`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Звуковые проекторы: акустические системы домашних кинотеатров на пороге цифровой революции

0 
 

Количественные изменения в области вычислительных технологий, предсказанные Гордоном Муром, приводят порой к появлению весьма неожиданных качественно новых продуктов. К таковым можно отнести набор колонок современного домашнего кинотеатра.

Общеизвестно, что наиболее взыскательные приверженцы high-end пренебрежительно игнорируют рекламные плакаты, содержащие какие-либо упоминания о цифровой обработке аудио, храня неукоснительную верность аналоговому звуку. Их слух, чуткий к таким сложно алгоритмизируемым психоакустическим феноменам, как «теплота» и «объемность», упорно не приемлет качества звучания новейших стандартов SACD и Audio DVD, не говоря уж о MP3. Что же касается столь актуальной ныне многоканальности, то она и подавно не является для них аргументом: «Помилуйте, квадрофония вышла из моды еще в 70-х!» В глазах меломанов-перфекционистов грянувшее 20 лет назад внедрение CD выглядело варварским нашествием, уничтожившим высокую культуру доброго старого винила. Последующая эволюция цифровых аудиотехнологий не изменила плачевного, с их точки зрения, положения вещей, поскольку имела сугубо количественный характер: «Разумеется, многократно возросла частота дискретизации, умножилось число каналов, уменьшились габариты и себестоимость источников сигнала, но где же качественные скачки, где дерзновенные прорывы, о которых твердят производители цифровой техники?»

До недавнего времени этим риторическим вопросам непросто было противопоставить что-то весомое. Но в 2005 г. на рынке звуковоспроизводящей техники появилась действительно концептуальная новинка, которой, возможно, суждено стать одним из решающих доводов в пользу «цифры», ведь предлагаемые ею преимущества недостижимы даже для самых совершенных и дорогих в реализации аналоговых технологий. А вдохновителем надвигающейся революции является британец Тони Хули (Tony Hooley), изобретший технологию «звукового проецирования» и основавший для ее продвижения компанию с простым, но амбициозным названием 1 Ltd.

Принцип действия звукового проектора состоит в точном соотнесении работы большого количества расположенных в одной плоскости крохотных динамиков с целью формирования звуковых волн, распространяющихся вдоль требуемых направлений. Каждый из динамиков сохраняет неизменную ориентацию и генерирует звуковые волны с традиционным, т. е. близким к сферическому фронтом. Однако в процессе проецирования звукового потока движение множества диффузоров синхронизируется по принципу «бегущей волны» так, чтобы параллельные требуемому направлению компоненты генерируемых звуковых волн усиливались, а прочие по возможности оказывались в противофазе и взаимно ослаблялись. «Сердце» звукового проектора – высокопроизводительный сигнальный процессор (DSP), вычисляющий оптимальные сигналы для каждого из динамиков, оснащенных индивидуальными ЦАП и усилителями.

Читатели, знакомые с радиолокационной терминологией, могут вспомнить эквидистантную плоскую фазированную решетку с гексагональным расположением элементов, где сходный принцип используется для создания излучателей со специфическими диаграммами направленности. Другая важная технология, ассоциирующаяся со звуковым проецированием, – голография. Она вызывает у необвыкшихся пользователей очень похожее смятение чувств, обусловленное явным противоречием между объемностью воссоздаваемого образа и плоской формой носителя. Кроме того, как каждый участок поверхности голографической пластинки, так и всякое подмножество массива динамиков звукового проектора задействуются для воссоздания объемного образа во всей его полноте.

Достоинства звуковых проекторов, внешне выглядящих как расположенные над или под телеэкраном неприметные плоские коробки, очевидны. Во-первых, комната освобождается от путающихся под ногами проводов и громоздких колонок. Во-вторых, отпадает надобность в использовании звукопоглощающей драпировки: ведь стены не только перестают быть фактором наведения нежелательных помех, но и превращаются в неотъемлемый компонент акустической системы, необходимый для создания объемного звука.

Воспроизведение фонограмм в популярных сегодня многоканальных форматах с помощью звукового проектора предполагает одновременное проецирование нескольких потоков, поэтому состояние каждого динамика в каждый момент времени определяется суперпозицией из нескольких взаимонезависимых сигналов. Этим обусловливается еще одно важное преимущество звуковых проекторов: в случае необходимости (отнюдь не редко диктуемой звуковым сопровождением приключенческих фильмов и компьютерных игр) вся мощность звукового проектора может быть направлена в один из каналов (тогда как, например, в традиционных пятиканальных акустических системах предельная мощность канала составляет в среднем одну пятую общего ресурса).

В настоящее время лицензиатами технологии звукового проецирования являются компании Pioneer, Yamaha и Dolby Labs. Первые результаты научно-исследовательских разработок, занявших около семи лет, были обнародованы Pioneer в конце 2002 г. Прототип звукового проектора PDSP состоявший из 254 динамиков, произвел фурор на нескольких международных выставках, однако из-за своей дороговизны (около 40 тыс. долл.) был признан непригодным для серийного производства.

Звуковые проекторы акустические системы домашних кинотеатров на пороге цифровой революции
Yamaha YSP-1: лучше один раз услышать, чем сто раз увидеть!

Детище разработчиков из Yamaha Electronics – YSP-1 – оказалось более жизнеспособным. В начале нынешнего года оно стало первым и пока единственным в своем классе звуковым процессором, доступным массовому потребителю. На момент написания данной статьи его стоимость составляла около $1300.

YSP-1 состоит из 40 1,25-дюймовых и двух 4,5-дюймовых динамиков, работающих под управлением специализированного фирменного модуля DSP, производительность которого – около 1,5 GFLOPS (что приблизительно соответствует CPU среднего офисного компьютера). Суммарная мощность динамиков – 120 Вт. Шестикратное в сравнении с прототипом Pioneer уменьшение количества динамиков (очевидно, являющееся важной предпосылкой для снижения стоимости более чем на порядок), стало возможным благодаря совершенствованию «алгоритмической начинки», а также добавлению пары укрупненных динамиков, улучшающих характеристики системы в области средних и низких частот (все динамики PDSP от Pioneer были «однокалиберными»).

Звуковые проекторы акустические системы домашних кинотеатров на пороге цифровой революции
Звуковые проекторы акустические системы домашних кинотеатров на пороге цифровой революции
Звуковые проекторы акустические системы домашних кинотеатров на пороге цифровой революции
В зоне оптимального прослушивания звуковой поток центрального канала пересекается с несколькими потоками, отраженными от стен. YSP-1 поддерживает несколько альтернативных режимов звукового проецирования, оперативное переключение между которыми возможно с помощью пульта ДУ

Оптимальные направление и мощность формируемых звуковых потоков, а также их фокусные расстояния (или, иначе говоря, углы рассеяния), определяются размерами помещения, положением проектора, акустическими свойствами стен и желаемым местонахождением зоны наилучшего звучания. Для ввода соответствующих данных в YSP-1 предусмотрено интерактивное установочное меню с графическим интерфейсом. В привычном для пользователей ПК стиле оно предлагает режимы Quick и Advanced, при этом устройством ввода служит пульт ДУ, а для отображения применяются экран телевизора и динамики акустической системы, издающие калибровочный сигнал («розовый» шум). Неудивительно, что высокая насыщенность звуковых проекторов цифровыми технологиями отчасти уподобляет их мультимедийным компьютерам.

Использование дополнительного сабвуфера не является обязательным, однако рекомендуется многими экспертами; поэтому нынешнее поколение звуковых проекторов, строго говоря, нельзя считать воплощением упоминаемой в рекламных материалах Yamaha концепции «однокорпусного домашнего кинотеатра». В то же время корпус YSP-1 (толщина которого менее 12 см) с такой легкостью вписывается в интерьер любого помещения, что к этому несоответствию едва ли следует придираться.

Потенциал развития технологии звукового проецирования, в рамках которой, помимо амплитуды, частоты и фазы в качестве важнейшей характеристики звуковых волн рассматривается также их форма, представляется безграничным. Можно предположить, что звуковые проекторы последующих поколений обретут способность самостоятельно извлекать подробную оперативную информацию о свойствах помещения, анализируя его «акустический отклик» (предполагается, что обновленные модификации первого проектора Yamaha – YSP-800 и YSP-1000, ожидаемые в продаже в ближайшие месяцы, будут способны настраиваться самостоятельно менее чем за три минуты). Несколько плоских звуковых проекторов, расположенных в стратегических местах, смогут обеспечить воспроизведение любого требуемого количества звуковых каналов, и, соответственно, любой необходимой точности звуковой локализации, причем не только в горизонтальной плоскости, но и во всем объеме помещения.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT