`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Настоящая стоимость iPhone

Помните, периодически в интернете всплывают статьи из серии “Стоимость комплектующих iPhone — X долларов!!!”, где X — это сумма порядка 170-180 долларов. Обычно это сопровождается комментариями “вот, жадная Эпол, ей телефон стоит 170 долларов, а продает она его за 700! Наживаются, гады!”. Эта история очень стара, я еще в 2009 году писал опровержение подобным оценкам, поясняя, что обычно забывают посчитать, но практически каждый год подобная история повторяется.

Настоящая стоимость iPhone

Так вот, любителям рассказывать о жадной Apple я могу подарить еще один прекрасный аргумент о том, сколько же на самом деле стоит iPhone. В недавно вышедшей книге The One Device автор провел интересный эксперимент: там распылили iPhone в порошок и проанализировали состав порошка, вычислив химические элементы, из которых состоит iPhone, их вес, и, что самое главное, стоимость каждого элемента (взяв некий среднерыночный показатель цены за грамм). Лично меня суммарный результат немного удивил. Я перевел список из книги ниже в статье, да простят меня химики за ошибки в переводе (если таковые встретятся).

Элемент: Алюминий
Химический символ: Al
Процент веса в iPhone: 24.14
Грамм в iPhone: 31.14
Средняя стоимость за грамм: $ 0.0018
Стоимость элемента в iPhone: $ 0.055

Элемент: Мышьяк
Химический символ: As
Процент веса в iPhone: 0.00
Грамм в iPhone: 0.01
Средняя стоимость за грамм: $ 0.0022
Стоимость элемента в iPhone: $ –

Элемент: Золото
Химический символ: Au
Процент веса в iPhone: 0.01
Грамм в iPhone: 0.014
Средняя стоимость за грамм: $ 40.00
Стоимость элемента в iPhone: $ 0.56

Элемент: Висмут
Химический символ: Bi
Процент веса в iPhone: 0.02
Грамм в iPhone: 0.02
Средняя стоимость за грамм: $ 0.0110
Стоимость элемента в iPhone: $ 0.0002

Элемент: Углерод
Химический символ: C
Процент веса в iPhone: 15.39
Грамм в iPhone: 19.85
Средняя стоимость за грамм: $ 0.0022
Стоимость элемента в iPhone: $ –

Элемент: Кальций
Химический символ: Ca
Процент веса в iPhone: 0.34
Грамм в iPhone: 0.44
Средняя стоимость за грамм: $ 0.0044
Стоимость элемента в iPhone: $ 0.002

Элемент: Хлор
Химический символ: Cl
Процент веса в iPhone: 0.01
Грамм в iPhone: 0.01
Средняя стоимость за грамм: $ 0.0011
Стоимость элемента в iPhone: $ –

Элемент: Кобальт
Химический символ: Co
Процент веса в iPhone: 5.11
Грамм в iPhone: 6.59
Средняя стоимость за грамм: $ 0.0396
Стоимость элемента в iPhone: $ 0.261

Элемент: Хром
Химический символ: Cr
Процент веса в iPhone: 3.83
Грамм в iPhone: 4.94
Средняя стоимость за грамм: $ 0.0020
Стоимость элемента в iPhone: $ 0.010

Элемент: Медь
Химический символ: Cu
Процент веса в iPhone: 6.08
Грамм в iPhone: 7.84
Средняя стоимость за грамм: $ 0.0059
Стоимость элемента в iPhone: $ 0.047

Элемент: Железо
Химический символ: Fe
Процент веса в iPhone: 14.44
Грамм в iPhone: 18.63
Средняя стоимость за грамм: $ 0.0001
Стоимость элемента в iPhone: $ 0.002

Элемент: Галлий
Химический символ: Ga
Процент веса в iPhone: 0.01
Грамм в iPhone: 0.01
Средняя стоимость за грамм: $ 0.3304
Стоимость элемента в iPhone: $ 0.003

Элемент: Водород
Химический символ: H
Процент веса в iPhone: 4.28
Грамм в iPhone: 5.52
Средняя стоимость за грамм: $ –
Стоимость элемента в iPhone: $ –

Элемент: Калий
Химический символ: K
Процент веса в iPhone: 0.25
Грамм в iPhone: 0.33
Средняя стоимость за грамм: $ 0.0003
Стоимость элемента в iPhone: $ –

Элемент: Литий
Химический символ: Li
Процент веса в iPhone: 0.67
Грамм в iPhone: 0.87
Средняя стоимость за грамм: $ 0.0198
Стоимость элемента в iPhone: $ 0.017

Элемент: Магнезий
Химический символ: Mg
Процент веса в iPhone: 0.51
Грамм в iPhone: 0.65
Средняя стоимость за грамм: $ 0.0099
Стоимость элемента в iPhone: $ 0.006

Элемент: Марганец
Химический символ: Mn
Процент веса в iPhone: 0.23
“Грамм в iPhone: 0.29
Средняя стоимость за грамм: $ 0.0077
Стоимость элемента в iPhone: $ 0.002

Элемент: Молибден
Химический символ: Mo
Процент веса в iPhone: 0.02
Грамм в iPhone: 0.02
Средняя стоимость за грамм: $ 0.0176
Стоимость элемента в iPhone: $ 0.000

Элемент: Никель
Химический символ: Ni
Процент веса в iPhone: 2.10
Грамм в iPhone: 2.72
Средняя стоимость за грамм: $ 0.0099
Стоимость элемента в iPhone: $ 0.027

Элемент: Кислород
Химический символ: O
Процент веса в iPhone: 14.50
Грамм в iPhone: 18.71
Средняя стоимость за грамм: $ –
Стоимость элемента в iPhone: $ –

Элемент: Фосфор
Химический символ: P
Процент веса в iPhone: 0.03
“Грамм в iPhone: 0.03
Средняя стоимость за грамм: $ 0.0001
Стоимость элемента в iPhone: $ –

Элемент: Свинец
Химический символ: Pb
Процент веса в iPhone: 0.03
Грамм в iPhone: 0.04
Средняя стоимость за грамм: $ 0.0020
Стоимость элемента в iPhone: $ –

Элемент: Сера
Химический символ: S
Процент веса в iPhone: 0.34
Грамм в iPhone: 0.44
Средняя стоимость за грамм: $ 0.0001
Стоимость элемента в iPhone: $ –

Элемент: Кремний
Химический символ: Si
Процент веса в iPhone: 6.31
Грамм в iPhone: 8.14
Средняя стоимость за грамм: $ 0.0001
Стоимость элемента в iPhone: $ 0.001

Элемент: Олово
Химический символ: Sn
Процент веса в iPhone: 0.51
“Грамм в iPhone: 0.66
Средняя стоимость за грамм: $ 0.0198
Стоимость элемента в iPhone: $ 0.013

Элемент: Тантал
Химический символ: Ta
Процент веса в iPhone: 0.02
Грамм в iPhone: 0.02
Средняя стоимость за грамм: $ 0.1322
Стоимость элемента в iPhone: $ 0.003

Элемент: Титан
Химический символ: Ti
Процент веса в iPhone: 0.23
Грамм в iPhone: 0.30
Средняя стоимость за грамм: $ 0.0198
Стоимость элемента в iPhone: $ 0.006

Элемент: Вольфрам
Химический символ: W
Процент веса в iPhone: 0.02
Грамм в iPhone: 0.02
Средняя стоимость за грамм: $ 0.2203
Стоимость элемента в iPhone: $ 0.004

Элемент: Ванадий
Химический символ: V
Процент веса в iPhone: 0.03
Грамм в iPhone: 0.04
Средняя стоимость за грамм: $ 0.0991
Стоимость элемента в iPhone: $ 0.004

Элемент: Цинк
Химический символ: Zn
Процент веса в iPhone: 0.54
Грамм в iPhone: 0.69
Средняя стоимость за грамм: $ 0.0028
Стоимость элемента в iPhone: $ 0.002

СУММА
Процент веса в iPhone: 100%
Грамм в iPhone: 129 грамм
Стоимость элементов в iPhone: $ 1.03

Excerpt From: Brian Merchant. “The One Device.” iBooks. https://itun.es/us/gKoofb.l

Забавно, да? Чуть больше 1 доллара, из которого 56 центов — микродоза золота. Так что теперь, когда кто-то напишет вам “айфон стоит 175 долларов!”, вы смело можете ответить: “пффффф! всего один доллар стоит!”.

Настоящая стоимость iPhone

Трансформация Apple

The Wall Street Journal опубликовала статью о метаморфозе Apple за последние 10 лет, с 2006 по 2016 гг. Публикация платная, хотя в Apple News она была доступна полностью. Статья довольно общеобразовательная, ничего такого нового из нее те, кто следят за компанией, не узнают, но она в целом затрагивает взлет компании и вызовы, которые несет в себе такой взлет. Он, кстати, проходил так стремительно, что в 2010 году я даже писал статью “Apple больше, чем вы думаете” (а с тех пор изменилось еще ого-го сколько всего).

Вырасти из довольно небольшой компании в роли underdog (термин, означающий что-то вроде “аутсайдер, вынужденный доказывать свое право на существование”), в гиганта, которым является Apple сейчас, действительно непросто, начиная от продуктовой стратегии, организацией логистики поставок сотен миллионов продуктов в году и заканчивая ростом штата компании на порядки. Табличка в статье оказалась очень иллюстративной:
Трансформация Apple

Собственно, сравнение говорит само за себя — все показатели выросли так, что остается удивляться, как компанию при этом вообще не разорвало. Конечно, последствия такого роста ощущаются, в первую очередь в том, что некоторые традиционные продукты компании (вроде Маков) получают гораздо меньше любви от R&D, чем раньше. Но куда-то же эти 10 миллиардов на исследования уходят — будь то новые iPhone, часы, очки или автомобиль, так что, я уверен, Apple нас еще удивит. В табличке отсутствует, как заметил один мой друг, показатель рыночной капитализации, который вырос с тех пор с 48 до 756 миллиардов долларов (на момент написания статьи, хотя в течение мая-июня он переваливал даже за 800 млрд). Я думаю, что журналисты WSJ упустили его сознательно; это как бы стоимость, которую создает Apple, но которая ей в то же время и не принадлежит, это стоимость акционеров, и растет она в том числе благодаря акционерам и инвесторам, которые продолжают верить в компанию и определяют на рынке стоимость акций компании. Я бы, скорее, добавил в эту табличку количество денег, которые Apple потратила на программу “возврата капитала” — выкупа акций и выплаты дивидендов. Эти 300 млрд долларов, которые компания планирует выплатить до 2019 года — куда более увесистый аргумент “другой Apple”, без Стива Джобса, который принципиально был против выплаты дивидендов (да и в 2006 году особо не из чего было платить).

Второй график из статьи тоже довольно интересный. Он показывает, почему iPhone имеет право называться одним из самых успешных продуктов в истории человечества:
Трансформация Apple

Как справедливо заметил кто-то в Твиттере, если добавить больше промежуточных точек, то графики будут не такими красивыми, но месседж он доносит: мало какой популярный и массовый продукт достигал таких объемов и так быстро, как iPhone. Повторить такой успех с помощью другого продукта тяжело, а, может быть, даже и невозможно, даже для Apple. Поэтому когда сравнивают iPad или Apple Watch с iPhone, это у меня обычно вызывает усмешку; c одной стороны, да, это не iPhone, а с другой стороны, каждый продукт сам по себе — это уже многомиллиардные бизнесы, и конкуренты не могут продемонстрировать даже этого. Рынок планшетов дороже 200 долларов? на 85% — iPad. Apple Watch — почти 50% рынка смартчасов (если в статистику не мешать фитнес-трекеры и прочую носимую мелочь), и 80% выручки с этого рынка. Те же часы я замечаю вокруг у людей все больше и больше, и неудивительно, что аналитики оценивают кумулятивные продажи в примерно около 30 млн штук. Всем бы, как говорится, такие провалы.

А вообще этот график подчеркивает то, о чем я говорил вначале. Представьте себе, что Тиму Куку пришлось за очень короткий период организовать производство, логистику, продажи и поддержку такого огромного количества смартфонов. Кстати, в статье WSJ есть комментарий одного близкого Джобсу человека — Региса МакКенна, который говорит, что “мы не знаем, справился бы Джобс с управлением такой компанией”. Помните об этом, когда будете в следующий раз читать какую-нибудь очередную глупость очередного ведущего эксперта, рассказывающего, что Кука надо уволить за продуктовые провалы Apple. В общем, я достаточно уверенно смотрю в будущее Apple и вам того желаю.

Трансформация Apple

Внезапный интерес Google к вашим фото

У меня сложные отношения с Google как компанией, которая знает слишком много обо мне и использует эти данные для того, чтобы “продавать меня” рекламодателям. С одной стороны, их сервисы, безусловно, удобные и полезные, а с другой – от незнания того, что именно там Google делает с моими данными иногда прямо мороз по коже. С Facebook, кстати, та же история, только у них еще и ленту невозможно читать, поэтому я этого по возможности избегаю. С Apple все не так однозначно, Apple неоднократно демонстрировала, что приватность пользователей она ценит гораздо больше, чем “рекламные агентства” на буквы G и F, но даже с ними я стараюсь ограничивать то количество информации, которое я добровольно отдаю компании. Это вызывает определенные неудобства, так как многие современные сервисы рассчитаны как раз на то, что ты “отдаешься им полностью”, а они уже “сделают тебе хорошо”, но лучше я пока буду с паранойей, а там посмотрим.

Вот Google Photos — один из таких сервисов. На поверхности — чертовски удобный, и гораздо лучше, чем то, что предлагает Apple, но почему-то от него ощущение, как говорят американцы, creepy as hell. Конечно, фотографии как дополнение к почте, к которой уже имеет доступ Gmail, не кажутся большой трагедией, но неизвестность все равно напрягает. Я наткнулся на хорошую статью по этому поводу, которая, как мне кажется, отражает мое беспокойство, и решил её перевести, чтобы беспокойно было не только мне. Статья довольно взвешена и без панических ноток.

————————–
Google часто пробует много разных идей, а затем собирает урожай данных из того, что взлетело. В данный момент компания пирует на фотографиях и видео, которые пользователи загружают через весьма популярное приложение Google Photos. Облачный сервис, собранный из обломков так и не выстрелившей социальной сети Google+, теперь может похвастаться 500 миллионами активных пользователей в месяц, которые добавляют 1,2 миллиарда фотографий в день. Траектория роста позволит этому сервису скоро войти в “клуб миллиардеров”, таких как Youtube, Gmail и Chrome. Никто точно не знает, что Google планирует делать со всеми этими фотографиями в долгосрочной перспективе, и вполне возможно, что компания сама еще с этим не определилась. Но в рамках ландшафта, где доминирует искусственный интеллект, данные — а в этом случае ваши фотографии — становятся наградой сами по себе.

На ежегодной конференции для разработчиков I/O Google расхваливала Photos как основную платформу, которой досталась масса ценных обновлений. Пользователи скоро смогут автоматически делиться всеми загруженными фотографиями со своими партнерами, или фильтровать по дате или теме определенные фотографии, которые будут доступны другим. Новая функция “Рекомендуемый доступ” будет использовать распознавание лиц для того, чтобы предлагать пользователям отправить фотографии друзей им напрямую, как это делает приложение Facebook Moments. Сервис уже применяет алгоритмы машинного обучения, чтобы классифицировать объекты на фотографиях и делать их доступными для поиска, так что пользователи могут легко найти фотографии собак, пива или закатов солнца. С такими функциями и неограниченным пространством для хранения Google Photos становится самым удобным, мощным вариантом для управления большой библиотекой фотографий. Ничего удивительного, что пользовательская база растет так быстро. (Хотя у меня есть свои сомнения по поводу того, насколько “активны” пользователи — Photos предустановлена на устройствах с Android и автоматически собирает ваши фотографии; я в основном использую сервис для того, чтобы найти пароль к аккаунту HBO отца моего друга, скриншот которого я сделал когда-то в 2014 году).

Но вопрос остается: почему Google предлагает такой функциональный продукт, который не выглядит на данный момент “монетизируемым”, если не считать фотоальбомов, которые компания планирует продавать? Самый простой ответ на него — компания хочет, чтобы люди оставались в рамках их всеобъемлющей экосистемы. Сегодняшние технологические гиганты предлагают быть смотрителями нашей цифровой жизни с помощью набора сервисов, в обмен на доступ к нашей личной информации. “Даже если Google не зарабатывает деньги напрямую на том, что она предлагает, она все равно собирает данные”, говорит Педро Домингос, профессор компьютерных наук университета штата Вашингтон, и автор книги The Master Algorithm. “В эти дни во множестве компаний данные считаются основным активом”.

Куда уж Google больше данных? Поисковой гигант, по сути, достиг своей стратегической цели по “организации информации в мире”, если говорить о текстах. Но даже сооснователь Ларри Пейдж признает, что формулировка миссии компании устарела. В интернете начинает доминировать “визуальное общение”, где лидируют такие компании, как Facebook, Instagram и Snapchat. Google Photos, особенно сейчас, когда там доработана функциональность общего доступа, является черным ходом в мир социальных сетей и функциональности общения, в который Google безуспешно пыталась прорваться последние лет 10. Мы разрешаем компании пассивно следить за нами с помощью платформ вроде Chrome и Maps, а Google Photos может стать первым продуктом Google после Gmail, который убедит людей массово и активно делиться своей персональной информацией с компанией.

Однако, данные, полученные из фотографий, потенциально могут содержать больше деликатной информации, чем то, что хранится в почте. У Google уже есть достаточно фотографий объектов, которые компания проиндексировала по всеми интернету с помощью своего поискового механизма, но она все еще не знает достаточно много о том, как выглядят отдельные люди. Для того, чтобы доступ и маркировка фотографий работала, Google нужно проанализировать лицевую структуру субъекта и создать для них уникальный “лицевой отпечаток”. Компания на данный момент судится в штате Иллинойс по поводу того, что их технология распознавания лиц нарушает закон штата о защите биометрических данных граждан, и эта технология пока недоступна во многих странах Европы как раз из-за опасений в нарушении законов о приватности.

Возможность быстро отсортировать людей, места и объекты — суть аргументации за использование Google Photos, конечно же, и распознавание лиц помогает достигать этой цели. Но по мере того, что как технологии ИИ Google становятся более навороченными, компания плетет все большую сеть реляционных данных о мире. Какая-то информация подается пользователями (вы сами можете идентифицировать свое лицо в Photos или отметить лица друзей), но многое происходит за счет неизвестных расчетов алгоритмами компании, которые разработаны быть самообучаемыми, точно так же, как человек может использовать текущую информацию для интерпретации новой информации. Если я ищу “мама” в моей библиотеке Google Photos, сервис выдает фотографию, где мы сидим с ней в ресторане в октябре прошлого года, которую я точно не отмечал меткой “мама”. (Я попросил у Google пояснения, как это получилось. Представитель Google ответил, что Google Photos не использует анализ лицевой структуры, чтобы находить семейные сходства, и что в моем случае так могло получиться, потому что характеристики фото соответствуют изображениям, отмеченным как “мама” в базе данных поиска публично доступных фото в интернете). Аккуратная идентификация моей мамы — это пример того, как системы машинного обучения Google становятся умнее. И еще это крайне стремно.

“Компании постоянно экспериментируют, чтобы понять, что они могут сделать”, говорит Домингос. “Apple утверждает, что они целиком за приватность пользовательских данных. Facebook более бесцеремонный. Google где-то посередине. Они не знают, с чем люди будут готовы мириться, поэтому они сейчас в процессе выявления пределов”.

Пока что Google Photos тренируются в “оффлайне”, что означает, что загруженные пользователями фотографии не скармливаются системам ИИ Google для помощи им в распознавании объектов (компания использует для этого результаты поиска изображений). Но то, как работает Google Photos сейчас, будет отличаться от функциональности сервиса в будущем, и идеи, которые звучат посягающими на приватность сегодня, могут выдаваться за инновации завтра. В 2009 году одна из ежегодных первоапрельских шуток Google заключалась в программе ИИ, которая может сканировать почту пользователей и автоматически писать соответствующие ответы. В 2015 году эта надуманная концепция была добавлена в приложение компании Inbox, и на прошлой неделе её выкатили в Gmail. Когда Google начала исследовать распознавание голоса, она чувствовала необходимость просить пользователей пожертвовать им свои записи голосовой почты из сервиса Google Voice для исследований. Сегодня компания сохраняет все голосовые поисковые запросы по умолчанию, и использует их для обучения своих систем ИИ. Компания утверждает, что подобные сценарии не представляют собой поводов для беспокойства с точки зрения приватности, потому что сообщения людей и их голоса прослушиваются компьютерами, а не людьми.

Клише для критики бесплатных интернет-платформ всегда было “вы являетесь продуктом”. Сегодня более точно было бы сказать “вы являетесь ресурсом”. Довольно длительное время мы переживали, что технологические гиганты могут продавать нашу личную информацию тому, кто предложит больше всего денег. Но когда в Кремниевой Долине основной упор идет на искусственный интеллект, данные сами по себе становятся ценной валютой. Andrew Ng, исследователь, который основал проект ИИ Google Brain, недавно назвал данные “дефицитным ресурсом”. Компании, у которых их больше всего, могут создавать сложные системы машинного обучения, на основе которых будут работать базовые потребительские технологические продукты. Компании, у которых данных недостаточно, возможно, никогда не смогут этого сделать, раз уж мы хорошо зафиксированы в лагере Google, Amazon, Facebook или Apple. “Все эти компании обладают преимуществом, потому что у них уже есть огромные массивы данных, и у них нет необходимости делиться ими с кем-либо”, говорил Алекс Рудницкий, профессор факультета компьютерных наук университета Карнеги Меллон. “Чтобы получить данные, им нужно предложить что-то ценное пользователям. И это не так-то просто реализовать. Они получают данные, а затем могут использовать их для продвижения новых продуктов, которые используют эти данные для чего-то другого”.

Весь процесс разработки в Google трансформируется в эту модель. Все применения ИИ, упомянутые ранее — распознавание лиц, автоматические ответы на почту, понимание голосовых команд — все это организовано в рамках большого фреймворка машинного обучения под названием TensorFlow. Компания делает ставку на эту систему, уменьшая её так, чтобы она могла работать на телефоне Android, который не подключен к интернету, и масштабируя её до того уровня, где она обеспечивает работу нового процессора ИИ, который позволит сторонним компаниям использовать прогресс в машинном обучении Google через облако. Вместо создания набора раздельных алгоритмов, выполняющих отдельные задачи, Google хочет изобрести всеобъемлющий ИИ, который может справляться с разными задачами так, как это делают люди. “Со временем мы обнаружили, что те же подходы и алгоритмы машинного обучения, которые решают проблемы в одном направлении, могут быть использованы во множестве других направлений и продуктов”, говорит Джефф Дин, лидер исследовательской компании Google Brain в своем посте в марте этого года. “Так что то, что вы видите — это скачкообразный рост применения машинного обучения везде в Google, сотни команд и тысячи разработчиков используют эти подходы машинного обучения для решения проблем в своих сферах”.

Это мощные прорывы, которые, похоже, ускорят темы технологических изменений. Но важно помнить, что их проводит компания, чья основная цель — продажа адресной рекламы. После того, как продукт Google проходит достаточное количество итераций, всасывая достаточное количество данных, он должен начать приносить деньги, будь то в форме рекламируемых точек, которыми забиты Google Maps, или ассистент Google Home, который без спроса играет вам рекламный ролик фильма “Красавица и Чудовище”.

Лидеры технологических компаний любят говорить, что мы находимся “в самом начале” инноваций, которые они демонстрируют. Мы также находимся и в начале пути, где они пытаются понять, как на этом заработать. Фотоальбом раньше был просто альбомом с фотографиями. Теперь это база данных с поиском, которая достаточно сообразительна, чтобы сделать заключение об отношениях людей на фото. Чем он будет завтра и кто за это заплатит? Этим вопросом надо задаваться каждый раз, когда Google и её коллеги показывают новый, слишком-хорош-чтобы-быть-бесплатным продукт. “Сергей Брин говорит, что Google хочет быть третьей половиной вашего мозга”, говорит Домингос. “Но задумайтесь вот о чем: вы действительно хотите, чтобы третья половина вашего мозга зарабатывала показом вам рекламы? Я не хочу”.

Внезапный интерес Google к вашим фото

WWDC 2017

Когда на прошлой неделе Apple начала публиковать явно новости для разработчиков, не дожидаясь открытия WWDC, я сразу заподозрил, что предполагается весьма насыщенная презентация, и поэтому Apple заранее публиковала то, что было не сильно важным для слайдов для разработчиков (туда попала даже информация о том, сколько денег Apple уже выплатила разработчикам за мобильные приложения — 70 млрд долл, что для разработчиков вообще является одним из самых важных пунктов).

Но когда Тим Кук на презентации пропустил ранее обязательную часть про успехи Apple, просто сказав “у нас все зашибись”, а последующие выступающие за ним начали тараторить со второй космической скоростью, стало понятно, что интересного контента в презентации будет действительно очень много. Падавшие в почту параллельно презентации пресс-релизы от PR-офиса Apple только подтверждали, что новостей в этот раз как-то непривычно много:

WWDC 2017

Тут тебе и новые macOS с iOS и watchOS, и обновленные MacBook/MacBook Pro/iMac, и новый iMac Pro, и VR с AR, и новый iPad Pro, и даже новый iPod Hi-Fi… ой, в смысле HomePod. Пересказывать контент всей презентации я, разумеется, не вижу смысла — большинство из вас и своими глазами могли посмотреть трансляцию, а вот пройтись по всяким интересным и малозаметным мелочам и прокомментировать анонсы по возможности — это я всегда с удовольствием.

Забавно, что все упоминание о новинках платформы tvOS свелось к анонсу о том, что летом для AppleTV наконец-то выйдет Amazon Prime — приложение для доступа к видео в популярном видео-сервисе Amazon. Там между Amazon и Apple были какие-то странные трения, которые, я думаю, сводились к тому, что Amazon не хотел платить 15-30% комиссии за покупки подписки в App Store, и как механизм влияния на Apple использовал отсутствие поддержки Prime на Apple TV (при том, что на iPhone/iPad приложение есть). Плюс Amazon отказывался продавать Apple TV в своем онлайн-магазине, активно продвигая вместо этого свой Fire TV. Теперь, видимо, компании договорились (интересно было бы посмотреть на условия), а нам Тим Кук пообещал больше новостей об Apple TV позже в этом году.

Судя по анонсу watchOS 4, пивот фокуса часов с “лухари”-аксессуара на фитнес-устройство таки “кликнул” с пользователями, и многие новые фишки новой ОС для часов сфокусированы именно на фитнесе. Siri на часах превращается в некое подобие Google Now, и наконец-то в часах появилась нормальная поддержка Apple Music (я на это как-то жаловался уже в рамках обзора AirPods, теперь Apple прислушалась). Но почему-то ни слова не сказали про трекинг сна с помощью часов (я лично очень ждал эту фичу), или хотя бы тему с power nap (когда хочется быстро подремать 15-20 минут и не хочется дергаться от приходящих уведомлений). Радужные ремешки — это прекрасно, как и новые герои “Истории игрушек”, в дополнение к Микки/Минни Маус, но как насчет магазина циферблатов (не говоря уже про самостоятельную кастомизацию циферблатов пользователями?)

Дальше настал черед macOS, которая вместо Sierra будет называться High Sierra (шутки про обкуренность оставим интернет-острякам). Несмотря на то, что Apple утверждает, что этот релиз сфокусирован на существенных изменениях “под капотом” (типа как iPhone серии S: дизайн тот же, а начинка новая), все же парочка интересных пользовательских фич прорвалась в релиз. В частности, блокировка видео, которые автоматически начинают воспроизводиться при загрузке страниц. Я бы, конечно, предпочел, чтобы при каждом таком воспроизведении разработчика, который это сделал, било током, но блокировка тоже сойдет. Непонятно, правда, будет ли эта фича работать в Facebook, где особые извращенцы по умолчанию воспроизводят видео сразу со звуком, но хочется надеяться. Говорят, почта станет лучше и быстрее, правда, приверженцы секты “все равно Mail.app не работает” в это не верят. Ну не знаю, у меня рабочая почта с 20ГБ архива вполне нормально фурычит, и поиск в ней работает гораздо лучше, чем, например, в Outlook. Но “подкапотные” изменения и правда интересные: новая файловая система, новый кодек для видео, графическая подсистема Metal 2, и (ВНЕЗАПНО!) — VR на Маке, кто бы мог подумать. И даже официальная внешняя видеокарта для Маков, с благословением Apple — Джобс, наверно, вращается в гробу. Но бету на рабочий компьютер пока что ставить как-то страшновато.

Новые iMac с обновленным экраном, новыми процессорами Kaby Lake и даже c USB-C портами, а особо нуждающимся Apple показала iMac Pro, который можно сконфигурировать с процессором Xeon на 18 ядер и 128ГБ ECC памяти. Такой вот workstation в корпусе iMac, но цвета “серый космос”, который после покупки уже никак не проапгрейдить. В теории это должно помочь перебиться тем, кому нужен Mac Pro, который Apple обещает обновить в 2018 году (модульная архитектура, возможности апгрейда, вот это всё). И тут мне не очень понятен глубокий смысл: какой резон покупать iMac в конце 2017 года (а выйдет он только в декабре) за “от 4999 долл”, если через несколько месяцев в 2018 году появится уже новый Mac Pro, который, в теории, соответствовать агрейдным нуждам профессионалов будет гораздо лучше? Кстати, в комплекте с iMac Pro идут клавиатура, мышка и трекпад в том же модном космическом цвете, но Apple говорит, что отдельно купить их будет невозможно.

И даже все ноутбуки получили по апдейту, теперь у них процессоры Kaby Lake вместо Skylake (какие-нибудь хардварные гики вам расскажут, почему это важно, но с точки зрения производительности там никаких прорывов вроде как не ожидается). MacBook Pro по-прежнему ограничены 16ГБ оперативной памяти, что еще в прошлом году вызывало массу стенаний у тех нескольких процентов пользователей, которым 16ГБ мало, и тут ничего не поменялось. Удивительно, что даже MacBook Air получил небольшой прирост процессора до 1,8ГГц, хотя, по хорошему, его надо было бы уже либо радикально передизайнить, либо списать в утиль. После экранов Retina работать на MacBook Air с обычным экраном весьма неприятно. Но зато “от 999 долларов”, самый дешевый ноутбук в линейке Apple. Мне тут как раз надо сыну в университет новый ноутбук купить, но лучше немного добавить денег и купить MacBook Pro, чем чтобы он мучался с MBA. Непонятно, почему Apple не стала устанавливать Touch ID в новые MacBook, например.

C iOS 11 интересная история. Изменений в ней много, но самые интересные и заметные пользователям в этот раз достались iPad. Можно сказать, что если в последние несколько лет Apple проводила серьезную “iPad-ификацию macOS”, то в этом году все стало наоборот: проведена серьезная “macOS-ификация iOS на iPad”: тут вам и перетаскивание контента между приложениями, и улучшения в переключении между приложениями в виде нового Дока и просмотра окон открытых приложений, и файловый браузер (по сути, оптимизированный для сенсорного управления Finder), и много разных других изменений. Глядя на все это, я всерьез начинаю задумываться о том, что можно было бы заменить ноутбук на iPad Pro. Вначале, конечно, будет непривычно, но, похоже, что iPad действительно становится хорошей заменой компьютеру. Количество больших и маленьких фич в iOS 11 действительно зашкаливает: начиная от простых и очевидных вроде распознавалки QR-кодов, встроенной прямо в камеру и возможности записи видео происходящего на экране и новой клавиатуры на iPad, позволяющей набирать дополнительные символы на клавиатуре гораздо быстрее, и заканчивая поддержкой Augmented Reality в виде ARKit, который позволит разработчикам легко создавать интересные AR-приложения, включая игры и обучающие программы (и без необходимости покупать дополнительное оборудование для всего этого).

Нельзя не вспомнить автоматически включающийся режим “не беспокоить” при вождении автомобиля; а то некоторые жаловались, что Apple их не предупреждает, что при вождении не стоит писать СМС-ки или звонить по FaceTime. А еще из мелких фич iOS 11 нельзя не отметить возможность запрограммировать на левый и правый наушники AirPod разные жесты. Например, постукивание два раза по правому наушнику может работать как Play/Pause, а по левому — как следующий трек. Этого сильно не хватало пользователям AirPods:
WWDC 2017

Отдельно я бы отметил денежные переводы с Apple Pay между пользователями. Уверен, что в PayPal и их проекте Venmo (популярная система перевода денег между физлицами) вчера напряглись, потому что Apple с их хваткой над экосистемой могут быстро конвертнуть большое количество пользователей Venmo в пользователей Apple Pay. Интересно, что переводимые между пользователями с помощь Apple Pay деньги оказываются не на счету карты, привязанной к Apple Pay, а на некоем Apple Pay Cash, по сути, хранясь у Apple — а затем эти деньги можно тратить на покупки с помощью Apple Pay или же перевести на счет в банке. Но пока они лежат на счету Apple Pay Cash, Apple, по сути, является банком, хранящим ваши деньги. Наверно, для Apple это вполне приятная и финансово ощутимая мелочь.

Ну и вообще в iOS 11 есть еще на что посмотреть:
WWDC 2017

Если вы уже успели устать, то хочу сказать, что и это еще не все (даже несмотря на то, что я рассказываю только о том, что мне показалось интересным). Абсолютно новое приложение App Store, которое из одного из самых уродливых в комплекте с iOS превратилось в одно из самых приятных. Конечно, воплей “а куда подевалась функция Х???” не избежать, но обычным пользователям приложение понравится. Интересно, что Apple четко разделяет теперь игры и другие приложения, хотя я пошел бы дальше, и сделал отдельно App Store и Game Store, раз такое дело. А ещё из iOS убрали учетные записи социальных сетей Facebook и Twitter, что потенциально может осложнить жизнь приложениям, которые подхватывали эти данные для входа через эти соц. аккаунты, но, возможно, поддержка этой функциональности будет реализована через другое API.

К линейке планшетов iPad добавился еще новый iPad Pro с диагональю экрана 10,5 дюймов, который за счет тонких рамок вокруг экрана и других ухищрений не выглядит гигантским, и весит менее 500 грамм. Как ни странно, но пока что не убили iPad mini, хотя об этом ходили слухи, но в целом, учитывая улучшения, направленные на работу с планшетами в iOS 11, есть ощущение, что Apple не планирует сдаваться с iPad, несмотря на снижение продаж из квартала в квартал.

И той самой “one more thing” в презентации стал спикер HomePod: анонса устройства ждали, хотя никаких конкретных утечек не было, что и неудивительно: как я предполагал, устройство только анонсировали, а в продажу оно поступит в декабре, что означает, пока с китайских заводов даже нечему было утекать:
WWDC 2017

Было много слухов, что Apple готовит конкурента Amazon Echo и его голосовому ассистенту Alexa, но, судя по анонсу, пока что Apple целится немного в другом направлении. Да, поддержка Siri в HomePod есть, но похоже, что фокус больше на качественном звуке и интеграции с другими устройствами в экосистеме Apple (тут сильно напряглись в Sonos). Встроенный процессор A8 как бы намекает нам, что Apple пока что не полностью раскрывает потенциал устройства, но всё равно Alexa для Amazon — это в первую очередь интерфейс к магазину, а у Apple HomePod — это в первую очередь интерфейс к Apple Music. Если спикеров несколько (а стоят они каждый по 350 долларов), они умеют спариваться и обеспечивать (о боги!) стерео-звук. Конечно, в первую очередь вспоминается эксперимент Apple с iPod Hi-Fi, но посмотрим, получится ли у Apple в этот раз лучше.

Надо сказать, что следующая за кейнотом презентация под названием Platforms State of the Union была не менее интересной, потому что в ней инженеры Apple более детально останавливались на различных новых функциях новых версий ОС, и, что самое главное, демонстрировали, как легко эти функции можно интегрировать в уже существующие приложения. Честно говоря, от количества новинок и возможностей у меня голова кругом пошла, и если раньше можно было жаловаться, что презентация Apple была скучной и неинтересной, то в этот раз я скорее пожаловался бы на то, что новинок было слишком много. (И это я даже не добрался до всяких интересных вещей вроде Core ML, MusicKit, Vision, Core NFC и тд). Нам, как известно, не угодишь. И это еще даже не осень, где будет новый iPhone, а новые ОС, которые сегодня показали, станут общедоступными. И все равно, с таким количеством новинок очень интересно, и хочется надеяться, что Apple не будет сбавлять темпы.

WWDC 2017

Не позволяйте Facebook чувствовать себя несчастным

Давненько я ничего не переводил, но тут попалась на глаза статья в NYT, которая хорошо дополняет мои мысли по поводу Facebook (и почему я туда стараюсь не ходить). Поэтому вот вам для спокойствия, вдохновения и не только.
———
Теперь это уже зафиксировано официально. Ученые проанализировали данные и подтвердили, о чем мы и так в глубине души знали. Социальные медиа заставляют нас чувствовать себя несчастными.

Не позволяйте Facebook чувствовать себя несчастным

Мы уже смутно догадывались, что не могут все быть такими успешными, богатыми, привлекательными, расслабленными, умными и довольными, как они выглядят в Facebook. Но мы не можем остановиться, чтобы не сравнивать свою жизнь с отфильтрованной жизнью наших друзей.

А насколько отличается реальный мир от мира в социальных медиа? В реальном мире еженедельник The National Enquirer продает в три раза больше копий, чем The Atlantic в месяц, каждый год. В Facebook The Atlantic в 45 раз более популярен.

Американцы тратят в шесть раз больше своего времени на мытье посуды, чем на гольф. Но тем не менее твитов про гольф в два раза больше, чем твитов о мытье посуды.

Недорогой отель Circus Circus в Лас Вегасе и люкс-отель Bellagio вмещают примерно одинаковое количество людей. Но у Bellagio примерно в три раза больше чекинов на Facebook.

Поиск онлайн-статусов показывает интересные вещи. Facebook использовал данные внешней компании, чтобы собрать данные об автомобилях, на которых ездят люди. Также у Facebook, разумеется, есть данные об автомобилях, с которыми ассоциируются люди, публикуя записи о них или ставя лайки.

Владельцы премиальных машин вроде BMW или Mercedes с вероятностью выше в 2,5 раза будут ассоциировать на Facebook себя как владельцы таких авто, чем владельцы обычных марок и моделей.

В США желание выпендриться и продемонстрировать свое богатство универсально. Белые, азиаты, черные и латино — все они с вероятностью в два-три раза выше будут ассоциировать себя на Facebook с премиальным автомобилем, которым они владеют, чем со своим обычным авто.

Но разные люди в разных местах по-разному относятся к тому, что модно, и что может вызывать неловкое чувство. Например, музыкальные предпочтения. Согласно данным за 2014 год от Spotify Insights о том, что люди слушают, у мужчин и женщин вкусы одинаковы; 29 из 40 исполнителей, которых наиболее часто слушали женщины, также наиболее часто слушали и мужчины.

На Facebook, однако, мужчины стараются скрывать свой интерес к исполнителям, которые считаются более “женскими”. Например, в Spotify Кэти Перри находится на 10 месте среди исполнителей у мужчин, обгоняя Боба Марли, Канье Уэст, Кендрик Ламар и Виз Халифа. Но у всех этих исполнителей больше мужских лайков на Facebook.

Бремя необходимости выглядеть определенным образом в социальных сетях может гораздо больше, чем просто деформировать наш образ с исполнителями, которых слушают другие люди.

Люди, страдающие от разных болезней, все чаще используют социальные сети для того, чтобы устанавливать контакты с другими людьми и повышать уровень информированности о своих заболеваниях. Но если болезнь считается постыдной, люди с меньшей вероятностью будут публично говорить о своей связи с ней.

Беспокоящий кишечный синдром и мигрени одинаково распространены, оба заболевания затрагивают примерно 10% американского населения. Но те, кто страдает от мигреней, создают группы поддержки и по повышению информированности о ней, которые в 2,5 раза больше, чем группы тех, кто страдает от Б.К.С.

В этом нет ничего нового, хотя формы, которые это принимает, новы. Друзья всегда стремились произвести впечатление на друзей. Люди всегда сталкивались со сложностями в напоминании себе, что другим людям все достается не так легко, как они об этом говорят.

Вспомните афоризм, цитируемый членами Анонимных Алкоголиков: “Не сравнивайте свой внутренний мир с внешним миром других людей”. Конечно, этому совету сложно следовать. Мы же никогда не видим внутренний мир других людей.

Последние 5 лет я провел, как раз исследуя внутренний мир других людей. Я изучал агрегированные данные поисковых запросов в Google. Наедине с экраном и под защитой анонимности, люди говорят Google то, что они не говорят в социальных сетях; они говорят Google даже то, что они не говорят никому другому. Google становится своеобразной цифровой сывороткой правды. Слова, которые мы там набираем, куда более честны, чем фотографии, которые мы публикуем в Facebook и Instagram.

Иногда контраст между разными источниками данных весьма забавен. Например, сравните, как жены говорят о своих мужьях.

В социальных сетях наиболее часто встречающиеся описания для окончания фразы “Мой муж…” обычно “самый лучший”, “мой лучший друг”, “замечательный”, “прекрасный” и “такой милый”. В Google одна из пяти самых популярных подсказок для окончания фразы тоже “замечательный”. Так что вроде сходится. Но остальные четыре: “негодяй”, “надоедливый”, “гей” и “жестокий”.

Хотя 5 лет втыкания в компьютерный экран, изучая некоторые самые странные и темные мысли людей, может не выглядеть для большинства как приятное времяпровождение, я столкнулся с тем, что такие честные данные вызывают у меня удивительный комфорт. Я постоянно чувствовал себя менее одиноким в своих страхах, трудностях и желаниях.

После определенного количества изученных агрегированных данных, сложно смотреть слишком серьезно на отфильтрованных нас, которых мы видим в социальных сетях. Или же, как я резюмировал для себя то, чем меня научили данные Google: мы все – тот еще бардак.

Да, вы не эксперт по данным. Мы можете не знать, как писать код на R или рассчитывать доверительный интервал. Но у вас есть возможность воспользоваться преимуществами больших данных и цифровой сыворотки правды, чтобы положить конец этой зависти — или, как минимум, существенно снизить её уровень.

В следующий раз, когда вы будете не в духе от своей жизни после просмотра Facebook, пойдите в Google и начните набирать текст в поисковое поле. Автодополнение Google подскажет вам запросы, которые ищут другие люди. Наберите “Я всегда…” и вы увидите подсказки, которые основываются на запросах других людей: “Я всегда уставший” или “Я всегда страдаю от диареи”. Это хороший контраст с социальными сетями, где все “всегда”, похоже, в отпуске на Карибах.

По мере дальнейшей оцифровки нашей жизни, я предлагаю новую мантру для 21 века (благодаря большим данным): Не сравнивайте свои поисковые запросы в Google с записями других людей в Facebook.

Не позволяйте Facebook чувствовать себя несчастным

Миллиарды долларов Apple

Я опять про миллиарды, но в этот раз другие. И недели не проходит, чтобы какой-нибудь очередной эксперт или аналитик не написал о том, куда должна потратить свои миллиарды Apple, и как правило, эти советы сводятся чаще всего к тому, что “Apple должна купить компанию Х”. Очевидно, те 256 миллиардов долларов, которые накопились у Apple за период успешных продаж iPod и iPhone, не дают спать множеству журналистов. Кого только не называют в кандидатах на пост этой “компании Х”: тут вам и Netflix, и Tesla, и Disney, и другие компании, приобретение которых могло бы обойтись в несколько десятков миллиардов долларов.

Миллиарды долларов Apple

Можно было бы начать с того, что не все компании из этого списка готовы “продаться”. Но есть и другая преграда: огромные поглощения не в духе Apple: на данный момент крупнейшая сделка у компании — поглощение Beats за 3 миллиарда, и куча более мелких покупок. А я хорошо помню огромный поток критики и вращения пальцами у виска “зачем Apple это делает?” (по поводу покупки Beats). В итоге у Apple продажи наушников на несколько миллиардов долларов в год, AirPods/Beats X (хотя доказательств, что это следствие приобретения Beats, нет), и Apple Music. Но разве интернет-критики чему-либо учатся? У них продолжительность концентрации внимания примерно как у золотой рыбки, поэтому сначала они будут призывать “что-нибудь эдакое купить”, а затем этим же руками будут писать статьи о том, почему такое приобретение для Apple — большая ошибка.

Вообще, удивительно, как Apple смогла заработать столько денег, игнорируя бесконечные советы экспертов, блогеров и журналистов. Главное, что все эти эксперты знают, что на сегодняшний момент является модной темой, и важно объявить, что Apple в очередной раз прохлопала важнейший тренд, будь то 3D принтеры, чат-боты, VR или автономные автомобили, и теперь компания еще более обречена, чем раньше. Крупное приобретение могло бы помочь Apple выбраться из пропасти, в которую обреченная компания падает уже почти 20 лет. Это, конечно, не Skype за 8,5 млрд, купленный Microsoft (и даже не LinkedIn за 26 млрд), не Motorola для Google за 12 млрд, и тд., но, может быть, какой-нибудь Netflix и мог бы спасти компанию.

Ладно, хватит сарказма. Крупные приобретения не в духе Apple, как я уже писал выше, не только потому, что Куку жалко денег. Структура Apple такова, что компания, несмотря на её гигантские масштабы, продолжает функционировать как гигантский набор стартапов, с централизованной структурой вокруг CEO и executive-команды. Хорошо это или плохо – покажет история, хотя многие считают, что заброшенные в последнее время Маки – это в том числе и последствия такой структуры. Интеграция с крупным “приобретением” и для традиционной компании обычно задача не из простых, а для замкнутой Apple вообще может оказаться неподъёмной задачей. А если не интегрироваться, а оставлять приобретённую компанию как самостоятельную единицу – это нарушение идеологии Apple как продуктовой компании, и потенциально невозможность создания единого интегрированного продукта, что совершенно не устроит текущий менеджмент Apple. Поэтому я лично очень сильно скептичен по поводу того, Что Apple может потратиться на какую-то крупную компанию. Почти все предыдущие поглощения показывают, что Apple любит относительно небольшие компании, которые покупаются за технологии, или команду, или за то и другое, в дальше уже приобретение вливается в существующие команды и становится частью продуктов.

Что же Apple делать с деньгами? Когда-то, лет 20 назад, Майкл Делл призывал закрыть компанию и деньги раздать акционерам (насколько я помню, Стив Джобс за это очень не любил Майкла Делла). Ирония судьбы заключается в том, что Apple примерно это сейчас и делает: не закрывает компанию, конечно, но заработанные деньги активно распространяет среди акционеров компании, путём выкупа акций и выплаты дивидендов. До 2019 года компания планирует потратить на эти цели 300 млрд долларов, и если продажи будут хотя бы сохраняться на этом же уровне, то вряд ли на 300 млрд компания остановится.

Миллиарды долларов Apple

Миллиарды устройств

На этой неделе во время открытия конференции Google I/O со сцены прозвучал интересный показатель: в мире теперь насчитывается 2 миллиарда активных устройств с операционной системой Android. Серьезно, ничего не скажешь — действительно массовая платформа.

Миллиарды устройств

Хотя насчет “ничего не скажешь” это я поспешил; сложно не прокомментировать тот факт, что из этих 2 миллиардов устройств почти 5 часть — это KitKat, операционная система, которой уже 4 года, что в современном технологическом мире — практически ископаемое. Еще 30% — Lollipop (3 года), еще 30% — Marshmallow (2 года). Это, конечно, все равно Android, но почему бы не пнуть в рамках пятницы за это отставание, со всеми “вытекающими” в виде отсутствующих апдейтов, проблем с безопасностью, вредоносным ПО, которое пользуется известными уязвимостями, и тд?

Но вообще я хотел отметить другое. Apple тоже любит хвастаться “миллиардами”, и необязательно теми миллиардами, которые зарабатывает компания. Считается, что доля Apple на рынке смартфонов в мире порядка 15%. Она существенно выше на рынках типа США, Великобритании или Японии, где показатель iPhone может достигать 45%. О том, что продан миллиард iOS-устройств, Apple заявила еще в январе 2015 года. Через полтора года, в июле 2016 года, компания объявила, что всего компания продала 1 миллиард iPhone. Понятно, что это все проданные iPhone за весь период существования устройства, за это время многие из них уже вышли из строя, но не надо забывать, что на уровень продаж в 40-50 млн штук в квартал Apple вышла только несколько лет назад, то есть все-таки большинство устройств были проданы не в 2007 году, а гораздо позже.

А в январе 2016 года Apple также заявила, что они насчитали 1 миллиард активных Apple-устройств (это включая iPhone, iPad и Маки). С тех пор Apple продала еще как минимум 250-300 млн iPhone:

Миллиарды устройств

Если отбросить iPad-ы и Маки, то можно допустить, что именно iPhone как активных устройств сейчас порядка 700-800 млн штук (среди Android-устройств тоже наверняка есть и планшеты, но их там не очень много, поэтому оставим для красоты число в 2 млрд активных устройств). Исходя из этой математики, получается, что на самом деле доля iPhone на рынке смартфонов не 15%, а как минимум в два раза выше. Не то, чтобы это меняет каким-либо образом ситуацию, и никакого глубокого смысла не имеет (я об отсутсвие смысла “меряния” долями рынка писал неоднократно), но все равно забавная арифметика получается. Просто в следующий раз, когда кто-то будет вам рассказывать, что “эпол на рынке незаметна и вообще скоро айфону конец”, помните, что к этим прогнозам и подобной аналитике нужно относиться с хорошей долей скепсиса.

Миллиарды устройств

Яблочная зависимость

Несколько недель назад, в рамках статьи про то, как Apple заловила Uber на использовании приватных API для трекинга iPhone даже после удаления и переустановки приложения Uber для водителей, я писал:

Основная сенсация крутится вокруг истории о том, что Убер делал нечто нехорошее со своим приложением, Apple это обнаружила, Тим Кук пригласил на встречу к себе Тревиса Каланика и сказал ему, что если Убер не прекратит это делать, то Apple уберет его приложение из App Store. Понятно, что тут налицо преференции для крупного игрока: будь это какое-то приложение разработчика-одиночки, Apple сначала снесла бы приложение, а потом разбиралась, но Убер достаточно крупный игрок, чтобы с ним надо было договариваться подобным образом. Интересно, что в статье рассказывается, что Каланис в этот момент здорово “очканул”, так как без App Store и пользователей iPhone Uber пришлось бы нелегко, поэтому они прекратили практику нарушения правил App Store. В статье вообще практически намекается на то, что если бы Кук привел в действие свою угрозу, то еще неизвестно, выжил ли бы после этого Uber. (Что, кстати, тоже интересная, но отдельная тема для разговора — возможности Apple, по сути, одним росчерком пера убить сторонний бизнес).

 

Собственно, вот эта тема про “возможность убить сторонний бизнес” вызвала отдельное бурное обсуждение в Комментарии 26 , с призывами к государству вмешаться и вообще навести порядок с такой-сякой монополистической Apple. Свое видение ситуации я изложил там же, в комментариях:

Apple с её 45% рынка в Штатах и 15% по миру как-то не производит впечатления монополии. да и вообще, какая там монополия и вмешивание государства? вот ты пришел на рынок А, продаешь помидоры. Потом оказывается, что ты обвешиваешь покупателей, и администрация рынка выгоняет тебя с рынка А. Берешь свои помидоры и топаешь на рынок G. в чем проблема? при чем тут государство?

Это примерно как обвинять тот же GM, что в дилерских центрах GM продаются только новые автомобили производства GM, а других производителей в эти дилерские центры GM почему-то не пускает. Мне больше не нравится ситуация, когда вроде как все разработчики равны, но одни разработчики “ровнее”; одних Apple за нарушение правил сразу “изгоняет” из App Store, а других зовет на поговорить. Но, опять же, с точки зрения бизнеса я этот подход понимаю, но как человек, скажем так, по другую сторону баррикад (который сталкивался с блокировками приложения в App Store и другими сложностями общения с Apple), этот подход все равно не одобряю.

Но есть и другой уровень “зависимости” от Apple, и он еще хуже, чем разработка приложений и их публикация в App Store. Речь идет о поставщиках компонентов для устройств, производимых Apple. Несколько недель назад появилась информация о том, что Apple планирует перейти на разработку своих графических чипов для мобильных устройств и отказаться от чипов, разрабатываемых для Apple компанией Imagination Technologies. Посмотрите на график акций Imagination Technology — я думаю, не составит труда заметить, в какой момент появились новости о том, что Apple собирается отказаться от их услуг:

Яблочная зависимость

Причем в этом случае даже отказ Apple не сиюминутный, а запланирован в период от 15 до 24 месяцев, но реакция на рынке наступила мгновенно. Неудивительно, ведь выручка компании почти на 50% состояла из заказов Apple.

Быть поставщиком Apple с одной стороны интересно (в 2016 году компания потратила более 50 млрд долларов только на поставщиков в США), но в то же время достаточно непросто. Из того, что я читал про отношения Apple с подрядчиками, компания зачастую требует выделения большой доли производственных мощностей “под себя”, что неудивительно, учитывая масштабы, в которых оперирует Apple с их десятками миллионов iPhone каждый квартал (плюс планшеты-маки-часы и тд). И это не говоря про множество других требований к качеству производимой продукции, секретности на производстве, отношению с персоналом, и многое другое (не говоря уже о том, что по цене Apple умеет “отжимать” подрядчиков так, как никто не отжимает). В итоге для многих подрядчиков компании это действительно становится единственным или основным бизнесом — обслуживание такого VIP-клиента, а в перспективе может наступить неприятный “разрыв”, как это узнали на себе уже Portal Player и SigmaTel (производившие SoC и чипы для iPod). А кроме Imagination Technology, на сегодня у Apple из крупных подрядчиков в списках можно найти Japan Display, Cirrus Logic и даже тот же Foxconn/Hon Hai, который занимается сборкой готовой продукции. Вот где зависимость так зависимость: это разработчик приложения, обидевшись, может уйти в Google Play и хотя бы на рекламе отбить деньги, а пойди найди такого заказчика, который будет у тебя заказывать 150-200 миллионов экранов или чипов в год. Но, опять же, это рынок в чистом виде, вряд ли тут можно “натравить” государство вмешаться и “навести порядок”.

Яблочная зависимость

Apple, результаты второго квартала 2017 финансового года

Самая регулярная рубрика блога, стабильно выходящая раз в квартал — комментарий по поводу очередного объявления финансовых показателей Apple за квартал. В частности, в этот раз речь пойдет о втором квартале 2017 финансового года, который завершился 1 апреля 2017 г. Сначала основные показатели:

– Доход компании за квартал составил 52,9 млрд долларов США (для сравнения, за тот же квартал предыдущего года этот показатель составил 50,6 млрд долларов).
– Чистая прибыль компании составила 11,03 млрд долларов США (год назад – 10,51 млрд долларов США).
– Продано iPhone 50,76 млн штук (год назад 51,19 млн)
– Продано iPad 8,92 млн штук (год назад 13,08 млн)
– Продано Маков 4,2 млн штук (год назад 4,03 млн).

На третий квартал 2017 финансового года компания прогнозирует выручку в объеме от 43,5 млрд до 45,5 млрд долларов (год назад в третьем квартале выручка составила 42,4 млрд долларов). Как видите, появились первые признаки того, что компания начала понемножку вылезать из глубочайшей финансовой пропасти и уже немножко меньше обречена, чем обычно.

Удивительно, но про этот квартал сложно сказать что-то особо выдающееся. Его нельзя назвать рекордным, но и плохим его тоже нельзя назвать (хотя, конечно, “умеючи” можно все, особенно если у вас в спонсорах конкурент Apple, а живете вы с кликов по ссылкам – тогда у вас совсем другие цели, нежели объективность). Поскольку, как выразился @DumbAnalytics, у меня это хобби и я не чета “профессионалам”, просто расскажу об интересных показателях из этого квартала и что они могут значить.

Например, интересное про iPhone. Продажи в штуках немного снизились (около 1%), но зато выручка примерно на столько же выросла. Это означает, что микс моделей сместился немного в сторону более дорогих моделей (то есть 7 Plus), о чем косвенно свидетельствует и выросшая средняя продажная цена (ASP) — с 642 долларов год назад до 655 долларов в этом квартале. Во время звонка Тим Кук, кстати, отмечал, что с ожиданиями спроса они промахнулись, и спрос на Plus модель оказался выше, чем прогнозировали в Apple. Кстати, у Apple также постепенно снижается доля iPhone в выручке компании:
если во втором квартале 2015 года она составляла 69%, во втором квартале 2016 года — 65%, то в этом квартале она составила 63%.

Продажи Маков выросли на 4% в штуках и на 14% — по выручке. Можно сколько угодно говорить о том, что Apple забыла про “профессиональных пользователей”, но новые MacBook Pro явно продаются (а столько было разговоров о том, как теперь все бросятся вместо Макбуков покупать Surface, хотя за последний квартал продажи Surface как раз таки упали на 26%).

Apple, результаты второго квартала 2017 финансового года
ASP Маков

Категория “Другие продукты”, куда входят Apple Watch, Apple TV, iPod, и наушники Beats и AirPods), выросла в выручке на 31% до 2,87 млрд долл (год назад — 2,19 млрд долл). Apple традиционно не раскрывает продажи в штуках продукции в этой категории, но во время звонка Тим Кук отметил, что продажи Apple Watch выросли в два раза, по сравнению с кварталом год назад (что, впрочем, наверно, сложно считать большим достижением, поскольку на тот момент год назад многие уже ждали новую модель и не спешили с покупкой). По оценкам некоторых аналитиков, это может означать около 3-3,2 млн штук Apple Watch в квартал. Кроме того, Тим Кук говорит, что большой популярностью пользуются наушники AirPods, которые Apple не успевает производить; видимо, этим объясняется тот факт, что их все еще надо ждать 6 недель после покупки.

В категории “Сервисы”, куда входят всевозможные подписки (iTunes, iCloud), App Store и проч., выручка составила 7,04 млрд долл (год назад — 5,99 млрд), то есть рост на 18%. Например, выручка только в App Store выросла на 40%, а ведь нам различные эксперты пытаются рассказать о смерти аппсторов и о том, как никто больше не качает приложений и ничего не покупает. Транзакции по Apple Pay, которым, как известно, тоже никто не пользуется, выросли на 450%. Всего у компании насчитывается 165 миллионов пользователей с тем или иным видом подписки (за последний квартал добавилось 15 миллионов пользователей, которых, как кто-то умудрился заявить в твиттере, Apple каким-то образом “вынуждает” платить).

Единственное темное пятно в результатах этого квартала — это продажи iPad, которые в штуках снизились на 13% (8,92 млн против 10,25 млн год назад) и на 12% в выручке (3,89 млрд долл против 5,53 млрд долл год назад). Новые модели iPad компания показала только в конце марта, так что они не могли повлиять на результаты этого квартала, будет интересно посмотреть через 3 месяца, что получилось у Кука и Ко в связи с упрощением и удешевлением линейки.

Разное
– Интересный комментарий финансового директора был про судебное разбирательство с Qualcomm. Поскольку предметом диспута являются как раз суммы выплат по патентам, компания решила приостановить патентные выплаты, и “откладывает” деньги, которые могли бы предназначаться для Qualcomm. Однако, эти деньги не влияют от показатели отчетности, так как идут в специальный счет и там просто будут ожидать решения суда.
– Посещаемость магазинов никому не интересной Apple выросла на 16%, по сравнению с годом назад.

В итоге запас наличности Apple после результатов этого квартала составил 256,8 млрд долларов. Поэтому совет директоров Apple решил направить еще 50 млрд долларов на выплату дивидендов акционерам компании в течение ближайших 4 кварталов. И это — в дополнение к ранее выделенным 250 млрд долларов, которые в рамках возврата капитала должны быть выплачены до конца марта 2019 года. Поэтому сама сумма запасов в 256 млрд не отражает полную картину финансовых “отложений” Apple за последние годы. У Гораса Дедью есть хороший график по этому поводу:
Apple, результаты второго квартала 2017 финансового года

На этом графике видно, что общая сумма, с учетом уже выплаченного капитала, составляла на конец прошлого года почти 450 млрд долларов. При этом у компании есть и долги — примерно около 70 млрд долларов, это всякие кредиты, которые выгодней брать, чем возвращать свой капитал из-за границы в США, где он попадет под высокий корпоративный налог. Короче, Тим Кук и его команда создали отличную машину по печатанию денег, которая, возможно, и не вызывает щенячьего восторга у хипстеров, ждущих революционных айфонов каждую неделю, но явно обладает ресурсами для продолжения попыток придумать что-то новое масштабов iPhone.

Apple, результаты второго квартала 2017 финансового года

В каждую спальню – по камере!

Все вы знаете компанию Amazon — самый большой онлайн-магазин. Для удобства покупателей Amazon выпустил пару лет назад устройство Echo, такой спикер со встроенным помощником Alexa. Формально как бы оно предназначено быть универсальным помощником, хотя, конечно, основная цель — еще один интерфейс к магазину: там действительно удобно голосом заказывать всякие штуки с сайта, не заморачиваясь на телефон или компьютер (это приводит к отдельным казусам, когда фраза, сказанная по телевизору, делает заказ в Echo, но это временные технические сложности).

В каждую спальню – по камере!

Так вот, вчера Amazon представил новое устройство — Amazon Look, это камера со встроенным микрофоном и все тем же виртуальным помощником Alexa. Цель камеры — оценивать изображение владельца, анализировать одежду и внешний вид, давать необходимые рекомендации по улучшению внешнего вида, и, конечно же, давать возможность тут же покупать на Амазоне рекомендованные продукты. Камера, микрофон, спальня или шкаф с одеждой… Казалось, что может пойти не так?

Лично меня напрягают постоянно слушающие устройства дома, будь то Alexa, Siri или Google Now (одни больше, другие меньше — все же когда речь идет о компании типа Google, для которых пользовательские данные и возможность последующего таргетирования рекламой — это их основной хлеб, то понятно, что им мои данные нужнее, чем той же Siri). Называйте меня параноиком, но уже была история с убийством, в расследовании которого полиция запрашивала у Amazon записи с устройства Echo (справедливости ради, Amazon активно сопротивлялся этому запросу), так что хочется, чтобы постоянно слушающих устройств дома было поменьше. Не говоря уже про всякие корейские и no-name устройства, разработчики которых и к безопасности пользовательских данных относятся более расслабленно. Или, например, по решению полиции выдаётся решение суда, согласно которому полиция может получить доступ к этой камере, и подсматривать-подслушивать через нее — очень удобно.

Amazon подтвердил, что изображения и видео, снятые камерой Look, будут храниться на серверах Amazon, пока пользователи вручную не удалят их. На вопрос, будут ли эти данные передаваться третьим сторонам, Amazon как-то уклонилась от ответа. А дальше можно фантазировать, что там еще Look наанализирует из вашего изображения:
– например, беременность (и тут же Амазон предложит вам соответствующие товары)
– или депрессию (рекомендации веселых книжек, врачей или таблеток)
– физическую форму (рекомендации ближайших спортзалов или диету)
– ответ на вопрос “Я толстая?”
– сексуальную ориентацию
– да и вообще состояние здоровья, например.

А самое ужасное, что есть миллионы людей, которые не задумываются о своей приватной информации, и не очень представляют себе, что они отдают корпорациям типа Amazon, Google или Facebook в обмен на “удобство”. Достаточно посмотреть, как люди выкладывают свою жизнь на Facebook на всеобщее обозрение, чтобы понять, что никакая видеокамера не остановит этих потребителей.

В каждую спальню – по камере!

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT