`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Украинские ноутбуки: есть ли шанс?

Статья опубликована в №35 (652) от 16 сентября

+66
голосов

Активные действия зарубежных поставщиков, казалось бы, уже давно дали ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. Агрессивная ценовая политика и поддержка канала продаж со стороны А-брендов, по сути, закрыли тему мобильных ПК «Made in Ukraine» на несколько лет. Однако в минувшем месяце после анонса планов крупнейшего отечественного производителя ПК она вновь стала одной из самых обсуждаемых.

Украинские компании не свернули сборку лэптопов и после того, как те перестали быть востребованными у массового покупателя. Однако два-три года назад линии по выпуску ноутбуков даже у более или менее активных на этом рынке «Версии» и «Навигатора» перешли в режим штучного производства. При объемах 2–3 тыс. устройств в год можно было говорить фактически об их заморозке.

«Оттепель» должна была принести Interchangeability Initiative в рамках программы Common Building Blocks (CBB) от Intel, объявленная 1,5 года назад. Она предполагает унификацию основных компонентов ноутбуков и позволяет собирать их по той же бизнес-модели, что и настольные компьютеры. По задумке корпорации, инициатива должна повысить интерес небольших производителей к сегменту лэптопов, оживить поставки мобильных процессоров (как и других комплектующих) в канал и уменьшить таким образом зависимость чипмейкера от все более требовательных А-брендов в глобальном масштабе.

Год спустя после анонса Intel рапортовала о нескольких миллионах реализованных в рамках Interchangeability Initiative лэптопов. Однако топ-менеджеры корпорации не могли не признать, что инициатива получила развитие далеко не во всех регионах. В числе стран, где она пока не дала ожидаемого эффекта, оказалась и Украина.

По словам сотрудника украинской фирмы, знакомого с ситуацией, участникам программы Intel в ее нынешнем виде не удается получить необходимого уровня рентабельности. Минимальный объем закупок, при котором возможны приемлемые скидки на аппаратную часть, слишком велик для нашего рынка – несколько тысяч однотипных barebone-комплектов. Но даже при этом мобильные ПК отечественного производства могут быть дешевле А-брендов всего на 3–4%. Вместе с затратами на продвижение и установку OEM-версий ПО это делает выпуск лэптопов невыгодным.

Подтверждением вышеизложенного вывода может служить тот факт, что «Навигатор», анонсировавший весьма амбициозные планы по выпуску и продвижению своих ноутбуков Impression, развернул этот проект без привязки к Interchangeability Initiative. По словам руководителя департамента компьютерных систем компании Александра Костюка, ей удалось заключить более выгодные контракты с тремя азиатскими поставщиками barebone-комплектов. С какими именно, топ-менеджер «Навигатора» не уточнил, однако вряд ли среди них есть представители «большой тройки» (ASUS, Compal, Quanta, которые, к слову, и поставляют barebone-платформы по программе Intel) – скорее это представители «второго эшелона». Растущая конкуренция на мировом OEM/ODM-рынке вынуждает их снижать требования к минимальным объемам закупок комплектов для сборки. Благодаря этому они становятся привлекательными для нишевых производителей конечных продуктов из таких регионов, как наш.

Как уже отмечалось, мобильные ПК требуют значительных затрат на продвижение («Навигатор» рассчитывает за два года выделить на маркетинговые акции около 3 млн долл.), что на данном этапе делает их неприбыльным направлением. Зарабатывать на лэптопах, считает Александр Костюк, можно при объеме поставок не менее 50 тыс. шт. в год. Такого масштаба «Навигатор» намерен достичь только к 2011 г., запланировав на 2008 г. реализацию 6 тыс., а на 2009 г. – 15 тыс. устройств.

Украинские ноутбуки есть ли шанс?

Напомним, что, по данным IDC, во II квартале доля ноутбуков на украинском компьютерном рынке достигла 46% (год назад – 29%). По оценкам экспертов, уже в 2009 г. мобильные ПК превысят настольные по объему поставок в «штучном» выражении. Поэтому несмотря на то, что направление мобильных ПК еще несколько лет будет для «Навигатора» дотационным, в компании уверены, что при постепенном смещении потребительского спроса в пользу ноутбуков у отечественных производителей ПК попросту не остается иного пути, кроме как диверсифицировать ассортимент. «Сегодня ресурсов Тор 10 украинских фирм хватает лишь на удовлетворение пока еще растущего спроса на настольные компьютеры, – заявил Александр Костюк. – Однако в ближайшие годы им все равно придется выходить в "мобильный" сегмент, чтобы сохранить позиции на рынке».

Директор департамента компьютерных систем «Версия-Системс» Дмитрий Король придерживается того же мнения. У его компании тоже есть планы по возрождению «ноутбучного» направления, но претворять их в жизнь она пока не спешит, ссылаясь на все еще неблагоприятную конъюнктуру рынка. «Возможно, ситуация, способствующая активизации этого бизнеса, сложится уже в ближайший год», – надеется Дмитрий Король.

Как отмечалось на пресс-конференции, посвященной новой линейке лэптопов Impression, основным каналом для их продвижения станет розница, хотя до сих пор украинские производители таких устройств в основном ориентировались на корпоративный сектор. Считается, что бизнес-пользователи в меньшей степени, чем частные, склонны обращать внимание на бренд и дизайн и в большей – на такие утилитарные параметры, как конфигурация, стоимость и сервисная поддержка. Однако, по оценкам «Навигатора», в корпоративном секторе по-прежнему самыми востребованными остаются десктопы, на которые приходится до 90% всех закупок компьютерной техники, и структура их спроса вряд ли будет быстро меняться. Розница же является, с его точки зрения, перспективным каналом сбыта во многом еще и потому, что покрывает не только категорию частных пользователей, но и сегменты SOHO, а также частично SMB.

Именно работники небольших офисов, предприниматели и молодые специалисты должны стать основными потребителями ноутбуков Impression. Привлекать их планируется, в том числе, и с помощью специальных предложений, таких как лэптоп в пакете с доступом в Интернет от life:). Подобный подход к продвижению «Навигатор» называет одним из наиболее перспективных для украинских сборщиков. Правда, для того чтобы продавать в больших объемах устройства вместе с мобильным интернет-доступом, нужно дождаться соответствующего уровня развития рынка сотовой связи, когда такого рода услуги будут массово предоставляться в кредит, как в Европе, а не на условиях предоплаты, как в СНГ, считают в IDC. Однако для того, чтобы «застолбить» место на рынке, подобные предложения нужно формировать уже сейчас.

Дмитрий Король уверен, что, как и в случае с десктопами, для успеха на рынке лэптопов сборщики должны будут активно работать со всеми без исключения категориями пользователей. Представителей SMB и SOHO он также называет перспективными потребителями, но отмечает, что работать с этой группой клиентов умеют далеко не все украинские компании.

Перспективы отечественных производителей в сегменте ноутбуков подтверждает опыт соседних рынков со схожими объемами и структурами. Например, в Польше суммарная доля локальных сборщиков, по данным IDC, превышает 5% (около 100 тыс. устройств в год). Компания NTT, удвоившая за 2007 г. поставки своих мобильных ПК, также использовала для этого розничный канал и «пакетные» сервисы интернет-доступа от мобильных операторов, а программа Intel позволила ей и другим польским фирмам предлагать индивидуальные конфигурации лэптопов. По данным IDC, только в октябре–ноябре прошлого года в Польшу в рамках инициативы CBB было поставлено около 16 тыс. комплектов для выпуска ноутбуков.

Инициатива Intel оказалась востребованной и в Турции, а доля локальных производителей по итогам 2007 г. на этом рынке приблизилась к 20%. В IDC отмечают продолжающийся процесс консолидации сегмента ноутбуков турецкой сборки: пять компаний (CASPER, Datron, Arcelik, Vestel, Exper) наращивают объемы выпуска, причем две из них (Arcelik, владеющая торговой маркой «BEKO», и Vestel) известны еще и как крупные поставщики бытовой техники. Основной потребитель таких лэптопов в Турции – предприятия малого бизнеса, которых в стране насчитывается около 60 тыс., а также частные предприниматели.

Без сомнения, украинским производителям будет трудно соперничать с А-брендами во всех каналах продаж. Однако они, как и польские, и турецкие, могут гораздо быстрее и гибче реагировать на изменение запросов пользователей и предлагать им нестандартные конфигурации, пусть это и повлечет дополнительные затраты на предпродажное тестирование. Как отметил Дмитрий Калита, директор по маркетинговым программам Intel, конкурировать с международными вендорами только ценой бесперспективно. Куда важнее, по его мнению, наличие внутренней инфраструктуры сборщика для организации и поддержания этого бизнеса, хорошо зарекомендовавшего себя бренда, маркетинговой стратегии и масштабного доступа к группе пользователей, чьи требования не могут удовлетворить А-бренды.

Пока всем этим набором обладают далеко не все украинские производители. Однако, судя по темпам роста продаж ноутбуков и сегментации рынка, им вполне под силу освоить целый ряд ниш и претендовать на 2–3% от поставок лэптопов в Украине уже в ближайшие два-три года.

+66
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Скажем так. Украинский ноутбук, это как украинский автомобиль - ездит и уже хорошо. Вот только белые люди не покупают украинские автомобили.
А компания "Навигатор" банально снижает налогооблагаемую прибыль через группу афилированных компаний, которые ей "поставляют" барахло для сборки ноутбуков.
Я понимаю желание уважаемого Владимира Исаева кушать хлеб с маслом, а чай с сахаром, но уж лучше писать не на такие "слизкие" темы.

Ух ты! Вот спасибо, просветили о чем мне писать, а о чем нет. Вы, я смотрю, большой дока в теме ноутбуков.

>С какими именно, топ-менеджер «Навигатора» не уточнил, >однако вряд ли среди них есть представители «большой тройки» >(ASUS, Compal, Quanta, которые, к слову, и поставляют >barebone-платформы по программе Intel) – скорее это >представители «второго эшелона».

Quanta, Compal и прочие гранды OEM нашим производителям не по карману. Вся продукция "Навигатора" построена на любимых баребонах всех "производителей" ноутбуков в постсоветском пространстве - Clevo.

>Например, в Польше суммарная доля локальных сборщиков, по >данным IDC, превышает 5% (около 100 тыс. устройств в год). >Компания NTT, удвоившая за 2007 г. поставки своих мобильных >ПК,

Польская NTT упомянута, я так понимаю, не случайно ? ;) Ибо чем объяснить абсолютное совпадение модельного ряда NTT и Навигатора... ;) ?

А если честно, то родственник знаменитого конструктора вертолетов может и выразился достаточно резко, но в текущих условиях и при состоянии рынка ноутбуков в Украине, вся это затея с выпуском ноутбуков Навигатором выглядит или как фарс или как какая-то афера. Достаточно посмотреть их цены - они сопоставимы с А-брендами самого серьезного полета, не говоря о асусах и прочих MSI-аях. И что за бред с 10-летней гарантией ?

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT