится.

Согласно первым прогнозам на будущий год, глобальные поставки традиционных (настольных и портативных) компьютеров сократятся в 2018 г. на 4,4%, однако с учетом ультрамобильного направления прогнозируется общий рост в размере 0,8%. Отдельного упоминания заслуживает сегмент корпоративных ПК, который, несмотря на подорожание некоторых компонентов, растет за счет массовой миграции заказчиков на Windows 10. Отдельный акцент аналитики ставят на Россию, где рост поставок корпоративных компьютеров составит 5% в 2017 г. и сохранится в будущем, а также Китай, где спрос на компьютеры заметно подстегнет появление доработанной и согласованной с правительством версии Windows 10.

NANDежная опора

Все идет к тому, что в нынешнем году мировую полупроводниковую отрасль ожидает долгожданный рекорд — ее объем впервые преодолеет знаковый рубеж в 400 млрд долл. Главным же «виновником» нового достижения будет индустрия флэш-памяти NAND, которая, наряду с направлением DRAM, больше года отчитывается беспрерывным ростом в натуральном и денежном выражениях.

Судя по свежим аналитическим выкладкам Gartner, доходы глобального рынка полупроводниковых продуктов в 2017 г. составят не менее 401,4 млрд долл., увеличившись на 16,8% в годовом сопоставлении. Для сравнения, отметка в 300 млрд долл. была взята семь лет назад, а рубеж в 200 млрд долл. преодолен в уже далеком 2000 г. Согласны с экспертами из Стэмфорда и в IC Insights, по мнению сотрудников которой, при росте в 15% «YoY» реален выход индустрии на итоговый объем в размере 419,1 млрд долл. Более того, уже в 2021 г. станем свидетелями новой эпохальной вехи — общегодовая выручка впервые превысит полтриллиона долл.

Флэш-память NAND, спрос на которую превышает предложение уже шестой квартал кряду, является основным инициатором будущего достижения. На протяжении текущего года высокий интерес к ней со стороны заказчиков был продиктован преимущественно необходимостью увеличения среднего размера памяти в смартфонах, а также заметно выросшими объемами потребления NAND серверной индустрией и крупными потребителями корпоративных SSD. В то же время, со стороны производителей памяти необходимое увеличение объема выпуска чипов ограничивалось разгаром масштабного технологического перехода от 2D-NAND к 3D-NAND, протекающего гораздо медленнее, нежели ожидалось ранее. Однако уже в будущем году аналитики ожидают достижение первого за много месяцев рыночного баланса. По данным DRAMeXchange, поставки в битовом исчислении увеличатся не менее чем на 42,9% «YoY», тогда как рост спроса вряд ли перешагнет отметку в 38%.

NANDежная опора

В технологическом плане наиболее слабым местом последнего времени являлась уже упомянутая миграция производителей от плоской к вертикальной NAND. Всем игрокам за исключением Samsung этот процесс дается крайне сложно, а некоторых, к примеру TMC, даже заставил искать новых владельцев, ведь инвестиции в фабрику по выпуску 3D-NAND с месячной емкостью порядка 80-100 тыс. подложек в настоящее время оценивается не менее чем в 8 млрд долл. Тем не менее, в 2018 г. ключевые игроки отрасли смогут вывести свои мощности по выпуску 64- и 72-слойных чипов 3D-NAND на зрелый уровень. Как вполне закономерный итог, в следующем году доля вертикальной NAND в общемировом объеме производства памяти NAND превысит 70%, увеличившись с 50% в 2017 г.

Возвращаясь к конкурентной борьбе следует отметить, что на сегодняшний день Toshiba и Western Digital контролируют 34,4% глобальных производственных мощностей по выпуску памяти NAND, а за Samsung — 36,9%. Однако по итогам второго квартала месячный объем изготовления чипов 3D-NAND у Toshiba Memory Corporation составлял лишь 10-15% от общего, тогда как у корейцев этот показатель преодолел рубеж в 40%. Ожидается, что уже в третьей календарной четверти отметку в 40% от общего объема производства преодолеет направление 3D-NAND у стратегических партнеров Micron и Intel. Samsung же в третьем квартале уже приступила к массовому производству 64-слойных чипов 3D-NAND. В финальной четверти года свыше половины выпускаемой корейцами флэш-памяти будет относиться к 3D-NAND, а по итогам 2018 г. ее доля увеличится до 60-70%. Для SK Hynix основной в настоящее время является 48-слойная технология, однако большая часть производственных мощностей в будущем году будет настроена на выпуск чипов по 72-слойной технологии. Если сегодня в сегменте вертикальной NAND работают 20-30% производственных мощностей чипмейкера, то к концу будущего года будет взят рубеж в 50%. Альянс Toshiba-Western Digital в первом полугодии сделал 48-слойную технологию основной в своем производственном процессе и к концу года около трети выпускаемой флэш-памяти будет относиться к 3D-NAND. В марте 2016 г. Toshiba приступила к строительству Fab 6 в японском Йоккаити. Как ранее планировалось, фабрика, ставшая плодом совместных финансовых вливаний с WD, начнет выпуск 3D-NAND уже в 2019 г., однако трещина в отношениях между инвесторами, вызванная продажей Toshiba своего подразделения памяти американо-японскому консорциуму во главе с фирмой прямых инвестиций Bain Capital, может внести коррективы в эти планы. Доля инвестиций Toshiba в Yokkaichi Operations составляет около 55%, а WD — 45%. То, как компании решат вопрос участия в производственных мощностях новой Fab 6 будет немаловажным для дальнейшего благополучия TMC и показателей индустрии NAND в целом. Пока что известно, о намерениях WD через международный арбитраж требовать от Toshiba прекращения инвестирования в завод Fab 6 в случае, если ее подразделение SanDisk будет отстранено от развития этого проекта.

NANDежная опора

Apple Watch задает тон

Представленные 12 сентября умные часы Watch Series 3 безусловно придадут ощутимый импульс развития мировому рынку носимых гаджетов. Впрочем, и без долгожданной новинки wearable-электроника динамично прирастает тысячами новых приверженцев.

Несмотря на высокий интерес к классу в целом отчетливо прослеживается смещение потребительских предпочтений в сторону моделей, более насыщенных в функциональном плане. В экспертных кругах отметили первое за историю развития направления сокращение поставок продуктов базового уровня при описываемом двузначным числом ростом в конкурирующем «умном» сегменте. Исходя из подсчетов IDC, за период с апреля по июнь глобально отгружено не менее 26,3 млн wearable-устройств, благодаря чему результат годичной давности удалось улучшить на 10%. В их числе, фитнес-трекеры и прочие не поддерживающие установку сторонних приложений продукты базового уровня отчитались сокращением в натуральном выражении на 0,9% «YoY». С другой стороны, лагерь умных часов в авангарде с Apple Watch и разработками под Android Wear добился позитивной динамики относительно прошлого года в районе 60,9%. Ранее нишевые опции, такие как поддержка GPS, все чаще становятся стандартными для многих умных моделей — за последний год численность отгруженных на мировой рынок устройств с поддержкой GPS выросла с 24,5 до 41,7%. Скорый старт продаж новинки Apple с встроенным модемом сотовой связи LTE ускорит движение в данном направлении многочисленных конкурентов лидера. Уже сегодня вендоры, в особенности китайские, активно осваивают нишу умных cellular-часов, в особенности с поддержкой сетей LTE. Исследователи из Canalys уверены, что благодаря массовому выходу в текущем полугодии новых моделей с поддержкой сотовых стандартов их общий объем поставок по итогам года превысит 12 млн устройств, а через пять лет преодолеет рубеж в 40 млн. аппаратов.

Apple Watch задает тон

По состоянию на начало третьего квартала, за счет недорогой линейки Mi, Xiaomi оставалась на вершине рейтинга крупнейших поставщиков носимых гаджетов. Помимо Mi Band вендор активно развивается в перспективном сегменте детских гаджетов, а недавно под брендом Mijia даже представил свою первую массовую модель умной обуви. В то же время, в сегменте умных часов у лидера отмечен спад.

Впервые среди ведущих вендоров оказалась Fossil, что во многом связывается с поглощением в конце 2015 г. компании Misfit. Кроме того, на руку вендору играют широкая дистрибьюторская сеть и многочисленные модные магазины, способствующие привлечению клиентов из далекой от погони за горячими технологическими новинками потребительской категории.

А вот Fitbit находится в черной полосе — снижение поставок находящейся в стадии трансформации собственного бизнеса компании превысило 40%, тогда как эффект от намеченной на октябрь попытки выйти в сегмент умных часов с моделью Fitbit Ionic предсказуем слабо — главный вопрос сводится к возможности продукта «выстрелить» работая под собственноручно разработанной ОС.

Вопреки относительной зрелости, устойчивый спрос на Series 1 и Series 2 позволил Apple отчитаться рекордным для Тор-5 увеличением поставок. Вне всяких сомнений, скорое обновление до WatchOS 4 и начало продаж Series 3 упрочат и без того сильные позиции родоначальника индустрии. К слову, в ожидании появления третьего поколения умных часов Apple рыночные наблюдатели активно делятся прогнозами развития бизнеса носимых гаджетов компании. По данным, полученным Digitimes Research от источников в среде поставок компонентов, в четвертом квартале года на мировой рынок будет отгружено не менее 4,5 млн Apple Watch, а в целом за текущий год поставки возрастут до 15 млн устройств. В 2018 г. тенденция к росту сохранится и рынок освоит еще не менее 20 млн часов Apple.

В целом за текущий год Gartner ожидает не менее 310,4 млн носимых гаджетов, отправленных на мировой рынок. Если прогноз подтвердится, это будет свидетельствовать об улучшении результата годиной давности на 16,7%. В денежном выражении объем возрастет до 30,5 млрд долл. Причем, из обозначенной суммы на долю умных часов в нынешнем году придется не менее 9,3 млрд долл. при отгрузке 41,5 млн устройств. Не сбавляя оборотов, в 2021 г. индустрии под силу выйти на объем поставок в размере 81 млн часов, а это будет соответствовать 16% мирового рынка носимых гаджетов. Что характерно, почти треть (30%) отгруженных в последнем году прогноза продуктов будет относиться к числу детских умных часов, нацеленных на возрастную группу 2-13 лет. Еще четверть рынка окажется под контролем традиционных и модных брендов, а долю в размере 5% будут контролировать различные стартапы и белые бренды, такие как Archos, Cogito, Compal, Martian, Omate или Quanta. Общая выручка рынка smart-часов через пять лет превысит 17,4 млрд долл., тогда как средняя цена гаджета опустится до 214,99 долл., с 223,25 долл. в 2017 г.

Apple Watch задает тон

Постепенный отказ производителей смартфонов от гнезда подключения наушников позволит Bluetooth-гарнитурам стать наиболее востребованной категорией носимых гаджетов — за пять лет объем их поставок увеличится с 150 до 206 млн устройств.

Спад затянулся

Затяжное снижение интереса к традиционным компьютерам, вызванное, преимущественно, зрелостью рынка и переориентацией пользователей на альтернативные платформы, в последнее время усиливался за счет действия новых факторов.

В течение последних месяцев негативное влияние на поставки ПК оказывали значительные складские запасы, сформированные в ожидании дефицита памяти, твердотельных накопителей и других компонентов. Однако, на сделанных резервах долго продержаться не удалось и сравнительно дорогие комплектующие потянули стоимость конечных продуктов вверх, сказавшись на величине потребительского спроса. Безусловно, многие вендоры до последнего пытались минимизировать влияние подорожавших компонентов на итоговую стоимость моделей, но, все же, были вынуждены поднять цены на выпускаемые устройства. Впрочем, подорожание вызвало отложенный спрос преимущественно в потребительском сегменте, да и то отдельные направления, например, игровые системы, все равно остались в зоне роста. Корпоративные же заказчики получали оборудование по ценам контрактов, заключенных еще несколькими кварталами ранее. Ближе к концу июня стало понятным, что ситуация с дефицитом комплектующих складывается гораздо проще, нежели ожидалось и результат второй календарной четверти сможет превзойти прогнозы экспертов.

Как итог, в IDC насчитали 60,5 млн ПК (настольные и портативные системы, рабочие станции), отгруженных на мировой рынок за период с апреля по июнь. Спад в годовом сравнении составил 3,3%, тогда как ранние прогнозы предсказывали сокращение не менее чем на 3,9%. По оценкам Gartner, за период с апреля по июнь заказчикам отгружено 61,1 млн компьютеров, включая ультрамобильный премиум (Microsoft Surface), что на 4,3% меньше, нежели в предыдущем году. Следует отметить, что оба исследовательских центра не принимают во внимание хромбуки, хотя последние по итогам прошлого года выросли в натуральном выражении на достойные 38% «YoY» и постепенно наращивают свой вес на индустрии ПК. Так или иначе, но исходя из зафиксированных цифр рассматриваемый период оказался худшим вторым кварталом, начиная с 2007 г., а негативная динамика роста поставок не прерывается уже одиннадцатый квартал.

Спад затянулся

Вернув в начале года давно утраченную первую позицию рейтинга, HP записала в актив пятый кряду квартал увеличения поставок ПК в годовом сопоставлении. Показатели лидера росли почти на всех ключевых региональных рынках, причем в США набранные темпы значительно превысили средний по региону показатель. После шести месяцев увеличения поставок результат Lenovo обрушился почти на 9% «YoY». По мнению рыночных наблюдателей сложившаяся ситуация может быть свидетельством новой стратегии вендора, нацеленной на переход от наращивания доли в поставках к сохранению маржи. Так или иначе, но китайский игрок существенно замедлил поставки на приоритетном для себя рынке Северной Америки, однако за счет Китая и EMEA сумел сохранить в плюсе бизнес ноутбуков. Стабильно высокий спрос на портативные системы, в особенности для корпоративных заказчиков, помогли удержаться на плаву Dell. Что характерно, в активе замкнувшего Тор-3 вендора уже пятый квартал роста поставок в годовом рассмотрении.

Спад затянулся

Регион EMEA завершил рассматриваемый период относительно стабильно — устойчивый спрос на ноутбуки позволил сгладить традиционный спад desktop-направления. Gartner насчитала около 17 млн отгруженных на локальный рынок устройств, что на лишь 3,5% меньше в годовом сопоставлении. Причем, если в Великобритании на фоне политической неопределенности бизнес, особенно публичный сектор, откладывал покупки ПК, то во Франции после победы Макрона в президентской гонке потребительские аппетиты не электронику, в том числе компьютеры, заметно возросли. Свою ощутимую лепту в результат стран EMEA также внесли активно инвестировавший в новое аппаратное обеспечение под Windows 10 немецкий бизнес и вызвавшая увеличение спроса на ПК экономическая стабилизация в РФ.

В контексте отдаленных перспективах компьютерной отрасли в IDC уверены, что направление традиционных ПК способно возвратится к незначительному росту лишь в 2019 г., однако затем вновь войдет в затяжное пике. Поставки настольных ПК продолжат сокращаться вследствие ухода пользователей на альтернативные платформы. Сегмент ноутбуков будет отчитываться крайне слабой позитивной динамикой, подкрепленной, преимущественно, стабильным спросом со стороны корпоративных заказчиков.

Планшеты уходят?

Ситуация на мировом рынке планшетов остается довольно напряженной — падение показателей в натуральном выражении фиксируется уже десятый квартал кряду.

С января по март на мировой рынок отгружено 36,2 млн планшетов, — на такой цифре настаивают в IDC. Относительно начальной четверти прошлого года сокращение достигло 8,5%, что говорит о незначительном замедлении негативной динамики, ведь пять предыдущих кварталов спад описывался двузначным числом. Склонны согласиться с коллегами и в TrendForce, эксперты которой насчитали 32 млн отгруженных устройств. Полученный результат оказался на 9,3% хуже, нежели годом ранее и стал следствием традиционно низкого сезона продаж, а также охлаждения потребительского спроса к планшетам в целом.

Поставки двух крупнейших игроков рынка — Apple и Samsung — снизились к прошлому году, однако в обозримой перспективе аналитики ожидают восстановление позиций за счет выхода новых моделей форм-фактора 2-в-1. Мощные брендовые Android-вендоры, такие как Amazon и Huawei, перекроили под себя направление недорогих моделей, заставив многих поставщиков «White-Box» навсегда покинуть планшетный рынок в поисках более выгодных продуктовых сегментов. Вопреки сравнительно незначительной доле, модели разъемной конструкции продолжают отчитываться здоровым ростом в натуральном выражении. В то же время, сегмент классических устройств после пришедшегося на 2014 г. пика без остановок движется вниз.

Планшеты уходят?

В результате отгрузки 8,9 млн iPad, позиции iOS за год ослабли с 21,9 до 21,2% (SA). При этом средняя цена устройств Apple выросла на 1%, до 436 долл., что связывается с уходом сравнительно недорогих iPad mini 2. Общие поставки Android-моделей упали на 11% «YoY», до 26,9 млн аппаратов, однако доля этого лагеря по-прежнему колеблется около отметки в 64%. Хотя в сегменте Windows-планшетов отмечено сокращение поставок на 2% «YoY», до 6,4 млн аппаратов, доля рынка этой ОС за год выросла на 1%, до 15%.

Оставаясь родоначальником рассматриваемого бизнеса, Apple привлекает к себе наиболее пристальное внимание отраслевых экспертов. Хотя вендор надежно контролирует вершину рейтинга, поставки iPad, тем не менее, снижаются тринадцатый квартал подряд. Разрыв между поставками планшетов и компьютеров Mac стремительно сокращается, давая понять что эра «post-PC» далека от наступления — потребители все же не готовы расставаться с портативными и настольными системами. К слову, годовая выручка категории Mac составляет около 23 млрд долл., что, благодаря более высокому уровню ASP, на 4 млрд превышает вклад линейки iPad.

На протяжении последних лет эксперты зафиксировали немало причин ощутимого спада популярности iPad. Здесь и удлинение жизненного цикла устройств, и появление более крупных iPhone, и наличие низкокачественного стороннего ПО при дефиците профессиональных приложений. Тем не менее, стратегия агрессивной ценовой политики способна помочь Apple удержаться от дальнейших провалов. Так, стоимость представленного недавно iPad с экраном 9,7″ начального уровня снизилась с 399 до 329 долл. Также ожидается специальная цена в 299 долл. для учебных заведений. Для сравнения, годом ранее начальный ценник iPad Air аналогичной диагонали составлял 499 долл. С другой стороны, в контексте модели iPad mini аналитики фиксируют резкое снижение потребительского интереса после выхода iPhone крупных диагоналей. В частности, относительно пиковых продаж IV квартала 2013 г. и I квартала 2014 г. по итогам начальной четверти 2017 г. их продажи упали на 70% и продолжат сокращаться.

По подсчетам Avalon, около 100 млн пользователей по-прежнему используют старые версии iPad (iPad 1, iPad 2, iPad 3, iPad 4, iPad mini), причем значительная их часть даже не обновляется на новейшие версии iOS. Сравнительно низкая цена нового iPad в 329 долл. может послужить ощутимым поводом для перехода на новую 9,7-дюймовую модель. Впрочем, новый iPad с диагональю 9,7″ вышел на рынок лишь в конце марта и благодаря сравнительно невысокой стоимости способен уже на протяжении текущего календарного периода увеличить поставки лидера в квартальном сопоставлении более чем на 15%.

Расположившаяся следом Samsung также ушла в незначительный минус, однако акцент на развитие разъемного портфолио способен переломить негативный тренд. Отгрузив около 6,1 млн планшетов, Samsung также ухудшила показатели по индикаторам «QoQ» и «YoY» — на 23,5 и 5,7% соответственно. Аналитики надеются, что в будущем исправить ситуацию способен выпущенный в конце марта Galaxy Tab S3 с AMOLED-дисплеем 9,7″, а также появление моделей для бизнес-пользователей под Microsoft Windows.

Планшеты уходят?

Прогнозы на текущий квартал особым оптимизмом, все же, не пропитаны — тенденция к спаду сохранится. Согласно свежим прогнозам Digitimes Research, с апреля по июнь глобальные поставки планшетов не превысят 35,08 млн устройств. Ожидаемый результат окажется на 5,7% ниже, нежели в предыдущем квартале, а относительно аналогичного периода 2016 г. негативная динамика достигнет 13,7%. Более четверти общих поставок (25,4%) сформируют модели iPad. На долю других международных вендоров придется 47,3% поставок, а игроки категории White-Box оставят за собой 27,3% рынка. Вершину рейтинга в личном зачете сохранит Apple, а следом за лидером разместятся Samsung Electronics (доля рынка 15,1%), Amazon (7,4%), Huawei Technologies (6,6%), Lenovo (6,6%), Asustek Computer (3,3%), TCL (1,7%), Microsoft (1,5%) и Acer (1,3%).

В борьбе за рост

Вне всяких сомнений, прошлый год оказался пиковым для индустрии смартфонов — постепенное снижение потребительского спроса ближе к концу года привело к первому за историю развития отрасли росту, не описываемому двузначным числом. Несмотря на это, в нынешнем году эксперты ожидают частичное восстановление былых темпов развития индустрии и результат первого квартала — отличное подтверждение столь оптимистичных прогнозов.

Высокая активность китайских игроков по освоению новых рыночных территорий, а также хороший старт потенциальных флагманов рынка — Samsung Galaxy S8 и Huawei P10 — доказали, что инновации все еще возможны и традиционное, свойственное началу года затишье, не особо сложное препятствие для рассматриваемого рынка. Как итог, в отличие от начала 2016 г. индустрия не только осталась в позитивной зоне по поставкам, но также сумела превзойти ожидания относительно величины роста. Подкрепить полученный в начале года импульс способен долгожданный выход новой версии iPhone, который, безусловно, подведет достойную черту под первым десятилетием успешного развития смартфона Apple, удивив рядом интересных сюрпризов.

По предварительным оценкам IDC, в первой календарной четверти глобально отгружено 347,4 млн смартфонов, благодаря чему результат аналогичного периода прошлого года был оказался на 4,3% выше. Сохраняющийся потребительский интерес к устройствам во всех без исключения ценовых диапазонах позволил улучшить более ранний прогноз аналитиков, ожидавших позитивную динамику не выше 3,6%. Цифры схожего порядка получили исследователи из Strategy Analytics, по подсчетам которых в каналы ушло 353,3 млн аппаратов. С учетом того, что годом ранее мировые поставки не превысили 333,1 млн устройств, позитивная динамика в годовом сопоставлении составила 6%. К слову, в начале предыдущего года было отмечено падение рынка на 3%, однако благодаря восстановлению экономики в ряде ключевых регионов, а также высокому потребительскому спросу в Китае и Бразилии, рынок без труда возвратился в плюс.

В борьбе за рост

При отсутствии заметной позитивной динамики значительный отрыв от конкурентов позволил Samsung сохранить место во главе рейтинга. Существенные скидки на Galaxy S7 и S7 edge, успешные продажи недорогой линейки J на зрелых и развивающихся рынках, а также обновленные А7, А5 и А3 позволили вендору направить в каналы почти 80 млн устройств. Устойчивые слухи о выходе специальной версии iPhone, посвященной десятой годовщине бренда, сформировали отложенный спрос. Однако по итогам квартала Apple все же вышла в незначительный плюс. После высокого предновогоднего сезона поставки вендора держались за счет обновленного iPhone SE и (Product)Red. Замкнувшая первую тройку Huawei отчиталась превышающим 20% ростом. Залог успеха — успешное продвижение в премиум-сегменте линеек P и Mate, а также Y и Honor в классе доступных устройств.

Что характерно, каждое шестое отгруженное с января по март устройство относилось к числу пяти наиболее популярных моделей. С результатом в 21,5 млн аппаратов лидером рейтинга оказался Apple iPhone 7, рыночная доля которого составила 6,1%. Вторая строка Тор-5 также принадлежит Apple — количество отгруженных iPhone 7 Plus достигло 17,4 млн шт. (доля рынка 4,9%). Замкнула первую тройку OPPO R9s — модель среднего ценового диапазона с акцентом на качественную камеру, которая, во многом благодаря покупателям из Поднебесной, добилась поставок в размере 8,9 млн устройств (доля 2,5%). Последние места в первой пятерке достались Samsung. В частности, смартфоны Galaxy J3 (2016) и Galaxy J5 (2016) разошлись тиражом 6,1 млн и 5,0 млн устройств, что соответствует рыночному присутствию в размере 1,7% и 1,4% соответственно.

В борьбе за рост

Рассуждая о результатах текущего квартала наблюдатели сходятся во мнении, что беспрерывный рост отпускных цен на мобильную DRAM может повлечь за собой нежелательное подорожание конечных устройств и, как следствие, привести к некоторому охлаждению потребительской активности. Пытаясь предубедить возможное негативное развитие событий вендоры рассматривают различные пути, одним из которых может стать ограничение объема используемой памяти. Аналитики TrendForce уверены, что сложившаяся ситуация в нынешнем году приведет к замедлению роста среднего объема памяти в выпускаемых смартфонах. Ожидается, что в 2017 г. средний объем DRAM в рассматриваемых устройствах вряд ли превысит 3,2 ГБ, тогда как еще в конце прошлого года прогноз находился на уровне 3,7 ГБ. В 2016 г. средний объем DRAM в смартфонах достиг отметки в 2,4 ГБ, а в нынешнем году ожидалось его значительное увеличение во многом за счет перехода в массовую стадию производства чипов LPDDR4. Тем не менее, динамика роста среднего объема памяти в устройствах едва превысит 33%. Один из крупнейших потребителей мобильной DRAM — Apple — в нынешнем году вряд ли нарастит объем памяти в новых версиях iPhone до 4 ГБ. Так, модель с AMOLED-экраном 5,8″ будет оснащена 3 ГБ DRAM, iPhone с ЖК-экраном диагональю 5,5″ будет работать с 2 ГБ. Аналогичный объем памяти будет иметь и iPhone с ЖК-экраном 4,7″.

Споткнулись о память

Подведенные отраслевыми экспертами промежуточные итоги развития мирового компьютерного рынка оказались довольно неоднозначными — от первого за несколько последних лет плюса до незначительного, но, все же, падения. Впрочем, подобная ситуация неудивительна, ведь на протяжении многих кварталов в натуральном выражении рынок отчитывается довольно слабой динамикой, не уходящей далеко влево либо вправо от нулевой отметки.

Как и во второй половине прошлого года, сохраняющийся дефицит отдельных компонентов, в частности памяти DRAM и NAND, заставлял вендоров наращивать имеющиеся складские запасы с целью обезопаситься от возможной нехватки готовых устройств после очередного повышения цен на комплектующие. В контексте же активности потребителей, последние по-прежнему воздерживались от замены устаревших ПК, а многие даже поставили на компьютерах крест, всецело перестроившись на работу с устройствами альтернативного форм-фактора. Отчасти ситуацию исправили традиционный рост в сегменте игровых систем, а также вхождение в фазу зрелости рынка смартфонов и, в особенности, планшетов. Бизнес-сегмент, в свою очередь, все еще рассматривает компьютер в качестве важного рабочего инструмента и в отмеченном оживлении общих поставок весомую роль, безусловно, сыграл именно рост спроса на устройства со стороны корпоративных потребителей.

Как итог, IDC насчитала 60,3 млн отгруженных за период с января по март настольных и портативных систем, а также рабочих станций. Несмотря на прогнозируемый в начале года спад в районе 1,8%, полученный результат привел к фиксации первого с начала 2012 г. роста в размере 0,6%. Эксперты из Gartner, в свою очередь, насчитали 62,1 млн заказанных у вендоров ПК, что на 2,4% меньше в годовом сопоставлении. Причем, впервые с 2007 г. квартальный объем глобальных поставок опустился ниже отметки в 63 млн устройств, к которым по методологии компании относятся настольные и портативные системы, а также ультрамобильный премиум-класс (например, Microsoft Surface), без учета хромбуков.

Споткнулись о память

Поставки компьютеров в страны EMEA Gartner оценила в 17,9 млн устройств (- 6,9% «YoY»). Что характерно, спад был отмечен практически во всех крупных странах региона за исключением РФ. IDC в свою очередь, насчитала 17,4 млн отгруженных на локальный рынок компьютеров, благодаря чему на 1,6% был улучшен результат годичной давности. Хотя настольное направление продолжило сужаться, отчитавшись спадом на 12,0% «YoY», выход EMEA в плюс оказался возможным благодаря сегменту ноутбуков, выросшему в поставках на 8,9% «YoY». Причем, позитивной динамикой отчитались как Западная Европа (+9,2%), так и субрегион CEMA (+8,3%). Каналы Западной Европы активно наполнялись в ожидании связанного с нехваткой комплектующих подорожания портативных систем, а в странах CEMA действенным стимулятором роста оказался благоприятный курс валют относительно доллара США. Как итог, в коммерческом сегменте поставки ноутбуков выросли на 18,6% и 11,2% в CEMA и Западной Европе соответственно. Потребительское направление также отчиталось увеличением поставок — на 8,1% в Западной Европе и 7,5% в CEMA. Количество отгруженных в страны Центральной и Восточной Европы ПК выросло на 4,5% «YoY». Причем, поставки ноутбуков увеличились на 11,7%, тогда как desktop-системы отчитались снижением на 7,7%.

Споткнулись о память

IDC констатирует, что в общемировом рейтинге HP сумела возвратить себе первую позицию, что произошло во многом за счет широкой продуктовой линейки ноутбуков, показавших отличные результаты во всех без исключения регионах. Позитивная динамика Lenovo оказалась крайне низкой — в пределах 1,7% — став следствием первого, с середины 2009 г., снижения поставок на приоритетном североамериканском рынке. Замкнувшая первую тройку Dell также выросла в поставках за счет устойчивого спроса на ноутбуки. Причем, в активе Dell четвертый кряду квартал роста, вызванный, в том числе, расширением заказов со стороны крупных предприятий.

Споткнулись о память

По мнению рыночных наблюдателей, текущую календарную четверть индустрия окончит в негативной зоне, а непрерывное подорожание памяти, в том числе готовых твердотельных накопителей, сыграет в этом не последнюю роль. Причем, проблема роста цен на ПК не потеряет своей актуальности на протяжении всего 2017 г. Свое негативное влияние в среднесрочной перспективе также будут оказывать решения альтернативных форм-факторов, в частности планшеты разъемной конструкции. Изучив развитие мирового рынка персональных компьютерных устройств (настольные и портативные ПК, рабочие станции и планшеты), в IDC спрогнозировали его спад за период с 2016 по 2021 г. со среднегодовым показателем −0,8%. В прошлом году общий объем поставок достиг 435 млн, однако по итогам 2021 г. результат вряд ли превысит 418,2 млн устройств. Если количество отгруженных традиционных компьютеров через пять лет упадет до 252 млн устройств (CAGR −0,6%), то планшеты разъемной конструкции, напротив, вырастут в поставках до 308 млн шт (CAGR +1,8%). Доля ноутбуков в общих поставках персональных компьютерных устройств за пять лет увеличится с 36 до 39%, а позиции традиционных планшетов сократятся до 26%. В то же время, контролируемая разъемными планшетами доля рынка увеличится с 4,9 до 13,4%.

Реальность виртуальная, рост реальный

Несмотря на сравнительно раннюю стадию развития индустрия технологий виртуальной и дополненной реальности (AR/VR) переживает бум взрывного роста инвестиций и обладает высоким потенциалом как для уже вошедших в рынок компаний, так и для новых поставщиков технологических и продуктовых решений.

Выход в свет новых устройств и их стабильное удешевление, рост специализированного контента как для потребителей, так и корпоративного сектора являются основными факторами оживленного развития рассматриваемой отрасли. Согласно выводам IDC, глобальные поставки различных устройств с поддержкой AR/VR в ближайшие годы увеличатся почти в десять раз — с 10,1 млн в 2016 г., до 99,4 млн по итогам 2021 г. Таким образом, среднегодовой рост по итогам прогнозного периода достигнет весомых 58%.

В денежном выражении по итогам нынешнего года глобальный рынок средств VR/AR имеет все основания для увеличения более чем на 130% «YoY». В частности, если еще в 2016 г. общие доходы составили 6,1 млрд долл., то за текущий год этот показатель возрастет до 13,9 млрд долл. В последующем рынок сохранит не менее высокие темпы развития и, как результат, при CAGR в пределах 198% уже в 2020 г. выйдет на общую выручку в размере 143,3 млрд долл.

Реальность виртуальная, рост реальный

Ожидаемая динамика развития с легкостью перенесет индустрию VR/AR из узкой ниши решений для энтузиастов в действительно массовый сегмент. Вполне закономерно, крупнейшее направление сформируют домашние пользователи. Причем, наиболее быстрорастущую категорию (CAGR +287,4%) сформируют различные игровые продукты. Особые надежды рыночные игроки возлагают и на корпоративных заказчиков, которые, при помощи устройств виртуальной и дополненной реальности, смогут существенно повысить продуктивность собственных работников. Внедрение решений с поддержкой дополненной реальности в таких областях, как медицина, образование, логистика и производство, уже приобретает действительно массовый характер. Наиболее заинтересованными в AR/VR-средствах будут такие вертикальные рынки, как производство и дизайн, здравоохранение, транспортные услуги и розница. Причем, одни только дискретное производство и ритейл принесут в 2017 г. выручку свыше 1 млрд долл. каждая. Более того, при среднегодовом росте в размере 238,7% именно дискретное производство через четыре года окажется ключевой отраслью в части затрат на AR/VR. Высоким показателем CAGR также отметятся транспортные услуги (233,7%) и здравоохранение (231,8%).

Вполне естественно, крупнейшим по уровню расходов на VR/AR регионом (4,3 млрд долл. в 2017 г.) останется Северная Америка. Следом разместятся страны APeJ (2,6 млрд долл.) и Западная Европа, на долю которой придется около 2,5 млрд долл.

Отдельного рассмотрения заслуживает сегмент программных разработок, находящийся, аналогично аппаратному направлению, на этапе активного становления. Что характерно, активный рост отслеживается не только в сегменте ПО для Oculus Rift, HTC Vive и PlayStation VR, но также для мобильных VR-продуктов. Согласно подсчетам аналитиков из Sensor Tower, в 2016 г. из App Store и Google Play было загружено около 226 млн различных игр и приложений для виртуальной реальности, что на 276% больше в годовом сопоставлении. Уже в начальной четверти нынешнего года общее количество загрузок соответствующего ПО для двух основных мобильных платформ превысило 85 млн, что на 205% больше в годовом сравнении. Всего же за период с января 2015 г. по апрель 2017 г. пользователями загружено 371 млн программных продуктов с поддержкой VR. Причем, в расчет не принимается загрузка подобного контента из магазина Oculus Store, в том числе для Samsung Gear VR. За обозначенный двухлетний период наиболее загружаемыми (56%) из App Store и Google Play разработками были игры. Причем в 2016 г. из App Store загружено 36,9 млн игр (+229%), а в начальной четверти 2017 г. — 23,7 млн игр (+246% «YoY»). На значительном удалении от первой строки рейтинга разместились развлекательные приложения (17%), инструменты для работы с фото- и видеоконтентом (10%), утилиты (4%) и разработки для путешественников (3%).

Реальность виртуальная, рост реальный

 
 
IDC
Реклама
http://playfortuna.biz
playfortuna.biz
Рейтинг турфирм по отзывам туристов. Отзывы о мобильных телефонах
kupildom.ru
Образовательные статьи, посвященные проблемам стоматологии
kristall62.ru

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT