Новини проекту

всі новини

«Terra incognita» ИТ аутсорсинга в Украине

Андрей Михайленко
Директор Департамента сервисного обслуживания «Инком»

Хотел бы назвать аутсорсинг Землей обетованной, но пока, кроме как неизведанной, к сожалению, не получается. И если на западе, в той же старушке Европе или амбициозной Америке, успешность этой модели уже подтверждается многолетним опытом, у нас есть пока только многочисленные вопросы.

Я не говорю, что аутсорсинг – есть панацея или некое универсальное средство. Просто Инком уже лет 5 занимается такими вещами, видит результаты и поднакопил кое-какой опыт. То, что мы делаем для наших клиентов, говорит нам – это работает! Наши клиенты говорят – работает. Что же мешает более быстрому и успешному внедрению аутсорсинга ИТ в Украине?

Я думаю, что каждый из вас хотя бы раз жизни заказывал некий товар в интернет-магазине. В «правильных» интернет-магазинах под основным описанием, выбранного вами товара, всегда дается неких набор других продуктов, называемый «С этим товаром чаще всего покупают» или «Те, кто смотрел эту страницу, затем купили…».

Так вот, вместе со словосочетанием аутсорсинг ИТ часто употребляют такие как:

  • повышение эффективности бизнеса;

  • фокус на основном бизнесе;

  • сокращение затрат на ИТ;

  • повышение качества услуг.

И я прекрасно понимаю ваше негодование, ведь это общие фразы, а в период кризиса нужна конкретика. Давайте обсудим достоинства аутсорсинга и те факторы, которые мешают его успешному развитию.

Вопрос, который возникает у каждого ИТ-директора при оценке возможностей аутсорсинга – насколько это дорого (заказать расчет стоимости аутсорсинга можно здесь)?

В настоящее время неудачный опыт «Высокая цена», пожалуй, наиболее распространенный аргумент против внедрения аутсорсинга. Почему же одно из ключевых преимуществ аутсорсинга не работает в Украине?

Задайте себе вопрос, насколько объективно было проведено сравнение стоимости:

- учтены ли все затраты на собственный персонал: заработная плата, налоги, обучение, административное сопровождение (бухгалтерия, отдел кадров, юр. служба и пр.), больничные, отпуска и т.д.)

- насколько четко сформулированы требования к услугам сервис-провайдера, в полном ли объеме они соответствуют сервисам, которые обеспечивает собственная ИТ.

Зачастую, кроме зарплаты на персонал другие затраты не учитываются, требования к услугам размыты и не конкретизированы, и они гораздо шире чем существующие сейчас.

В такой ситуации говорить о корректном сравнении цен и о дороговизне просто не приходится.

Посчитайте все прямые и косвенные ваши затраты, максимально четко и полно сформулируйте требования к услугам, закажите расчет стоимости аутсорсинга и, возможно, полученное после этого сравнение, заставит вас по-иному взглянуть на вопрос цены.

Какие еще аргументы часто предъявляют против аутсорсинга:

1. Отсутствие контроля за процессами и сервис-провайдером.

Ну, дамы и господа, это уже дело такое… Аутсорсинг можно сравнить с поездкой в такси – кто им управляет, водитель или пассажир? Ответ очевиден – кто платит тот и заказывает «музыку».

А если пассажир скажете водителю такси «Поехали куда нибудь», то он его и привезет туда и за столько как сам посчитает нужным или правильным. Казалось-бы, довольно странный пассажир с подобными желаниями, но в запросах на аутсорсинг почему-то зачастую так и происходит – отсутствуют описание и требование необходимых услуг.

Заказчик имеет эффективные инструменты управления взаимоотношениями для достижения своих целей – финансовые и контрактные. Инструментов управления сервис-провайдером гораздо больше, чем рычагов влияния на собственный персонал. Пользуйтесь своими возможностями!

2. Гибкость и оперативность в нестандартных задачах - достоинства собственной ИТ-службы, которые не может обеспечить сервис-провайдер.

Да, действительно, собственная ИТ позволяет быть более гибкими и оперативно решать нестандартные задачи. Однако, за счет чего возможно достижение подобного преимущества? Прежде всего, за счет наличия избыточного ресурса, который сможет обеспечить эти услуги, что в конечном итоге ведет к повышенным финансовым затратам и снижению конкурентоспособности бизнеса.

Настолько ли необходимы бизнесу эти преимущества за такую цену? Возможно, гораздо проще и правильнее будет согласовать приемлемый баланс стоимости и качества (гибкость, оперативность) услуги и в последующем требовать ее соблюдения от сервисного провайдера, а не делать ставку на «оперативность и гибкость» нестандартных услуг?

3. Риски – качества, потери контроля, безопасности, неудачи проекта.

Риски в аутсорсинге есть, но они точно такие же, как и в любом другом ИТ или бизнес-проекте. Эти риски необходимо понимать, их нужно учитывать, рисками необходимо управлять и таким образом минимизировать их влияние.

И последнее, классика экономической теории - монопольность собственного ИТ на обслуживание ограничивает бизнес в выборе более эффективного поставщика сервисов и лишает монополиста стимула к развитию.

Пришло ли время для аутсорсинга в Украине?


  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT