Новая музыкальная экономика

22 апрель, 2003 - 23:00Александр Москалюк Цифры

Если взглянуть на таблицу с объемами глобальных продаж музыки, то можно убедиться в том, что их снижение -- явление перманентное. И если резкий спад сбыта аудиокассет еще можно объяснить падением популярности носителей, то уменьшение прибыли от продаж компакт-дисков музыкальная индустрия списывает, в основном, на новые цифровые технологии.

Учитывая наметившиеся тенденции, компания Warner Music в прошлом году уволила тысячу сотрудников. Примеру этой студии последовали и другие участники рынка -- о реорганизации и урезании бюджета сообщили практически все крупные музыкальные издатели. Под удар, как ожидается, в первую очередь попадут самые расходные статьи этого бизнеса -- маркетинг и реклама.


Суть проблемы

Бурное развитие услуг доступа к Internet вкупе с распространением дешевых устройств для записи компакт-дисков является для музыкальной индустрии большей проблемой, чем, скажем, пиринговые сети или сайты с нелицензионным MP3-контентом.

Глобальные объемы продаж музыкальных компаний
Рыночные доли музыкальных компаний на глобальном рынке
Рассмотрим бизнес-модель звукозаписывающей компании: по одну сторону прилавка находится музыкант, стремящийся продать свои произведения широкой публике. По другую -- покупатель, который не прочь заплатить приемлемую сумму за результаты его творчества.

Функция компании и издателя в данном случае -- это доставка музыкального продукта покупателю. Диск записывается в студии, раскручивается на ТВ и радио, затем производится на заводах и доставляется потребителю. Internet и наличие устройства CD-RW в домашних условиях меняют суть этого бизнеса -- покупатель теперь может самостоятельно загрузить понравившийся альбом, расплатиться с музыкантом и записать его произведения на собственную болванку. Функция звукозаписывающей компании в данном случае теряет смысл -- роль посредника между музыкантом и меломаном отведена Internet.

Поэтому выход музыкальной индустрии в Internet нельзя считать поиском дополнительного канала бизнеса, хотя именно так это выглядит сегодня. Возникновение платных музыкальных сайтов является попыткой полностью переработать существующую бизнес-модель. Сегодня схема, предполагающая доставку компакт-дисков в специализированные магазины и последующую их продажу через стандартные каналы сбыта, работает. Завтра поколение, которое не представляет своей жизни без подключения к Internet, задумается о целесообразности похода в магазин, когда все средства для производства компакт-дисков находятся тут же, под рукой.


Ценовой консенсус

В 2001 г. в Internet с музыкальным каталогом, доступным для прослушивания и записи, вышли одновременно MusicNet и PressPlay. Студии и софтверные фирмы создали две конкурентные организации, которые тут же принялись предлагать платный доступ к музыке всем заинтересованным. Последних оказалось не так уж и много. В первую очередь, в прошлом году многие покупатели обращали внимание на то, что каталоги обеих компаний были уж слишком раздроблены, а цены превышали разумные пределы.

К концу 2002 г. "лебедь, рак и щука" музыкального бизнеса все же договорились о совместных шагах. К этому времени MusicNet, PressPlay, а также Listen.com и FullAudio.com могли предоставить покупателю полный каталог всех пяти крупнейших торговых марок планеты. Аналогично последние умерили свои аппетиты в области ценовой политики, и представленные ценовые пакеты впервые привлекли внимание покупателей. Какие услуги платные музыкальные сайты предлагают сегодня?

Internet-радио. Практически каждая музыкальная служба предложит своим клиентам, а иногда и незарегистрированным пользователям возможность прослушать музыку в потоковом формате. Internet-радио для многих стало дорогим удовольствием после того, как на цифровые трансляции была введена такса. Власти США установили размер лицензионных отчислений правообладателю $0,01 за семь композиций, прослушанных одним пользователем. Поэтому сегодня на многих сайтах радиопередачи, свободные от рекламы, предложат за $10 в месяц. Немногочисленные Internet-предприятия оставили бесплатные радиотрансляции (содержащие рекламные ролики) в расчете привлечь больше потенциальных клиентов.

Потоковое аудио. Основным отличием streaming-пакета от того же Internet-радио является возможность выбора конкретных композиций для прослушивания. На радиостанциях обычно вы можете выбрать только жанр. Здесь ценовая отметка также установилась на уровне $9--10, поскольку отчисления правообладателям составляют все те же $0,01 за семь композиций. Участники индустрии утверждают, что лицензионные отчисления на одного пользователя в целом обходятся примерно $5 за месяц, что и обусловливает стабильность цен на пакеты. Представители компании MusicMatch, которой принадлежит наиболее коммерчески успешный проект MX Radio, заявляют, что наиболее популярными являются пакеты за $3 и $5 в месяц. Как только абонентская плата превышает $9--10, количество заинтересованных покупателей резко падает, утверждает Деннис Мадд (Dennis Mudd), генеральный директор MusicMatch.

Загрузка треков. Если раньше музыкальные компании различали две сферы бизнеса -- продажу треков с возможностью записи на компакт-диск и продажу цифровых файлов, запрещающих запись на болванку, то сегодня отсутствие спроса на последние привело к появлению единого продукта. За музыкальный трек, который можно сохранить на жестком диске, записать на болванку и прослушать неограниченное количество раз, покупателю чаще всего придется заплатить $1. Себестоимость лицензионных отчислений в этом случае составляет 50--60 центов, что дает возможность компании-продавцу распространять различные варианты сервисных пакетов иногда и за более низкую цену.


Мы будем жить теперь по-новому

За рынком медиауслуг следили не только музыкальные компании. Крупные провайдеры также не прочь заполучить свою долю прибылей. В феврале 2003 г. о запуске собственной музыкальной службы объявила America Online. В партнерстве с MusicNet крупнейший провайдер США за $10 в месяц предложит своим клиентам неограниченный доступ к каталогу MusicNet, за дополнительные $10 пользователи смогут ежемесячно записывать десять композиций на компакт-диски.

Apple Computer также в марте объявила о грядущем запуске собственного сервиса (а недавно даже появились слухи о якобы планируемой покупке Universal Music). Почему в медиабизнес устремилась компьютерная корпорация? Сегодня существующие музыкальные службы оставили за своим бортом пользователей Mac OS, и данный пробел, как предполагается, наиболее квалифицированно сможет восполнить именно компания Стива Джобса (Steve Jobs). Кроме того, Apple принадлежит и популярный аудиоплеер iPod, для обладателей которого собственный музыкальный сервис от Apple станет источником новых композиций.

Во Франции Sony Music и Universal Music начали предлагать файлы для загрузки на сайте e-compil.com, открыв таким образом доступ к тысячам популярных произведений.

В марте 2003 г. крупный британский провайдер BT объявил о запуске собственной музыкальной службы на сайте dotmusic.com, предлагая различные аудиопакеты пользователям. Для провайдера высокоскоростных соединений музыкальный сервис является возможностью увеличить привлекательность своих основных услуг. Как заметили представители Warner Music, в будущем вполне возможен вариант, когда провайдеры широкополосных каналов начнут предлагать бесплатные музыкальные пакеты во время своих рекламных акций.

Собственную службу подобного рода планирует и софтверная фирма Roxio, которой принадлежат как популярный продукт для записи компакт-дисков, так и брэнд и доменное имя компании Napster. Детали касательно нового проекта пока не обнародованы, однако предполагается, что сервис Napster.com станет дополнительной утилитой для тех, кто хотел бы записать свой CD-альбом из легальных треков.

Будущее легальной музыки в Internet -- это, по мнению многих наблюдателей, отсутствие ограничений касательно записи на диск, доступ к максимальному количеству треков, службы для расширения музыкального кругозора клиента (music discovery services) и более активная работа с молодыми талантами.