`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Третья мировая война между Google, Apple, Facebook и Amazon

+88
голосов

И вновь я публикую эпичный перевод Алексея Филонова не менее эпичной статьи из The Economist о том, как Google, Apple, Facebook и Amazon вцепились друг в друга и что из этого может получиться. Перевод публикуется с незначительными редакторскими (то есть моими) правками.

***

The Economist: Google, Apple, Facebook и Amazon со всех сторон вцепились друг в друга…

Это эпичный сказ о воюющих группировках в странном и переменчивом ландшафте, о внезапных нападениях и осадах, о заговорах и предательствах, о мастерстве на поле битвы и о том, что могут сделать деньги.

Череда фентезийных повестей, которую Джордж Мартин (George R.R. Martin) начал с “Игры престолов”, и которую телеканал HBO превратил в хитовый телесериал, дает некое погружение в неизведанный мир, который всегда был популярен занятых в технологической отрасли. Но сегодня навязываемое ими бегство от действительности внезапно лопается от чувства знакомости происходящего. В Кремниевой Долине есть несколько драконов или даже оборотней, но сказка мистера Мартина о мире, лишившемся своего правителя, эхом отзывается в современном технологическом мире, где линии фронта в сражениях четырех гигантских корпораций проходят в доминировании над пользовательским интернет-пространством – Google, Apple, Facebook и Amazon бьются не на жизнь, а на смерть. Прошлогодний уход из жизни Стива Джобса (Steve Jobs), монарха Apple, отнял у технологического мира последнее, что было хоть чем-то похоже на голубую кровь. Но даже до кончины Джобса нарастало напряжение между великими силами поколения веба, по мере того, как рост мобильности начал изменять предыдущий баланс власти.

Технологическая отрасль повидала историй горьких противоборств: IBM и Apple в 1980х; Microsoft и Netscape в 1990х. Но противоборства, которые формируют рынок сегодня, куда богаче и сложнее, не в последнюю очередь из-за элемента соперничества личностей. Три из четырех компаний все еще управляются людьми, которые сделали свои состояния в качестве основателей или сооснователей своих империй – Джефф Безос (Jeff Bezos) у Amazon, Ларри Пейдж (Larry Page) у Google и Марк Цукерберг (Mark Zuckerberg) у Facebook. И хотя Apple больше не управляет Джобс, он воспитал Тима Кука (Tim Cook), своего преемника, для поста генерального директора. “В современной истории технологий еще не было настолько сильной группы директоров и основателей”, – заявляет Мэри Микер (Mary Meeker), один из руководителей венчурного фонда Kleiner Perkins Caufield & Byers.

Как и не видела эта история таких молодых и амбициозных компаний – Apple, старейшая в четверке, была основана в 1976 году без особой финансовой поддержки. Каждая из компаний выработала мощную бизнес-модель. Google превратила поиск в гигантскую машину прибыли, связав его с рекламой. Facebook сейчас в процессе создания чего-то похожего в связи с тем, каким образом интересы и взаимосвязи людей раскрываются в социальных сетях. Amazon сделал покупку реальных и цифровых товаров простой и дешевой. А Apple чеканит монету, продавая отличные устройства по премиум ценам.

Это позволило компаниям перековать орала на мечи (см. таблицу ниже). Они им понадобятся. Все четыре выросли в то время, когда работа с компьютером была чем-то, что совершалось за рабочим столом или на ноутбуке при помощи тех приложений, которые есть у пользователя в наличии. Сегодня, как и в мире мистера Мартина под названием Вестерос, о котором читателю всенепременно сообщается, что “зима наступит”, их мир ожидают перемены.

Телефон предткновения (прим. ред. в оригинале обыгрывается Iron Phone и Iron Throne из книги, но тут было сложно сделать такую же игру слов).

Так как веб становится тем, что живет в телефонах и за их пределами, а ПО – тем, что работает где-то в облаке, четкие линии, когда-то разграничивающие стратегии влияния и сферы ответственности, сегодня оказываются размыты. Смесь угрозы и возможностей заставила большую четверку вкладывать силы и средства в нападки на другие земли – иногда абсолютно необитаемые, а иногда в те места, где заправляли другие компании. И они не единственные, кто в это вовлечен.

Группа княжеств-стартапов – таких как Twitter в микроблогинге или Square в мобильных платежах – ищут собственные пути для получения золота, либо от выкупа их кем-то из большой четверки, либо становясь силой влиятельной самой по себе. Но есть и древняя империя, с которой тоже необходимо считаться: Microsoft, которая недавно выпустила свой собственный планшет, прикладывает максимум усилий, чтобы вернуться в игру, имея при этом прибыльный бизнес на рынке ПО для персональных компьютеров. Но именно борьба между членами большой четверки будет иметь основное влияние на будущее того, как люди находят информацию, потребляют контент и покупают различные товары, и, разумеется, на то, кому достанутся их деньги.

Поля сражений, на которых они дерутся, как и многие поля сражений, изрыты и запутаны. И их много. Apple и Google скрестили мечи в сфере ПО для смартфонов и планшетов; они же и Amazon столкнулись лбами в производстве “железа”; Google и Facebook стали заклятыми врагами в сфере социальных сетей; кто-то положил глаз на электронную коммерцию, которая испокон веков была вотчиной Amazon.

А еще у них есть земли, которые они должны защищать любой ценой. К примеру, Google. Ее поисковый движок обеспечивает стабильный приток в казну. Компания продолжает закачивать средства в доработку алгоритмов, которые обеспечивают его мощь. Так она подкрепляет оборону, аннексируя другие сервисы, которые обеспечивают поиск чего-либо, например, приобретя ITA Software, компанию, поставляющую информацию о полетах и другие данные для путешественников.

Поисковые механизмы и механизмы осады

Отнять этот лакомый кусок у Google будет непросто. Но каждый из остальных веб-гигантов был бы рад урвать себе часть. Несмотря на спорность утверждения, наибольшая угроза исходит от Apple. Казалось, обе они получали удовольствие от, пожалуй, самых теплых отношений в индустрии – между прочим, таких теплых, что будущий ген.директор поискового гиганта, Эрик Шмидт (Eric Schmidt), с 2006 по 2009 входил в совет директоров Apple. Сейчас они сошлись в битве, которая каждым ударом напоминает битвы из описанных Мартином, разве что с меньшим количеством инцеста, распущенности и отцеубийств.

В центре противостояния лежит конкуренция между мобильной операционной системой iOS от Apple, под управлением которой работают iPhone и планшет iPad, и ОС Android, детище Google, которую используют несколько производителей, таких как Samsung и HTC. Google прибрала к рукам компанию, создавшую Android, в 2005 году в качестве подстраховочной меры; в Google забеспокоились, что их поисковый движок и прочие сервисы могут оказаться выпилены из устройств вероятных конкурентов. Со временем, они превратили ее в сносного конкурента iOS. По данным IDC, занимающейся исследованиями рынка, Android осознанно выбрали три четверти покупателей 181 миллиона смартфонов, поставленных на рынок в третьем квартале 2012 года. Google утверждает, что ежедневно активирует 1.3 миллиона Android-устройств.

То, что Google изобразил, как сохранение разных путей развития событий, для Apple выглядело как объявление войны, такой, которую разъяренный Джобс планировал превратить в “термоядерную”. Голосовой персональный ассисент от Apple по имени Siri стал частью наступательных действий – новый тип поискового движка, который способен предоставлять людям информацию прямо на ходу. Принятое ранее в этом году противоречивое решение Apple вытурить Google Maps из iOS и заменить на свой собственный несовершенный картографический продукт, является второй попыткой обеспечить независимый от Google способ поиска информации.

Некоторые эксперты считают, что Amazon также представляет в этой войне поиска определенную угрозу. “Google привык быть сборщиком дани, направляя людей в Amazon”, – поясняет Джон Баттелле (John Battelle), матерый эксперт по тому, что творится в Кремниевой Долине, основатель Federated Media. “Сегодня все больше людей обходятся без него и идут прямиком на Amazon, а уже там ищут и покупают.” И он прав: в исследовательской компании Forrester посчитали, что 30% онлайн-покупателей в Америке поиск продукта начинают уже на Amazon. Facebook, по слухам, тоже работает над собственным поисковым механизмом с социальным уклоном. Мистер Цукерберг на недавней конференции заявил, что благодаря людям, которые ищут друзей и не только, социальная сеть обрабатывает “уже почти миллиард поисковых запросов ежедневно, и мы еще даже не старались.”

В то время как Apple бьется с Google на одном фронте, она же воюет с Amazon на другом, где льется кровь за звание лучшего провайдера онлайн-контента. После выпуска iPod Apple внезапно с головой ушла в мир контента со своим магазином цифровой музыки iTunes store. Контент продает устройства и наоборот – успешная стратегия, которая привела к соперничеству с Amazon, который, в свою очередь, изначально в середине 1990х был магазином книг, но потом диверсифицировался сначала до продажи музыкальных CD и DVD, а теперь и до одежды, кухонной утвари и всякой всячины. Но в прошлом году 37% из $48 миллиардов выручки Amazon все еще поступали от медиа-контента, как на физических носителях, так и онлайн.

Самое ожесточенное сражение между ними происходило на рынке электронных книг. В прошлом году Amazon обеспечил в Америке почти две трети загрузок цифровых книг. Apple же – всего 5%, но она попыталась перетянуть издателей от Amazon с помощью агрессивной стратегии, которая заключалась в предоставлении им большей свободы ценовой политики, чем под неусыпным оком Amazon. В плане цифровой музыки ситуация с точностью до наоборот, тут музыкальный сервис Amazon Cloud Player пытается отхватить хотя бы кусочек от огромной рыночной доли iTunes. Что же касается видео, то тут обе компании тягаются с Netflix, который разросся от проката DVD до сервиса потокового видео.

Контентмейстеры

Facebook и Google менее активны в этом направлении, хотя обе компании и осознают его важность. Стратегия Facebook заключалась в социализации контента других участников рынка. В некоторых областях были заключены соглашения с такими компаниями как Netflix и Spotify (стример музыки), в результате чего пользователи получили возможность сообщать друзьям, что они слушают или смотрят на этих сервисах в данный момент. Бизнес YouTube от Google главенствует над миром пользовательского видео, но компания пока не смогла создать жизнеспособного конкурента, как против сервисов Amazon, так и против iTunes. В марте они наконец-то собрали вместе разрозненные предложения музыки, электронных книг и др. в рамках нового онлайн-магазина Google Play в попытке сконцентрировать усилия. Но попытки Google войти в новые земли не всегда повторяют успехи платформы Android. Было проведено несколько атак на социальные укрепления Facebook, однако, они не увенчались заметным успехом.

Среди прочего, что Google добавил в Play, были мобильные приложения, располагавшиеся до этого в Android Market. Остальные титаны тоже выкатывают свои собрания приложений. Это важно для того, чтобы продемонстрировать их видение этой разворачивающейся битвы: битвы между различными платформами, посредством которых они намерены предоставлять наилучший мобильный экспириенс.

Здесь уже разворачивается трехсторонняя война между Apple, Amazon и Google, каждый из которых выпустил конкурирующий набор мобильных гаджетов, операционных систем и магазинов приложений. Apple, которая первой осознала потенциальную мощь подобной платформы, скрестив iPod с iTunes, занимает вершину холма. Она так хорошо зарабатывает на iPhone, что компания Asymco, занимающаяся исследованиями рынка, утверждает, что Apple получила 60% прибылей, достигнутых мобильной индустрией в третьем квартале 2012 года, хотя она поставила лишь 16% мобильных телефонов за тот же период.

Но теперь Apple вышла на тропу войны с компаниями, которые делают деньги совершенно иначе. Amazon огрызается своими читалками Kindle и планшетами под управлением модифицированной версии Android по цене, которая разве что окупает затраты на их производство и продажу. В свое время Apple вооружилась iTunes, чтобы продавать iPod, Amazon же вооружился планшетами, чтобы продавать все остальное.

Суровая реальность

Планы Google в отношении своей платформы выражены не так четко. Вначале они были рады, что смартфоны и планшеты под Android производились другими, но в 2011 было принято решение отвалить $12.5 миллиардов за Motorola Mobility, помимо всего прочего – производителя мобильных телефонов. Google уже продвигает на рынке свои планшеты Google Nexus, которые производит Asus и Samsung. А недавно они начали продавать дешевые ноутбуки, но под управлением не Android, а с другой их системой на борту — Chrome. Большинство аналитиков полагают, что Google будет штамповать относительно дешевые аппараты в надежде, что пользователи при помощи них придут в поисковые и прочие сервисы компании, где им можно показать рекламу.

И опять же не стоит забывать про надводную империю. Microsoft, №2 по Америке в поиске после Google, располагает в лице Nokia, производителе телефонов, старательным (и отчаянным) вассалом; а помимо этого еще и новой операционной системой. Встроенная в свежий планшет Surface, она уже сама по себе стала новой платформой. Как и клан Таргариен, который когда-то правил землями Вестероса, а теперь копит силы в изгнании, чтобы вернуть корону, компания отчаянно пытается вернуть былую славу.

Facebook по сей день не ввязывался эту в борьбу. Но он не станет стоять в стороне в борьбе за создание наилучшего экспириенса цифрового шопинга – еще одна битва, ради которой создаются эти платформы. Выиграть эту – значит снять стружку с Amazon. Facebook Gifts – новый сервис компании в Америке, который исследует информацию о пользователях сети, их предпочтениях и друзьях, чтобы подталкивать их к отправке друг другу подходящих подарков в нужное время, например, ко дню рождения. Чтобы сервис взлетел, Facebook пришлось купить подарочный стартап под названием Karma и заключить партнерские соглашения с более 100 компаний, включая Starbucks и производителя шоколада Lindt.

Google же экспериментирует с онлайн сервисом, который позволит людям находить товары в онлайне, заказывать их и получать на руки в течение суток за скромную плату. Кажется очень похожим на нашумевший сервис от Amazon – чрезвычайно успешный “Prime”, который в Америке обходится по подписке всего за $79 в год. Вместо того, чтобы пытаться клонировать развитую сеть складов гиганта е-коммерции, Google намерен заключать соглашения с курьерскими компаниями и ритейлерами. Но если Google всерьез намерен пободаться с Amazon, ему наверняка придется приобрести логистическую компанию. $69 миллиардов рыночной стоимости UPS составляют меньше трети стоимости Google; она оценивается менее, чем в половину финансовых сбережений Google.

Платформы – это оружие, которым воюющие фракции пытаются отстоять свои земли и захватить новые. Патенты – это оружие, которым они пытаются напрямую нанести ущерб конкурентам. Хотя некоторые патентные разбирательства были инициированы “троллями”, которые накапливают патенты, ничего, по сути, не производя, определенное количество было инициировано одним из гигантов или компанией, ставшей орудием в руках другой. Apple высоко забрасывает патенты по арене смартфонного рынка с помощью катапульты. Google прикупил Motorola Mobility, не в последнюю очередь ради того, чтобы наложить руки на тысячи ее патентов, действующих и рассматриваемых, тем самым укрепляя собственную оборону, и накапливая снаряды для осады других крепостей.

Кажется, будто поля сражений множатся с каждым кварталом, как грибы после дождя – мобильные кошельки, облачные вычисления и черт знает, что еще – выявить шаги стратегического наступления среди тактических отступлений нелегко. Какие-то из сегодняшних поражений могут нести в себе зерна для будущих побед. Google+, самая свежая попытка Google в штурме крепости Facebook, не лишена изъянов. Apple была заметно неподготовлена к атаке на Google Maps. Но если Google хочет достичь успехов на социальном поле, а Apple – в гео-локационных сервисах, им нужно делать смелые ставки, и в обоих случаях они как минимум закрепились в месте высадки. Испытание, с которым сталкиваются компании, состоит в том, чтобы преодолеть первоначальное разочарование, здраво оценив слабости, и превратив их в успехи.

Никто не выглядит потенциальным быстрым победителем. “Впереди нас ждет затяжная окопная война”, – предрекает Рольф Бота (Roelof Botha) из венчурного инвест. фонда Sequoia Capital. А это значит, что потребителей ждут хорошие новости, ведь перед ними откроется еще более широкий выбор дешевых (если не бесплатных) инновационных технологий. Разумеется, при нарастании конкуренции компании могут еще более плотно запереть свои основные районы – ну или начать использовать грязные приемчики, чтобы атаковать конкурентов. И тогда из своих берлог повылезают государственные деятели регулирующих органов. “В антимонопольных учреждениях разного уровня начинаешь замечать моменты из серии “империя наносит ответный удар”", – поясняет Адам Тьерер (Adam Thierer), исследователь из Университете Джорджа Мейсона.

Об остальных

Наблюдатели из Европы и Америки пытались обвинить Apple в том, что она вступила в сговор с некоторыми из книгоиздателей, дабы ослабить влияние Amazon на рынке электронных книг. А еще они внимательно изучают деятельность Google. Некоторые компании, включая те, что так или иначе связаны с Microsoft, обвиняли поискового гиганта в нечестном продвижении в поисковой выдаче собственных сервисов, таких как Google+. Также утверждалось наличие фактов использования контента конкурентов без их на то разрешения, заключение подрывающих здоровую конкуренцию сделок по размещению рекламы в поисковой выдаче. Компания также попала под огонь за предположительные манипуляции со смартфонными патентами с целью затруднения конкуренции. Армия адвокатов Google не покладая рук отбивается от этих обвинений.

Исходя из этого их величествам Пейджу, Куку, Цукербергу и Безосу приходится прокладывать курсы своих компаний по опасным территориям юристов и надзорных органов. Но в то же время они не должны слишком сильно отвлекаться от борьбы друг с другом; безумные властители Microsoft потеряли немало земель, исполняя нечеловеческую волю Министерства Юстиции США. А еще нужно постоянно ублажать акционеров, жадных до дивидендов в условиях загибающейся мировой экономики.

Король, которому удастся провернуть это все, по праву воссядет на уготовленный ему по праву трон; но его шанс стать первым среди равных, или шанс на долгое правление крайне мал. Как и в Вестеросе, эти заговоры и сражения предвещают еще множество серий и продолжений.

Третья мировая война между Google, Apple, Facebook и Amazon

+88
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Забагато літер.

33 и их комбинации :)

Многовато пожалуй, ничего нового, но интересно. Даже настолько, что впервые плюсанул статью А.Пацая (в основном за то, что не восхваляется Эпл).

Вы так говорите, как будто восхвалять Эппл что-то плохое

Вторая заповедь, между прочим, "Не делай себе кумира..."

Вы так цитируете какую-то старую книгу, как будто она для кого-то еще кроме вас имеет какое-то значение.

Как не странно имеет.

Объемно и всесторонне, спасибо.

Автор не надо пафоса! Какая это третья мировая - так буря в стакане.

Думаю, что очередная война четырех королей будет на автомобильном рынке.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT