`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Apple Watch задает тон

Представленные 12 сентября умные часы Watch Series 3 безусловно придадут ощутимый импульс развития мировому рынку носимых гаджетов. Впрочем, и без долгожданной новинки wearable-электроника динамично прирастает тысячами новых приверженцев.

Несмотря на высокий интерес к классу в целом отчетливо прослеживается смещение потребительских предпочтений в сторону моделей, более насыщенных в функциональном плане. В экспертных кругах отметили первое за историю развития направления сокращение поставок продуктов базового уровня при описываемом двузначным числом ростом в конкурирующем «умном» сегменте. Исходя из подсчетов IDC, за период с апреля по июнь глобально отгружено не менее 26,3 млн wearable-устройств, благодаря чему результат годичной давности удалось улучшить на 10%. В их числе, фитнес-трекеры и прочие не поддерживающие установку сторонних приложений продукты базового уровня отчитались сокращением в натуральном выражении на 0,9% «YoY». С другой стороны, лагерь умных часов в авангарде с Apple Watch и разработками под Android Wear добился позитивной динамики относительно прошлого года в районе 60,9%. Ранее нишевые опции, такие как поддержка GPS, все чаще становятся стандартными для многих умных моделей — за последний год численность отгруженных на мировой рынок устройств с поддержкой GPS выросла с 24,5 до 41,7%. Скорый старт продаж новинки Apple с встроенным модемом сотовой связи LTE ускорит движение в данном направлении многочисленных конкурентов лидера. Уже сегодня вендоры, в особенности китайские, активно осваивают нишу умных cellular-часов, в особенности с поддержкой сетей LTE. Исследователи из Canalys уверены, что благодаря массовому выходу в текущем полугодии новых моделей с поддержкой сотовых стандартов их общий объем поставок по итогам года превысит 12 млн устройств, а через пять лет преодолеет рубеж в 40 млн. аппаратов.

Apple Watch задает тон

По состоянию на начало третьего квартала, за счет недорогой линейки Mi, Xiaomi оставалась на вершине рейтинга крупнейших поставщиков носимых гаджетов. Помимо Mi Band вендор активно развивается в перспективном сегменте детских гаджетов, а недавно под брендом Mijia даже представил свою первую массовую модель умной обуви. В то же время, в сегменте умных часов у лидера отмечен спад.

Впервые среди ведущих вендоров оказалась Fossil, что во многом связывается с поглощением в конце 2015 г. компании Misfit. Кроме того, на руку вендору играют широкая дистрибьюторская сеть и многочисленные модные магазины, способствующие привлечению клиентов из далекой от погони за горячими технологическими новинками потребительской категории.

А вот Fitbit находится в черной полосе — снижение поставок находящейся в стадии трансформации собственного бизнеса компании превысило 40%, тогда как эффект от намеченной на октябрь попытки выйти в сегмент умных часов с моделью Fitbit Ionic предсказуем слабо — главный вопрос сводится к возможности продукта «выстрелить» работая под собственноручно разработанной ОС.

Вопреки относительной зрелости, устойчивый спрос на Series 1 и Series 2 позволил Apple отчитаться рекордным для Тор-5 увеличением поставок. Вне всяких сомнений, скорое обновление до WatchOS 4 и начало продаж Series 3 упрочат и без того сильные позиции родоначальника индустрии. К слову, в ожидании появления третьего поколения умных часов Apple рыночные наблюдатели активно делятся прогнозами развития бизнеса носимых гаджетов компании. По данным, полученным Digitimes Research от источников в среде поставок компонентов, в четвертом квартале года на мировой рынок будет отгружено не менее 4,5 млн Apple Watch, а в целом за текущий год поставки возрастут до 15 млн устройств. В 2018 г. тенденция к росту сохранится и рынок освоит еще не менее 20 млн часов Apple.

В целом за текущий год Gartner ожидает не менее 310,4 млн носимых гаджетов, отправленных на мировой рынок. Если прогноз подтвердится, это будет свидетельствовать об улучшении результата годиной давности на 16,7%. В денежном выражении объем возрастет до 30,5 млрд долл. Причем, из обозначенной суммы на долю умных часов в нынешнем году придется не менее 9,3 млрд долл. при отгрузке 41,5 млн устройств. Не сбавляя оборотов, в 2021 г. индустрии под силу выйти на объем поставок в размере 81 млн часов, а это будет соответствовать 16% мирового рынка носимых гаджетов. Что характерно, почти треть (30%) отгруженных в последнем году прогноза продуктов будет относиться к числу детских умных часов, нацеленных на возрастную группу 2-13 лет. Еще четверть рынка окажется под контролем традиционных и модных брендов, а долю в размере 5% будут контролировать различные стартапы и белые бренды, такие как Archos, Cogito, Compal, Martian, Omate или Quanta. Общая выручка рынка smart-часов через пять лет превысит 17,4 млрд долл., тогда как средняя цена гаджета опустится до 214,99 долл., с 223,25 долл. в 2017 г.

Apple Watch задает тон

Постепенный отказ производителей смартфонов от гнезда подключения наушников позволит Bluetooth-гарнитурам стать наиболее востребованной категорией носимых гаджетов — за пять лет объем их поставок увеличится с 150 до 206 млн устройств.

Спад затянулся

Затяжное снижение интереса к традиционным компьютерам, вызванное, преимущественно, зрелостью рынка и переориентацией пользователей на альтернативные платформы, в последнее время усиливался за счет действия новых факторов.

В течение последних месяцев негативное влияние на поставки ПК оказывали значительные складские запасы, сформированные в ожидании дефицита памяти, твердотельных накопителей и других компонентов. Однако, на сделанных резервах долго продержаться не удалось и сравнительно дорогие комплектующие потянули стоимость конечных продуктов вверх, сказавшись на величине потребительского спроса. Безусловно, многие вендоры до последнего пытались минимизировать влияние подорожавших компонентов на итоговую стоимость моделей, но, все же, были вынуждены поднять цены на выпускаемые устройства. Впрочем, подорожание вызвало отложенный спрос преимущественно в потребительском сегменте, да и то отдельные направления, например, игровые системы, все равно остались в зоне роста. Корпоративные же заказчики получали оборудование по ценам контрактов, заключенных еще несколькими кварталами ранее. Ближе к концу июня стало понятным, что ситуация с дефицитом комплектующих складывается гораздо проще, нежели ожидалось и результат второй календарной четверти сможет превзойти прогнозы экспертов.

Как итог, в IDC насчитали 60,5 млн ПК (настольные и портативные системы, рабочие станции), отгруженных на мировой рынок за период с апреля по июнь. Спад в годовом сравнении составил 3,3%, тогда как ранние прогнозы предсказывали сокращение не менее чем на 3,9%. По оценкам Gartner, за период с апреля по июнь заказчикам отгружено 61,1 млн компьютеров, включая ультрамобильный премиум (Microsoft Surface), что на 4,3% меньше, нежели в предыдущем году. Следует отметить, что оба исследовательских центра не принимают во внимание хромбуки, хотя последние по итогам прошлого года выросли в натуральном выражении на достойные 38% «YoY» и постепенно наращивают свой вес на индустрии ПК. Так или иначе, но исходя из зафиксированных цифр рассматриваемый период оказался худшим вторым кварталом, начиная с 2007 г., а негативная динамика роста поставок не прерывается уже одиннадцатый квартал.

Спад затянулся

Вернув в начале года давно утраченную первую позицию рейтинга, HP записала в актив пятый кряду квартал увеличения поставок ПК в годовом сопоставлении. Показатели лидера росли почти на всех ключевых региональных рынках, причем в США набранные темпы значительно превысили средний по региону показатель. После шести месяцев увеличения поставок результат Lenovo обрушился почти на 9% «YoY». По мнению рыночных наблюдателей сложившаяся ситуация может быть свидетельством новой стратегии вендора, нацеленной на переход от наращивания доли в поставках к сохранению маржи. Так или иначе, но китайский игрок существенно замедлил поставки на приоритетном для себя рынке Северной Америки, однако за счет Китая и EMEA сумел сохранить в плюсе бизнес ноутбуков. Стабильно высокий спрос на портативные системы, в особенности для корпоративных заказчиков, помогли удержаться на плаву Dell. Что характерно, в активе замкнувшего Тор-3 вендора уже пятый квартал роста поставок в годовом рассмотрении.

Спад затянулся

Регион EMEA завершил рассматриваемый период относительно стабильно — устойчивый спрос на ноутбуки позволил сгладить традиционный спад desktop-направления. Gartner насчитала около 17 млн отгруженных на локальный рынок устройств, что на лишь 3,5% меньше в годовом сопоставлении. Причем, если в Великобритании на фоне политической неопределенности бизнес, особенно публичный сектор, откладывал покупки ПК, то во Франции после победы Макрона в президентской гонке потребительские аппетиты не электронику, в том числе компьютеры, заметно возросли. Свою ощутимую лепту в результат стран EMEA также внесли активно инвестировавший в новое аппаратное обеспечение под Windows 10 немецкий бизнес и вызвавшая увеличение спроса на ПК экономическая стабилизация в РФ.

В контексте отдаленных перспективах компьютерной отрасли в IDC уверены, что направление традиционных ПК способно возвратится к незначительному росту лишь в 2019 г., однако затем вновь войдет в затяжное пике. Поставки настольных ПК продолжат сокращаться вследствие ухода пользователей на альтернативные платформы. Сегмент ноутбуков будет отчитываться крайне слабой позитивной динамикой, подкрепленной, преимущественно, стабильным спросом со стороны корпоративных заказчиков.

Планшеты уходят?

Ситуация на мировом рынке планшетов остается довольно напряженной — падение показателей в натуральном выражении фиксируется уже десятый квартал кряду.

С января по март на мировой рынок отгружено 36,2 млн планшетов, — на такой цифре настаивают в IDC. Относительно начальной четверти прошлого года сокращение достигло 8,5%, что говорит о незначительном замедлении негативной динамики, ведь пять предыдущих кварталов спад описывался двузначным числом. Склонны согласиться с коллегами и в TrendForce, эксперты которой насчитали 32 млн отгруженных устройств. Полученный результат оказался на 9,3% хуже, нежели годом ранее и стал следствием традиционно низкого сезона продаж, а также охлаждения потребительского спроса к планшетам в целом.

Поставки двух крупнейших игроков рынка — Apple и Samsung — снизились к прошлому году, однако в обозримой перспективе аналитики ожидают восстановление позиций за счет выхода новых моделей форм-фактора 2-в-1. Мощные брендовые Android-вендоры, такие как Amazon и Huawei, перекроили под себя направление недорогих моделей, заставив многих поставщиков «White-Box» навсегда покинуть планшетный рынок в поисках более выгодных продуктовых сегментов. Вопреки сравнительно незначительной доле, модели разъемной конструкции продолжают отчитываться здоровым ростом в натуральном выражении. В то же время, сегмент классических устройств после пришедшегося на 2014 г. пика без остановок движется вниз.

Планшеты уходят?

В результате отгрузки 8,9 млн iPad, позиции iOS за год ослабли с 21,9 до 21,2% (SA). При этом средняя цена устройств Apple выросла на 1%, до 436 долл., что связывается с уходом сравнительно недорогих iPad mini 2. Общие поставки Android-моделей упали на 11% «YoY», до 26,9 млн аппаратов, однако доля этого лагеря по-прежнему колеблется около отметки в 64%. Хотя в сегменте Windows-планшетов отмечено сокращение поставок на 2% «YoY», до 6,4 млн аппаратов, доля рынка этой ОС за год выросла на 1%, до 15%.

Оставаясь родоначальником рассматриваемого бизнеса, Apple привлекает к себе наиболее пристальное внимание отраслевых экспертов. Хотя вендор надежно контролирует вершину рейтинга, поставки iPad, тем не менее, снижаются тринадцатый квартал подряд. Разрыв между поставками планшетов и компьютеров Mac стремительно сокращается, давая понять что эра «post-PC» далека от наступления — потребители все же не готовы расставаться с портативными и настольными системами. К слову, годовая выручка категории Mac составляет около 23 млрд долл., что, благодаря более высокому уровню ASP, на 4 млрд превышает вклад линейки iPad.

На протяжении последних лет эксперты зафиксировали немало причин ощутимого спада популярности iPad. Здесь и удлинение жизненного цикла устройств, и появление более крупных iPhone, и наличие низкокачественного стороннего ПО при дефиците профессиональных приложений. Тем не менее, стратегия агрессивной ценовой политики способна помочь Apple удержаться от дальнейших провалов. Так, стоимость представленного недавно iPad с экраном 9,7″ начального уровня снизилась с 399 до 329 долл. Также ожидается специальная цена в 299 долл. для учебных заведений. Для сравнения, годом ранее начальный ценник iPad Air аналогичной диагонали составлял 499 долл. С другой стороны, в контексте модели iPad mini аналитики фиксируют резкое снижение потребительского интереса после выхода iPhone крупных диагоналей. В частности, относительно пиковых продаж IV квартала 2013 г. и I квартала 2014 г. по итогам начальной четверти 2017 г. их продажи упали на 70% и продолжат сокращаться.

По подсчетам Avalon, около 100 млн пользователей по-прежнему используют старые версии iPad (iPad 1, iPad 2, iPad 3, iPad 4, iPad mini), причем значительная их часть даже не обновляется на новейшие версии iOS. Сравнительно низкая цена нового iPad в 329 долл. может послужить ощутимым поводом для перехода на новую 9,7-дюймовую модель. Впрочем, новый iPad с диагональю 9,7″ вышел на рынок лишь в конце марта и благодаря сравнительно невысокой стоимости способен уже на протяжении текущего календарного периода увеличить поставки лидера в квартальном сопоставлении более чем на 15%.

Расположившаяся следом Samsung также ушла в незначительный минус, однако акцент на развитие разъемного портфолио способен переломить негативный тренд. Отгрузив около 6,1 млн планшетов, Samsung также ухудшила показатели по индикаторам «QoQ» и «YoY» — на 23,5 и 5,7% соответственно. Аналитики надеются, что в будущем исправить ситуацию способен выпущенный в конце марта Galaxy Tab S3 с AMOLED-дисплеем 9,7″, а также появление моделей для бизнес-пользователей под Microsoft Windows.

Планшеты уходят?

Прогнозы на текущий квартал особым оптимизмом, все же, не пропитаны — тенденция к спаду сохранится. Согласно свежим прогнозам Digitimes Research, с апреля по июнь глобальные поставки планшетов не превысят 35,08 млн устройств. Ожидаемый результат окажется на 5,7% ниже, нежели в предыдущем квартале, а относительно аналогичного периода 2016 г. негативная динамика достигнет 13,7%. Более четверти общих поставок (25,4%) сформируют модели iPad. На долю других международных вендоров придется 47,3% поставок, а игроки категории White-Box оставят за собой 27,3% рынка. Вершину рейтинга в личном зачете сохранит Apple, а следом за лидером разместятся Samsung Electronics (доля рынка 15,1%), Amazon (7,4%), Huawei Technologies (6,6%), Lenovo (6,6%), Asustek Computer (3,3%), TCL (1,7%), Microsoft (1,5%) и Acer (1,3%).

В борьбе за рост

Вне всяких сомнений, прошлый год оказался пиковым для индустрии смартфонов — постепенное снижение потребительского спроса ближе к концу года привело к первому за историю развития отрасли росту, не описываемому двузначным числом. Несмотря на это, в нынешнем году эксперты ожидают частичное восстановление былых темпов развития индустрии и результат первого квартала — отличное подтверждение столь оптимистичных прогнозов.

Высокая активность китайских игроков по освоению новых рыночных территорий, а также хороший старт потенциальных флагманов рынка — Samsung Galaxy S8 и Huawei P10 — доказали, что инновации все еще возможны и традиционное, свойственное началу года затишье, не особо сложное препятствие для рассматриваемого рынка. Как итог, в отличие от начала 2016 г. индустрия не только осталась в позитивной зоне по поставкам, но также сумела превзойти ожидания относительно величины роста. Подкрепить полученный в начале года импульс способен долгожданный выход новой версии iPhone, который, безусловно, подведет достойную черту под первым десятилетием успешного развития смартфона Apple, удивив рядом интересных сюрпризов.

По предварительным оценкам IDC, в первой календарной четверти глобально отгружено 347,4 млн смартфонов, благодаря чему результат аналогичного периода прошлого года был оказался на 4,3% выше. Сохраняющийся потребительский интерес к устройствам во всех без исключения ценовых диапазонах позволил улучшить более ранний прогноз аналитиков, ожидавших позитивную динамику не выше 3,6%. Цифры схожего порядка получили исследователи из Strategy Analytics, по подсчетам которых в каналы ушло 353,3 млн аппаратов. С учетом того, что годом ранее мировые поставки не превысили 333,1 млн устройств, позитивная динамика в годовом сопоставлении составила 6%. К слову, в начале предыдущего года было отмечено падение рынка на 3%, однако благодаря восстановлению экономики в ряде ключевых регионов, а также высокому потребительскому спросу в Китае и Бразилии, рынок без труда возвратился в плюс.

В борьбе за рост

При отсутствии заметной позитивной динамики значительный отрыв от конкурентов позволил Samsung сохранить место во главе рейтинга. Существенные скидки на Galaxy S7 и S7 edge, успешные продажи недорогой линейки J на зрелых и развивающихся рынках, а также обновленные А7, А5 и А3 позволили вендору направить в каналы почти 80 млн устройств. Устойчивые слухи о выходе специальной версии iPhone, посвященной десятой годовщине бренда, сформировали отложенный спрос. Однако по итогам квартала Apple все же вышла в незначительный плюс. После высокого предновогоднего сезона поставки вендора держались за счет обновленного iPhone SE и (Product)Red. Замкнувшая первую тройку Huawei отчиталась превышающим 20% ростом. Залог успеха — успешное продвижение в премиум-сегменте линеек P и Mate, а также Y и Honor в классе доступных устройств.

Что характерно, каждое шестое отгруженное с января по март устройство относилось к числу пяти наиболее популярных моделей. С результатом в 21,5 млн аппаратов лидером рейтинга оказался Apple iPhone 7, рыночная доля которого составила 6,1%. Вторая строка Тор-5 также принадлежит Apple — количество отгруженных iPhone 7 Plus достигло 17,4 млн шт. (доля рынка 4,9%). Замкнула первую тройку OPPO R9s — модель среднего ценового диапазона с акцентом на качественную камеру, которая, во многом благодаря покупателям из Поднебесной, добилась поставок в размере 8,9 млн устройств (доля 2,5%). Последние места в первой пятерке достались Samsung. В частности, смартфоны Galaxy J3 (2016) и Galaxy J5 (2016) разошлись тиражом 6,1 млн и 5,0 млн устройств, что соответствует рыночному присутствию в размере 1,7% и 1,4% соответственно.

В борьбе за рост

Рассуждая о результатах текущего квартала наблюдатели сходятся во мнении, что беспрерывный рост отпускных цен на мобильную DRAM может повлечь за собой нежелательное подорожание конечных устройств и, как следствие, привести к некоторому охлаждению потребительской активности. Пытаясь предубедить возможное негативное развитие событий вендоры рассматривают различные пути, одним из которых может стать ограничение объема используемой памяти. Аналитики TrendForce уверены, что сложившаяся ситуация в нынешнем году приведет к замедлению роста среднего объема памяти в выпускаемых смартфонах. Ожидается, что в 2017 г. средний объем DRAM в рассматриваемых устройствах вряд ли превысит 3,2 ГБ, тогда как еще в конце прошлого года прогноз находился на уровне 3,7 ГБ. В 2016 г. средний объем DRAM в смартфонах достиг отметки в 2,4 ГБ, а в нынешнем году ожидалось его значительное увеличение во многом за счет перехода в массовую стадию производства чипов LPDDR4. Тем не менее, динамика роста среднего объема памяти в устройствах едва превысит 33%. Один из крупнейших потребителей мобильной DRAM — Apple — в нынешнем году вряд ли нарастит объем памяти в новых версиях iPhone до 4 ГБ. Так, модель с AMOLED-экраном 5,8″ будет оснащена 3 ГБ DRAM, iPhone с ЖК-экраном диагональю 5,5″ будет работать с 2 ГБ. Аналогичный объем памяти будет иметь и iPhone с ЖК-экраном 4,7″.

Споткнулись о память

Подведенные отраслевыми экспертами промежуточные итоги развития мирового компьютерного рынка оказались довольно неоднозначными — от первого за несколько последних лет плюса до незначительного, но, все же, падения. Впрочем, подобная ситуация неудивительна, ведь на протяжении многих кварталов в натуральном выражении рынок отчитывается довольно слабой динамикой, не уходящей далеко влево либо вправо от нулевой отметки.

Как и во второй половине прошлого года, сохраняющийся дефицит отдельных компонентов, в частности памяти DRAM и NAND, заставлял вендоров наращивать имеющиеся складские запасы с целью обезопаситься от возможной нехватки готовых устройств после очередного повышения цен на комплектующие. В контексте же активности потребителей, последние по-прежнему воздерживались от замены устаревших ПК, а многие даже поставили на компьютерах крест, всецело перестроившись на работу с устройствами альтернативного форм-фактора. Отчасти ситуацию исправили традиционный рост в сегменте игровых систем, а также вхождение в фазу зрелости рынка смартфонов и, в особенности, планшетов. Бизнес-сегмент, в свою очередь, все еще рассматривает компьютер в качестве важного рабочего инструмента и в отмеченном оживлении общих поставок весомую роль, безусловно, сыграл именно рост спроса на устройства со стороны корпоративных потребителей.

Как итог, IDC насчитала 60,3 млн отгруженных за период с января по март настольных и портативных систем, а также рабочих станций. Несмотря на прогнозируемый в начале года спад в районе 1,8%, полученный результат привел к фиксации первого с начала 2012 г. роста в размере 0,6%. Эксперты из Gartner, в свою очередь, насчитали 62,1 млн заказанных у вендоров ПК, что на 2,4% меньше в годовом сопоставлении. Причем, впервые с 2007 г. квартальный объем глобальных поставок опустился ниже отметки в 63 млн устройств, к которым по методологии компании относятся настольные и портативные системы, а также ультрамобильный премиум-класс (например, Microsoft Surface), без учета хромбуков.

Споткнулись о память

Поставки компьютеров в страны EMEA Gartner оценила в 17,9 млн устройств (- 6,9% «YoY»). Что характерно, спад был отмечен практически во всех крупных странах региона за исключением РФ. IDC в свою очередь, насчитала 17,4 млн отгруженных на локальный рынок компьютеров, благодаря чему на 1,6% был улучшен результат годичной давности. Хотя настольное направление продолжило сужаться, отчитавшись спадом на 12,0% «YoY», выход EMEA в плюс оказался возможным благодаря сегменту ноутбуков, выросшему в поставках на 8,9% «YoY». Причем, позитивной динамикой отчитались как Западная Европа (+9,2%), так и субрегион CEMA (+8,3%). Каналы Западной Европы активно наполнялись в ожидании связанного с нехваткой комплектующих подорожания портативных систем, а в странах CEMA действенным стимулятором роста оказался благоприятный курс валют относительно доллара США. Как итог, в коммерческом сегменте поставки ноутбуков выросли на 18,6% и 11,2% в CEMA и Западной Европе соответственно. Потребительское направление также отчиталось увеличением поставок — на 8,1% в Западной Европе и 7,5% в CEMA. Количество отгруженных в страны Центральной и Восточной Европы ПК выросло на 4,5% «YoY». Причем, поставки ноутбуков увеличились на 11,7%, тогда как desktop-системы отчитались снижением на 7,7%.

Споткнулись о память

IDC констатирует, что в общемировом рейтинге HP сумела возвратить себе первую позицию, что произошло во многом за счет широкой продуктовой линейки ноутбуков, показавших отличные результаты во всех без исключения регионах. Позитивная динамика Lenovo оказалась крайне низкой — в пределах 1,7% — став следствием первого, с середины 2009 г., снижения поставок на приоритетном североамериканском рынке. Замкнувшая первую тройку Dell также выросла в поставках за счет устойчивого спроса на ноутбуки. Причем, в активе Dell четвертый кряду квартал роста, вызванный, в том числе, расширением заказов со стороны крупных предприятий.

Споткнулись о память

По мнению рыночных наблюдателей, текущую календарную четверть индустрия окончит в негативной зоне, а непрерывное подорожание памяти, в том числе готовых твердотельных накопителей, сыграет в этом не последнюю роль. Причем, проблема роста цен на ПК не потеряет своей актуальности на протяжении всего 2017 г. Свое негативное влияние в среднесрочной перспективе также будут оказывать решения альтернативных форм-факторов, в частности планшеты разъемной конструкции. Изучив развитие мирового рынка персональных компьютерных устройств (настольные и портативные ПК, рабочие станции и планшеты), в IDC спрогнозировали его спад за период с 2016 по 2021 г. со среднегодовым показателем −0,8%. В прошлом году общий объем поставок достиг 435 млн, однако по итогам 2021 г. результат вряд ли превысит 418,2 млн устройств. Если количество отгруженных традиционных компьютеров через пять лет упадет до 252 млн устройств (CAGR −0,6%), то планшеты разъемной конструкции, напротив, вырастут в поставках до 308 млн шт (CAGR +1,8%). Доля ноутбуков в общих поставках персональных компьютерных устройств за пять лет увеличится с 36 до 39%, а позиции традиционных планшетов сократятся до 26%. В то же время, контролируемая разъемными планшетами доля рынка увеличится с 4,9 до 13,4%.

Реальность виртуальная, рост реальный

Несмотря на сравнительно раннюю стадию развития индустрия технологий виртуальной и дополненной реальности (AR/VR) переживает бум взрывного роста инвестиций и обладает высоким потенциалом как для уже вошедших в рынок компаний, так и для новых поставщиков технологических и продуктовых решений.

Выход в свет новых устройств и их стабильное удешевление, рост специализированного контента как для потребителей, так и корпоративного сектора являются основными факторами оживленного развития рассматриваемой отрасли. Согласно выводам IDC, глобальные поставки различных устройств с поддержкой AR/VR в ближайшие годы увеличатся почти в десять раз — с 10,1 млн в 2016 г., до 99,4 млн по итогам 2021 г. Таким образом, среднегодовой рост по итогам прогнозного периода достигнет весомых 58%.

В денежном выражении по итогам нынешнего года глобальный рынок средств VR/AR имеет все основания для увеличения более чем на 130% «YoY». В частности, если еще в 2016 г. общие доходы составили 6,1 млрд долл., то за текущий год этот показатель возрастет до 13,9 млрд долл. В последующем рынок сохранит не менее высокие темпы развития и, как результат, при CAGR в пределах 198% уже в 2020 г. выйдет на общую выручку в размере 143,3 млрд долл.

Реальность виртуальная, рост реальный

Ожидаемая динамика развития с легкостью перенесет индустрию VR/AR из узкой ниши решений для энтузиастов в действительно массовый сегмент. Вполне закономерно, крупнейшее направление сформируют домашние пользователи. Причем, наиболее быстрорастущую категорию (CAGR +287,4%) сформируют различные игровые продукты. Особые надежды рыночные игроки возлагают и на корпоративных заказчиков, которые, при помощи устройств виртуальной и дополненной реальности, смогут существенно повысить продуктивность собственных работников. Внедрение решений с поддержкой дополненной реальности в таких областях, как медицина, образование, логистика и производство, уже приобретает действительно массовый характер. Наиболее заинтересованными в AR/VR-средствах будут такие вертикальные рынки, как производство и дизайн, здравоохранение, транспортные услуги и розница. Причем, одни только дискретное производство и ритейл принесут в 2017 г. выручку свыше 1 млрд долл. каждая. Более того, при среднегодовом росте в размере 238,7% именно дискретное производство через четыре года окажется ключевой отраслью в части затрат на AR/VR. Высоким показателем CAGR также отметятся транспортные услуги (233,7%) и здравоохранение (231,8%).

Вполне естественно, крупнейшим по уровню расходов на VR/AR регионом (4,3 млрд долл. в 2017 г.) останется Северная Америка. Следом разместятся страны APeJ (2,6 млрд долл.) и Западная Европа, на долю которой придется около 2,5 млрд долл.

Отдельного рассмотрения заслуживает сегмент программных разработок, находящийся, аналогично аппаратному направлению, на этапе активного становления. Что характерно, активный рост отслеживается не только в сегменте ПО для Oculus Rift, HTC Vive и PlayStation VR, но также для мобильных VR-продуктов. Согласно подсчетам аналитиков из Sensor Tower, в 2016 г. из App Store и Google Play было загружено около 226 млн различных игр и приложений для виртуальной реальности, что на 276% больше в годовом сопоставлении. Уже в начальной четверти нынешнего года общее количество загрузок соответствующего ПО для двух основных мобильных платформ превысило 85 млн, что на 205% больше в годовом сравнении. Всего же за период с января 2015 г. по апрель 2017 г. пользователями загружено 371 млн программных продуктов с поддержкой VR. Причем, в расчет не принимается загрузка подобного контента из магазина Oculus Store, в том числе для Samsung Gear VR. За обозначенный двухлетний период наиболее загружаемыми (56%) из App Store и Google Play разработками были игры. Причем в 2016 г. из App Store загружено 36,9 млн игр (+229%), а в начальной четверти 2017 г. — 23,7 млн игр (+246% «YoY»). На значительном удалении от первой строки рейтинга разместились развлекательные приложения (17%), инструменты для работы с фото- и видеоконтентом (10%), утилиты (4%) и разработки для путешественников (3%).

Реальность виртуальная, рост реальный

Ставка на образование

Несмотря на низкую прибыльность и сравнительно малую долю в общем объеме продаж, рынок мобильных компьютеров для образовательных нужд не выпадает из фокуса внимания крупнейших игроков компьютерной индустрии. Тем интереснее тенденции, фиксируемые наблюдателями на его территории в последнее время.

Традиционно крупнейшим потребителем устройств для образовательного сектора остаются США. Так, во многом благодаря американской программе дистанционного обучения К-12, недорогие ноутбуки, нетбуки, планшеты и хромбуки по итогам прошлого года вышли на общий объем поставок (без учета устройств концепции BYOD) в пределах 12,6 млн шт. Достигнутый результат оказался на 18% выше, нежели годом ранее. Описываемая двузначным числом позитивная динамика сохранится и по итогам текущего года. В то же время, общемировые поставки без учета Штатов снизились на 26%, до 13,6 млн компьютеров, однако по итогам нынешнего года стоит ожидать их возвращения в зону уверенного роста и достижения рубежа в 15,8 млн отгруженных устройств. В региональном рассмотрении картина спроса крайне неоднородная и характеризуется островками повышенного интереса к подобным продуктам преимущественно в Китае, Скандинавии и странах Бенилюкса. Тем не менее, полученные аналитиками из Futuresource Consulting результаты выглядят весьма обнадеживающими, особенно на фоне непрекращающегося сужения глобального рынка ПК и, также ушедшего в минус, планшетного направления. В частности, за 2016 г. IDC насчитала 260 млн отгруженных компьютеров (-5,7% «YoY»), а общие поставки планшетов, по оценкам TrendForce, снизились на 6,6%, до 157,4 млн аппаратов.

Отдельного упоминания заслуживает борьба за место в образовательном секторе, развернувшаяся между основными ОС. Если еще несколько лет назад те же американские колледжи отдавали предпочтение преимущественно продукции Apple, то в настоящее время пользовательские пристрастия кардинально изменились. Уже в 2015 г. за хромбуками была половина общих поставок, а в 2016 г. их присутствие достигло 58%. При неизменной доли Windows (22%), позиции iOS за аналогичный временной промежуток снизились с 19 до 14%, а Mac OS — с 6 до 5%. С другой стороны, доля ОС от Microsoft в регионе «Rest of World» выросла с 56 до 65%, Mac OS уменьшилась с 2 до 1%, а поставки моделей под iOS увеличились с 8 до 9%. Портативные системы с предустановленной Chrome OS за пределами США пока что остаются в аутсайдерах, однако по итогам нынешнего года их доля в общих поставках способна увеличиться до 6%, с 3% в прошлом году.

Ставка на образование

Секрет успеха хромбуков кроется не только в их доступности (часто стоимость устройств оказывается ниже 120 долл.). Образовательное сообщество привлекает широкий модельный ряд и наличие высокопродуктивного инструментария через G-Suite, легкая интеграция со сторонними программными разработками и платформами, а также удобная система управления обучением Google Classroom, интегрированная с Google Drive, Gmail и другими сервисами. И хотя, в случае с последним упомянутым преимуществом, конкуренты принялись активно развивать собственные решения аналогичной функциональной наполненности (Apple Classroom, Microsoft Classroom, Microsoft School Data sSync, InTune) догнать лидера достаточно проблематично.

Изменить расстановку сил представляется вполне возможным за счет аппаратного фактора, в частности ставки на продукты категории «2-в-1». Данный сегмент в образовательной сфере находится в стадии становления, выглядит весьма многообещающим и закрепиться на нем способны все без исключения игроки. Именно гибридные модели станут наиболее привлекательными для потребителей в нынешнем году и, предвидев это, Microsoft и Google (через своих многочисленных партнеров) анонсировали широкую гамму подобных продуктов с акцентом на образовательные задачи и ценником ниже 300 долл.

Так или иначе, но модели с ОС от Microsoft сохранят доминирующее положении на зрелых и развивающихся рынках, особенно благодаря получению крупных государственных контрактов в emerging-регионах. Подавляющее же большинство хромбуков (не менее 90%) продолжит расходиться в США.

Компьютеры дорожают

Уже ставшая привычной картина беспрерывного снижения глобальных поставок ПК в последние месяцы дополняется новыми штрихами — средняя стоимость конечных устройств демонстрирует тенденцию к росту.

Главной тому причиной отнюдь не резкий всплеск потребительского интереса, либо начало очередного масштабного цикла обновления систем корпоративным сектором, все гораздо проще — начиная с середины второго полугодия 2016 г. производители компьютеров нередко сталкиваются с нехваткой ряда ключевых компонентов. В число наиболее дефицитных попали память DRAM, твердотельные накопители, батареи и, даже, ЖК-экраны. Причем, если с последними двумя позициями проблемы могут разрешиться достаточно оперативно, то закрытие вопроса с нехваткой памяти — дело не одного квартала.

По мнению исследователей из DRAMeXchange, несмотря на увеличение мощностей по обработке подложек на 6% «YoY», в нынешнем году ожидается заметный рост цен на флэш-память стандарта NAND. Удорожание связывается, преимущественно, с широким освоением ключевыми игроками архитектуры 3D-NAND при резком снижении выпуска чипов 2D-NAND. По итогам 2017 г. именно 3D-NAND станет главным двигателем роста рынка флэш-памяти в битовом исчислении, а уже в третьем квартале будущего года на долю 2D-NAND придется менее половины общих поставок. Что характерно, на фоне замедления роста спроса на память со стороны производителей смартфонов и существенного спада интереса к планшетам, в роли ведущего потребителя NAND активно осваиваются твердотельные накопители. Прогнозируется, что в 2017 г. на нужды SSD уйдет не менее 40% произведенной флэш-памяти. Причем, в финальном квартале нынешнего года твердотельными накопителями будут оснащены свыше половины поставленных на мировой рынок ноутбуков. Уверенный рост спроса на SSD также будут демонстрировать заинтересованные в новых серверах и ЦОД корпоративные заказчики. Таким образом, при ограниченном предложении в текущем квартале DRAMeXchange ожидает увеличение контрактных цен на SSD в районе 10-15% «QoQ», что станет наиболее высоким показателем роста за последние два года. Более того, во второй четверти рост сохранится и достигнет 5-10%.

Ситуация аналогичного характера прослеживается в сегменте памяти DRAM. В частности, по итогам финальной четверти 2016 г. из-за недостаточного предложения на рынке контрактные цены на модули PC DRAM увеличились более чем на 30% в квартальном сопоставлении. Все идет к тому, что за период с января по март уровень роста цен окажется еще выше — в районе 40% «QoQ». Высокий спрос на память для смартфонов и серверов вынудил трех ключевых чипмейкеров — Samsung, SK Hynix и Micron — переориентировать многие производственные мощности на выпуск мобильной и серверной DRAM, сократив объем изготовления ориентированных на ПК чипов. Как итог, стабильно снижавшиеся средние цены на модули памяти, в течение второго полугодия 2016 г. пошли резко вверх. Закономерно, позитивная динамика цен на PC DRAM потянула за собой вверх средние цены на мобильную и серверную DRAM. Анализ запланированных на нынешний год капитальных расходов ведущих чипмейкеров, в частности констатация довольно умеренного их увеличения, дает все основания утверждать, что заметного расширения существующих производственных мощностей полупроводниковые компании не планируют. Наблюдавшейся в последние годы масштабной технологической миграции также не ожидается, так как поставщики заинтересованы в удержании приемлемой для себя высокой маржинальности выпускаемых продуктов.

К удорожанию ПК приложат руку и поставщики процессоров. Так, в прошлом году стоимость чипов Intel выросла на 7%. Однако, в этой связи необходимо принять во внимание, что в общей массе отгруженных процессоров компания нарастила долю наиболее дорогих Core i7, в том числе для игровых и VR-систем.

В контексте подорожание ПК не сбрасывается со счетов и фактор компьютерных вендоров — на фоне беспрерывного сужения рынка оставшиеся в игре поставщики не против сохранить прибыльность собственного бизнеса за счет повышения отпускных цен на выпускаемые устройства. В этой связи, как полагают в Gartner, удорожание коснется, прежде всего, емких продуктовых категорий, в которых покупатели готовы смириться с новыми ценниками. К ним относятся системы для геймеров и ПК в конфигурациях, удовлетворяющих требованиям наиболее активной в потребительском плане возрастной группы — поколения миллениалов. Подобный поворот событий вряд ли поставит крест на сегменте устройств бюджетного уровня — предложение тех же недорогих лэптопов сохранится, однако производители постепенно теряют к нему интерес. Безусловно, усилится тенденция к ограничению количества предлагаемых на рынке конфигураций, что будет подталкивать потребителей к подзабытой практике последующего самостоятельного апгрейда имеющихся систем.

OLED идут нарасхват

Активные матрицы на органических светодиодах активно расширяют свое присутствие на рынке и в скором времени уверено опередят по популярности ЖК-экраны на тонкопленочных транзисторах в наиболее востребованной продуктовой категории — смартфонах. Традиционно, для ставшей востребованной технологии, применяющие ее производители электроники нередко сталкиваются с дефицитом дисплеев, стимулируя, тем самым, расширение узкого круга выпускающих AMOLED компаний.

Уже в 2019 г. количество поставленных на мировой рынок смартфонов с экранами OLED превысит аналогичный показатель моделей с дисплеями TFT-LCD, — такое мнение высказали аналитики Display Supply Chain Consultants (DSCC). Прогнозируется, что при среднегодовом росте в пределах 52%, общая площадь изготовленных «органических» панелей увеличится с 7,5 млн кв.м. в 2016 г., до 40,4 млн кв.м. по итогам 2021 г., а количество выпущенных панелей за аналогичный период возрастет с 389 млн, до 1,34 млрд шт. Практически все (99%) выпущенные дисплеи будут уходить на нужды мобильных устройств, в частности смартфонов, гаджетов виртуальной реальности и умных часов. Менее динамично будет изменяться спрос со стороны производителей OLED TV. Тем не менее, при CAGR 66%, уже в 2021 г. производители телевизоров освоят почти 7 млн подобных панелей.

Что характерно, если на сегодняшний день в сегменте AMOLED все еще господствуют корейские производители, в 2016 г. совместно контролировавшие 92% рынка, то уже через пять лет за ними останется около 60%. Агрессивно развивающиеся китайские компании, напротив, нарастят собственный вклад с 6 до 32%. Так, несмотря на явное доминирование Samsung Display, представители Поднебесной успешно осваивают относительно новое для себя направление, а помогают им в этом локальные бренды смартфонов. По информации IHS Markit, лишь за последний год общий уровень использования подобных дисплеев Xiaomi, Huawei, OPPO и Vivo увеличился с 8 до 13,6%. Справедливости ради стоит отметить, что та же Samsung не справляется с имеющимися объемами заказов и именно поэтому многие крупные бренды переключаются на альтернативные предложения.

В этой связи важно обозначить, что на фоне активного перехода Samsung к выпуску гибких OLED-дисплеев, китайские компании расширяют присутствие в сегменте классических AMOLED. В ближайшие несколько лет китайским производителям будет трудно претендовать на крупные заказы от международных вендоров вследствие заметного технологического отставания от той же Samsung Display. К примеру, EverDisplay Optronics в нынешнем году выйдет на уровень производства, достигнутый корейцами в далеком 2014 г. Панели Full HD AMOLED способны выпускать лишь EverDisplay и Truly Opto-Electronics, тогда как Kunshan Govisionox Optoelectronics, BOE Technology и Tianma Micro-electronics смогут приступить к их производству не ранее конца 2017 — середины 2018 г. Гибкие дисплеи с подложкой из полиимида Samsung запустила в серию еще в середине 2014 г., тогда как китайские производители вряд ли выйдут на стадию массового изготовления последних раньше будущего года. Тем не менее, Bloomberg сообщает о том, что Apple приступила к тестированию AMOLED от BOE и в случае заключения контракта с китайским производителем нынешний рыночный ландшафт наверняка претерпит существенные изменения.

OLED идут нарасхват

Если мощности семи крупнейших китайский производителей AMOLED в прошлом году аналитики Digitimes Research оценили в 272 тыс. кв.м., то, при CAGR 131,9% по итогам 2020 г. это показатель увеличится до 7 864 млн кв.м. Через четыре года крупнейшим локальным производителем, контролирующим свыше трети (35%) китайского производства будет BOE Technology. Для сравнения, за аналогичный временной отрезок общие производственные мощности Samsung Display и LG Display увеличатся с 4 945 млн до 15 130 млн кв. м. Причем, доля гибких панелей в общем объеме производства возрастет у корейцев с 46,1% в 2016 г., до 72,6% по итогам 2020 г.

На фоне нарастающего интереса производителей смартфонов к гибким дисплеям, объем их глобальных поставок в 2017 г. достигнет 139 млн шт. Если ожидания IHS Markit, подтвердятся, результат 2016 г. будет улучшен на 135%. Некоторые крупные китайские бренды смартфонов (Vivo и Xiaomi) уже представили модели, оснащенные гибкими AMOLED. В скором времени, как упоминалось выше, собственную модель с их использованием представит Apple. Как результат, по итогам 2017 г. пятая часть в общих поставках матриц на органических светодиодах будет принадлежать гибким AMOLED. Львиная доля (76%) выпущенных гибких дисплеев уйдет производителям смартфонов. Вторым крупнейшим потребителем окажутся выпускающие умные часы компании. Не ранее 2023 г. к числу крупных потребителей также присоединятся производители устройств виртуальной реальности, автомобильных мониторов и OLED TV.

В русле устойчивого роста

Невзирая на пессимистичные ожидания, в 2016 г. полупроводниковая индустрия сработала относительно стабильно, записав в свой актив очередной рост выручки к предыдущему календарному периоду. Более того, первые прогнозы говорят о том, что в нынешнем году достигнутый результат будет значительно улучшен.

Если верить подсчетам Gartner, общие доходы производителей полупроводниковых изделий по итогам прошлого года достигли 339,7 млрд долл., увеличившись на 1,5% относительно суммы в 334,8 млрд долл., зафиксированной годом ранее. Что характерно, динамика роста выручки чипмейкеров лагеря Тор-25 оказалась гораздо выше (+7,9% «YoY»), нежели в среднем по индустрии, позволив оставить на откуп остальным чуть менее четверти общего пирога.

В русле устойчивого роста

После откровенно провальных первых месяцев, во втором полугодии отрасль восстановилась за счет необходимости пополнения запасов компонентов производителями конечных устройств, улучшения конъюнктуры спроса на смартфоны и прочие массовые продукты в свете выхода ожидаемых моделей, а также роста отпускных цен на отдельные востребованные продукты, в частности память. Беспроводные коммуникации и компьютерная индустрия оставались крупнейшими рынками сбыта чипов, однако если в первом сегменте отмечено увеличение выручки на 9,6%, то второй просел на 8,3% «YoY».

Традиционно высокой для последних лет была активность участников рынка в части слияний и поглощений. Согласно аналитическим выкладкам IC Insights, количество связанных с M&A сделок перевалило за два десятка, а их общая сумма превысила 98,5 млрд долл. Для сравнения, в рекордном 2015 г. было заключено свыше 30 сделок на общую сумму 103,3 млрд долл. К слову, почти половина из пятнадцати наиболее громких, за многолетний период становления полупроводниковой индустрии договоренностей была достигнута в 2015-2016 г., а крупнейшим в истории стало именно прошлогоднее приобретение Qualcomm за 39 млрд долл. компании NXP Semiconductors. Наиболее щедрыми покупателями двух последних лет были компании из США – за два года они потратили 104,5 млрд долл., или же 51,8% от общей суммы. Следом разместился регион APAC (46,4 млрд долл., 23%), причем вклад Китая составил 8,3 млрд долл. Наибольшим спросом пользовались fabless– (сумма сделок 90,9 млрд долл. или же 45,0% от общей) и IDM-компании (78,7 млрд долл., 38,9%).

В русле устойчивого роста

После успешных 2013 и 2014 гг., рост выручки по итогам которых превышал 20%, магистральные для индустрии направления DRAM и NAND в начале прошлого года столкнулись с высокой наполненностью складов у ключевых потребителей и, как следствие, производители вынужденно снижали цены на выпускаемую продукцию. Вопреки тому, что ближе к рубежу полугодий поставки восстановились, а отпускные цены на чипы памяти в III-IV кварталах ощутимо выросли, общие доходы производителей снизились на 1% (IC Insights), оказавшись ниже 78 млрд долл. Статистику вниз потянул сегмент DRAM, остававшийся вдохновителем роста индустрии в 2013 и 2014 гг., но сократившийся в 2015 г. на 3% и на 10% в 2016 г. Однако уже в наступившем году, на фоне повышения средних отпускных цен, ожидается возврат утраченных позиций и увеличение доходов в пределах 11%. В то же время, память NAND в 2017 г. сохранит позитивную динамику и способна выйти на рост выручки в пределах 10%.

Общий рост рынка памяти в 2017 г. составит 10%, позволив добиться рекордного размера выручки в размере 85,3 млрд долл. В частности, как полагают исследователи из DRAMeXchange, несмотря на увеличение мощностей по обработке подложек на 6% «YoY», возможен заметный рост цен на флэш-память NAND. Удорожание связывается, преимущественно, с широким освоением ключевыми игроками архитектуры 3D-NAND при резком снижении выпуска чипов 2D-NAND. По итогам 2017 г. именно 3D-NAND станет главным двигателем роста рынка флэш-памяти в битовом исчислении, а уже в третьем квартале будущего года на долю 2D-NAND придется менее половины общих поставок.

На фоне замедления роста спроса на память со стороны производителей смартфонов и существенного спада спроса в сегменте планшетов, рынок твердотельных накопителей активно осваивается в роли ведущего потребителя NAND. Прогнозируется, что в 2017 г. на нужды SSD уйдет не менее 40% от произведенной флэш-памяти. К слову, по подсчетам DRAMeXchange, в финальном квартале 2017 г. твердотельными накопителями будут оснащены свыше половины поставленных на мировой рынок ноутбуков. Уверенный рост спроса на SSD также будут демонстрировать корпоративные заказчики, в частности заинтересованные в новых серверах и ЦОД потребители.

Сохранив тенденцию к росту, в 2020 г. объем рынка памяти превысит 100 млрд долл., а в 2021 г. без труда выйдет на рубеж в 110 млрд долл. Среднегодовой рост доходов за период с 2016 по 2021 г. составит 7,3%, что на 2,4% выше, нежели прогнозируемый рост полупроводниковой индустрии в целом.

В 2017 г. Gartner оценивает рост полупроводниковой индустрии на уровне 7,2%, что приведет к выручке в размере 364,1 млрд долл. По мнению экспертов, основными двигателями развития отрасли будут, прежде всего, необходимость пополнения крупными потребителями имеющихся складских запасов, а также рост средних отпускных цен на продукты в некоторых массовых сегментах. В частности, помимо памяти, речь идет о различных микросхемах для специализированного применения (ASSP), а также дискретных и аналоговых чипах, нашедших место в многочисленных продуктах концепции Интернета Вещей. Несмотря на сравнительно малую долю в общих доходах, наиболее динамично развивающимися будут рынки индустриальных чипов, а также чипов для автомобильной отрасли и рынка устройств хранения данных. Особенный интерес к данным направлениям объясняется ожидаемым замедлением роста в сегментах традиционных крупных потребителей, связанных со смартфонами и ПК.

 
 
IDC
Реклама
http://playfortuna.biz
playfortuna.biz
Рейтинг турфирм по отзывам туристов. Отзывы о мобильных телефонах
kupildom.ru
Дешевые авиабилеты! Поиск, сравнение и заказ на одном сайте
sochitravelclub.ru

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT