`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Владимир Поздняков

Всем пацакам радоваться!

+1923
голоса

Пацаки! Почему не в намордниках? Повернись! Приказ господина ПЖ – всем пацакам надеть намордники… И радоваться
Из фильма "Кин-дза-дза"

Итак, депутаты приняли Закон, призванный стимулировать развитие индустрии программного обеспечения в Украине.

Два месяца назад я уже выступал с критикой подобных инициатив и свою точку зрения не изменил: в нынешней ситуации стране более необходимы стимулы общего экономического развития, а не преференции отдельно взятыми отраслям или особо крупным предприятиям. На мой взгляд, рост внутреннего спроса принес бы украинской ИТ-индустрии значительно больше пользы.

Безусловно, очень хотелось бы, чтобы Закон, который лоббировали ведущие софтверные разработчики и их Ассоциации, позволил бы всем ИТ-компаниям сосредоточиться на своей основной деятельности, а не на «игре в прятки» с государством. Однако опыт показывает, что эксперименты с налоговыми льготами в Украине сопровождаются, прежде всего, усилением роли фискальных структур и ростом коррупции. К сожалению, для этого в новом Законе есть все необходимое.

Во-первых, существующим компаниям, прежде чем претендовать на преференции, необходимо 4 квартала подряд работать в «белую». Т.е. желающие получить льготы должны официально оформить на работу всех СПДшников, год исправно платить налоги, не пользоваться услугами конвертационных центров и т.п., а там – как повезет (но обратного пути уже нет). Впрочем, вряд ли это можно назвать недостатком Закона. Скорее – особенность.

Во-вторых, право на льготы необходимо подтверждать ежеквартально: подавать заявление «до відповідного органу державної податкової служби» и получать «висновок центрального органу виконавчої влади з питань науки, інновацій та інформатизації України» («Зазначений висновок є чинним протягом 90 календарних днів з дня, наступного за днем його видачі»). Опасение вызывает процедура выдачи «висновка», которую должен определить Кабмин, а также традиционная непрозрачность принятия решений украинскими чиновниками.

В-третьих, «для підтвердження права суб’єкта індустрії програмної продукції на застосування особливостей оподаткування орган державної податкової служби має право провести документальну позапланову виїзну перевірку платника для встановлення достовірності поданих платником документів». Т.е. у налоговой появляется право проводить ежеквартальные внеплановые выездные проверки. Кто хоть раз переживал проверку налоговиков – поймет без лишних комментариев.

В-четвертых, если субъект перестает отвечать критериям, то он лишается льгот и может повторно претендовать на них «по закінченню чотирьох послідовних звітних (податкових) кварталів, наступних за звітним (податковим) кварталом, в якому була допущена невідповідність…». В совокупности с предыдущим пунктом, это правило особенно удручающе, поскольку дает в руки налоговиков безотказное средство шантажа: плати или надолго лишишься льгот.

Интерес государства понятен: вывести рынок из тени. В свою очередь, чиновники получают еще один инструмент для пополнения личного бюджета. А вот, много ли найдется ИТ-компаний, которые решатся на этот эксперимент? Теоретически, это все крупные разработчики ПО, работающие на Запад, крупные интеграторы (но чтобы воспользоваться льготами,им придется выделить поставки оборудования в отдельное юрлицо, т.к. доходы от льготных видов деятельности явно ниже 70% их оборота), а также (как это принято в Украине) предприятия, связанные с авторами законопроекта.

Скорее всего, активные сторонники Закона за полтора года его обсуждения уже подготовили почву для получения льгот и список избранных мы вскоре увидим на сайте ГНА, ведь в Законе сказано: «Центральний орган виконавчої влади, що реалізує державну податкову політику, веде реєстр суб’єктів, які застосовують особливості оподаткування діяльності в індустрії програмної продукції, та щомісячно оприлюднює його на своєму веб-сайті». Вне всякого сомнения, компании из этого списка получат серьезные конкурентные преимущества перед остальными участниками рынка.

Будет ли «игра» по новым правилам честной? Принесет ли пользу стране и всей ИТ-отрасли? Получат ли доступ к преференциям небольшие и средние компании? Очень хочется надеяться. Ведь мы еще немного отличаемся от планеты Плюк, где процветает коррупция, беззаконие и господствует «цветовая дифференциация штанов».

+1923
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Собственно говоря, видя некоторых известных на IT-рынке персонажей, предсказать, чем закончатся для IT-рынка их усилия по лоббированию - труда не составляло.

у некоторых персонажей у самих проблемы
результат от них в итоге не зависел

интересно

Володя, спасибо!

Между строк очень "веселые" вещи читаются.

http://twitter.com/IMykhalitsyn

Через год льготы могут и отменить :-)

- Что это?!
- Макет новой тюрьмы, моё изобретение...
Ва-банк 2, или Ответный удар

странно, а ведь визатор отвечает оранжевой лампочкой не на пацаков. видимо, дело не в цвете, а пацаковатости.

реальность же имхо такова:
- качественные человеческие ресурсы для прорыва - очень мобильны, лежачих но годных почти не осталось;
- производсво в области IT завязано на технологии командостроительсва, постоянного обучения, самоорганизующихся процессов, статуправления - а не фондовооружение, почвоведение или даже организационное брендирование.

Два вышеприведенных пункта относятся не к программной инженении, а к ИТ в целом, ключая разработку софта-железа, целесообразные ноу-хау-бизнес-процессы и маркетинг.

- но для пиара и так сойдет.
с водочными заводами, понимаешь, паника и нехорошо получилось порулить, пусть хоть это ИТ потрошку покращется.

но вот как модель "льготы" со всеми издержками на ее построение и владение для избранных конкурирует в таком случае с моделью предприниматель - 5% налога?
ведь легко же считается все, а проблемы при попытке легализации возникают даже у приближенных к особам, не то что старающихся чесно заработать на открытом рынке.

итого, вытекающих из обычного "хотели-получается" основных сценария два:
- отменить единый налог (3-4 группу). тогда толковых (кого выгодно) если будет смысл, можно убедить переехать зарабытывать куда-нибуть в Грузию-Голландию (185 дней). Тех кого не выгодно - оставить в поддержку распила бюджетов на очередной сайт Минэкономики. К сожалению, результат определяется талантами (в том числе предпринимательскими) толковых;
- отменить через год льготы в "индустрии", ибо разграничить проблематично (как известно, ИТ-нано применяется теперь даже при обработке днищь продукции АвтоВаза). Вдруг окажется, что доход от разграничений - это не настолько интересно даже, как откаты с дотаций на надоенное молоко, не понятна база (деньги на распилах вынимаются по другому, у инсточника, тут базу подрывать нельзя, а с мелочи ничего не возьмешь).

пс. хорошая системная интеграция и дисти - это имхо не ИТ, а в лучшем случае карго (культ-) представительства (вендоров, таможни). ну, разве что ради них, да недофинансированной государсвекнной науки для переключения с пожирания полимеров на пожирание полимеров в себе - не вижу препятствий!

Кстати, да - про представительства я и забыл. Побочный эффект (вроде они не лоббировали)

тут я вспомнил про представительсва в смысле шаблона проектирования юроболочки, а не хозмодели.

но побочные эффекты налицо, да.

просто ассоциативный ряд :-)
вендоры, кто консалтингом занимается (HP, Microsoft, IBM, ...), удовлетворяют всем критериям

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT